Ку-клукс-клан: расцвет и падение «невидимой империи. Ку-клукс-клан: История «Белого движения Чем занимается ку клукс клан

С этим названием связаны наиболее известные движения белых ультранационалистических организаций в США. На самом деле в истории Соединенных Штатов существовало три организации с названием «Ку-клукс-клан». Появление каждой из них было обусловлено социальными и национальными потрясениями в стране.

Первый ку-клукс-клан

Первые ультранационалисты, отстаивавшие идею превосходства появились на юге Соединенных Штатов сразу же после окончания 1861-1865 гг. Напомним, победа Севера с его развитой промышленностью привела к отмене рабства в стране и уничтожению основы хозяйственной жизни Юга - плантационного рабства. Уже спустя полгода после окончания войны несколько несогласных с ее результатами ветеранов южной армии создали в первую подобную организацию. Первое время расисты не убивали своих жертв, а лишь пугали своим видом. Знаменитый костюм ку-клукс-клановцев, состоявший из белых одеяний, наводил ужас на суеверных вчерашних рабов. Многие искренне верили, что это души погибших солдат времен войны. Таким образом, террор в его изначальном понимании - нагнетание страха - являлся первичной целью организации. Та же цель преследовалась и дальнейшими убийствами, линчеванием чернокожего населения. К 1868 году численность организации превысила полмиллиона человек, которые действовали уже в одиннадцати южных штатах. В течение 1965-1970-х годов ку-клукс-клановцами было совершено множество терактов. Впрочем, до сих пор историки не сходятся во мнении о численности жертв. К началу 1870-х организация достигла колоссальной власти во многих южных штатах. Полиция не могла решить вопрос самостоятельно. Однако пик бесчинств расистов, который наступил в октябре 1871 года, заставил федеральное правительство страны объявить осадное положение в ряде регионов. Были арестованы и осуждены сотни активистов организации. В результате этой угрозы глава клана, бывший генерал южной армии Форрест, официально объявил о роспуске организации.

Второй ку-клукс-клан

Возрождение произошло во время Первой мировой войны по инициативе старых членов организации, помнящих еще первый этап ее деятельности. Ку-клукс-клан, фото которого вновь появились на первых полосах газет, объявил о своей борьбе не только с чернокожими, но и с представителями других национальных меньшинств, а также с коммунистами, крупными дельцами и прочими. Однако на этом этапе своего существования организация так и не достигла значительных успехов, практически распавшись на мелкие, незначительные группы. Возрождение этих групп произошло в период следующего всплеска социальной и национальной борьбы чернокожих.

Третий ку-клукс-клан

Середина XX столетия породила немало активности на национальной и расовой почве в Соединенных Штатах. В 1950-1960-е годы наблюдалось массовое движение чернокожих граждан, подарившее им гражданские права и устранение дискриминации. В 1960-х набирают обороты уже радикально настроенные организации чернокожих (вроде «Черных пантер»), действовавшие на протяжении нескольких лет. В этих условиях вновь возрождается ку-клукс-клан. Стараниями активиста Дэвида Дьюка организация во второй половине семидесятых возрастает в своей численности до нескольких тысяч человек. Однако националистический рассвет закончился достаточно быстро. Деятельность «Черных пантер» была пресечена в основном крупномасштабными полицейскими акциями в 1969 году. Идеологи ку-клукс-клана подверглись арестам десятилетием позже, после чего популярность движения пошла на спад.

Ku Klux Klan ), сокращённо KKK (на английском звучит как КейКейКей ) - ультраправая организация в США , отстаивавшая такие идеи, как превосходство белых , белый национализм . В середине XX века ку-клукс-клан выступал также против коммунизма . С этой организацией связывают появление понятия суд Линча .

Тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ 5 самых КРОВОЖАДНЫХ организаций в мире!

    ✪ Куклус-План.avi

Субтитры

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

  • Капитан Джон С. Лестер (1834-1901), христианин, деноминация неизвестна;
  • Майор Джеймс Р. Кроу (1838-1911), пресвитерианин;
  • Адъютант Кэлвин Э. Джонс (1839-1872), сын судьи Томаса М. Джонса, член Епископальной церкви;
  • Капитан Джон Б. Кеннеди (1841-1913), религиозная принадлежность неизвестна;
  • Рядовой Фрэнк О. Маккорд (1839-1895), методист;
  • Ричард Р. Рид, ветеран армии Юга, воинское звание и годы жизни неизвестны, пресвитерианин.

Именно Рид предложил название «Рыцари Киклос» («кюклос, или киклос (κύκλος) » с греч. - круг, окружность), но до этого существовало общество «Рыцари золотого кольца » (англ. Knights of the Golden Circle ), тогда шотландец Кеннеди предложил слово «клан», что значило род, семью, связь близких людей.

Начальный этап

Первое время они только пугали людей, убийства начались не сразу. Например, они скакали по улицам города, закутавшись в белые простыни, что приводило в изумление и ужас жителей города, а их - развлекало.

Из-за своих суеверий первое время негроидное население принимало клановцев за души погибших конфедератов (то есть южан). Страх прошёл только в 1866 году , когда появились раненые и убитые среди членов Ку-клукс-клана.

Очень популярно общество было среди воевавших на стороне Юга людей, также среди расистов и бывших членов тайных обществ. Они организовывали отделения под названием «берлоги». С 1865 по 1867 последних насчитывали больше сотни. А к 1868 году вокруг них объединились все террористические организации южан.

1867 год знаменателен тем, что в апреле представители нескольких штатов собрались на своеобразный нелегальный конгресс, где ККК был реорганизован. Во-первых, название поменяли: Ku Klux Klan вместо Kuklux Klan, во-вторых, лидером движения стал Натаниэль Бэдфорд Форрест , бывший генерал армии Юга. Ему дали титул «Великого Магистра». Тогда же разработали конституцию, названную «Предписанием», где говорилось о целях организации: спасти страну от нашествия негров, белую расу от унижений и дать неграм права, удобные только белым. Туда включалась клятва не допустить равенства белых и чёрных.

Структура ККК

Была разработана довольно сложная структура организации. Само общество получило название «Невидимая империя Юга» (англ. Invisible Empire of the South ), глава - «Великий Мудрец» (англ. Grand Wizard ), при котором был совет из 10 «Гениев». Каждый штат - это «Королевство», которым управляет «Великий дракон» и штаб из 8 «Гидр». В каждом «королевстве» есть «домены», во главе «доменов» - «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены» состоят из «провинций», главенство в которых у «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Были и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. У каждого были свои обязанности. Рядовые члены - «Вампиры». Ещё был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя», то есть регалии.

Несмотря на эту сложную систему, клан всё равно был плохо организован, хотя между локальными «пещерами» и «доменами» имелась координация, всё равно глобальной политики общество не вело. Существенных разногласий между «пещерами» и «доменами» не наблюдалось.

Территория распространения

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Члены никогда открыто не собирались в одном месте. За огласку секретов полагалась смерть. Существовала сложнейшая система явок и паролей. Каждый член организации обязательно имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности членов организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

См. также

  • «Пять зёрнышек апельсина » - рассказ Артура Конана Дойла , входящий в сборник «Приключения Шерлока Холмса »

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М. : Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. Словарь исторических терминов , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. ONLINE ETYMOLOGY DICTIONARY - © November 2001 Douglas Harper (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия )
  7. "Authentic history, Ku Klux Klan, 1865-1877".
  8. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  9. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.

24 декабря 1865 года, через несколько месяцев после окончания гражданской войны, шестеро солдат проигравшей армии Юга создали в одном из небольших городков штата Теннеcси тайную организацию, которая в дальнейшем получила мировую известность под названием ку-клукс-клан. Хотя в те годы на разорённом войной Юге было множество подобных организаций, именно ККК суждено было стать самой знаменитой и ужасающей из них.

Невидимая империя Юга (как именовали себя члены ККК) несколько раз распадалась, но возрождалась каждый раз, когда Америка оказывалась на сломе эпох, когда общество стремительно менялось. В эти моменты ККК становился кровавым оружием той части общества, которая не желала этих перемен. Лайф выяснил историю одного из самых знаменитых и кровавых тайных обществ США.

По наиболее распространённой версии, ККК получил название в честь искажённого греческого слова kuklos, что означает круг. До Гражданской войны одно из популярных студенческих братств в университетах Юга носило название Kuklos Adelphon. Один из шести основателей ККК в молодости состоял в этом братстве и даже позаимствовал часть ритуалов инициации у этой студенческой организации.

После Гражданской войны южане переживали тяжёлый период, получивший название Реконструкция Юга. Экономика южных штатов была в упадке, к разорению войной добавилось ещё и резкое падение цен на хлопок, а также необходимость перестраивать хозяйство плантаций на основе наёмного труда.

Около 4 миллионов бывших рабов получили свободу и права граждан, что было оскорбительно для консервативных южан. Южные элиты были возмущены не столько отменой рабства, сколько тем, что темнокожих уравняли с ними в правах. Бедняки были недовольны тем, что теперь им придётся конкурировать на рынке наёмного труда с вольноотпущенниками.

Кроме того, фактическую власть в южных штатах в первый период после войны осуществляла военная администрация северян, что воспринималось мятежными южанами как военная оккупация.

Они не собирались мириться с подобной ситуацией и практически сразу же после войны стали появляться многочисленные тайные общества, ставившие целью борьбу с новыми порядками северян, которые навязывали их силой оружия.

Так появился ККК. Он был не единственной подобной организацией. Активность проявляли весьма популярные тогда и совершенно забытые сейчас "Красные рубашки" и "Белая лига", которые придерживались схожих с ККК взглядов, но окончательно прекратили своё существование к началу ХХ века.

Клансмены

Члены ККК называли себя клансменами, то есть людьми клана. ККК был весьма демократической организацией, в ней состояли как признанные и богатые члены общества: судьи, адвокаты, богатые землевладельцы, так и беднейшие белые земледельцы и даже откровенные отбросы общества, желавшие утолить свои кровожадные инстинкты. Но большую часть клансменов составляли бывшие солдаты армии южан. Военные вступали, чтобы поквитаться за обиды, нанесённые северянами оккупацией.

Цели организации

ККК настолько сильно ассоциируется с расизмом, что многие убеждены, что целью клана было жестокое истребление чернокожего населения и восстановление рабства. Но это не совсем так. В первую очередь первый ККК был революционной организацией и главной его целью была борьба с властью северян, с тем режимом, который сложился в первые годы Реконструкции Юга. Если проводить параллели с Россией, то ККК - что-то вроде подпольных организаций белогвардейцев начала 20-х годов.

Лидеры ККК не ставили задачи поголовного уничтожения расовых меньшинств или восстановления рабства. Они согласны были на предоставление чёрному меньшинству определённых прав, однако настаивали, чтобы они ни в коем случае не были равны правам белых. В частности, они выступали против того, чтобы предоставлять вчерашним рабам право голоса на выборах и право ношения и хранения оружия.

Впрочем, организация почти не контролировала своих членов и некоторые клансмены прикрывались ею, чтобы утолить свои садистские устремления.

Структура

ККК обладал чрезвычайно запутанной структурой с усложнённой "сказочной" иерархией. Руководители ячеек, в зависимости от иерархии, носили звания Великих драконов, Великих тиранов, волшебников, вампиров и т.д. Но на самом деле ККК никогда не был централизованной организацией. Большинство ячеек действовало автономно и практически никак не контролировалось руководством организации. Зачастую эти ячейки представляли собой отдельные организации со своими названиями, которые символически примыкали к ККК благодаря известности бренда. Поэтому множество ячеек ККК носило другие названия. Из-за этого руководство ККК было фактически неспособно контролировать действия отдельных ячеек, которые действовали по своему усмотрению.

Лидером первого ККК был генерал южан Натаниэль Форрест. Поначалу планировалось, что организацию возглавит знаменитый генерал Ли – командующий армией южан в Гражданской войне, однако организация явно носила антиправительственный характер, а Ли считал себя связанным словом чести, которое он дал победителям, пообещав не воевать против них.

Жертвы

Первостепенными целями клансменов был активисты Лиги лояльности. Как правило, это были более образованные темнокожие американцы, получившие свободу ещё до отмены рабства. На базе Лиг лояльности они объединяли темнокожее население Юга, чаще всего неграмотное, и агитировали их отдавать голоса за республиканцев. Это сейчас Демократическая партия - оплот американских меньшинств, а первый темнокожий президент США - её член. А в те времена демократы были опорой рабовладельческого Юга, тогда как республиканцы поддерживали северян.

Кроме того, угрозам и нападениям могли подвергаться и первые темнокожие политики, попадавшие в местные органы власти благодаря голосам бывших рабов.

Но жертвами ККК становились не только темнокожие американцы. Клансмены нападали и на солдат федеральных войск, воспринимая их как оккупантов-северян. Жертвами ККК становились и белые политики-республиканцы, выступавшие за расовое равноправие. Как правило, наиболее кровавые нападения происходили в канун выборов.

Конец клана

Волна насилия, захлестнувшая Юг, стала пугать даже демократов, для которых ККК превратился скорее в помеху, чем в помощника. Один за другим южные штаты стали принимать законы против ККК, а в начале 70-х годов XIX века антиклановские законы были приняты и на федеральном уровне. После этого Натаниэль Форрест заявил о роспуске организации, освободив всех членов клана от данной при вступлении клятвы. Форрест также заявил, что нынешняя деятельность ККК не имеет никакого отношения к изначально декларировавшейся.

