Когда умерла людмила касаткина. Биография

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Касаткиной Людмилы Ивановны

Касаткина Людмила Ивановна – советская и российская актриса театра и кино.

Детство

Людмила Касаткина родилась 15.05.1925 в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны. Вскоре родители вместе с дочерью переехали в Москву. Родители стремились воспитать свою дочку настоящим человеком – доброй, отзывчивой, справедливой. Показательна одна история, рассказанная Людмилой Касаткиной: «Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: «У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная». Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. «Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!» .

С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Уже в одиннадцать лет девочка начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии Людмила проучилась четыре года, она подавала большие надежды. И все же с мечтой о балете пришлось распрощаться. Однажды прямо в танцклассе ей стало плохо. Врачи, обследовав девочку, поставили неутешительный диагноз: малокровие. Дальнейшие занятия балетом ей были противопоказаны.

ГИТИС

Не став балериной, Касаткина решила попробовать стать актрисой. В 1943 году она подала документы на актерский факультет ГИТИСа. Правда, особых надежд Людмила не питала, поскольку считала себя девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего лишь 159 сантиметров). Но ее педагог А.Г. Бовшек перед экзаменами поддержала свою ученицу: «Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский – 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!» .

На вступительных экзаменах Людмила прекрасно прочитала «Итальянскую сказку» . Читала она так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу. Судьба Касаткиной была решена...

В ГИТИСе Людмила Касаткина нашла и свою любовь. Ее избранником стал Сергей Колосов, который поступил на режиссерский факультет института еще в 1939 году. Однако война помешала ему продолжить обучение, и Колосов ушел на фронт. В 1946 году он восстановился в ГИТИСе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Познакомились они, когда Касаткина училась на четвертом курсе. Она вспоминала: «Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: «Вот, познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения». «А можно мне сегодня зайти вас поздравить?» – спросил он робко. «Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50». И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: «Тут такой нет». Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников» .

Свадьбу Сергей Колосов и Людмила Касаткина сыграли через несколько лет после окончания института – в 1950 году.

Театр

Окончив в 1947 ГИТИС, Людмила Касаткина была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь – веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, поэтому, когда режиссер театра А.Д. Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе М. Алигер «Первый гром», Касаткина расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.

Приступая к работе над новыми ролями, Людмила Касаткина всегда стремилась достигнуть наибольшей достоверности. Когда ей досталась роль медицинской сестры Анечки в спектакле «Океан», Касаткина отправилась в районную поликлинику и попросила разрешить ей поработать рядом с настоящими врачами. Трое суток подряд она провела в поликлинике, работая в регистратуре, выезжая с врачами на дом. В другом спектакле, «Ковалева из провинции», Касаткиной предстояло сыграть судью. И актриса, готовясь к роли, несколько дней проработала в суде. Она присутствовала на процессах и даже порой вступала в споры с женщиной-судьей, к которой ее на время прикрепили.

«Укротительница тигров»

Первая же роль Людмилы Касаткиной в кино принесла ей грандиозный успех. Она сыграла Леночку Воронцова в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой «Укротительница тигров» (1954).

Людмила Касаткина вспоминала:

«Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу "в жизни", а , ассистентка Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться – все меры предосторожности будут предприняты.

В тот день меня привезли на студию очень рано. У входа ждали и : "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!". Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" – командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте еще!". Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!". Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" – кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" – кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же...". Как выходила из клетки, не помню.

В другой раз было еще страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик допустить меня не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), поэтому сделали стекло в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на вытянутую руку. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в этот миг странная мысль и совсем неуместная посетила меня. "Надо же, – подумала я, – одна баба трех мужиков гоняет". И как только я об этом подумала, разъяренная Рада разбила стекло и влетела в мой вольер. Эдер заорал: "Вода!". Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера...» .

Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок Борис Эдер при всех сделал актрисе предложение: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук» . Но Людмила отказалась. «Неужели Вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» – изумился известный цирковой деятель. «Власть? Нет – азарт» , – ответила Касаткина. Так цирк потерял способную укротительницу, зато кино и театр обрели замечательную актрису.

