Где сейчас проживает артистка марина неелова. Биография

Изящная и хрупкая женщина, с настороженным взглядом и обворожительной внешностью, в этом описании легко узнать актрису Марину Неелову. Ее биография и личная жизнь до сих пор волнует, многочисленных фанатов. В это тяжело поверить, но в прошлом году артистка справила свой 70-летний юбилей, ее бодрости и энергичности могут позавидовать молодые.


Становление личности

Хотя росла девочка в не артистической семье, но с самого детства родители прививали ей вкус к прекрасному, им хотелось воспитать творческую личность. С 4 лет она занималась балетным искусством, однако, девочке хотелось играть, и окончив школу, она с первого раза поступила в театральный вуз, на курс Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд.

Марина Неелова в молодости

В студенческие годы Неелова снялась в фильме «Старая, старая сказка», хотя это не приветствовалось, ей простили нарушение. После вуза Марина недолго проработала в Моссовете, пока ее не переманили в «Современник».

Взрослая жизнь

Театральная деятельность Марины Нееловой началась с постановки «Валентин и Валентина», дебют оказался довольно удачным и уже более 30 лет актриса продолжает там трудиться.

Фото молодой актрисы

За столь длительный срок она сыграла множество ролей, самые запомнившиеся спектакли:

  • «Двенадцатая ночь» (1975);
  • «Вишневый сад» (1976);
  • «Три сестры» (1982);
  • «Ревизор» (1983);
  • «Крутой маршрут» (1989).

Причем в «Шинели» она с успехом сыграла роль мужчины.

Нееелова на сцене театра

Кинематограф

После съемок с Олегом Далем, актрису буквально завалили приглашениями, вначале она играла сказочных героинь и мечтательных дам. Особую популярность ей принесла роль любовницы в «Осеннем марафоне», кстати, эта кинолента до сих пор любима зрителями.

Кадр из фильма «Старая, старая сказка»

Фильмы, в которых снялась Неелова можно долго перечислять, вот наиболее известные из них:

  1. «Ты у меня одна» (1993).
  2. «Тюремный романс» (1996).
  3. «Сибирский цирюльник» (1998).
  4. «Азазель» (2002).
  5. «Крутой маршрут» (2008).
  6. «Предлагаемые обстоятельства» (2009).

Марина Неелова в фильме «Осенний марафон»

Кроме того, Алиса из одноименного мультфильма «Алиса в стране чудес» говорит голосом актрисы. Биография и личная жизнь Марины Нееловой заинтересовала много иностранных рецензентов. Например, известный американский критик Питер Маркс написал: «Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Нееловой».

Актриса на съемках фильма «Азазель»

Дети и семья

Со своим первым мужем Анатолием Васильевым актриса познакомилась на съемках фильма «Цвет белого снега», режиссером которого он был. Мужчина долго не мог найти кандидатуру на роль главной героини, Марина идеально подходила ко всем, предъявляемым требованиям. Их брак продлился всего 8 лет, о причинах их расставания ничего не известно.

Первый муж актрисы Анатолий Васильев

Затем возникла страстная любовь к шахматисту Гарри Каспарову, несмотря на то, что он младше ее на 16 лет. Однако финал романа оказался неудачным, благодаря матери мужчины, деспотичная и властная женщина посчитала, что брак помешает карьере сына.

Их разрыв крайне негативно настроил весь театральный бомонд против спортсмена. Уже после расставания у Марины родилась дочь Ника, хотя Каспаров так и не признал своего отцовства, внешне девушка очень похожа на него.

Марина Неелова и Гари Каспаров

Долгое время актриса вела довольно закрытый образ жизни, занималась только карьерой и воспитанием дочери, пока знакомые чуть ли не силой вытащили ее на отдых, где она и встретила свою вторую половинку, Кирилла Геворгяна. Поженившись, молодожены уехали жить в Париж. Мужчина смог заменить дочери актрисы отца, поэтому девушка считает, что выросла в полной семье.

Актриса со своим мужем и дочерью

Кстати, Ника стала популярным художником, о ее работах известно по всему миру. А в 2010 году она выиграла престижный европейский конкурс «Новые сенсации». Совсем недавно прошла личная выставка девушки в Лондоне, к тому же ее картины приобретены частными коллекционерами всего мира.

Марина Неелова сегодня

Для многих женщин первостепенной ценностью являются фото дочерей и внуков, к сожалению, Марина Мстиславовна, пока не может этим похвастаться, но все еще впереди.

Актриса продолжает свою театральную деятельность, в 2016 году артистке вручили приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского».

Марина Неелова на съемках фильма «Карп отмороженный»

В январе 2018 зрители увидели мелодраму «Карп отмороженный» с Нееловой в главной роли, она наконец-то прервала свой многолетний перерыв в кинематографе.

Артистка играет одинокую пенсионерку, которой не с кем поговорить кроме живого карпа. Занятный факт, во время съемок использовали одну, и ту же рыбу, она уже узнавала женщину и подплывала к бортику посудины, когда Марина к ней подходила.

Биография Марины Нееловой свидетельствует о том, что стать известной актрисой она мечтала еще в детстве. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что эта ме...

Актриса Марина Неелова: биография, личная жизнь, фото и лучшие роли

От Masterweb

03.06.2018 18:00

Биография Марины Нееловой свидетельствует о том, что стать известной актрисой она мечтала еще в детстве. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что эта мечта сбылась. «Фантазии Дегтярева», «Дорогая Елена Сергеевна», «Осенний марафон», «Монолог», «Ты у меня одна» - сложно перечислить все фильмы, благодаря которым зрителям запомнилась Неелова. К 71 году эта талантливая женщина успела сняться более чем в 50 кино- и телепроектах. Также на ее счету множество ярких ролей, сыгранных на сцене театра «Современник», службе в котором она посвятила всю свою жизнь. Какова же история знаменитости?

Марина Неелова: биография, семья

Звезда отечественного кино появилась на свет в Ленинграде, произошло это в январе 1947 года. Из биографии Марины Нееловой следует, что родилась она в семье, не имеющей отношения к кино и театру. Валентина Николаевна, ее мать, посвятила себя воспитанию ребенка. Она активно поощряла тягу девочки к творческой деятельности.

С четырех лет Марина начала заниматься балетом. Затем у нее возник интерес к театру, она начала участвовать в школьных спектаклях. Во время учебы в выпускном классе Неелова уже твердо знала, что должна стать актрисой.