Точная численность первого клана неизвестна, Форрест оценивал её приблизительно в 500 тысяч клансменов, однако у него никогда не было списков клансменов и подобные подсчёты не велись, поэтому цифра весьма приблизительная и скорее всего преувеличенная.

Некоторые активисты ККК были заключены в тюрьму. Но в значительно большей степени, чем преследования правительства, на распад клана повлияло прекращение поддержки демократов. Кроме того, после окончания периода реконструкции большинство южных штатов приняло дискриминационное законодательство (т.н. законы Джима Кроу), которое возвело барьер между чёрным и белым населением юга и более чем на полвека зафиксировало расовое неравенство (сегрегация, ограничения в голосовании и т.д.). Это было примерно то, чего и добивались активисты ККК.

Второе рождение ККК состоялось в 1915 году, почти через полвека. По официальной легенде, ветеран испано-американской войны, пастор методистской церкви по фамилии Симмонс, посмотрев знаменитый фильм "Рождение нации", по сюжету которого доблестный ККК спасает добрых селян от террора вчерашних рабов, решил воссоздать эту организацию.

В действительности, дело, конечно, было не в фильме, а в том, что Америка вновь стремительно менялась. На рубеже веков началась активная миграция в США прежде незначительно присутствовавших там этнических и религиозных групп. Особенно активной была миграция итальянцев, евреев и китайцев. Стремительно менявшийся облик Америки вызывал недовольство у коренного англо-саксонского и протестантского населения.

Кроме того, в среде бедных рабочих-мигрантов начали распространяться коммунистические идеи. А после вступления Америки в Первую мировую войну, когда значительная часть рабочих была мобилизована в армию, с юга на север потянулись темнокожие работники, заменившие у станка призванных в армию. И когда армия была демобилизована, десятки тысяч человек остались без работы: их места были заняты чернокожими рабочими, которые были готовы работать за меньшие деньги. В этой обстановке резко усилилась расовая напряжённость в Америке.

Благодаря стечению всех этих факторов второй ККК стал самым могущественным и известным в истории. На пике популярности он насчитывал до 4 миллионов активистов. Несколько клансменов даже попали в Конгресс, а в знаменитых вашингтонских шествиях 1925 и 1926 годов приняли участие около 40 тысяч членов ККК в "парадной форме" - белых колпаках и мантиях.

Америка для белых

Второй ККК также был расистской организацией, однако в несколько ином ключе. Если первый клан де-факто был организацией революционной и антиправительственной, то второй, напротив, главной задачей ставил защиту традиционных американских ценностей, которые подвергаются угрозе из-за массового наплыва эмигрантов в страну.

Если первый ККК рассматривал республиканцев как врагов, то во втором они были равноправными клансменами, хотя большинство движения по-прежнему составляли южане и демократы.

Первый ККК не имел религиозного компонента, а во втором он был ярко выражен. Клансмены в большинстве своём были протестантами и негативно относились даже к католичеству, не говоря уже о других религиозных конфессиях. Взгляды второго ККК можно описать коротким лозунгом: Америка для белых англо-саксонских протестантов.

Колпак и крест

Именно руководство второго ККК превратило организацию в один из самых известных символов довоенной Америки. Первый ККК существовал в подполье и, напротив, не желал привлекать к себе внимания. Второй существовал легально и неотъемлемой его частью были массовые шествия в городах.

Именно тогда появились два главных символа организации: остроконечный белый колпак и крест. Первый ККК использовал белые маски (но не колпаки), которые требовались, чтобы скрыть лицо. Второй ККК популяризировал остроконечные белые маски-колпаки, а продажа костюмов клана стала важной статьёй доходов в бюджете организации. Кроме того, первый ККК вообще не касался религиозных тем, тогда как второй позиционировал себя в качестве защитников протестантизма, а кресты, в том числе и горящие, стали неотъемлемой частью их акций. Горящий крест, совершенно неизвестный первому ККК, был позаимствован Симмонсом в фильме "Рождение нации".

Суд Линча

Поскольку второй ККК был легальной политической организацией, методы его борьбы в основном сводились в публичным кампаниям против тех или иных активистов, а также к кампаниям бойкотов товаров, выпускаемых фирмами, которыми руководили евреи или католики. Тем не менее рядовые члены клана нередко нападали на активистов различных организаций в поддержку темнокожего населения, евреев или профсоюзных деятелей. В южных штатах главными целями местных клансменов, по старинке, были чернокожие жители.

Вопреки популярному стереотипу, ККК нечасто применял линчевание в своей практике. Суд Линча считался важной традицией Юга, участники линчевания не преследовались властями и не скрывали своих лиц, а порой даже фотографировались рядом с жертвами. В основном в них принимали участие обычные обыватели. Кто-то из них вполне мог состоять в ККК, но в таком случае действовал не как член организации, а как возмущённый местный житель. Пик линчеваний пришёлся на те периоды, когда ККК не существовал, поэтому связь клансменов с судами Линча - это скорее продукт более поздних голливудских фильмов.

Распад

Распад второго ККК произошёл достаточно неожиданно. Репутации организации сильно повредили скандалы в руководстве. В частности, случай с Великим драконом Индианы Стефенсоном. Будучи руководителем крупной ячейки и блюстителем протестантской морали, он оказался участником жестокого преступления. Стефенсон изнасиловал и убил молодую белую учительницу Мэдж Оберхолцер. Эта история настолько повредила имиджу ККК, что почти все клансмены вышли из клана сначала в Индиане, а потом и по всей стране. В 1925 году в ККК насчитывалось около 4 миллионов членов, а к началу 30-х всего 30 тысяч.

Помимо скандалов в руководстве, вклад в распад ККК сделала и Великая депрессия. Клансменам надо было думать о выживании и пропитании, времени на политику оставалось немного. Формальной второй ККК существовал до 1944 года, когда был окончательно распущен, но де-факто он прекратил свою деятельность с начала 30-х.

ККК больше никогда не возрождался в качестве единой централизованной группы. Однако после войны несколько независимых друг от друга организаций приняли название ККК или объявили себя его преемниками. Пик их активности пришёлся на 1960-70 годы. Америка снова менялась, чернокожее население стало активно бороться за свои гражданские права и отмену сегрегационных законов в южных штатах. Это вновь вызвало ожесточённое сопротивление жителей южных штатов, однако ККК всё же остался скорее маргинальной организацией. Общее количество клансменов, состоявших в подобных организациях, не превышало 10 тысяч человек.