На волне успеха

На волне успеха режиссер Надежда Кошеверова в 1955 году приступила к съемкам новой комедии – «Медовый месяц». На главные роли в картине она вновь пригласила Людмилу Касаткину и . Касаткина играла Людочку Одинцову, выпускницу медицинского института, которая выходит замуж за молодого инженера-мостовика Алексея Рыбальченко (). Людочка мечтает остаться в Ленинграде, но Алексей, назначенный на строительство моста в Сибири, делает все, чтобы жена поехала с ним.

Фильм вышел на экраны в 1956 году. Но в отличие от «Укротительницы тигров» эта картина получилась посредственной. Ей не хватало той легкости и непринужденности, что была в первом фильме. Тем не менее зрительским успехом, хотя и умеренным, она пользовалась. Да и как иначе, ведь Касаткина и уже стали всеобщими любимцами.

Спустя два года Людмила Касаткина снялась в роли Лизы в киноповести Федора Филиппова «По ту сторону», рассказывающей о событиях гражданской войны. А чуть позже она вновь сыграла вместе с в мелодраме Федора Филиппова «Хлеб и розы». Но эти картины не привлекли внимания зрителей.

Фильмы мужа

Свои лучшие роли Людмила Касаткина сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В качестве режиссера он дебютировал в 1959 году, сняв психологическую мелодраму «Солдатское сердце». А через год Сергей Николаевич взялся поставить на телевидении «Укрощение строптивой» . На роль Катарины он пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За эту роль Касаткиной на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз – «Золотая нимфа».

В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам первого многосерийного советского телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Людмила Касаткина сыграла в нем роль юной героини подполья Ани Морозовой. Стоит отметить, что когда режиссер предложил ей эту роль, Касаткина колебалась. Вызвано было это тем, что впервые в ее актерской карьере ей предстояло воплотить в жизнь не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. «Справлюсь ли я с такой задачей?» – задавала себе вопрос Касаткина. Все же она решила рискнуть. И, как показало будущее, не ошиблась. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Наверное, впервые во время телевизионной трансляции улицы советских городов буквально вымирали.

Мало кому известно, но на съемках этого фильма Людмила Касаткина едва не погибла. «В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране – хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу» , – вспоминала Л. Касаткина.

В новых амплуа

В 1965 году последовал новый неожиданный поворот в судьбе актрисы. Сергей Колосов предложил ей роль Ольги Семеновны в «Душечке» . Традиционный образ этой героини никак не вязался с образом актрисы Касаткиной, с ранее сыгранными ею ролями. Однако и на этот раз актриса не побоялась бросить вызов устоявшимся стереотипам и вписала эту роль в список своих побед.

Между тем в 1966 году последовала еще одна неожиданность. Актриса согласилась сыграть роль террористки Марии Захарченко в новом телесериале С. Колосова «Операция "Трест"» по роману Л. Никулина. Это была первая отрицательная роль в актерской карьере Касаткиной.

И вновь на съемках с Касаткиной едва не случилась трагедия. Она рассказывала: «На "Операции" моя лошадь перепрыгнула через барьер и неожиданно сделала "свечку", потому что шел грузовик. Я не удержалась, упала спиной об землю. У меня – трещина в позвонке. "Скорая". Больница. Два месяца лежу на доске. А спустя какое-то время приходит ассистентка и говорит: "Вы не можете нас выручить: листья опадают, а осень в фильме должна быть?" Я говорю: "Есть же дублерша". – "Нет, важно Ваше лицо, три камеры и галоп". Она пошла уговаривать врача, но он сказал: "Как вы безжалостны, какая будет боль у нее, когда она сядет на лошадь, а тем более помчит галопом". Короче, муж приезжает: "Может, не надо?" – спрашивает он. "Конечно, надо. Осень кончается". И вот на носилках меня в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают забраться на лошадь. Я только успела оператору сказать: "Проверьте все стеклышки, я думаю, что второго дубля не будет". В общем, когда я сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, я выла так на земле, как воют звери от боли» .

Фильм «Операция "Трест"» вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году. К тому времени Касаткина была уже одной из самых популярных актрис советского кино, ведущей примой своего театра – ЦАТСА.

