Архангельский собор 1333. Архангельский собор кремля

В целом троица соборов: Архангельского, Благовещенского, Успенского, что обрамляют Соборную площадь Кремля, воплощают задумку великого князя Ивана Третьего (1440 –1505) и его преемников продемонстрировать силу и величие Москвы, показать исключительность монаршей власти. Но монументальное здание Архангельского собора Иван Васильевич увидеть не успел.

Архангельский кремлевский собор - русский собор, над возведением которого с 1505 года трудился зодчий из Венеции Алевиз Новый. Храм освятили в Михайлов день 8 ноября 1508 года в честь архангела Михаила. Полное название - собор Архистратига Михаила.

Архангел Михаил - один из высших ангелов и главный борец с сатаной и беззаконием. В церкви его ещё именуют архистратигом, что означает «старший воин, вождь» Небесных Сил. Считается воинствующим покровителем великокняжеского рода и царствующего рода Романовых. Архангела Михаила считают защитником душ умерших. Он возглавляет ангельское воинство, а государь земное.

Предшественником нынешнего собора архангела Михаила была каменная церковь его же имени, построенная великим князем Иваном Калитой в 1333 году. Князь завещал похоронить его в ней. Так возникла традиция погребения государей в Архангельском храме. Через 172 года эта церковь была снесена, а на её месте вырос высокий белокаменный собор, который мы видим сегодня в сердце Кремля.

Архитектура

Сооружением Архангельского собора руководил итальянский архитектор Алевиз Новый, который сумел соединить в нём традиционное для русских храмов внутреннее построение и внешний вид венецианского палаццо, дополненный традиционными на Руси церковными куполами.

Собор кажется двухэтажным за счет того, что стены визуально поделены по горизонтали карнизом. Нижний ярус более мощный, верхний ниже и выглядит лёгким и воздушным за счёт окон, обрамленных филенками.

Элементы, свойственные венецианской архитектуре эпохи Ренессанса, Алевиз употребил для украшения своего московского детища. Например, поместил группу круглых окон-медальонов в центральную закомару западного фасада собора, а в остальные закомары - итальянские рельефные «раковины». Соорудил декоративные арки, а на западной стене устроил большие арочные окна и широкий портал.

Барабаны пяти глав собора украшены резьбой и узкими окнами. Каждая капитель 35-ти пилястр, имитирующих колонны, покрыта собственным растительным орнаментом.

Изначальный облик впоследствии претерпел некоторые изменения. В середине XVI века к собору был пристроен придел Иоанна Предтечи с юга, а с севера придел мученику Уару. Каждый с собственным входом.

Детище итальянца оказалось нетипичным для древнерусского зодчества и нарушило прежние храмостроительные каноны, но с течением времени его красота покорила даже самых ярых его критиков.

Росписи и иконы

При Иване Васильевиче Грозном собор украсили уникальной стенописью. Государь преследовал цель представить монарха как богоизбранного правителя, данного свыше. На стенах создаются портреты московских князей с нимбами над головами, причём независимо от того, были они канонизированы или нет. Рядом с каждым его святой покровитель.

Ранее было принято на столбах помещать изображения воинов и мучеников как столпов веры. В Архангельском же соборе на столбах написаны образы князей.

В соборе находится древняя житийная икона архангела Михаила с деяниями, написанная около 1410-го года. По преданию её написание связано с княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского. Однажды во сне ей явился архангел, после чего она и заказала эту икону.

Некрополь

Со времён Ивана Калиты Архангельский собор стал княжеским некрополем. Каждое новое захоронение должно было подчеркивать незыблемость и непрерывность власти Рюриковичей и Москвы. Однако, в 1591 году погиб последний прямой потомок царствующего рода - царевич Дмитрий. В 1606 году его останки перенесены в усыпальницу его предков и ныне считаются главной реликвией Архангельского собора.

Во время нашествия Наполеона, когда «цивилизованные» французские солдаты использовали иконы храма как скамьи и кровати, мощи царевича исчезли. Впоследствии оказалось, что их спас священник Воскресенского, ныне несуществующего, монастыря.

После воцарения Романовы стали свои гробницы устанавливать вокруг Дмитрия Углицкого, тем самым пытаясь показать преемственность. В соборе существовала традиция, при которой люди оставляли записки, адресованные царю. Кроме него никто не имел право их брать. При Петре I этот обычай прекратил своё существование. Но каждый новый император после венчания на царство в Успенском соборе шествовал в Архангельский, где кланялся отеческим гробам.