И снова ККК на тропе войны

Главной целью этих организаций было недопущение отмены сегрегации на Юге. До начала борьбы афроамериканцев за свои гражданские права на юге практиковалась сегрегация: отдельные места в общественном транспорте, отдельные школы, отдельные университеты, отдельные церкви для чёрных и белых. После того как федеральное правительство стало один за другим отменять эти законы, как неконституционные, клансмены вышли на тропу войны.

Главными целями третьего ККК были активисты за права афроамериканцев, независимо от их расы. Клансмены совершали нападения как на белых, так и на чёрных активистов. В 60-е и 70-е годы в результате нападений погибло несколько десятков активистов. В 1971 году активисты местной организации взорвали 10 школьных автобусов, которые предназначались для перевозки школьников в десегрегированные школы. В целом, третий ККК остался маргинальным движением и не смог достичь даже доли популярности первого и второго ККК. В различных группах, считавших себя преемниками ККК, состояло несколько тысяч человек.

Трамп и ККК

В настоящее время ККК как единая организация не существует. Однако известно несколько локальных небольших групп, которые считают себя его преемниками: "Имперские кланы Америки", "Белые рыцари ку-клукс клана", "Рыцари белой камелии" и т.д. В основном они дислоцируются в южных штатах, объединяют незначительно число сторонников и всячески дистанцируются от насилия, во всяком случае, на словах.

Представители ку-клукс-клана поддержали на последних выборах кандидата республиканцев Дональда Трампа. Накануне выборов на первой полосе официальной газеты ку-клукс-клана The Crusader появилась статья в поддержку Трампа . "Сделать Америку снова великой!" - слоган, который регулярно используется Дональдом Трампом в своей избирательной кампании, - пишет автор материала пастор Томас Робб. - Скоро мы узнаем, сбудется ли это. Спросим себя: кто же сделал Америку великой впервые? Ответ прост: Америка была великой не из-за деяний наших предков, а из-за того, кем наши предки были. Америка была основана как белая христианская республика, и как белая христианская республика она пришла к величию".

Робб заявил, что, хотя The Crusader официально не объявляла о поддержке Трампа, статья выражает энтузиазм, который редакция газеты испытывает по случаю возможной победы республиканского кандидата. Особенно представителям ККК понравились предвыборные обещания Трампа построить стену на границе с Мексикой и ограничить миграцию.

В результате избирательному штабу Трампа пришлось выступить с резкой критикой статьи, впрочем, скандал не помешал республиканцу выиграть президентские выборы.

Когда я выяснил, что ку-клукс-клан по-прежнему существует, моему изумлению не было предела. Я-то думал, ККК навсегда остался гнить в темном чулане истории. Белые плащи, клобуки, полыхающие кресты, линчевания, ночные рейды в поисках жертв - как это вообще соизмеримо с современной Америкой? Ответ на вопрос нашелся в сорока минутах езды от Харрисона, что в северном Арканзасе, - городка скромного и незначительного; основным предметом гражданской гордости его обитателей является местный Walmart - второй из открытых в США! Человек сторонний имеет шанс очутиться в этих краях разве что по самой серьезной необходимости. Все здесь кажется осколком какой-то допотопной реальности. Самый большой бар в городе располагается в отеле, на котором красуется табличка For Sale; единственное развлечение в окрестности - площадка для гольфа, где снуют неповоротливые пенсионеры, приехавшие погреть пенсионерские кости и задешево помахать клюшками.

Штаб-квартира клана прячется в близлежащих холмах, в географической точке, настолько удаленной от цивилизации, что ее не сыщешь на карте. Раньше сельская местность вокруг Харрисона была оккупирована высокопроизводительными молочными фермами; нынче там только дикорастущий лес, запущенный настолько, что мы чуть не пропустили въезд на базу клана, скрытый за разросшимся можжевельником.

Знак у ворот предупреждает: вы находитесь под круглосуточным видеонаблюдением. Быстрый маневр по крутой дорожке вверх - и мы посреди ухоженного английского сада. Гладкая безупречность зеленого газона. Красно-желтые цветочные грядки. Разбросанные повсюду игрушки, детские домики, площадка для барбекю, деревянные качели, свисающие с дерева. Истинное содержимое деревенского рая дает о себе знать рядами флажков - здесь есть флаги США и Техаса, знамена Конфедерации и, собственно, флаг ККК - белый крест, вписанный в красный круг. Свалку игрушек осеняет табличка с надписью Kid’s Korner - похоже, болезненное пристрастие клановцев к литере K для них куда важней правил орфографии.

Человек, руководящий всем этим, - лидер нынешнего ККК, 66-летний пастор Томас Робб, предпочитающий обходиться без громких званий и именовать себя не «имперским великим магом», как его предшественники на посту, а скромно и по-простецки - национальным директором клана. Обходится этот реакционер-ветеран (в 19 лет он уже был издателем сегрегационистской газеты) и без белого плаща, предпочитая выглядеть как заправский южный джентльмен: синий пиджак в полоску, галстук на булавке, свободно сидящие брюки. Типичный пенсионер, вырядившийся для гольфа.

«Красота, правда? - жовиально вопрошает пастор. - Живу здесь почти всю жизнь и ни разу не пожалел об этом». Мой визит пришелся на воскресное утро: члены клана съезжались на церковную службу в неказистую деревянную избушку, служащую штабу ККК домовой церковью. Повсюду стояли машины, украшенные стикерами «Дети на борту», а также наклейками в поддержку лидера белых расистов Билли Ропера и южноафриканских буров. Русовласая дочь пастора, Рейчел Пендерграфт, продолжающая семейный бизнес и служащая главным публичным глашатаем осовремененной доктрины ККК, носится вокруг, вся в церковных приготовлениях. Младшая дочь Рейчел, Шелби, притаилась за роялем, ожидая отмашки родительницы. Старшая дочь, Черити, отсутствует по уважительной причине - вместе с мужем они ретировались в лесную хижину отмечать ее 21-летие.

Внучки пастора хорошо известны в экстремистских кругах в качестве дуэта Heritage Connection. Изучив творчество дуэта на YouTube, я обнаружил, что в их песнях присутствует известный кустарный шарм. Стоит, однако, прислушаться к текстам, и все становится на свои места. Один из главных хитов сестричек - «Последний зов» - кровь-и-почвенническая литания, исполняемая под дарк-фолковые переборы с припевом «Иисус - лидер нашей священной расовой войны». В сети можно найти фотографии, на которых Шелби и Черити изображают нацистский салют на фоне горящего креста. На сайте Gawker.com полно цитат мамаши Пендерграфт про «ниггеров» и «одного великого немецкого государственного деятеля, чье имя останется неназванным, но деяния коего достойны уважения». Несмотря на имиджевую ретушь, сердцевина идеологии ККК остается неизменной.

