Что лучше PS4 или Xbox One: настолько ли очевиден выбор. Что выбрать – PS4 или Xbox One

В мире игровых приставок 2013 год довольно богат на важные события. Двое из тройки ведущих производителей игровых консолей (Sony и Micro­soft) весной анонсировали совершенно новые модели видеоприставок. Это , и продукт от . Третий игрок, Nin­tendo, после выпуска Wii U в 2012-м, судя по всему, взял паузу и вряд ли чем-то порадует своих приверженцев. Зато на рынке видеоприставок намерены обосноваться новые участники: ведущий производитель графических процессоров компания NVIDIA с проектом Shield и независимые разработчики с прототипом OUYA, получившие финансирование и мировую известность при помощи популярного сервиса по сбору средств Kickstarter.

Почему мы все так ждали новые консоли? Потому что накопилось довольно много причин для их совершенствования. Ну конечно, прежде всего это касается графики, которая больше не может конкурировать с современными сочетаниями процессоров и видеокарт, используемых в персональных компьютерах. Компании Microsoft и Sony уже раскрыли последние секреты своих новых консолей, об этом вы можете прочитать в рубриках PS4 и XBOX One. Microsoft готовит для XBox телевизионный контент, мощные онлайновые службы и развивает концепцию централизации домашних развлечений. Sony с выпуском PlayStation 4 собирается отказаться от всех ограничений, делая основную ставку на геймеров. Есть также Wii U от Nintendo, которую можно купить уже сегодня. Однако новой Wii пока еще далеко до вменяемой конкуренции с остальными игроками рынка.

Прежде чем столкнуть лбами Sony и Microsoft, давайте вернемся к тому, с чего все начиналось.

Если присмотреться, то заметно, что и в прошлом поколении между консолями от Sony и Microsoft было много общего:

  • 512 МБ оперативной памяти
  • жесткий диск
  • оптический привод
  • поддержка беспроводных сетей и Bluetooth.

Конечно были и отличия. Например, процессоры, обладающие общей архитектурой на основе IBM PowerPC, имеют различную конфигурацию исполнительных устройств. Оперативная память, в отличие от Xbох, где ЦП и графический процессор совместно используют весь доступный объем, в приставке от Sony память разделена пополам — на системную и видеочасть (256 + 256 Мб). И видеопроцессоры в приставках различны, Microsoft в поколении XBOX 360 предпочла разработку от ATI (чип Xenos), a Sony выбрала решение от NVIDIA под названием RSX Reality Synthe­sizer.

Оптические приводы, установленные в консолях, также были взяты у конкурирующих фирм. Это Blu- ray Disc для PlayStation и обычный DVD-ROM (впоследствии неудавшийся HD-DVD) для Xbox. В сравнении с персональными компьютерами того времени обе приставки ­представляли собой мощные передовые игровые решения практически не уступающие топовым конфигурациям. По вычислительной мощности CPU приставки не уступали новейшим двухъядерным процессорам AMD Athlon X2 и Intel Core 2 Duo, а по пиковой — значительно превосходили их. Видеоподсистема тоже успешно конкурировала с настольными собратьями.

Центральный процессор в Xbох 360

  • Разработчик: IBM.
  • Название: Cell.
  • Архитектура: IBM PowerPC.
  • Частота: 3200 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 3 ядра * технология SMT (два потока на ядро, итого 6 потоков).
  • Пиковая производительность: 115 GFL0PS двойной точности.
  • Технология производства: 90 нм (позже 65 и 45 нм).

Центральный процессор в PlayStation 3

  • Разработчики: Sony, Toshiba и IBM.
  • Название: Cell.
  • Архитектура: IBM PowerPC.
  • Частота: 3200 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 1 основное ядро + 8 вспомогательных сопроцессоров.
  • Пиковая производительность: 230.4 GFLoPS одинарной точности и 100 GFL0PS двойной точности.

Следует отметить еще один важный момент: наличие одной неизменной аппаратной конфигурации позволяет разработчикам игр очень эффективно оптимизировать свои продукты, выжимая максимум из «железа». В плане мультимедийных возможностей игровые консоли значительно опережали персональные компьютеры той поры. К примеру, наличие Blu-rау-привода в PlaySta­tion 3 зачастую было решающим доводом при покупке, так как приобретаемый отдельно дисковод данного типа по цене был сопоставим с самой приставкой. А наличие HDMI-выхода позволяло обойтись одним-единственным кабелем для подключения телевизора с большой диагональю и многоканальной звуковой системы. Беспроводные сетевые технологии, такие как Wi-Fi и Bluetooth, дисковод для чтения флэш-карточек и т. д., стали массово применяться в мире ПК лишь через несколько лет.

Видеопроцессор в Xbох 360

  • Разработчик: ATI (AMD).
  • Название: Xenos (C1).
  • Частота: 500 МГц.
  • Количество транзисторов: 232 млн.
  • Технология производства: 65 нм.
  • Шейдерных процессоров: 240 (5×48, архитектура VLIW5).
  • Растеризаторов: 8.
  • Объем и тип памяти: до 512 МБ DDR3.
  • Шина памяти: 128 бит.

Чип Xenos, несмотря на поддержку унифицирован­ных шейдеров, совместим только с DirectX 9 Shader Model 3.0. Данный процессор является переходным между поколениями настольных чипов R500 и R600. Последние уже обладают унифицированной архитектурой и совместимы с DirectX 10 Shader Model 4.0.

Видеопроцессор в PS 3

  • Разработчик: NVIDIA.
  • Название: RSX Reality Synthesis.
  • Частота: 550 МГц.
  • Количество транзисторов: 278 млн.
  • Технология производства: 90 нм (позже 65 нм).
  • Шейдерных процессоров: 24 пиксельных и 8 вершинных.
  • Растеризаторов: 8.
  • Объем и тип памяти: 256 МБ GDDR3.
  • Шина памяти: 128 бит.

Процессор RSX, по сути, является одной из модификаций графических чипов поколения G70/G71 (GeForce 7800/7900), обладая аналогичными функциональными возможностями и чуть меньшей производительностью из-за применения более узкой шины памяти. Поддерживает многопо­точную конвейерную обработку шейдеров.

Новое поколение игровых консолей: XBOX One против PS4, что лучше?

Первой свою приставку анонсировала Sony, с нее и начнем обзор. Слухи о том, что новейшие приставки от производителей будут основываться на специально разработанном процессоре нового поколения от AMD, ходили давно. После официальных презентаций консолей эта информация подтвердилась.

Приставка от Sony: PS4

Основой PlayStation 4 стал 8-ядерный APU (Acceleration Processor Unit) на базе экономичной архитектуры Jaguar, разработанной AMD и интегрированной в единый кристалл графической частью, очень близкой по характеристикам к настольному видеоадаптеру Radeon HD7850.

Еще одной отличительной чертой данного процессора является возможность работать с высокоскоростной памятью типа GDDR5, что до сих пор было по силам лишь графическим процессорам. Таким образом, применение сверхскоростной памяти GDDR5 и единое адресное пространство позволяют выполнять неграфические вычисления гораздо оперативнее. Как известно, современные графические процессоры в определенном круге задач способны вычислять цифровые данные в десятки, а иногда и в сотни раз быстрее универсальных центральных процессоров. Поэтому сегодня видеопроцессоры все чаще используются не только по прямому назначению, но и для разнообразных расчетов. AMD и Intel уделяют большое внимание данной технологии, внедряя для своих APU открытый стандарт под названием OpenCL, регламентирующий неграфические вычисления.

Видеопроцессор, расположенный на одном кристалле с CPU, на текущий момент является безоговорочным лидером по производительности и графической мощи среди всех встраиваемых ви­деоядер. Компании AMD всегда хорошо удавалось ин­тегрировать графический процессор, значительно превышающий по скорости и часто по функциональности аналоги от конкурента. Однако на сей раз инженеры AMD превзошли самих себя, удвоив количество ядер в консолях по сравнению с самым мощным настольным APU. Ввиду того, что консольные игры отличаются более высоким уровнем оптимизации, графика в играх обещает быть непревзойденной. К тому же заявлена поддержка стандарта (он же 4K) с разрешением 3840×2160 и выше, так что столь мощный GPU явно не будет лишним.

В комплекте с приставкой будет идти новый контроллер DualShock 4 с богатым оснащением:

  • тачпад
  • гироскоп
  • акселерометр
  • функция вибрации
  • 4-х цветная подсветка
  • динамик.

Консоль снабжена двумя камерами с разрешением до 1280×800 пикселей и углом обзора 85 градусов (технология PlayStation 4 Eye), умеющими отслеживать положение контроллера DualShock в пространстве.

