у нас появились новые силы.

Русский язык (олимпиадные задания). 5 класс.

Задание 1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

Задание 2.Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

Задание 3.К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

Сп…ши стихи, не сп…ши, не торопись; пол…скать собач…ку; пол…скать бельё; зап…вать песню; зап…вать лекарство; пос..деть на крыльце; пос…деть от горя.

Задание 4.Объясните значение словосочетаний.

Завели собаку, завели хозяйство, завели песню, завели разговор, завели мотор.

Закипела вода, закипел самовар, закипело море.

Тёмный цвет, тёмная личность, темная ночь.

Задание 5.Расположите синонимы в порядке усиления степени признака.

Большой, громадный, колоссальный.

Гениальный, способный, талантливый.

Родимый, родной, близкий, кровный.

Противный, омерзительный, неприятный.

Устремиться, метнуться, ринуться, броситься

Задание 6 . Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле.

Задание 7. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Ожог, стих, печь, мелок, жаркое.

Задание 8.Определите, к какому роду относятся слова.

Картофель, кофе, фамилия, простыня, окно, дверь, шампунь, компьютер, словарь.

Задание 9.Составьте схемы предложений.

Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

Что ты, ивушка, загрустила, ветви тонкие опустила?

Задание 10. Поставьте ударение в выделенных словах, объясните значение этих слов.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

(И.Соколов-Микитов.)

Дорога дорога , но дороже бездорожье.

(Пословица)

Задание 11.Придумайте слова с таким составом:

¬∩ ^

∩^∩

¬∩^^

∩^

Задание 12.Выделите суффикс в словах.

Зайчонок, девчонка, добрячок, дождливый, лживый, доверчивый.

Задание 13.Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически орфограммы на месте пропусков. Выполните синтаксический разбор предложений.

Необыкновенным б…гатством осен…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромного дер…вца могут быть б…гряными ал…ыми л…мон…ыми к…рич…невыми ч…рными серыми белыми.

Задание 14.Как правильно написать?

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зуб.

Русский язык (олимпиадные задания). 7 класс.

Задание 1.Расставьте ударения в словах.

Досуг, прибывший, гравёр, движимый, поднявший, балуясь, ржавая, планер,добрались, мельком, начатый, начавший, начала.

Задание 2.Разберите слова по составу.

Участвовавшие, провозглашают, обрастают.

Задание 3. Как образовались слова?

Прилуниться, изредка, кверху, пятиборье.

Задание 4. Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову.

Отважный, холодный, дом, говорить, прочный.

Задание 5.Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; себе на уме; кожа до кости; куры не клюют; вставлять палки в колёса; прикусить язык; встать с левой ногой.

Задание 6. Составьте развернутый план ответа по теме: «Причастие»

(«Деепричастие»).

Задание 7. От данных глаголов образуйте все возможные причастие выделить в них суффиксы.

Задание 8. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий? Запишите предложения в исправленном виде.

Открыв окно, я залюбовался видом города. Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. Подходя к дому, вдруг выскочила собака. Подъезжая к станции, я был встречен товарищем. Повторив старые, лучше поймешь новые.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Растваьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор.

С ….лёные брызги … громных волн разб …вающихся о пр…брежные скалы л…тели д…леко на сушу и дом срубле….ый из толстых брёвен вздрагивал н…ста …о.

Задание 10. Замените наречия синонимами, в которых пишется нн или н .

Признаться чистосердечно; двигаться тихо, действовать быстро, выполнять всегда, слушать невнимательно, отвечать нечетко, появиться вдруг.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: неожида…о; медле….о; открове…о; постоя…о; мгнове…о; рассея…о; пута….о.

Задание 11. Определите, к каким частям речи относятся выделенные

Слова.

Длина линейки 10 сантиметров. Эта линейка для меня длина.

Задание 12. Напишите правильно наречия.

Броситься (в) догонку; расходиться (по) одиночке; приехать (во) время; говорить (на) распев; сыграть (в) ничью; работать (без) устали; (во) время урока; смотреть (в) упор.

Задание13. как правильно сказать:

Я кушаю или ем?

Задание 14. Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

Русский язык (олимпиадные задания). 8 класс.

Задание1. Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, ходатайство, мельком, каталог, звонит, языковое явление, диспансер, премировать, хаос, аристократия, газопровод, договор.

Задание 2. Объясните значение каждого слова и составьте с ним предложение.

Бр о ш ю ра, ви л ы – вил л ы, б е спр е к о словно.

Задание 3. Подберите к словам грусть , темнота синоним и антоним и составьте с ними предложение.

Задание 4. Замените следующие заимствованные слова русскими

синонимами:

индустрия, антракт, колоссальный.