По физиономии пастора Робба гуляет широкая улыбка; он пытается разъяснить несправедливость измышлений прессы на его счет. Мол, сущность нового ККК отражена в новом лозунге движения - «Наследие, а не ненависть». «Вокруг и так полно ненависти, - разглагольствует клирик, восседая на деревянном крыльце церкви. - Ненависти, обращенной к тем, кто не боится выказывать гордость своим наследием и культурой. Если кто-то говорит: «Я горжусь своим наследием», его тут же демонизируют. Это же лицемерие - можно гордиться чем угодно, но не белым цветом кожи. Наша раса вообще заслуживает будущего? У меня есть друг, отсидевший в тюрьме; он рассказывал, как его дразнили черные зэки. Один из них повторял: «Могу поиметь любую женщину, и у нее будет черный ребенок. А если ты хочешь белого ребенка, придется найти белую». Так что ж, у нашей расы есть шанс на выживание - или уже нет?»

Рейчел сидит рядом с отцом: статная женщина в старомодном платье в крапинку, удачно подобранном, чтобы подчеркнуть внушительную грудь клановки и стушевать еще более убедительные бедра. «Геноцид против белых», - поддакивает дщерь пасторова. Робб с энтузиазмом кивает: «В течение грядущих сорока лет неевропеоидное население этой страны возрастет на 41 процент. К 2042 году процент белого населения упадет ниже 50-процентной планки. Я верю, что являюсь носителем расы и наследия, достойных сохранения. Не хочу их терять; наоборот, хочу сохранить их и обеспечить процветание».

Обеспокоенность Роббов объяснима: ведомая ими организация давно уже не является той сокрушительной силой, каковой была когда-то. Воинственное экстремистское крыло диссидентов-южан возникло вскоре после Гражданской войны. Общественный порядок, основанный на рабстве, был разрушен до основания северянами, и боевики клана пытались сделать все возможное, чтобы освобожденное черное население продолжало знать свой шесток. Основанный в Теннесси в 1865 году, клан промышлял убийством чернокожих лидеров (убийцы оставляли трупы прямо на улицах, чтобы неповадно было) и белых политиков, симпатизировавших борьбе черных за равные права. В считаные месяцы ККК распространился по всем штатам бывшей Конфедерации.

Томас Робб, пастор Центра христианского возрождения и глава ордена рыцарей ку-клукс-клана.

Только в 1870 году федеральному правительству удалось взять ситуацию под контроль - на территории, где хозяйничал клан, были введены войска. Но к тому моменту экстремисты настолько преуспели в деле запугивания черного электората, что старые порядки вернулись быстро и надолго. Сегрегация держала абсолютную власть на Юге еще целое столетие.

На полвека про клан забыли. Затем, практически одномоментно, ККК восстал из забвения в устрашающем облике общенациональной организации с шестью миллионами членов. И все благодаря Голливуду - точнее, Дэвиду Уорку Гриффиту и его шедевру «Рождение нации». Члены ордена предстали в этом фильме в образе благородных рыцарей, спасающих белых красавиц из плена расово сомнительных злодеев с Севера, а сегрегированный довоенный Юг, в свою очередь, превратился в идеализированный парадиз для инфантильных черных рабов. Фильм стал сенсацией сразу после выхода в 1915 году - и даже был показан президенту Вудро Вилсону спецсеансом в Белом доме.

Вся стандартная имиджелогия, ассоциирующаяся с кланом, - клобуки, кресты и т. д., - была прописана в «Рождении нации» максимально живописно. Итог: 15 процентов белого мужского населения Америки отправилось на местные участки и вступило в ряды ордена. Идеология организации ширилась соответственно: врагами белого человека были уже не только негры, но и евреи, католики, коммунисты. Тактика осталась неизменной, а основными мишенями для линчевания стали черные, согрешившие с белыми женщинами.

Этот период истории клана закончился довольно быстро. В 1925 году организация получила мощный удар по репутации, когда один из ее видных членов, «великий дракон Индианы» Д. С. Стивенсон был арестован и приговорен к заключению за похищение, изнасилование и непреднамеренное убийство молодой женщины. Стивенсон пригласил означенную даму к себе домой, напоил виски и заманил в свой личный поезд. Позже женщина умерла от инфекции, занесенной укусами (!), и отравления хлоридом ртути, который принимала после нападения.

В 1944-м орден расформировали, членство сократилось до 30 тысяч, а руководство подверглось уничтожительным санкциям вследствие неуплаты налогов. Только в 1950 и 1960-е, в эпоху борьбы за гражданские права черных, клан снова показал свою драконью голову, попытавшись вослед праотцам периода Гражданской войны придушить десегрегацию в младенчестве. Кресты снова горели на лужайках черных лидеров и белых активистов, а заговор молчания укрывал преступников от наказания (достаточно вспомнить убийство четырех девочек в Бирмингеме, Алабама).

На новом витке истории клан был обречен на поражение (несмотря на четыре десятка бомб, взорванных на протяжении 1951 и 1952 годов). Акт о гражданских правах 1964 года и бесконечные преследования ФБР, начавшиеся в том же 1964-м, привели к почти полному коллапсу организации. Даже среди радикально-правых клан превратился в синоним дремучей деревенщины. Орден раскололся на несколько отделений, растерял большинство членов и тихо сполз с общественной арены.

Робб принялся перестраивать то, что осталось от национальной организации в 1989-м. Его главным агитационным приемом стала концепция о неправильной трактовке идей ордена. Мол, они не «против черных», они «за белых». Если раньше протагонистом сборищ ордена был главный клановец в плаще, оравший в мегафон проклятия в адрес негров, то теперь аккуратно отредактированные спичи сопровождаются тщательно подобранной музыкой.

Но даже все эти подвижки не помогли Роббу сблизиться с главными людьми города Харрисона. Несмотря на заметный ребрендинг клана, местная элита понимает, что само присутствие пастора, его семьи и штаба ККК пятнает репутацию города. Плохо для репутации - плохо для бизнеса. «Все это мешает туризму, потому что цветные американцы не хотят сюда ехать, - жалуется мэр Харрисона Джефф Крокетт. - Они отказываются здесь жить. У нас был случай, когда большая национальная корпорация должна была перевести к нам своего сотрудника. Белый мужчина с белой женой и детьми. Его жена загуглила «Харрисон, Арканзас», вылезла мерзость про ККК, и она сказала мужу: «Мои дети не будут жить в Харрисоне, Арканзас».

Пастор же мечтает о том, чтобы к клану стали относиться как к легитимной политической партии. Для этого орден должны позиционировать себя соответствующим образом. Проблема Харрисона в том, что это в принципе работает. «Мне не нравится, что они живут здесь, не нравится, что их деятельность ассоциируется с Харрисоном, - признается Крокетт. - Но у меня нет права выгнать их - так же как у них нет права выгнать из города афроамериканца».

