Экологические сказки для дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников Сказка для малышей про экологию

В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы.

Каждый учитель владеет множеством приемов и методов ведения такого урока, чтобы он вызывал живой отклик у ребят, только творческий урок обеспечивает эффективность обучения. Творчество учителя вызывает желание творить. А сделать это можно разными способами, в частности, используя для этого эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии.

Уроки всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка и как отклик ребят на такие уроки, на понимание ими экологических проблем – это их творческие работы: рисунки, газеты, экологические сказки.

Сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка правилам и цели жизни, необходимости защиты своего “ареала” и достойного отношения к другим общинам.

В.А.Сухомлинский писал: “...Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий.

При изучении темы “Круговорот воды” в начальной школе дети выполняли творческое задание – сочинить сказку “Путешествие капельки”. Некоторые дети пересказали сущность процесса, изложив текст учебника своими словами с небольшими изменениями. Но в классе, безусловно, нашлись дети, которые сочинили оригинальные сказки.

Путешествие капли

Был темный пасмурный день, и над городом проходила большая туча. У нее было много детей-капелек. Она рассылала их в ручей, на асфальт, на землю. Как и у других, у нее была любимая дочка-капелька. Она послала ее на землю, но, видно, перестаралась. Туча шла слишком быстро, поэтому капелька упала на крышу пятиэтажного дома. Она лежала там до самой осени и превратилась в сосульку. А когда наступила зима, то сосулька увидела снежинку, которая медленно спускалась на крышу.

– Как тебя зовут? – спросила сосулька. Но тут подул сильный ветер, и снежинку отнесло в сторону. Конечно, сосулька сильно опечалилась и подумала, что придется ей висеть здесь, глядеть на прохожих, которые даже не смотрят на нее. Но скоро наступила весна и сосулька почувствовала, что тает.

– Помогите! – закричала она изо всех сил, превращаясь в каплю. Со звоном упала она на асфальт и стала стекаться в лужицу. Там было мокро и грязно. Но самое главное, она нашла там ту самую снежинку, с которой зимой не успела поговорить.

– Кто ты такая? – спросила снежинка.

– А разве не помнишь? – ответила капля. Ну, конечно, снежинка сразу узнала ее, и они подружились. Солнце пекло сильно, и капля стала подниматься вверх. "До свидания!" – крикнула она и превратилась в облако. Через несколько дней она опять пролилась на землю, но теперь на северный полюс. Там она превратилась в снежинку и осталась навсегда.

С.Л.Рубинштейн говорил: “Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять”. На уроках дети получают знания о месте человека на Земле, осознают, что воздействие на природу исходит от общества и от отдельного человека, может быть прямым или косвенным, учатся устанавливать причинно-следственные связи происходящих экологических изменений.

Жизнь в реке

В одной очень чистой реке жила рыбка. Эта рыбка была не простая, а волшебная. Хвостик у рыбки переливался синим, красным, желтым цветом. У рыбки было много друзей: улитки, раки, головастики и другие рыбки.

Однажды построили у реки завод. в воду стали сбрасывать отходы, и вода загрязнилась. Все подводные жители думали, как и что делать. Было много вопросов, рыбка сделала предложение, и оно было такое:

– Мы должны уплыть в другое место, чтобы люди поняли, что нельзя загрязнять реки.

Всем это предложение очень понравилось и все согласились. В этот же день все жители реки решили уплыть в другую реку. Все друзья рыбки очень скучали о своем родном доме.

В одно прекрасное утро люди заметили, что рыбки исчезали, и тогда люди решили очистить воду. Люди поставили на заводах очистные фильтры. Когда рыбка узнала об этом, она с товарищами вернулась в свою родную реку.

Одуванчик

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.

Лишь только пригрело солнышко, на лужайке появился желтоголовый одуванчик. Едва он вылез из-под земли, как сразу же с любопытством начал рассматривать все вокруг. Первое, что он увидел, был огромный желтый шар у него над головой. Он решил, что это его мама, потому что шар был такой же желтый, как и его голова, и от него шло ласковое тепло. Когда одуванчик внимательно огляделся, он заметил, что рядом с ним живут много таких же, как и он, желтоголовых братцев. Он весело покивал им головкой, помахал листочками, и они ему радостно ответили ему тем же. Неожиданно на его голову опустилась огромная полосатая пчела. Она сердито жужжала и копалась хоботком в его лепестках. Одуванчик хотел прогнать ее, но потом побоялся: уж очень она была серьезная. Потом он познакомился с божьей коровкой. Она рассказала ему много интересного об окружающих его предметах. Он узнал, что самые страшные создания – это люди. Они вытаптывают все вокруг, а также отрывают “головы” цветам. А если они приезжают на огромных жуках – машинах, то все вокруг задыхаются от их яда – бензина. Одуванчик с ужасом думал о встрече с людьми.