70-е годы

В 1973 году Сергей Колосов приступил к съемкам совместного советско-польского фильма «Помни имя свое». Касаткиной в нем досталась главная роль – Зины Воробьевой. Героиня Касаткиной, попав во время Второй мировой войны, разлучается с сыном. После освобождения она в течение многих лет разыскивает его…

Фильм «Помни имя свое» вышел на экраны страны в 1975 году. На кинофестивалях в Гданьске (1974) и Кишиневе (1975) он получил почетные призы. Была отмечена и работа Людмилы Касаткиной, которая была признана лучшей актрисой года и удостоена званий народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.

В 70-е годы Людмила Касаткина снялась еще в двух картинах своего мужа: историко-революционном фильме «Свеаборг» и политическом телесериале «Диалог». Из фильмов других режиссеров стоит отметить музыкальную комедию «Под крышами Монмартра» Владимира Гориккера, где Касаткина сыграла роль второго плана.

Все эти годы она продолжала играть и в театре, хотя после ухода в 1974 году режиссера А.Д. Попова (он перешел во МХАТ) новых ролей у Касаткиной стало меньше. «Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац – и перерыв. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие. И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам. И никогда не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше уйти раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет... Это же было, было. Двенадцать лет я играла "Орфей спускается в ад". На аншлагах! Но двенадцать лет» , – рассказывала Л. Касаткина.

Много лет, по словам самой Людмилы Ивановны, ее пытались заманить в КПСС. Но она всякий раз пыталась уклониться от этого, то ссылаясь на то, что не считает себя готовой, чтобы носить высокое звание коммуниста, то на то, что она плохо знает историю партии и из-за работы некогда учить Устав (ведь видела, что многие коллеги идут в партию, чтобы получить прибавку к зарплате или звание). А когда ей сказали, что ничего спрашивать во время приема не будут – лишь бы только она написала заявление, пришлось устроить сцену праведного гнева – «Что?! В партию по блату? Ни за что!» . И только тогда от нее отстали.

80-е годы

У своего мужа Сергея Колосова Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах. По этому поводу актриса говорила: «Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 11 фильмов (1960-1995) я ни одного ему не завалила. однажды сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины". Это его упрекали в том, что жена помогает уровень держать. А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею (то есть психологическую разработку, изучение материала эпохи, времени, людей), и такой союз выигрывает, – это гордость. Я что, его опозорила? Когда я слышу такие разговоры ("Касаткиной повезло, муж снимает"), во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость» .

За более чем сорок лет совместной работы Колосов и Касаткина научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.

В 1982 году она вновь снялась в необычной для себя роли. В биографической драме Сергея Колосова «Мать Мария» Касаткина сыграла поэтессу и общественного деятеля Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву, которая становится монахиней, принимая имя Мария.

А спустя три года Касаткина сыграла роль Анны Фирлинг в картине «Дороги Анны Фирлинг», которую Колосов поставил по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Это был интересный и опасный эксперимент, поскольку драматургия Бертольта Брехта вообще трудно подвластна кинематографу. Успех был полнейший! Роль Анны Фирлинг казалось была просто создана для Касаткиной. Не случайно потом многие годы ее называли мамашей Кураж.

Надо отметить, что при всей разнообразности и непохожести героинь Касаткиной всех их объединяло одно. В каждой из своих ролей актриса была «барабанщицей», зовущей нас идти честным, бескомпромиссным путем, отдавая свои лучшие порывы души людям.

90-е годы

В 90-е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. В основном она была занята в театральных постановках в родном ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер . Актриса сыграла в трех его постановках: «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы Елизаветы).

Среди редких работ актрисы в эти годы на экране стоит отметить исторический телесериал «Раскол» и сатирическую комедию «Судья в ловушке», снятые опять же Сергеем Колосовым. В последней в качестве композитора выступил их сын Алексей Колосов, который к тому времени уже написал музыку к еще одному фильму отца «Дневник профессора Готье».

В 2000-х годах Людмила Касаткина в кино практически не снималась. Да и в театре работы у нее было немного. Людмила Ивановна занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями. Так, в рамках проведения мероприятий, приуроченных к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию создания многосерийного художественного фильма «Вызываем огонь на себя», творческая группа создателей этого фильма (включая Сергея Колосова и Людмилу Касаткину) в феврале 2005 года побывала в Брянской области. Артисты встречались с ветеранами и молодежью.

