За кем замужем юлия рутберг. Юлия Рутберг: личная жизнь, муж

Среди звезд шоу-бизнеса прочно взят курс на сохранение молодости. Тот факт, что многие артисты обращаются к услугам пластических хирургам, давно никого не удивляет. А вот результаты этих преображений часто шокируют поклонников.

В этой подборке вспоминаем о звездах, которых пластика ничуть не украсила.

Юлия Рутберг

Актрису, которую зрители помнят по сериалам “Не родись красивой”, “Обмани, если любишь”, “Наследница” и фильмам “Анна”, “Я оставляю вам любовь”, теперь с трудом можно узнать.

«Руки оторвать тому, кто сделал с Юлией такое! Она прекрасная актриса и человек, но узнать ее теперь очень сложно. Зачем эти улучшения? Что артисты делают со своими лицами. Ужас, не узнать совсем! Мне кажется, у Рутберг не только филеры, но и скуловые импланты вставлены!» – рассказывают очевидцы преображения актрисы.

Вера Алентова

Звезду фильма «Москва слезам не верит» пластика изменила до неузнаваемости. В 90-х годах хирурги провели неудачную операцию, и впоследствии актриса пыталась исправить сделанное, обращаясь то в одну, то в другую клинику.

Елена Корикова

Актриса бесподобно сыграла 20-летнюю девушку в сериале «Бедная Настя», хотя ей самой было уже за 30. До 40 лет Елена практически не менялась и даже возглавила рейтинг самых ярких блондинок, по данным опроса в одном из СМИ. Тогда ее и заподозрили в пластике. Сейчас последствия операций видны невооруженным глазом, пишет Anews.com.

Татьяна Догилева

Актриса решилась на операцию по примеру молодой коллеги. Сделала круговую подтяжку лица и избавилась от мешков под глазами. Но артистка и не предполагала, что процесс реабилитации займет так много времени - примерно полтора месяца. Самое печальное, что после этого режиссеры стали реже приглашать ее сниматься.

Н едавно в театре имени Вахтангова открывался новый сезон. Одной из обсуждаемых звёзд на мероприятии оказалась Юлия Рутберг. Её сложно было узнать. Её лицо совершенно изменилось. Поговаривают, что это дело рук пластического хирурга.

Юлия - известная актриса, её вы знаете по ролям во многих сериалах, например, “Не родись красивой”, “Наследница” и так далее. У артистки обширная фильмография и огромный опыт игры в театре.

На протяжении многих лет Рутберг зарабатывала всеобщее признание и зрительскую любовь. Но после недавнего появления фотографий из театра в Сети волна возбуждения накрыла поклонников. Они возмущены новой внешностью звезды!

“Руки оторвать тому, кто это сделал!”- негодуют очевидцы. О Юлии были собраны самые тёплые отзывы, однако новая внешность не понравилась никому.

Точно не сказать, сколько стоило Рутберг её преображение, но одно известно точно: прежняя Юлия нравилась зрителям больше. Сейчас поклонники обсуждают неудачную операцию женщины и надеются, что впредь она не станет так экспериментировать над внешностью.

Юлия Рутберг - актриса не только русской, но и советской школы. Если отвлечься от грустных размышлений о мимолетности времени, то для современного артиста это лучшая рекомендация. Став обладателем многих очень престижных премий, присуждаемых за достижения в области искусства, удостоенная ордена «Слава нации», Юлия Ильинична сегодня востребована, узнаваема, любима и уважаема.

Наследственная любовь к искусству

Семья, в которой родилась Юлия Рутберг, традиционно служит искусству, как минимум три ее поколения. Отец, Илья Григорьевич, был заведующим уникальной, единственной в стране кафедры пантомимы, он основал театр «Наш дом», мать, выпускница института им. Гнесиных, Суворова Ирина Николаевна, преподавала в музыкальной школе. Дедушка и бабушка танцевали в театре «Остров танца» (в 1930-1940-е годы - ансамбль НКВД).

В доме часто бывали в гостях знаменитые артисты, которых обычные граждане могли видеть только на театральной сцене или телевизионном экране. «Дядями» в детстве Юля называла артистов-знаменитостей - Семена Фараду, Александра Филиппенко, Геннадия Хазанова и многих других «небожителей».