Задание 5. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.

В сем случае совсем не прав.

Столовая закрыта.

Дай столовую ложку.

Как называется это явление?

Задание 6. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный.

Задание 7. Найдите общий корень в словах.

Пехота – опешить; наизусть – устный; след – последствия; пружина – упругий, мрачный – обморок.

Задание 8. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Задание 9. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз; зубы заговаривать; выйти в люди; всё валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

Задание 10.Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые в приводимых ниже предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского.

Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

Я не почёл за нужное упрекнуть его в несостоятельности и уложившись спать на сене опять попытался заснуть.

Знает ли вас кто – нибудь в доме Троекурова?

Задание 11.Определите тип односоставных предложений. Выделите грамматическую основу.

Цыплят по осени считают. Напишешь - не сотрёшь, выпустишь - не поймаешь. Сначала подумай, потом говори. Соловья баснями не кормят. (пословицы)

Задание 12.Составьте развёрнутый план ответа по теме

«Функции русского языка в современном мире».

Задание 13. Напишите слова с составными частями био -,библио-, -граф(ия). Составьте с этими словами словосочетания, сделайте синтаксический разбор.

Задание 14. Запишите фонетическую транскрипцию предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Задание 15. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

Задание 16. Приведите примеры высказываний великих людей о богатстве и красоте русского языка.

Русский язык (олимпиадные задания). 9 класс.

Задание 1. Запишите фонетическую транскрипцию данного предложения. Укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Около прорубки белые голубки.

Задание 2.Расставьте ударения в следующих словах:

Мозаика, квартал, соболезнование, корысть, перчить, индустрия, эксперт, диспансер, медикаменты, углубленный, регулировать.

Задание 3.Объясните лексическое значение данных заимствованных слов. Замените их русскими синонимами.

Сентиментальный, ротационный, комментарий, компромисс, привилегия, триумф.

Задание 4.Раскройте смысл народных сравнений.

Свалился как снег на голову;

Вертится как белка в колесе;

Набито как сельдей в бочке;

Пишет как курица лапой;

Нужен как телеге пятое колесо;

Крепок как молодой дубок.

Задание 5.Найдите грамматические основы данных предложений. Чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое?

Вошла Фенечка с Митей на руках (И. Тургенев). С баржи несли раненых. Некоторых стонали, но большинство молчало (К. Симонов). Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик (л. Толстой).

Задание 6. Чем объяснить, что один слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Приведите примеры таких слов. Как называются разделы науки о языке, которые изучают слова и фразеологизмы?

Задание 7. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания, в которых бы эти существительные стояли в дательном, предложном и родительном падежах единственного числа.

Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово. Назовите способ их связи (согласование, управление, примыкание).

Добл…сть, проф…ия, к…лектив.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Какие художественные средства использует автор? К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свой выбор.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно но небо на восток… уже стало светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий вечер что лес сразу ожил зашумел полн…звучно и звонко.

Через несколько минут ветер стих и деревья (с)нова застыли в холодном оц…пенени… Настала такая полная и торжеств…ная тишина что (с)разу стали слышны все (пред) утр…ние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и первые ещё (не)увер…ные удары проснувшегося дятла.

Задание 9. Определите количество букв и звуков в данных словах: традиция, ориентир, шинель, гигантский, асфальт, рояль, коллектив.

Задание10. Объясните лексическое значение данных заимствованных слов и приведите их русские эквиваленты. Инертный, экологический, прогрессивный, дискуссия, диалог, дебют, информация.

Задание11. Подберите к каждой паре слов примеры, чтобы эти слова были правильно употреблены в речи.

иллюстрация – иллюминация,

отвергать – опровергать,

основание – обоснование,

искусный – искусственный,

декларация – декорация,

нетерпимый – нестерпимый.

Задание12. Чем различаются фразеологизмы?

Китайская грамота, филькина грамота.

Задание13. Расставьте знаки препинания. Найдите в стихотворении синонимы.

Бураны вьюги и метели

Как много с ними канители

Как много шума толкотни

Как надоели мне они!

Так проворчал мороз угрюмый

И речку лед сковал без шума

Деревья скрыла седина

И наступила

Тишина. (В.Берестов).

Задание 14. Укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид.

  1. Без конца еду, а погода не унимается. Все залило, мосты, разнесло.
  2. Мутна вода. Белые волны хлещут по глине.
  3. Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону.
  4. Темнеет. Ямщик молчит.(А.Чехов).

Задание 16. Составьте эссе из 8-10 предложений.