Людмила Ивановна – по-настоящему верная и преданная жена. Свою привязанность в течение более полувека одному человеку Касаткина объясняла так: «Нет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись» .

Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича Алексей (родился 8 ноября 1958 года) закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет шли на «Русском радио». Кроме того, он закончил Гнесинское училище и стал профессиональным гитаристом. У Алексея Колосова собственный блюзовый ансамбль «Аура». В качестве композитора он написал музыку к двум фильмам своего отца. Свою первую дочку Алексей назвал Людмилой в честь бабушки. Вторую дочь он назвал Анной.

Несмотря на свои годы, Людмила Ивановна и на склоне лет находилась в великолепной форме: красивая, моложавая, энергичная. Как признавалась актриса: «До сих пор ежедневно продолжаю заниматься танцевальной гимнастикой. Это дает и прямую спину, и легкую походку. Да и заряд бодрости на целый день. И, надеюсь, на всю оставшуюся жизнь» .

Смерть

Людмила Касаткина ушла из жизни через 11 дней после смерти любимого мужа, 22 февраля 2012 года. 28 февраля в Центральном театре Российской Армии состоялась церемония прощания с актрисой. В тот же день ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом.

Награды

Людмила Касаткина за свою плодотворную творческую деятельность была удостоена множества почетных премий и званий, среди которых: народная артистка СССР (1975), заслуженный деятель культуры ПНР (1975), лауреат Премии за исполнение женской роли на МКФ в Гданьске (1974, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1976, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лучшая актриса 1975 года по опросу журнала «Советский экран», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Премия Ленинского комсомола (1968, за роль Ани Морозовой в сериале «Вызываем огонь на себя»), Орден «Знак Почета» (1967), три Ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» и многие другие.

Фотографии Касаткиной Людмилы Ивановны

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Людмила Ивановна Касаткина. Родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село Смоленской области - умерла 22 февраля 2012 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976) и премии Ленинского комсомола (1968).

Людмила Касаткина родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село, (ныне Вяземского района Смоленской области, Россия).

Отец - Касаткин Иван Алексеевич (1902-1981).

Мать - Касаткина Варвара Николаевна (1903-1983).

Училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Сценическую карьеру начала как балерина, но была вынуждена прекратить занятия танцами из-за перелома ноги в 14 лет.

В 1943 году поступила и в 1947 году окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского, и была принята в труппу ЦАТСА, где проработала всю жизнь. Сыграла на сцене ЦАТСА более сорока ролей, среди которых наиболее известны такие постановки, как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» и другие.

Дебютировала в кино в 1954 году в фильме «Укротительница тигров» и сразу в главной роли, получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой.

В 1962-м получила награду МТФ в Монте-Карло - приз «Золотая нимфа» - за лучшую женскую роль, фильм «Укрощение строптивой» .

В 1964 году муж актрисы, режиссёр Сергей Колосов снял первый отечественный телевизионный многосерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя» по одноимённому произведению Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. Его главной героине, реально существовавшей партизанке Анне Морозовой после показа фильма по телевидению было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Её роль в сериале исполнила народная артистка СССР Людмила Касаткина, которой за этот фильм была присуждена Премия Ленинского комсомола (1968).

Лучшая актриса 1975 года по опросу журнала «Советский экран» за роль Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя своё». За эту картину она также была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976) и награды МКФ в Гданьске.

Людмила Касаткина в фильме "Помни имя свое"

Лучшие роли Людмила Ивановна сыграла в фильмах своего мужа - режиссёра Сергея Николаевича Колосова.

Получила известность также благодаря своим работам по озвучиванию мультфильмов («Маугли», 1967-1971, персонаж - Багира).

В последние годы преподавала в РАТИ, профессор, выступала на творческих вечерах.

Людмила Ивановна Касаткина ушла из жизни после длительной болезни в Москве 22 февраля 2012 года на 87-м году жизни, через 11 дней после смерти мужа. Простились с Народной артисткой СССР Людмилой Касаткиной 28 февраля в Центральном театре Российской Армии в Москве. Похоронили актрису рядом с её мужем, Сергеем Колосовым, на Новодевичьем кладбище, с воинскими почестями.