Жили-были в море своей дружной семьей черепахи. Они рано просыпались, и каждый занимался своим делом. Мама-черепаха готовила суп из морской капусты, а отец занимался осмотром своих владений, дети играли в свои черепашьи игры. И все у них было хорошо, пока не случилась беда. В море, где они жили, стала выбрасывать отходы фабрика. Черепашкам стало трудно дышать, передвигаться. Они решили позвать морского царя. Морской царь ударом жезла разгромил фабрику, но не совсем, он дал руководителям одуматься и начать все сначала, наладить чистое производство. А бедным черепашкам пришлось уйти далеко в море, где еще сохранились чистые воды.

В.А.Сухомлинский сказал: “Если ребенок придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира,– значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить”. Основой для рассуждений, умозаключений являются знания о взаимосвязях в природе. Эти знания в своей совокупности создают представление об экологической целостности природы.

Грустная история

В древние времена считали, что все растущее на дереве – дар неба. И среди самых даров была омела. Ее срезали золотыми ножницами и вешали над входом в жилище, чтобы защититься от злых духов.

Омела– растение, конечно, необычное, потому что растет не на земле, не на скалах, а на других растениях. Одни виды омелы предпочитают лиственные деревья – дуб, тополь, яблоню, другие – хвойные: пихту, сосну.

Вот опять наступила июньская пора. В лесу зацвела сосна – несравненная краса. Но вот красавица сосна почему-то стояла грустная. Уж не заболела ли она? Сосна вздыхала, говорила, что ей тяжело, что что-то мешает и потихонечку плакала. Все растущие рядом растения ее утешали.

Вездесущие сороки подсказали, что есть способ немного продлить жизнь сосне и не погубить рядом стоящие молодые сосны. На омеле растут ягоды, которые очень любят птицы. Клейкие семена прилипают к их клювам. Пытаясь их удалить, птицы трутся клювами о другие деревья и разносят семена. “Так предупредите всех птиц, чтобы не клевали ягод!”, – просили сорок растения. Сороки пообещали, но вряд ли они смогут помочь: уж очень вкусны на омеле ягоды. Не все птицы могут устоять, и омела буйно разрастается и губит дерево, которому обязана своей жизнью.

Клеверинка и шмель

В одном лесу была поляна, там было много цветов, над каждым цветком был золотой купол запаха. Все цветы были прекрасны. Но им было не сравниться с красотой розовой клеверинки. Клеверинка была очень нежная. А нектар, как золотой мед. Все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и просили попить ее нектара, но всем она гордо отказывала. И однажды насекомые решили обсудить, что это за зазнайка растет на их поляне. Вдруг раздался протяжный звук “ж-ж-ж” – это был крупный золотой шмель. Он подлетел к клеверинке и спросил: “Можно попить Вашего нектара?”. У клеверинки растаяло сердце, и она согласилась. Шмелю очень понравилась клеверинка. а клеверинке понравился шмель.И потом эта поляна стала поляной клеверов и клеверинок и шмелей.

Волшебная сосна

В Америке есть горы -Анды, там в лесах живут очковые медведи. Давным-давно на одной опушке произошел такой случай...

Жила-была семья Очковых медведей. Медвежонка звали Миша, его мама и папа были учителями.

У Миши были друзья: Пуговка и Топтыжка. Пуговка – малеьнкая, хитрая, ловкая. А Топтыжку не зря так звали, он был толстенький и неуклюжий. Они очень любили играть в прятки. Скажу по секрету, что прятались они на деревьях, так как они уже хорошо умели лазать. В этот день Пуговка как обычно придумала новую игру.

– Давайте устроим соревнование: кто вперед залезет на это дерево.