Рейчел Пендерграфт доносит волю ККК до сочувствующих и возмущающихся по радио и в сети.

Организация держит точное число своих членов в секрете; во многом из-за раскола в клане и несогласия многих с ревизионизмом Робба. Одна из отколовшихся группировок базируется в Мичигане - эти обещают своим новобранцам «традиционный» клан с клобуками. Другие, ведомые бывшим соратником пастора Эдом Новаком, основали в Чикаго конкурирующую федерацию кланов и переманили к себе треть роббовской паствы. Несмотря на это, эксперты предполагают, что в клане состоит около пяти тысяч человек - притом что начинал Робб с нескольких сотен. И цифра эта растет. Пастор научился пользоваться возможностями сегодняшних средств коммуникации. Вместе с дочерью они ведут интернет-шоу; каждый выпуск начинается со слогана «Это клан, и это правда», выведенного на экран на фоне здания Капитолия. Еженедельно в эфир White Pride TV выходит десятилетний сын Пендерграфт Эндрю - со своим сегментом шоу, обращенным к ровесникам. Мини-лекции об опасностях смешанных браков и коммунистических воззрениях Обамы юный клановец завершает коронной фразой «Будь белым и гордись».

«Под гордостью мы подразумеваем уважительное отношение к нашему наследию, - поясняет Робб. - В 2009-м, после того как Обама стал президентом, журнал Atlantic напечатал статью «Конец белой Америки?». Один профессор написал, как его потрясли белые студенты, подходившие к нему с одинаковыми фразами. «У меня нет своей культуры», «я культурный банкрот», «у меня нет культуры, которой я мог бы гордиться». На наших глазах выросло поколение белых детей, пребывающих в уверенности, что их раса ничего не дала миру, кроме разрушений. Разумеется, белые люди несовершенны. Но наш вклад в мировую культуру в любом случае перевешивает все негативное».

Клан, утверждает Робб, далек от пропаганды превосходства белой расы. «Я против насильственного насаждения нашей культуры, - продолжает пастор. - Поэтому мы против войны в Афганистане. Мне не кажется, что у нас есть право втюхивать свою культуру народам Афганистана, Пакистана, Ирана или Ирака. У меня нет мнения на предмет исламского фундаментализма - радикального или любого другого, - постольку-поскольку он остается в пределах своих исторических границ. Это их страна, их земля, они создали свою культуру и систему власти, которая им подходит. Буш и Обама, навязывающие другим народам наш образ жизни, - вот настоящие супремасисты и расисты. Супремасисты - транснациональные корпорации, которые эксплуатируют труд мексиканцев за доллар в час; заставляют людей трудиться в чудовищных условиях. Вместо того чтобы платить честные деньги нашим гражданам, они покупают за гроши труд этих людей. Корпорации - настоящие супремасисты, не мы».

Если бы речи пастора притормаживали в этой точке, в них можно было бы найти рациональное зерно. В политкорректности, безусловно, есть элемент абсурда, заставляющий людей испытывать стыд за достижения своего государства. Существует целый ворох моральных дилемм, касающихся права Запада прогибать под себя государственные модели далеких стран с их древними устоями. Но Робб идет в своих оценках значительно дальше. Утверждает, что ВИЧ передается среди черных внесексуальными путями; что гомосексуалисты должны переселиться на отдельный остров; что Иисус был стопроцентным арийцем (Робб считает, что все древние израильтяне были арийцами). Но главная опасность идеологии клана - в одержимости концепцией «белого геноцида», в убеждении, что все расы в своей сущности отличны друг от друга.

Робб и его дочь настаивают на том, что белые люди являются жертвами «спланированной редукции», хотя на вопрос, каким образом осуществляется эта редукция, они лишь приводят данные о преимущественном падении рождаемости среди белых по сравнению с другими расами. Мои попытки уточнить, как работает механизм такого заговора, наткнулись на бормотание про неведомые «социологические» атаки. Ближе всего к объяснению проповедуемого лжефеномена пастор подошел, когда признался: «Сьюзен Зонтаг писала о том, что белая раса - раковая опухоль на теле общества. Так что давайте прямо скажем, что это ее рук дело. Она была лесбиянка и умерла из-за... не знаю, из-за чего, но главное, что умерла. Зонтаг была большой шишкой в этом заговоре».

Робб рассуждает о «племенной» ментальности черных и о том, что белые более «дисциплинированны». «Мы создаем культуру, подходящую нам, черные - культуру, подходящую им. Я не знаю ни одного черного в истории США, который мог бы приблизиться к достижениям отцов-основателей». Пастор уверен, что в Европе, благодаря «общей крови», чувствовал бы себя как дома - причем в гораздо большей степени, чем во многих городах Америки, включая его родной Детройт. Тот факт, что я родом из России, ничуть не смутил проповедника; наоборот, он выказал нешуточный интерес и начал справляться о нюансах политической структуры России, ее выборной системы, а также о здоровье Горбачева. Западноевропейцы, продолжал Робб, зря переживают по поводу иммигрантов из Восточной Европы - в конце концов, эти люди «доблестно отвоевали свои страны у коммунизма и вернули свои народы к христианским ценностям». Куда опаснее приезжие из Северной Африки, Китая и Пакистана. В отличие от восточноевропейцев они чужие в нашей «расовой семье». Чтобы убедиться, что все идет совсем не так, как надо, достаточно, по мысли пастора, оценить распространенность в Великобритании имени Мохаммед во всех его вариантах.

Пастор питает особую нежность к председателю Британской национальной партии Нику Гриффину и президентше французского Национального фронта Марин Ле Пен. Он уверен, что у них есть ответы на вопросы, как навести порядок в Старом Свете. Проблема, по мнению альфа-клановца, заключается в порочных выборных системах европейских стран, не дающих шанса националистам. Я интересуюсь, бывал ли пастор в Европе. «Нет», - отвечает он. Судя по всему, Робб никогда не выезжал за пределы Северной Америки. Но для него это не проблема: белые европейцы остаются его союзниками; он встречал достаточное их количество, чтобы понять, что для спасения своей культуры им необходимо ровно то же самое, что и американским собратьям. Картина мира по клану устроена просто: раса - его главная ценность.

Евгений Лебедев на пути в штаб-квартиру ку-клукс-клана.

Я спрашиваю, почему многие американские города испытывают серьезные проблемы с преступностью. «Потому что они испытывают на себе всю мощь белого геноцида». Не чувствует ли он вины перед коренным населением Америки. «Белый человек - спаситель окружающей среды. Индейцы уничтожили свою землю, поэтому и мигрировали». А как насчет текущих социоэкономических проблем Британии? «Спросите у Инока Пауэлла».