Театр и жизнь

Разумеется, артистические гены проявились еще в школе. Девочка, помимо школы, училась играть на фортепиано. Получив аттестат, она прошла конкурс в ГИТИС, но через два года решила продолжить образование в Щукинском училище.

Окончив высшую театральную школу в 1988 году, Юлия Рутберг поступила в труппу Театра Вахтангова. Первый успех пришел, когда был поставлен спектакль «Зойкина квартира», в котором она дебютировала в главной роли.

С начала девяностых годов хорошо зарекомендовавшую себя актрису стали приглашать в другие известные театры. Она сыграла Аркадину в «Чайке» Андрея Жолдака (Государственный театр наций), Анну Андреевну в «Хлестакове» Владимира Мирзоева (Театр Станиславского), а вернувшийся тогда из Израиля захотел видеть ее в своем экспериментальном проекте «Стринберг-блюз».

Режиссура

В последнее десятилетие актриса Юлия Рутберг попробовала собственные силы в режиссуре, создав программу «Весь этот джаз», стилизованную под фантастическое кабаре, в котором она ведет диалог со зрительным залом, одновременно беседуя со знаменитыми артистами, отделенными от нас во времени и пространстве. Это живое общение, в котором принимают участие Чарли Чаплин, Лайза Миннелли, Эдит Пиаф и Майкл Джексон, а также все, кто пришел на спектакль, стало заметным событием в театральной жизни столицы.

Кино

В наш век настоящая популярность приходит к тем артистам, которые много снимаются в кино. Понимала это и Юлия Рутберг. Биография ее как киноактрисы началась, когда ей было всего шестнадцать, правда этот опыт можно считать символическим, роли как таковой играть не пришлось, она снялась в массовке. В «Руанской деве по прозвищу Пышка» (1989), мюзикле, поставленном Евгением Гинсбургом, пришлось поработать серьезно, партнерами по съемке стали Армен Джигарханян, Николай Лавров, Александр Абдулов, и что, конечно же, ко многому обязывало.

Через год началась работа по экранизации драматической повести «Похороны Сталина» Евгения Евтушенко, и Юлия Рутберг была приглашена на заметную, хоть и не главную роль. В «Макарове» Елена Майорова и Сергей Маковецкий оказались на первом плане, но ей был предложен хоть и короткий, но очень важный эпизод.

1999 год был отмечен участием в съемках фильмов «Танго над пропастью-2» (женщина-следователь Вера) и «Чек» (один из первых отечественных триллеров).

Отечественный кинематограф обогатился полусотней картин, в которых снималась Юлия Рутберг. Во всех случаях без исключения она их украсила своей игрой.

Сериальное творчество

Мода на сериалы, возникшая в начале нынешнего века, только повысила востребованность такой талантливой актрисы, как Юлия Рутберг. Фильмы с ее участием стали событиями в кинематографе, а образы, ею созданные, украсили интересные многосерийники, такие как «Империя под ударом» (Жена Азефа, Любовь) и «Каменская».

Настоящая народная любовь пришла после сериала «Участок» (2003), который смотрела вся страна и так называемое «ближнее зарубежье», сохранившее с Россией единство культурологического восприятия. Юлия Рутберг рассказывала после, что сама придумала судьбу своей героини, интеллигентной горожанки, приехавшей в деревню после замужества. Стремление вникнуть в мотивацию и образ мышления персонажа вообще характерно для этой талантливой актрисы.

Еще через год была интересная роль в кинофильме «Прощайте, доктор Фрейд», в которой освещена проблема взаимного непонимания родителей и детей в период взросления.

Телевизионные сериалы «Доктор Тырса», «Диверсант. Конец войны», «Не родись красивой» и другие ленты демонстрировали возможности Рутберг справляться со сложными постановочными задачами, внося в их реализацию изрядную долю собственного врожденного юмора.

Когда актрису не видно

А еще была и работа за кадром. Озвучивание публицистических и документальных фильмов, мультипликационных персонажей также требует артистизма. Голос этой актрисы слушатели узнают, даже если самой ее не видно, например, во время радиопередач. Особых теплых слов заслуживает ее работа с замечательным телеканалом «Культура», с которым плодотворно сотрудничает Юлия Рутберг.

Личная жизнь, дети и мужья

Так получилось, что замужеств у актрисы было три. Известный музыкант Алексей Кортнев ее супругом пробыл почти десятилетие. Тем не менее, серьезным этот гражданский брак он не считал. После расставания с ним у Юлии отношения возникли с слывшим в Щукинском училище записным Казановой. Свадьбу «гуляли» в «Яре», было много гостей, в том числе и сокурсники. Надежды на то, что после торжественного бракосочетания молодой муж умерит свой романтический пыл, не оправдались. Даже рождение сына и запредельная терпимость к его многократным интрижкам со стороны супруги никак не повлияли на ситуацию. В один прекрасный день Александр объявил о своем намерении эмигрировать в США, зная наверняка, что Юлия за ним последовать не захочет. Расставание прошло трудно.

Лобоцкий

Появился очень вовремя, если учитывать депрессию, в которой пребывала Юлия Рутберг. Личная жизнь осложнялась болезнью отца, которого она всегда почитала за идеал мужчины. Требовались деньги, и немалые, поэтому актриса бралась за любую работу, проводя в родительском доме почти все остающееся после съемок, гастролей, творческих вечеров и антреприз время. Лобоцкий не был в восторге от такого образа семейных отношений, но относился к ситуации адекватно и с пониманием. Тем временем в прессе упорно циркулировали сообщения, основанные на слухах о скором разводе. К тому же у Рутберг возникла идея построить свой дом в Чеховом, которому предстояло сыграть роль «гнезда», скрепляющего супружеские отношения, что досуга, разумеется, не прибавляло.

Лобоцкий, при всех своих достоинствах, прожил непростую жизнь до того, как ему встретилась Юлия Рутберг. Биография его была сложной, у него есть сын от первого брака Станислав (1979 года рождения), а за плечами много романов. Он неоднократно уходил, объявляя во всеуслышание о своей свободе, но столь же часто и возвращался. Остается лишь удивляться терпению, с которым актриса продолжает ждать своего любимого мужчину. Семья Юлии Рутберг распадалась дважды, но в третий раз она, по всей видимости, намерена побороться.

Актриса - человек верующий. Она исповедует православие. Обряд крещения Юлия Рутберг приняла в сознательном и зрелом возрасте.

Рутберг Юлия Ильинична – советская и российская киноактриса и актриса театра.

«На уровне хромосом…»

Юлия Рутберг родилась 8 июля 1965 года (место рождения – город Москва) в артистической семье. Мама – музыкант, бабушка – танцовщица, дедушка – артист балета. Отец окончил Энергетический институт, но потом увлёкся пантомимой, стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Своей профессией и гордым профилем Юлия Рутберг обязана отцу – миму и актеру . До своей безвременной кончины в 2014 году был профессором, заведующим единственной в мире кафедрой пантомимы и пластической культуры, но и продолжал сниматься в кино. На его счету такие фильмы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», «Ты – мне, я – тебе», «Безымянная звезда», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Женщина, которая поёт», «Если верить Лопотухину», «Макаров», «Свадьба».

Когда артистку спрашивали, какое влияние на нее оказал ее папа, она отвечала: «Это на уровне хромосом» . Юлия с отцом были жутко похожи. Девочке было месяца четыре. Какая-то пожилая, очень экзальтированная особа, увидев ее, воскликнула: «Боже, какая некрасивая девочка!» . Надо представить себе выражение Юлиной мамы, Ирины Николаевны (девичья фамилия – Суворова). Но та не растерялась: «Да, вылитый папа. Будет счастливой, примета такая…» . Её называли «дочерью полка», девочка постоянно находилась в гуще репетиций и творческих споров. Ее нянчили по очереди все участники студии «Наш дом». Она и спустя много лет по привычке называла тетями и дядями: «дядя », «дядя », «дядя »...

Учеба

Училась Юлия Рутберг не очень хорошо. Она посещала английскую спецшколу с преподаванием некоторых предметов на английском языке. По гуманитарным предметам шла, правда, неплохо, в технических же была «полный ноль». Кошмарные сны, что ее вызывают по физике, математике или химии, ей снились лет до тридцати.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Тяга к искусству в Юле проявилась еще в школе. В детстве она ходила на занятия в музыкальную школу при Академии имени Гнесиных.

Осознанное желание стать артисткой пришло в пятом классе на юбилее эстрадной студии «Наш дом» при университете, где работали родители: папа был одним из трех руководителей (Аксельрод, Розовский, Рутберг), а мама пела там же в квартете.

В Щукинское училище Юлия Рутберг с первого раза не прошла, а поступила в ГИТИС на эстрадный факультет. Два года училась там на одни пятерки, но все равно каждый год поступала снова и снова в Щукинское. ждал ее у училища, чтобы, всю в слезах и соплях, забрать дочку с очередного провала. Наконец сердце его дрогнуло и он позвонил заведующему кафедрой Щукинского училища Владимиру Георгиевичу Шлезингеру, и попросил послушать дочь лично. В итоге Юлия Рутберг была зачислена на курс А.А. Казанской.

Театр

В 1988 году Юлия окончила Щукинское училище и была принята в труппу Театра им. . На его сцене ею были созданы образы Зойки в «Зойкиной квартире», Двойры в «Закате», Дурандас в «Два часа в Париже», Хетти в «Даме без камелий», Клотильды в «Я тебя больше не знаю, милый», Алкмены в «Амфитрионе», Жюли в «Фрекен Жюли», Морин Фолан в «Королеве красоты» и др.

Удача Юлии Рутберг улыбнулась с первых же театральных шагов. Очень скоро актриса завоевала народную любовь и со временем ее имя в афише для посвященного зрителя стало своеобразным гарантом качества.

Помимо работы в родном театре Юлию Рутберг приглашали в свои проекты ведущие отечественные режиссеры. Она репетировала «Хлестакова» (роль Анны Андреевны) в Театре у Мирзоева; участвовала в эксперименте Жолдака «Чайка» (Аркадина), который шла на сцене Театра наций; с возобновляла «Играем Стриндберг-блюз» (Алис); у питерского режиссера Гриши Козлова в театре на Литейном играла все женские роли в «Докторе ».

Юлия Рутберг ответственно относилась к любой работе и никогда не стала бы работать с халтурщиками. Ей всегда было интересно работать с талантливыми людьми, играть в спектаклях Петра Фоменко, Гарри Черняховского, Владимира Мирзоева, Андрея Жолдака. В кассовом, но низкопробном действии она никогда не принимала участие!

«All that Jazz» – «Вся эта суета»

Наверно, неожиданно было, что артистка, которая работала в репертуарном театре, актриса Театра имени , которая играла , Мольера вместе с партнерами, вдруг сделала такой зигзаг и вышла в соло. Юлия Рутберг вдруг решила самореализоваться в моноспектакле. Ей вдруг почему-то стало очень важно быть на сцене одной, захотелось саморазрядиться. Видно, чего-то или много накопилось, или немножко надоело, что ее стерилизуют режиссеры. А вот здесь она могла быть в разных ипостасях, такая, какая есть.

В 2004 году родился собственный театральный проект Юлии Рутберг, результатом которого стал спектакль «All that Jazz» – «Вся эта суета». В спектакле, созданном в жанре кабаре, актриса общалась с костюмерами и музыкантами небольшого оркестра, с далекими Лайзой Минелли и , Эдит Пиаф и . Она легко, свободно разговаривала с залом, попутно решая одну из самых болезненных для театра проблем – вечно звонящих мобильных телефонов.

Кино

Вообще, кино для Юлии Рутберг началось ни шатко, ни валко, и нормальные роли пришли не сразу, но с годами актриса перестала бедствовать в этом плане. Ее приглашали сниматься как в полнометражные фильмы, так и в сериалы.

А впервые Юлия Рутберг попала на съёмочную площадку в 16 лет, правда, вошла в кадр только спиной. Играла дочку тирщика, а тирщика играл ее папа.

