Итоги внешней политики горбачева плюсы и минусы. Плюсы и минусы правления горбачева! (подробный план)

Ответ оставил Гость

Плюсы и минусы правления Горбачева Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. Горбачёв Михаил Сергеевич появился на свет в с. Привольное (Ставропольский край) 2 марта 1931 г. Отец, Сергей Горбачев был русским, а мама, Мария Гопкало, украинкой, с чем связана особая толерантность будущего политика в национальном вопросе. Михаил, будучи еще подростком, работал в колхозе и в МТС, помогая родителям, так как семья жила очень скромно. Пятнадцатилетним юношей Михаил Сергеевич становится помощником комбайнера. Плюсы и минусы правления Горбачева В возрасте 19 лет Горбачев вступает в ряды кандидатов в КПСС, получив протекцию от учителей и директора своей школы. В 1950 году Михаил Сергеевич поступает в МГУ без каких-либо экзаменов, а через три года женится на Титаренко Раисе Михайловне, с которой проживет в счастливом браке до самой смерти супруги (1999г.). В 1952 году Михаил Сергеевич вступает в КПСС. В 1968 году в августе Горбачев был избран Первым секретарём КПСС Ставропольского крайкома, занимая эту должность вплоть до апреля 1970 года. С 1970 года Горбачёв был назначен членом Верховного Совета. Находясь у власти, Михаил Сергеевич провел много различных реформ, из-за которых распался и СССР, а также была уничтожена монополия КПСС. Хотя очень часто действия Горбачёва подвергались критике политиков за непоследовательность действий, за попытку сохранения социализма и прежней центрально-планируемой экономики. В 1862 году (15 мая) была создана компания по борьбе с нетрудовыми доходами. Поднимался вопрос о борьбе с шоферами, репетиторами, продавцами цветов т.п. Многие люди лишились нелегального трудового заработка. С другой стороны Горбачеву отчасти принадлежит заслуга по увеличению продолжительности жизни, трудоспособности населения и снижению преступлений на почве алкогольного опьянения. В 1985 году 17 мая в силу вступила антиалкогольная компания в СССР. Плюсы и минусы правления Горбачева Из-за этого нововведения цены на алкоголь увеличились на 45%, были вырублены виноградники, а так же исчез сахар в магазинах, используемый умельцами для самогоноварения, что привело к продаже этого продукта только по талонам. Как следствие реформ Горбачёва, в 1989 году исчезли многие товары из магазинов, произошла скрытая инфляция, введение, как уже говорилось, карточек на определенную группу товаров. Тяжелая жизнь большинства граждан привела к спаду рождаемости, который наблюдался вплоть до 2001 года. При Михаиле Сергеевиче были выведены войска из Афганистана, что положительно восприняли многие соотечественники. Но в 1986 году были частично скрыты факты взрыва на Чернобыльской АЭС 26, такая «таинственность» оставила негативный отпечаток на биографии политика. В конце 1991 года Горбачев подает в отставку, добровольно сняв с себя полномочия главы. Однако уже через пять лет (1996 года) Михаил Сергеевич становится Председателем Правления Международного Зеленого Креста. В 2011 в свой восьмидесятилетний юбилей Михаил Сергеевич получил награду Андрея Первозванного. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.

Как метко заметил Д.Волкогонов, для Запада популярность Горбачева была связана в первую очередь с тем, что он стал «символом ухода с политической сцены большевистского монстра» (См.: Волкогонов Д. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. Кн. 2, М., 1995, Стр. 362).

В декабре 1990 г. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, однако обстановка внутри страны не позволила президенту поехать получить присужденную ему премию. Немалая часть населения задавалась вопросом: за что Горбачеву дали премию? Страна в развале – а ему премия! Именно к концу 1990 г. разрыв между внешнеполитическим триумфом президента и последствиями его политики внутри страны стал очевиден для многих. Напряженной оставалась обстановка в Тбилиси, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Баку, Чечне, Прибалтике. На IV–м съезде народных депутатов СССР с предупреждением о готовящемся перевороте выступил министр иностранных дел страны Э.Шеварднадзе, подавший в отставку. О деятельности деструктивных сил, имеющих «далеко идущие цели», говорил на съезде и премьер Н.И.Рыжков. На съезде также было предложено включить в повестку дня вопрос о недоверии Президенту СССР, что свидетельствовало о серьезном недовольстве политикой Горбачева во внутренних и внешних делах. Наблюдатели отмечали разрыв президента с прогрессивной частью своего окружения. В декабре было принято решение Моссовета о нормированном распределении продовольственных товаров. Возник бюджетный кризис, в новый 1991 г. СССР вступил без плана и бюджета. Таковы лишь отдельные штрихи, характеризующие обстановку уходящего 1990 г.

По свидетельству его помощника Черняева, в эти дни генеральному секретарю приходили «пачки телеграмм» от населения, в которых Горбачева поздравляли с «премией империалистов» за то, что он «развалил» Советский Союз, «предал» Восточную Европу, «отдал» ресурсы американцам, а средства массовой информации – «сионистам» (См.: Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М., 1993, Стр. 384).