Студенческие годы

Биография Марины Нееловой свидетельствует о том, что поступить в ЛГИТМиК ей удалось сразу после окончания школы. Конечно же, девушка выбрала актерский факультет. Азы профессии она постигала под руководством Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева. Учиться было интересно, поэтому годы студенчества пролетели мгновенно.

На съемочную площадку Неелова впервые попала еще тогда, когда занималась на третьем курсе ЛГИТМиКа. Она дебютировала в картине «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой, где ей достались сразу две роли. Критики положительно отозвались о первом опыте начинающей актрисы. Диплом она получила в 1969 году.

Театр

Биография Марины Нееловой свидетельствует о том, что в студенческие годы она мечтала присоединиться к труппе БДТ. Однако девушка не рискнула обратиться с такой просьбой к главному режиссеру театра Георгию Товстоногову. В 1971 году Марина перебралась в Москву и влилась в творческий коллектив Театра имени Моссовета. За три года службы в этом театре она сыграла несколько ролей, к примеру, приняла участие в постановке «Турбаза».


В 1974 году перед Нееловой распахнул свои двери «Современник», в котором она служит и сейчас. Все началось с того, что Константин Райкин и Валерий Фокин предложили ей заменить выбывшую актрису в постановке «Валентин и Валентина».

Сложно перечислить все достижения Нееловой за годы службы в этом театре. Она приняла участие во множестве известных спектаклей. К примеру, в «Двенадцатой ночи» актриса воплотила образ Виолы, в «Вишневом саду» сыграла Анну. В «Ревизоре» она перевоплотилась в Марью Антоновну, а в «Трех сестрах» исполнила роль Маши. Ниже перечисляются другие известные постановки с ее участием.

  • «Вечно живые».
  • «Белоснежка и семь гномов».
  • «Четыре капли».
  • «С любимыми не расставайтесь».
  • «Эшелон».
  • «Из записок Лопатина».
  • «Фантазия Фарятьева».
  • «Дамы приглашают кавалеров».
  • «Спешите делать добро».
  • «Кабала святош».
  • «Адский сад».
  • «Крутой маршрут».
  • «Звезды на утреннем небе».
  • «Сладкоголосая птица юности».
  • «Осенняя соната».
  • «Дама».

От безызвестности к славе

Биография актрисы Марины Нееловой свидетельствует о том, что первым ее серьезным достижением стала одна из ключевых ролей в драме Ильи Авербаха «Монолог». Она блестяще воплотила образ юной Нины, внучки старого профессора Сретенского. Получить эту роль актрисе было нелегко, она приложила все усилия для того, чтобы режиссер обратил на нее внимание.


«Осенний марафон» - картина, благодаря которой ощутила вкус настоящей славы Марина Неелова. Биография, личная жизнь, фото актрисы стали вызывать интерес у общественности именно после выхода этого фильма. Подготовка к роли Аллы заняла много времени, Марине хотелось как можно лучше понять своего персонажа. Наиболее сложным для актрисы оказался эпизод, в котором ее героиня и герой Олега Басилашвили (они играли любовников) лежат под одеялом в неотапливаемом помещении.

Это была далеко не первая жертва, которую Марина принесла ради любимой работы. К примеру, в картине «С тобой и без тебя», вышедшей несколькими годами ранее, актриса воплотила образ батрачки. Она вынуждена была доить коз и коров, таскать мешки с камнями, колоть дрова и косить траву.

Амплуа, роли

Нельзя сказать, что у актрисы Марины Нееловой, биография, личная жизнь и творческие достижения которой рассматриваются в статье, есть четко выраженное амплуа. Свою карьеру в кино она начала с ролей сказочных и романтических персонажей. В качестве примера можно вспомнить картины «Сломанная подкова», «Цвет белого снега», «Принц и нищий», «Тень». Далее Неелова стала играть ранимых, хрупких, страдающих женщин, которые готовы бороться за свою индивидуальность, отстаивать свое «я». К примеру, такова ее Нина в «Фотографии на стене», Валентина в «Слове для защиты», Саша в «Просто Саше», Алла в «Осеннем марафоне».


В 80-е годы репертуар Марины обогатился комедийными ролями с оттенком фарса. Многим зрителям запали в душу героини, образы которых она воплотила в фильмах «Чужая жена и муж под кроватью», «Красавец-мужчина», «Мы веселы, счастливы, талантливы», «Карусель», «Дамы приглашают кавалеров». Также она по-прежнему продолжала сниматься в драмах. К примеру, одну из самых ярких своих ролей Неелова исполнила в картине «Дорогая Елена Сергеевна». Нельзя не отметить и фильм «Тюремный романс», в котором звезда блестяще воплотила образ главной героини. Она сыграла следователя прокуратуры, которая умудряется полюбить заключенного.

Первый брак

Поклонники хотят знать об этой талантливой женщине все, общественность интересуется ее биографией, личной жизнью, детьми. Марина Неелова встретила своего первого мужа во время работы над дипломным фильмом, в котором ей доверили ключевую роль. Актер и режиссер Анатолий Васильев сразу произвел впечатление на нее, симпатия оказалась взаимной.

Свадьбу влюбленные сыграли вскоре после выхода картины. Анатолий жил в Москве, и Марина переехала из родного города в столицу. Ее первый брак просуществовал около восьми лет. Официальная причина их расставания – не сошлись характерами.

Роман с Гарри Каспаровым

Что дальше происходило в личной жизни Марины Нееловой? Биография звезды свидетельствует о том, что в 1984 году у нее начались романтические отношения с шахматистом Гарри Каспаровым. Актриса была старше своего возлюбленного на 16 лет, однако ее это не остановило. Именно Марина помогла Гарри войти в круг столичной элиты. Против их отношений категорически выступала мать Каспарова. Возможно, что именно это и привело к их расставанию.

Какие еще факты известны из биографии Марины Нееловой? Детей в браке с Анатолием Васильевым у нее не было, зато она родила дочь от Гарри Каспарова. Актриса назвала девочку Никой. Гарри отказался от дочери еще до ее появления на свет, и Неелова навсегда вычеркнула этого мужчину из своей жизни. Ее друзья также перестали общаться с Каспаровым, принимать его у себя.

Второй брак

Вторым мужем звезды стал дипломат Кирилл Геворгян, об этом свидетельствует ее биография. Марина Неелова, фото которой можно увидеть в статье, познакомилась с этим человеком на одном из приемов, куда ее пригласили друзья. Влюбленные встречались около трех месяцев, затем сыграли свадьбу. Именно Кирилл стал настоящим отцом для ее дочери Ники.


Геворгян по долгу службы много времени проводил за границей, Марина путешествовала вместе с ним. Конечно же, это не могло не отразиться на ее карьере. В любимом «Современнике» звезде шли навстречу, подстраивали под нее график спектаклей. Сниматься в кино Неелова стала реже. Когда приходилось выбирать между семьей и работой, она отдавала предпочтение семье.

Дочь

Отец Марины Нееловой был художником. Возможно, что именно от деда унаследовала талант к рисованию ее дочь Ника. Наследница актрисы окончила в Гааге Королевскую академию искусств, затем отучилась в Университетском колледже Лондона. Сейчас работы Ники выставляются на престижных европейских выставках. Интересно, что дочь Нееловой и Каспарова не только не стремится к публичности, но даже избегает ее.

Избранная фильмография


  • «Старая, старая сказка».
  • «Тень».
  • «Ждем тебя, парень».
  • «Принц и нищий».
  • «Монолог».
  • «С тобой и без тебя».
  • «Сломанная подкова».
  • «Ночь ошибок».
  • «Слово для защиты».
  • «Просто Саша».
  • «Между небом и землей».
  • «Двенадцатая ночь».
  • «Фотографии на стене».
  • «Ошибки юности».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Осенний марафон».
  • «Фантазии Фарятьева».
  • «Дамы приглашают кавалеров».
  • «Мы не увидимся с тобой».
  • «Спешите делать добро».
  • «Карусель».
  • «Мы веселы, счастливы, талантливы!».
  • «Дорогая Елена Сергеевна».
  • «Тень, или Может быть, все обойдется».
  • «Кто боится Вирджинии Вульф?».
  • «Тюремный романс».
  • «Ты у меня одна».
  • «Ревизор».
  • «Двадцать минут с ангелом».
  • «Леди на день».
  • «Вишневый сад».
  • «Крутой маршрут».
  • «Шинель».
  • «Предлагаемые обстоятельства».

Последнюю на текущий момент свою роль талантливая актриса исполнила в драматической комедии «Карп отмороженный». Ее персонажем стала обыкновенная пенсионерка из небольшого городка Елена Михайловна, которая узнает о своем смертельном диагнозе. Женщина решает избавить от потенциальных хлопот единственного и любимого сына, работающего в другом городе бизнес-тренером. Она начинает самостоятельно готовиться к собственным похоронам.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений Раззаков Федор

Марина НЕЕЛОВА

Марина НЕЕЛОВА

М. Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители были людьми творчески одаренными (отец прекрасно рисовал) и мечтали, чтобы их дочь посвятила себя искусству. Уже с четырех лет мама стала водить Марину в Кировский театр оперы и балета, и за год они пересмотрели все спектакли по нескольку раз. После этого мечтой Марины на долгие годы стал балет. Однако в старших классах она всерьез увлеклась театром и, после окончания школы в 1964 году, поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская В. Меркурьева и И. Мейерхольд).

Еще в институте о Нееловой сложилось мнение, что характер у нее скверный. «У нее, Маргариты Тереховой и еще у пары-тройки студентов», - говорили сплетники в коридорах института. Однако Василий Васильевич Меркурьев, который никогда не отрицал этого мнения, все же относил Неелову в число самых одаренных своих учениц. Сама же Неелова на этот счет высказывалась коротко: «Просто у меня есть характер, и не нужно говорить, что это плохо».

В 1968 году Неелову внезапно пригласили на пробы фильма Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». На две главные роли - дочь трактирщицы и принцессы из представления, разыгранного куклами, - пробовались несколько известных актрис, однако режиссер остановила свой выбор именно на Нееловой.

Актриса вспоминает: «Прекрасно помню первый съемочный День. Я испытывала страх, который испытывает, наверное, каждый нормальный человек перед первым шагом на сцену, перед вторым, перед десятым и каким угодно, сколько бы ты ни работал. От страха я почувствовала полную раскованность. Я тогда всех насмешила своим отчаянием. Кошеверова, нежный, чуткий человек, нашла в этом что-то и утвердила меня на роль, хотя все категорически высказывались против: «Кого угодно, только не эту». Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты...»

В 1969 году Неелова закончила ЛГИТМиК и была зачислена в штат «Ленфильма». Однако после работы у Кошеверовой сниматься ее больше никто не приглашал, и она некоторое время сидела без работы. По ее же словам: «Я пошла в кино, чтобы через него оказаться в театре. В театре я показываться не могла потому, что, во-первых, страшно боялась, а во-вторых, ни в какой театр, кроме БДТ, живя в Ленинграде, естественно, я не хотела, а в БДТ... Показываться и не быть принятой было равносильно потере уверенности в себе на много лет. Человек, проигрывая, очень теряет в своих запасах. После окончания учебы я так построила свою жизнь в фантазиях: надо будет сняться в каком-то фильме, где я замечательно сыграю и где меня кто-нибудь увидит и пригласит к себе в театр...»

В 1970 году Неелова снялась во второй своей картине - «Цвет белого снега» режиссера Анатолия Васильева. Она сыграла девушку, работающую контролером метрополитена. Фильм не принес актрисе ни славы, ни большого творческого удовлетворения. Однако в том же году на экраны страны вышел фильм «Старая, старая сказка», и именно благодаря ему Неелову заметили. Как гласит легенда, некий актер похвалил ее директору Театра имени Моссовета, охарактеризовав как «молодую Раневскую». После такой похвалы Неелову пригласили в Москву.

М. Неелова вспоминает: «Я начала репетировать в пьесе, и на пятую или шестую репетицию пришел Юрий Завадский (главный режиссер Театра имени Моссовета. - Ф. Р.). Пришел и весь худсовет. Занятые в будущем спектакле артисты очень волновались, а я на почве всеобщего волнения успокоилась. Завадский никак не мог дойти до моего выхода, он на каждом слове всех останавливал: войди снова, повтори, неправильно. Как Станиславский: не верю. Я же все время стояла наготове, и меня такое положение уже начинало раздражать. Ведь то был мой дебют, а они тут разрепетировались и никак не могут остановиться. Да что Ж это такое? Только приготовлюсь, а на сцене снова какая-то заминка.

У меня уже был такой напор, что, не выдержав, я выскочила на сцену. Завадский был ошеломлен, а я в течение двадцати минут не давала ему опомниться ни на секунду. Он, оказывается, был не в курсе, что пришел меня смотреть. Его просто попросили прийти на очередную репетицию и сделать замечания. Юрий Александрович удивленно смотрел на меня, пытаясь понять, кто я такая и что вообще происходит. А я играла и думала: только бы мне до конца дойти, показать, на что я способна...»

В 1971 году Неелову приняли в Театр имени Моссовета. В том же году Н. Кошеверова пригласила ее в свой очередной фильм - «Тень» по комедии Е. Шварца, где Нееловой предстояло стать Аннунциатой, преданной и самоотверженной помощницей Учетного. Последнего в фильме сыграл Олег Даль, который был партнером Нееловой и в «Старой, старой сказке». Это совпадение будет затем однозначно интерпретировано досужими умами как роман между двумя актерами. Однако на самом деле романа между ними не было, хотя Неелова, по ее же словам, была влюблена в Даля до умопомрачения.

Между тем после съемок в «Тени» предложения сниматься в других картинах посыпались на Неелову со всех сторон. Она записала на свой счет следующие фильмы: «Ждем тебя, парень...», «Принц и нищий» (оба - 1972), «Сломанная подкова», «Монолог» (оба - 1973). Из всего перечисленного самое сильное впечатление как на критиков, так и на зрителей произвела последняя работа Нееловой - картина Ильи Авербаха «Монолог», где она сыграла свою современницу Нину. Критик А. Плахов так писал об этой работе актрисы: «Соединение сформировавшейся у Нееловой внутренней темы и соответствующего ей жизненного материала произошло в картине «Монолог». Актриса играла здесь младшую представительницу семьи с прочно устоявшимися традициями. Профессор Сретенский в исполнении Михаила? Глузского олицетворял как бы незыблемость этих традиций. Его Дочь (Маргарита Терехова), безвольно плывя по течению в своей Не очень-то задавшейся жизни, не устояла перед опасностью разменивания, растрачивания нравственных ценностей. Для общего смысла фильма было чрезвычайно важно, что же принесет с собой внучка, еще не сформировавшаяся как личность, но чутко резонирующая каждой звучащей вокруг нее эмоциональной Ноте. Марина Неелова в этой роли воплотила своеобразный синтез земного и духовного, энергии и бездействия, несовершенства красоты, жажды нового и почитания традиций. В этой заплаканной, обиженной, отвергнутой любимым девчонке было что-то пронзительно узнаваемое, свойственное большинству героинь актрисы начала семидесятых годов. Сквозь инфантильность и экзальтацию «гадкого утенка» прорывалась покоряющая сила вечной женственности, только лишь деформированной, но неизжитой...» Не случайно некоторые зарубежные журналисты, отзываясь о «Монологе», показанном на фестивале в Каннах, особо отличали героиню Нееловой. В одной из рецензий этот образ даже был назван самым неожиданным и сложным среди женских типов советского кино со времен Вероники из фильма «Летят журавли».

В 1973 году Неелова снялась всего лишь в одной картине - «С тобой и без тебя» режиссера Родиона Нахапетова. На этот раз актрисе предстояло перевоплотиться в батрачку Стешу. Перевоплощение было тяжелым. Для этого Нахапетов заставлял актрису таскать тяжелый мешок, набитый камнями, в шесть часов утра отправлял на дойку коров, а затем требовал, чтобы она научилась косить лен. Косить Неелова действительно научилась, причем делала это так споро, что бригадир колхоза, где снимался фильм, предложил ей альтернативу: если она внезапно уйдет из кино, то он с удовольствием возьмет ее к себе в бригаду.

В одной из сцен фильма герой актера Ю. Будрайтиса - кулак - должен был толкнуть батрачку (Неелову) на телегу, а затем отхлестать ее вожжами по спине за то, что она не хотела жить с ним на хуторе и рвалась в колхоз. Чтобы сцена выглядела правдоподобно, Нахапетов долго уговаривал актера сделать все как можно натуральнее.

М. Неелова вспоминает: «На репетиции нехлипкий Юозас толкнул меня на телегу, я - шмяк, звук раздается - кость об кость, дерево о дерево. Я ему говорю: «Юозас, ты меня немножко так направляй все-таки». Он - мне: «Нет, ты сама как-то выворачивайся, я не знаю, как тебя толкать, у меня же темперамент, я не могу». И - шарах меня снова. Я вся в синяках: ноги - синие, руки - синие, лицо - побито. Пять раз он меня бьет. Рука у него тяжелая. На крупном плане хорошо видно, как у меня голова при каждом его ударе буквально отлетает от туловища. А Родион задумчиво так: «Нет, как-то ненатурально, давай еще раз». После очередного дубля Нахапетов снова в раздумьях: «Странно, не могу понять. Так - вроде бы нормально. А в камеру смотрю - как-то ненатурально получается. Ты как следует дай ей!»

В конце концов сцену сняли, однако, когда прозвучала долгожданная команда «Стоп», на лице Нееловой алели четыре рубца. Однако муки Нееловой были сторицей вознаграждены после выхода картины на экран: за эту роль она была награждена призом «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе.

В 1974 году творческая карьера Нееловой могла круто измениться. Режиссер БДТ Г. Товстоногов, посмотрев «Монолог» с ее участием, внезапно решил пригласить актрису в свою труппу. Он попросил завлита вызвать актрису в театр на предмет серьезного разговора. Однако той встрече так и не суждено было произойти. Незадолго до этого Неелова уволилась с «Ленфильма», получив приглашение играть в труппе театра «Современник».

В «Современник» ее пригласил Константин Райкин, которому требовалась партнерша в спектакль «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Неелова какое-то время от этого приглашения отказывалась, боясь своего провала, однако Райкин, устав доставать ее по телефону, заявился к ней домой (он только вернулся со съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где играл татарина Каюма, и был наголо обрит). Они проговорили около четырех часов, после чего Неелова наконец дала свое согласие играть Валентину (при этом она продолжала играть и в спектаклях Театра имени Моссовета).

После этого спектакля народная молва вновь приписала Нееловой некие близкие отношения, на этот раз с Райкиным-младшим. Что здесь было правдой, а что нет, судить не берусь, лишь приведу на этот счет слова одного из виновников тех слухов - К. Райкина. Он, в частности, сказал: «Это сложно... партнерство на сцене и партнерство в жизни - разные вещи. Марина и я - мы совершенно неотменимо тяготеем друг к другу. И всегда так было. Я ну просто умирал от нее, она ко мне тоже хо... нет, «хорошо относилась» - это не те слова, мы просто жить не могли Друг без друга...»

Между тем к метаниям Нееловой между двух театров вскоре Прибавилось еще одно - съемки в кино. Режиссер Вадим Абдрашитов пригласил ее на роль Валентины Костиной, женщины, обвиняемой в убийстве своего возлюбленного. С этого момента Распорядок дня Нееловой был насыщен работой до предела. Днем она играла в «Современнике», вечером мчалась в «Моссовет», в два часа ночи, загримированная и готовая к роли, стояла на съемочной площадке, утром вновь летела на репетицию в «Современник». Дело кончилось тем, что однажды во время репетиции спектакля «Записки Лопатина», где героиня Нееловой должна была лечь на кушетку, она... заснула. Ее разбудила Галина Волчек, которая тут же и поставила вопрос ребром: пора окончательно определяться с театрами. И Неелова выбрала «Современник».

В «Современнике» Неелова получила сразу четыре роли: Ларису в «Четырех каплях», Веронику в «Вечно живых» (обе пьесы - Виктора Розова), Нику в «Записках Лопатина» Константина Симонова и Виолу в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира. Как писал в те годы критик Н. Лейкин: «Так и подмывает сказать о молодой, недавно вступившей в труппу московского театра «Современник» актрисе «сакраментальную» фразу: «На театральном небосклоне взошла новая актерская звезда»... Сами собой «стекают» с пера эпитеты - естественная, непосредственная, искренняя, органичная, трепетная и т. д. и т. п. Все верно применительно к образам, созданным Нееловой, к ее сценическому существованию в них. И вместе с тем все эти эпитеты слишком общи и потому недостаточно точны и выразительны для определения ее актерского своеобразия и актерской притягательности: кого бы, в каком бы блистательном актерском окружении ни играла Неелова, она всегда - магнит (или магнитик) зрительского внимания, зрительского погружения в творимую ею жизнь человеческого духа...»

Между тем до конца десятилетия Неелова сыграла несколько ролей и в кино. Речь идет о фильмах: «Ольга Сергеевна» (ТВ) (1975), «Просто Саша» (ТВ), «Шагреневая кожа» (ТВ) (1976), «Враги», «Красавец-мужчина» (ТВ), «фотографии на стене», «Ошибки юности» (фильм вышел на экраны только в 1989 году), «Тем временем где-то...» (все - 1978), «Осенний марафон» (1979)-Ролей могло быть и больше, если бы Неелова сознательно не отказывалась от многих предложений. Почему? Она не видела в них достойного своего таланта материала. Позднее она выскажется на этот счет следующим образом: «Самый мой любимый фильм - «Монолог». А нелюбимые я даже не хочу вспоминать. Они есть, и я вообще в последнее время боюсь сниматься в кино-Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть. И, к ужасу своему, я понимаю, что это так и будет продолжаться. Кого-то одного винить нельзя...»

В 1976 году за воплощение образов современника в кино Неелова была удостоена звания лауреата премии Ленинского комсомола.

Из всего приведенного выше списка самой заметной работой Нееловой стала роль машинистки Аллы в картине Георгия Данелия «Осенний марафон». Как вспоминает сама актриса: «Мы встретились с Данелией на съемочной площадке впервые, и, как всегда у меня, очень сложным оказалось начало работы. Почти треть картины спорили, опровергали друг друга, но потом как-то вдруг мы начали соглашаться со всем, что предлагалось им или мной...»

«Осенний марафон» собрал в прокате 22,3 млн. зрителей и был удостоен наград на фестивалях: в Сан-Себастьяне (1979), Душанбе (1980), Шамрусе (1980). В 1981 году создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.

В 1980 году М. Нееловой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Первая половина 80-х принесла Нееловой целую вереницу интересных ролей в театре и кино. На сцене «Современника» она сыграла: Олю Соленцову в «Спешите делать добро», маркизу Чибо в «Лоренцаччо» (оба - 1980), Машу в «Трех сестрах» (1982), Елену в «Близнеце» (1984).

Снялась в картинах: «Дамы приглашают кавалеров» (1981), «Фантазии Фарятьева» (1982), «Карусель» (ТВ) (1983), «Чужая жена и муж под кроватью» (ТВ) (1984), «Полуденный вор» (из телесериала «Следствие ведут знатоки») (1985).

В 1984 году народная молва приписала Нееловой очередной любовный роман - на этот раз с Гарри Каспаровым. Поверить в это было трудно, хотя бы потому, что шахматист был на 16 лет Моложе актрисы. Однако слухи оказались правдой. Их подтверждение мы находим в книге самого Г. Каспарова «Дитя Перемен». Приведу отрывок из нее: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что Ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира (в 1985 году Каспаров стал чемпионом мира. - Ф. Р.). Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. И отнюдь не был монахом.

Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. Мы имели много общих друзей среди писателей и художников. Она оказалась в элитарном московском театре «Современник» после успешно сыгранной роли женщины, брошенной своим любовником в фильме «Монолог». Театральный критик однажды сказал о ней: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка... У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику». Вне сцены говорили, что «она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза - шипы». Короче говоря, это была неординарная женщина, и неудивительно, что молодой человек 21 года очаровался ею.

По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу со всеми утомительными ограничениями, вытекающими из этого. Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах».

В 1987 году Неелова действительно родила девочку, которую назвала Ника (кстати, так же звали героиню, сыгранную актрисой в спектакле «Записки Лопатина» К. Симонова).

Рождение ребенка безусловно сказалось на творческой активности Нееловой - она практически перестала играть в театре, сниматься в кино. На сцене она играла всего лишь несколько ролей в спектаклях: «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Крутой маршрут». В кино вышли всего лишь три фильма с ее участием: «Мы веселы, счастливы, талантливы» (1986), «Тень, или Может быть, все обойдется», «Дорогая Елена Сергеевна» (оба - 1988)-В последней картине Неелова впервые встретилась с режиссурой Эльдара Рязанова. Картину снимали в кратчайшие сроки (22 дня) в августе-сентябре 1987 года. В прокате он занял 14-е место, собрав 15,9 млн. зрителей.

В начале 90-х годов Неелова записала на свой счет еще две кинороли: в фильме Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (1993) она сыграла Наташу (за эту роль она получила «Нику-93», кроме этого, фильм собрал призы семи различных кинофестивалей) и в картине Евгения Татарского «Тюремный романс» (1994) - следователя прокуратуры, влюбившегося в заключенного.

В апреле 1994 года театральные круги облетела весть о том, что Неелова собирается покинуть страну. Эти слухи вскоре подтвердились: Неелова действительно уехала из России во Францию вместе с дочерью и мужем - дипломатом Кириллом Геворгяном.