В 1989 году актриса сыграла небольшую роль у в мюзикле «Руанская дева по прозвищу Пышка» по рассказам Ги де Мопассана. Г. Гаранян тогда разрешил актрисе даже спеть самой. В картине Юлии посчастливилось играть в окружении настоящих звезд: , Николая Лаврова, Светланы Смирновой, .

Год спустя Евгений Евтушенко позвал Юлию Рутберг в свою вторую картину, ретро-драму с элементами фантасмагории «Похороны », насыщенную автобиографическими мотивами. 1953 год. Москва прощается с вождем. Улицы забиты толпами, гибнут люди. В похоронной толчее знакомятся девушки, одна из которых нелепо погибает в траурной процессии. Так у второй начинается другая, взрослая жизнь.…

Потом у артистки была, правда, совсем уж эпизодическая роль вместе с Сергеем Фетисовым в философской притче, эксцентрической драме «Макаров», в которой, по мнению критики, так превосходно играли артисты. Причем все. , который наконец сыграл в кино как подобает статусу артиста, а не восторженно оценивающей публике. Замечательная , у которой неудач, впрочем, и так никогда не было.

Мужской характер в кино

В 1999 году в криминальной драме «Мужской характер, или Танго над пропастью» Юлия Рутберг сыграла киллера. И, наверно, неспроста. В характере актрисы, безусловно, было что-то сильное, мужское. Она всегда умела добиваться результата, противостоять хамству, наглости, подлости. Она человек шпаги, умела постоять за себя и не только…

В том же году в триллере «Чек» Юлия Рутберг снялась в роли Марины вместе с Николаем Расторгуевым и . Сценарий писался специально для музыканта Расторгуева. Действие фильма разворачивается в провинциальном городке. Илья и Акежан – сыновья одной матери и разных отцов, которых воспитывает чуткий дядя-милиционер по фамилии Расторгуев. Акежан, двенадцатилетний компьютерный гений, серьезно болен, его необходимо срочно оперировать. Операция безумно дорогая и денег на нее нет. Оказавшись в безысходном положении, милиционер Расторгуев связывается с мафией и погибает. Но после него остается чек на пять миллионов долларов. Мощь правоохранительных органов, коварство мафии обрушены на юных героев.

Сериалы

С 2000 года начался новый, сериальный этап в жизни Юлии Рутберг. В восьмом, заключительном фильме сериала «Каменская. Не мешайте палачу» ей посчастливилось сыграть с , Николаем Лавровым. И хотя роль ей досталась эпизодическая, но благодаря актрисе она получилась яркой и запоминающейся.

В том же году Юлия Рутберг с и снялась в одиннадцатом эпизоде сериала «Империя под ударом. Хлыст».

Можно заметить, что актрисе нередко доставались отрицательные роли. Но и в отрицательной роли Юлия Рутберг всегда старалась увидеть конкретный характер. Замечательно учили ее педагоги, что, если играешь плохого, то ищи в нем все же побольше хорошего. Поэтому ни один отрицательный персонаж не получился у актрисы совсем уж отрицательным. Например, она получала письма по поводу роли Эммы Константиновны в «Московских окнах», где ей говорили, что «...вот гадина, но вас так жалко!» .

В 2003 году Юлию Рутберг в числе многих звезд кино пригласили в «Участок», позже названный «народным сериалом». Актрисе досталась роль Инны Шаровой. Наверно, в жизни героиня Юлии Рутберг вряд ли смогла бы жить в деревне. Хотя… Кого только в деревне не встретишь… Свою героиню актрисе характеризовала так: «Моя интеллигентка вышла замуж. Муж привёз её к себе домой в деревню и она так там и осела. Такая овца из девятнадцатого века» .

Между съемками в сериалах актриса успела сняться в полнометражном фильме, комедии «Прощайте, доктор Фрейд!», где исполнила роль мамаши, обеспокоенной взрослением своего сына и для этого нанимающей ему психолога. На эту роль Юлия была утверждена без проб. Режиссер Марина Мигунова так и сказала: «Никто, кроме тебя» . А сама актриса признавалась: «Когда такое говорят артисту, он начинает просто расцветать, это такой допинг, после которого человек начинает творить чудеса» .