Система на чипе, которая легла в основу Xbох One, очень похожа на своего прямого конкурента. Текущие характеристики известные на текущий момент:

  • 8-ядерный процессор AMD на архитектуре Jaguar
  • 8 Гб оперативной памяти
  • видеокарта на архитектуре GCN с 768-ю ядрами
  • жесткий диск на 500 Гб и привод Blu-ray
  • полный набор сетевых интерфейсов: гамбитный Ethernet, Wi-Fi и Bluetooth.

Тем не менее есть и довольно заметное отличие — платформа работает с «привычным» типом памяти: DDR3. Поддержки быстрой GDDR5, как в PlayStation 4, не будет. Пока Microsoft умалчивает о тонкостях системы. К примеру, рассказывая о некоторых изменениях графической части процессора, разработчики обратили внимание на такой фактор, как количество одновременно исполняемых задач. Если десктопная видеокарта Radeon 7000-го поколения способна решать одну графическую задачу или две вычислительные, то процессор, разработанный для Xbох One, одновременно решает до 64-х неграфических задач. У центрального процессора и GPU Xbox One есть одна отличительная особенность — он ускорен с 1.6 Ггц до 1.75 Ггц. Microsoft ускорили и GPU на 6%.

Разработчики обещают нам встроенный в приставку улучшенный игровой контроллер Kinect. Он представляет собой HD-камеру, позволяющую снимать видео в разрешении до 1080р и управлять консолью с помощью жестов. Кроме того, на презентации было особо отмечено, что новую приставку постарались сделать максимально тихой.

Вполне вероятно, что есть и другие любопытные детали, о которых станет известно ближе к началу продаж приставок нового поколения . Операци­онная система, как и ожидалось, будет собственной разработки, базирующа­яся на ядре Windows 8 и, по словам «редмондцев», взявшая все лучшее от ОС, применявшейся в Xbох 360. Еще нам обещают нативную поддержку Skype, некую расширенную TV-функциональность и улучшенные социальные сервисы на основе Xbох Live. Настора­живающие слухи об обяза­тельном подключении консоли к интернету, к счастью, . Эта функция может быть реализована лишь по инициативе отдельных разработчиков.

Подробнее о процессоре Jaguar от AMD

Jaguar является наследницей экономичной архитектуры Bobcat, широко применяемой в нетбуках, неттопах, домашних кинотеатрах и разнообразных встраивае­мых системах. По заявлениям разработчиков, процессоры на архитектуре Jaguar имеют более высокий показатель исполнения инструкций за такт в сравнении с предшественниками при одновременном снижении энергопотребления. Учитывая компактные корпуса приставок, умеренное тепловыделение процессора придется весьма кстати. К тому же плеймейкерам теперь доступны восемь полноценных вычислительных ядер, что, по оптимистичным оценкам, положительно скажется на поддержке современными игровыми движками «настоящей» многоядерности. А использо­вание массовой и хорошо известной архитектуры x86 позволит заметно снизить порог вхождения на игровой рынок новых разработчиков, которым не придется осваивать специфическую архитектуру предыдущего поколения консолей. Более того, теперь процесс портирования игр с одной консольной платформы на другую и на персональные компьютеры многократно облегчится что позволит быстро и с минимальными затратами выпускать игры, способные работать и на приставках, и на ПК. Важно отметить, что решения на базе Jaguar имеют модульную конструкцию и состоят из блоков Compute Unit, содержащих по 4 ядра. В состав процессора PlayStation 4 входит два модуля. У Jaguar добавились новые потоковые SIMD-расширения SSE 4.1 и SSE 4.2, инструкции продвинутого стандарта шифрования AES, набор инструкций AVX и другие расширения.

Центральный процессор, применяемый в PlayStation 4

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Тип памяти: GDDR5.

Центральный процессор, применяемый в Xbох One

  • Разработчик: AMD.
  • Архитектура: AMD x86-64.
  • Частота: предположительно 1600 МГц.
  • Количество исполнительных устройств: 8 ядер.
  • Объем и тип памяти: 8 Гб GDDR3.
  • Пиковая производительность: 1,23 TFL0PS.
  • Технология производства: 28 нм.

Видеопроцессор, применяемый в PlayStation 4

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Технология производства: 28 нм.
  • Вычислительных ядер: предположительно 768.
  • Тип памяти: GDDR5.
  • Пропускная способность памяти: 176 Гб/с.

Видеопроцессор, применяемый в XBOX One

  • Разработчик: AMD.
  • Название: неизвестно.
  • Частота: неизвестна.
  • Технология производства: 28 нм.
  • Вычислительных ядер: 768.
  • Тип памяти: DDR3.
  • Пропускная способность памяти: 68,3 ГБ/с.

Сравнительная таблица технических характеристик PS4 и XBOX One

Sony PlayStation 4

Microsoft XBOX One

Процессор (CPU)

AMD Jaguar. 8 ядер 1,6 GHz

AMD Jaguar. 8 ядер 1,75 GHz

ОЗУ (RAM)

Видеопроцессор (GPU)

AMD. 768 core (архитектура GCN)

Жесткий диск (HDD)

Оптический привод

Периферийные порты

USB 3.0. HDMI, audio 7.1

USB 3.0, HDMI. audio 7.1

Камеры

PlayStation Eye. 1280p

Сетевые устройства

Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n. Bluetooth 2.1/1Gbit Ethernet. WiFi 802.11n

Ethernet 10/100/1000, 802.11b/g/n, Bluetooth 2.1 / 1Gbit Ethernet. Wi-Fi 802.11n

Устройства ввода

DualShock 4. PlayStation Move

XBOX One Controller.
Kinect 2.0

Операционная система

Сравнение функциональности PS4 и XBOX One

PlayStation 4. Sony PlayStation 4 перестала быть секретным объектом: известно, что консоль оснащена мощным «железом» (см. сравнительную таблицу наверху) и набирает дополнительные очки за счет возможности бесплатного использования классических игр и полноценного оффлайн-режима. PS4 имеет современный угловатый дизайн. Классические диски с играми можно будет без ограничений обменивать, дарить или продавать по крайней мере. для режима одиночной игры (single player). PS4 сможет без ограничений работать в режиме оффлайн и не будет иметь региональных ограничений. Все эти новшества стали явным вызовом основному конкуренту - компании Microsoft, которая намеревалась связать пользователя строгими ограничениями.
Представители Sony утверждают, что хотят сделать PS4 идеальной платформой для дальнейшего развития и дать производителям игр разнообразные инструменты. Особая роль отводится интеграции с социальными сетями. Контроллер DualSliock 4 снабжен кнопкой «Share», с помощью которой геймеры легко смогут загружать свои игровые эпизоды и любимые видеоролики в Facebook, на YouTube или видеопортал Sony. Пользовательский интерфейс также откроет доступ к многочисленным социальным функциям - от закачек и чатов до скриншот-галерей собственного изготовления.
Что касается игр, анонсированных для будущей PS4, то среди них немало мультиплатформенных, но идет работа и над эксклюзивными продуктами. Скорый выпуск многих из них уже подтвержден, информация о других еще не уточнена. Речь идет, в частности, о новом Uncharted, LittleBigPlanet 3, Motorstorm 3. К мультиплатформенным играм, выход которых уже анонсирован, относятся, например. Watch Dogs, Metro Last Light, Destiny и Assassin’s Creed IV: Black Flag.

XBOX One. В Microsoft хотят еще большего, и если Xbox 360 прежде всего удовлетворяет потребности увлеченных геймеров. то Xbox One должна стать центральным элементом жилой комнаты, подключенным ко всевозможным коммуникационным сетям. В основе концепции онлайн-служба Xbox live и датчик движения Kinect. Наряду с сериалами и прочим ТВ-контентом Xbox Live скоро предложит по меньшей мере, в США спортивные трансляции, например с соревнований NFL (американский футбол). Привод Blu-ray и собственный видео-сервис (Video on Demand Service) дадут возможность в любое время смотреть фильмы высокого разрешения. Датчик движения Kinect позволит избавиться от ПДУ. Его улучшенная версия предлагает использовать голосовые команды и жесты для навигации по меню, запуска игр, фильмов или приложений. Если голоса и движений окажется недостаточно, на помощь придет специальное ПО для планшетов и смартфонов - .

Изначально было заявлено, что при игре в оффлайн-режиме Xbox One каждые 24 часа должен проходить проверку на сервере Microsoft. Кроме того игры, купленные для первого использования, планировалось жестко привязывать к аккаунту Xbox Live. Благо, от этих ограничений Microsoft избавилась — компания поменяла политику и отменила требование постоянного подключения к Сети, региональную блокировку и привязку игр к аккаунту.