Рост Людмилы Касаткиной: 159 сантиметров.

Личная жизнь Людмилы Касаткиной:

Муж - Сергей Николаевич Колосов (1921-2012) - кинорежиссёр, народный артист СССР.

Сын - Алексей Сергеевич Колосов (1958) - джазмен.

Внучки: Людмила (1984) и Анна (2001).

Людмила Касаткина и Сергей Колосов умерли забвении

Фильмография Людмилы Касаткиной:

1954 - Укротительница тигров - Лена Воронцова
1956 - Медовый месяц - Люда Одинцова-Рыбальченко
1958 - По ту сторону - Варя
1959 - Три рассказа Чехова - Жена
1960 - Месть (к/м) - Полина Григорьевна
1960 - Хлеб и розы - Лиза Никитина, коммунарка
1961 - Укрощение строптивой - Катарина
1964 - Вызываем огонь на себя - Анна Морозова
1966 - Душечка - Ольга Семёновна Племянникова
1967 - Операция «Трест» - Мария Владиславовна Захарченко, террористка
1967 - Северо-западнее Берлина - Таня Куликова
1970 - Соло (к/м) - Изюмина
1972 - Большая перемена - Екатерина Семёновна, директор школы
1972 - Гроссмейстер - мать Сергея Хлебникова
1972 - Свеаборг - Вера Константиновна Емельянова
1974 - Помни имя своё - Зина Воробьёва
1975 - Под крышами Монмартра - мадам Марселина Арно
1977 - Диалог - Широкова
1977 - Элегия - Мария Гавриловна Савина
1982 - Мать Мария - Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева
1982 - Принцесса цирка - мадам Каролина
1985 - Дороги Анны Фирлинг - Анна Фирлинг по прозвищу «мамаша Кураж»
1988 - Радости земные - Наталья Лемехова
1990 - Шарады Бродвея - Марго Чаннинг
1992 - Маклер
1993 - Раскол - Александра Калмыкова
1998 - Судья в ловушке - миссис Скуизем
2001 - Яды, или Всемирная история отравлений - Евгения Ивановна Холодкова
2003 - Ищу невесту без приданого - Вера Петровна
2006 - Потерянные в раю - Мария Бов

Театральные работы Людмилы Касаткиной:

Регулировщица - «Южный узел» А. Первенцева
Зоя - «Последние рубежи» Ю. Чепурина
Роберта Олден - «Закон Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру
Марья Антоновна - «Ревизор» Н. Гоголя, 1951
Валя - «Метелица» В. Пановой
Галя Друнина - «Летчики» Л. Аграновича и Семена Листова
Клава - «Любка-Любовь» Зори Дановской, 1959
Поля - «Совесть» Ю. Чепурина
Галя - «Весенний поток» Ю. Чепурина
Оксана - «Первый гром» М. Алигер
Эрна Бринкель - «Игра без правил» Л. Шейнина
Катарина - «Укрощение строптивой» Шекспира
Флорелла - «Учитель танцев» Лопе де Вега
Женька Шульженко - «Фабричная девчонка» А. Володина
Маринэ - «Стрекоза» М. Бараташвили
Люся - «До новых встреч» А. Гладкова
Нила Снижко - «Барабанщица» А. Салынского, 1962
Марфинька - «Обрыв» по И. Гончарову
Анечка - «Океан» А. Штейна
Люба - «Объяснение в ненависти» И. Штока
Судовая кухарка Мань - «Дикий капитан» Ю. Смуула
Надежда - «Надежда Милованова» В. Пановой
Киса - «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и Вс. Азарова
Комиссар - «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
Татьяна - «Транзит» Л. Зорина
«Мамаша Кураж» Б. Брехта
Лейди Торренс - «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, 1978
Судья - «Ковалева из провинции» И. Дворецкого
Елена Андреевна - «Дядя Ваня» А. Чехова
Савина - «Элегия» П. Павловского
Кручинина - «Без вины виноватые» А. Островского
Елизавета Тюдор - «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской
Марго Чанинг - «Шарады Бродвея» М. Орр и Р. Дэнем («Все о Еве»)
Миссис Этель Сэвидж - "Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика
Мод - «Школа любви" по мотивам романа «Гарольд и Мод» К. Хиггинса


Имя: Людмила Касаткина (Ludmila Kasatkina)

Возраст: 86 лет

Место рождения: Новое Село, Смоленская область

Место смерти: Москва

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: вдова

Людмила Касаткина - биография

Народная артистка Советского Союза сразу полюбилась зрителям. Её дрессировщица тигров не была похожа на прежних киногероинь. Её женственность и невероятная смелость удивительно сочетались.

Детство и карьера, семья

Рождение Людмилы произошло в небольшой деревне Смоленской области. Родители довольно скоро перебрались в Москву, хотя и были обычными крестьянами. Ученицей была девочка замечательной и очень талантливой. Девочка любила танцевать и оказалась очень способной к этому виду искусства. Люду определили в студию Шацкого.


Биография творческой судьбы будущей актрисы начиналась с балета, она уже с одиннадцатилетнего возраста выступала на профессиональной сцене. Произошла травма, и о профессии балерины пришлось забыть. Мечта сменилась из-за перелома ноги, многие родственники давали свои советы. Касаткина прислушалась к ним и решила стать актрисой театра и кино.


В результате Людмила подала документы в ГИТИС. По окончании и до последних лет жизни актриса служила театру советской армии. В списке ролей у Касаткиной были не только классические произведения, но каждый её образ становился запоминающимся. Актриса много лет работала преподавателем в родном институте в профессорском звании.

Людмила Касаткина - фильмы

Впервые Людмилу Касаткину увидели в кино в комедии «Укротительница тигров». В фильме актриса составила пару известному Павлу Кадочникову . Миниатюрная фигура Люды только ярче помогала раскрыть мужественный характер героини. Касаткина сначала не прикасалась к хищникам, в опасных сценах за неё снималась цирковая актриса Маргарита Назарова . Но тигров нужно было снять с самой киноактрисой.


Девушка оказалась по-настоящему смелой. Она вошла в клетку очень профессионально, звери её слушались, как настоящую дрессировщицу. Биография популярных фильмов стала пополняться. Характер картин и героинь были самыми разнообразными, от мелодрамы до драмы о войне.

Творческий дуэт

Режиссёр Сергей Колосов разглядел в Касаткиной настоящую звезду. Зрители по достоинству оценили появление пьесы «Укрощение строптивой». Дуэт сложился, и в их исполнении рождается телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя» об Анне Морозовой. Только после выхода на экран многосерийной картины партизанке присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. А актрисе, сыгравшей образ партизанки, была вручена премия Ленинского комсомола. В 60-х и 70-х годах предложений от режиссёров было много, а в 80-ом у актрисы было всего четыре фильма, две из них из Золотого Фонда классического советского кино.


Все роли актрисы в кино в полной мере раскрыли талант Людмилы Ивановны. Касаткина не покидала сцену, всегда жила образами главных героинь. Пожалуй, самым любимым её занятием стала озвучка советского мультипликационного фильма «Маугли». Ради образа пантеры Багиры, созданного Людмилой, поменяли пол животного, который описал в своём произведении Киплинг. Мультфильм о мальчике из джунглей был не единственным, который озвучила актриса. Занятия в качестве педагога радовали Касаткину, В ГИТИСе активно проработала в течение 12 лет под её руководством творческая мастерская, которая выпускала настоящие актёрские кадры.

Людмила Касаткина - биография личной жизни

Режиссёр Сергей Николаевич Колосов, тоже народный артист СССР, который трудился, как и Касаткина в театре всей её жизни, стал мужем актрисы. Встретились парень и девушка в первый год после войны. Сергей Николаевич только что пришёл с фронта, и ему сразу приглянулась Людмила. В течение четырёх лет молодой человек ухаживал за актрисой. В этом творческом и семейном дуэте не было измен, всю жизнь длилась любовь этих двух любящих сердец, более пятидесяти лет. В результате совместной работы у Колосова и Касаткиной было снято двенадцать кинофильмов.