И, конечно же, знаменитый сериал «Не родись красивой», вышедший на экраны в 2005 году. По мнению самой артистки: «Это феномен . История про Золушку, которая всегда срабатывает! Но пользоваться этим надо очень аккуратно. Сильный актерский состав: , хорошие молодые актеры , из студии Петра Фоменко, …

Я получала большое удовольствие, работая в таком коллективе. А еще благодарна ребятам-режиссерам за то, что они мне дали осознанную вольницу. Вообще, эта работа была сплошным хулиганством. Все эти «дядьки» и «тетьки», «кукусики» и «бабасики» были придуманы совершенно случайно. Правда, потом чуть не сошла с ума. Выходя на улицу, всякий раз вспоминала , которую преследовала фраза «Муля, не нервируй меня!» .

Другие работы

В середине нулевых Юлия Рутберг стала одной из самых востребованных актрис. В 2006 году она была приглашена в сериал «Затмение», где поднимаются уходящие из нашего времени понятия веры, надежды, любви и бескорыстия. Юлия Рутберг играла роль матери Арсения. Артистка попыталась построить роль так, чтобы зрителям было понятно, отчего она дошла до жизни такой. Нет, не в данном конкретном случае, здесь никаких особо отрицательных вещей не написано, а именно в «сложных» людях, какой является героиня.

В том же году Юлия Рутберг вместе с компанией замечательных актеров – , и Ольгой Красько – снялась в очень веселой комедии положений «Кушать подано».

А чуть позже поступило предложение от продюсера Мирры Тодоровской сыграть в многосерийном телефильме о семье , который будет снимать молодая женщина, режиссер из Чехии. «Все Тодоровские, от мала до велика, очень профессиональные люди. И работать с ними – одно удовольствие» , – сказала как-то Юлия Рутберг.

Голос Юлии Рутберг можно услышать (хотя и не так часто) в рекламе. Да и за кадром в циклах передач, документальных и публицистических фильмах на канале «Культура» ее голос звучит. Для такой работы нужен особый настрой. Ведь артист не может помочь себе игрой. Здесь нужно внятное словесное действие – это как определённый музыкальный инструмент.

Личная жизнь

Дом, в котором жила уже состоявшаяся актриса – это продолжение дома, где она выросла. В родительском доме был один закон, самый главный: все помогали друг другу. Дети были всегда любимыми, а когда подрастали, становились помощниками родителям. И все очень переживали друг за друга. И эти семейные традиции, естественно, перешли к Юлии. Хотя из-за того, как она живет, из-за того, ее муж, актер , постоянно уезжал на съемки, у них был несколько другой быт. Но в семье тоже есть свой закон: муж обязательно утром варил овсяную кашу – ну, потому что это нужно, полезно, а жена Юлия периодически старалась сварить какой-нибудь бульон, чтобы, забежав домой днем, можно было что-то легко перехватить.

Ни в электричестве, ни в технике актриса никогда ничего не понимала. Единственное, что освоила – это мобильный телефон, да и то только те функции, которые ей показал , потому что у него такая же модель. Компьютер никогда даже не включала. Так что информацию по-прежнему предпочитала получает из книг, от людей, а общаться с компьютером совсем не хотела.

А вот сын был очень увлечен компьютером. «Гришка взрослый, самостоятельный, замечательный и в то же время очень сложный. Лицедей. Очень спортивный. Со всем джентльменским набором. Страшный обезьянец. Учится в Международном институте рекламы, безусловно, тяготеет к актёрству, но насильно толкать его никто не будет. Пусть у мальчика будет «нормальная» профессия. Его приглашали сниматься, но он отказывался. Гриша никогда не выходил на сцену, как многие актёрские дети, и не снимался в кино» , – любовно характеризовала Юлия Рутберг своего старшего ребенка.

В браке у Юлии и родился ребенок. К сожалению, это не спало семью от распада. Спустя несколько лет счастливой жизни бок о бок артисты решили прекратить свои отношения.

Для Юлии Ильиничны это был уже не первый развод в ее жизни. У нее не получилось создать крепкой семьи ни с первым супругом , ни со вторым мужем Александром Константиновичем Кузнецовым (он, к слову, и является биологическим отцом Гриши).