На этом фоне и внешняя политика Горбачева стала терять поддержку внутри страны. Описывая обстановку тех дней, Шеварднадзе замечал, что «теневая» власть отвоевывала сданные позиции, выходила из тени и начинала действовать открыто». Если бы демократические силы были сплочены, замечает он, это наступление можно было «остановить». Однако отсутствие среди единомышленников «единодействия» вынудило его уйти в отставку. Политические оппоненты отставного министра иностранных дел объясняли его добровольный уход «стремлением уклониться от ответственности за просчеты, якобы допущенные во внешней политике» (См.: Шеверднадзе Э. Мой выбор. В защиту демократии и свободы. М., 1991, Стр. 20-21).



Какой же была внешняя политика в эпоху Горбачева по свидетельству тех, кто ее творил? Какова ее оценка историками?

Биограф первого президента СССР Грачев отмечает, что у Горбачева еще весной 1985 г. имелся перечень первоочередных внешнеполитических задач, подлежащих решению. В рабочих блокнотах генсека среди приоритетов значилось: «покончить с гонкой вооружений», «уйти из Афганистана», «наладить отношения с США и Китаем» (См.: Грачев А.С. Горбачев. М., 2001, Стр. 179). Биограф указывает, что Горбачеву приходилось считаться со сложившимися между двумя сверхдержавами внешнеполитическими стереотипами – смотреть друг на друга «через амбразуру». Посягнув на это стратегическое «равновесие страха» Горбачев, подчеркивает его биограф, выбил одну из важнейших опор из-под собственного кресла. Если раньше советские люди мирились со своей убогой жизнью и добровольно отдавали на оборону последнее, то превращение вчерашнего врага в партнера меняло и их сознание – недовольство своей жизнью они обращали на тех, кто ими управлял.

Оппоненты Горбачева ставили ему в вину то, что проводя перестройку, он и его сподвижники «не заботились об идейных, социально-экономических, политических и исторических системных основах» советского строя, что обреченность перестройки заключалась в ее «верхушечном» характере, в результате чего «власть постепенно становилась инородным телом внутри системы, в первую очередь по отношению к ее основам», что за фасадом перестройки «шел энергичный процесс смены ориентиров», в котором первую скрипку играли Яковлев и Шеварднадзе. Среди основных и, по мнению этих оппонентов, «разрушительных» для советской системы лозунгов перестройки были следующие: общечеловеческие ценности и их приоритет перед классовыми , что привело к пересмотру итогов второй мировой войны, нарушению соглашений Ялтинской и Потсдамской конференций, Хельсинского совещания, провозгласивших незыблемость послевоенных границ, вызвало ликвидацию Организации Варшавского договора, СЭВа, ГДР и «подготовило» развал СССР; вхождение в мировую цивилизацию , которое стало возможно для нашей страны лишь «после краха» социалистического системы; демократизация общества , которая привела к «децентрализации и распаду могущества» России; переосмысление истории , которое на деле превратилось в «оплевывание прошлого», в надежный механизм «разрушения исторической памяти народа» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 572-573, 617-618).

Советские лидеры, в первую очередь Горбачев и Шеварднадзе, критиковались «за потерю» Восточной Европы и Германии, за изолюцию и ослабление страны, за перечеркивание неразумными политическими действиями итогов войны и ее завоеваний, за которые заплатили непомерную цену целые поколения, за напрасно «пролитую советским народом кровь во имя освобождения Европы от нацизма». На церемонии подписания Договора по обычным вооружениям в Европе, министр обороны СССР маршал Д.Язов сказал в узком кругу: «Мы проиграли третью мировую войну без единого выстрела» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994, Стр. 202).

Отвечая на подобные обвинения, в частности на то, что Горбачев «сдал социалистические страны», бывший президент СССР писал, что эти мысли выдвигали «приверженцы имперской идеологии», для которых привычным является право сильного распоряжаться чужими странами как своей собственностью, «играть судьбами народов». Обращаясь к недавней истории взаимоотношений СССР и стран «социалистического содружества», Горбачев указывал, что в этих странах нами насаждалась модифицированная «сталинская модель социализма», а все попытки этих стран вырваться из «дружеских объятий» сверхдержавы «пресекались неукоснительно». В качестве примера он приводил события в ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г. (См.: Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2, М., 1995, Стр. 474-475).

Не было единодушия в отношении политической линии Горбачева и у руководителей «социалистического лагеря». Кадар и Хонеккер не верили в «необратимость» перестройки и занимали выжидательную позицию, Живков предостерегал, ссылаясь на хрущевскую политику, что перестройка может «дестабилизировать социалистическое содружество», а лидер румынских коммунистов Чаушеску занимал откровенно враждебную позицию.

