Незаконнорожденный евгений матвеев. Биография матвеева евгения семеновича Личная жизнь евгения матвеева

Роли Матвеева Евгения помнит каждый зритель, которого интересует кино времен СССР. Замечательный актер, одинаково безупречно игравший героев и негодяев, еще в молодости удостоился народной любви. Этого человека не стало в июне 2003 года, однако он продолжает жить в своих кинопроектах. Что же известно о творческом пути знаковой фигуры советского кинематографа, его закадровой жизни?

Детство и юность Матвеева Евгения

Будущий актер появился на свет в небольшом поселке Новоукраинка, где в то время проживали его родители, произошло это в марте 1922 года. Детство Матвеева Евгения оказалось непростым. Неприятности начались, когда ушел из дома отец мальчика Семен. Мать Надежда, оставшись без средств к существованию, была вынуждена уехать в деревню к своим родителям. Они не обрадовались возвращению дочери с ребенком, так как в свое время она без их разрешения сбежала с юным красноармейцем.

Маленького Матвеева Евгения принуждали трудиться наравне со взрослыми обитателями деревни. Он работал водовозом, помогал в поле и выполнял другие сложные для детей его возраста задачи. Впрочем, ребенок находил время и на развлечения, обожал играть на балалайке. Его выступления всегда собирали толпу односельчан.

Несколькими годами позже мать увезла сына в Цюрупинск, где он впервые очутился в театре. Увиденное произвело на подростка такое сильное впечатление, что он записался в школьный драмкружок. Далее последовало обучение в театральной студии, затем были первые роли в Херсонском театре.

Первая любовь

Неизвестно, как могла сложиться жизнь Матвеева Евгения, если бы не грянула Вторая Мировая война, вынудившая его оставить театр и отправиться на фронт. Принять участие в боевых действиях актеру довелось только в 1944 году, перед этим он обучался в Тюменском пехотном училище. В учебном заведении он задержался еще на год после войны, взяв на себя руководство местной самодеятельностью. Это решение помогло ему встретиться со своей будущей женой.

Юная Лидия в те годы обучалась в местном музыкальном училище, на спектакль с участием Матвеева попала случайно. Исполнитель главной роли произвел на девушку неизгладимое впечатление, возникший интерес оказался взаимным. Свадьба влюбленных состоялась в апреле 1947 года. У супругов быстро появились дети - Андрей и Светлана. Интересно, что с Лидией ее "звездный" муж оставался на протяжении всей жизни, ни разу не был уличен в романах с другими женщинами.

Звездная роль

Евгений Матвеев - актер, впервые заявивший о себе в мире кино относительно поздно, ему тогда уже исполнилось 33 года. В наши дни лента «Доброе утро» практически забыта, однако в 1955 году музыкальная комедия произвела большое впечатление на зрителей. Евгению досталась в ней главная роль, его персонажем стал Судьбин.

Однако звездным фильмом советского артиста оказалась вовсе не картина «Доброе утро». Евгений Матвеев - актер, проснувшийся знаменитым после премьеры фильма «Дом, в котором я живу». Его героем стал центральный персонаж - обыкновенный парень Костя Давыдов, вынужденный столкнуться со всеми ужасами войны. Лента удостоилась первого места на Всесоюзном кинофестивале, а у исполнителя главной роли появилось множество поклонников.

Лучшие кинопроекты

Фильмы с участием Евгения Матвеева после выхода драмы «Дом, в котором я живу» стали пользоваться огромным спросом у зрителей. Закрепить успех звезде помогло участие в съемках ленты «Поднятая целина», сюжет которой взят из самого знаменитого произведения Шолохова. Актеру опять была доверена одна из главных ролей, его персонажем стал крестьянин Макар Нагульнов, трудящийся во благо своей любимой деревни.

Следующий кинопроект позволил Матвееву доказать, что он способен талантливо сыграть не только благородного героя, готового пожертвовать собой ради других. Это был фильм «Воскресенье», ставший экранизацией одноименного романа Толстого. Персонаж Евгения в этой картине - князь Нехлюдов. Критики остались в восторге от того, как актер показал эволюцию своего героя, сумел донести до зрителей все его переживания.

Ажиотаж вызвал и фильм «Родная кровь», после выхода которого как будто еще раз стал звездой Евгений Матвеев. Личная жизнь актера оказалась объектом пристального внимания журналистов, поклонницы не давали ему прохода. Он и его жена относились к таким проявлениям любви философски, понимая, что это всего лишь часть актерской профессии.