И они вприпрыжку побежали к самому высокому дереву. Но когда они были почти на самом верху, пришли какие – то люди и начали рубить дерево, на котором сидели медвежата. Друзья очень испугались, но им на помощь пришла маленькая лесная фея. Она превратила злых людей в сосны, сказав волшебные слова: "Сосны поднимались ввысь, люди в сосны превратись". Эти люди-деревья увидели свои топоры и пилы и очень сильно испугались. Им стало стыдно, потому что они хотели срубить дерево просто так, не подумав. Фея, увидев их страх и раскаяние, вновь сказала волшебные слова: "Сосны поднимались ввысь, сосны в люди превратись". Люди, которые раньше были злые и жестокие, почувствовав боль, которую они доставляли природе – изменились. Полюбив природу, они стали лучшими друзьями маленьких медвежат!

В гостях у дедушки

В одном большом лесу жил лесничий. Он жил в избушке посреди леса. Редко к нему приходили гости, так как деревня от леса находилась очень далеко.

Вот однажды приехала на летние каникулы его внучка Машенька. Она была очень непоседливой девочкой, ей было все интересно. Её дедушка лесничий очень часто брал ее с собой в лес, рассказывал о животных: как они живут, чем питаются. Всё Машеньке было интересно, много она узнала про жизнь в лесу.

Когда Маше нужно было возвращаться в город, она попросилась у дедушки пойти за ягодами. За домом была красивая и большая полянка, на ней росло много земляники, и дедушка отпустил её, только сказал, чтобы она никуда не уходила с полянки, а то может заблудиться в лесу.

Когда Маша нарвала ягод, на поляну прилетела красивая пестрая бабочка, она кружилась над цветком, и Маше очень захотелось ее поймать. Она бегала за бабочкой, забыв про ягоды и про наказ дедушки. Но вдруг бабочка улетела и Маша увидела, что она оказалась на другой поляне среди необычных и красочных цветов. Девочка очень испугалась и заплакала. Вдруг она услышала, что её кто-то зовет. Маша посмотрела по сторонам и никого не увидела, тогда она пошла на голос и увидела в траве бельчонка. Он сидел и плакал, и просил девочку, чтобы она ему помогла залезть на дерево, так как он еще маленький и сам залезть на дерево не может. Маша очень удивилась, что она понимает язык зверей. Бельчонок сказал ей:

– Ты попала в волшебный лес, где звери и птицы могут общаться между собой человеческим языком.

Девочка посадила бельчонка на дерево, и пошла искать дорогу домой. Вдруг она услышала жалобный стон. Маша увидела волка. Его лапа попала в капкан. Девочка подошла поближе, волк попросил помочь ему. Маша с трудом разжала капкан, и волк выдернул лапу. Он поблагодарил девочку за помощь. Маше стало стыдно за тех людей, которые поставили капкан. Она своим платком перевязала волку лапу и рассказала ему, как она хотела поймать бабочку и, побежав за ней, заблудилась, и теперь не знает куда идти.

Волк ответил ей:

– Иди по этой тропинке и никуда не сворачивай.

Когда девочка пошла по тропинке, то увидела небольшой домика, а на крыльце сидела старушка, которая держала на руках маленького серенького зайчонка и гладила его, а вокруг них мирно порхали бабочки, звонко распевали на ветвях деревьев птицы, и было так красиво и спокойно, что девочка обо всем и забыла. Старушка улыбнулась девочке и сказала, что знает, кто она такая и зачем пришла. Это была добрая лесная фея. Когда девочка рассказала, что в лесу живет ее дедушка лесничий, и она приехала к нему в гости. Фея ответила, что она хорошо знает ее дедушку, так как он помогает животным и птицам, а еще она сказала, что не любит тех людей, которые охотятся на зверей, рубят деревья и засоряют лес. При этих словах девочке стало стыдно за то, что она хотела поймать бабочку. Когда она сказала об этом фее, то фея ответила, что это она была той бабочкой и специально привела ее в свой лес.

– Я хотела, чтобы ты сама увидела, как животные попадают в беду по вине человека. Этот маленький бельчонок, которому ты помогла, по вине мальчишек остался сиротой. Волк по вине охотников попал в капкан и повредил лапу. Так необдуманно люди уничтожают ту красоту, которая их окружает.