О своей жизни они написали книгу, которая носила название «Судьба на двоих». У супругов родился сын Алёша, который не пошёл по стопам родителей. Он пошёл по своей, но тоже творческой стезе, он руководит джаз-бэндом, прославил себя как композитор. Его музыка звучит в картинах его отца. Когда у него родилась дочь, она получила имя Люда, в честь своей бабушки, позже родилась вторая дочь Анна. Родные во всём поддерживали Людмилу Ивановну. Тепло семьи помогало актрисе в работе. А многие работы в театре писались специально для неё.

Последние годы жизни Касаткиной

Тяжело было в судьбе и биографии Людмилы Ивановны на закате её жизни. Мужа она пережила, что ей далось с трудом, те одиннадцать дней, которые разделяли их от смерти друг друга, Касаткина провела в больнице. Народная актриса лечилась от болезни Альцгеймера. Но до этого долгое время страдала от тяжёлого кашля, перешедшего в бронхит, а позже в острую пневмонию.

Это заболевание удалось побороть, но тоска по умершему супругу подорвало здоровье женщины. Все военные почести во время похорон Людмилы Ивановны были соблюдены в точности, а покоится она рядом со своим любимым мужем. Множество премий были вручены актрисе при жизни.

Народную артистку проводили в последний путь с воинскими почестями

Гражданская панихида по замечательной актрисе Людмилой КАСАТКИНОЙ прошла в Театре Российской армии, сцене которого она отдала 65 лет. Поклонники, коллеги, родные навсегда прощались с женщиной, восхищавшей своими ролями несколько поколений зрителей. Людмила Ивановна всего на 10 дней пережила супруга, кинорежиссёра Сергея КОЛОСОВА.

Печальную церемонию организовала военная комендатура Москвы. Около входа в театр, в фойе и на сцене, где был установлен гроб, замерли солдаты почетного караула.

На больших экранах рядом с театром демонстрировали фотографии лучших ролей актрисы, а в холле устроили экспозицию сценических костюмов Людмилы Ивановны. Выступавшие друзья и соратники по сцене вспоминали о неповторимом таланте покойной. «Экспресс газета» же попросила тех, кто знал Касаткину в жизни, поделится запомнившимися моментами их общения.

Моя мама случайно встретилась с Людмилой Ивановной в магазине, - рассказал актер Виталий Максимов. – Подружились семьями, а потом и я оказался дома у Касаткиной и Колосова. С тем пор мы и дружили. Людмила Ивановна была строга в основном к самой себе, и очень принципиальной. Колосов и Касаткина - яркий пример того, как нужно жить, творить, любить и как нужно уходить из этой жизни. Они - две половинки… Помню, как Людмила Ивановна отправлялась играть последний свой спектакль. Жалоб со стороны поклонников и администрации не было, даже если она спотыкалась об текст. Это происходит со многими актерами, кто выходит на сцену после 80 лет. В последнее время Людмила Ивановна и Сергей Николаевич находились в Центральной клинической больнице, но в разных отделениях. С Людмилой Ивановной я общался буквально несколько дней назад по телефону. Ей было сложно говорить, очень жалею, что не получилось приехать к ней в больницу. Она была абсолютно спокойна, рассудительна, но я слышал, что голос слабеет и настроение не очень оптимистично.

По словам близких актрисы, она, скорее всего, предчувствовала, что скоро уйдет и эти настроения только усилились, когда скончался супруг. Страдая болезнью Альцгеймера и утратив возможность связанно выражать свои мысли, Касаткина, как и многие подобные пациенты понимала и отвечала взаимностью на эмоциональные обращения к ней.

Было понятно, что немного времени остается между моментом похорон Колосова и ее собственным уходом, - вздохнул Максимов.

Актриса Алиса Богарт, которая в свое время училась на курсе у Касаткиной в ГИТИСе, с любовью вспомнила, что Людмила Ивановна относилась к своим студентам, как к детям:

Она воспитывала в нас не столько профессионально-актерские навыки, сколько на ее примере мы учились жить, оставаться на плаву в разных профессиональных и житейских ситуациях.


Она обладала божественным вирусом куража, возникала из пепла, могла чувствовать себя невероятно плохо, но если знала, что у нее вечером спектакль, возрождалась и входила королевой в театр. Касаткина никому не завидовала, была активным человеком, не могла сидеть в сторонке, ей нужно быть на передовой и она была там до конца.