При наступлении весны каждого человека непременно охватывает

волнение…

(Эссе – разновидность очерка. Главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистский стиль отличается образностью, афоричностью, близостью к разговорной речи.)

Русский язык (олимпиадные задания). 10 КЛАСС

Задание 1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика,идеал.

Задание 2. Вставьте нужные слова из скобок.

1.К.Д. Ушинский – знаменитый русский…В школу приехал новый… истории (педагог, преподаватель).

2. Выступавшие критиковали…в работе. Техник долго не мог обнаружить… мотора (недостатки, дефекты).

3. Лаборант провел … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор).

Задание3. Составьте развернутый план ответ по теме:« Роль языка в жизни общества»

Задание 4. Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

Задание 5. Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Сапог, сапожник, сапогом, сапожничать, сапожище, сапожки, сапогами, сапожный.

Задание 6. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, геенна, чело.

Задание 7. Допишите фразеологизмы.

Вариться…

Тянуть…

Унести…

Вскружить…

Дрожит…

Прожужжать…

Держать…

Взять…

Задание 8. Подумайте, каково значение слова анекдот во времена А.С.Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей

(А.С.Пушкин « Евгений Онегин»).

Задание 9. Расставьте ударения в словах.

Сорить, полчаса, положил, шофер, памятуя, цемент, отчасти, паралич, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, комбайнер, черпать.

Задание10. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Какие художественные средства использует автор? Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н..) видала после. Полный месяц стоял над домом за ними так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и террасы наискось лежа на песч…ной дорожке и газонном круге. Остальное всё было светло и облито сер…бром росы и месячного света. Широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л…жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не) ровным щебнем уходила в туман и (в) даль. Из (за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из (под) оврага подн…мался р…стущий туман. (Л.Н.Толстой.)

Задание 11. Расставьте ударения в глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях.

Гнать - гнала, гнало, гнали;

Принять - приняла, приняло, приняли;

Груб - груба, грубо, грубы;

Прав - права, право, правы;

Близок - близка, близко, близки.

Продан – продана, продано, проданы.

Задание 12. Исправьте ошибки в предложениях.

Простакова всячески стращает Софью. Вперед я опишу Митрофана. Князь Игорь убег из плена. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина.

Задание 13. Составьте развернутый план ответа

Мониторинг 7 класс Русский язык
Диагностическая работа № 1
Повторение изученного в 5 – 6 классах
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение части I и II диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа включает в себя 18 заданий. Позиции 1
· 11 представляют собой задания с выбором ответа. Позиции 12
· 18 включают задания с кратким ответом.
К каждому заданию с выбором ответа (1
· 11) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания запишите номер выбранного ответа.
Ответы к заданиям 12
· 18 сформулируйте самостоятельно. Запишите ответы на них словами или цифрами.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Задание части III выполняется дома.
Часть I
1. В каком слове выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прИбывший.
2) нАчавший.
3) нанЕсена.
4) доцЕнт.
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква ю?
1) гон..щий.
2) дышащ..й.
3) стел..щий.
4) вер..щий.
3. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки препинания не расставлены.)?
1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные ещё в девятом веке.
2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.
3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.
4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.
4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Открыв окно, я залюбовался видом города.
2) Открывая дверь, она громко скрипнула.
3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.
5. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?
1) закруче..ая нитка.
3) растрёпа..ые волосы.
2) сея..ая сеялкой.
4) сушё..ые грибы.
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
1) развеш..нное бельё.
2) выкач..нная вода.
3) расстрел..нные патроны.
4) вытащ..нные инструменты.
7. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры.
2) Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
3) Детей, вернувшихся из лагеря, встречали родители.
4) Дедушка ходил по огороду, заросшему бурьяном.
8. В каком слове пропущена буква е?
1) крас..щий.
2) растер..нный.
3) движ..мый.
4) омыва..мый.
9. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые?
Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.
1) 1, 3, 4.
2) 1.
3) 1, 2, 3, 4.
4) 1, 4.
10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения?
Прочитав рассказ,
1) он показался мне слишком грустным.
2) у меня усилился интерес к прозе.
3) возникло желание его перечитать.
4) перескажите его.
11. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.
2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.
3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.
4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.
Часть II
Прочитайте текст и выполните задания 12 – 18. Ответы запишите словами или цифрами
(1) Широко распространённое явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. (2) Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит человек такой фильм, и читать само произведение как бы уже нет надобности. (4) Но преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. (6) При чтении произведения у читающего невольно включается воображение. (7) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. (8) Чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором.
12. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) По многим литературным произведениям поставлены фильмы.
2) Книга имеет преимущество перед фильмом.
3) Чтение – процесс творческий.
4) При чтении книги человеку некогда осмыслить прочитанное.
13. Сколько звуков в слове фильм (предложение 3). Свой ответ запишите цифрой.
14. Из предложений 3 выпишите слово, состоящее из одной приставки, корня и окончания.
15. Из предложения 8 выпишите существительное первого склонения.
16. Напишите разряд прилагательного нужной (предложение 4).
17. Укажите наклонение глагола включается (предложение 6).
18. Из предложения 2 выпишите подлежащее.
Часть III
Напишите сочинение о том, согласны ли вы с автором, что чтение книги – «процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором». Объём сочинения не менее 50 слов.