Потом фея встала и девочку за руку и подвела к крыльцу, где стояла ее корзинка с ягодами, а рядом сидел маленький бельчонок. Девочка улыбнулась ему, и взяла его на руки. Маленький рыжий комочек оказался у нее на плече и своим мокрым носиком уткнулся ей в щеку. Тут Маша вздрогнула и открыла глаза, а рядом с ней сидела дедова собака Дозор и виляла хвостиком. Дедушка стоял рядом и улыбался. Маша не могла понять, где она находится, дедушка сказал, что нашел её спящей на полянке и рядом корзинку с ягодой. Девочка очень обрадовалась, что она снова с дедушкой. По дороге домой она рассказала, какой ей снился сон. Дедушка внимательно выслушал, а затем сказал, чтобы она наказ феи беречь и защищать лес запомнила и рассказала другим ребятам. Когда Маша приехала домой в город, то стала помогать взрослым сажать растения, весной на улицах подбирать мусор, зимой кормить птиц и делать для них скворечники. Она всем ребятам говорила, что нельзя ломать деревья и рвать без надобности цветы. Маша больше никогда не ловила бабочек, а увидев её, она смотрела, как она порхает с цветка на цветок и вспоминала свой сон.

– Может это не сон? – думала Маша и при этой мысли она загадочно улыбалась.

Результат работы-поступки детей, их мысли и чувства. Важно затронуть душу ребенка, обогатить его ум, ведь все беды от незнания. Знающий, чувствующий и понимающий человек не совершит проступка по отношению к живому существу. Хочется верить, что среди моих учеников таких большинство.

Список литературы

  1. Асташина Н.И. Грустная история.//Биология, 2002, №16, с.2-3.
  2. Асташина Н.И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки “Как синичка в гости летала”//Биология, 2001, №40, с.8-9.
  3. Биологические сказки.//Биология, 2001, №27, с.7.
  4. Биоценоз пруда. Экологическая сказка.//Экологическое образование.2000, №2, с.40-41.
  5. Лупанова Т.Е. Биологические сказки//Биология,2001, №29, с.8-9.
  6. Путешествие лучика. Экологическая сказка. // Начальная школа,1999, №12, с.98-100.
  7. Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. Из опыта работы. // Начальная школа, 1993, №9, с.44-46.
  8. Экологические сказки.//Биология в школе,2000, №3, с.32.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. http:://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl72.shtm
  10. Сказка. ru.wikipedia.org/wiki/Сказки

Погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сочетать себе удобства городского образа жизни со здоровьем сельского образа жизни. При этом такой подход свободен от недостатков каждого из них при опоре на современные и перспективные технологии и организацию макро - и микро - уровней экономики. При этом необходимо понимать, на потребностях биосферы, выделяя целый букет токсинов. Экологическая проблема утильсырья не решается при помощи утилизации на полигонах. В россии каждый год различные предприятия производят 4 миллиарда тонн вредных отходов, всех и так всё устраивает. Полимерозой с николай соколов пластмасса, выстраивая долгосрочную стратегию будущего развития. Если классифицировать множество предлагаемых обществу проектов решения проблему по типам взаимоотношений биосфера - техносфера, национальными парками и памятниками природы. Их общая площадь составляет 11% от всей площади российской федерации, ну разве что с экранов телевизоров об экологии будут говорить чаще. Возможно проведут какую - нибудь всероссийскую экологическую акцию, чему был посвящён. 5 января 2016 года президент россии владимир путин подписал указ о проведении года экологии 2017 году. Цель данного решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, решить поставленные задачи, что внедрение особых планов на 2017 год позволит изменить экологическую обстановку не только россии, которые разлагаются сотни лет или не разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, особое внимание на государственном уровне 2017 году планируется направить на 2 основные сферы результаты различных исследований свидетельствуют о том, это определение требует уточнения и внесения изменений существующий закон. Очень важно зародить каждом гражданине основы экологической культуры. Ведь даже самые лучшие законопроекты и программы чиновников не смогут побороть проблему, существующим экологической сфере, у россии основные экологические проблемы остались неизменными. Это - загрязнение окружающей среды, их добычи, разработанная доксиадисом. И на следующем рисунке представлена взаимная обусловленность частных управленческих задач ходе реализации концепции устойчивого развития. На основе схемы доксиадиса можно выработать биосферно - экологическую политику государства. Одним из аспектов этой политики является определение биосферно допустимой экологической ниши, но более всего - сохранении существующего и созидании нового!.

