Пропавший сын ии саввиной преодолевает тяжелую болезнь. Талантливая женщина и солнечная мама

После смерти легендарной актрисы Ии Саввиной к ее сыну Сергею было приковано пристальное внимание. Выяснилось, что мужчина, которому на тот момент исполнилось 54 года, страдает синдромом Дауна. Многие поклонники таланта артистки переживали: как Сергей будет жить без мамы в дальнейшем? Ведь Ия Сергеевна была для него всем.

Будущая звезда советского кино родила мальчика в 1957 году от брака с ученым-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Молодые познакомились в студенческом театре МГУ, где они оба играли главные роли. Первое знакомство переросло в яркую любовь, и вскоре на свет появился малыш, которого родители назвали Сергеем. Молодые сильно переживали, когда услышали от врачей диагноз. А потом стали развивать способности мальчика. К Сергею регулярно приходили преподаватели по английскому языку и фортепиано. Огромную роль в его воспитании сыграла и бабушка по линии отца Янина Адольфовна, которая была преподавателем по русскому языку и литературе. Она дала Сергею отличное домашнее образование.

– Сергей знает наизусть множество стихов русской классики, – любила рассказывать близким Ия Сергеевна. – А еще говорит по-английски!

Иа Саввина с сыном /

В 38 лет у Сергея открылись новые способности – он стал рисовать. Узнав об увлечении сына, Ия Сергеевна купила ему все необходимое. С тех пор Сергей стал проводить все свободное время за мольбертом. Еще в молодости его знаменитая мама поняла, что ребенку нравится отдыхать на природе. Поэтому приобрела небольшой участок с домом в Костромской области. Здесь мальчик проводил большую часть года.

Ия Сергеевна радовалась новым картинам сына, а по вечерам молилась, чтобы Сергей умер с ней в один день. Она переживала, что без нее он не справится. Опасалась звезда советского кино и из-за наследства. Предполагала, что после ее смерти вокруг сына может развернуться настоящая война, поэтому за десять дней до кончины зарегистрировала брак со своим гражданским мужем – режиссером Анатолием Васильевым.

Актриса завещала сыну все свое имущество – две роскошные квартиры в центре Москвы, дачу под Костромой и дорогой автомобиль. Предполагалось, что опекуном Сергея после смерти звезды советского кино станет ее гражданский муж. Однако им пожелала стать и бывшая домработница актрисы – Заира, которая в свое время увела у Саввиной первого мужа, превратившись из прислуги в мачеху. В конце концов после долгих разбирательств опекуном остался муж актрисы Анатолий Васильев.

Ия Саввина /

После смерти Ии Саввиной Сергея никому не показывали. Поклонники актрисы не на шутку обеспокоились: куда пропал мужчина? Несколько лет назад телевизионщики пытались провести расследование и отправились на дачу под Костромой. Но, увидев камеры, Сергей стал убегать. Однако на прошлой неделе Шестакова все же вывели в свет. Сын Саввиной появился на выставке собственных работ.

Художник выглядел бодро: с его лица не сходила улыбка. Он принимал поздравления от присутствующих и отвечал на вопросы. Мужчина признался, что его любимые цвета – зеленый и желтый.

Посмотреть на работы Сергея пришли около ста человек.

– Сергей стал настоящим художником! – радовались посетители.

В это время в зал, где проходила выставка, вынесли праздничный торт. Сергей, увидев угощение, расплылся в улыбке. Было видно, что находиться среди народа ему очень нравится.

– Спасибо за все, – подытожил мужчина.