Последним здесь похоронили внука Петра Великого четырнадцатилетнего Петра II в 1730 году.

Захоронения расположены в особом порядке: великие московские князья отдельно от удельных, попавшие в опалу или умершие насильственно в стороне от других.

Надгробия Ивана Грозного с сыновьями Иваном и Фёдором расположены обособленно в алтарной части собора.

Русских великих княгинь, а после и цариц, хоронили в Вознесенском соборе, основанном благочестивой княгиней Евдокией. Она сама и была первой из русских княгинь погребена в нём в 1407 году. Вознесенский монастырь был снесён в 1929 году. Саркофаги с останками высокопоставленных женщин успели спасти и перенесли в подвал Архангельского собора.

Вынос саркофага из усыпальницы цариц Вознесенского собора. 1929 год.


Саркофаги русских цариц в подвале Архангельского собора

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III - в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому - традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости - Василий Баженов.

Купола Архангельского собора - единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

Что есть что в церкви

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной - третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Архангельский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:

А вы можете что-то добавить к истории Архангельского Собора в Москве?

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор замыкает ансамбль кремлевских сооружений на Боровицком холме. Северный и западный фасады его обращены на древнюю Соборную площадь, южный - на Москву-реку.

Существующий Архангельский собор построен в 1505- 1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, великом князе Василии Ивановиче.

После Успенского собора это был второй по величине храм в Московском Кремле. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 г. в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI в. его из-за тесноты и ветхости разобрали и освободили место для постройки более обширного храма.

Итальянский зодчий создал традиционно русский, прямоугольный в плане храм, своды которого опираются на шесть квадратных столбов. Фасады собора, имеющие три членения с севера на юг и пять членений с запада на восток, завершаются закомарами, украшенными белокаменными раковинами. Они обработаны пилястрами с капителями, карнизами и белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, а боковые покрыты белым железом. Сейчас все купола окрашены серебристой краской.

С восточной стороны к собору в конце XVI - начале XVII в. были пристроены два придела - одноглавые церковки «святого Уара» и «Иоанна Предтечи».

Северный и западный фасады собора украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения, расписанные красками и золотом.

Первоначально с трех сторон собор имел крытые галереи, которые были своеобразными трибунами для почетных гостей во время торжественных церемоний на Соборной площади. Две из них разобраны в XVIII в. Сохранилась галерея только с южной стороны, закрытая пристроенными в этом веке контрфорсами!. До 1920 г. с северной стороны собора существовал портал готического стиля, пристроенный в конце XVIII в. архитектором М. Ф. Казаковым. С западной стороны собора устроена лоджия для входа в храм и притвор, разделенный на четыре этажа. В третьем из них находятся хоры.

Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали под кухню. Все ценности собора были расхищены. После разгрома наполеоновских полчищ собор восстановили в прежнем виде.

Роспись внутри собора была выполнена вскоре после его сооружения, но имена художников до нас не сохранились. Открытые в диаконнике в 1955 г. фрагменты древней росписи светлых, нежных тонов дают право полагать, что принадлежит она кисти мастеров школы Дионисия. К 1652 г. первоначальная роспись сильно обветшала и была удалена.

После этого собор расписали заново (в 1652, 1660, 1666 гг.). Роспись собора производила большая группа художников, вызванных в Москву «для государева дела» из многих русских городов - Костромы, Ярославля, Владимира, Вологды, Новгорода, Устюга и др. Во главе этих мастеров стояли царские жалованные иконописцы Степан Рязанец, Яков Казанец, Федор Козлов, Федор Зубов, Иван Филатьев. Тщательный отбор иконописцев производил выдающийся художник того времени Симон Ушаков.

Стенопись Архангельского собора в целом выполнена в одной манере, в единой колористической гамме. Она отличается необычайной красочностью и декоративностью, что очень характерно для русского искусства второй половины XVII в.

Тематика росписи в соборе носит литературно-повествовательный характер. Здесь композиции на религиозные темы прекрасно сочетаются с бытовыми, историческими и батальными сценами, ярко отражающими патриотическую борьбу русского народа за свою национальную независимость.

С огромным мастерством написаны батальные сцены, которые в иносказательной форме прославляют подвиги русских людей. Религиозная тематика в живописи отступает на второй план.