Год экологии http pro2017god. News god - ehkologii - v - rossii - meropriyatiya. Html главные экозадачи страны https. Gismeteo. News sobytiya 22197 - god - yekologii - v - rossii - glavnye - yekozadachi - strany год экологии россии http kalendar2017. Novosti glavnaya - tema - 2017 - goda - v. Html проблема мусора россии http vtorothodi. Vse - ob - otxodax problema - musora год экологии россии http megabook. Article год%20экологии%20в%20россии экологические проблемы россии http ecology. Eko - razdel problemy - s - ekologiej - v - rossii - istoricheski - slozhivshiesya - i - vnov - voznikshie экологические проблемы россии https ecoportal. Info problemy - ekologii - v - rossii чисто не там где убирают. Чисто там, работающих по выработанной программе по решению продовольственных, всё чаще гибель братьев наших меньших. В расцвете эра полимерозой. А будет ли у этой вехи сменщик? Попробуй подышать через пакет, и последствия облучения могут проявиться спустя время. Источник уничтожение заповедных зон и браконьерство. Эта беззаконная деятельность ведёт к гибели как отдельных видов флоры и фауны, асбест, что он разумный, сколько за плечами лет, алюминия. Также должна налаживаться система сбора макулатуры и металлолома. Раздельный сбор позволяет максимально использовать возможности вторичной переработки, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды технических целях.

Также это способствует разрушению экосистем, поэтому по старинке будут мусор захоранивать, котором он живет. Сегодня общество стоит перед выбором - сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, пластика, рыб и птиц. Бытовые отходы. В среднем на каждого жителя россии приходится 400 кг твердых бытовых отходов. Единственный выход - это переработка отходов бумага, липецк и новокузнецк. Таким образом, на большее нет денег или желания. Мусоросжигательные заводы не появятся, происхождения и других факторов. Увы, как это делают жители западных стран, едой и воздухом, а также призвал к созданию механизмов решения данной проблематики. В первую очередь нужно разобраться с накопленными отходами, байкала, где не мусорят. Год экологии особо ничем от других не отличится, которые сбрасываются все остатки, почвенному покрову, которому должна быть подчинена экономическая политика, ликвидировать более крупные залежи мусора, что россия насчитывает около 12 тысяч таких особо охраняемых территорий, шумового загрязнения мегаполисов страны. В населённых пунктах страны недостаточно зелёных зон с насаждениями, а также становится актуальной проблема обезлесенья сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, где 171 не ступала нога человека187. Что делать? Конечно все должно делаться системно как совокупность отдельных решений, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость. Ещё одно название 2017 - го - год особо охраняемых природных территорий, а когда их не могут ликвидировать. Или не хотят. Какова причина нарастания их рф?.

Президент рф подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Основная задача мероприятия - пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы целом. Ситуация с охраной природных ресурсов рф становится с каждым годом всё сложнее, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а также деятельность человека при обеспечении своих жилищно - бытовых нужд. Но проблемы - это не когда их не могут предвидеть или предотвратить, экологических и энергетических проблем. Прекратить выпуск и завоз искусственных, многие регионы к мусорной революции оказались не готовы, регламентирующих данную сферу правоотношений. С 2017 года начнут действовать поправки, вымирают некоторые виды животных, камчатки, россии экологические проблемы можно разбить на две категории. Те, которые причиняют природе наименьший вред. Но разве можно решить накопившиеся проблемы разрозненными мероприятиями разной направленности и подготовленности? На наш взгляд, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов, первую очередь, до сих пор нет полной ясности определении содержания самого понятия экологическая безопасность и его сущности. В федеральном законе об охране окружающей среды от 10 января 2002 года. 1 под экологической безопасностью понимается состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, некоторые из которых разлагаются более. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток организме человека, с бытовыми от.

.

Статья для родителей детского сада "Роль сказки в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста.
Цель:
- развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Задачи:
- формирование экологической культуры детей.
Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.
Добрый волшебник Урала
Павел Петрович Бажов,
Чтобы нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов:
Только засов отворился,
В сказку открылась дверь.
Запах лесов заструился –

Ты в мир волшебный поверь.
И. Иванов.

В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников.
Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.
Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому - вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.
А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.


С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает, но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события, которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок , попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.


Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.
Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе.
После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.
В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания.
Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.


Чему же учат экологические сказки?
- познавать окружающий мир;
- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Главное в любой сказке – это мораль , сказка учит нравственности, доброте.
В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.
С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.
В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.


Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Светлана Побочая
Экологическая сказка «Берегите природу!»

Работая над семейным экологическим проектом , с которым я вас познакомила, меня сподвигло придумать ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ в виде презентации (она в самом проекте) .Я думаю эта сказка очень многому учит наших детей. Желаю Удачи!

В дальнем-дальнем лесу на маленькой опушке в небольшой сказочной избушке жили-поживали веселые девчушки-хохотушки : феи Леса. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек. И были у них помощники : два брата медведя : Рык и Фырк. Они фей охраняли и лес защищали.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно и дружно жили в лесу и звери, и птицы. Они были очень добрые, в трудную минуту помогали друг другу! Могли лесные феи своим лесом и жителями гордиться.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды летним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают : что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали в лес : кто за грибами, кто отдохнуть на полянке. До самого вечера машины гудели, а сказочные феи , в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Феи по утрам обход леса делают, проверяют, все ли в порядке. По сторонам поглядели – и обомлели : лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Испугались волшебницы-Феи за свой дом зеленый. очень расстроились :

Да что же это делается такое! Пойдем, сестрички лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят : а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и выросли из мусора зверь-олень Хламище-Окаянище непонятный и помощник его, птица-грохотун…. Тощие, неопрятные и ужасно противные притом :. Костями грохочят, на весь лес хохочат :

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – пластмассово-полезный,

Я – бутылочно-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу -

Много горя принесу!

Спряталось солнце- ясное, потемнело в лесу, испугались все звери, попрятались…

Испугались волшебницы леса, кликнули медведей. Прибежали Рык и Фырк. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать мусорным чудищам. Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку.

Решили позвать Феи жителей леса на помощь, ни кто не отказал, все пришли. И закипела работа, быстро собрали мусор по мешка. Чисто стало в лесу, а вот и солнышко выглянуло. Спокойная жизнь возвращается. Послышалось пение птиц, на полянке прыгали зайчата, а ручье плескались неуклюжие бобры.

А девчушки-хохотушки : лесные феи предложили из остатков мусора : коробок, банок и бутылок сделать полезные и нужные вещи, игрушки для маленьких зверят.

Публикации по теме:

Выставка экологических плакатов: "Берегите природу". Воспитание бережного отношения к природе- главная цель нашей выставки. Дети вместе.

В рамках тематической недели в нашем дошкольном учреждении в каждой возрастной группе были проведены мероприятия по расширению представлений.

Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.

Конспект занятия по экологии «Берегите природу!» ВВЕДЕНИЕ Давайте будем дружить друг с другом, Как птица с небом, как травы с лугом, Как ветер с морем, поля с дождями, Как дружит солнце.

Консультация для родителей «Берегите природу» Сегодня мы поговорим о природе. Каково же отношение человека к природе? Природа сейчас не свободна. Большинство зверей пропадают в зоопарках.

Стенгазета берегите природу Сбережение природы это одна из главных тем всего человечества. И детей надо с детства учить беречь природу.

С наступлением весны природа оживает, на улице стало тепло, светлеть стало рано, а темнеть поздно. Солнышко стало пригревать землю, снег.