Около двух лет Неелова жила в Париже, целиком поглощенная личной жизнью. Но осенью 1996 года она вновь вышла на сцену родного ей «Современника» и приняла участие в гастрольной поездке театра в США. На Бродвее «Современник» показал два своих лучших спектакля: «Три сестры» и «Крутой маршрут». Публика была в восторге. 18 мая 1997 года «Современнику» была вручена почетная награда в области театрального искусства «Drama Award».

Осенью того же года Неелова вернулась из Парижа в Москву. В связи с этим критик А. Соколянский писал: «У Марины Нееловой есть все данные, чтобы стать сегодня лучшей трагической актрисой российской сцены - вопрос в том, хочется ли ей этого. Амплуа роскошной мелодраматической красавицы в зрелости, если рассуждать по-человечески, столь же заманчиво, а душевных затрат требует куда меньше. Скоро Неелова должна сыграть героиню тургеневского «Месяца в деревне». Спектакль ставит Роман Виктюк, умеющий соблазнять больших актрис пышными прелестями звездного положения... В его спектакле трагический талант Нееловой почти не имеет шанса раскрыться. Впрочем, в каком бы качестве ни появилась на сцене Марина Неелова, зрительская любовь и признательность ей обеспечены».

Из интервью М. Нееловой разных лет: (1981) - «Я совершенно неспособна на активный отдых, никогда не смогла бы заниматься туризмом, не люблю ходить просто в гости. Хорошо себя ощущаю только в кругу очень близких мне людей...»

(1982) - «Надо сказать, что в отличие от театра, где никто Мне не говорит, что у меня ужасный характер, в кино, пожалуй, Думают именно так. Хотя я считаю, что характер у меня не ужасный, а он у меня просто есть. Но так или иначе, мои встречи с режиссерами в работе почти всегда упираются в споры, что вызывает у режиссеров негодование. Бывают съемки в ужасающей атмосфере, когда тебя колотит от одного только затылка режиссера. На одном фильме у нас возникла взаимная ненависть, он меня не мог видеть, я его. Причем только на площадке. За ее пределами общаемся нормально. Перед камерой - полная несовместимость, разные группы крови. Потом я посмотрела фильм - он мне понравился...

В чем же дело? Наверное, в моих, я не назвала бы их чрезмерными, требованиях. Во-первых, я хочу, чтобы к артисту в кино относились с уважением. Во-вторых, чтобы артист имел право высказать свое мнение и чтобы к нему в какой-то степени прислушивались. В-третьих, чтобы режиссер четко знал, чего он хочет, и мог бы об этом рассказать актеру...»

(1984)- «Я - эмансипированная женщина, полностью уравненная в правах с мужчиной, ни от кого не зависящая. Я могу сама заменить колесо у автомобиля, вбить гвоздь, передвинуть диван и так далее. Но как иногда хочется быть слабой, нежной, ничего не умеющей, просто женщиной!..»

(1985)- «У меня ужасный характер! Ужасный! Мне все плохо, у меня же не бывает хорошо. Если меня спрашивают: «Марина, у тебя все хорошо?» - у меня все плохо. Потому что я начинаю заранее программировать свою жизнь, понимая, что никакой программе она не поддается. Но мне нужно знать, что вот я завтра должна уехать. Я начинаю ворчать, если я не уезжаю. А если мне говорят: «Хорошо, ты уедешь», - то думаю, почему я уезжаю, когда нужно сделать то-то. Или устала, мне нужно отдохнуть. Но сказали, что завтра выходной, - и это ужасно, потому что вместо того, чтобы работать, я буду отдыхать. И все у меня плохо. Солнце - плохо, потому что в этот день я снимаюсь, когда могла загорать. Но если дождь - тоже плохо, потому что я могла в этот день работать. Никогда я не испытываю покоя!

И вокруг меня люди близкие - тоже, потому что уж им-то я не даю быть спокойными никогда. Если получаю новую роль, то первое, что говорю: «Я завалюсь в ней, абсолютно, с позором провалюсь!» Если же не очень проваливаюсь и мне говорят: «Вот видишь!» - я все равно нахожу какие-то выходы отрицательных эмоций. У меня положительных эмоций не бывает...»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

194. МАРИНА Океан, в котором Звонок плеск волны, Мечется под взором Траурной луны, И, вгрызаясь резче В неба бурый мрак, Блещет в нем зловещий Молнии зигзаг. В судороге пьяной Каждый новый вал Пляшет, плещет рьяно Вдоль подводных скал, А по небосводу, Рыща напролом, Рвется

Марина В Канаду Дима поехал, получив приглашение на свадьбу дочери своего знакомого бизнесмена Бориса Бирштейна. Тогда Дима жил по принципу, провозглашенному в фильме «Кавказская пленница»: «Жизнь хороша, и жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Жил он, надо сказать,

НЕЁЛОВА Марину Неёлову я увидел в курсовой работе своего ученика по режиссерским курсам - там она играла работницу метро. Она мне очень понравилась, и я все время думал: «Надо обязательно снять эту девочку». И когда приступили к «Осеннему марафону», сказал Леночке, чтобы

МАРИНА НЕЕЛОВА Когда Юра Рост прочитал сценарий «Настя», он спросил, кого я планирую на роль старухи. Я сказал, что скорей всего Нину Мамиконовну Тер-Осипян.- Ты уже говорил с ней?- Пока нет.- Пригласи Марину Неелову.- На старуху?! Марину на Настю надо было пробовать.- А

Марина НЕЕЛОВА М. Неелова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители были людьми творчески одаренными (отец прекрасно рисовал) и мечтали, чтобы их дочь посвятила себя искусству. Уже с четырех лет мама стала водить Марину в Кировский театр оперы и балета, и за год

ГЛАВА 2. МАРИНА И САРА БЕРНАР. ПЕРЕВОДЧИК ГЕРАКЛИТА НИЛЕНДЕР. ВСТРЕЧА С АНДРЕЕМ БЕЛЫМ. ПИСЬМО МАРИНЫ. ЕГИПЕТСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОЛЕНИЩЕВА. МАРИНА И ПАПА Я училась дома. По школьным предметам не помню учительницы, пожилая француженка давала мне уроки литературы: я же увлеклась

Марина У Иосифа смолоду было много друзей, в том числе близких, таких, кого он любил и кому полностью доверял. Но у него не было желания всех их между собой перезнакомить и подружить. Получались группы друзей, между собой разделенные почти непроницаемыми перегородками,

Марина НЕЕЛОВА Неелова всегда принадлежала к тому типу актрис, которые на разговоры о своей личной жизни налагают негласное табу. Поэтому долгое время об этой стороне жизни актрисы ходили лишь всевозможные слухи. Например в конце 60-х, когда Марина только-только начала

Марина Стих в Петербурге осенний скандал с бедной Черубиной и дуэлью знаменитых поэтов, отшумело зимнее море в Коктебельской бухте, мирно дремало оно летней ночью под «башней» волошинского дома, уводя вдаль сказочно яркую лунную дорожку. По вечерам на «башне» звучали

Марина 1 Быть голубкой его орлиной! Больше матери быть, – Мариной! Вестовым – часовым – гонцом – Знаменосцем – льстецом придворным! Серафимом и псом дозорным Охранять непокойный сон. Сальных карт захватив колоду, Ногу в стремя! – сквозь огнь и воду! Где верхом –

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Часто бывает так: чем выше в гору идет карьера, тем сложнее становятся отношения в семье. А уж если это семья двух творческих людей, один из которых вдруг резко вырывается вперед, то диагноз здесь однозначный: такой союз практически обречен.

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:
Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Фото PHOTOXPRESS, ИТАР-ТАСС

Марина Мстиславовна Неелова родилась в Ленинграде 8 января 1947 года. С раннего детства будущая Народная артистка России тянулась к искусству. В четырехлетнем возрасте девочка уже танцевала на занятиях в балетной школе, куда родители Марины Нееловой определили свою дочь. А в будущем Марину ждала нелегкая судьба театральной актрисы и долгий тернистый путь к вершинам подлинного искусства.

Учеба в Петербурге: В 1965 году Марина Неелова поступила в Театральную академию (бывший ЛГИТМиК), а в 1969 с блеском закончила свое обучение на курсе Василия Меркурьева. Тогда и началась творческая биография Марины Нееловой. Во время учебы у нее состоялся кинодебют, который, по сути, определил дальнейшую судьбу молодой актрисы. Это была роль в фильме "Старая, старая сказка", получившем восторженные отзывы критиков. Неелова мечтала о работе в Ленинградском театре БДТ под руководством Георгия Товстоногова, а потому после окончания учебы вознамерилась просить известного режиссера о зачислении ее в труппу. Однако врожденное чувство такта не позволило девушке открыто выступить со своей просьбой.

Переезд в Москву Затем биография Марины Нееловой пополнилась новыми страницами. Приняв решение в будущем дождаться приглашения от Товстоногова, Марина переезжает в Москву, где поступает в труппу Театра Моссовета к режиссеру Юрию Завадскому. Одновременно актриса знакомится с Анатолием Эфросом и проходит у него пробы. Однако у режиссера вызывает сомнения маленький рост Марины Нееловой. В 1974 году Неелова переходит в театр "Современник", в котором работает по сей день. В период своего становления как театральной актрисы она успешно участвовала в нескольких кинопроектах. Фильм "Монолог" 1972 года с Михаилом Глузским заставил критиков единодушно признать игру нашей героини как проявление истинного актерского мастерства, а фильмы с Мариной Нееловой вскоре начали занимать свое место в прокате. Амплуа С 1970 и по 1980 год Марина Неелова успешно развивает свою творческую карьеру.

В театральных спектаклях она исполняет главные и заглавные роли, снимается в кино у таких известных режиссеров, как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Вадим Абдрашитов. Амплуа молодой актрисы ближе всего к "травести", а духовная составляющая ее ролей впечатляет своей цельностью и глубиной. Героини Нееловой страдают, они ранимы, пытаются сопротивляться жестокой несправедливости. Образы, которые воплощает актриса на сцене и на экране, отражают жизнь многих и многих русских женщин, их чаяния, устремления, мечты и разочарования. Драмы и трагедии на сцене Марина Неелова - актриса драматическая, даже трагедийная, если рассматривать ее роли в более узком смысле. На первый взгляд обычные, самые незначительные события в жизни женщины преподносятся Нееловой в фокусе глубокого анализа, и зрители, затаив дыхание, следят за развитием сюжета. Однако при всей очевидной драматической подоплеки постановки, Марине не чужда какая-то доли комедийности, она способна придать юмористическую окраску эпизоду, смягчить тяжесть происходящего на сцене и таким образом реализовать всю многогранность своего театрального мастерства. Зрители это понимают, и они благодарны талантливой актрисе за глубокие впечатления.

Шахматный этюд Личная жизнь Марины Нееловой началась сразу после окончания курса в Академии театрального искусства, когда дипломированная актриса вышла замуж за режиссера Анатолия Васильева, переехала с ним в Москву и прожила в браке долгих 8 лет. Этот свой период жизни Марина старается не вспоминать. Настоящая личная жизнь Нееловой фактически началась со знакомства с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Это произошло в 1984 году на вечеринке у пианиста Владимира Крайнева и его жены Татьяны Тарасовой, которая является близкой подругой Марины. Они познакомились - шахматист Гарри Каспаров, 21 год, и актриса Марина Неелова, ей тогда было 37 лет. Начался бурный роман, который продолжался несколько лет и окончился рождением ребенка, девочки. Марина назвала дочь Никой. Отношения с Каспаровым на этом закончились, причем во многом благодаря стараниям матери чемпиона, которая не особо жаловала своим вниманием актрису Неелову. Влияние матери Гарри Каспарова на сына было всеподавляющим. Клара Шагеновна опекала своего единственного ребенка по всем направлениям. Она сопровождала шахматиста в его поездках на соревнования, где устраивалась во время матча за его спиной и неотрывно следила за игрой, полагая, что своим молчаливым присутствием помогает сыну одержать победу.