Когда актриса работает, отдыхает спазматически, нервно и чуть-чуть. С одной стороны, понимает, что есть слово «надо», а с другой - надеется, что будет работать с отличными актерам. А отдохнуть, наверное, успеется в другой жизни. Любит путешествовать, любит море. Обожает собирать грибы, землянику. Ей нужны лес, резиновые сапоги, платок, и чтобы ее никто не узнавал. В первые три дня отпуска актрисе хочется быть абсолютным животным: спать, спать и есть.

Юлия Рутберг всегда считала себя человеком с дурным характером. Дурность характера актрисы, наверно, заключалась опять же в том, что она оставляет за собой право назвать подлеца подлецом, белое назвать белое, черное – черным.

А еще, как она сама признавалась, ей присуща зависть. Она всегда завидовала Лайзе Минелли, что в ее жизни повстречался Боб Фосс. Она всегда завидовала , что рядом с ней оказался Александров. Она всегда завидовала Ольге Михайловне Яковлевой, что ее создал Эфрос. Она всегда завидовала тем людям, которые снимались в фильмах Ромма и Авербаха. Какого цвета эта зависть? И как она, к чему она обращена? «Вот и судите меня с этих критериев, что мне свойственно, а что – нет. Во всем остальном я прекрасная маркиза. Ваша Юлия Рутберг» .

Награды и премии

Заслуженная артистка РФ (2001).

Лауреат театральной премии «Чайка» (1997).

Лауреат премии «Лица года» (2005).

Кавалер ордена «Слава нации» (2006).

Награждена медалью «Миротворец» (2007).

Театр и киностудия стали вторым домом для Юлии еще в детстве: именно там девочка проводила свободное время в ожидании конца репетиции отца и матери. Творческими были и дед с бабушкой актрисы, поэтому любовь к искусству зародилась почти с пеленок. Уже в пятом классе Юлия четко знала, чем займется в будущем.

Юлия Рутберг стала узнаваемой и востребованной актрисой театра после участия в нескольких спектаклях.

Ее быстро заметили именитые режиссеры и стали приглашать в свои постановки. Она с радостью играла на сцене и раскрывала талант перед зрителями.

Личная жизнь женщины оказалась менее удачной: она три раза выходила замуж, но в итоге предпочла свободу.

Юлия Рутберг и пластика

Появление слухов о том, что Юлия Рутберг после пластики появилась на светском мероприятии обусловлено заметной разницей со старыми фотографиями.

Длинный узкий нос, точеные скулы, большие глаза украшали лицо актрисы в молодости.

О том, что актриса кардинально изменилась внешне, стало известно после ее появления на юбилее подруги - знаменитой фотохудожницы. Все участники мероприятия сразу же подметили, насколько сильно изменился овал лица Юлии - вместо узкого он приобрел округлые формы.

Поклонникам актрисы же стало известно об изменениях во внешности после появления громких заголовков в прессе: «Юлия Рутберг изменилась до неузнаваемости».

Изучив доступные фото, поклонники знаменитости сразу же отметили такие изменения во внешности:

  • Более широкая переносица.
  • Узкие глаза.
  • Одутловатые скулы.

И такие новые данные вызвали у них неоднозначные мнения. Многие считают, что Рутберг после пластики потеряла свою изюминку, и советуют любимице не повторять подобные эксперименты.

Но есть и другие мнения. Немалая часть публики вовсе считает, что звезда не прибегала к пластической хирургии, а просто сделала уколы красоты, которые дали такой побочный эффект. Это мнение разделяют эксперты, убежденные, что артистка просто стала жертвой неправильного применения инъекций.

Сама же Юлия Рутберг не комментирует свои новые черты лица. При этом ранее она четко высказала своб позицию по отношению к пластической хирургии и дала понять, что негативно относится к усовершенствованиям внешности с помощью эстетической медицины.

Актриса также отметила, что лицо артиста — его визитная карточка, поэтому менять что-либо в нем совершенно неуместно.

По ее мнению, лицо не должно выглядеть, как выглаженное белье, оно должно быть художественным отпечатком прожитой жизни.

Возможно, Юлия Рутберг отказалась от своих принципов или же изменения ее внешности не связаны с контурной пластикой.