Режиссерский опыт

Евгения зрители запомнили не только как актера, но и как режиссера, на счету которого множество ярких проектов. Началось все с выхода на экраны фильма «Цыган», сюжет которого был взят из повести Калинина. Матвеев не только снял этот кинопроект, но и сыграл центрального персонажа - Будулая. Интересно, что критики восприняли этот эксперимент прохладно, однако зрители остались в восторге.

Из последних фильмов, снятых звездой, стоит отметить драму «Любить по-русски», увидевшую свет уже в 1995 году. Незначительный бюджет не помешал картине завоевать любовь аудитории, которая оказалась настолько сильной, что продолжение ленты было снято уже на деньги, собранные поклонниками.

Матвеева Евгения не стало в июне 2003 года, талантливого актера и режиссера погубил рак легких.



Народный артист СССР (1974)
Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970)
Награжден золотой медалью им. А. П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»)
Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»)
Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»)
Лауреат Приза «Золотая арча» за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»)

Кавалер двух орденов Ленина


Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Чалбасы в Херсонской области.

О своем детстве Евгений Матвеев рассказывал: «Моя мама была неграмотной, а отец — очень образованным человеком, быстро рос по служебной лестнице и нас оставил. И мама, очень гордая женщина, никому не поверяла своего горя. Только иногда она обнимала меня и плакала. Обычно говорят: «Я это впитал с молоком матери», а я со слезами матери впитал уважение к женщине».


После того, как отец Семен Матвеев бросил семью, мама Евгения - Надежда Федоровна Коваленко вернулась с Евгением в деревню, где жили ее родственники, где ее ожидал нелегкий прием, так как она жила с Семеном Матвеевым без родительского благословения. Юный Евгений Матвеев рано приобщился к крестьянскому труду, и быстро научился выполнять любую работу. Маленький Женя любил гулять по полям, слушать пение птиц, и любил петь сам, аккомпанируя себе на балалайке. За эти музыкальные пристрастия его в школе называли Женька-артист.


Учителя в местной школе заметили в Евгении склонность к обучению, перевели его из второго класса сразу в четвертый, и посоветовали Надежде Федоровне переехать в город, чтобы дать сыну образование. Мама Евгения послушалась совета, и переехала город Цюрюпинск. Там Евгений впервые увидел любительский спектакль и понял, что ему нравится театр. Тогда Евгений начал заниматься в самодеятельности, где был фокусником, танцором и певцом, а 9-м классе 17-летний Евгений бросил школу, и получив благословение матери, отправился на барже с арбузами в Херсон, где была театральная студия с профессиональной труппой. С 1939 года в херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, позже ему начали доверять небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна», в котором Евгений в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что на него внимательно смотрел Николай Черкасов, находившейся в зале. Черкасов похвалил Матвеева, и посоветовал ему учиться в Киеве у Александра Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии, где стал учеником Александра Довженко. Но начавшаяся война разрушила все его планы. Под бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг Киева, и хотел уйти добровольцем на фронт. Но его направили на учебу в Тюменское пехотное училище, где он был отличником, и его оставили в училище в качестве преподавателя, несмотря на его многочисленные рапорты и просьбы об отправке на фронт. Молодой офицер Матвеев не только добросовестно нес службу, но и не забывал про свои актерские увлечения. На конкурсе чтецов Сибирского военного округа он занял первое место. В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, и стал актером местного драматического театра, которым руководил режиссер Д. Бархатов.


Мужественный, красивый и обаятельный Евгений Матвеев был просто создан для исполнения ролей героев. Он сыграл Ваню Земнухова в спектакле «Молодая гвардия», Боровского в спектакле «За тех, кто в море» и Черемизова в спектакле «Молодой лес». И успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. А успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали в Алма-Ату, Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он по предложению жены остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который многие критики считали «сибирским МХАТом». В котором была собрана прекрасная актерская труппа. Во главе театра стояла Вера Редлих, здесь же работал строгий, требовательный режиссер и педагог Виктор Дени, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые приступил к изучению системы Станиславского. Наставники Матвеева серьезно относились к творческому росту молодого актера, и стремились раскрыть его индивидуальность.


Евгений Матвеев много и успешно играл в новосибирском театре. Среди его работ тех лет были роли Джона Гармона в спектакле «Наш общий друг», Леонтьев в спектакле «Кандидат партии», Виктор Лавров в спектакле «Великая сила», Аксанич в спектакле «Константин Заслонов», Юрий Поднебесько в спектакле «Счастье», барон Фитингоф и Комиссар округа в спектакле «Незабываемый 1919-й» и Нил в «Мещанах». Но самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле «Вей, ветерок!» поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Яна Райниса. Когда в 1951 году «Красный факел» показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде, Матвеев вновь получил приглашения сразу от несколько московских и ленинградских театров. Он переехал в Москву, и принял предложение старейшего коллектива страны - Малого театра, где в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме Островского «Без вины виноватые».

В Москве Евгений Матвеев продолжил шлифовать свое актерское мастерство в творческой лаборатории, созданной при Всероссийском театральном обществе учеником Станиславского Михаилом Кедровым. Вместе с молодыми актерами занятия в лаборатории посещали известные актеры и режиссеры, среди которых были Вера Марецкая, Ростислав Плятт и Николай Анненков.

За 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре Евгений Матвеев сыграл роли Звонарева в спектакле «Порт-Артур», Ярового в спектакле «Любовь Яровая», Родона в «Ярмарке тщеславия», Трофимова в спектакле «Главная роль», Столбова в спектакле «Осенние зори», Ераста в спектакле «Сердце не камень» и Освальда в«Привидениях». А в 1958 году Евгений Матвеев был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.



Евгений Матвеев очень хотел сниматься в кино, но только к концу 1950-х годов его мечта осуществилась.Впервые в кино Евгений Матвеев снялся в тридцать три года, и его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». В 1955 году эта картина стала одним из лидеров кинопроката,собрав у экрана 30,5 миллионов зрителей.

Позже Матвеев сыграл роли в фильмах «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Дело «Пестрых» и «Восемнадцатый год» - работы Матвеева начали следовать одна за другой и имели заслуженный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, получил первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Не хуже дела Матвеева обстояли и с работой в театре. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходили с экранов.


Одним из героев, которых мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской «Поднятой целины». Матвеева привлекали роли людей, живших на пределе физических и эмоциональных сил. И вскоре актеру представилась такая возможность. Из Ленинграда ему пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма «Поднятая целина», который ставил режиссер Александр Иванов. Правда, вначале Иванов предложил Матвееву роль Давыдова, а не Нагульнова. Но Матвеев уговорил режиссера попробовать его в роли Нагульнова, и проба произвела на съемочную группу такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвееву нужно играть Нагульнова. Так в фильмографии артиста оказалась роль, которая стала одной из лучших работ актера, и подлинным событием в отечественном кинематографе. Евгений Матвеев рассказывал: «Всем актерам и режиссерам необходимо проходить «чистку» классикой. Проверять себя - насколько «доросли» до нее».


Сам Евгений Семенович неоднократно проходил такую проверку. Во время съемок «Поднятой целины» режиссер Михаил Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресенье». Матвеев к созданию образа Нехлюдова подошел со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. В повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.

Совмещать одновременно две работы Матвееву было невероятно трудно. Ему приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот, притом, что более разных героев трудно себе представить. Матвеева спасала немыслимая работоспособность, и умение работать на пределе физических и душевных сил. В результате обе работы у Матвеева удались, и роль Нехлюдова так же принесла актеру колоссальный успех, после которого Евгений Матвеев снялся еще в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной работой стала роль сержанта-танкиста Федотова в фильме «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек, а персонаж Матвеева особенно понравился женской аудитории Советского Союза, и на актера обрушился поток писем с признаниями в любви. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе в Аргентине, а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году.

В 1965 году с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В городе Николаеве с его участием было организовано на местном стадионе праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному по Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Однако вместо тачанки Матвееву выдели неисправную телегу. Перед заездом актер, осмотрев ее, хотел отказаться от поездки, но организаторы праздника уговорили его выехать на стадион. Когда Матвеев выехал, включившиеся прожектора испугали лошадей, которые понесли, и во время поворота у телеги отвалилось колесо. Евгений Матвеев упал и получил серьезную травму позвоночника - у него были раздавлены два межпозвоночных диска и защемлен нерв. Ситуацию осложняло то, что ранее на съемках «Поднятой целины» Матвеев так же получил травму, упав с лошади.

Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая различные способы лечения и деньги, кто-то просто выражал сочувствие. И несмотря на то, что Евгений Матвеев был прикован к постели два года, он не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры. «Экраном» для будущего режиссера стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Матвеев не поддавался панике и унынию - он дал себе слово стать на ноги, и благодаря усилиям врачей, его силе воли и страсти к профессии болезнь отступила. После длительного лечения Матвеева, выписали, присвоив актеру третью группу инвалидности, хотя первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать. Позже Евгений Семенович рассказывал о своем здоровье: «Жизнь мне дает медицина. Серьезные взаимоотношения с ней у меня начались еще в 1962 году, когда я упал с лошади и повредил позвоночник. Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли — хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях… Посоветовали заняться другой профессией. Я стал режиссером. Образовалось две души… Второй раз медицина подарила мне жизнь, когда у меня вырезали раковую опухоль. Не сделай врачи операцию вовремя, я умер бы 17 лет назад. Кому я этим обязан? Врачам и медсестрам… И дело не только в их высоком профессионализме, но и в их сердечности. Особенно дорога доброта сестры, санитарки. Казалось бы, что ей, вытерла пыль — и ушла. Нет, она зайдет, спросит: может, тебе подушку поправить? Может, чем-нибудь помочь? Вот в этих мелочах звучит красота человеческая. Может быть, эта красота больше спасает, чем лекарства».


Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный в 1967 году по повести Анатолия Калинина. Роль Клавдии Матвеев доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Евгений Матвеев рассказывал: «Мне уже давно хотелось экранизировать это произведение, дать ему жизнь. Я двигался тогда еще очень плохо после травмы, ходил в специальном корсете. Стали думать о том, кто должен сыграть Будулая. Никак не могли подобрать актера. На мой взгляд, Будулай - это просто совершенство красоты человеческой. Тем более что это цыган и герой войны. Как-то случилось, что приехала актриса на пробу, а актер не приехал. И я решил подыграть ей. А потом, когда показывали пробы художественному совету, мне кто-то сказал: Ну, что ты мучаешься? Сам сыграй. А актер ведь - это существо, жадное невыносимо - жадное до работы. Я не знаю другой такой профессии, в которой можно было бы так страдать от безделья. Поэт может сесть за стол и написать впрок, живописец - нарисовать картину и повесить ее на стенку. А актер может только сейчас, сию минуту. И ему нужен зритель. Обязательно. Как сказал кто-то из великих: Актер в стол трудиться не может. И я сыграл Будулая… Вот так у меня образовалось две души - актер и режиссер. И обе одинаково болят. И я не могу сейчас расстаться с этим. Если я ставлю картину, значит, год, а то и два я актерством не занимаюсь; значит, теряю профессию. Сейчас мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней. Как говорят в спорте, я - играющий тренер».


Первая картина начинающего режиссера вызвала разноречивые отклики, но по итогам опроса журнала «Советский экран» именно Матвеев и Хитяева были назвали лучшими актерами 1967 года. С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр, полностью переключившись на работу в кино. И вскоре последовали другие режиссерские работы Матвеева - «Почтовый роман», «Смертный враг», «Особо важное задание», «Бешеные деньги», «Победа», «Судьба» и «Чаша терпения». Так же он поставил фильм «Любовь земная», и сыграл в ней главную роль вместе с Ольгой Остроумовой. Которая сыграла в фильме постельную сцену с Матвеевым. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, - рассказывал Матвеев. - Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лег сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и говорит: «Ну, вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!..»

Режиссеру снова сопутствовал успех. Картина «Любовь земная» вышедшая в прокат в 1975 году, собрала на сеансах около 51 миллиона зрителей, а картина «Судьба» в 1978 году собрала почти 58 миллионов.

Кроме того, Матвеев по-прежнему много снимался у других режиссеров. Он сыграл директора завода в «Укрощении огня», Добротина в «Сибирячке», Гулявина в «Ярости», Ярцева в фильме «И был вечер, и было утро», Арсения в «Смертном враге», секретаря обкома в фильме «Фронт за линией фронта и «Фронт в тылу врага».

Так же он сыграл роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Это случилось в 1975 году. И узнал он о том, что назначен на эту роль, случайно - в буфете «Мосфильма». К нему подошел режиссер Юрий Озеров и сказал: «Ну, брат, поздравляю!» — «С чем?» — удивился Матвеев. «Тебя утвердили на роль Брежнева в моем фильме…» С этими словами Озеров ушел, оставив размышлять ошарашенного артиста. Матвеев решил отказаться от роли и пошел к генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову: «Не могу играть эту роль». Тот помолчал и сказал: «Надо». — «Да как же я его играть буду, когда я ничего не знаю про него. Характер, привычки…» — Сизов ответил: «Смотри телевизор». Через некоторое время Матвеева вызвал на беседу тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Матвеев спросил: «А как же быть с «г»?» — «Какое еще «г»?» — удивился Ермаш. «Ну, Брежнев звук «г» произносит на украинский манер…» — «Это ничего. Ленин вообще картавил, и ничего…» — «Ленин не слышит, как его дразнят, а вот Брежнев…» — «Хорошо», — согласился Ермаш и набрал номер приемной генсека: «Тут Матвеев у меня, артист, надо его принять, обсудить кое-что…» Прощаясь, Ермаш сказал Матвееву: «Все роли в фильме «Солдаты свободы» утверждал лично Суслов! Так что пути к отступлению нет».

Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов. Это было еще одним признанием его заслуг перед отечественным кинематографом. А их на тот момент накопилось немало. Зрители неоднократно называли Матвеева лучшим актером года, а его картина «Почтовый роман» получила приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм. Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали имени Александра Довженко. За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» Матвеева признали лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии. Фильм «Победа» получил специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале, и Евгений Матвеев так же был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.


Одной из важных составляющих творческой жизни Евгения Матвеева, помимо всего прочего была педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии и руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный этап, стадию первых упражнений и несложных этюдов, и несмотря на огромную занятость, все занятия проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства - внутреннему, целенаправленному, точному действию, через которое можно выразить задачу образа, индивидуальность персонажа и жанр произведения. Он не переставал напоминать своим ученикам, что творческая жизнь актера трудна, что профессия актера - это профессия увлеченных людей: «Мы с вами - чувство, солнце, слово, листья... Бриллиант в золотой оправе - вот что такое актер...». Он часто проводил творческие встречи со зрителями, и относился к этому очень ответственно. Он ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, и особенно любил слушать зрителей и отвечать на их вопросы. Но наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от должности секретаря Союза кинематографистов, что стало для Матвеева большим ударом. По его признанию, он даже одно время хотел покончить с собой, но рядом была семья, и он смирился с наступившими в стране изменениями. Евгений Матвеев рассказывал: «Потеряли где-то мы связь со зрителем. А она должна быть. Сейчас уже почему-то зрители не пишут, а раньше мешками письма приходили. Я считаю, что зрителю нельзя лгать - с ним надо говорить по-человечески, просто. Конечно, я понимаю, искусство должно развиваться, должно экспериментировать. Но кто-то же должен по-человечески говорить с народом! Человек же дышит: вдох, остановка, выдох. Это его естественное физиологическое существование. Современное же кино заставляет его дышать шизофренически - он задыхается на четверти фильма, дальше он уже ничего не видит. Вот попросите хоть одного человека пересказать сюжет какого-то сериала - никто не расскажет! Все перепуталось, все об одном и том же! А вот если вспомнить героев Нонны Мордюковой, Славы Тихонова, Миши Ульянова - судьбы! И народ про эти фильмы расскажет. В них он видит себя и благодарит, что с ним говорят на его языке. А в современных сериалах - не герои, а персонажи».


В конце 80-х Матвеев снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь сыграл он и Ольга Остроумова. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и завоевала приз зрительских симпатий. Евгений Матвеев рассказывал: «Для меня женщина — это святое. Возьмите любую из моих картин — вы не увидите пренебрежительного отношения к женщине. Мое отношение таково еще потому, что с детства я познал, что такое слеза женщины… Женщина несет на своих плечах не только семью, но и само государство. Во время войны я видел образцы беспримерного героизма женщины. Они никогда не выходят у меня из головы. Я сажусь за сценарий, начинаю работать, и из памяти выплывают эти эпизоды, окружают меня. Здесь нет пошлости, нет цинизма, есть только одно боготворение. Я боготворю женщину. Да если бы не наши женщины, войну бы мы никогда не выиграли! Потому что женщины спускались в шахты, добывали уголь, стояли у станков по 16 часов в день… Вот почему в моих картинах женщина достойна того, чтобы иной раз перекреститься на нее. Вот почему я стремился показать красоту женщины. А красота не зависит от того, есть греческий профиль или нет, она — в душе».

Андрон Кончаловский в своих воспоминаниях писал: «Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах...» Но Матвеев жил в Москве в достаточно скромном районе недалеко от Мосфильма. И его быт мало напоминал жизнь современных кинозвезд. Хотя Матвеев до последних дней жизни оставался импозантным и удивительно галантным мужчиной, в жизни он всегда примерным семьянином, и всю жизнь был женат на единственной женщине - Лидии Алексеевне Матвеевой, бывшей певице, служившей в Большом театре. Беззаветность и преданность супруги помогли Евгению Семеновичу пережить все трудности в жизни, в творчестве и воспитать двоих детей и троих внуков.

В середине 90-х отечественные экраны захлестнула волна американских боевиков, а российское кино оказалось никому не нужно. Но Евгений Матвеев сумел снять еще несколько картин. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Картинабыла снята искренне и открыто, и понравилась российскому зрителю. Со всех концов страны шли письма с благодарностями от зрителей и деньгами. Российские пенсионеры присылали свои сбережения с просьбой снять продолжение картины. Евгений Матвеев рассказывал: «Фильм «Любить по-русски» - явление феноменальное. Съемки были очень трудными, бюджет - просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось снимать продолжение. Мы просто попали в нишу, которая сейчас не заполнена. Никто сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, от которого не зависит государство, но который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали все искренне. Та же искренность, например, и в фильме «Родная кровь». Когда мы его возили по миру, ревели все - и желтые, и черные…»


В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина так же понравилась зрителям, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски». «Мое кино - прямолинейное, - говорил Евгений Семенович. - Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки - вот, что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». За роль в фильме «Любить по-русски» Матвеев был удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки, но, к сожалению, «Любить по-русски» была последний работой в кино Евгения Матвеева.


5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу, после того, как он плохо себя почувствовал на даче. Близкие решили, что у него приступ хронического бронхита. Дочь Матвеева - Светлана, рассказывала: «Врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...»


Евгений Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.biograph.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Текст статьи «Евгений Матвеев: Самый народный народный», автор И.Исаева

Текст статьи «Он хотел вернуть человека к его корням», авторА.Баринов

Фильмография:

1955 Доброе утро
1955 Дорога
1956 Искатели
1957 Дом, в котором я живу
1958 Восемнадцатый год
1958 Дело «Пестрых»
1959 Жеребенок
1959-60 Поднятая целина
1960-61 Воскресение
1963 Родная кровь
1964 Мать и мачеха
1965 Первая Бастилия
1967 Цыган - автор сценария, режиссер, актер
1968 Крах («Операция против Савинкова»)
1969 Почтовый роман - режиссер, актер
1970 Сохранившие огонь
1970 Спорт, спорт, спорт
1971 И был вечер, и было утро...
1971 Смертный враг - актер, режиссер, автор сценария
1972 Сибирячка
1972 Укрощение огня
1973-1974 Высокое звание
1974 Любовь земная - режиссер, автор сценария, актер
1977 Солдаты свободы
1977 Судьба - актер, режиссер, автор сценария
1977 Фронт за линией фронта
1978 Емельян Пугачев («Невольники свободы», «Кровью омытая»)
1980 Особо важное задание - режиссер, актер
1981 Бешеные деньги - режиссер, автор сценария
1981 Фронт в тылу врага
1984 Победа - режиссер, автор сценария, актер
1986 Время сыновей - актер, режиссер
1986 Завещание
1988 Отцы
1989 Чаша терпения - актер, режиссер
1990 Место убийцы вакантно...
1991 Клан
1992 Доброй ночи!
1995 Любить по-русски - актер, режиссер
1996 Любить по-русски - 2 - режиссер, актер
1999 Любить по-русски - 3. Губернатор - режиссер, актер

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист. Детство Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила… С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист… Довоенные годы Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер Николай Черкасов. Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко. В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война… Личная жизнь На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной. Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль Гитлера. Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…». 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей. Театр В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены… На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр. Первые роли в кино Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей. После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место. Триумф Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману Михаила Шолохова). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь. Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по Льву Толстому), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши», удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль. Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов. Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию. Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда. Всенародная любовь На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (Вия Артмане), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго… Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964). Несчастье В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его. Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать). Режиссерский дебют В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал. Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и Хитяева) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний… Актер и режиссер С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели. Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана). В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова. Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов. Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже… Постперестроечные работы Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки… В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и Ольгой Остроумовой. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной. Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил Брежнева. Только теперь это был уже совсем не тот Брежнев, нежели в картине «Солдаты свободы»… «Любить по-русски» В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя. «Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски… В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам… «Мое кино – прямолинейное, – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». «Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище. После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.

Советский и российский актер и режиссер. Известен по фильмам серии «Любить по-русски», лентам «Цыган», «Любовь земная» и другим. Народный артист, обладатель многочисленных премий. Отец двоих детей.

Детство и юность

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинке 8 марта 1922 года. Мать актера была крестьянкой, а дед по материнской линии - церковным старостой. Отец актера, Семен Матвеев, был образованным человеком, коммунистом по убеждениям, бросил семью, когда сыну исполнилось четыре года.

Будущий актер переехал с матерью в село Виноградово и там, чтобы подзаработать, торговал на дороге арбузами в детстве. Деньги юный Евгений потратил на то, чтобы купить балалайку. Уже тогда мальчик проявлял склонность к творчеству и сочинял частушки, которые исполнял под аккомпанемент балалайки. Две из них много позже вошли в фильм «Любовь земная», который Евгений Матвеев снял как режиссер.

Мальчик хорошо учился, и мать отослала его получать образование в город Цюрупинск, который ныне называется Алёшки. Там будущий актер впервые познакомился с театром - увидел любительскую постановку, вдохновился и сам стал заниматься в самодеятельности. Доучившись до девятого класса, Евгений оставил школу и отправился в Херсон, где был настоящий профессиональный театр. Там юноша начал с небольших ролей и участия в массовых сценах.


В одном спектакле, где Евгений играл роль музыканта, его заметил актер . По совету Черкасова молодой Евгений Матвеев поехал учиться в Киев. Там актер занимался в школе актеров при Киевской киностудии. После Второй мировой войны работал в разных театрах и в конце концов оказался в Москве, где начал работать режиссером и сниматься в кино.

На канале ТВЦ вышел 40-минутный документальный фильм «Эхо любви», посвященный жизни и творчеству Евгения Матвеева. Об актере и режиссере рассказывают люди, с которыми тому приходилось работать и дружить.

Фильмы

В 1963 году Матвеев сыграл в мелодраме «Родная кровь» в паре с актрисой . Евгений исполнил в этом фильме роль Владимира - танкиста, а затем старшего механика на пароходе. Герой знакомится с паромщицей Соней, которую играет Артмане. Между персонажами начинается роман, который заканчивается смертью Сони, после чего Владимиру приходится столкнуться с бывшим мужем возлюбленной.


Во второй половине 60-х вышел фильм «Цыган» - о , обрусевшем цыгане, который участвовал во Второй мировой войне, был разведчиком, а после войны оказался на донском хуторе, где находит сына. Евгений Матвеев выступил здесь в роли режиссера и исполнителя главной роли одновременно.

В 1974 году вышел фильм «Любовь земная», где Матвеев снова оказался и режиссером, и исполнителем главной роли - Захара Дерюгина. Это немолодой председатель колхоза, семейный человек и отец четырех сыновей, который неожиданно влюбляется в юную односельчанку Маню (ее роль исполняет ).


Через три года вышло продолжение этого фильма, мелодрама «Судьба», где Захар Дерюгин, герой Матвеева, попадает в плен во время Великой Отечественной войны. Позже герой сбегает из плена, оказывается в рядах партизан и спасает собственное село от немецких солдат, которые как раз готовились провести там карательную акцию.

Евгений Матвеев сыграл также роль донского казака и предводителя Крестьянской войны в одноименной исторической дилогии режиссёра Алексея Салтыкова. Здесь актеру снова случилось сыграть в паре с Вией Артмане, которая исполнила роль императрицы . Фильм был выпущен в 1978 году.


В 1984 году вышла двухсерийная драма «Победа», главные герои которой - два военных корреспондента, с советской и с американской стороны, которые встречаются сначала на Потсдамской конференции в 1945 году, а затем, через тридцать лет, на совещании представителей европейских стран в Хельсинки.

В фильме изображены исторические персонажи и присутствуют реальные кадры из документальной хроники. Евгений Матвеев играет здесь генерала Василия Карпова, а также выступает в роли режиссера.


В 90-е годы Евгений Матвеев выпустил на экраны драматическую трилогию «Любить по-русски», где опять исполнил и главную роль. Герой Валерьян Мухин переезжает в деревню и становится фермером. В прошлом Мухин был крупным партийным деятелем, теперь же оставляет жену, заводит роман с хуторянкой, знакомится с новыми людьми и собирается отстраивать жизнь заново. Попутно героям приходится бороться с местным криминальным авторитетом.

Последней работой Евгения Матвеева в кино стала роль генерального секретаря ЦК КПСС в шестисерийной мелодраме «Под Полярной звездой», которая вышла в 2001 году. До этого Матвеев уже исполнял роль Брежнева в фильме «Клан» в 1991 году. Лента посвящена расследованию дела о коррупции, которое ведут двое московских следователей. Действие разворачивается в начале 80-х, в брежневский период.

Личная жизнь

Актер был женат на Лидии Алексеевне Матвеевой, с которой познакомился в 1947 году. Супруги провели в браке пятьдесят шесть лет. Жена родила Евгению двоих детей - сына и дочь, а позже у актера появились трое внуков. С женой актер познакомился еще в Новосибирске, а затем молодые супруги вместе переехали в Москву, где Евгений стал работать в МДТ. В семье к тому моменту уже родилась дочь, и руководитель театра пообещал выделить молодой семье жилплощадь.


Евгений Матвеев с семьей

Первое время семья Матвеевых жила в гостинице, а затем переехала в коммунальную квартиру, и уже там родился младший сын Андрей. Жена актера также была человеком творческой профессии, она окончила вокальный и хормейстерский факультеты и в итоге пела в хоре. Серьезной творческой карьерой Лидии пришлось пожертвовать, чтобы обеспечивать семью в то время, пока карьеру строил муж.

Смерть

Евгений Матвеев умер в июне 2003 года в возрасте 82 лет, причиной смерти стал рак легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1978 - «Емельян Пугачёв»
  • 1980 - «Особо важное задание»
  • 1981 - «Фронт в тылу врага»
  • 1984 - «Победа»
  • 1985 - «Анна и Антон»
  • 1985 - «Завещание»
  • 1986 - «Время сыновей»
  • 1988 - «Отцы»
  • 1989 - «Чаша терпения»
  • 1990 - «Место убийцы вакантно...»
  • 1991 - «Клан»
  • 1992 - «Доброй ночи!»
  • 1995 - «Любить по-русски»
  • 2001 - «Под Полярной звездой»

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. В 17-летнем возрасте Евгений поступил в театр города Херсона, где сначала играл в массовке, потом стал получать эпизодические роли. Юношу заметил Николай Черкасов, который помог Матвееву поступить в актерскую школу при Киевской киностудии имени Довженко.
Во время войны Матвеев сначала учился, потом преподавал в Тюменском пехотном училище, после демобилизации поступил в местный драмтеатр. Затем работал в новосибирском театре "Красный факел", а с 1952 по 1968 год -- в московском Малом театре.
С начала 50-х Матвеев много снимался в кино. Одной из самых ярких его работ того времени стала роль Макара Нагульнова в "Поднятой целине". На съемках Матвеев повредил позвоночник и два года был прикован к постели. От театра ему пришлось отказаться, но в кино он вернулся как актер и режиссер. Его режиссерским дебютом стала картина "Цыган".
Евгению Матвееву было присвоено звание народного артиста СССР, он был награжден двумя орденами Ленина и другими государственными наградами, был лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, обладателем многочисленных кинематографических наград.
Среди последних режиссерских работ Матвеева особо выделяется трилогия "Любить по-русски", в которой, по его словам, он выразил свою преклонение перед русским народом.
5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу: на даче он почувствовал себя очень плохо. Близкие думали, что у него опять хронический бронхит.
- Я чуть не рухнула, - плача, рассказала корреспонденту «Комсомолки» дочь Матвеева - Светлана, - когда врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...
1 июня, когда он умирал, с ним рядом была вся семья. «Я не видел плачущего большевика», - когда-то говорил про жену Матвеев. Когда он умирал у Лидии Алексеевны на руках, она заплакала... Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным, близким и коллегам покойного. Прощание с известным актером и режиссером прошло в Центральном Доме кино. Евгений Семенович Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмы с участием актера:


1955 ДОБРОЕ УТРО актер
1955 ДОРОГА актер
1956 ИСКАТЕЛИ актер
1957 ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ {купить VHS} {купить DVD} актер
1958 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД актер
1958 ДЕЛО «ПЕСТРЫХ» актер
1959 ЖЕРЕБЕНОК {купить VHS} актер
1959-1961 ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА {купить DVD} {купить VHS} актер
1960-1961 ВОСКРЕСЕНИЕ {купить VHS} актер
1963 РОДНАЯ КРОВЬ {купить VHS} актер
1964 МАТЬ И МАЧЕХА {купить VHS} актер
1965-1967 ЯРОСТЬ актер
1967 ЦЫГАН {купить DVD} {купить VHS} актер, режиссер, сценарист
1968 КРАХ актер
1969 ПОЧТОВЫЙ РОМАН актер, режиссер
1970 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ актер
1971 И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО... актер
1971 СМЕРТНЫЙ ВРАГ актер, режиссер, сценарист
1972 СИБИРЯЧКА актер
1972 УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ {купить VHS} актер
1973 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 1-й: «Я - Шаповалов Т. П. ») актер
1974 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 2-й: «Ради жизни на земле») актер
1974 ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ актер, режиссер, сценарист
1977 СУДЬБА актер, режиссер, сценарист
1977 ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА актер
1978 ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ («Невольники свободы», «Кровью омытая») актер
1979 ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ {купить VHS} {купить VHS} актер, режиссер
1981 БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