Когда Microsoft объявила, что для запуска Xbox One обязательно должен быть подключен датчик Kinect она также подверглась критике. Открылась информация о том, что Kinect может действовать как инструмент для слежки за пользователями. Однако чуть позже компания внесла ясность, уточнив объем функций сенсора. Kinect, по их утверждениям, является составной частью Xbox One и может быть включен с помощью голосовой команды «Xbox on». В выключенном состоянии Kinect должен реагировать только на эти два слова. Пока консоль не активна, все другие разговоры полностью игнорируются. Примечателен также тот факт, что Xbox One не будет продаваться в комплектации без Kinect.

Релиз приставок PlayStation 4 от Sony и Xbox One Microsoft все ближе и выбор будущей некстген консоли откладывать не хочется. По характеристикам и выглядит как игровая консоль, в свою очередь приставка Xbox One больше «смахивает» на мультимедиа центр. Давайте постараемся разобраться в разнице производительности обеих консолей и возможностями их компенсировать в будущем.

Сравнение XBOX One и PS4: фото

Отличия приставок: PS4 против XBOX One

Из информации в первой половине статьи стало понятно, что производительность PlayStation 4 в играх будет выше, чем у Xbox One. Следует отметить, что после анонса технических особенностей консолей нового поколения Sony и Microsoft решили в спешном порядке изменить некоторые из характеристик своих приставок. Теперь нам предстоит ознакомиться и сравнить все ключевые особенности, которые в значительной степени играют роль в производительности.

Процессор

Интересный факт, что Microsoft с момента анонса технических характеристик своей Xbox One разогнала процессор приставки с 1,6 ГГц до 1,75 ГГц. Несмотря на то, что Sony так пока официально и не объявляла о том, на какой частоте работает процессор ее PS4, большинство считает, что тактовая частота кристалла составляет все те же базовые 1,6 ГГц. Разница в 150 МГц и правда является незначительной, и на общей картине производительности эти 150 МГц не скажутся, но все же.

Видеокарта

Обе приставки используют графические чипы AMD Radeon. Частота графического процессора Xbox One составляет 853 МГц, у PlayStation 4 графика работает на скорости 800 МГц. Но что более важно: графический чип PlayStation 4 имеет 18 вычислительных блоков, а GPU Xbox Оne имеет только 12. В общей сложности GPU приставки Sony использует 1152 потоковых процессора, в отличие от 768, которые задействуются у консоли от Microsoft. Если рассматривать вопрос с точки зрения производительности в играх, в которых самая основная работа возлагается именно на графическую подсистему приставки, то получается что оная у PlayStation 4 почти в полтора раза выше, чем у Xbox One. Стоит отметить, что немаловажным показателем здесь является и частота графического ядра, которая в общей сложности дает около 40 процентов преимущества над конкурентом.

Оперативная память

Консоли нового поколения оборудованы 8 Гб оперативной памяти. Однако в случае Xbox One используется память стандарта DDR3. В случае же с PlayStation - GDDR5, обещающая повысить общую скорость обработки графики. Камнем преткновения в данном случае становятся дополнительные 32 Мб сверхскоростной памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One, и которые в теории должны перевешивать чашу весов в плане фактической пропускной способности в сторону консоли от Microsoft. Но GDDR5 у Sony быстрее.

Производительность в играх

Нигде различия в производительности консолей PS4 и XBOX One так не заметны, как разрешениях, которые поддерживают приставки, особенно при рассмотрении результатов в мультиплатформенных играх. Ярким примером является игра Call of Duty: Ghosts. Игра идет на приставке XBOX One очень гладко (60 fps) при разрешении 720p. В свою очередь версия для PlayStation 4 способна идти на 1080p (хотя следует отметить, что некоторые журналисты, получившие возможность добраться до PS4 и Call of Duty: Ghosts раньше всех остальных, отмечали некоторые проседания в кадрах). То же самое различие имеется и у игры Battlefield 4. Игра от компании DICE на приставке Xbox One будет работать в разрешении 720p, а на PlayStation 4 - 900p. Те самые 32 Мб памяти ESRAM, используемые в приставке Xbox One не справляются с поддержкой разрешения 1080p. Плюс ко всему ESRAM добавит «геморроя» при оптимизации.

Возможности консолей нового поколения

В настоящее время Xbox One выглядит бледнее своего конкурента. Но у Xbox One есть еще козырь в рукаве, который позволит создать конкуренцию приставке от Sony — это аксессуары. Например, сенсор Kinect, позволяющий переключаться между игрой, ТВ передачами и мессенджером Skype голосовым управлением. Правда полезность данной функции, особенно не владеющим английским языком сомнительна. Важно то, что для работы этих функций задействуется 10 процентов графической подсистемы консоли, которые отнимут у разработчиков игр. Ранее, большинство разработчиков отмечали, что в сравнении с PlayStation 3 разрабатывать игры для Xbox 360 было намного проще. Теперь Sony создала игровую консоль с простой архитектурой, а Microsoft сделала все наоборот. Как мы уже знаем, игры на XBOX One имеют низкое разрешение по сравнению с PS4, а причиной пониженного разрешения является хваленая ранее eSRAM от Xbox One.

Графика в играх на некстген консолях

Чтобы «замять» проблемы с разрешением, Microsoft теперь на всех углах «вещает» о широких мультимедиа возможностях Xbox One. Microsoft забывает об основной целевой аудитории приставок - обычных геймерах. Как вы теперь убедились, различия в производительности обеих приставок действительно имеются. А их важность нам покажет время. Никто не умоляет достоинств приставки XBOX One, как мультимедиа центра, но геймеры, которым не требуется данный функционал, могут разочароваться. Продажи двух компаний будут во многом зависеть от предзаказов.

Релиз PlayStation 4 в США состоялся 15 ноября. Европа (в том числе и Россия) и Австралия получили приставку 29 ноября. Xbox One поступит в продажу на этих территориях 22 ноября, в России приставку придется ждать в 2014 году. Будете ждать?

Глоссарий

  • Текстура — фактически это картинка, которая «обертывается» вокруг «каркаса» трехмерной модели в отображаемой игровой сцене.
  • ARM — архитектура центральных процессоров, разрабатываемая ARM- холдингом и лицензируемая сторонними разработчиками.
  • DirectX — библиотека, созданная компанией Microsoft совместно с производителями видеопроцессоров для упрощения и унификации разработки компьютерных игр. Позволяет запускать игры на видеокартах разных производителей и получать практически идентичное отображение графического видеоряда.
  • GCN — последняя архитектура видеокарт AMD.
  • PhysX — физический движок, обрабатывающий в реальном времени столкновения и взаимодействие как твердых и мягких тел, так и жидкости и газа. Широко применяется в некоторых играх, например в Mafia 2, Batman Arkham Asylum и др., позволяя добиться более реалистичного поведения объектов в сцене. После того как NVIDIA поглотила компанию-разработчика Ageia, улучшенная физика была доступна только владельцам видеокарт GeForce последних поколений.
  • x86-64 — архитектура центральных процессоров, разрабатываемая компаниями Intel и AMD. До недавних пор была представлена в основном на рынке настольных ПК, теперь и на приставках.

Новое поколение игровых консолей опять ставит пользователей в тупик. Какую из приставок купить? Какая из них обладает лучшими техническими характеристиками? На какой консоли появится эксклюзивов? И это только первые вопросы, которые приходят на ум. Пора с ними разобраться, проведя своеобразное сравнение Xbox One и PS4.

Немного истории

Для начала необходимо замолвить словечко о прошлом поколении. На этом примере хорошо видно, как реагируют крупные корпорации на собственные ошибки. PlayStation-3 стартовала позже своего конкурента. Характеристики у приставки были почти идентичными тем, которыми обладала Xbox-360. Но ценник был гораздо менее гуманным. Потратить пять сотен баксов на приставку отважились в те годы немногие. Позже себестоимость консоли упала, цену снизили, но исправить что-либо было уже сложно. Самые массовые продажи пошли только в текущем десятилетии, когда на консоли стали появляться самые лучшие эксклюзивы.

Из-за высокого ценника Xbox-360 если не выиграла войну консолей, то хотя бы чувствовала себя заметно лучше. Приставка отлично продавалась в первые годы своей жизни. Затем начался некий спад, который удалось решить за счет выхода на рынок устройства под названием Kinect. Оно позволило управлять игровым процессом без каких-либо аксессуаров, используя лишь собственные руки.

В последние годы с продажами Xbox-360 наблюдаются некоторые проблемы. Кажется, что игровая консоль исчерпала собственные возможности. Эксклюзивов стало выходить мизерное количество, а к их качеству возникали вопросы.

