Вспомогательный двигатель внутри танка м3 грант. M3 Lee в Красной Армии

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.


Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.


Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" - как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".


"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.


Проекции "Ford М. 1918".


Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?


"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.


Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.


Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.


Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.


Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.


Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)

Те читатели, которые внимательно следят за нашим сериалом, привыкли к тому, что техника и вооружение, которое нам поставлялось, были достаточно эффективны на период времени поставок. Это были достаточно передовые образцы. Да, с недостатками, но передовые и часто превосходящие или не имеющие аналогов у нас.

Герой нашего сегодняшнего рассказа настолько противоречив, что вызывает громкие споры даже сегодня. Почти все специалисты и любители боевых машин прошлого говорят о его неудачной конструкции изначально.

Не зря же этот танк сняли с производства так же быстро, как и приняли. Кстати, немногие это знают, но именно этот танк является рекордсменом по скорости создания. Ни одна боевая машина в мире не была разработана и принята на вооружение в такие короткие сроки.

Итак, герой нашего повествования американский средний танк М3 Lee, более известный у нас как М3с «Ли».

Тут просто необходимо сделать маленькую историческую справку, касательно именно советского обозначения танка. Американский М3 и советский ленд-лизовский танк М3с на самом деле одна и та же машина. Просто буква «с» - не более чем обозначение «средний».

Есть и ещё один аспект, который просто необходимо осветить в начале материала. В среде тех, кто изучает танки времен Второй мировой бытует мнение, что другой танк, известный как М3 «Грант», американского производства, но по заказу Великобритании, не более чем точная копия М3 «Ли».

Да, «Грант» действительно копировал «Ли», но имел достаточно много отличий, чтобы быть самостоятельной машиной. Не зря же он получил имя генерала Улисса С. Гранта, командующего войсками северян в годы гражданской войны.

Напомним, генерал Роберт Эдвард Ли командовал южанами в это же самое время. И американская версия М3 «Ли» названа в честь этого генерала. Этакий специфический англо-американский юмор, суть которого нам не совсем ясна.

Особенно учитывая то, что Грант победил Ли.

Кстати, обе машины получили название именно от британцев в подарок. В Британии машины шли под другими индексами.

Точно так же неверно мнение некоторых читателей о различиях в двигателях. Часто приходится слышать о дизелях «Гранта» и бензиновых моторах «Ли». Увы, но «Гранты» имели и бензиновые, и дизельные двигатели. Почему и как это происходило - не тема сегодняшнего материала.

Начнем рассказ. Февраль 1942 года. Город Слободской Кировской области. Здесь происходит формирование 114 танковой бригады. Солдаты и офицеры бригады удивляются ежедневно. Разведчики и связисты получают мотоциклы "Харлей". Водители диковинные автомобили "Форд-6", "Шевроле", "Додж".

Но больше всего удивляются танкисты. В бригаду приходят совершенно "не наши" по внешности танки М3с и легкие М3л. 69 новых, не известных в РККА средних танков.

Именно так произошло знакомство советских солдат с новым американским танком. Поставки М3с в СССР начались именно в феврале 1942 года.

Первый бой М3 «Ли» приняли уже в мае 1942 года. Наша армия предприняла попытку наступления на Барвенковском плацдарме во время второй битвы за Харьков. Увы, мы помним, как закончилась эта попытка. Наши войска потерпели жестокое поражение.

Напомним, тогда мы потеряли 171 тысячу убитыми, 100 тысяч ранеными, 240 тысяч пленными. Потеряно (уничтожено, брошено, взято в плен) 1 240 танков. Немцы и румыны тогда потеряли 8 тысяч убитыми, 22 тысячи ранеными, 3 тысячи пропавшими без вести.

Что же увидели солдаты и офицеры 114 танковой бригады? Почему внешний вид машин так ошеломляюще подействовал на танкистов?

Дело в том, что новая машина была «трехэтажная». В буквальном смысле этого слова. На первом этаже, в спонсоне, было установлено 75-мм орудие с горизонтальным углом наведения 32 градуса.