"Ия Саввина ищет утешение в рюмке..." - так называется материал в журнале "только звезды", раскрывающий тайну дауна, которого против своей воли воспитывала покойная Ия Саввина:
"Самозабвенно играя на сцене, будущая известная актриса познакомилась с Всеволодом Шестаковым, тоже самодеятельным актером, молодым ученым-гидрогеологом. Сын высокопоставленного чиновника привел молодую жену в престижную квартиру на Фрунзенской набережной, обставленную дорогой мебелью. Но девушка ни минуты не ощущала себя в ней хозяйкой. Всем здесь заправляла мать ее мужа – женщина, не терпящая никаких возражений. В 1957 году у молодой пары родился сын Сережа. Диагноз врачей прозвучал как приговор всей их жизни: у мальчика – синдром Дауна.
Ия очень боялась, что свекровь обвинит ее в рождении больного ребенка. Но та отнеслась к страшному известию со смирением. Врачи предложили отказаться от неполноценного малыша. «Это мой первый и единственный внук, я не отдам его никому и воспитаю мальчика сама, какой бы он ни был», – заявила свекровь...
Несмотря на то, что заботу о больном ребенке взяла на себя мать Шестакова, счастья в молодой семье не было. Больной сын создавал много сложностей, во все вмешивалась и властная свекровь. Ию спасали лишь частые поездки на съемки и гастроли с театром. Прожив 10 лет в браке, Саввина развелась. Ушла, оставив больного сына на попечение бабушки.
Шестаков вскоре тоже покинул материнский дом, женившись на балерине Большого театра. Несчастного мальчика родители навещали лишь изредка.
Заира Мешвелиани появилась в квартире на Фрунзенской набережной в 1994-м.
Ия Сергеевна искала женщину, согласную присматривать за Сергеем и свекровью, пережившей инсульт. Сиделке обещали возможность бесплатно снимать комнату. Заира как раз нуждалась в крыше над головой...
– Когда вошла в квартиру, меня встретил Всеволод Михайлович, – рассказывает Заира. – В одной комнате находился Сергей, ему уже было за 30, он напоминал маленькую старушку. В другой комнате лежала почти неподвижная мать Шестакова. Квартира выглядела очень запущенной. Мне не захотелось взваливать на себя проблемы этих людей. Но Ия Сергеевна звонила, подолгу уговаривала. В конце концов я согласилась.
Переселившись, Заира обнаружила в доме странные порядки.
– Сережа просыпался в 16 часов, бодрствуя всю ночь, – рассказывает Заира. – Удивившись, я поинтересовалась, почему так заведено. Мне объяснили: так его приучили с детства, чтобы не мешать по утрам сну родителей, приходивших домой поздно. В комнате Сережи стоял комод. В его ящиках я обнаружила коробочки с фасолью, горохом, гречкой. Оказалось, больного ребенка заставляли пересчитывать горошинки и крупу, дабы он был занят делом и не шумел. Подобные методы воспитания меня потрясли...
После второго инсульта у свекрови артистки отнялась речь. В ее комнату Ия Сергеевна никогда не заходила. Однажды умирающая женщина увидела невестку через открытую дверь.
– По ее напряженному лицу я поняла: она хочет, чтобы Ия подошла к ней, – вспоминает Заира. – Тут же передала: «Иечка, подойдите, она вас зовет». Прежде доброе лицо Саввиной исказила гримаса. Она произнесла слова, которые навсегда врезались мне в память: «Мама, вы всю жизнь мне испортили! Я хотела вас убить». Она говорила с интонацией, свойственной женщинам-фашисткам, лагерным надзирательницам, которых показывают в кино. Повернувшись ко мне, будто играя роль, она опять изменилась в лице: «Заирочка, ну что с нее взять, вот ведь как время все меняет». Открыла дверь и ушла. Ее ненависть не укладывалась в моей голове, ведь умирающих обычно прощают, несмотря ни на что. Потом я узнала: Саввина с мужем не могли простить свекрови, что она не позволила сдать сына-дауна в специнтернат, считая, что этим решением она перечеркнула их жизнь...
Заира продолжала ухаживать за больным сыном Саввиной до тех пор, пока та не переехала в новую шикарную 4-комнатную квартиру. До этого у актрисы была 2-комнатная на Большой Грузинской улице. Это жилье ей выхлопотал Олег Ефремов как ведущей актрисе МХАТа в качестве служебного жилья. В начале 90-х актриса вместе с коллегами по театру вступила в кооператив. Дом строился долго, пришлось через суды отвоевывать свои права, доплачивать. Ефремов сделал ей шикарный подарок, добившись разрешения приватизировать казенную квартиру. Саввина продала ее, на вырученные деньги сделала в новых апартаментах дорогой ремонт, купила джип и дачу, а оставшуюся немалую сумму положила в «Чару». В отличие от простых смертных, потерявших вклады в этом банке, актриса смогла вместе с другими известными деятелями культуры вернуть вложенные деньги.
– Ия Саввина – обеспеченный человек. У нее даже есть личный водитель, – рассказывает Заира.
Все эти годы они поддерживали добрые отношения с Ией Сергеевной.
– Я очень любила театр и искусство, но, приходя к Ие, я видела этих великих людей в быту. После я перестала ходить в театр – так разочаровалась. Ее всегда окружали личности, любящие крепко выпить. Вот и Саввина пристрастилась к рюмке. Это, к сожалению, беда многих актеров из близкого окружения Ефремова..."
полностью

Сохранено

Кто теперь этим может интересоваться? - только такие как мы...

МАРИНА НЕЕЛОВА И ИЯ САВИНА. ОДИН МУЖ НА ДВОИХ

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:

Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

В канун 80-летия Ии Саввиной мы попросили вспомнить о ней близких актрисе людей, ее коллег. Первым откликнулся самый близкий ей на протяжении 30 последних лет жизни человек - ее муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. Ровно пять лет назад овдовевший.

Первое, что приходит в голову, когда я задумываюсь об Ие, - это воспоминания о том, как мне с ней было хорошо, - начинает разговор Анатолий Исаакович. - У актеров есть такое выражение - органичный человек. Вот она была для меня безумно органична, жить с ней мне было необычайно легко, комфортно. Вот сижу дома, звонок в дверь, Ия пришла - мне сразу же хорошо!

А вот говорят, что она была очень резкой, могла иной раз и послать подальше...

Анатолий Васильев: Да, бывало такое. Это происходило в том случае, если происходящее не совпадало с ее представлением о совершенстве. У нее были очень высокие требования к жизни, к происходящему вокруг. Я на ее эскапады не реагировал, всегда дожидался, пока этот кипяток перестанет бурлить, другие - бледнели, краснели, начинали заикаться. Такое маленькое существо - и так вулканически взрываться...

А пыль после "взрыва" быстро оседала?

Анатолий Васильев: Когда как. Иного пошлет куда положено, и тот месяц-другой над собой работает, ее расположение возвращает. Эти взрывы, скажу вам, чаще происходили в приятельских отношениях, если человек не близок, она на него и взрываться-то не будет. А вот те, кто дорог и интересен, получали "по полной".

Одной из главных отрад вашей семейной жизни была дача в Щелыкове.

Анатолий Васильев: Да, 500 километров от Москвы - уезжаешь к чертовой матери, всякая цивилизация кончается и начинается вегетативная жизнь. Лес, грибы, в огород забегают лисы, запрыгивают зайцы, в лесу из-под тебя глухари вылетают...

Ие Сергеевне, городской, воронежской, это было нужно?

Анатолий Васильев: Да она всю жизнь говорила, что она крестьянка! Они жили в пригороде Воронежа, свой дом, огород. На нашем видео есть кадры, как она с серпом сладострастно лезет под кусты, полет траву, высаживает семена, за которыми потом надо будет ухаживать все лето. При этом ругается, что устала как собака, а с утра снова. Парники, помидоры, засолить, закрутить, до трех утра возиться с этим... На балконе до сих пор остались закрученные ею банки с кабачками, с морковью.

Готовила, наверное, вкусно...

Анатолий Васильев: Вкусно - это мягко сказано. Готовила грандиозно. На том же балконе - две полки длиной по полтора метра, полные кулинарных книг: кухня еврейская, таджикская, украинская, белорусская, латиноамериканская... Есть даже два тома Молоховец позапрошлого века. Любимые рецепты были те, что рассчитаны недели на две готовки, а еще лучше на месяц. Вот у Молоховец есть рецепт "цыплята на манер рябчиков". Птиц надо вымачивать, чего-то им впрыскивать, добавлять можжевеловых ягод и еще всякого, пока они на вкус рябчиков не начнут напоминать. Дней 15-20 процесс шел.

И как успевала при этом...

Анатолий Васильев: Да, успевала - писать учебные программы, статьи, учить роли. Я ж никогда не видел, чтоб она роль учила! Тем не менее когда она выскакивала на сцену, то выдавала монологи по 5-7 минут. И никогда не было спешки, истерики - "не успела туда, не успела сюда": все спокойно, не спеша, покряхтывая, покуривая.

А ведь на ней был еще Сережа, сын с синдромом Дауна. Ему сейчас уже 58...

Анатолий Васильев: На Сергея было потрачено много усилий не только Ией, но и ее свекровью, подругами, друзьями. Одни учили его играть на пианино, другие английскому, кто-то занимался с ним литературой, и теперь Сережа учит и прекрасно читает стихи - Пушкина, Окуджаву. А лет 6 назад начал вдруг рисовать, этому его никто не учил. Начал с фломастеров, перешел на гуашь. Две выставки уже было.

Прямая речь

Валентин Гафт: Я обратил на нее внимание еще до выхода "Дамы с собачкой". Год где-то 59-й, я спускаюсь по лестнице на "Ленфильме", и в профиль у окна стоят двое, облокотившись о стенку. Это были Саввина и Хейфиц, режиссер "Дамы...". Оторваться было нельзя - мутноватое окно, два прекрасных профиля: картинка, будто кистью писанная, такой тонкости, нежности. И я подумал тогда: вот где, наверное, разговор о прекрасном...

У нее была потрясающая способность создавать. Она не мелочилась, ей надо было играть только глубокие человеческие вещи. Иной раз смотришь на нее в сцене и думаешь: господи, как же она хорошо знает жизнь, людей, как точно логику человека улавливает, чувствует болевые точки...

Елена Проклова: На ее счастье, у Ии Сергеевны не было актерского образования, играть ее не учили, и в каждой своей роли она на 100 процентов жила, до самозабвенья, выкладывая всю душу, без актерства, без того, чтоб придумать "образок" и его играть.

А на отдыхе - это был просто другой человек. На даче в Щелыкове мы, помню, идем по лесу, грибы собираем, а она все вскрикивает: "Ах ты поганец какой, вылез тут!", "А этот-то, как смотрит на меня!" Она разговаривала с ними, каждому давала прозвище, и было видно, что человека оторвали от природы, сунули в этот город, и она, кажется, прожила жизнь не совсем в своей тарелке. В театре я ее никогда такой не видела. А кстати, "поганец" - это было не про поганку, а про беленький...

Игорь Верник: Вспоминаю ее такой: с сигареткой, легкая, озаренная, улыбается. Она была нежна с теми, кто ей был близок, со мной всегда держалась как старший товарищ. Помню, как-то в 80-х, когда я снимался в первых клипах, рекламных роликах, встречаемся в коридоре МХАТа, и она бросает мне так, на ходу: "Ну что, улыбка на миллион долларов?"

На репетициях всегда сидела с книжкой или с кроссвордом. Кроссворды были такие, которые среднестатистический человек решает за час, а у нее уходило несколько минут. Потом пошли книжки из кроссвордов. Она никогда не позволяла себе расслабленности, голова всегда должна была работать, не простаивать.

Актриса, журналист, литературовед

Сергей Юрский :

Что такое творческий человек? Творчество - это особый способ жизни, где сохранение своего внутреннего огня является самым главным. И ради этого перетерпеваешь все. Ее жизнь была очень трудной, но Ия преодолевала это творчеством. Актерски - но не только.

Ия Саввина - блестящая журналистка с университетским дипломом, знаток литературы и литературовед, автор киноведческих очерков об Ульянове, Раневской, Орловой, грузинских комедиях... Актерская работа отодвинула в сторону эту ее ипостась. И вот случилась - Шаболовка, Главная редакция научных, художественных и учебных программ. Особенный канал, связанный с театром, литературой, с классикой. И литературная работа для ТВ, на мой взгляд, вошла в пятерку главных достижений Ии.

Ее сценарии стали основой для инсценировок "Театра Тургенева" и "Театра Салтыкова-Щедрина" для "Учебки". Фильм тургеневский был снят всерьез, мы не просто разыграли сцены, а выезжали в Спасское-Лутовиново, актеры, режиссеры, Ия - как автор и редактор группы. В фильме по Салтыкову-Щедрину сыграла и она сама, а потом мы все: Тенякова, Богатырев, Ия, я, уже без грима зачитывали и обсуждали письма, дневники Михаила Евграфовича...