Как вы поняли, у обоих производителей имелись определенные проблемы. Sony поставила слишком высокую цену на свою консоль. В Microsoft же через некоторое время будто бы потеряли интерес к своему творению. Компания перестала стимулировать разработчиков, из-за чего выход эксклюзивов стал очень редким явлением. Весьма интересно, как производители отреагировали на собственные ошибки.

Анонсы новых консолей

Наилучшие выводы явно сделала Sony. Игровая консоль PS4 получила очень "вкусный" ценник, на что при презентации был сделан серьезный упор. Также во время анонсов рассказали о массе впечатляющих игр, которые в будущем ждут геймеров. И пусть это не всегда были эксклюзивы. Однако играть в них на новом геймпаде - одно удовольствие.

Анонс Xbox One вызвал смешанные чувства, если только смотрящий презентацию не был ярым фанатом американского телевидения. Играм компания Microsoft уделила минимум времени. В основном упор делался на прочие развлекательные сервисы. Цена тоже оказалась завышенной. Производитель нагло накинул сотню баксов за обязательный Kinect, что многим очень не понравилось. Вопреки расхожему мнению, многим игрокам нравится управлять при помощи геймпада, а не прыгать и махать руками перед телевизором, будто обезьянка.

Выводы сделаны?

Компания Sony подготовку к войне выиграла без особых усилий. Она вспомнила о собственных ошибках, не допустив их при анонсе своей новой консоли. Цена оказалась не очень высокой. Технические характеристики Xbox One и PS4 при сравнении оказались далеко не равными (об этом будет сказано чуть позже). Производитель не стал навязывать потребителю собственную камеру. Также японцы продолжили гнуть идею с эксклюзивами, благодаря чему на старте продаж появилась новая часть Killzone с великолепной графикой.


В Microsoft же будто не следят за развитием техники. Они представили публике огромный "ящик". Он превзошел по размерам стандартный Xbox-360, хотя это казалось невозможным! Вопросы возникли и к дизайну устройства. Беду с низким количеством эксклюзивов в Microsoft тоже не собираются решать. Forza, Halo - вот и всё, что ожидает Xbox One в ближайшем будущем. А до них геймерам предоставляются в основном спортивные игры и прочая мультиплатформа. Возникает чувство, что американской корпорации всё это надоело, что она хочет постепенно выйти с рынка игровых консолей. Но без лишнего шума.

Покупка приставок

Но давайте приступим к выяснению, что лучше: PS4 или Xbox One. Анонсы - это дела минувших дней. Сейчас же обе консоли при желании можно купить. Однако с этим тоже могут возникнуть трудности. По неизвестным причинам Microsoft затягивает старт продаж своей новой приставки на некоторых рынках. Например, в России консоль до сих пор найти в магазинах невозможно. Ожидается, что продажи в нашей стране начнутся только в сентябре. Почти спустя год после старта продаж в США! Единственный выход упорного геймера - это покупка приставки в другой стране.

С консолью от Sony всё намного легче. Она в нашей стране официально продается несколько месяцев. Но жёсткий дефицит сказался на ценнике. В России за PS4 просят уже более пятисот долларов. Цена обязательно снизится, но когда это произойдет - неизвестно.

Внешний вид

Оценивать игровую консоль по её внешнему виду глупо. Однако некоторые так и поступают. Они задаются вопросом о том, что лучше: PS4 или Xbox One. А отвечают на него лишь после знакомства с дизайном устройств. Затея эта выглядит глупо. Но только не в случае с нынешним поколением.

Дело в том, что PS4 получилась и красивее, и компактнее. Нынешняя техника дошла до такого уровня, что в тонкие смартфоны умудряются поместить до трех гигабайт оперативной памяти и четырехъядерный процессор. Все бы очень удивились, если бы PS4 имела размеры своей предшественницы. Ещё определенный стиль приставке придали скошенные грани.

Ну а что с Xbox One? Ответ на этот вопрос получается плачевным. Microsoft выпустила огромный ящик, которому только колесиков не хватает. Мало того, в эту гигантскую коробку ещё и блок питания не поместился! Он будет занимать на столе или на полу дополнительное место.

Интерфейс меню

Было бы интересно спросить разработчиков из Microsoft о том, чем Xbox One лучше PS4. Вероятно, они укажут на программный интерфейс приставки. Фактически новая консоль располагает аж тремя операционными системами. Главной является переработанная версия Windows 8. Она отвечает за выбор игр и всяческих сервисов. Вторая система работает над отображением игр. Третья же предназначена для удержания в фоне некоторых процессов.

Теоретически операционку от Microsoft можно занести в преимущество приставки. Но и у Sony PS4 всё в этом плане весьма неплохо. Меню выглядит симпатично, работает всё быстро. Поэтому можно в битве "Xbox One vs PS4" на этом фронте приписать обеим консолям по одному баллу.

Удобство использования

Повседневное использование игровых консолей вызывает двоякие впечатления. Тут ты сразу понимаешь, что лучше: PS4 или Xbox One. Конечно же, первый вариант намного предпочтительнее. Японская компания Sony ещё до релиза представила обновленный сервис PSN, который стал работать намного быстрее. Доступ к нему возможен не только с приставки, но и с мобильного устройства! Так можно ознакомиться со своими достижениями и узнать, чем занимаются твои друзья. Ещё можно со смартфона купить игру, после чего она автоматически начнет загружаться на приставку.

Самое важное достоинство PS4 - это её быстродействие. Игры запускаются моментально. Скорость их загрузки из сервиса PSN зависит только от вашего оператора. Но теперь не нужно ждать, когда купленная игра полностью загрузится на винчестер. В большинстве случаев достаточно всего десяти загруженных процентов, после чего игрушку можно запускать! Это невиданная возможность, которая полностью меняет все ощущения от цифрового приобретения товара!

Технические характеристики

PS4 или Xbox One? Если вы всё ещё не определились, то взгляните на технические характеристики обоих устройств. Они кажутся очень похожими. Но на практике выясняется, что PS4 - это более мощная консоль.

Секрет кроется в оперативной памяти. У обеих приставок имеется по 8 Гб данного типа памяти. Но в PS4 она принадлежит к более быстрому стандарту GDDR5. Фактически это видеопамять, блок с оперативной памятью (512 Мб) располагается поодаль от неё. В Xbox One используется оперативная память DDR3, которая гораздо дешевле, но и скоростные характеристики у неё современным требованиям отвечают хуже.

Подведение итогов

Можно много чего припомнить Xbox One, отказавшись от её покупки. Но в большинстве случаев этого делать не нужно. Её и без этого купить весьма сложно. Sony продает новую консоль уже в 57 странах. Её обладателями стали уже 5,3 миллиона человек. Microsoft же этим похвастаться не может. Она поставляет свою продукцию всего в несколько стран. Но и там покупают её редко, из-за чего скоро могут на некоторое время прекратить производство приставки, дабы избавиться от её переизбытка.

Мы обсудили с вами, что лучше: PS4 или Xbox One. Возможно, мы что-то упустили? Отдельных слов заслуживает и графика. Xbox One vs PS4 - Получается своеобразная битва установленных внутри графических чипов. Эту войну тоже выигрывает консоль от Sony.

Сделать это ей позволяют упрощенная архитектура, близкая к компьютерной, и подробный мануал, предоставленный разработчиками игр. В результате многие игры на PS4 идут в разрешении Full HD. Разработчики заявляют, что на Xbox One этого не позволяет добиться и медленная оперативная память. Поэтому на этой консоли максимальное разрешение чаще всего равняется 720p. Исключение составляют те моменты, когда владелец приставки запускает инди-проекты и простенькие спортивные игры. При их разработке добиться максимального разрешения проще всего.

Победителем нашего сравнения становится PS4. Ни грамма сомнения по этому поводу не остается. Победитель настолько явный, что в будущем у Microsoft могут возникнуть проблемы с продвижением своей консоли и созданием игр к ней. Либо американцам придется выпустить усовершенствованную версию с более быстрой памятью. Но этого геймеры точно не дождутся.

Прошло уже достаточное количество времени с момента презентации игровых консолей Sony PlayStation 4 и Xbox One. Две компании успели выпустить обновленные версии устройств, однако до сих пор актуален вопрос – что лучше Xbox One или PS4

Xbox One

Xbox One была разработана в качестве замены восьмому поколению Xbox 360. Консоль появилась на свет 21 мая 2013 года.

Microsoft выбрала название «One» благодаря тому, что консоль позиционировалась в качестве устройства «все-в-одном», включая различные особенности, напрямую связанные с развитием развлекательного контента.

Xbox One позволяет просматривать фильмы, музыку, телевидение, использовать интернет через персонализированный домашний экран. Для облегчения взаимодействия с устройством было разработано управление голосом и жестами через внешний датчик Kinect.

Sony PlayStation 4

PS4 была представлена в 2013 году и до сих пор остается одной из самых востребованных игровых консолей на рынке. Благодаря большой библиотеке игр, усовершенствованному контроллеру и дизайну, а также множеству подключенных сервисов для онлайн-игр и потоковой передачи мультимедиа, устройство является отличным выбором в качестве основной игровой системы.


Помимо самой консоли, важной частью аппаратного обеспечения является контроллер DualShock 4. Стандартная система поставляется с одним контроллером, но в комплекте могут поставляться и два. Пользователь всегда может приобрести дополнительные устройства отдельно. PS4 поддерживает до четырех контроллеров одновременно.

Технические характеристики

Обе консоли используют одну и ту же x86-64 архитектуру. Устройства оснащены 8-ядерным процессором Jaguar от AMD. Разница состоит только в частотах: на Xbox One, 1,75 ГГц, в то время как на PS4, 1,6 ГГц. На практике не существует почти никакой разницы между двумя процессорами. В отличие от стандартных ПК, процессоры консолей и их системы GPU имеют общую память, что дает разработчикам куда большую гибкость в распределении ресурсов.

PlayStation 4 имеет более мощную ОЗУ — 8 ГБ быстрой памяти GDDR5 с высокоскоростным кешем 32 МБ против медленной DDR3 от Xbox One. Похоже, что и здесь у консоли от Sony есть преимущество, однако следует учесть и тот факт, что операционная система ПлейСтейшен 4 требует больше оперативной памяти.

При сравнении двух консолей существует множество различий, которые необходимо учитывать при выборе устройства. Однако по характеристикам железа выбор между Xbox One или PlayStation 4 не так очевиден. Чтобы упростить задачу, основные характеристики внесены в следующую таблицу:

PlayStation 4 Xbox One
Процессор (CPU) 8-ядерный AMD «Jaguar» 1,6 ГГц 8-ядерный AMD «Jaguar» 1,75 ГГц
Видеокарта (GPU) AMD GCN 800 МГц, 18 вычислительных модулей AMD GCN 853 МГц, 12 вычислительных модулей
Оперативная память (ОЗУ) 8 ГБ DDR5 (5500 МГц) 8ГБ DDR3 (2133 МГц)
Жесткий диск 500 ГБ, сменный 500 ГБ несменный + подключение внешнего ЖД
Привод Blu-ray/DVD Blu-ray/DVD
Модули беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth Wi-Fi
Внешние порты USB 3.0 (2 шт.) USB 3.0 (3 шт.)
Контроллер DualShock 4 Xbox One controller
Средняя цена 29 000 рублей 26 000 рублей

Графика

Однозначно сказать, что графика лучше у Xbox one или Playstation 4 нельзя. Каждая приставка имеет свои особенности.

Графическое ядро PS4 содержит на 50% больше вычислительных единиц, что обеспечивает параллельную графическую мощность, которая используется для внутриигровых эффектов, включая вычисление игровой физики в режиме реального времени.

Многие кросс-платформенные игры на PS4 запускаются с разрешением 1920×1080 , в то время как на Xbox One существует ограничение в размере максимально допустимого разрешения - 1600×900. Такая разница компенсируется стабильной частотой кадров в некоторых моментах на Xbox One, но в общем и целом устройство от Sony остается намного предпочтительнее, когда речь идет о полном погружении в игровой процесс.

Внешний вид и комплектация

Теперь перейдем к сравнению Xbox One и PS4.

Sony оборудовала все компоненты консоли в компактный и плоский корпус, акцентируя внимание пользователя на ретро-футуристическом дизайне. Тонкий корпус делает консоль ориентированной на экономию свободного пространства. Единственным недостатком компактного дизайна является то, что слышимость кулера, даже в моменты простоя оставляет желать лучшего.

В комплектацию PlayStation 4 входят:

  • PS4 (500 ГБ, внутренний блок питания);
  • контроллер DualShock 4 (батарея установлена)
  • моно-гарнитура;
  • кабель HDMI;
  • руководство
  • кабель Micro-USB

На передней панели располагаются два USB 3.0 порта, которые можно использовать для зарядки беспроводных контроллеров DualShock 4, или же для подключения аксессуаров и внешних устройств. Устройство подключается к телевизору через HDMI и поддерживает воспроизведение мультимедиа с разрешением до 4K, однако разрешение в играх ограничено 1080p. В дополнение к аудио, PlayStation 4 имеет оптический выход для цифрового объемного звука.

Xbox One обладает более громоздким дизайном и занимает много места как для современного гаджета. Такой дизайнерский ход объясняется тем, что значительная часть консоли пуста, что сделано с целью обеспечения необходимого пространства для хорошей вентиляции.

В дизайне One доминирует черная матовая и глянцевая половины, на которой располагаются разъем для Blu-ray дисков и светодиодная сенсорная кнопка с обозначением марки устройства. Кнопка служит включателем системы, в том случае, если нет возможности использовать контролер. Учитывая голосовые элементы управления, пользователю не обязательно напрямую взаимодействовать с устройством, если при этом отсутствует необходимость смены диска или настройки геймпада.

Благодаря особенностям строения, вентиляционные отверстия на верхней стороне не должны быть закрыты — лучше оставить устройство свободным, но не в вертикальном положении. К положительным сторонам конструкции можно отнести следующее: консоль практически не слышно во время работы.

В комплектацию входят:

  • Xbox One (500 ГБ, внешний адаптер питания);
  • Xbox One Controller (две батарейки типа AA);
  • кабель HDMI;
  • кабель питания.

В Xboxe One, порт USB расположен слева от устройства, рядом с кнопкой сопряжения регистрации контроллеров. На задней панели расположены порт HDMI, порт для Kinect, порт Ethernet, оптический аудио порт, два USB и разъем питания.

Сравнение геймпадов

Как Sony, так и Microsoft разработали хорошие и эргономичные контроллеры. Контроллер Xbox One является доработкой геймпада Xbox 360, потому в его форм-факторе нет ничего уникального: например, на нем отсутствуют дополнительные функции или специальные кнопки для совместного взаимодействия с контентом, которые можно найти на контроллере DualShock от PlayStation 4.

DualShock 4 подключается по беспроводной сети через Bluetooth и может заряжаться через micro-USB. Светящаяся световая полоса вдоль передней части контроллера может использоваться вместе с дополнительной камерой PlayStation для управления движением и обеспечивая атмосферное освещение в играх. Помимо стандартного Jet Black, геймпад доступен в различных цветах, включая Magma Red, Glacier White, Wave Blue или Urban Camouflage, а также уникальные цветовые дизайны с ограниченным тиражом.

DualShock 4 имеет два аналоговых джойстика, четыре кнопки направления, четыре кнопки действий (треугольник, круг, крест, квадрат), два бампера и два триггера. Новые функции этой версии включают емкостную сенсорную панель , встроенный динамик и 3,5-мм аудиоразъем.

Оба элемента управления максимально удобны и не имеют серьезных отличительных недостатков. Но все же геймпад от PlayStation 4 функционально удобнее и эргономичнее.

Удобство интерфейсов

PS4 предназначена для использования с PlayStation Network, - онлайн-платформой для покупки и скачивания игр, демонстрационных эпизодов и медиа. Консоль включает некоторые социальные функции, такие как: онлайн-многопользовательские игры, голосовые чаты, обмен сообщениями, и другие многопользовательские сервисы.

Пользователь может получить доступ к PSN, если оплатит периодическую абонентскую плату. Оплата может производиться, как ежемесячно, так и ежегодно, но расценки распределяются на каждый месяц. При подключении предоставляется доступ к линейке бесплатных игр , которые меняются ежемесячно, а также к скидкам для участников клуба.

Благодаря встроенному приводу Blu-ray и возможности онлайн-подключения, PS4 хорошо позиционируется как центральное устройство в качестве домашнего развлекательного центра. В дополнение к возможности воспроизведения Blu-ray и DVD дисков, устройство поддерживает множество развлекательных онлайн-сервисов, включая YouTube, Netflix, Amazon, HBO GO, Hulu и Plex.

Многозадачность хорошо развита в обеих системах. Переключение между приложениями немного быстрее на ПлейСтейшен, в то время как ИксБокс One обладает преимуществом показа экрана по технологии «картинка в картинке ». Microsoft стремится «обернуть» все приложения в свою экосистему, что делает фирменное оконное взаимодействие более сложным, чем меню PlayStation 4. Консоли от Sony лучше удается выделять то, что происходит вокруг пользователя, — показываются новые действия друзей, рекомендованные видеоигры или предложения для загрузки, основанные на рекомендациях.

После нескольких лет обновлений, интерфейс Xbox перешел от медлительного и беспорядочного к быстрому и настраиваемому. Microsoft продолжает вводить новые полезные функции, такие как возможность подарочных игр , получение мгновенной технической поддержки с помощью Xbox Assist и другие важные особенности.

Тем не менее, меню PS4 намного больше подходит для навигационного взаимодействия. При этом она по-прежнему является лучшей консолью с точки зрения захвата игровых моментов и обмена ими с друзьями. Быстрое нажатие кнопки совместного доступа DualShock 4 позволяет записать видеоклип, транслировать игровой процесс в Twitch и на Youtube, или мгновенно сделать снимок экрана. В этом плане Xboxe One имеет свои ограничения.

Доступные игры

Обе консоли могут похвастаться значительными библиотеками игр. PS4 имеет чуть более 1600 наименований, из которых более 500 консольных эксклюзивов , в то время как у Xbox One около 1300 игр, из которых лишь 150 являются эксклюзивами .

Среди хитов, таких как Uncharted 4, Horizon: Zero Dawn и God of War, эксклюзивные предложения PS4 включают в себя одни из самых больших и наивысших рейтингов AAA этого поколения.

Вдобавок ко всему для PS4 было выпущено более 200 видеоигр, включая всеми любимые, такие как Grand Theft Auto, Overwatch, Battlefield и The Last of Us и популярные спортивные франшизы: FIFA Soccer и Madden NFL. Эта обширная библиотека также включает в себя несколько эксклюзивов: Infamous, Bloodborne, Driveclub и Uncharted.

В то же время нельзя говорить о том, что у консоли от Microsoft нет эксклюзивных тайтлов: Halo 5, Forza Horizon3, Gears of War 4 и другие нашумевшие игры. Хитовый продукт PUBG, уникальные Tacoma или Cuphead запускаются только на консолях от Microsoft.

Мультиплатформенные игры, как правило, лучше работают на PS4. Захват кадров, скриншоты и совместное использование этих элементов более сглажены на PlayStation 4.

Так что же лучше PS4 или Xbox One

Объективная оценка выбора консолей зависит от многих факторов, которые были рассмотрены выше.

Если пользователь покупает консоль только для игр , существует много аргументов в пользу PS4. К ним относятся:

  • высокая производительность аппаратного обеспечения, что проявляется в стабильных версиях многоплатформенных игр;
  • универсальный игровой контроллер, включая новые опции управления и хорошие предложения премиум-сервиса PlayStation Plus.

Если пользователь требует от устройства в основном мультимедийного контента , у Xbox One на сегодняшний день существуют лучшие видео- и музыкальные сервисы, а также онлайн-хранилище SkyDrive и интеграция с ТВ-контентом.

Xbox One и PS 4 прошли уже полтора года своего жизненного пути. По прошествии такого времени уже можно судить о реальных плюсах и минусах обеих консолей , хотя это почти не упрощает муки выбора, когда дело доходит до покупки той или иной приставки.

Корпорация Майкрософт придерживается своего обещания выпускать ежемесячные обновления для Xbox One. Каждые 30 дней, владельцы получают несколько новых возможностей для их консоли, что делает Xbox One лучшим выбором в качестве универсальной развлекательной консоли.

Эти обновления содержат множество компонентов ориентированных на медиа развлечения, включая расширенную ТВ интеграцию, поддержку DLNA и возможность расширения внутренней памяти Xbox с помощью внешнего жесткого диска.

Sony пошли другим путем, свои программные обновления они выпускают эпизодически, что делает их больше по объему и гораздо более ожидаемыми.

Последнее обновление 2.0 содержало функции SharePlay, динамические фоны и поддержку YouTube, а также много мелких обновлений, в основном сфокусированных на играх.

Но это не значит, что Microsoft не занимаются игровой стороной своей консоли. Совсем наоборот. На мероприятии, посвященном Windows 10, компания сделала анонс возможности стримить игры с Xbox One на компьютер или планшет, что должно позволить играть в консольные игры на устройствах с поддержкой Windows 10.

Так что это непростое решение. Обе консоли имеют свои плюсы, минусы и особенности, некоторые из них, кажется, специально созданы для усложнения выбора.

Чтобы помочь в выборе более подходящей консоли, мы сравнили каждый аспект характеристик, так что вы можете принять обоснованное решение в пользу Xbox One и PS4.

Цена

За полтора года на рынке обе консоли достигли своей наиболее оправданной цены. При старте продаж Xbox One стоила на колоссальные $120 дороже, чем PlayStation 4. Объяснялось это тем, что вас заставляли покупать сенсор Kinect, который входил в базовый комплект.

Однако уже в мае Microsoft выпустила версию комплектации без Kinect, по цене практически идентичной цене PS 4 - $525. Это помогло увеличить количество продаваемых консолей, так как консоль стала более доступной для тех, кто не мог позволить себе потратить $600 за новую Xbox One.

Сейчас, в среднем, Xbox даже в комплекте с игрой дешевле, чем PS 4. Ниже мы приведем примерные цены для розничной продажи на зиму 2015 года, сейчас наверняка можно найти и другие предложения, но вряд ли они будут сильно отличаться:

Xbox One :
Xbox One - $450
Xbox One в комплекте с Assassin"s Creed Unity и AC 4: Black Flag - $495
Xbox One с Kinect - $570
Xbox One комплект с игрой - $495

PS 4 :
PS 4 - $495
PS 4 комплект с игрой - $525

Дизайн
Xbox One на 10% больше чем Xbox 360. Выполнена консоль в стиле «большая черная коробка» весом 3,18 кг.
PS 4 - более тонкий дизайн с наклонными гранями. Вес приставки 2,8 кг.

Для разработки дизайна Xbox One и PS 4 использованы разные подходы.

Xbox One от Microsoft довольно большое устройство - такой себе внушительный черный монолит в вашей гостиной. PS 4 изящнее, стройнее и намного менее склонна властвовать в пространстве вокруг вашего телевизора. Хотя, в принципе, обе консоли обладают похожими суровыми мужскими чертами.

Xbox One на 10% больше, чем предыдущее поколение Xbox. Весит примерно так же, как и прошлая приставка - около 3 килограмм. PS 4 лишь немногим легче - 2,8 кг. Это не должно быть большой неожиданностью, так как они состоят из схожих деталей.

Зачем же дополнительное место в Xbox One? Вполне вероятно, что часть внутреннего объема предназначена для улучшения системы охлаждения. Перегрев был серьезной проблемой в Xbox 360, ответственной за «проблему красного кольца», которая мешала консоли прошлых лет.

Зарядные устройства и кабели тоже стоит рассмотреть, когда дело доходит до дизайна приставок. У Xbox One имеется огромный кирпич блока питания, который требуется включать и выключать. Это значительно усложняет аккуратную укладку кабелей, так как для него требуется место и не слишком сложный доступ для включения. С другой стороны PS 4 имеет один кабель питания, который подключается прямо в розетку. Никаких громоздких блоков питания нет и в помине, то есть переносить приставку из комнаты в комнату значительно легче.

Конечно, с точки зрения пространства предпочтительнее иметь PS 4 в своей комнате, хотя в перспективе Xbox One может оказаться надежнее благодаря своей системе охлаждения. За полтора года все же не было выявлено каких-либо критичных проблем с аппаратной частью обеих приставок, что является хорошей новостью для потребителей.

Интерфейс
Ненадолго остановимся на том, как выглядят пользовательские интерфейсы обеих консолей.

Внешний вид программного обеспечения Xbox One явно вдохновлен элементами Windows Phone и Windows 8. Microsoft определенно хотел достичь определенного уровня паритета между платформами.

Внешне все выглядит современно, но многие пользователи критикуют программное обеспечение за сбои и приступы странного поведения. Так что в настоящее время с этой составляющей у Xbox One наблюдаются определенные проблемы. Определенно, Microsoft должны обратить внимание на этот недостаток, если они хотят, чтобы владельцы их консоли имели доступ к функционалу за рамками простого запуска игр с дисков.

PS 4 имеет простой, несколько менее амбициозный пользовательский интерфейс. В большинстве своем используется прокрутка в одном направлении, что создает впечатление более интуитивно понятного интерфейса.

Тем не менее, и здесь есть большое поле для усовершенствований. Например, нельзя вывести приложения от Netflix в топ «Недавно использованных», хотя многие пользователи консоли очень любят их.

Контроллеры
Кокой контроллер лучше? Геймпад от Xbox One или же DualShock 4? Решить не так-то просто!