А.В.Козырев, назначенный в 1990 г. министром иностранных дел России, в бытность свою работником МИД СССР главную свою задачу в годы перестройки видел в том, чтобы участвовать в «демонтаже отживших идеологических догм». «Суть дела, - пишет он в мемуарах, - состояла в том, чтобы продвинуть в официальные советские документы, вплоть до выступлений по внешнеполитическим вопросам генерального секретаря ЦК КПСС, «крамольные» формулировки, которые если не сразу, то в потенции открывали бы возможности для подрыва, а затем и полного пересмотра коммунистической догматики». Своими оппонентами в Политбюро он называл Е.К.Лигачева, в МИДе – Г.М.Корниенко, а своими сторонниками – Г.Х.Шахназарова и А.С.Черняева, при «ведущей роли» А.Н.Яковлева и Э.А.Шеварднадзе. По его мнению, Горбачев со своими заявлениями о новом политическом мышлении «создавал своеобразное прикрытие для подобных далеко идущих интерпретаций». Козырев скептически относился к Горбачеву и его последователям, считая, что к 1989 г. они исчерпали себя, прежде всего потому, что «стремились во что бы то ни стало сохранить верность социалистическому выбору, подновить, модернизировать советскую систему при полном непонимании ее обреченности». Истоки новой российской концепции национальной безопасности Козырев видел в «идеях А.Д.Сахарова», который, по его мнению, соединил тезис об обуздании гонки ядерных вооружений с решением проблемы «взаимоотношения человека и государства в нашей стране» (См.: Козырев А. Преображение. М., 1995, Стр. 42-46, 72).

Советские дипломаты возражали против подобного упрощенного подхода в оценке сложнейших внешнеполитических проблем, стоящих перед Советским Союзом на рубеже 70-80-х годов. Так, по мнению того же Г.М.Корниенко, именно в эти годы имелись возможности для достижения компромисса с Западом в области разоружения. Он называл А.А.Громыко «убежденным сторонником» разоруженческой линии, «главным генератором» идей в этой области. Иное дело, отмечал Корниенко, что когда дело доходило до выработки конкретных позиций, а военные были против того или иного решения, то Громыко «не шел на конфликт с ними». В целом он считал, что для советской внешней политики была характерна «недооценка», а иногда «игнорирование» возможностей упрочения безопасности государства «политическими средствами», а не дальнейшим увеличением и без того чрезмерных расходов на оборону(См.: Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992, Стр. 40-45).

XXVII съезд КПСС официально провозгласил новый внешнеполитический курс страны и определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, урегулирование региональных конфликтов, отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами и признание существующего миропорядка. Для решения первой задачи важнейшее значение имели встречи М.С.Горбачева с президентом США Р.Рейганом в Женеве в 1985 г., в Рейкьявике и Вашингтоне в 1986 г., в Москве в 1988 г. Итогом первых встреч было подписание совместного заявления, констатирующего, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей», и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом». В декабре 1987 г. была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности; соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. Помимо этого, СССР ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Военные, в первую очередь начальник Генштаба С.Ахромеев полностью разделили позицию президента Горбачева.

Западные историки и политики подчеркивают тот факт, что во многом благодаря внешней политике Горбачева удалось покончить с «холодной войной» и гонкой вооружения.

В феврале 1988 г. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая, а в феврале 1989 г. последний советский солдат покинул Афганистан. Это решение далось Горбачеву нелегко. Еще при Брежневе в 1981 г. на Политбюро было принято решение «вести дело к уходу», но весь вопрос заключался только в том – как, когда и на каких условиях уходить. По советским данным, на афганскую авантюру наша страна ежегодно тратила 1 млрд рублей. Горбачева беспокоил не только вопрос о падении авторитета СССР в странах «третьего мира», но, как он выразился: «Перед своим народом не рассчитаемся: за что столько людей положили?». Министр обороны маршал Соколов подтверждал, что «выиграть войну военным путем невозможно». Решение Горбачева об уходе советских войск из Афганистана поддержали на Политбюро и его ближайшие соратники – Рыжков и Лигачев. Однако даже приняв решение об уходе, Горбачев ставил, как показало развитие последующих событий в этом регионе, невыполнимую задачу - не только «восстановить дружественную и нейтральную страну», но сделать так, чтобы в Афганистане «не осели США со своими базами».

В этот период практически во всех социалистических странах к власти пришла оппозиция. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. Таким образом впервые с 1945 г. Советский Союз оказался без военных союзников в Европе.

Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, более тридцати лет разделявшая немецкий народ. 12 сентября 1990 г. в Москве ФРГ, ГДР, Франция, СССР, Великобритания и США подписали Договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». Статья 1 гласила, что объединенная Германия будет включать территории ГДР, ФРГ и «всего Берлина». Этим договором подтверждался также «окончательный характер границ» объединенной Германии, то, что она «не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам» и не будет выдвигать таких претензий «в будущем». Правительства ФРГ и ГДР подтвердили свой отказ от «производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием» и заявили, что объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств. Договор предусматривал сроки вывода советских войск с территории ГДР и Берлина. Устанавливалось право объединенной Германии «на участие в союзах», страна обретала «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 621-623).

Как могло произойти это знаменательное событие, какова его оценка в современной исторической литературе?

По мнению западных исследователей, проблема послевоенного переустройства Германии была «центральной» в отношениях между державами-победительницами и она же стала «препятствием» для союза СССР с западными державами. Когда сплоченность одного из противостоящих военно-политических блоков - Организации Варшавского Договора – «начала разрушаться», факторы раскола Германии стали казаться немецкому обществу «менее весомыми», чем факторы воссоединения, а быстрота и политическая сила процесса воссоединения «опрокидывала всякое сопротивление» (См.: Эннио Ди Нольфо. История международных отношений (1918-1999). В 2-х т. Пер. с итал. Т.2. М., 2003, Стр. 726).

Российские историки отмечали, что когда германский вопрос перешел в плоскость практического решения, то ни Горбачев, ни политическая элита страны, ни само советское общество «не были готовы к такому повороту дел». Первоначально Горбачев ограничивался «общими рассуждениями», но затем на узком совещании в январе 1990 г. советским руководством была выдвинута идея «шестерки» – формирования специального переговорного механизма в составе четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании, Франции) и двух германских государств (ГДР и ФРГ) для обсуждения международных аспектов объединения Германии. При этом, по мнению российских историков, советское руководство опасалось выхода ситуации из-под контроля и возникновения вооруженного конфликта в Европе; оно также «не желало» и «не имело возможности» применить военную силу, чтобы воспрепятствовать объединению Германии. Не последнюю роль играло то обстоятельство, что в условиях ухудшения экономической ситуации в Советском Союзе Горбачев рассчитывал на получение иностранных кредитов, в том числе от германских банков. Историк Наринский считает, что Горбачев и его соратники «переоценили» готовность западных партнеров играть по новым «правилам игры», а потому «не зафиксировали договоренности» об отказе от последующего продвижения НАТО на восток. Его общая оценка деятельности реформатора во внешней политики следующая - Горбачев внес «большой вклад» в завершение холодной войны, но «не сумел (или не успел)» заложить основы нового миропорядка (См.: Наринский М.М. М.С.Горбачев и объединение Германии. По новым материалам / Новая и новейшая история. 2004, № 1, Стр. 14-30).

По свидетельству Фалина, на заключительном этапе выработки решений по объединению Германии не участвовали ни Совет безопасности, ни Президентский Совет, ни какие-либо другие государственные органы. «Новую военно-политическую карту Европы 1989-1990 гг., - писал в мемуарах Фалин, - кроил по западным меркам один М.Горбачев со товарищем (Э.Шеварднадзе – В.П.)». Он писал, что пытался предостеречь Горбачева от огромных уступок СССР Западу по германскому вопросу, в частности следовало, по его мнению, предусмотреть в договоре «неучастие объединенной Германии в НАТО». На это предложение Горбачев заявил: «Боюсь, что поезд уже ушел». Были и иные альтернативы решения германской проблемы, убежден Фалин, и не хуже тех, что реализовал Горбачев (См.: Фалин В. Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски. М., 1999, Стр. 180-193).

По мнению итальянского историка Дж.Боффа, немецкое единство на практике означало «аннексию Восточной Германии со стороны ФРГ» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996, Стр. 198).

Существует мнение, высказанное сотрудниками советских спецслужб, что падение берлинской стены, крах ГДР оказались неожиданностью для всех, что никто в мире не мог предвидеть такое развитие событий. Поэтому абсолютно «абсурдной» представляется распространенная версия о том, что «все прошло по плану Горбачева», что «он – предатель». «По всем действиям Горбачева видно, - писал сотрудник КГБ СССР И.Кузьмин, - что он не хотел крушения ГДР, стремился ее сохранить, но действовал нерешительно» (См.: Карпов М. Падение берлинской стены. Этого не ожидали даже чекисты // Независимая Газета. 1994. 5 ноября).

Внешняя политика СССР в послевоенное время строилась в реалиях «биполярного мира». Военный паритет сторон был гарантией от перерастания локальных конфликтов в глобальную войну. Накал противоборства систем к 80-м годам достиг максимального предела. В условиях Холодной войны, непомерные траты на «гонку вооружений» надорвали экономику Советского Союза. Руководство страны активно искало иные подходы к решению острых вопросов внешней политики.

Приход к власти очередного генерального секретаря ЦК КПСС не предвещал существенных перемен во внешнеполитическом курсе СССР. Сохраняя традицию, Михаил Горбачев на весь свет заявил о приверженности делу мира, борьбе с военными угрозами, укрепления содружества с соцстранами и помощи борцам за национальную независимость. Политика Запада критиковалась им вплоть до назначения Эдуарда Шеварднадзе министром иностранных дел СССР.

Свежий министр сходу взялся за нормализацию отношений с США и ее сателлитами, ликвидацию противостояния в региональных конфликтах и политику разоружения. В дальнейшем, когда в окружении Генсека стала доминировать группа новых людей, мотивированных либеральными ценностями, поменялось отношение к обычному курсу советской внешней политики и у самого Горбачева.

В изменившихся условиях, лидер СССР сформулировал принципы внешней политики СССР, став, по его мнению, ключевой фигурой во внешней политике, сыгравшей решающую роль в окончании Холодной войны и переходу к партнерским отношениям бывших врагов. Эта доктрина, в дальнейшем развитии с 1987 года стала называться политикой «нового мышления». В ней предполагалось:

  • отказаться от раскола мира на два враждебных полюса;
  • признание единства и неделимости мира;
  • отказ от применения силы в разрешении международных проблем;
  • поднять общечеловеческие ценности выше национальных, идеологических и классовых.

Эти тезисы стали теоретической основой внешнеполитического курса СССР в годы перестройки, на практике выразившиеся в стремлении Горбачева добиться расположения Запада, невзирая на цену односторонних уступок.

Путь от равенства к договорному диктату

Регулярные встречи лидеров Советского Союза и Америки начались в ноябре 1985 года. Тогда лидеры главных мировых держав установили доверительные отношения. С 1987 года переговорный процесс перешел в стадию подписания основополагающих договоров по самым острым внешнеполитическим направлениям.

Теряя позиции внутри страны, Горбачев хотел укрепить свое положение за счет «выдающихся» свершений во внешней политике. Но «успехи» давались за счет изрядных односторонних уступок. Представители США, замечая стесненное положение руководителя СССР, не стеснялись выдвигать каждый раз новые условия, которые Горбачев вынужден был принимать.

Памятная встреча Михаила Горбачева и нового президента США Джорджа Буша на Мальте в конце 1989 года знаменита полным отказом Советского лидера от «доктрины Брежнева». Американцы не преминули воспользоваться случаем, для полного развала социалистического лагеря и расширение давления на СССР. Дошло до того, что летом 1991 года Президент США, предъявил Президенту СССР «шесть условий» для продолжения дальнейшего сотрудничества между Советским Союзом и Западом, в них были означены требования:

  • ввести демократию;
  • создать рынок;
  • построить федерацию;
  • отказаться от прежней политики на Ближнем Востоке;
  • отказаться от интересов на Африканском континенте;
  • остановить работу по модернизации советского военного ядерного потенциала.

В этот раз некоторые условия перешли в плоскость внутренней политики, что было непосредственным вмешательством во внутренние дела СССР. Такого не мог стерпеть даже Горбачев, и дни его у власти были сочтены.

Обрушение системы послевоенного устройства мира

Чувствительные для Советского Союза перемены происходили в 1989 году на западных его рубежах. Когда стало понятно, что единство соцлагеря не будет поддерживаться силой советского оружия, власти предержащие Восточной Европы не стали сопротивляться давлению оппозиционных сил, опиравшихся на мощную всестороннюю поддержку Запада.

Начало распаду социалистической системы положила серия «бархатных революций», в 1989 году, прошагавшая по странам Восточной Европы, а также кровавый переворот в Румынии. В октябре 1990 года Германия получило «добро» от Горбачева на объединение. В феврале 1991 года прекратил существование Варшавский договор, а весной официально распустили Совет Экономической взаимопомощи и социалистический лагерь в Европе рухнул.

В странах «третьего мира» СССР отказался от прежней политики поддержки лояльных режимов. Вывел войска из Афганистана, отказался вмешиваться в конфликты на Ближнем Востоке, Африке и Центральной Америке. А во время первой агрессии США в Ирак летом 1990 года и вовсе поддержали западную коалицию.

Эти многозначительные шаги и односторонние шаги безусловно, ослабляли напряженную обстановку на международной арене, у СССР появились дипломатические отношения с некогда одиозными странами: Израилем, ЮАР, Тайванем, Южной Кореей и другими. Однако почти все регионы традиционного советского влияния попали под опеку «западных партнеров».

Таким образом, итогом сложившейся на международной арене обстановки, стал тотальный провал планов внешней политики «нового мышления». Без политических гарантий и материальных компенсаций для СССР, была разрушена созданная послевоенным поколением система международного мироустройства. Советский Союз добровольно утратил статус мировой державы, а вскоре и вовсе распался.

Основные события

1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма - с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название «новое мышление», суть которого состоит в том, что:

  • СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем;
  • СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития;
  • СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом;
  • ради этого СССР был готов пойти на уступки.

2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением «нового мышления» и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе - новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем

ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры - В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище «Господин «Нет», то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище «Господин «Да» за регулярные уступки Западу.

3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог:

  • состоялись встречи между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.;
  • 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения;
  • в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР «империей зла»;
  • после этого встречи лидеров СССР и США стати регулярными;
  • началось прямое общение между гражданами - телемосты, по­ездки.

4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг - 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистиче­ские режимы.

5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах.

6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартии в соцстранах:

    в августе - октябре 1989 г. начался кризис в ГДР - массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали;

    это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал;

    в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ;

    еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов - в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши;

    в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времен подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии (ВСРП-ВСЛ) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно;

    10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, - начались реформы в Болгарии;

    24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии («пражская осень»), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента);

    22 - 26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был све­ргнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам.

7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул.

3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия - ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии.

8.В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО.

В 1991 г. распалась Югославия.

В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз.

Пришедшее к власти новое руководство страны во главе с Горбачевым и министром иностранных дел Шеварднадзе начало вести активную международную политику вывода страны из международной изоляции. В первое время основные задачи оставались прежними: обеспечение безопасности и укрепление социалистического лагеря. Однако уже через 2 года во внешней политике произошли значительные коррективы. Связано это было с взятием Советским Союзом курса на и попыткой распространения ее на международной арене.

Появилось такое понятие как «новое идеологическое мышление». В основе направления лежал отказ от понятия, что весь мир расколот на 2 политические системы, а признание его единым и неделимым. Для его осуществления отвергался принцип социалистического интернационализма, а на его смену пришло понятие общечеловеческих ценностей.

Для осуществления новой политики требовалась деидеологизация в отношениях между государствами. Под этим термином понималось устранение идеологических предрассудков, которые разделяли народы с целью совместного строительства общего европейского дома. В первую очередь это касалось капиталистических стран, с которыми требовалось наладить нормальное сотрудничество, разблокировав все существующие конфликты.

В период с 1985 по 1991 годы шла реализация нового курса. Его итоги для СССР имели как положительный характер, так и провал по некоторым пунктам.

Плюсы и минусы внешней политики СССР в 1985 – 1991 годах

Положительные стороны новой политики СССР

Шаги по нормализации международных отношений:

    Введение со стороны СССР моратория на испытание ядерного оружия. Это послужило поводом приглашения представителей Советского государства присутствовать на ядерных испытаниях США

    С 1985 произошли встречи между Горбачевым и президентом США по вопросу разоружения. Начался период уменьшения гонки вооружения. Шел вопрос о ликвидации части ядерного оружия в отношении ракет малой и средней дальности. Наступил конец эпохи «холодной войны».

    Был решен вопрос с Афганистаном. перестало оказывать военную помощь стране, а Советский Союз вывел свои войска

    Налаживание советско-китайских отношений. Этому способствовал вывод советских войск из Афганистана. Однако оставалось еще 1 препятствие – это проблема Камбоджи. После переговоров между СССР и Вьетнамом советские войска были выведены и оттуда. В итоге в 1981 году состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне. На ней решались вопросы пограничных территорий, а так же экономического характера

    Со стороны Советского Союза были осуждены военные действия Ирака в Персидском заливе. Это была кардинальная смена политики. СССР выступил против своих бывших союзников. Как результат, в 1991 году последовало приглашение Горбачева посетить встречу лидеров «большой семерки»

    На советско-японской встрече со стороны Горбачева было высказано согласие о правильности постановки вопроса спорных территорий в отношении Курильских островов

Отрицательные стороны новой политики СССР

Проведение новой международной политики имело для СССР и негативные стороны:

    Страны социалистического лагеря не поддержали новую политику СССР, который являлся их оплотом. В итоге взаиморасчеты между странами стали проводиться по рыночным законам. Это привело к антикоммунистическому взрыву в странах социалистического лагеря. В них прокатился ряд «Бархатных революций». Коммунистические лидеры были устранены, а румынский даже расстрелян. На их смену пришли демократические силы, которые взяли курс на европейский вектор развития и сближение с НАТО. После падения Берлинской стены произошло слияние ФРГ с ГДР.

    Этот период характеризуется для СССР большими финансовыми трудностями. За помощью Советский Союз обратился к странам Запада. Однако никакой компенсации с этой стороны не последовало. Тогда просьба была направлена «большой семерке», в состав которой входили наиболее развитые страны мира. Сначала отказа не последовало. Была передана гуманитарная помощь: медикаменты, товары, продовольствие. Однако обещанные денежные компенсации не поступили. Причина объяснялась тем, что в СССР нестабильное внутреннее положение. Страны «большой семерки» проводили политику распада СССР и поддержания вновь образовавшихся государств. Однако в кредитах отказа не последовало. В итоге международный долг СССР на 1991 год составил 113 млрд долларов.

    Советский Союз перестал считаться военной сверхдержавой. Его мощь ослабла, и США в этом опросе заняло первое место. В связи с этим произошло поздравление американского президента своего народа с победным окончанием «холодной войны».

В 1985 – 1991 годы имела ряд положительных и отрицательных моментов.

Некоторые минусы касались только Советского государства. Например, распад социалистической системы для самих стран минусом не назовешь.

Встав на рыночный путь развития, они значительно нарастили свою экономику. Слияние ФРГ с ГДР возродило прежнюю Германию и позволило Восточной ее части значительно повысить свой уровень.

Плюсы и минусы правления горбачева выбор религии народом всегда определяется его правителями. истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. горбачёв михаил сергеевич появился на свет в с. привольное (ставропольский край) 2 марта 1931 г. отец, сергей горбачев был, а мама, мария гопкало, украинкой, с чем связана особая толерантность будущего политика в национальном вопросе. михаил, будучи еще подростком, работал в колхозе и в мтс, родителям, так как семья жила скромно. пятнадцатилетним юношей михаил сергеевич становится комбайнера. плюсы и минусы правления горбачева в возрасте 19 лет горбачев вступает в ряды кандидатов в кпсс, получив протекцию от учителей и директора своей школы. в 1950 году михаил сергеевич поступает в мгу без каких-либо экзаменов, а через три года женится на титаренко раисе михайловне, с которой проживет в счастливом браке до самой смерти (в 1952 году михаил сергеевич вступает в кпсс. в 1968 году в августе горбачев был избран первым секретарём кпсс ставропольского крайкома, занимая эту должность вплоть до апреля 1970 года. с 1970 года горбачёв был назначен членом верховного совета. находясь у власти, михаил сергеевич провел много различных реформ, из-за которых распался и, а также была уничтожена монополия кпсс. хотя часто действия горбачёва подвергались критике политиков за непоследовательность действий, за попытку сохранения социализма и прежней центрально-планируемой. в 1862 году (15 мая) была создана компания по борьбе с нетрудовыми. поднимался вопрос о борьбе с шоферами, репетиторами, продавцами цветов т.п. многие люди лишились нелегального трудового заработка. с другой стороны горбачеву отчасти принадлежит заслуга по увеличению продолжительности жизни, трудоспособности населения и снижению преступлений на почве алкогольного опьянения. в 1985 году 17 мая в силу вступила антиалкогольная компания в. плюсы и минусы правления горбачева из-за этого нововведения цены на алкоголь увеличились на 45%, были вырублены виноградники, а так же исчез сахар в магазинах, используемый умельцами для самогоноварения, что к продаже этого продукта только по талонам. как следствие реформ горбачёва, в 1989 году исчезли многие товары из магазинов, произошла скрытая инфляция, введение, как уже говорилось, карточек на определенную группу товаров. тяжелая жизнь большинства граждан к спаду рождаемости, который наблюдался вплоть до 2001 года. при михаиле сергеевиче были выведены войска из афганистана, что положительно восприняли многие соотечественники. но в 1986 году были частично скрыты факты взрыва на чернобыльской аэс 26, такая «таинственность» оставила негативный отпечаток на биографии политика. в конце 1991 года горбачев подает в отставку, добровольно сняв с себя полномочия главы. однако уже через пять лет (1996 года) михаил сергеевич становится председателем правления международного зеленого креста. в 2011 в свой восьмидесятилетний юбилей михаил сергеевич получил награду андрея первозванного. не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их добился.

Ответ разместил: Гость

после разгрома войск в битве под фридландом в июне 1807 года александр i заключил с наполеоном мир, по которому обязался присоединиться к континентальной блокаде. по соглашению с наполеоном россия отобрала у швеции финляндию и сделала ряд других приобретений!

Ответ разместил: Гость

ма́рсово по́ле - площадь в центре санкт-петербурга, позже царицын луг. на нем проходили военные парады.

архитекторы: и.а. фомин, л.в. руднев

мемориал создан в 1917-1919

Ответ разместил: Гость

Средние века - рыцари

в средних веков принято восторгаться и идеализировать красивых женщин и подвиги рыцарей. в те времена были популярны поэты-рыцари из французского города прованс. тогда поэтов называли трубадурами. главной темой трубадуров из прованса была любовь. они писали о безответной любви, верности рыцаря своей аж до смерти или о муках рыцаря, когда красавица их покидала. а вот в германии поэтов принято называть миннезингерами. в переводе с языка это значит певец любви. вальтер фон дер фогельвейде был самым прославленным миннезингером.

но кроме любви была популярна тема героев и их подвигов. стихи на эту тему читали во время пиров в замках. стоит отметить, что многие произведения имели в основе реальных личностей, которые совершали подвиг. правда ораторы со временем все больше добавляли новых деталей в факт. получалось, что большая часть была выдумана. но главной целью подобных стихов было прославить верность сеньору, мужество, решительность, благородие и готовность отдать жизнь за церковь. настоящими хитами xii и xiii веков были произведения «песнь о нибелунгах» и «песнь о роланде». несколько слов о последней повести. роланд был племянником карла великого. он прославился тем, что не собственной жизни ради того, чтобы спасти короля. свой подвиг он совершил во время похода на испанию. о нибелунгах рассказывает о верной любви зигфрида к принцессе кримхильде. зигфрида убил предатель из его собственных вассалов. кримхильда отомстила вассалу за убийство.

также были популярны романы. главным отличие от стихов и песен было то, что романы в основном выдуманные. нередки случаи, когда в романе рыцарь сражается с колдуном или огромным драконом и обязательно побеждает их. рыцарь всегда вознаграждался за свои подвиги любовью прекрасной. среди популярных романов того времени следует выделить легенды о короле артуре и повесть о влюбленныхтристане и изольде с трагической концовкой. в основе последнего романа лежит противоречие рыцаря между долгом и любовь, а также клятвой и чувствами к. поскольку романы были популярны, то рассказчиков было множество. наиболее популярным все же считался кретьен де труа.

Конец ХХ века, века двух самых кровопролитных войн в истории человечества, века установления нового мирового порядка, в котором мы с вами и по сей день существуем, нельзя и представить без упоминания такой знаковой, и в то же время противоречивой фигуры отечественной и мировой политики как Михаил Сергеевич Горбачев.

С его именем связан конец глобального противостояния двух принципиально отличающихся путей развития нашей цивилизации. Можно даже сказать противостояния двух различных по своей идеологии и принципам жизнеустройства систем: коммунистической и капиталистической. Центрами этого противостояния были две супердержавы – США и СССР, во главе последней как раз и находился Михаил Сергеевич.

Краткие биографические сведения

Тут нужно хотя бы самым краем описать его биографию, но лишь для того чтобы понимать те шаги и особенности в его политике, которую он проводил будучи у власти. Горбачев родился 2 марта 1931 года в с. Привольное Ставропольского края. Рос он в семье рабочих крестьян, с юношеского возраста был занят на поле, работая вместе с отцом. В 1950 году он заканчивает школу и поступает на юрфак Московского Государственного Университета. Там он знакомится со своей будущей женой Раисой. Уже в 1952 году он вступает в партию.

После окончания учебы его распределяют на службу в Прокуратуру СССР, но по сложившимся в то время обстоятельствам, связанным с разоблачением культа вождя народов его отзывают с вверенной ему службы. Его политическая деятельность началась с возвращения в Ставрополье.

В 1966 году после долгой и упорной комсомольской деятельности Михаила Сергеевича назначают первым секретарем местного горкома. Там то и выявляется его главный недостаток – самоотверженный труд, который мешал ему требовать выполнения его указов с подчиненных. Существует мнение, что этот недостаток и привел к распаду страны. К 1978 году Горбачев назначается на должность секретаря ЦК КПСС, в которой он находился до избрания его генеральным секретарем 11 марта 1985 года.

Суть политики Горбачева

Годы его правления коренным образом изменили как обстановку в самом Советском Союзе, так и ситуацию в мире в целом. Начнем мы, пожалуй, с описания изменений, произошедших в мире, так как тут все более или менее ясно и однозначно, а уж потом переместимся на поприще внутренних политических и идеологических изменений и преобразований в нашей стране.

Эти преобразования и по сей день содержат в себе огромное количество оставшихся без оценки вопросов или имеющих координально-противоположные точки зрения по отношению со стороны общества.

Плюсы проводимой политики

Плюсы внешней политики

И так, что же по этому поводу мы можем рассказать о той перестройке во внешней политике, которую вел Горбачев? Еще не будучи первым лицом государства он осуществил свой первый визит в Канаду в мае 1983 года. Там то Михаил Сергеевич и обрел первую известность на Западе, где его оценили как смелого и энергичного политика. Уже будучи там, он сильно заинтересовался западной экономической моделью, их нравственными ценностями, в том числе и демократией. В тот же год, после назначения на должность генерального секретаря, Горбачев встречается с президентом Соединенных Штатов Рейганом.

Результатом длительных переговоров становится установление курса на улучшение отношений между двумя странами, подписание целого ряда договоров (в том числе и СНВ), в перспективе снимающих нависшую над миром напряженность. Также договорились о сокращении имеющегося в арсенале двух государств, количества химического и ядерного оружия, вплоть до его полного устранения. Запад в своем лице рукоплескал и приветствовал нового Советского реформатора.

Действия Горбачева по устранению «Железного занавеса» принесли ему признание во всем мире, в 1990 году ему была присвоена Нобелевская премия мира, за значительный вклад в развитие дружественного диалога и сотрудничества между всеми странами мира.

Плюсы внутренней политики

Ну а теперь переместимся, как говориться, в свой огород. Вот тут до было все намного сложнее и шероховатее чем на внешнем контуре. Безусловно, плюсы политики Горбачева налицо: общество получило свободу, нравственную и политическую раскрепощенность, основы демократического уклада общества (выборы, многопартийность и т. д.), свободу вероисповедания.

Была установлена равнозначность прав разных форм собственности, появились первые признаки рыночной экономики. Наконец-то была остановлена гонка вооружений, наносящая огромный ущерб народному хозяйству.

Минусы проводимой политики

Минусы внешней политики

Излишняя наивность и неоправданно оказанное доверие к вчерашним противникам, привела к тому, что так называемые взаимные уступки на деле оказались уступками лишь с нашей стороны, что сильно пошатнуло национальную безопасность и уважение со стороны множества народов мира. Мы потеряли практически все рычаги геополитического влияния и самоустранились с международной политической арены.

Минусы внутренней политики

Минусов в его действиях было более чем предостаточно и во внутренней политике. Взять к примеру общеизвестную антиалкогольную компанию, так называемый «сухой закон», она шла вразрез с веянием свободы, так как имела признаки административного принуждения.

Своего рода нерешительность Михаила Сергеевича в принятии решений тормозила преобразование экономической модели государства. Урегулирование противоречий политики, межнациональных столкновений, на почве которых и распалось государство, так и не реализовалось.

Вывод

Основной критикой в адрес Горбачева, конечно же являются обвинения его в недопустимой нерешительности, которая в результате привела к вынужденному оставлению им поста главы государства, прихода к власти еще более неоднозначной фигуры в лице Ельцина Бориса Николаевича, в результате рокового соглашения в Беловежской пуще и распаду великой страны.

Короче говоря, многое было сделано за недолгие годы его правления: за что-то можно похвалить, за что-то поругать, но не брать в расчет то, что мир полностью изменился и никогда уже не будет прежним – будет по меньшей мере неправильно. Благодаря таким серьезнейшим мировым преобразованиям и изменениям на глобальном уровне, он остается одной из крупнейших фигур мировой политики в истории нашего времени.