Второй этаж, башня с круговым вращением, оснащён 37-мм пушкой со спаренным пулеметом. Башня приводилась в движение гидравлическим приводом, но при необходимости можно поворачивать и механическим.

Но был и третий этаж. Правда, к счастью, похвастаться пушкой этот этаж не мог. В командирской башенке был установлен пулемет, который можно было использовать и по наземным и по воздушным целям.

Сразу возникает вопрос о самой мощной пушке. Почему она расположена в спонсоне, а не в башне?

Кстати, опять отходим на секунду от повествования. Необходимо пояснить для сухопутных читателей слово «спонсон». Слово-то флотское. Итак, спонсон - это выступ над бортом (на флоте) или «нарост» на борту бронированной машины (для тех, кто привык опираться на землю).

Так почему в спонсоне? Ответ прост. Пушка калибром 37-мм перестала устраивать танкистов. Функции противотанковой она уже не выполняла. И по американской традиции, конструкторы не стали особо задумываться над проблемой.

Если 37-мм мало, то надо взять такую, чтобы удовлетворяла и всё. И куда-то как-то впихнуть. Так было выбрано 75-мм орудие М2. А дальше, по логике вещей, необходимо дорабатывать или разрабатывать по новой корпус машины и башню. Фактически, необходимо менять саму машину.

Но шла, напомним, война, и армии США очень нужен был хорошо вооруженный средний танк…

Так появился спонсон с правой стороны корпуса. Пушка потеряла огромную часть сектора обстрела. Однако сроки принятия на вооружение не изменились.

Почему так произошло с этой машиной? Тут необходимо рассмотреть создания танковых частей в США. Мы уже писали о том, что к началу Второй мировой войны у американцев не было танковых войск.

Единственный танк, который был у американцев, это крайне неудачный М2 (выпускался 1939-41 гг.) Танк выпускался в двух модификациях и всего было собрано 146 машины (52 М2 и 94 М2А1).

Именно копируя многие узлы данной машины конструкторы и создали М3. Трансмиссия, силовая установка, ходовая часть. Многие говорят об архаичной компоновке танка М3. Действительно, к 40-м годам 20 века такая компоновка выглядит нелепо.

В целом – именно ситуация «я его слепила из того, что было». А в распоряжении американских конструкторов было очень немного.

Корпус танка M3 имеет сборную конструкцию. На сборный каркас клёпкой (или болтами) крепились броневые листы из катаной брони. Нижняя лобовая деталь состоит из трёх отдельных литых частей, скреплённых между собой болтами. Это видно на фото.

Для доступа в танк по бортам корпуса были предусмотрены прямоугольные двери, водитель на своё место попадал через люк, расположенный в правой части верхнего лобового листа, там же располагались его смотровые приборы.

Левее люка водителя в нижнем лобовом листе имелась амбразура для установки спаренного пулемёта.

Литой спонсон для 75-мм пушки устанавливался в правой передней части корпуса и крепился к нему клёпкой.

Для доступа в моторный отсек в корме и днище имелись люки, а его крыша выполнялась съёмной. Воздух к двигателю подавался через броневые короба, смонтированные над гусеницами. В них же помещались топливные баки.

Литая башня цилиндрической формы устанавливалась со смещением влево на шариковой опоре и оснащалась гидроприводом. Пушка монтировалась в маске, в ней же размещался пулемёт и перископический прицел.

Для наблюдения в бортах башни имелись смотровые щели, закрытые стеклоблоками и откидными бронированными крышками.

Командирская башенка цилиндрической формы с пулемётом располагалась поверх башни со смещением влево, вращение башенки осуществлялось вручную. Доступ в башню осуществлялся через двухстворчатый люк в крыше командирской башенки.

Посмотрим на потенциальных противников американцев - немцев. Какая немецкая машина противопоставлялась американке? Противником М3 должен был стать Pz.IV. Немецкий танк тоже вооружался 75-мм пушкой.

Если говорить о конструкции в целом, то машина имела целый ряд критических недостатков. Это и слабое бронирование. Это и высота. Это и совершенно безобразное размещение вооружения, которое просто "съедало" тот потенциал, который можно было бы добиться от машины с таким вооружением.

Американцы быстро поняли, что танк не просто сырой, но и бесперспективный. Именно поэтому в американской армии встретить М3 было проблематично уже в 1944-45 годах. Да и по количеству этих бронемашин американцы не первые.

Всего было выпущено 6258 единиц данного танка всех модификаций. Отличались модификации в основном двигателями и технологиями изготовления. Из них 2/3 были переданы по ленд-лизу британцам и СССР. Небольшая часть (около сотни машин) переданы другим странам.

Поздравляем, сбагрили этот кошмар тем, кто в нем больше нуждался.

Англичане по праву могут назвать М3 «Ли» своей машиной. Именно в британской армии находилось самое большое количество этих танков. Больше 2 тысяч единиц.


Уинстон Черчилль. Не боялся по фронтам шататься.

Первыми эту жуть получили британцы и применили в боях за Северную Африку. Внезапно (за неимением лучшего), «Ли» понравился. Он был достаточно быстр, броня немецких танков, пробивалась им без особых проблем, если правильно расположить машину по отношению к противнику.


Еще один исторический персонаж, сам Монтгомери возле своего личного танка.

Правда и сам «Ли» мог держать неприятельские снаряды с трудом, броня среднего танка была 37 мм. Несмотря на все недостатки, этот танк был единственным у британцев который мог в Африке противостоять немецким танкам, его даже в 1942 году во время боев за Эль-Аламейн (июль-август) называли «последняя египетская надежда».

В СССР было отгружено 1 386 танков. Это по американским данным. По советским данным СССР получили всего 976 машин. Потери почти 30% поставок до сих пор вызывают интерес у историков и специалистов. Машины либо утонули в северных морях, либо потерялись в иранских пустынях.

Но как бы то ни было, эта несовершенная, архаичная, несуразная машина в первый период войны все-таки сыграла свою роль. Когда танковые клинья немцев рвались на просторы России, когда наша промышленность не успевала давать фронту новые Т-34 и другие машины, М3 шла в бой. Часто в первый и последний.

Малоизвестный факт. Эти танки принимали участие в великом танковом сражении Второй мировой войны - Курской битве. Мы нашли фото М3 «Ли», который погиб как раз в этом сражении в июле 1943 года. Танк «Александр Невский».

Даже в 1944 году «Ли» ещё воевал в нашей армии. А один, наверное, самый упорный, принял участие даже в разгроме японцев на Дальнем Востоке. Как-то вспоминаются партизаны с Георгиевскими крестами за Первую мировую...

Танк получил уничижительные прозвища рядовых советских танкистов, его называли «одороблом», «каланча», употребляли применительно к нему прилагательные «двухэтажный» и «трёхэтажный», присваивали ироничные индексы: ВГ-7 («верная гибель семерых»), БМ-7 («братская могила на семерых») и все в таком духе.

Ну и традиционные тактико-технические данные героя:

Масса, т: 27,9
Длина, мм: 5639
Ширина, мм: 2718
Высота, мм: 3124
Клиренс, мм: 432

Вооружение:
- 75-мм пушка М2
- 37-мм пушка М5
- 3 (4) 7,62-мм пулемета М1919А4

Бронирование: броня стальная гомогенная
- корпус: 51 мм
- борт: 38 мм
- корма: 38 мм
- днище: 13 мм
- башня: 51 мм (лоб), 38 мм (борт)
- крыша корпуса-13 мм

Типы двигателей: R-975EC2, GM 6046, Guiberson T-1400 Series 3, Chrysler A-57 Multi-Bank

Скорость по шоссе, км/ч: 39
Запас хода, км: 193

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.


Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.


Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" - как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".


"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.


Проекции "Ford М. 1918".


Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?


"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.


Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.


Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.


Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.


Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.


Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)

В отношении этой машины очень уместно прозвучит пословица «Первый блин комом». Дело в том, что на момент принятия в июне 1940 года Американской национальной программы вооружений у США просто не было среднего танка, который можно было бы пустить в серийное производство. По требованиям документа предполагалось, что Америка должна выпускать к концу 1940-го года 14,5 танка в день, а реально было не очень понятно, какой танк вообще строить. Существовавший на тот момент средний М2, готовый к производству, уже успел стать совершенно неподходящей кандидатурой из-за крайне слабой 37-мм пушки. 92 экземпляра его модификации М2А1 было выпущено с января по август 1940 года исключительно как временная мера, пока новый танк не будет спроектирован и стандартизирован.

Итак, 37-мм пушка М2 армию не устраивала категорически. Командующий пехотными войсками США потребовал, чтобы новый танк был оснащён орудием калибра минимум 75 мм. Задачу эту следовало решить быстро, но у американских конструкторов просто-напросто не было башни, способной вместить в себя орудие такого калибра. Исключительно ради экономии времени конструкторы прибегли к заведомо проигрышному решению и предъявили представителям Танкового комитета деревянный макет танка с орудием калибра 75 мм, установленном в спонсоне, расположенном в правой части корпуса. Это «гениальное» конструктивное решение здорово усложняло жизнь танкистам, потому что не позволяло вести круговую стрельбу. Танку предстояло изображать из себя волчок.

К чести конструкторов, они заведомо не считали новый танк удачным и позиционировали его как временную меру до момента появления танка с 75-мм пушкой в полноценной поворотной башне. Военные решили, что будет выпущено около трёх с половиной сотен машин М3, а после этого производство будет переориентировано на танки с нормальными вращающимися башнями.

Вопрос строительства танков на тот момент вообще был крайне больным для Америки. У неё просто не было необходимых производственных мощностей. Имелся всего один небольшой государственный завод «Рок-Айленд Арсенал», который не мог удовлетворять растущие запросы вооружённых сил. Надо было привлекать частных подрядчиков. Выбор стоял между предприятиями тяжёлого машиностроения и автомобильными концернами. Решение приняли в пользу второго варианта, так как тяжёлое машиностроение больше предназначено для выпуска относительно штучной продукции. Автомобильным же фирмам было не привыкать «гнать поток». Фирме «Крайслер» предложили пополам с государством построить специализированный танковый завод в Мичигане. Государство при этом становилось владельцем предприятия, а управлять им должен был сам Крайслер. Кроме того, предполагалось тесное сотрудничество нового завода с «Рок-Айленд Арсенал», которое должно было обеспечить соответствие оборудования и технологии будущего танка.

Разработку М3 начали конструкторы из Абердина. Новый танк получал двигатель, аналогичный М2, и такую же подвеску. Гомогенная катаная броня была усилена и поставлена на заклёпки, как у М2. Башня и спонсон были литыми. Чтобы уменьшить опасность поражения экипажа мелкими осколками и брызгами окалины, боевое отделение было покрыто изнутри пористой резиной.

Экипаж поначалу насчитывал семь человек. Забираться внутрь машины и покидать её они должны были через боковые двери и люки в спонсоне и в командирской башенке. Танк имел очень неплохой обзор. Вес машины составил 31 тонну.

К февралю 1941 года был готов проект нового танка и почти достроен танковый завод в Мичигане. Оставалось воплотить идею в металле и провести полигонные испытания. Опытный экземпляр прибыл на полигон в Абердине 13 марта 1941 года. Испытания выявили целый ряд недостатков: чрезмерную загазованность боевого отделения, уязвимость дверей в бортах, высокую вероятность заклинивания орудия в спонсоне от попадания вражеского снаряда, слабость подвески. Всё это предстояло устранять. Зато прекрасно проявили себя приводы башни и стабилизатор орудия. Даже при движении зигзагами по неровной местности наводчику было достаточно просто целиться.

В результате доработок вместо дверей появился эвакуационный люк в днище, исключён из состава один член экипажа, установлен телескопический прицел вместо перископического и сделано ещё немало изменений. И в августе 1941 года танк М3 был наконец-то запущен в серию. Всего с августа 1941 по декабрь 1942 было выпущено более 3,5 тысячи танков этого типа.

Помимо того что танк поставили на вооружения американской армии, его закупали и англичане. Они дали своему танку имя «Грант», а американцы — «Ли», по именам генералов — участников Гражданской войны в США.

Как уже говорилось, М3 выпускали исключительно «за неимением лучшего». И потому большая часть машин отправилась по ленд-лизу в Британию и СССР. Советский Союз получил 976 машин, распределённых по отдельным танковым батальонам, полкам и бригадам. Американский танк участвовал в боевых действиях на всех фронтах, принимал участие в Курском сражении, а одна машина даже доехала до Дальнего Востока. Но в Красной Армии М3 не пользовался большой любовью. У него была недостаточная проходимость, слишком высокий силуэт и резино-металлические гусеницы, выгоравшие, стоило только машине наехать на огонь. Неподвижный танк становился лёгкой мишенью для вражеских орудий. Часто гусеницы просто сваливались. Огромные претензии вызывала компоновка орудия в спонсоне, из-за которой танку было значительно труднее вести огонь по противнику. Все эти недостатки привели к тому, что в советских войсках М3 получил невесёлое прозвище БМ-6 — «братская могила на шестерых».

В войсках союзников М3 был уже к 1944 году полностью заменён «Шерманом», в советских от него тоже по мере сил избавлялись. Но даже после войны в Юго-Восточной Азии эти танки продолжали применять в бою. На их базе также было разработано немало другой техники — начиная от самоходных орудий и заканчивая инженерными машинами.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

Про М-3-С. Так как моя тема, некоторые уточнения к ней.

Ещё более интересным соотношение иностранных танков выглядит по состоянию на 1 июня 1944 года. «Матильд» в действующей армии оставалось 48 штук, «Черчиллей» — 31 штука, М3л — 191 штука, а М3Ср — 143 штуки (включая 12 танков, поднятых с затонувшего транспорта в 1943 году). При этом, появление «Матильд» на фронте было эпизодическим, а «Черчилли» воевали севернее Ленинграда. «Неудачные» американские средние танки к этому времени всё ещё встречались в танковых бригадах.

Например, в июле 1944 года 19 М3Ср находилось в составе 41-й танковой бригады, в которой к 16 июля имелось также 32 Т-34-85 и Т-34. Действия 5-го танкового корпуса, в который входила бригада, во время Режицко-Двинской наступательной операции в июле 1944 года очень напоминали «подвиги» 1942 года. Первые несколько дней наступления были успешными, но к 22 числу начались упорные бои за Малиново. Из-за того, что пехота не поддержала действия танкистов, бригада понесла тяжёлые потери. Потери нёс и действовавший совместно с бригадой 48-й гвардейский тяжёлый танковый полк - сгорело 5 танков ИС-2, а 23 июля погиб командир полка. От 41-й танковой бригады к 26 числу осталось 6 танков, а 29 июля в бригаде числился всего один Т-34. Из 19 М3Ср 13 сгорело, 6 было подбито.


Строго говоря их в танковых бригадах к тому времени добивали. Из 143 упомянутых yuripasholok М-3-Ср 60 находились в составе с марта 1944 стоявшего в фронтовом резерве 5 танкового корпуса. Их собственно в марте-апреле насчитывавший менее чем 60 Т-34 корпус и получил. Танки (по памяти) получили по одному батальону 24, 41 и 70 танковых бригад.

В июле, для эксплуатации успеха операции Багратион, 2 Прибалтийскому Фронту Ставка выделила лимиты Т-34/85. Новейшими советскими танками генерал армии А.И. Еременко решил вооружить свой пока не участвовавший в боях ударный кулак - 5 танковый корпус генерал-майора М.Г. Сахно, передав "лишние" для 5 ТК М-3-С в состав армейских танковых частей.

Решение для фронтового штаба было вполне логичным, но в нем присутствовало два НО:
1. "Старый" личный состав корпуса в течении 3-4 месяцев занимавшийся боевой подготовкой под руководством кровно заинтересованного в этом командования, был просто не сравним с традиционно на отъебись подготовленным в учебных и запасных частях личным составом маршевых рот Т-34/85. По данным отчета командира 41 тбр полковника Корчагина наезд механиков-водителей полученных бригадой тридцатьчетверок составлял всего лишь 3(три) часа. Что еще цветочки на фоне оценки подготовки офицерского состава - " офицерский состав не имел понятия о маневре танка". Как из этого можно догадаться, никакого боевого слаживания танковых взводов и рот в запасных танковых полках реально не производилось, а подготовка наводчиков вряд ли превосходила подготовку мехводов. Что же касается стрелков- радистов, если быть точным радиотелеграфистов-пулеметчиков старших, то три полученные первыми маршевые роты, которыми укомплектовали 1 танковый батальон 41 ТБР капитана К.И.Орловского, имели их только в экипажах командиров взводов и рот, роты принятые позднее - не имели вовсе.

2. Небоеготовые маршевые роты корпус получал, сводил в танковые батальоны бригад и отправлял в бой прямо с колес, в процессе боевых действий. 24 и 70 танковые бригады провоевали всю операцию формально в двухбатальонном составе (батальон Т-34 и батальон Т-34/85), а 41 тбр в трех: 1 тб на полученных перед началом операции Т-34/85, 2 тб на М-3-С и 3 тб тоже на Т-34/85. К слову именно 3 танковый батальон бригады капитана Н.И.Мороза, прибывший в распоряжение комбрига вечером 21 июля и 22 пошедший в свой первый бой, обер-лейтенант Кариус и фельдфебель Кершер в Малиново и разделали - сгорело 6 ведуших перестрелку с немецкими самоходками и не наблюдавших за тылом Т-34/85. Попутно досталось попытавшимся выручить Мороза танкистам 48 гв.ттп (сгорело 5 ИС-2) и двум последним танкам 1 тб, к югу от Малиново исправлявшим полученные после авиаудара повреждения. Оба комбата в бою погибли - капитан Орловский сгорел в танке, а капитан Мороз видимо и был тем самым "майором - Героем Советского Союза" из мемуаров Отто Кариуса, застрелившимся не желая сдаваться в плен. Место расположения сгоревшего Т-34/85 №450 соответствует указанному Кариусом, показан погибшим только с 28 июля, когда нашли тело.

Однако вернемся к "Генералам Ли" корпуса. 40 М-3-С (матчасть танковых батальонов 24 и 70 тбр) были переданы армейской 118 отдельной танковой бригаде с экипажами до командиров рот включительно. 20 "американцев" в корпусе остались видимо только для того чтобы не оставить 41 тбр совсем без матчасти - на апрель в ней числилось всего лишь два Т-34. Оба из них "дожили" до Режицко-Двинской операции или один тот что сгорел в ней по документам неясно, Т-34/85 от Т-34 там от друг друга не отделяются. Один из этих 20 американских танков, видимо машина учебно-боевой группы, на 16 июля находился в среднем ремонте. Цитируемое Юрием донесение было несколько коряво составлено.

Безнадежно устаревшие для 1944 года "Генералы Ли", благодаря хорошей подготовке экипажей и офицеров ротного звена в боях операции показали себя великолепно. Если исходить из расхода боеприпасов американцы выдали совершенно несравнимую эффективность и интенсивность участия в боевых действиях сравнительно с практически небоеготовыми подразделениями Т-34/85 корпуса. Как видимо и экипажи Т-34 (76), хотя их настрел при трех противотанковых 76 мм артбатареях в тбр и артдивизионе 5 мсбр, а также СУ-76 1515 САП заметно сложнее отследить.

41 танковая бригада как открыла список потерь в операции тремя М-3-С, сгоревшими от огня ПТО и самоходок при форсировании р.Сарьянка 17 июля (б/н 461 корпус №3010458 и б/н 485 корпус № 4240 в д.Синица, б/н 462 корпус №3010453 в д. Новые Морозы) так и закончила ими же, когда 28 июля в боях за станцию Дауремская в бригаде сгорел последний исправный танк 2 тб и бригады в частности - М-3-С б/н 451 корпус №3010377. Судя по динамике наличия боеготовых танков, выходили из строя по боевым повреждениям американцы далеко не шесть раз.

118 отбр в Режицко-Двинской операции потеряла сгоревшими 18 "Генералов Ли" из 40.