Приложенные файлы

  • Глаголу (от него образуется)

  • Вопрос: что делая? что сделав?

  • Обозначает добавочное действие

  • Возвратность

  • Переходность

  • Зависит от глагола


Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

  • Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша

  • Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия.

  • Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть.

  • Открыв окно, я залюбовался видом города.

  • Открывая дверь, она громко скрипнула.

  • Мама сидела, откинувшись на спинку стула.

  • Брат, склонив голову набок, что-то писал.

  • Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

  • Возвращаясь домой, шел дождь.

  • Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

  • Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

  • Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями.

  • НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша.

  • Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ.

  • …давши слово, крепись, а давши, держись.

  • …зная броду, …суйся в воду.

  • …убив медведя, шкуры …продают.

  • …поглядев на пирог, …говори, что сыт.

  • …поклонясь до земли,грибка…поднимешь.

  • …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте.

  • Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.

  • Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу.

  • Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным.

  • Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям.

  • Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце.

  • Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте.

  • 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу.

  • Все жители находились тут же, ожидая самозванца.

  • Увидев меня, он остановился.

  • Возвратясь, он велел подавать свою карету .


  • 2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов.

  • С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.


Примечание к правилу.

  • Фразеологические обороты не выделяй запятыми:

  • Сломя голову

  • Засучив рукава.


Расставьте знаки препинания.

  • Чему научится он служа в Петербурге.

  • Отдохнув пустились мы далее.

  • Товарищи заметив его беспокойство ушли.

  • Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище.

  • Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул.

  • Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

  • Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал.

  • Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.


1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Войдя в аудиторию,

  • 1) мной была совершена ошибка;

  • 2) профессор поздоровался со студентами;

  • 3) не каждым соблюдается тишина;

  • 4) у нас возникло чувство страха.


2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • 1) у меня затряслись руки;

  • 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;

  • 3) я долго не мог уснуть;

  • 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку .


3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Отдохнув несколько дней,

  • 1) я вернулся к обычной работе;

  • 2) мною была прочитана книга;

  • 3) часто забываются все дела;

  • 4) у нас появились новые силы.


4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Гордо подняв голову,

  • 1) не видится ошибок;

  • 2) у всех возникло чувство обиды;

  • 3) она вышла из комнаты;

  • 4) мною был никто не замечен.


5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Обучив лошадь всем премудростям выездки,

  • 1) наездника ждет заслуженная награда;

  • 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем,

  • а конь- всадником;

  • 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе;

  • 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

  • Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина:

  • По лощинам звезды отражая

  • Ямы светят тихою водой.

  • Журавли друг друга окликая

  • Осторожно тянутся гурьбой.

  • А весна в заледеневшей роще

  • Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

  • Гром грохотал (не)переставая.

  • Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  • В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи.

  • (Не)помня себя от восторга я побежал домой.


Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается .
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .

Назовите основы предложений.

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать - осматривая, смеяться - смеясь . Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь - несовершенного вида.

Зависимое слово - существительное или местоимение - ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) - покрасив (что?) стену (В. п.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте . - Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг . - Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

  • Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

Применяя данное определение, рассуждайте так: выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел - основное действие, а выглянув - добавочное, значит, выглянув - деепричастие.

180. Прочитайте и проанализируйте информацию. С какой точки зрения охарактеризовано деепричастие? Запишите три предложения в виде диалога между учителем и учениками.

Почему деепричастие получило такое наименование? Оказывается, деепричастие связано с основным действием, причастно ему. Если говорить точнее, слово деепричастие - от слов причастие и действие. Оно обозначает дополнительное действие, которое связано с основным.

181. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет , затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович)

182. Прочитайте текст. Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? Постройте схему первого предложения с прямой речью.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: „пятак упал к ногам". Надо сказать: „Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая"».

Замечание это - помню хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович)

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

183. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в использовании деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 4. Закан(?)чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 5. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 6. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 7. Кое(кто) из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 8. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грус(?)ным.