У наших педагогов стояла очень высоко планка и к себе, и к профессии, - считает другой выпускник покойной Валентин Клементьев. - Четыре года, которые мы провели с Касаткиной и Колосовым были очень интересными и напряженными. Людмила Ивановна была человеком бескомпромиссным, что касается творчества. Для всех нас Касаткина и Колосов было одно целое, они замечательно между собой общались. Для нас эта семья была, как пример для подражания, этот формат взаимоотношений настоящих художников, в том числе любящих людей все это осталось в памяти, как яркий пример неординарных людей, любящих друг друга, театр, кино, сына, своих учеников.

Сегодня на 87-м году жизни скончалась народная артистка СССР Людмила Касаткина, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».

Ранее, на прошлой неделе на Новодевичьем кладбище в Москве похоронили мужа Касаткиной - известного режиссера Сергея Колосова. Ему было 90 лет. Колосов являлся ветераном двух войн - Финской и Великой Отечественной, а еще он снял ряд известных фильмов: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Помни имя свое». Во многих его кинолентах главные роли сыграла супруга и муза всей жизни - актриса Людмила Касаткина. Тогда 86-летняя вдова не смогла даже присутствовать на гражданской панихиде, так как самочувствие не позволяло ей это сделать. Актриса попрощалась с любимым мужем без посторонних глаз и сразу же слегла с тяжелым заболеванием.

Касаткина и Колосов были примерной семьей. Вместе они прожили более 60 лет. Сообщалось, что ее сын Алексей очень переживал за эмоциональное состояние матери и старался находится с ней постоянно.

Актриса театра и кино, Народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарском под Вязьмой Смоленской области в рабочей семье. В 1928 году родители вместе с дочерью переехали в Москву.

С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении и подавала большие надежды. Уже в 11 лет она дебютировала в детских танцевальных партиях. В 15 лет врачи запретили девочке заниматься балетом, и Людмила решила пойти в студию художественного слова при московском Дворце пионеров.

В 1943 году, после окончания средней школы, Касаткина поступила в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС, ныне РАТИ) на курс Иосифа Раевского и Григория Конского.

По окончании института (амплуа «лирическая инженю») в 1947 году Людмила Касаткина была принята в труппу Театра Советской (Российской) Армии, где в первое время в основном исполняла роли молодых героинь или подростков: регулировщица на дорогах в спектакле «Южный узел», почтальонша Зоя в «Последних рубежах», беженка-подросток Валя в «Метелице» Веры Пановой, Галя Друнина в «Летчиках» Леонида Аграновича и Семена Листова.

Роль в спектакле «Первый гром» по пьесе Маргариты Алигер в постановке Марии Кнебель и Алексея Попова вывела дебютантку в ведущие актрисы театра. Также в театральном творчестве актрисы особое место занимают спектакли «Укрощение строптивой» (роль Катарины; одна из лучших постановок А. Д. Попова), «Душечка», где в роли Ольги Семеновны в полной мере проявилось присущее Касаткиной сочетание лирического и гротескового таланта, а также «Барабонщица». В театре актриса сыграла около 60 ролей.

В 1950-х годах приобрела всесоюзную популярность благодаря своим ролям в кино - Лены Воронцовой в «Укротительнице тигров» (1955) и Люды Одинцовой в «Медовом месяце» (1956). Особое место в творческой жизни актрисы заняли роли в фильмах ее мужа, кинорежиссера С. Н. Колосова: «Вызываем огонь на себя» (1964), «Операция «Трест» (1967), «Помни имя свое» (1974), «Свеаборг», «Мать Мария» (1982).

В 1990-х годах Касаткина снялась в фильмах «Маклер» (1992), «Раскол» (1993), «Судья в ловушке» (1998), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001).

Кроме того, Людмила Касаткина принимала участие по озвучиванию мультфильмов (Маугли 1967-1971).

Все, кто знает Людмилу Касаткину, были очарованы ее удивительным, праздничным обаянием. Она всегда энергетический центр сцены, семьи, любой компании (ее коллекции анекдотов и умению их «сыграть» завидовал даже Юрий Никулин), общаться с ней можно было бесконечно.

Людмила Касаткина была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР.