Сочинение “Тарас Бульба” – сюжет, герои, проблематика. Нравственные проблемы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Извечные проблемы подвига и предательства, поднятые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

 Известия ДГПУ, №2, 2009

ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© 2009 Коссович А. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Обращаясь к традиционному изучению повести «Тарас Бульба» в общеобразовательной школе, автор статьи показывает возможности более широкого охвата ее проблематики и современной интерпретации в целях реализации задач гуманизации литературного образования.

Considering the traditional study of "Taras Bulba" tale at the comprehensive school, author of the article shows the possibility of the wider coverage of its problems and modern interpretation, aimed at realization of the humanization problems of literary education.

Ключевые слова: восприятие, интерпретация, чтение, нравственный идеал,

религиозность, лиризм, композиция.

Keywords: comprehension, interpretation, study, moral ideal, religiousity, lyricism, composition.

В современной «Концепции российского образования» читаем: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений,

формирования новых жизненных установок личности» . В

решении этой задачи огромную роль играет наша отечественная литература и выдающиеся ее представители.

Чествуя Н. В. Гоголя в дни его 200летнего юбилея, мы с благодарностью говорим о гуманистической

направленности его творчества. Нравственное воздействие творчества Н.

В. Гоголя осуществляется, прежде всего, через общеобразовательную школу, и не случайно число произведений этого писателя в школьных программах с каждым годом увеличивается.

Особое место в них занимает «Тарас Бульба». Эта повесть была включена уже в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900 г.), Л. Поливанова (М., 1914 г.). В течение десятка лет она входила в

программу 6-го класса (ныне 7-го или 8го). Ее изучение предусмотрено многими современными школьными программами . В телепередаче «Гоголь и ляхи» (28 марта с.г.) иронически прозвучало: «Почему-то «Тарас Бульба» считается детской литературой и упорно изучается в школе». Учащиеся школы слышат от учителей только восторженные отзывы о героической эпопее Гоголя. На это ориентируют и аннотации к теме в школьных программах. Игорь Золотусский называет главу в своей книге «Гоголь» (2007) «Русский

апофеоз» . Такая же оценка дана еще в 1971 г. С. Машинским: «... апофеоз патриотизма и мужества», «обаяние героев повести, нравственная красота их подвига, величие их национальных и общественных идеалов».

Правда, ученый дополняет: «. удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги с жестокостью. Такое было бремя, таковы были нравы» . Не забывая о необходимости

исторической оценки изображаемой эпохи, учитель все же не может не сказать ученикам о том, как Гоголь настойчиво подчеркивает бессмысленную жестокость своих героев и казачества в целом.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество - активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий.

«Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций (поляков, турок и татар), - пишет Гоголь в первой редакции «Тараса Бульбы», - все это придавало какой-то вольный широкий размах подвигам сынов ее.». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах.», -добавляет он во второй редакции. Как отмечает Г. Гуковский, получился «не исторический очерк, а поэтическая картина несколько идеализированного общества, рождающего героев. Сечь Гоголя - более идеал, утопия, чем история» .

Гоголь воспевает воинственную доблесть запорожцев, их удаль, силу духа, всепоглощающее упоение в бою, их способность на героическую смерть во имя славы и свободы родной земли. Перед читателем проходят один за другим герои, мужественно

принимающие смерть в бою: это Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Балабан, Бовдюг.

«Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!».

Высокие порывы, героические дела не являются уделом лишь отдельных избранных личностей. Тарас Бульба -«не индивидуальный случай или характер, как пишет Г. А. Гуковский , а явление типическое («один из тех...»), типически повторенное и в ряде других героев той же повести».

Герой эпопеи - это могучий человек, человек железной воли и убежденности, воплощающей разум и духовную

широту народа. Бульба демократичен и справедлив, выше всего для него воинский долг. Его преданность отчизне, чувство товарищества, готовность к преодолению нечеловеческих мук во время казни вызывают у читателя самые высокие чувства.

Неповторимый колорит эпохи запечатлен в образе Остапа. Неустрашимый и мужественный, он показан как смелый защитник родной земли. Он сдержан и внутренне сосредоточен, как будто бы замкнут в себе. Но за внешним скрывается отзывчивость, чувство товарищества, привязанность к боевым друзьям и к своему брату. Любовь к родине и чувство долга ведут его на ратные подвиги, а потом и на героическую смерть. Муки казни Остап переносит стоически, как истинный сын Тараса и представитель Запорожской Сечи (Гл. 11). Характер Остапа дан в истинно -героическом ореоле и в ряду других героических характеров, выпестованных в Запорожской Сечи.

Характеристикой его брата Андрия расширяется гоголевское видение трагичности человеческого

существования и широкой палитры понятия «нравственность». Андрий занимает особое место в системе персонажей повести.

Мог ли Гоголь исключить из своего нравственного идеала такие понятия, как любовь, преклонение перед женщиной, тяготение к красоте? Конечно же, нет. Другое дело, что должно перевесить на чаше весов: чувство долга или личные стремления, страсть?

Школьники с удовольствием читают страницы повести, посвященные Тарасу, Остапу, Андрию, работают над сравнительными характеристиками и дискуссируют по вопросу о судьбе Андрия. Они с интересом относятся к высказыванию артиста Богдана Ступки, исполняющего главную роль в фильме «Тарас Бульба», о том, что он, как человек и отец, не смог бы убить своего сына ни при каких обстоятельствах, а вот в роли Тараса он вынужден это сделать. Почему? Так нарисована эта

сцена Гоголем, так морально оправдана жестокость Тараса. Писатель понимает отца-сыноубийцу, жалеет его как человека и оправдывает как патриота.

Сцена смерти Андрия, как правило, читается в классе. Какая гамма чувств здесь передана кистью мастера! Здесь мы понимаем Бульбу и сочувствуем ему, и гордимся им. Другое дело - борьба с мирными жителями, убийство женщин, детей и стариков. Нельзя «любоваться» сценами, где Тарас неоправданно жестоко мстит за смерть Остапа.

Уроки прочтения текста «Тараса Бульбы» могут и должны быть предельно эмоциональными. На это ориентируют и предлагаемые в методических пособиях системы уроков. Так, в книге Т. В. Зверс мы встречаем формулировки-цитаты: третий урок -«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!», четвертый урок - «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!», седьмой - «Нет у нас никого, равного ему в доблести. Подвиг Тараса» .

Еще более продумана система уроков в новейшей методической разработке Т. Г. Соловей . Первый урок у нее -«Наше Запорожье. восхищает свободой, ... подъемом рыцарского

духа» (И. Я. Репин). Два великих художника о великом явлении. Четвертый урок - «Пусть же цветет вечно Русская земля!».

Даже названия уроков говорят об их эмоциональной насыщенности. А как звучит этот текст на уроке у словесника

Мастера!

В лирическом ключе ведется повествование о героизме казаков, об их патриотическом взлете в момент

расставания с жизнью «. Повел

Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что

довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля».

Лиризм как составная часть поэтики Гоголя носит широкий характер. Это выражение многогранной натуры

писателя, умеющего восхищаться и

грустить, разделять чувства матери и влюбленного сына, пораженного горем отца и идущего на смерть воина. Лиризм повести связан также с народнопоэтической традицией.

Поэтический язык «Тараса Бульбы» характеризуется смешением

взволнованной приподнятости и яркой изобразительности, что должно стать предметом наблюдений учащихся.

Героическая пафос и лирическое одушевление, которыми проникнута повесть «Тарас Бульба», выявляют в авторе черты проповедника-поэта, Белинский называл Гоголя поэтом, об этом говорил и сам писатель. Поэтический дар этого обличителя людских пороков находит выражение в его ритмической прозе, в ее эмоциональной наполненности и в музыкальности. Традиционно «Тарас Бульба» в школе изучается с сокращением. А что собственно сокращать? По методическим рекомендациям из чтения исключены главы 7, 8, 10, 12. От вопроса, как читается эта повесть школьниками, как она воспринимается, никуда не уйти. Самостоятельное домашнее чтение не исключается.

Неужели юных читателей не должны потрясти картины еврейского погрома [Гл. 4. С. 64-67], военного похода на польский юго-запад [Гл. 4. С. 69-70], страшные описания «поминок об Остапе» и т.д.?! Как совместить в детском сердце восхищение воинскими доблестями казаков с их жесточайшими, почти ничем не оправданными поступками по отношению к мирному населению? Негативная сторона жизни казачества остается вообще вне поле зрения на уроках, исключая

предательство Андрия. Как отнесутся, например, к произведению нерусские учащиеся, когда будут читать об отношении украинского казачества к туркам и татарам?

Сколько оговорок надо делать учителю, каким тонким и умным должен быть исторический комментарий к повести!

Для писателя, мечтающего о людях -великанах, живущих на просторах его Родины, недостаточно человеку быть смелым бойцом, готовым умереть за отчизну.

Понимание смысла жизни у Тараса Бульбы явно идеализируется всеми исследователями этой повести. Для чего живет запорожец? - ставит вопрос перед кошевым Тарас. Вот он пришел к кошевому с предложением «погулять с запорожцами», то есть «пойти на Турещину или на Татарву» с войной. Когда кошевой отказывает ему, ссылаясь на обещанный султану мир и предлагая жить мирно и спокойно, Тарас возмущенно восклицает: «Как не

можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына... Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне. Так, стало быть, следует, чтобы пропадала казацкая сила.? Так на что мы живем, на какого черта мы живем?» .

И. А. Виноградов в своей книге «Гоголь - художник и мыслитель» объясняет все главные движения запорожского войска исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: отправляются в поход на защиту православных христиан, остаются под Дубно с целью выручить друзей из польского плена, отправляются на выручку товарищей, плененных татарами. А начало описанных в повести военных действий, смена кошевого по инициативе Тараса Бульбы? Она во имя чего? А жестокость казаков под руководством Тараса? «. Тарас гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов.».

«Ничего не жалейте», - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых полянок, белогрудых, светлоликих девиц, у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями.

Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвыгнулась бы сама сырая земля и степовая трава

поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе»! .

Как отображаются в этой повести религиозные представления автора? Вера православная всегда присутствует в жизни казачества Посвящение в казаки, в изображении Гоголя, начинается с вопросов: «Что, во Христа веруешь? И в Троицу святую веруешь? И в церковь ходишь?». Самым первым упреком изменнику Андрию звучат слова Тараса: «Так предать? Предать веру?».

Многократно повторяемый образ православной Русской земли выражает идею несокрушимой силы русского духа

Любви к Отечеству, к православному народу своему. И именно в силу этого отступления от своей веры и божеских заповедей влекут за собой все несчастья.

В своей повести «Тарас Бульба» писатель-гуманист, писатель-христианин не мог равнодушно писать о тех сторонах жизни, быта, войны запорожского казачества, которые совершенно не совместимы с духом христианства.

В порядке внеклассного чтения учащиеся уже в 7 классе познакомятся со всеми повестями сборника «Миргород» и должны с помощью словесника понять, как реализуется в них тема «пошлости пошлого человека» и как противопоставлена этой теме мечта писателя о красивом человеке. Но антитеза добра и зла, красоты и

безобразия нередко трактуется в

гоголеведении слишком упрощенно.

Так, по словам Чуковского, «высокое, героическое и прекрасное составило образную ткань «Тараса Бульбы», пошлое, низменное и безобразное

образовало повесть о двух Иванах».

Словесник не должен забывать, что и в «Тарасе Бульбе» проявляется антитеза добра и зла, красоты и ее поругания. Повесть «Тарас Бульба» - не только героическая эпопея. Это еще и

сущности Человека, его красоты,

которая невозможна без добра и человечности. В «Тарасе Бульбе» перед нами Украина, ее судьба, ее история. Но мы читаем эту повесть как произведение о нашей Родине, о России, потому что пишет ее Гоголь - писатель, для которого русское и украинское одно и то же. Один из актуальных вопросов в повести, поднимаемый Гоголем и перекликающийся с нашей

действительностью, - вопрос об

исторических корнях, общности судеб, духовного родства русского и украинского народов.

Русские и украинские националисты проповедуют идею замкнутого развития народов, несовместимость их культур и традиций, поэтому выступают против единения. Гоголь же показывает, что между Украиной и Россией историческое родство, ведущее начало из глубины веков по мере осознания жизненной необходимости единения.

Несколько лет (1833-1842), в пору полной зрелости своего дарования, Гоголь работал над второй редакцией «Тараса Бульбы». Основное направление доработки - более отчетливое выделение общерусского пафоса борьбы украинского народа с польской шляхтой. Борьба эта перерастает границы местного значения и предстает как борьба за общую русскую землю, скрепляющая воедино исторические судьбы двух родственных народов.

Гоголь затронул также вопрос о взаимоотношениях России с Турцией и Польшей. Объективно оценивая трагизм этих отношений и возвеличивая героический подвиг запорожских казаков в отстаивании независимости отчизны, писатель, тем не менее, стоял выше националистических амбиций и предрассудков. В статье «Взгляд на составление Малороссии», Гоголь рисует картину появления казачества: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии» .

Писатель объективно детализированно рисует и еврейские погромы, и кровавые набеги казаков на поляков и турок. Все эти описания полны гуманного негодования против неоправданной жестокости, бесчеловечности. Сердце писателя было открыто всем этносам России, более того - Евразии. С явным сочувствием рисует он наидобрейшую «татарку», служанку польской пани; страдающих от осады поляков - жителей города Дубно, униженных евреев. Пафос Гоголя - в утверждении справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

В «Тарасе Бульбе» . нашли себя все темы Гоголя», по словам И. Золотусского , в том числе тема школьного образования. Герой повести бранил всякую ученость и советовал сыновьям не заниматься ею. Правда, Тарас Бульба относился отрицательно не к науке вообще, а к «тогдашнему роду учения», в частности

К бурсе.

миргородского цикла с темой пошлости.

Гоголь проявлял глубокую убежденность в гражданском призвании человека, образованного человека. По словам Н. Н. Скатова, основные проблемы творчества Гоголя - «красота и добро, религия и искусство, слово и дело». В новейшем исследовании И. И. Гарина «Загадочный Гоголь» отмечено, что художественные интересы Гоголя всегда вдохновлялись лишь вечными темами. «Интерпретировать Гоголя

иначе значит - тенденциозно же -обужать его, переводить из ранга гениев. в бытописателя эпохи» . Вечной истиной для Гоголя был Человек, его красота и духовность. Эстетическая позиция писателя неразрывно связана с его нравственнопроповедническими устремлениями.

«Цель моя - образовать сердца юных слушателей.».

Изучение в школе повести «Тарас Бульба» дает основание сделать вывод,

что своим творчеством Гоголь засвидетельствовал глубокое уважение к Человеку, к различным национальностям и религиям.

Примечания

1. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. №2. 2. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., Наследие, 2000. 3. Гаджиева Т.Б. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и религиозная позиция ее автора // Научная мысль Кавказа. Ростов на/Д., 2007. №4. С. 91-93. 4. Гаджиева Т.Б., Коссович А.П. Творчество Н.В. Гоголя в контексте мировой культуры // Межкультурный диалог на филологическом пространстве. Материалы II Международной тюркологической конференции. Махачкала, 2007. 5. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М. : Книжный клуб, 2002. 6. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 томах. Т.6. М. : Художественная литература, 1952. 7. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6 томах. Т.2. М. : ГИХЛ, 1952. 8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л. : Гослитиздат, 1959. 9. Зверс Т.В. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Л. : Просвещение, 1980. 10. Золотусский И. Гоголь. Изд. 6. М. : Молодая гвардия, 2007. 11. Коссович А.П., Гаджиева Т.Б. К вопросу о нравственном идеале Н. В. Гоголя («Старосветские помещики» и «Тарас Бульба») // Актуальные вопросы науки и образования. Вып. 2. Махачкала, 2005. С. 88-93. 12. Литература. 7 класс. Поурочные планы. Сост. Н. М. Скоркина. Волгоград, 1999. 13. Машинский С. Художественный мир Гоголя. Изд. 2. М. : Просвещение, 1979. 14. Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Сост. Т. А. Калганова. М., 2001. 15. Скоркин Н.М. Литература, 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, 1999. 16. Соловей Т.Г. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», 7 класс // «Уроки литературы». (Прилож. к ж. «Литература в школе»). №7. 2008. С. 2-15.

Знаменитая повесть «Тарас бульба» практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления.

Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая.

В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения заключается лишь во фразе «борьба казаков за свою родину».

Но справедливо будет заметить, что это совсем не так. Безусловно, не поспоришь с тем, что данный смысл есть, но помимо него в произведении существуют и другие важные, жизненные смыслы, которыми сполна наполнено все произведение.

Основной темой всего произведения становится борьба за свою родину. Здесь нам рассказывается о сильном и мужественном народе, который не жалеет свои жизни в борьбе за честь и свободу своей родины.

Так же нельзя не отметить, что на протяжении всего рассказа можно увидеть и ещё одну не менее важную и значимую линию отношений родителей со своими детьми. В произведении очень отчетливо показаны отношения отца со своими сыновьями. Также читатель может увидеть как абсолютно одинаковое воспитание двух сыновей способствует вырастанию двух совершенно непохожих друг на друга мужчин.

Один из главных героев, сам Тарас Бульба выступает перед читателями сильным, отважным и смелым казаком, которому не чужды такие чувство, как сентиментальность. Стоит отметить, что один из его сыновей, а именно Андрий был убит своим отцом после того, как пошел против его воли.

Читая данное произведение у читателей складывается разное впечатление, но безусловно, каждый сможет найти в нём что-то лично для себя. Окунувшись в прочтение вы поймёте, что оно наполнено глубоким смыслом.

Тема повести Гоголя «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Эту тему автор талантливо раскрывает в образах и поступках главных героев произведения: Тараса Бульбы и двух его сыновей.

В повести описаны далекие времена зарождения казачества, его непримиримой вражды за свою независимость с польским шляхетством. Создав свое особое государство, свободолюбивую Запорожскую сечь, казаки занимались мирным трудом, но в любой момент были готовы взяться за оружие.

Тарас Бульба – центральный персонаж повести. Это настоящий казак, мужественный и отважный человек. Персонаж не имеет реального исторического прототипа. Он олицетворяет собой все лучшие черты своеобразного российского сословия – казачества. Тарас – настоящий воин, повидавший немало на своем веку. Приезд его сыновей из учения – радость для стареющего отца. Однако, он сурово сдерживает свои эмоции, не дает матери вдоволь налюбоваться на своих детей. Тарас практически сразу начинает собираться в дорогу, чтобы показать Остапа и Андрия на Сечи, дать им ощутить вкус казачьей жизни.

Дети Тараса попадают в разудалую и лихую Запорожскую сечь, где мирная жизнь проходит в бесконечных попойках. Начало военных действий с Польшей моментально преображают жителей Сечи. Готовность по первому зову встать на защиту Родины – главное качество, присущее казачеству. В боевых столкновениях мужают и крепнут сыновья Тараса. Он пророчит своим детям великое будущее.

Осада города Дубны – центральный эпизод произведения. В нем Гоголь в возвышенных тонах описал все силу безграничной любви казаков к своей Родине. Резким контрастом этому является предательство Андрия из-за любви к полячке. Тарас не вынес этого и убил родного сына. В этом – главная трагедия произведения. Предательство Родины не может быть прощено, оно смывается только кровью.

Сердце Тараса ждала еще одна беда. Попал в плен Остап. Момент пыток и казни описан в невероятно трогательном тоне. Остап до конца вытерпел мучения, он умер с честью и гордостью.

Страшная и беспощадная месть Тараса заканчивается его мучительной смертью от рук врага. Последние слова старого казака обращены к своим товарищам. Он предрекает величие своей Родины. Образ распятого и сожженного Тараса – символ истинного борца за свободу своей земли.

Несколько интересных сочинений

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

    Не так давно на меня нахлынули воспоминания. Это случилось, когда мы с папой и с мамой гуляли по парку. День стоял солнечный, и было очень жарко. И тут мне вспомнился первый день прошедшей зимы.

    Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

  • Образ Иудушки Головлева в романе Господа Головлевы Салтыкова-Щедринаи его характеристика сочинение

    Основным персонажем произведения является Порфирий Владимирович Головлев, один из сыновей многочисленного семейства помещицы Арины Петровны, прозванный с самого раннего детства родными Иудушкой и кровопийцей.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - историческая повесть. Она рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины.

Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба , один из лучших воинов Сечи. Всю свою жизнь он провел в битвах и не мыслит себе другой жизни. Бульба до последней капли крови предан законам казачьей чести. Он верен своим товарищам, ценит и любит их больше своей жизни. Смысл жизни Тараса Бульбы– в служении товариществу, родине и православной вере.

У героя есть два сына. Это Остап и Андрий . Оба они молоды, только вернулись с учебы. Тарас мечтал, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, защитниками отечества. Поэтому он берет их с собой в Запорожскую Сечь.

В это время по всей казачьей земле пролетела весть: на Украину идут поляки. Польские захватчики уже заняли много украинских земель и не собираются останавливаться. Узнав об этом, казаки тут же отправились на защиту своей родины.

И Остап, и Андрий смело бились с врагами. Тарас гордился своими сыновьями. Но мечтам героя не было суждено сбыться. Сначала он потерял своего младшего сына – Андрия. Юноша влюбился в полячку и перешел ради нее на сторону врага. Когда Тарас узнал, что его сын – предатель, горю его не было предела. Но для Бульбы предательство было самым большим преступлением. Поэтому он сам, своей рукой, наказал предателя. Бульба застрелил своего сына.

Но вскоре Тарасу Бульбе пришлось потерять и своего Остапа. Его взяли в плен проклятые «ляхи». Не минуту не может об этом забыть израненный и больной Бульба. Сначала он решается добыть хоть какие-то вести о сыне. А потом пытается спасти его. Но все напрасно. Остап погибает. Перед казнью он мужественно перенес множество пыток. Тарас, несмотря на свое горе, невольно гордился сыном. Бульба поддерживает Остапа в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.

Тарас Бульба – несчастный человек. Он пережил настоящую трагедию. Герой потерял всех своих детей. Но Остапом он мог гордиться, потому что тот погиб как настоящий воин, казак. А вот Андрий оказался предателем. И это страшнее всего для героя.

О смерти Андрия, как эпизоде наиболее трудном, читает Читатель, раскрывая переживания Тараса, передавая волнение его и гнев. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой.

В эпизоде смерти Андрия раскрылась до конца горячая, страстная натура Тараса, сила его характера. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его Невозможно развеселить теперь Тараса

Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались его жестокости

Все пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. Он одинок среди единомышленников и товарищей по оружию. Нет его сыновей, нет прежних испытанных в боях товарищей, гетмана и полковников. Однако все, что пришлось пережить Тарасу, не сломило его могучего духа. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. Поэтому повесть Гоголя оптимистична. В этом -сила повести, ее пафос, ее огромное идейное и эстетическое значение.

Автор “Тараса Бульбы” воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в “Тарасе Бульбе” народное освободительное движение. Главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.

Свободно распоряжаясь историческим материалом, не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, Гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа,

В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние “Тараса Бульбы”.

Украинская казаческая эпопея , длившаяся на протяжении более двух столетий(XVI - XVII), - одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю.

Занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, Западом и Востоком, Украина с давних времен служила приманкой для захватнических помыслов ее соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским.

Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница.

Изображение этой борьбы легло в основу “Тараса Бульбы”.

Новаторское значение “Тараса Бульбы” состояло в том, что главной силой исторических событий выступал в нем народ . В центре “Тараса Бульбы” - героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельнойслиянности личных интересов человека с интересами общенародными -идейный пафос этого произведения. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные п равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны.

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.