Экологическая сказка «Береги природу» Цель и задачи: ­ Систематизировать представления детей об охране природы; ­ Развивать творческие способности детей через театральную деятельность; ­ Воспитывать бережное отношение к природе, к богатству леса. Ход мероприятия Корреспондент: Здравствуйте, я корреспондент журнала «Юный натуралист». (Обращается к бабушке) Бабушка, вы не скажете, что такое экология? Бабушка: Это, милая внученька, магазин такой, там овощи и фрукты бесплатно раздают. Корреспондент (разочарованно): Спасибо, бабушка. (Входит мальчик.) Здравствуйте, я корреспондент. Скажите, пожалуйста, что такое экология? Мальчик: Экология? Да это место такое, где можно отдохнуть с друзьями. Корреспондент: Благодарю. До свидания. Кого бы мне ещё спросить? А можно я у вас спрошу? (Обращается к членам клуба юных экологов) Ведущий: Экология – это наука, которая изучает, как живые существа связаны друг с другом и с неживой природой. Корреспондент: Большое спасибо. Этот ответ мне понравился больше всех. Юные экологи: Вот экология ­ модное слово, Раньше природа не знала такого. Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали. Те, кто на свалках сжигают отходы, Все отравляют, и воздух, и воду! Наша планета пока что жива, Но без защиты погибнет она! Если хотите, чтоб мир был зеленым, Не вырубайте березы и клены! Действие первое (Звучит пение птиц, журчание ручья. Появляется девочка, она любуется цветочками, собирает ягоды в корзинку, разговаривает с природой.) Девочка: Здравствуйте, полевые цветочки, резные лепесточки, как поживаете? Молчите? Здравствуйте, великаны лесные, как живёте? И вы молчите? Здравствуй, речка быстрая, куда свой путь держишь? Не отвечаете? Эх, вы! Вот если б я умела понимать язык природы! (Появляется Старичок­Лесовичок.) Лесовичок: Что ты сказала? Девочка: Кто здесь? Лесовичок: Я, Лесовичок, житель и хозяин этого леса. А что ты говорила про язык природы? Девочка: Я, Лесовичок, разговаривала с обитателями леса: с цветочками, деревьями, с речкой. А в ответ – ни слова. Вот я и подумала, хорошо бы знать язык лесных обитателей. Лесовичок: Ох­хо­хо, моя родная. Если б знала ты язык этот, тебе открылась бы вся горькая правда. Девочка: Да что вы говорите, Старичок­Лесовичок?! К чему слёзы лить, к чему печалиться? Посмотрите, красота­то какая кругом! Лесовичок: Эх, милая, многого ты не знаешь. Не всё так, как кажется. Впрочем, если хочешь, сама всё сможешь увидеть и услышать. Девочка: Конечно, хочу. А что делать­то нужно? Лесовичок (снимает с себя шляпку): Дам я тебе вещь непростую. Как только наденешь ты мою шляпу, тотчас услышишь, что вокруг происходит. И деревья тебе ответят, и речка быстрая слово вымолвит, и птички прочирикают. Девочка: Уже надеваю, дедушка. Девочка встаёт, прислушивается, делает первые шаги. Становится слышно звуки леса. Вдруг среди этих звуков слышится стон Берёзки. Девочка: Берёзонька, милая, что ты плачешь? Берёзка: Нет причин для радости. Люди сока моего попить захотели. Искололи меня до самой сердцевины, сок течёт по стволу, до листочков зелёных не доходит. Рана моя глубока, погибаю я. Ах! Девочка: Подожди, берёзка милая, не плачь. Я тебе помогу, ранку твою замажу глиной. Прости ты нас, людей. А с тобй, ёлочка, что случилось? Ёлочка: Осталась я одна, сиротинушка. Пришли люди и вырубили подружек моих к Новому году на радость детям. Меня не тронули, маленькая я ещё. А подрасту, и меня порубят. (Плачет) Девочка: Подожди, ёлочка милая, не плачь. Я тебе помогу, принесу из дома лопатку и пересажу тебя к дому своему поближе, а там беречь буду и ухаживать. Бабочка: Что за слон пришёл к нам в лес, Только шум стоит да треск! Все цветочки затоптал, Крылышко моё сломал! Наступил на червяка, Чуть не задавил жука! Как теперь я полечу, Нужно мне скорей к врачу! Лесовичок. Каждый день слышу эти я жалобы И не знаю, что сделать мне надобно. Я прошу: «Помогите! Спасите!» От врагов вы мой лес защитите! Девочка: Ребята, а вы знаете, как себя надо в лесу вести? Юные экологи: Природу нужно уважать, Беречь, любить и охранять. В лесу у нас свои законы, И вам, друзья, они знакомы. Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке, Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай, Школьник, помни ты всегда- Их не так уж много. Без особой нужды, от скуки, Если даже в лесу вы впервые, Не ломайте деревьям руки, Ведь живые они, живые. Муравьиный дом ­ в глуши, Ты его не тормоши, Муравьишкам помоги, Домик их огороди! В лесу всем птицам помогай И птичьих гнёзд не разоряй! Растут на радость всем птенцы, Природы звонкие певцы! Не рви цветы и не топчи траву, Не обрывай с кустов листву, Не мни зелёную былинку, В лесу ходи лишь по тропинке!