По ходу беседы, отыскивая контраргументы, я раз за разом обнаруживал, что втягиваюсь в извращенный мыслительный процесс мракобесной семейки. Разумеется, афроамериканцы внесли свой вклад в историю гражданского общества; безусловно, белый человек несет ответственность за свои главы в истории геноцида. В такие моменты мне хотелось ущипнуть себя; Робб невольно заставлял меня мыслить о расах как о гомогенных группах - а это основа всех лжеконцепций. Пендерграфт, сложив руки на коленях, продолжала стращать угрозой уничтожения белой расы, осознать которую обязан каждый и отказ от признания которой кажется ей величайшей ошибкой. «Мы уже превратились в глобальное меньшинство, - твердила женщина, глядя мне в глаза. - Хорошо, что пока трупы наших собратьев не лежат на улицах. Пока это просто процесс уменьшения численности. Но, когда будет пройдена точка невозврата, кто даст гарантию, что не начнется массовое уничтожение белого населения?»

Большинство мужчин, присутствовавших на воскресной службе, казались клонами друг друга: за пятьдесят, армейский бобрик, галстуки, повязанные поверх рубах в красную клетку. У одной из женщин голова была покрыта носовым платком - зрелище, отсылавшее напрямую ко временам поселенцев-пуритан. По контрасту с садом церковь выглядела убого: засаленный ковер, стопки старинных книг, расставленные вдоль стены. В детском углу - мини-бильярд с облезлым сукном и пенопластовыми лузами. Обстановочка, вряд ли свидетельствующая о процветании организации, несмотря на заверения руководства о растущем членстве.

Началась служба, паства застыла в молчании. Дети продолжали возиться на полу церкви, пока старшие братья и сестры сидели неподвижно на своих местах. Пендерграфт читала проповедь о страхе, ярко-красный крест за спиной. Правительство хочет посадить за решетку тех, кто не стесняется говорить вслух о белом геноциде. В Канаде людей арестовывают за то, что они цитируют антигомосексуальные пассажи из Библии. Никто не бьется за вымирающую расу. Поэтому нам нужны герои, которые смогут встать на защиту белого меньшинства.

Иллюминатами в разное время называли ордены, братства, организации и секты, исповедовавшие оккультизм и мистическую философию, а также бывшие в оппозиции к правящей власти и религии. Самым известным таким примером является Общество баварских иллюминатов, основанное в 1776 году профессором юриспруденции Ингольдштадского университета Адамом Вейсгауптом. Вейсгаупт был последователем деизма – учения, признающего Бога и сотворение им мира, но отрицающего религиозный догматизм и божественного откровения. Деисты верили, что высшие силы не вмешиваются в ход событий, а познать их замысел можно только путем просвещения разума. Это категорически отрицало учение церкви, что и спровоцировало создание Ордена «просвещенных».

Общество было закрытым – попасть в него могли не по рекомендациям (как в масонской ложе), а исключительно посредством вербования (хотя одновременно принадлежать и к иллюминатам, и к масонам не запрещалось). В 1784 году Орден уже был под запретом в Баварии, а тремя годами позже привлечение новых последователей объявили преступлением, за которое отсекали голову.

Почти на 100 лет иллюминаты ушли в подполье, о чем рассказывает в своем исследовании Кевин Хэтэли.

Официальное возрождение Ордена состоялось в 1896 году в Дрездене. За все время своего существования ему приписывали разные свершения – от разжигания Французской революции до создания США и Октябрьской революции в России. Из-за того, что символ иллюминатов – Всевидящее Око над недостроенной пирамидой – изображен на государственной печати США и однодолларовой купюре, развитие разных «теорий заговора» о теневом участии Ордена в мировой политике и экономике не прекращается.

Кого только не считают иллюминатом сегодня – от Джастина Бибера, Бейонсе и Леди Гаги до Королевы Елизаветы ІІ. Эксперты-конспирологи же говорят, что пока братство не готово выходить из тени. Соответственно, их фактическое существование – достаточно спорный вопрос.

Opus Dei

Организация Opus Dei (лат. – «Дело Божие») основана в 1928 году испанским католическим священником Хосемарией Эскрива де Балагер. Как описывают этот момент исследователи: «Во время духовных упражнений он увидел с полной ясностью миссию, которую предопределил для него Бог: открыть в этом мире путь освящения профессиональной работы и повседневных занятий». Цель организации – помогать верующим обретать святость в их повседневной жизни через привнесение божественной осознанности в свою трудовую деятельность.

За сравнительно недолгую историю существования у Opus Dei было много как поклонников, так и противников, хотя широкую известность ему принесло упоминание в книге «Код да Винчи» Дена Брауна. Несмотря на то, что многие факты в ней (да и в фильме позже) оказались вымышленными, чего писатель и не отрицал, у общества сложилось некоторое негативное впечатление об организации и её начали обвинять в сектантстве. Чем же занимается Opus Dei сегодня?

Во-первых, её последователи стремятся внушить верующим, что религия – это не только месса, обряды и молитвы, но и каждое мгновение их жизни.

Так, на официальном сайте организации opusdei.us говорится, что её духовная практика основывается на книге Эскривы «Путь» – сборника из 999 молитв, медитаций и рассуждений. Она предполагает ежедневные молитвы, чтение Библии, участие в мессе, еженедельные «братские беседы» с духовными наставниками. С последними, кстати, обсуждают свои успехи, неудачи и планы на последующую духовную жизнь, которая стоит на трех столпах – самоотречении, привлечении новых членов и воздержании.

Для того, чтобы стать членом организации желающему понадобится 6 лет – столько длится «испытательный строк» серьезности его намерений. Кроме того, нужно быть готовым к цензуре (многие книги, которые даже изучаются в католических учебных заведениях, в Opus Dei неофициально запрещены) и целибату (для тех, кто желает полностью посвятить жизнь апостольству). Для тех, кто желает подробно разобраться в вопросах, является ли организация элитарной, каково её материальное положение и практикуют ли её последователи «умерщвление плоти» предупредительно была создана FAQ-страница . Из этого выплывает, что общество Opus Dei – не то, чтобы тайное, но весьма закрытое.

Трехстороняя комиссия

Трехсторонняя комиссия была основана в 1973 году американским банкиром Дэвидом Рокфеллером и профессором Гарвардского университета Збигневом Бжезинским. Изначально участниками организации было три стороны – Северная Америка, Западная Европа и Япония, а целью их собраний – способствовать сотрудничеству и решению общих проблем у этих регионов. Конспирологи же подозревают комиссию в попытке установления монополии и мировой политической власти в их интересах. Поэтому их деятельность также связывают с так называемым «новым мировым порядком».

Несмотря на показную открытость организации, долгое время узнать что-либо о её деятельности было весьма проблематично.