Оба геймпада в значительной мере повторяют своих предшественников, но по ощущениям DualShock все же претерпел большие изменения. Корпорация Microsoft остановилась на том, что хорошо работало и в контроллере прошлого поколения. Новый геймпад подвергся, скорее, корректировке, чем редизайну.

Произошли два главных изменения. Геймпад Xbox One получил встроенные в триггеры вибрационные моторчики, которые даю отклик, например, при стрельбе. Microsoft также сделала огромный шаг вперед в области крестовины. Излишне мягкая крестовина на геймпаде от Xbox 360 стала намного более кликабельной и отзывчивой. Это позволит творить чудеса в играх вроде Street Fighter.

К сожалению, контроллер Xbox One все также требует для работы пару АА-батареек, вместо того, чтобы стать подзаряжаемым как DualShock 4. Вам придется купить примерно за $29 комплект Play and Charge для каждого геймпада отдельно.

Тем не менее, если использовать АА-батарейки, то вы точно заметите, что время работы контроллера Xbox One намного выше, чем у DualShock 4. Геймпад от PS 4, судя по всему, придется заряжать после каждого сеанса игры.

Изменения в DualShock 4 намного более заметны. Он немного короче, чем предыдущая версия и намного более тяжелый. Создается впечатление, что этот геймпад тверже, чем DualShock 3.

Sony значительно улучшили аналоговые стики у DualShock 4. DualShock 3 не был полностью комфортным для шутеров от первого лица, теперь же DualShock 4 полностью подходит для любых жанров консольных игр. Также появился новый тачпад между стиками и основными кнопками, а клавиша Share позволяет легко загружать геймплейные видео.

После всего этого, можно ли сказать, что мы нашли победителя? Вряд ли. Если вам нравился геймпад Xbox 360, то вы предпочтете новый контроллер Xbox One. Однако DualShock 4 дает ощущение прочности, которого не было у предыдущего поколения.

Кто мощнее?

Если вы являетесь хардкорным геймером, то вероятность того, что вас волнует, как выглядит игра в сравнении на разных устройствах очень велика.

Какая из консолей более мощная? Ответ прост - PlayStation 4. Давайте рассмотрим, почему это так с технической стороны.

Сейчас практика показывает, что некоторые мультиплатформенные игры, например Battlefield 4, работают с более низким разрешением на Хbox One и более высоким на PS4. В будущем это может измениться, когда разработчики лучше узнают ту или иную консоль. Но на старте очевидное преимущество у PlayStation 4.

Процессор
Xbox One – 8-ядерный процессор AMD Jaguar
PS 4 - 8-ядерный процессор AMD Jaguar

Xbox One и PS 4 используют крайне аналогичные процессоры от AMD. Также оба используют гибридный тип микропроцессорной архитектуры, что позволяет объединить центральный и графический процессоры.

Xbox One работает на частоте 1,75 GHz, которая была увеличена с 1.6 GHz в базовом варианте. Sony работает немного медленнее - на 1.6 GHz. Некоторые могут решить, что Xbox One имеет больше мощности. Это не тот случай. Мощь графического процессора здесь играет более важную роль.

Графический процессор и оперативная память
Xbox One - аналог Radeon HD 7000 серии, 8GB оперативной памяти DDR3 и 32 MB eSRAM
PS 4 - аналог Radeon HD 7000 серии, 8 GB оперативной памяти GDDR5

Обе консоли также используют GPU от AMD.

На первый взгляд, кажется, что графические процессоры идентичны, но это не так. На бумаге графический процессор у PS 4 на 50% мощнее: 1152 шейдерных процессора против 768 у Xbox One.

Понимая, что такая ситуация выглядит не очень хорошо, Microsoft решили повысить производительность Xbox с помощью увеличения скорости GPU с 800MHz до 853MHz. Неплохое подспорье для разработчиков, но вряд ли его хватит, чтобы догнать PS 4.

Дополнительная вычислительная мощность в PS 4 позволит выполнять больше задач одновременно, что в теории должно обеспечить более впечатляющие визуальные эффекты.

Более мощный графический процессор сочетается с более внушительной оперативной памятью. В PS4 используется память GDDR5, в то время как Xbox One использует более распространенную DDR3 - и в обоих случаях объем составляет 8GB.

GDDR5 имеет гораздо большую пропускную способность, чем DDR3 так как она специально разрабатывалась для ресурсоемких приложений.

Если DDR3 было бы всем, чем располагает Xbox One, то это стало бы очень серьезной проблемой. Но у этой консоли есть eSRAM буфер, который должен помочь преодолеть 100GB/sec разрыв в пропускной способности памяти двух разных типов.

Информация о том, что PS 4 мощнее, чем Xbox One, стала причиной значительно большего количества предзаказов на консоль от Sony.

С более мощным графическим процессором и, на первый взгляд, более скоростной памятью PlayStation 4 имеет более обширные возможности в плане графики. Но как сравнить их с возможностями видеокарт для ПК? В принципе, Xbox One можно сравнить с Radeon 7790, а PS 4 - c Radeon 7870. Разница в цене этих карт примерно $50 - это все, что вам нужно знать, если вы ПК геймер.

Однако главный директор по технологиям в компании EA Раджат Тенея утверждает, что консоли на целое поколение опережают топовый ПК на рынке. Это кажется смешным при том, что такой компьютер может стоить тысячи долларов, а консоль всего несколько сотен.

Тем не менее, бесспорным фактом является то, что современное поколение консолей в 8-10 раз мощнее предыдущего. Однако не будем забывать, что увеличение графической точности требует экспоненциального роста мощности – значит, мы не будем смотреть на игры, которые выглядят 8-10 раз лучше.

Графика
Одной из главных причин, почему геймеры отдали свое предпочтение PS 4, а не Xbox One стало более мощное графическое оборудование. Но превратится ли подобное преимущество в более качественную графику непосредственно в играх?

В целом ряде случаев так оно и есть. Это не обязательно отсутствие каких-либо эффектов, менее сложные тени или другие очевидные сокращения графической части, а вот выходное разрешение играет важную роль. Во многих играх PS 4 показывает более высокое разрешение, чем Xbox One.

На хорошем телевизоре с разрешением в 1080p можно увидеть разницу в изображении, правда для этого нужно будет присмотреться. Однако у нынешнего поколения игр нет гигантской разницы при работе на разных консолях.

Ниже приведены несколько скриншотов из роликов по сравнению графики:

На этом скриншоте создается впечатление, что изображение на Xbox One является более детализированным, но стоит учитывать, что детали на PS 4 несколько загорожены эффектом пыли. При просмотре футажей с PS 4 видно, что изображение на них более контрастное. Это довольно заметно в видео-сравнении графики.

Такая же ситуация – кадры с PS 4 более контрастные, также текстуры дороги выглядят лучше.

Digital Foundry провели очень , чтобы увидеть разницу между оборудованием двух консолей. Они собрали компьютеры с использованием такого же графического оборудования как у консолей. Результаты показали, что производительность аналога PS4 на 24% выше.

Факты в пользу Xbox One.

Больший размер может означать большую надежность.
Огромный размер консоли Xbox One дает больше места для циркуляции воздуха, что может защитить консоль от перегрева даже при работе под нагрузкой в течение длительного времени.

Сенсор Kinect-это, бесспорно, круто.
Не всем нравится Kinect, но он имеет серьезный потенциал, которого нет у камеры PS 4. Например, вы можете использовать его для управления консолью c помощью жестов.

Эксклюзивы Xbox One - Sunset Overdrive и Halo: The Master Chief Collection.
Если вы еще не играли в Halo – сейчас прекрасное время, чтобы познакомиться с этой вселенной. Вся серия Halo и все мультиплеерные карты переделывается в HD для Xbox One. Sunset Overdrive с красочным, разнообразным и слегка маниакальным геймплеем тоже также может стать аргументом в пользу Xbox One.

Подключение дополнительного жесткого диска.
Одной из самых востребованных функций для Xbox One была возможность подключения дополнительного жесткого диска. Разработчики реализовали возможность подключения двух дополнительных дисков емкостью 256 GB и более. После того как консоль их отформатировала, диски можно использовать для хранения игр, приложений и другого контента.

Медиаплеер превратит Xbox One в развлекательную систему.
Xbox One позволяет не только воспроизводить медиа файлы с USB устройств, но и подключать приставку кабельного или спутникового телевидения. Можно играть смотреть ТВ одновременно. Также есть доступ к приложениям Skype для Xbox One, YouTube, Twitch и многим другим.

Игры с золотыми перками.
Как и в случае с Xbox 360, если вы являетесь владельцем золотой подписки на Xbox Live, то получите 2 бесплатных игры в месяц, а также различные скидки, которые позволят значительно сэкономить на играх.