Дочь Ника Ника Неелова-Геворгян, дочь Марины Нееловой и Кирилла Геворгяна (не по родству, но по признанию), сегодня известная художница, занимается инсталляцией, живет в Лондоне. Во время пребывания в Голландии вместе с отцом, главой дипмиссии России в Амстердаме, Ника поступила в Королевскую академию искусств, окончила ее и затем продолжила обучение в UCL SLADE of FINE ART, Лондонской школе изящных искусств, получив диплом магистра после ее окончания. Ника свободно владеет французским и английским. Изобразительное искусство стало частью ее жизни, инсталляции художницы Ники Нееловой-Геворгян выставляются в престижных арт-салонах всего мира. Последний конкурс, в котором приняла участие Ника, был организован лондонской галереей Чарльза Саатчи для выпускников художественных институтов Англии. Молодая художница заняла первое место и получила присужденный ей приз в прямом эфире 4 телевизионного канала Великобритании. Дочь и ее творчество Что такое художественная инсталляция Ники? Это сочетание самых непредсказуемых материалов, предметов и канцелярских принадлежностей. Как можно использовать в искусстве бараньи кости, например? Уголь антрацит, ореховую скорлупу или высушенных насекомых? Ведь все перечисленное является природным материалом, а значит, в руках художника может принять уникальную, неповторимую форму. И художница Ника, глубоко творческий человек, дочь Марины Нееловой, создает свои фантастически интересные образы, складывая, склеивая, сочетая и комбинируя. Ее работы отмечены дипломами. Художник Илья Кабаков, достигший недосягаемых высот в деле инсталляции, характеризует работы Ники как пример новых, ранее неизвестных в искусстве решений. Возможно, в создании эксклюзивных произведений Нике помогает ее независимый и решительный характер, который культивировался в пятилетней девочке отцом и матерью. Сразу после переезда семьи в Париж Ника пошла в школу, не зная ни одного французского слова. Одноклассники дразнили ее, смеялись над ее русским происхождением. Ника только хмурилась, а через три месяца начала говорить по-французски. Одноклассники и родители открыли рот от удивления, когда услышали довольно правильные фразы из уст маленькой Ники Нееловой-Геворгян.

Замужество: В начале 90-х годов Марина Неелова вся отдалась работе в театре, переживая период относительного одиночества. Тогда же у нее периодически случались и роли в кино. Все свободное время Марина отдавала воспитанию дочери. И когда в ее жизни появился Кирилл Горациевич Геворгян, актриса увидела в этом знакомстве новую перспективу жизни для себя. Будущий муж Марины Нееловой был дипломатом, ответственным сотрудником Министерства иностранных дел России. Долгое время работал за рубежом. Несмотря на разницу в возрасте, Марина Неелова и Кирилл Геворгян поженились. Муж был моложе своей жены на шесть лет, но это никак не сказывалось на их отношениях. В 1993 году дипломат Геворгян получил назначение во Францию, и вся семья переехала из Москвы в Париж. Теперь Марине приходилось периодически приезжать на спектакли "Современника", которые без нее были невозможны, поскольку зрители ходили "на Неелову". Актриса уставала от постоянных перелетов, но выхода не было, из родного театра она уйти не могла. Галина Волчек, худрук театра, старалась подгонять спектакли, сообразуя их с приездами Марины, и в какой-то степени это удавалось.

Биография Марины Нееловой, благодаря многочисленным вояжам, становилась все содержательнее. Постепенно обстановка наладилась. Муж Нееловой работал в российском посольстве, маленькая Ника училась в школе, а Марина жила между Парижем и Москвой. Театр В репертуаре театра "Современник" много постановок по произведениям литературной классики. Марина Неелова, биография которой постоянно пополняется новыми ролями, занята практически во всех этих спектаклях. "Три сестры" и "Вишневый сад" Чехова, "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Ревизор" Гоголя, "Анфиса" Леонида Андреева. А всего за 30 лет службы в "Современнике" актриса сыграла более 60 ролей. В спектакле "Вишневый сад" 1976 года Марине досталась роль Ани, которой актриса соответствовала по возрасту. "Вишневый сад" в постановке 1997 года уже позволял ей сыграть роль Раневской. Любовь Андреевна Раневская в исполнении Марины Нееловой потрясла зрительскую аудиторию в день премьеры. Трагичность финала, неотвратимость и безысходность горя - все это было написано на лице Раневской. А в широко раскрытых глазах отражалась боль от ударов топора, вырубавшего вишневые деревья. Кино Фильмография Марины Нееловой насчитывает около 50 картин с ее участием. Какие-то из них прошли незамеченными. Как говорит сама актриса: "Я бы оставила несколько фильмов, а остальные вычеркнула". Но такие фильмы, как "Осенний марафон" или "Ты у меня одна", не забываются, многие зрители смотрят их по нескольку раз. Все свои кинороли Марина ведет ненавязчиво, благородно, подчеркнуто корректно. Ее героини обладают внутренней культурой, они застенчивы и сдержанны. И вместе с тем каждая из них способна на взрыв, решительные действия, если дело касается родного близкого человека. Как это было в фильме "Осенний марафон", в эпизоде, когда Андрей Бузыкин едва не попадает под машину. Алла подбегает и (куда только подевалась тихая сотрудница машбюро) коршуном набрасывается на оторопевшего водителя "Газели". Такие перевоплощения под силу не каждой актрисе. Неелова импровизирует на ходу, не обращая внимания на сценарий, и ее видение ситуации придает особую эмоциональную окраску эпизоду.

Семья Биография Марины Нееловой немало может поведать нам о качествах характера актрисы. Она является человеком сомневающимся, постоянно анализирующим все и вся. Когда-то комплексовала по поводу слишком тонкой своей талии, заставляла портниху несколько раз перемерять, потому что никак не хотела признавать, что ее талия всего 54 сантиметра. Марина почему-то считала, что это не очень нормально, просто недопустимо. Однажды на вопрос своих друзей, как у нее обстоят дела в семейной жизни, Марина грустно ответила: "Это единственная роль, которая мне не удается". В то же время всем известно, что она счастлива в своем замужестве, а супруг Кирилл Геворгян в ней просто души не чает и готов носить (и носит) на руках. Семья Нееловой и Геворгяна дружная, только вот их дочь старается дистанцироваться от родителей из желания быть полностью самостоятельной.

Отказ от прошлого: Неелова - одна из немногих высококлассных актрис, которым удается объединить в одно целое свою профессию и дом, семейное существование во всех его проявлениях. Марина умеет вычеркивать из своей жизни эпизоды, точно так же, как в монтажной комнате на киностудии вырезают целые куски кинопленки, безвозвратно и без сожаления. Часто актрису спрашивают, неужели она не вспоминает свое бывшее увлечение, Каспарова. И постепенно все начинают понимать, что ответа на этот вопрос не будет уже никогда. Марина монтажными ножницами вырезала все ненужное из своего прошлого. Биография Нееловой Марины Мстиславовны, таким образом, проходит своеобразное редактирование, раскрывая перед публикой лишь самые главные события в жизни актрисы.

Документальный фильм: Не так давно - в 2011 году - был снят документальный фильм "Не спрашивайте меня о моих романах" о жизни и творчестве Марины Нееловой. На протяжении часа актриса рассказывала о себе, о своем творчестве в родном театре "Современник", о дочери и муже. В съемках фильма принял участие и Кирилл Геворгян, супруг Марины, рассказала о себе и Ника Неелова-Геворгян, дочь. Но не было сказано ни слова о шахматисте Каспарове, которому актриса посвятила несколько лет своей жизни.