Несмотря на показную открытость организации (у нее тоже есть официальный сайт – trilateral.org ), долгое время узнать что-либо о её деятельности было весьма проблематично. Согласно книге исследователя-конспиролога Джордана Максвелла «Matrix of Power: How the World Has Been Controlled by Powerful People Without Your Knowledge », в 1991 году Дэвид Рокфеллер предположительно произнес речь на встрече в Германии, в которой упомянул: «Мы благодарны The Washington Post, The New York Times, Time Magazine и другим крупным изданиям, чьи директора посещали наши встречи и уважали своё обещание сохранить конфиденциальность на протяжении почти сорока лет». Сегодня же на сайте можно ознакомиться с ежегодными отчетами комиссии и даже почитать книги её участников. Последняя, например, посвящена России (Engaging Russia: A Return to Containment) и политике, которую Трехсторонняя комиссия должна вести в отношении Москвы.

В последние годы география организации расширилась: так, Японская группа стала Тихоокеанской Азиатской, присоединив к себе участников из Индии и Китая, Мексика стала частью Североамериканской группы, а Западноевропейская сотрудничает с Евросоюзом.

Череп и кости

Орден «Череп и кости» был основан в 1832 году выпускником Йельского университета Вильямом Расселом по примеру вдохновившей его немецкой организации «Клуб Еврологии». Некоторые даже считают «Череп и кости» её американским филиалом. Цель Ордена – подготовка выдающихся студентов университета к управлению во всех сферах общества. Самыми известными его членами на сегодня остаются два Джорджа Буша (старший и младший), а также Джон Керри. Примечательно, что выходцы из Ордена всегда есть в правительственном аппарате, Верховном суде, а многие из них потом стают выдающимися спортсменами или лидерами общественных организаций.

Ежегодно братство принимает только 15 человек. Раньше ими могли стать только белые мужчины традиционной ориентации, аристократического происхождения и исповедующие протестантизм.

В последние же годы «Череп и кости» открыл свои двери для людей разных рас, религий, пола и ориентации.

Вступление же в ряды братства окутано тайнами: согласно одним источникам, претендентов раздевали, избивали, укладывали в гроб и заставляли рассказывать истории о своей сексуальной жизни; согласно другим, «гробница» – это комната братства, где новичков шутливо пинали и заставляли пить вино из пластмассового черепа.

Каковой бы ни была инициация, в обзоре Washington Post упоминается, что член Ордена – это «среднее арифметическое» между Форестом Гампом и персонажем одноименного фильма Вуди Аллена Зелигом: ему удается «засветиться» во всех важных исторических моментах. Например, участники братства стояли у истоков разработки атомной бомбы и смогли повлиять на то, чтобы её испытали в Японии. Они также помогали формировать политику США времен «холодной войны». Сегодня же представители «Черепа и костей» есть в Совете международных отношений, а также в Трехсторонней комиссии.

Ку Клукс Клан

Ку Клукс Клан – печально известная ультраправая американская организация, отстаивавшая идеи превосходства белой расы и белого нацизма. Клан был основан солдатами-южанами после Гражданской войны в 1861 году, но просуществовал недолго. Вторую же волну популярности он пережил после 1915 года – тогда и появились белые костюмы и колпаки, созданные для устрашения чернокожего населения. После Второй мировой войны клан активизировался в сторону борьбы против гражданских прав меньшинств. Организация известна многими террористическими актами на почве расизма, которым подвергалось и белые республиканцы, поддерживающие равенство прав.

Сегодня клан до сих пор существует – его штаб-квартира находится в городке Харрисон, что в Северном Арканзасе. Его нынешний лидер, 66-летний пастор Том Робб, именует себя национальным директором клана. Пастор говорит, что у движения новый лозунг: «Наследие, а не ненависть». Проповедник и его дочери, ведущие активную просветительскую работу, уверены, что против белого населения спланирован геноцид. Несмотря на «ребрендинг» клана, идеология его остается неизменной, а директор стремится, чтобы к организации относились как к политической партии.

По оценкам экспертов сегодня в клане состоит около 5 тысяч человек. Те, кто живет поблизости, приезжает на еженедельные встречи-проповеди. Для других же Пастор вместе с дочерью Пендерграфт создал онлайн-шоу White Pride TV (в котором, кстати, с обращением к ровесникам выступает и внук пастора Эндрю). Обычно выступления начинаются фразой «Это клан, и это правда», а заканчиваются – «Будь белым и гордись».

Билдербергский клуб

Билдербергский клуб был основан в 1954 году, а название свое получил из-за отеля «Билдерберг» в голландском городе Остербеке, где и состоялось первое заседание клуба. С тех пор конференция проходит ежегодно, собирая около 100 людей из области влиятельной элиты – правительства, СМИ, банковского дела и бизнеса. Клуб приблизительно поровну состоит из американцев, европейцев и азиатов, а вход на его собрания возможен только по личному приглашению.

Даты созыва совещаний никогда не афишируются, а организацию встречи и безопасность её участников обеспечивает та страна, на территории которой они собираются (последняя, например, прошла в Австрии). Удивляет то, что на встречах отсутствует пресса: отчеты о поднятых вопросах и их решениях нигде не публикуются, а делать заявления для СМИ – категорически запрещено. Да и о самой встрече становится известно только после её завершения, хотя в принимающую страну стекается большое количество самых влиятельных людей мира в сопровождении своей «свиты» – секретарей, телохранителей, прислуги.

Основателем клуба считается Дэвид Рокфеллер, но в источниках об этом упоминается вскользь, акцентируя внимание на том, что он также является человеком, учредившим Трехстороннюю комиссию.

Среди участников, посещавших заседания организации, числится Маргарет Тэтчер, Билл Клинтон, король Испании Хуан Карлос І, Роберт Макнамара, Збигнев Бжезинский.

BBC называет Билдербергский клуб «теневым правительством». Тут же приводится и одно из редчайших интервью , которые иногда дают участники клуба – с бывшим еврокомиссаром, виконтом Этьеном Давиньйоном: «Я не считаю, что мы есть мировым правящим классом, поскольку не верю, что такой класс вообще существует. Мне кажется, что просто одним людям, которым имеют влияние, интересно общаться с другими такими же». И все же выплывает интересная закономерность: на встречах клуба часто появляются люди, которые за весьма короткое время становятся мировыми политическими лидерами. Так случилось с Биллом Клинтоном, который попал в организацию в 1991-м, будучи губернатором Арканзаса, а также с Тони Блэром, посетившим её двумя годами позже, еще состоя в оппозиции. Кроме того, почти все «недавние» президенты и члены Европейской Комиссии были приглашены сюда на встречи перед своим назначением.

Читайте нас у
Telegram