Факты в пользу PlayStation 4.

Занимает меньше места.
Если у вас тесная комната, то это станет очевидным преимуществом PS 4. Она действительно занимает намного меньше места. В том числе и благодаря тому, что у этой консоли отсутствует неудобный блок питания. К тому же транспортировка PS 4, например, к другу в гости будет очень несложной.

PlayStation 4 мощнее.
PS 4 имеет значительно более мощный графический процессор. Разница в производительности около 50%.

Дистанционное воспроизведение для Vita.
Эта функция позволяет играть с помощью Vita в полноценные игры для PS 4 с помощью Wi-Fi соединения. Возможно, это имеет значение только для владельцев этого девайса, но в любом случае приятная функция.

Playstation TV позволит вам играть на любом телевизоре в доме.
Эту функцию анонсировали на E3 2014. Она позволит вам играть в игры на любом телевизоре в доме, даже если тот телевизор к которому подключена консоль занят просмотром каких-либо телепередач. Playstation TV будет стоить около $130, возможно немного дорого, но дополнение, определенно, очень полезное.

Отличная программа бесплатных игр PS Plus.
Подписка на этот сервис составит около $60 в год и она подразумевает, кроме всего прочего, одну бесплатную игру в месяц. Сейчас эта программа выгоднее, чем Live Gold от Xbox One.

Геймпад PS 4 лучше.
Возможно, это спорное утверждение, но по моему мнению геймпад PS 4 производит лучшее впечатление в плане материалов и отзывчивости.

PS4 Share Play - очень важная функция.
PS4 Share Play стала доступна после обновления 2.0. Это совершенно новая функция, которая будет создавать то, что Sony называет “виртуальным диваном”. Функция создает локальный кооперативный игру, но онлайн, то есть вы можете пригласить вашего друга поиграть не только в мультиплеер, но и в сюжетную компанию. Причем ваш товарищ даже может не владеть этой игрой. Каждая сессия имеет часовой лимит времени, но ограничения на количество сессий нет.

Итог

PlayStation 4 все же лучше подходит в качестве геймерского выбора. Отличный сервис PlayStation Plus, больший запас мощности и как нам кажется, чуть более комфортный геймпад говорят в пользу такого решения. Ситуация с эксклюзивами улучшат The Order: 1886 и Bloodborne, а большая тройка Far Cry, Assassin’s Creed и Call of Duty всё-таки комфортнее себя чувствует на оборудовании PS 4. Выбирая Xbox One, вы, скорее, приобретаете развлекательную станцию из разряда «все в одном». Объединение игр с телевидением, музыкальным плеером и даже набором фитнесс приложений позволит устройству найти поклонников с разными требованиями и вкусами. С точки зрения геймера, эту консоль поддерживает довольно сильная линейка эксклюзивных игр. К тому же эта консоль экономит вам немного финансовых средств, что тоже немаловажно. Сейчас между этими консолями нет никакого ошибочного выбора.

Сравнение Xbox One и Xbox One S, а также их конкурента от фирмы «Сони» будет интересным для многих поклонников консолей нынешнего поколения. Между ними есть большая разница по самым разным параметрам, которые важно учитывать при выборе. В статье затронуты главные аспекты, которые влияют на комфорт использования приставок

Разница между моделями от Microsoft

Сравнение Xbox One и Xbox One S можно провести даже беглым взглядом, ведь между ними разница минимальная.

Наиболее существенным изменением является увеличение графического микропроцессора на 0,1 терафлопс (TFLOPS). У данной модели показатель составляет 1,4 TFLOPS.

Также стоит отметить, что у более поздней версии консоли немного разогнана частота, что несколько повышает производительность.

Третьим и последним отличием между разновидностями серий приставок являются размеры. Против 34,3 по длине, 26,3 по ширине, и 8 см по толщине модель S соответственно имеет 29,5, 23 и 6,5. Вес 3,54 кг остался одинаковым, не смотря на модернизацию в направлении компактности.

Сравнение железа с конкурентом от «Сони»

Если проводить сравнение Xbox One и Xbox One S с PS4, то разница во внутреннем железе будет видна даже невооруженным глазом. Использование в консолях Microsoft более медленного стандарта внутренней памяти GDDR3 играет не в его пользу. В тоже время PS4 оснащена более новой моделью DDR5, более быстрой в обработке данных. Положение не спасает в Xbox даже наличие ESRAM на 32 мегабайта - скорость в работе с информацией отстает от японского конкурента.

Еще одним явным преимуществом приставки «Сони» является распределение оперативной памяти. Все упомянутые выше консоли оснащены 8 гигабайтами, но у PS4 только один из них идет на поддержку операционной системы. У Xbox в двух версиях на это уходит в три раза больше. Остается только 5 гигабайт для игр, что не так уж много, учитывая требования нынешних проектов. Сравнение Xbox One и Xbox One S с PS4 в этом плане полностью выигрышное в пользу японцев. И хоть Microsoft свою ошибку поправили, неприятный осадок остался, а «Сони» по-прежнему в лидерах. Спасти положение может только тот факт, что конкретные проекты под определенную платформу могут быть по-разному оптимизированы.

Сравнение графики и производительности

В сравнении графики PS4 и Xbox One S (более новая модель) лидерство снова достается японским разработчикам. Каждый запущенный на их консоли проект обязательно держит планку в 1080р, тогда как у конкурентов некоторые развлечения доступны только в 900р. Естественно, графика в таких играх будет лучше у детища «Сони».

Если брать даже крос-платформенные работы, то при запуске на PS4 картинка показывает в среднем на 5 кадров выше. Есть моменты, когда в игре у японской приставки уверено на экране показывается 60 ФПС, тогда как в том же месте у американцев по неизвестной причине только 25. Внедрение DirectX 12 для повышения производительности и правильного распределения аппаратных средств ситуацию не изменило. Стоит сказать, что такие разрывы в производительности крайне редкие, но они есть. Потому японская снова выбивается в лидеры даже в графическом плане.

Внешний вид

Сравнение PS4 Slim и Xbox One S наиболее правильно провести по параметру внешнего вида. Обе модели являются улучшенными консолями нового поколения - модернизация коснулась компактности. Размеры приставки от Microsoft были приведены выше, но даже при уменьшении габаритов производители не смогли достигнуть уровня PS4 2013 года. Она на несколько миллиметров по всем параметрам меньше, а версия Slim дает форму в два раза. Именно во столько приставка меньше за Xbox One S, что для любителей эргономичности будет иметь огромное значение. Кроме того, американцы не сумели придумать ничего другого, как сделать приставку в виде большего При этом блок питания не встроен вовнутрь, а потому стоит сбоку в виде контейнера поменьше. Решение это оправдывалось тем, что система не будет перегреваться, но у «Сони» и без этого не возникало подобных проблем. Предпочтения в дизайне - сугубо личное дело каждого пользователя, но многочисленные отзывы говорят в пользу более удобной PS4.

Контроллеры

Сравненить Xbox One S и Playstation 4 нужно и по степени комфорта использования, за который отвечают контроллеры. Здесь мнения фанатов разделились, хотя никто не стал спорить, что у Microsoft и раньше геймпады были идеальные. В корне их структуру не стали переделывать, добавили некоторые правки и подогнали под новую консоль. Среди главных изменений нужно отметить вибрацию на курках, изменение кнопки крестика, перемещения клавиши вызова меню и другие мелкие правки.

От «Сони» доработали сенсорным дисплеем и встроили в него динамик. Это сделано для более глубокого погружения в игру, но может испугать впечатлительных игроков.

Основным минусом на старте была зарядка, которой хватало максимум на шесть или восемь часов. Световой индикатор связи с камерой Playstation для изменения освещения поначалу постоянно горел, но с обновлением появилась функция настройки яркости на нем. При сравнении у контроллеров максимальной надежности и удобства побеждает Microsoft.

Дополнительные возможности

Сравнение Xbox One S и PS4 Pro по любым из параметров неуместно, ведь эта версия является обновленной приставкой от «Сони», которая вышла в 2017 году. Даже по специальным возможностям Xbox буде сильно позади. Если же взять стандартную Playstation 4, то можно провести некоторые аналоги. Например, поначалу в памяти приставки от японских производителей держалось 15 минут действий в игре, а у американцев только 10, но обновления это исправили. Функция невероятно полезна для людей, которые снимают видеоролики по играм. В PS4 можно использовать портативную приставку Vita в качестве джойстика с экраном, а у Xbox реализована полная поддержка технологии Kinect. Разработчики постарались заинтересовать игровое сообщество обновлениями, но немного лучше это получилось у корпорации «Сони».