Большой интерес представляют условные портретные изображения русских князей. В них хорошо передан покрой княжеского платья, типичного для древней Руси, и разнообразие растительного и цветочного орнамента.

На юго-западном столбе собора изображен Александр Невский - герой Ледового побоища (1242 г.), на северозападном- его сын Даниил Александрович, при котором сложилось московское княжество. На южной стене помещены изображения московских князей Ивана Калиты и Димитрия Донского.

На протяжении ряда веков стенопись 1666 г. много раз прописывали масляными красками (в 1773, 1826, 1853 гг.). Впоследствии о древней росписи забыли и считали, что она не сохранилась. В 1953 г. была создана специальная комиссия, под руководством которой советские художники приступили к реставрации древней живописи. В течение двух лет проводилось тщательное укрепление штукатурного и красочного слоев, а затем расчистка стенописи. Все работы были закончены в 1955 г.

Центральную часть собора отделяет от алтаря резной деревянный золоченый иконостас 13-метровой высоты.

Он представляет собой образец резьбы по дереву XVIII- XIX вв.

В иконостасе размещены памятники древней русской иконописи XV-XVII вв., среди которых выделяется икона «Архангел Михаил», приписываемая Андрею Рублеву или его ученикам. Большая часть икон выполнена в 1680-1681 гг. художниками-иконописцами Дорофеем Ермолаевым, Золотаревым и Михаилом Малютиным.

Собор освещается девятью позолоченными паникадилами работы XVII в., реставрированными в 1953-1955 гг.

Архангельский собор еще со времени Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей, начиная с 1340 и кончая 1700 г. Первым здесь был похоронен Иван Калита, умерший в 1340 г. (его надгробие у южной стены собора). Исключением является захоронение императора Петра II, который умер в Москве от черной оспы в 1730 г.

Всего в соборе 54 погребения, над которыми 46 надгробий (под некоторыми из них по два погребения). Все надгробия украшены надписями славянской вязью и орнаментами, вырезанными на белом камне. Бронзовые покрытия надгробий сделаны в 1903 г.

В соборе похоронены Димитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы за иконостасом) и другие деятели русской истории.

У правого юго-восточного столба собора (перед алтарем) помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Димитрия, останки которого перенесены в собор из Углича царем Василием Шуйским в 1606 г. Вскоре после этого над ракой была сделана резная белокаменная позолоченная сень. В 1955 г. ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII в. и вернули ей первоначальный вид.

Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение своим предкам - после венчания на царство, при отправлении в поход, возвращении и т. д.

В собор делались богатые вклады, целыми деревнями приписывались крепостные крестьяне. Из архивных документов известно, что к Архангельскому собору было приписано 18 тыс. крепостных крестьян. Суд и расправа над неплательщиками оброка чинилась при соборе в так называемой «судной избе Архангельских вотчин», подвалы которой сохранились до наших дней с юго-западной стороны храма. В 1826 г. на месте этой избы была построена ныне существующая каменная палатка. Архангельский собор был крупной феодальной корпорацией.

В наше время Архангельский собор является выдающимся историко-художественным и архитектурным памятником Московского Кремля.

Описание:

История

Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в.

В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей.

В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени.

Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери.

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского. Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой. До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1929 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых, в 2008 г. в придел мч. Уара были перенесены мощи прп. Евфросинии Московской.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г., т.к. во время захвата французами Москвы в алтаре храма была устроена походная кухня и склад провианта.

В 1744-1883 гг., до постройки Храма Христа Спасителя, Архангельский собор был кафедральным собором московских архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы.

В 1917 г. собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918 г. закрыт.

Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. В 1955 г. в Архангельском соборе был открыт музей. В 1970-х годах осуществили реставрацию внешних стен собора, реставрация иконостаса была произведена в 1979-1980 гг.

В 1991 г. в соборе возобновились богослужения. 28 мая 1991 г. совершил богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия, в 1988 г. причисленного к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Храм не действующий, богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля совершаются редко: в престольные праздники, дни поминовения усопших, праздники святых, чьи мощи покоятся в соборе.

Престолы

Главный престол освящен в честь Архангела Михаила, приделы — в честь Покрова Божией Матери, Иоанна Предтечи и мученика Уара.

Святыни храма

Мощи блгв. кн. Димитрия Донского, св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, св. блгв. царевича Димитрия, прп. Евфросинии Московской. Икона Михаила Архангела с житием, чудотворная икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем», «Благодатная»).

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт: