Секреты fallout new vegas прохождение. Fallout: New Vegas, Карты, Интерактивная карта пустоши Мохаве

Практически в каждой игре с открытым миром существует некое количество сюрпризов, обнаружив которые можно внести в геймплей что-то новое и уникальное. Конечно, перечислить абсолютно все секреты "Fallout:New Vegas" практически невозможно. Но мы постараемся выделить наиболее интересные и стоящие.

Пилот в отставке

В Новаке можно обнаружить бывшего пилота винтокрыла Дейзи, которая за всю свою жизнь пережила всего лишь одно крушение. Также она поведает, что при катастрофе погибли все, кроме нее. Найдя разбившийся вертолет на местных пустошах, можно обнаружить на месте крушения уникальное оружие. Секреты "Fallout:New Vegas" во многом связаны с поиском спрятанных локаций и труднопроходимых мест, в которых можно обнаружить много полезных и интересных вещей.

Намеренное инфицирование

На заброшенном ядерном полигоне можно встретить некую Ерунду, стремящуюся во что бы то ни стало стать гулем. Непонятно, почему у такой прилежной девушки возникает подобное необъяснимое желание. Но что уж тут поделать. В случае собственной смерти Ерунда оставляет в своем домике уникальную душещипательную записку. Не рекомендуется собственноручно натравливать на нее диких гулей. Выполнение данного задания во многом зависит от удачи.

Назад в прошлое

Секреты "Fallout:New Vegas" могут содержать в себе отсылки к предыдущим частям серии. Например, отыскав на пустошах так называемый Остров смерти, можно найти уникальную броню и винтовку из второй части игры. В шахте Сильвер-Пик с можно отыскать шлем анклава, так сильно знаменитый по прошлой части. В Джейкобстауне можно найти своего давнего приятеля - Маркуса, который, собственно говоря, является основателем данного городка. Таким образом, много ностальгического и интересного можно встретить по ходу игры в "Fallout:New Vegas": секреты, броня, оружие, уникальные истории, и еще много чего другого.

Гламурный пип-бой

В городке Фрисайд можно найти магазинчик "Мик и Ральф". При разговоре с продавцом можно взять квест, в котором главному герою предстоит разрешить проблему с Омертой, а точнее с поставками оружия. Выполнив задание, Мик вознаградит нас сполна - подарит бриллиантовый пип-бой. Так можно внести в игровой процесс немного визуального разнообразия.

Неожиданная сделка

Гуляя по ранчо "Перекати-поле", можно обнаружить выжженную землю. Пройдя рядом с данным участком местности, можно услышать звук, напоминающий телепортацию. Обернувшись, можно увидеть супермутанта, который предложит главному герою купить винтовку "Перекати-поле". Следует знать о том, что появляется странный торговец лишь один раз за запуск игры. Чтобы повстречать его во второй раз, нужно перезапустить игру, загрузив нужные сохранения. Как сами видите, секреты игры "Fallout:New Vegas" порой преподносятся самым неожиданным образом.

Личная коллекция

Коллекционирование - довольно интересное занятие в мире "Fallout". Собирая снежные шары (всего их 7) в номере-люкс, расположенном в казино "Лаки-38", можно получать за каждый 2000 крышек. Сортировкой сувениров на постаменте занимается Джейн, одна из подруг мистера Хауса, поговорить с которой по этому поводу можно в любое время. Таким образом, секреты "Fallout:New Vegas" могут приносить огромную прибыль.

Действия Fallout New Vegas, исходя из названия, происходят на территории бывшего Лас-Вегаса и пустыни Мохаве. По сравнению с третей частью Fallout, New Vegas стал более интересным и разнообразным. Для игрока открывается гораздо больше возможностей для развития персонажа и сюжетной линии в целом.

Как таковых, особенных секретов игра не содержит. Пупсы, как неотъемлемый элемент третьей части, в ней отсутствуют. Но есть чуть большее количество развивающих персонажа книг и журналов, временно повышающих навыки. Из коллекций, вместо пупсов, можно собирать именное оружие, броню и снежные шары.

Где в Fallout New Vegas найти все снежные шары.

Снежных шаров в основной сюжетной линии Нью-Вегаса - семь, плюс по одному шару из каждого из четырёх дополнений. Итого одиннадцать штук. Собирать их совершенно не обязательно, так как навыки они не добавляют. Но их можно продать за 2000 крышек мистеру Хаусу, кроме шара Сьерра-Мадре, он принесёт игроку 2000 фишек одноимённого казино.

  • Снежный шар "Гудспрингс" - вы найдёте на кладбище Гудспрингс возле одной из могил:
  • Снежный шар "Мормонский форт" - находится в Фрисайде в старом мормонском форте, в помещении охраны на втором этаже;
  • Снежный шар "гора Чарльстон" - в гостинице Джейкобстауна, на столе рядом со входом.
  • Снежный шар "Авиабаза Неллис" - на авиабазе Неллис - базе бомбистов, в музее на столе справа от входа;
  • Снежный шар "Стрип" - в комнате Сары убежища 21;
  • Снежный шар "Дамба Гувера" - в инфоцентре дамбы Гувера;
  • Снежный шар "Полигон" - коктейль бар "Лакки 38" за кассовым аппаратом;
  • Снежный шар "Сьерра-Мадре" на крыше Салида-Дель-Соль, что на вилле;
  • Снежный шар "Национальный парк Зайон" - магазин-склад. На нижней полке за прилавком;
  • Снежный шар "Большая гора" - лаборатория X-17 - метеорологическая станция;
  • Снежный шар "Одинокая дорога" - в локации "Разлом", на площадке отдыха у станции 7. Второй этаж.

Именное, редкое, оружие New Vegas

Огромным плюсом Фоллаут Нью-Вегас является большое количество именного, редкого, оружия с интересными свойствами. Что-то можно купить, что-то украсть, что-то просто найти. Сейчас рассмотрим:

  • "Машина" - самозарядная винтовка с высокой точностью, увеличенным магазином, большой прочностью и малым расходом очков действия. Её можно получить в лагере Маккаран у сержанта Контрераса, после выполнения не отмеченного задания "Сделка с Контрерасом". Навык "Оружие" - не меньше 75;
  • "Всеамериканский" - усовершенствованный карабин стрелка, отличается несколько большим уроном и повышенной скорострельностью. Место нахождения - оружейная палата "Убежища 34". Для использования этого карабина навык обращения с огнестрельным оружием должен быть на максимуме;
  • "Обеденный колокол" - улучшенный вариант охотничьего дробовика с меньшим разбросом дроби и чуть увеличенным уроном. Можно получить в качестве награды за выполнение задания "Бери всё";
  • "Таинственный магнум" - он весит больше и гораздо быстрее ломается, чем классический "Магнум" 44 калибра, однако превосходит его в темпе стрельбы. Можно получить во время прохождения квеста "Таланты, отзовитесь!", после найма Лоунсема Дрифтера, пройдя проверку на навык - "Бартер" (значение должно быть не менее 50);
  • "Счастливчик" - представляет из себя более совершенную версию револьвера "Магнум" 357 калибра с большим шансом критического попадания, увеличенным уроном и темпом стрельбы. Находится в Примме в отеле "Бизон Стив", в запертом сейфе;
  • "Винтовка скаута Гобийской компании" - она практически ничем не отличается от обыкновенной снайперской винтовки, разве что дольше не ломается, да и глушитель, при всём желании, на неё поставить нельзя. Место нахождения - ящик для оружия, закрытый на очень сложный замок на снайперской позиции в западной стороне от Коттонвуд - Коув;
  • "Крысобой " - уникальная варминг-винтовка с установленными на неё всевозможными модификациями такими как: оптический прицел с режимом ночного видения, глушитель, увеличенный магазин. Обладает повышенной прочностью, точностью, увеличенным уроном и скорострельностью, плюс повышенный шанс критического попадания. Можно найти в пещере Брок на востоке от походного лагеря Легиона;
  • "Тот самый" - пяти зарядный автоматический револьвер, несмотря на немалый вес и некоторую уступку в наносимых повреждениях, он выгодно отличается от своих собратьев, повышенной скоростью стрельбы и перезарядки. Новак, магазин сувениров "У динозавра". Его можно купить или украсть со склада магазина.
  • "Бластер Чужих" - обладающее стопроцентным шансом критического попадания, абсолютной точностью и огромным, для одноручного оружия, уроном, бластер этот стреляет только энергоячейками чужих, и требует высоких навыков в обращении с энергооружием. Найти его можно обнаружив трёх пришельцев к северу от фермы Хоровица и к востоку от ранчо "Перекати поле".
  • "YCS/186" - уникальная винтовка Гаусса с увелиенным магазином, за счет чего увеличивается и наносимый урон. Найти её можно в лагере наемников, у лидера, в самой северной части карты.
  • "Плазменная винтовка Ван Граффов" - плазменная винтовка стреляющая двумя зарядами одновременно. Получить её можно от Ванграффов, согласившись работать охранником. По окончании квеста винтовку забирают. Но всегда можно сней убежать!
  • "Тесла-Битон" - улучшенная версия винтовки "тесла". Значительно увеличен урон. Найти можно на месте крушения винтокрыла. Очень не надёжна.
  • "Пью-Пью" - лазерный пистолет с увеличенным уроном аж в 6 раз. Хранится в штаб-квартире «Сансет Саспариллы. Становится доступен после предъявления робату 50 крышек со звездой.
  • "Тук-тук" - уникальный топор с увеличенным уроном и специальным ударом - "как дам". Сбивает противника с ног. В туалете пожарного депо Сёрчлайта.
  • "Клинок Востока" - ядовитый меч с увеличенным уроном. Принадлежит легату Ланию.
  • "Освободитель" - улучшенная версия мачете. Увеличен урон и скорость атаки. Найти его можно в Нельсоне.
  • "Фигаро" - оружие скрытого ношения, обладающее повышенной скоростью атаки и уроном, а также увеличенным шансом нанести критический удар, плюс ко всему большая прочность и малое колличество потребляемых очков действия. Находится она в клубе банды королей во Фрисайде, у персонажа по имени Серджио. Получить её можно убив Серджио или с помощью кражи.

Уникальная и редкая броня и одежда в Fallout New Vegas

Помимо стандартной, широкораспространённой, брони и одежды, в Fallout New Vegas, которую можно повсеместно купить в магазинах или просто найти на пустошах, в игре присутствует некоторое количество редкой, с дополнительными или необычными характеристиками брони и одежды, найти которую, без подсказки, достаточно сложно.

  • Комбинезон "РобКо" - этот комбинезон даёт плюсом пять единиц к ремонту, но при этом придел урона брони равняется нулю. Найти этот комбинезон можно в Вестсайде у Дермота.
  • Костюм Бенни - немного улучшенный деловой костюм. Прибавляет по пять единиц к навыкам бартера и красноречия. Получить его можно убив Бенни или путём реверсивной кражи.
  • Костюм доктора Клейна - зелёный костюм, прибавляющий 10 единиц к науке и 2 единицы к интеллекту. Найти можно в посёлке Хиггса, в доме №101.
  • Костюм доктора Мёбиуса - улучшенный и перекрашенный в красный цвет, вариант костюма безумного учёного. Обладает улучшенными показателями харизмы (на единицу) и интеллекта (на 2 единицы), а также увеличивающий навык науки на 15 единиц. Находится он у купола запретной зоны, вправо от лестницы, которая ведёт к резервуару с мозгом Курьера.
  • Костюм президента Кимбола - увеличивает красноречие на пять пунктов. Получить этот костюм можно только в случае смерти президента Кимбола во время визита на дамбу Гувера.
  • Лабораторный халат Убежища - тот же самый лабораторный халат, только добавляющий плюс пять единиц к науке. Его можно купить у Сары Вайнтроб из убежища 21.
  • Наряд Веры - красивое платье, которое улучшит навыки бартера и красноречия на пять пунктов, а также прибавит дополнительную единичку к харизме. Всего есть только два экземпляра платья и найти их можно путешествуя по люксам казино "Сьерра-Мадре". Один обитает в сейфе у входа в лифт, направляющийся в хранилище. А второй, собственно в люксе Веры, прямо на её скелете.
  • Одежда и мормонская шляпа Дэниэла - ковбойский костюм с улучшенными параметрами бартера и медицины, шляпа, в свою очередь, прибавляет дополнительную пятёрку к красноречию и единицу к восприятию. Его одежду можно найти в сундуке, после завершения сюжета дополнения.
  • Ряса отца Элайджи - немного видоизменённая ряса старейшины братства. Даёт своему носителю дополнительные два пункта к сопротивляемости урону, а также даёт ему статус принадлежности к Братству Стали. Как уже ясно, один экземпляр носит тец Элайджа, а другой можно найти в сундуке в комнате отца Элайджи, которая находится в заброшенном бункере братства стали.
  • Смокинг Дина - парадный костюм увеличивающий навык красноречия на пять единиц. Костюм принадлежит Дину Домино. Можно получить, достав из инвентаря, если взять Дина в партнёры, либо убив его.
  • Униформа и фуражка генерала Оливера - этот костюм добавляет 20 единиц к очкам действия и 2 единицы к харизме, фуражка прибавит ещё одну единицу к восприятию. Получить его можно с трупа генерала.
  • Плащ Улисса - чёрный плащ, добавляющий пять процентов к шансу критического попадания плюс единицу к харизме. Плащ будет лежать в сундуке, после окончания прохождения дополнения.
  • Броня Цезаря - это броня представляет собой, в сущности, одежду, поэтому уровень защиты у неё очень низкий, зато запас прочности на высоте. Кроме того она добавляет по пять пунктов к навыкам красноречия и выживания. Даёт статус члена Легиона. Получить её можно убив Цезаря, или украв у него, положив вместо неё другую броню с более высоким пределом урона.
  • Костюм киллера - дающая плюс десять к скрытности, первая рабочая версия стелс-костюма. Её можно найти в медицинской клинике Сьерра-Мадре.
  • Броня Джошуа Грэхема - на 3% увеличивает шанс критического урона, обладает хорошим уровнем защиты и запасом прочности, кроме того у неё относительно небольшой вес. Получить её можно после окончания сюжетной линии из сундука, или же с трупа Джошуа Грэхема.
  • Защитный комплект - костюм плюс шлем, обеспечивает своего владельца максимальной сопртивляемостью к ядам и присутствие постоянного эффекта ночного видения. Его можно найти на Полигоне Опасных Материалов под защитой силового поля, которое можно отключить с помощью звукового эммитера или получив пароль к модулю 3К. Он, в свою очередь, находится на заводе инновационных токсинов Z-43.
  • Броня и шлем "Тесла" семьи Геннонов - она обладает более меньшим весом, чем обычная силовая броня, да и предел урона у неё тоже поменьше. Зато она улучшает сопротивление радиации аж на 20 единиц и прибавляет десятку к навыку энергетическое оружие. Шлем же, ещё немного, на пять пунктов, улучшит сопротивление радицаии, хотя и отнимет один пункт у харизмы. Получить эту броню можно за выполнение квеста "Давние времена", убедив Аркейда Геннона остаться в Мормонском форте, а Оставшихся сражаться с Курьером, какую бы сторону он не выбрал. Также её можно, просто напросто снять с его трупа.
  • Разведброня (КС) Кристин - уникальная разведброня, которую использует Круг Стали. От обычной разведброни она отличается только большим запасом прочности и слегка увеличенным предклом урона. Найти её можно рядом со сломанным Авто-Доком в медкомплесе Y-17.
  • Стелс-броня "Марк 2" - обладающая искусственным интеллектом и встроенным медицинским модулем, стёлс-броня уведомляет о появлении врагов и отпускает разного рода шуточки. Костюм собирается по частям в исследовательском комплексе Х-13. Собранная полностью, и прошитая до последней версии, стелс-броня добавляет своему владельцу плюсом 20 единиц скрытности, по единице к восприятию и ловкости, и, кроме того увеличивает скорость продвижения в режиме скрытности на целых 20%.
  • Броня 87-го племени - аналоговый вариант брони легата Лания, не дающий статуса члена Легиона. Увеличивает на 10 пунктов очки действия, на тройку - шанс критического урона и плюс единица к харизме. Броня принадлежит Гаю Магнусу из Драй-Уэлз. В этот город можно попасть, только если в ходе квеста "Апокалипсис", ядерный удар был нанесён по позициям Легиона.
  • Опалённая силовая броня "Сьерра" - является трофейным вариантом силовой брони Т-45d. Увеличивает сопротивление огню на 25 единиц, добавляет 2 пункта к очкам здоровья и один к силе. Находится у полковника Ройза на 15-ой трассе. Правда получить доступ к этой трассе можно только если в ходе квеста "Апокалипсис", нанести удар по позициям НКР.

Cекреты и пасхалки Fallout New Vegas

Напомним, что пасхалки - это прикольные отсылки к предыдущим частям игры, либо к моментам не имеющим ни какого отношения к Fallout.

1. Например скелет в шляпе, лежащий в разбитом холодильнике, по дороге в Гудспрингс - явная отсылка к фильму "Индиана Джонс и королевство хрустального черепа".

2. Ещё парочка скелетов, по именам Оуэн и Беру, найдётся возле дома в Ниптоне. Это прямой намёк на "Звёздные войны", ведь именно так звали приёмных родителей Люка Скайуокера.

3. Ещё одной отсылкой к фильму, на этот раз "Красный рассвет", будет вариант ответа на предложение сдать оружие при входе в казино. Эта фраза звучит так: "Возьмите его из моих холодных, мёртвых рук.".

4. О местоположении новой локации - "Колодца Джимми", можно узнать, если напарником себе вы изберёте пса Рекса, который залает поблизости от хижины Филдса. Откроется диалог, и вуаля - новая локация. Там вы найдёте скелет со шляпой и особенным пневматическим ружьём. Эта пасхалка является отсылкой к одному из квестов во второй части Fallout.

5. Если вы смотрели фильм "Чужие", то вспомните фразу Хадсона: "Они выходят из стен! Они выходят прямо из чёртовых стен!" и именно она доносится из рации во время битвы за дамбу Гувера. Кстати, труп самого Хадсона можно обнаружить возле центра управления, в одной из комнат.

6. В штаб-квартире в Коттонвуд-Коув, на одной из стен, можно увидеть любопытную надпись на латыни - "Romanes Eunt Domus", что означает - "Римляне, Убирайтесь Домой". Эта фраза является отсылкой к комедийному фильму "Житие Брайана по Монти Пайтону".

7. Другой отсылкой к одному из фильмов знаменитой английской шестёрки комиков - "Монти Пайтон и священный Грааль", является святая граната, которую можно найти в подвале церкви лагеря Серчлайт.

8. Есть и ещё одно напоминание о Монти Пайтон, и это нападение на героя банды, состоящей из трёх пожилых леди, сразу же после посещения им Сирулиен Роботикс. Это отсылка к их знаменитому скетчу - "Адские Бабушки".

9. Закрытый номер казино "Ультра-Люкс", скрывает в своих стенах труп детектива Крузо, внешний облик которого полностью списан с героя сериала "C.S.I. Место преступления Майами" - Горацио Кейна, роль которого исполнил актёр Дэвид Карузо.

10. Маленького когтя, под именем Полосатик, что является отсылкой к фильму "Гремлины", можно обнаружить в посёлке Хиггса, прямо за домом доктора Бороуса.

11. После того, как вы поможете Мику, одному из совладельцев магазина во Фрисайде - "Мик и Ральф", разрешить свои проблемы, затрагивающие поставки оружия, с Омертой, он, в благодарность за результат, подарит вам пип-бой украшенный бриллиантами.

Мир Fallout: New Vegas - огромное пространство, пустоши, напичканые различными секретами и пасхалками. Даже ветеранам Fallout: New Vegas будет интересно узнать об игре что-то новое.

  • Недолеко от источников Гудспрингс находится разбитый холодильник со скелетом и шляпой внутри, это отсылка к фильму "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", так разработчики выдвинули свое мнение, что на самом деле случилось с героем фильма после ядерного взрыва.
  • На стене штаб-квартиры в Коттонвуд Ков, вы найдете фразу "Romanes eunt domus" - это ссылка на фильм "Жизнь Брайана по Монти Пайтон".
  • Пасхалка на "Жизнь Брайана по Монти Пайтон" была не единственной ссылкой на фильмы режиссера Терри Джонса, в подвале церкви лагеря Серчлайт вы можете найти Святые осколочные гранаты и инструкции к ним "Выдерни чеку и считай до трех" - это ссылка на сцену в фильме Монти Пайтон и Священный Грааль, ну и на Fallout 2.
  • В другой встрече вы можете поговорить с леди Джейн, где у вас будет разговор, в котором она заявляет, "Что насчет ГНР? ". Можно ответить - "Грызуны необычного размера, я не думаю что они существуют."Это четкая ссылка на фильм Принцесса-невеста.
  • В Fallout 3 у вас была возможность помочь Мойре Браун в Мегатонне в ее исследовании Пустоши для ее книги "Руководство по выживанию". Ну, книга опубликована и теперь и вы можете найти копии в пустыне Лас-Вегаса.
  • В Ниптон вы можете найти сожженые останки двух трупов по имени Оуэн и Беру. Эти отсылки на приемных родителей Люка Скайуокера в "Звездных войнах". Если вы помните, в оригинальных "Звездных войнах" они были убиты Императорскими штурмовиками, а их дом был сожжен.
  • Во время сдачи квеста "Вы будете знать, когда это произойдет", один из возможных вариантов ответа рейнджеру Гранту будет "С нами все в порядке. Спасибо. Как сам?". Это отсылка на фильм "Звездные войны: Новая надежда", когда Хан Соло говорит: "Сейчас все просто отлично. Все в порядке. С нами все в порядке. Как сам?"
  • Если у вас в спутниках Рэкс, то проходя мимо Гэлиос 1 вы услышите как Рэкс заскулит. Вы можете спросить его "Кто то упал в колодец?". Это отсылка на сериал Лесси. После этого момента в вашем пипбое появиться новое место - "Колодец Джимми".
  • Во время финальной битвы вы можете услышать фразы типа "Игра окончена парень", "Они вылезают из стен". Это отсылки к фильму "Чужие".
  • Во Фрисайде вы можете наткнуться на группу бабушек со скалками, которые очень хотят вас ими поколотить. Это, возможно, отсылка к скетчу Адские бабушки (Hell"s Grannies) по Монти Пайтону.
  • У завода РЕПКОНН есть реальный прототип. PEPCON (Pacific Engineering Production Company of Nevada) - завод по производству ракетных ускорителей и находиться неподалеку от Лас-Вегаса. Завод стал известен после взрыва в 1988 году.
  • В форте Старых мормонов, во Фрисайде, в палатке живут 3 персонажа - Рой, Уэйн, и Фаррис. Сложенные вместе, Рой Уэйн Фаррис - это имя WWF профессионального рестлера по прозвищу Honky Tonk Man.
  • Перк Профессионал является отсылкой к фильму Леон, который вышел в Америке под названием, правильно - Профессионал.
  • Перк "Адамантиновый скелет" является отсылкой на персонажа Россамаху из вселенной "Люди X".

Отчаянных искателей приключений всегда манили темные пещеры и глубокие подземелья, заброшенные комплексы и старые военные базы. Набивка рюкзака ценным скарбом — неотъемлемая часть любой ролевой игры, и Fallout не исключение. Но Мохаве богата не только жуткими локациями. Башня Нью-Вегаса, эдакий постъядерный Изенгард, манит своим величием днем и неоновыми огнями — ночью. И попасть туда мечтает каждый: чтобы сорвать джек-пот или уйти с пустыми карманами.

Совсем недавно мы знакомились с малыми народами Пустошей, помогали НКР и наращивали любимому персонажу мускулы. Не пришло ли время сменить потрепанный бронежилет на элегантный костюм или вечернее платье и отправиться в самое сердце мира азартных игр — сияющий яркими красками Нью-Вегас? Однако не спешите вешать ружье на стену — экскурсия в цивилизованный мир вовсе не означает, что там не найдется грязной работенки...


Прежде чем посетить самый блистательный город Пустошей, мы немножко поработаем городским меценатом. Скажете, скучно? Отнюдь нет. И в громадном мегаполисе, и в богом забытой деревушке найдется немало квестов и любопытных открытий. Местные жители не гордые — сразу зовут на помощь, только и успевай их выручать!

Повесть о бандитском городке...

...где властью может быть и робот, и сбежавший заключенный

На юге от стартового селения Гудспрингс раскинулся Примм. Это не самое гостеприимное местечко в Мохаве — на площади кучкуются бандиты, а остатки адекватного населения держат оборону в казино «Викки и Вэнс». В двух шагах отсюда расположился немалый пост НКР, но те только разводят руками — разогнать десяток оборванцев им, видите ли, не под силу.

Это интересно: Примм существует и в реальности, в штате Невада. В нем же есть казино Primm Valley и казино-отель Buffalo Bill, прообразы игровых зданий — казино «Викки и Вэнс» и отеля «Бизон Стив».

Протектрон патрулирует казино круглые сутки. Глупая жестянка не догадывается, что охранять уже нечего.

Город, который мне нравится (Джонсон Нэш или помощник шерифа Бигл). В отеле «Бизон Стив» обосновалась шайка бандитов — они убили шерифа и захватили в плен его помощника. Сначала ликвидируем всех подрывников в округе и освободим неудачливого стажера. А дальше три развилки — мы идем выбирать нового шерифа, и этот выбор повлияет на то, как к нам будут относиться жители города.

    Примм-Слим. Протектрон работает гидом в казино «Викки и Вэнс» — его можно перепрограммировать (наука 35) на работу шерифа. Этим будет недоволен Бигл, ведь он лишится должности.

    На заметку: протектрона можно обработать с помощью трех ядерных батарей четырех проводников. Только при таком раскладе Бигл останется помощником.

    Майерс. В исправительном учреждении НКР прохлаждается бывший шериф Примма. Если вы «свой человек» для подрывников, они пропустят на базу без лишних слов. Майерс соглашается, но просит помилования со стороны НКР. Бежим на аванпост Мохаве и убеждаем майора (красноречие 30). Возвращаемся уже в Примм — Майерс там. Жители довольны шерифом и начинают выходить из казино, вас ждут скидки в магазине, Бигл получает расчет.

    Сержант НКР. Город можно отдать под юрисдикцию НКР. Идем к лейтенанту Хейесу, тот жалуется на нехватку подкреплений. Путь лежит на аванпост Мохаве — убеждаем майора (бартер 20) и возвращаемся. Результат: горожане недовольны налогами, цены на товары повышаются, Бигл все равно уволен.

С Приммом связано несколько неотмечаемых заданий. По пути в город (если идти со стороны Гудспрингс) в Примм вам повстречается Бартон Торн и попросит спасти девушку из лап гекконов. Ликвидировав опасность, вместо благодарности мы получим град пуль. После убийства неудачливого квестодателя обыщите тайник на краю утеса — там боеприпасы и опыт за обезвреживание ловушек.

Осмотрев разбитую витрину в казино «Викки и Вэнс», вы увидите, что оружие Вэнса пропало. Расскажите об этом Примм-Слиму (наука 50). В журнале появится заметка с намеком, что следует топать в Вестсайд. К востоку от этого района стоит одинокая хибара из железных листов. Внутри нас ждет криминальная парочка Сэмми и Полин. Говорим с девушкой, давим красноречием (55), затем просим у Сэмми ключ от сейфа, где оружие лежит. Его можно открыть и без ключа (взлом 100).

На заметку: награда за задание — уникальный пистолет-пулемет. Вернуть его на витрину казино уже не получится, он становится вашей собственностью.

Звездная болезнь

Во время странствий по Мохаве вам будут изредка попадаться крышки саспариллы со звездой. В определенный момент вас догонит некто Малколм Холмс и поведает историю о загадочном сокровище и о том, что оно достанется тому, кто соберет полсотни таких крышек. Если убить странника, вы получите сразу шесть крышечек со звездой. Есть 5%-ная вероятность получить «звезду», утолив жажду напитком «Сансет саспарилла». Со сбором этих крышек связаны два квеста, и за их выполнение мы получим Steam-достижение.

На заметку: недалеко от Ниптона вы повстречаете Томаса и Джеклин, стреляющих друг в дружку. Можно вступиться за кого-то из них. Если идти по пути справедливости, то убить лучше Джеклин (она хотела обокрасть Томаса). Если проявить в разговоре с парнишкой красноречие, вы получите опыт и семь крышек со звездой.

    Легенда о звезде (Фестус). В заводском цеху «Сансет саспариллы» слева при входе стоит автомат с заводной куклой. Можно поиграть с ней в «подкову удачи» (шанс выиграть одну крышку со звездой) или послушать интересные рассказы. Если попросим рассказать о звездах, активируется задание. Остается собрать достаточно крышек и опустить в щель. Фестус рассказывает историю возникновения напитка, и... все. Квест провален (видимо, баг локализации — в журнале задание отображается выполненным).

    Бесценный урок (Фестус). Просим у марионетки нормальную награду — получаем наводку на секретную комнату. Отправляемся туда и обнаруживаем труп Алена Маркса — еще одного охотника за легендарными богатствами. Там же можно найти 319 значков «Сансет саспариллы» (ценности не представляют) и уникальный лазерный пистолет «Пью-Пью». Забираем голографическую запись, и квест заканчивается.

Магазинчик — во чреве динозавра...

...а судьбы жителей — в руках курьера

Гори синим пламенем, мерзкая ящерица!

На юго-востоке, на распутье торговых путей, расположился тихий городок Новак. Это своеобразная «зона нейтралитета» — здесь не заправляет никакая группировка и не важно, во что вы одеты. В городе есть уютная гостиница (можно снять комнату и использовать ее для хранения своих ценностей — все вещи будут в безопасности и никуда не исчезнут) и магазин экзотических сувениров. Внешняя идиллия обманчива: даже фоновая музыка в Новаке отбивается тревожным ритмом, звонко намекая, что здесь не все в порядке.

Это интересно: название города произошло от вывески отеля, где было написано «No Vacancy». Часть букв отвалилась, и теперь надпись читается не иначе как «No Vac».

Похищение (Крейг Бун). Ночью «в пасти динозавра» дежурит снайпер Бун. Он попросит (если у нас нет плохой репутации в НКР) узнать подробности по пропаже своей жены. Улики ищите в гостинице (Нелай Нунан укажет на нее). Дождитесь ночи и вскройте напольный сейф — так вы узнаете, кто за всем стоит. Остается лишь пригласить выбранного человека (лучше поступить по справедливости и сдать Буну настоящего предателя) на ночную прогулку к статуе динозавра и подать снайперу сигнал... Награда: берет 1-го разведбатальона (+1 к восприятию, +5% критического урона).

В старом ракетном комплексе можно не только получить запутанный квест, но и покрошить мертвяков в авангардный салат.

Давай полетаем (Мэнни Варгас). На полигоне недалеко от Новака обосновались гули, наша задача — их оттуда спровадить. Пробираемся внутрь комплекса и знакомимся с идейным вдохновителем гулей — Джейсоном Брайтом. Тот рассказывает о космическом путешествии и просит нас прогнать теней из подвала. С мутантами можно договориться: примите стелс-бой (тени изначально враждебны) и найдите в одной из комнат их вожака — Дэйвисона. Если вы не убили ни одного мутанта, он согласится поговорить (в противном случае нападет) и расскажет, что тени уйдут, если помочь им найти партию стелс-боев. Нам нужен компьютер, но в этой комнате сидит гуль Харленд и убивает всех, кто сделает хоть шаг навстречу. Он уйдет, если мы отыщем его подругу. Не попадаясь на глаза мутантам, бежим вниз, отпираем дверь тюрьмы (ключ лежит на столе в одной из комнат) и в одном из отсеков находим труп девушки. Возвращаемся к Харленду — тот покидает Убежище. Из записи в терминале узнаем, что контейнеров со стелс-боями нет, бежим к Дэйвисону, тот огорчается, но уводит свой отряд прочь. Остается доложить об успехе Брайту и проследовать за ним в подвал. Подготовка к запуску ракет завершена, не хватает лишь изотопа и модуля регулирования тяги. Модуль покупаем на свалке мамаши Гибсон, а изотоп находится сразу в трех местах на выбор — возле Кларк-Филда (на трупе мистера РАДикала), в магазине «У динозавра» (в Новаке) или в штаб-квартире РЕПКОНН (в виде сувенирных ракет). Относим детали Крису и рассказываем, что гули не берут его в путешествие. Лучше отговорить его от мести (красноречие не требуется) и подняться на смотровую площадку для запуска ракет. Можете сделать так (наука 55), чтобы ракеты столкнулись при старте (потеря кармы) или чтобы гули приземлились ближе к своей цели (добрая карма и повышение репутации в Новаке). За выполнение квеста получаем опыт, добрую славу и одноименное достижение в Steam.

Добро пожаловать в город Королей...

...а также убийц, головорезов и одного секс-бота

Детей обижать нельзя. Как бы вы ни старались, нанести урон этому мальчику не получится.

Сюда попадают те, от кого мисс Удача отвернулась во время игры в элитных казино. Здесь в любом закоулке может таиться вооруженный бандит. Здесь собираются те, кому больше некуда пойти. Если вы уже видели нечто подобное — вы были именно во Фрисайде.

Неофициальный хозяин города — Король со своей бандой. У него можно получить одно, но объемное задание. Здесь находится штаб Последователей Апокалипсиса — стоит лишь заглянуть в старый мормонский форт. Квестами можно разжиться в казино «Атомный ковбой» и оружейном магазине «Серебряная лихорадка».

Солдатский блюз (Король). «Крестный отец» города предлагает серию поручений. Первое — разоблачить чересчур удачливого охранника. Бежим к северным воротам и нанимаем видного типа по имени Оррис. Когда он (якобы) перебьет головорезов — блесните интеллектом (6 или выше), а затем сдерите с него крышки (бартер 50). Только не стреляйте в «мертвых» бандитов, иначе телохранитель станет враждебным.

Вторая просьба Короля — разузнать, кто напал на его людей. Расспрашиваем потерпевших и возвращаемся. Теперь наш работодатель желает выяснить, каким ветром в эти края занесло военных из НКР. Джули Фаркас направит нас на стоянку скваттеров, к Элизабет. Это место охраняется, если вы посещали Джули, охранников можно убедить красноречием. Альтернатива: выудить пароль у одного из миссионеров. Первый попросит пройти тест на знание истории НКР (ответы — Танди, Шейди-Сэндс, двухголовый медведь), а в случае неудачи продаст ключевое слово за сотню крышек (бартер 70), второму достаточно красноречия 70. В разговоре с мисс Кирен спросите, почему они не кормят местных. Вас перехватит Пейсер — не требуйте с него крышек, иначе мирным путем конфликт решить не получится. Во время беседы с Королем вам сообщат о перестрелке близ железной дороги. Отправляемся туда (уберите оружие и опустите руки, нажав R по умолчанию) и разговариваем с Элизабет. Шкурка Пейсера спасена, осталось лишь вернуться за наградой.

На заметку: Король обещает выполнить одну нашу просьбу на выбор: свободный доступ на Стрип, деньги или вступление в банду. Не спешите с выбором. Лучше в сюжетном задании «Королевский гамбит» попросите прекратить войну с НКР — это единственный способ уладить ситуацию бескровно, без убийства Пейсера.

Король — человек уважаемый, однако вид у него ну совсем не интеллигентный.

Самое время (Джули Фаркас). Глава Последователей просит помочь двум наркоманам — механику Биллу Ронте и химику Джейкобу Хоффу. Разговор с бедолагами укажет на торговца Диксона — поговорите с ним «по душам» (красноречие 35). Приободрите Билла и Джейкоба добрым словом (красноречие 50) и возвращайтесь в старый мормонский форт за опытом. Джули теперь сможет раз в сутки снабжать вас одним из медикаментов на выбор.

У Последователей Апокалипсиса можно разжиться неотмечаемым поручением. Джули жалуется на нехватку медикаментов — мы поможем ей наладить поставки . К Мику и Ральфу идти бесполезно, в «Красный караван» тоже, единственное решение — договориться с Гарретами из «Атомного ковбоя». Говорим с Джеймсом, затем возвращаемся к Джули, рассказываем Гарретам о согласии Последователей (получаем славу в Фрисайде) и опять бежим радовать мисс Фаркас (слава Фрисайда и Последователей).

На заметку: чтобы вступить в ряды Последователей, недостаточно выполнить эти квесты. Оказывайте Джули помощь медикаментами (принимаются детоксин, мед-Х, антирадин), пока не заработаете славу «кумира». Пополнив их ряды, вы получите лабораторный халат (медицина +10; наука +10) и ключи от тайной квартиры.

Атомное танго (Джеймс Гаррет). В казино «Атомный ковбой» нас попросят завербовать необычных работников для интимных услуг. Где кого искать?

Ковбой-гуль:

    Беатрикс Рассел. Обитает в мормонском форту. Уговаривается при бартере (35), красноречии (35) или за пузырек абсента.

Краснобай (две кандидатуры на выбор):

    Сантьяго. Сидит за магазином Мика и Ральфа. Соглашается без каких-либо проверок.

    Старый Бен. Ошивается возле входа на Стрип. Убедите красноречием (50) или навыком «Черная вдова» («Убежденный холостяк»).

Секс-бот:

    Фисто. Ищите на заводе «Сирулиен Роботикс». Взломайте терминал и загрузите программу (наука 52 или загрузочный диск, купленный в магазине Мика и Ральфа). Механизм можно протестировать лично, вне зависимости от того, какого пола ваш персонаж.

Старушки не одобряют любовные акты с механизмами. Но они все равно нападают, независимо от того, «тестиро-
вали» мы секс-бота или нет.

Коллектор (Френсин Гаррет). Управляющая «Атомного ковбоя» предлагает работу «налогового инспектора» и просит выбить крышки из ее должников. Сантьяго расстанется с деньгами, если его ударить или проявить красноречие (50). Если он был завербован в ходе миссии «Атомное танго», Гарреты просто вычтут долг из его зарплаты. Гуль Грекс отдаст крышки просто так или если избить его, а при красноречии 40 и 60 можно потребовать с него еще больше крышек и одежду. С Леди Джейн блесните восприятием (7) или используйте особенность «Шерше-ля-фам» («Женоубийца») — так она заплатит все и сразу. А можете наведаться в пещеру Брок — все равно там лежит коллекционная винтовка «Крысобой». Последний наш клиент (Френсин скажет о нем после того, как мы обдерем предыдущих должников) — Калеб Маккаффери. Убедите его (красноречие 40), и он уйдет. За квест получаем от Гарретов опыт, крышки, славу Фрисайда и ключ от комнаты в «Атомном ковбое».

Два сапога пара (Глория Ван Графф). Сначала поработаем охранником «Серебряной лихорадки»: первого покупателя прогоняем, второго пропускаем после обыска, третьего убеждаем красноречием (65) и впускаем, четвертого пытаемся обыскать и убиваем, Пейсера можно просто отшить. Теперь станем курьером — при передаче посылки проявите красноречие (75) и получите крышки. Далее самый грустный момент задания: Жан-Батист просит привести ему Кэсс, вашу потенциальную спутницу, а после «разговора» она умрет, ведь если мы заступимся за нее — квест будет провален. Последний этап миссии: сделка с легионерами. Дабы не портить отношения с Легионом или НКР (сходка закончится эпической резней), просто постойте в сторонке, а когда все закончится, заберите у Глории награду — боевую броню Ван Граффов, крышки и опыт.

На заметку: чтобы не провалить ни одного задания, предварительно выполните личный квест Кэсс «Плата по счетам», причем выбирайте мирный его исход, с поиском доказательств против Ван Граффов, а не их убийством.

Воровские будни

Просмотрев в Steam глобальную статистику достижений, вы заметите, что медаль «Карманник» получил всего лишь 1% игроков. Откуда ж такая нелюбовь к древней профессии — облегчению карманов зевак? У вора две беды: для успешной кражи следует развивать «скрытность», а само это занятие влечет за собой потерю кармы.

Таких подлецов, как Бенни, и обворовать не грех.

В этом деле есть несколько хитростей. Если грабить мирных граждан запрещается, а к врагам близко не подойдешь — воруйте у потенциальных врагов. Черти из Убежища 3, подрывники, отрицательные NPC — вот наши клиенты.

Прибавку к скрытности дает разведброня (+5) и журнал «Фантом» (+20, если взята особенность «Образованный») — это увеличит шансы на успешную кражу. Стащить легче какую-то мелкую вещицу, нежели винтовку или броню, но не воруйте предметы с нулевой ценностью (гильзы, записки) — это за кражу даже не посчитается.

И главное — обчистить следует не пятьдесят карманов (как говорится в описании достижения). Можно полсотни раз обокрасть одного NPC, утаскивая по одному патрону зараз.

Из жизни алого караванщика...

...или Об экономических разборках постъядерных предприятий

В центральных землях Мохаве, недалеко от звездного Нью-Вегаса, расположилась штаб-квартира компании «Красный караван». Руководительница этого бизнеса, Элис Маклафферти, стремится к монополии на рынке частных грузоперевозок и ради этой цели не брезгует ничем. Она щедро платит и дает четкие указания. У нас есть хорошая пушка и навыки убеждения. Почему бы не помочь?

Не стойте на пути у мастера владения энергооружием, иначе от вас только мокрое место и останется. Вот такое.

Можешь на меня положиться (Элис Маклафферти). Серия курьерских и шпионских поручений. После того как мы отнесем посылку Хилдерну, Элис даст еще три задания. Сперва убедим Кэсс (бартер 50 или 75, либо красноречие 50 или 75) продать все права на свой караван, затем заставим Генри Джеймисона бросить работу (красноречие 50). В завершение проникнем на завод к «Оружейникам» и украдем чертежи. Ждем, когда охранники уйдут, проскальзываем на территорию (взлом 50) и заходим в здание. Можно дождаться, когда все работники отправятся спать, а затем войти в мастерскую и скачать данные из терминала, или активировать стелс-бой, чтобы забрать чертежи прямо так. Награда за каждый из трех этапов квеста — 500 крышек, а в конце опыт и слава у НКР.

На заметку: если во время проникновения в штаб «Оружейников» вы где-то наследите, Элис урежет ваш оклад до четырехсот крышек.

Прессинг (Элис Маклафферти). Кто-то начал расплачиваться фальшивыми крышками, и директору компании это не нравится. Нас ждет экскурсия в штаб-квартиру «Сансет саспариллы». Ничего сложного: выводим из строя пресс по изготовлению крышек, отстреливая по пути одиноких роботов-охранников. Награда: 500 крышек, немного опыта и слава у НКР.

Независимые окрестности Нью-Вегаса...

...где охотник здесь получит по заслугам... и по башке

Кто-то нам предложит горы золота, кто-то ключи от квар-
тиры, где деньги лежат, но Рыжая Люси пошла еще даль-
ше, предложив в качестве награды... себя.

К западу от Нью-Вегаса раскинулся мирный район Вестсайд. Единственное задание валяется буквально под ногами — найдите люк в подземную локацию «Торн» и познакомьтесь с местной смотрительницей арены. Вам предложат выйти на бой или делать ставки, но если вы желаете получить достойную награду — предложите свою помощь и будьте готовы вдоволь побегать и очень много стрелять.

Бери все (Рыжая Люси). Вы охотник, ваша цель — яйца самых опасных мутантов Мохаве. Смотрительница поочередно предложит принести кладки яиц богомолов, радскорпионов, огненных гекконов, касадоров, ночных охотников и когтей смерти. Замысловатые прохождения не предусмотрены — отправляемся по маркеру, убиваем хищников, забираем яйца. За каждое выполненное поручение Люси будет подкидывать крышки, патроны, иногда оружие. Чтобы увеличить денежный приз, применяйте бартер (50, 60, 70, 80, 90 и 100 соответственно). Против когтей смерти используйте оружие потяжелее — гранатомет или крупнокалиберную снайперскую винтовку. Если идете через пещеру Дед-Винд — захватите противопехотные мины. В конце квеста рыжая фурия выдаст нам уникальный дробовик «Обеденный Колокол» и предложит «разделить все богатства Торна».

Охотитесь на крупную дичь? Тогда и пушку прихватите соответствующую.

На заметку: те яйца, что вы раньше собирали в ходе приключений, для выполнения этих заданий не подойдут. В любом случае следует топать на отмеченные локации и взять предмет «кладка яиц».

На севере от Стрипа — площадь Норт-Вегаса. Это независимый регион, и здесь находится место всем, лишь бы вели себя мирно и пушкой не размахивали.

Кто-то должен приглядеть (Крендон). Городской охранник предлагает нам (красноречие 45) навести порядок в регионе. Для начала прогоним (красноречие 45) скваттеров. Следующий этап: спуститься в северный коллектор и припугнуть (красноречие 65) банду смутьянов. В завершение отправимся в дом Хостетлеров — там нас попросят проследить за девчонкой Элис и разузнать о ее новых знакомцах. Идем к Джулсу, затем в «Серое здание», обманываем (красноречие 70) головореза, отпираем комнату Энди (взлом 50, потеря кармы) и находим в ней записку. На выходе вас перехватит гуль — не атакуйте его, спокойно уйдите. В доме Хостетлеров вас найдет Элис. Чтобы мирно уладить семейный конфликт, сначала проявите красноречие 70, затем интеллект 7, а дальше выберите фразу «Дай им шанс». От миссис Хостетлер получаем крышки (если бартер 65 — еще больше крышек).

Я — легенда!

Мохаве — земля не только запутанных квестов и интересных локаций. Это еще и заповедник, где обитает уйма всякой живности. В душе каждого из нас живет охотник, но не всем дано найти и сразить «легендарных» представителей вида. Где же искать эти уникальные экземпляры?

Именно так в Мохаве умирают легенды.

    Огненный геккон-легенда (пещера Файер-Рут). Убить можно издалека с возвышенности, как и всю стаю, только не свалитесь вниз по неосторожности, урон у «легенды» — дай бог каждому.

    Ночной охотник-легенда (пещера Бладборн). Наденьте броню покрепче и вооружитесь скорострельной пушкой. Помогут Бун и ЭД-Э в команде. Можно предварительно заминировать проход и выманить туда легендарного мутанта.

    Касадор-легенда (шахта Силвер-Пик). Летает в шахте, почти под самым потолком. Довольно пассивен, можно его подстрелить издалека без вреда для здоровья. На охоту берите дальнобойных спутников и хорошую винтовку (лазерную или снайперскую).

    Коготь смерти-легенда (пещера Дед-Винд). Самый опасный монстр Мохаве. Вооружитесь гранатометом, минами и винтовкой с бронебойными патронами. Не подпускайте монстра близко — убьет вас одним махом. Минируйте проходы, стреляйте из гранатомета или винтовки и быстро прячьтесь — чудище не злопамятно, в другой конец пещеры за вами не побежит.

Битвы кланов, войны в казино...

...если вдруг здесь квест подкинут — будет нам не все равно

Звездный Стрип Нью-Вегаса — наша следующая остановка. Законодательная власть в городе принадлежит таинственному мистеру Хаусу, исполнительная — триумвирату кланов: «Омерта», Председатели (во главе с Бэнни), «Белая перчатка». На первый взгляд, это солидные общества, но у каждого есть и козыри в рукаве, и пауки в чулане.

Для начала в этот самый Вегас следует проникнуть. Врата Стрипа охраняют секьюритроны, которые пропускают только богачей (потрясите перед роботом мешочком с 2000 крышками — путь открыт), хитрецов (купите паспорт в магазине Мика и Ральфа), ученых (наука 80) и силачей (убейте роботов и заберите ключи).

На заметку: если у вас высокая репутация у НКР или Крейг Бун в команде, можно в лагере Маккарран сесть на монорельс и проехать к станции «Бульвар Лас-Вегас» на Стрипе.

У мафии свои законы и традиции. Предателей всегда убивают из обреза.

Прощай, любовь (Джоана или Карлитос). Во внутреннем дворе казино «Гоморра» вас встретит соблазнительная девушка. Трижды ее очаруйте (красноречие 25, 50 и 75) и пройдите в комнату с уютной постелью. Если заметите, что у нее проблемы со здоровьем (медицина 50), она расскажет историю своей любви. Ее самец прячется в Убежище 21. Поможем влюбленным сердцам воссоединиться. Курсируем между «Гоморрой» и Убежищем, пока Карлитос не расскажет о плане побега. Идем во Фрисайд, заручаемся поддержкой двоих друзей и возвращаемся к Джоане. В полночь (не раньше) скажите ей, что готовы к побегу, затем сопровождайте ее вместе с подружками к воротам Стрипа. После встречи двух влюбленных подкатят головорезы «Омерты» — убедите их добрым словом (красноречие 75 и 85) или припугните (сила 8 и 9). Награда: опыт и повышение кармы (если не взяли деньги).

Как мало мы знаем (Джоана). Прежде чем удалиться вместе с возлюбленным, Джоана поведает, что Качино что-то затевает против мистера Хауса. Отправляемся в «Гоморру», если взята особенность «страшный человек», грубим охраннику и находим Качино. Разговор ничего не принесет, поэтому воруем у него дневник прямо из карманов (карма не понижается). Этот компромат можно вернуть ему или продать боссам «Омерты». Второй вариант нам не подходит, так как в конце миссии мы теряем репутацию на Стрипе. Возвращаем дневник владельцу и получаем задание — отговорить Тройка и Клэндена от сотрудничества с Большим Сэлом и Неро. Клэнден раскалываться не желает; украдите у него ключ, а в номере за шкафом вскройте сейф, где лежат записи. Отдайте ему улики взамен за крышки и обещание покинуть Стрип. Попросите Тройка рассказать историю об убийстве девушки (медицина 30), а затем утащите из офиса Большого Сэла доказательства того, что все было сфабриковано. После попросите Тройка (красноречие 70) уничтожить оружие. Выйдите из казино, потом возвращайтесь к Качино. Пришел смертный час двух боссов «Омерты». Поинтересуйтесь, какую пакость задумала семья (красноречие 80), и подавайте сигнал Качино. Большой Сэл падет сразу же, Неро добейте кулаками или из пистолета. Квест завершен, мы получаем добрую славу на Стрипе, а Качино может дать нам 50 фишек для игры в казино.

Удивительно, но угомонить человека с автоматом легче всего именно кулаками.

На заметку: вовсе не обязательно выполнять задания, связанные с Тройком. Чтобы Качино решился выступить против боссов, достаточно сказать ему, что Клэнден покинул город.

Когда луна восходит над башней (Эмили Ортал). Когда вы впервые выйдете из казино «Лаки 38» (не важно, говорили вы с Хаусом или нет), вас перехватит представительница Последователей Апокалипсиса и попросит установить жучок в точку доступа сети «Лаки 38». Ставим жучок и возвращаемся. Награда: добрая слава у Последователей.

Жажда мести (Уолтер Фебус). Возле станции «Бульвар Лас-Вегас» прогуливается пара пожилых фермеров. Поговорите с Уолтером (можно проявить восприятие 7). Тот желает отомстить Хеку Гундерсону, своему конкуренту. Чтобы решить конфликт мирно, поговорите с Этель Фебус. Затем убедите Уолтера (красноречие 75), что местью он ничего хорошего не добьется. Квест завершен.

Это важно: возьмите это задание до завершения квеста «Пища для гурманов». В противном случае фермеров вы просто не найдете.

Пища для гурманов (Хек Гундерсон). Квест в лучших традициях Hitman, с расследованиями и свободой в принятии решений. В «Ультра-Люкс» вы встретите грустного скотопромышленника. У него пропал сын, наша цель — найти его и привести к отцу. Есть много способов завершить задание, ниже приведен тот, где мы получим больше выгоды для себя и общества.

Вот же малец неблагодарный! Его только что от смерти спасли, а он мне о каких-то чертях втирает.

Идем в ресторан «Гурман», беседуем с Марджори о пропаже Теда (не лгите ей, что вы тоже кушаете людей, — потеряете репутацию). Теперь отправляемся к Мортимеру, обманываем его (красноречие 62), притворно соглашаемся выполнить просьбу и получаем ключи от номера следователя. Сыщик уже мертв, обыщите его и возьмите спички. На нас нападет парочка членов «Белой перчатки» — убейте их, не привлекая внимания. Подходите в парилку в четыре часа дня. Чонси расскажет о замысле Мортимера, но в конце беседы того прикончит ассасин. Расправьтесь с убийцей и идите к Марджори — она выдаст доступ в закрытую секцию клуба. Идем на кухню, охранника убеждаем (красноречие 55), а повара заставляем уйти (медицина 55). Готовим блюдо (выживание 75 или интеллект 6 + рецепт Филиппа) и подмешиваем в вино химикаты (нужен мед-Х). Ровно в семь часов вызываем официанта по интеркому. Осталось освободить Теда из холодильника и провести его на торжественную трапезу «Белой перчатки». Чтобы не попасться на глаза охране, присядьте и незаметно проберитесь Мортимеру за спину. Как только он закончит речь, быстро к нему подбегаем (Тед бежит за вами) и говорим, что члены клуба кушали обычное мясо, а не человечину. Тем же путем выбираемся обратно и отводим Теда к отцу. Солгите старику, что не знаете о похитителях, или проявите красноречие (35) — получите добрую славу в «Белой перчатке» (распространяется на весь Стрип) и 500 крышек.

На заметку: не забудьте снять с тела Чонси торжественную одежду. Именно этот наряд желает заполучить Вероника — один из ваших возможных спутников. За это она вас обучит «приему писца».

Дождитесь, когда каннибал закончит свою речь, и только потом покидайте укрытие, чтобы разоблачить негодяя.

Таланты, отзовитесь! (Томми Торини). В казино «Топс» расположился театр «Туз» — можете предложить местному руководителю помощь в подборе актеров. В разговоре блесните бартером (50), и вы получите в награду 5% от прибыли с каждого актера, вместо изначальных 3%. За каждого человека нам дадут крышки и славу Стрипа. В конце Steam нам присваивает одноименное достижение.

    Билли Найт. Стоит возле ворот Стрипа. Соглашается за просто так, но можете его вразумить (бартер 25), чтобы знал цену своей работе.

    Хадриан. Томится в «Атомном ковбое». Убедите Гаррета разорвать с ним контракт. В разговоре с Джеймсом блесните бартером (50), красноречием (50) или особенностью «страшный человек». Обрадуйте гуля и возвращайтесь к Торини.

    Брюс Айзек. Прячется в Новаке. Не лгите и не угрожайте — послушайте рассказ и отдайте визитку, тот сразу согласится.

    Лоунсем Дрифтер. Сидит у костра рядом с локацией «Высохшее озеро Эльдорадо». Выслушайте историю его жизни, затем попросите плату за свои труды (бартер 50) — получите уникальный револьвер «Таинственный Магнум».

На заметку: в Убежище 21 есть неотмечаемый квест. Саре не хватает кожаных костюмов Убежищ — за найденную одежку она будет награждать крышками и славой Стрипа. Если блеснете бартером (65) — сможете приносить ей костюмы бомбистов.

Источник вдохновения (Майкл Анджело). В мастерской (возле Убежища 21 и посольства НКР) трудится художник. Заметьте (медицина 55), что он боится покидать свой дом. Майкл попросит сфотографировать пять интересных мест в Мохаве — все они обозначены на карте. Необязательно, чтобы в кадр попадало все сооружение целиком. Расстояние тоже не имеет значения. Награда: крышки и добрая слава Стрипа.

Даже днем вывески казино приманивают своими огнями толпы зевак и состоятельных посетителей.

Однако сделаться миллионером, методично обдирая казино, не выйдет. Как только мы выиграем слишком много, нас вежливо попросят больше не играть, а когда мы станем персоной нон-грата во все игровых заведениях — Steam наградит нас достижением. Рассмотрим «уровень жадности» всех казино:

    Викки и Вэнс (Примм) — 2500 крышек.

    Атомный ковбой (Фрисайд) — 5000.

    Гоморра (Стрип) — 9000.

    Топс (Стрип) — 10000.

    Ультра-Люкс (Стрип) — 15000.

В казино Нью-Вегаса популярны три игры: рулетка, блэк-джек и «однорукий бандит». Если вы не азартный игрок, но хотите по-быстрому добыть достижение — поиграйте в блэк-джек. Здесь, в отличие от других игр, не все зависит только от удачи.

Всегда играйте на максимальной ставке (она и так смешная — всего двести фишек), следите, чтобы не превысить сумму в 21 очко (лучше не рисковать и недобрать). Если после раздачи сумма ваших карт 8—11 — смело удваивайте ставку.

На заметку: несмотря на лимит, есть способ заработать намного больше денег. Закупите побольше фишек и играйте на игровых автоматах, пока не выпадут три семерки (или их аналог), — вы сорвете джек-пот, хотя и не получите поощрительных подарков от администратора казино.



Война... война никогда не меняется... и не заканчивается.

Разработчики продолжают выпускать дополнения, а игроки с нетерпением ждут русской озвучки. Это значит, что наши странствия еще не закончились — еще будет немало поводов как опробовать новые приключения, так и еще не раз пережить былое.

Все действия в котором происходят в восточном районе Новой Калифорнийской республики. Для тех, кто не играл в предыдущие версии игры, понять и оценить новинку достаточно сложно, так как новых графических приколов нет. Разработчики добавили в Фоллаут Нью Вегас новых героев и соперников. Это и последователи Апокалипсиса, и оружейники, и торговцы с других городов. Более того, поклонники почувствую ностальгию за былыми временами, поскольку каждая новая глава написана с учетом оценки всех тех преимуществ и уникальных моментов, которые были в прошлых сериях Фоллаут.

Прохождение этапа «Бомбисты»

Каждый квест Фоллаут полон сюрпризов. Некоторые из них ждут геймеров в квесте «бомбисты».

Когда персонаж будет прогуливаться по Стрипу Нью – Вегаса, легионер Калифорнийской Республики предложит встретиться с их послом Крокером, резиденция которого расположена в последней секции Стрипа. Дэннис Крокер будет ждать в здании, рядом с местом, куда попадет игрок, пройдя северные ворота. Оказавшись внутри помещения, стоит открыть левую деверь, пройти в конец коридора. Там найдете Крокера.

Цель визита к послу – тот попытается уговорить вас, помощь Республике, склонив Бомбистов на сторону официальной власти.

Персонаж должен следовать по карте на авиабазу Неллис. Здесь, обсудив все детали с Перл, «В небо». Его простое прохождения прибавит вам славы и заслужит уважения среди Бомбистов.

Когда их расположения к вам будет закреплено, возвращайтесь к послу и сообщите о своем результате. За поддержку НКР вы заслужите уважение посла и .

Знаменитый королевский гамбит

Когда квест «Бомбисты» окончен, Деннис Крокер поделится с вам информацией о Фрисайде, который совершает банда «Короли», и идеей как с ними бороться. Здесь вариантов два:

  1. Убить главаря банды Пейсера;
  2. Сотрудничество с Королями в целом.

Рассмотрим первый вариант, так как он самый тяжелый.

По предварительной информации игрок должен знать, что у Пейсера больное сердце и к тому же он злоупотребляет наркотиками. Чтобы получить точные данные о состоянии его здоровья, прокрадываемся в Старый мормонский форт, и крадем медицинскую книжку главаря. Благодаря истории болезни, убийства Пейсера.

Опять есть 2 варианта:

  1. Подсыпаем Психо в Винт;
  2. Создаем проблемы с семьей Ван Граффов.

Изначально проверяем сейф Пейсера. Находим там винт. Он скрыт под видом блока сигарет. Вас предупреждают о том, что могут обвинить в убийстве Пейсера. Берем винт и возвращаемся к послу. Он советует вам обратится за помощью к Ральфу в «Мик и Ральф». Он пишет главарю Королей записку от Жана – Батиста Резака и назначает ему встречу.

Обнаружив её, Пейсер отправится в энергооружия – Серебряную Лихорадку и покончит с собой.

Стоит предупредить, что этот вариант сработает, только в случае, если в магазине уж все мертвы. Коли же вы не убили продавцов, следуете за Пейсером. Оказавшись там, убиваете его с лазерного оружия.

Важно – сообщить о результате послу и поговорить с новым лидером группировки.

Второй метод – добиваемся расположения семейства Ван Графф, сыграв в квест «Два Сапога – пара». Здесь играет Глория и обязательно появится Пейсер. Заводим с ними разговор, толкая на конфликт. Поступая как благородный геймер, убиваем в схватке Пейсера.

Второй вариант развития событий – дипломатия.

Посол предложит вам связаться с некой Кассандрой Мур. Она передаст через вас послания лидеру Королей, чтобы он отступил или будет убит отрядом её бойцов.

Передав это, Король нападет на вас и вашу охрану. Битва неизбежна. Отряд поможет вам убрать с дороги Пейсера. Главное – отдаете приказ.

Важно – если вы сообщите Крокеру, что убили лидера – . Но, если отдать бойцам приказ стрелять, то репутация Фрисайде не пострадает и от посла в качестве вознаграждения получите 300 крышек и допуск к следующему уровню.

Стоит отметить, что прохождения данного квеста с соблюдением выше указанных советов, поможет персонажу заработать 1300 опыта, более чем 700 крышек, хорошую репутацию в НКР и расположения посла. Как дополнительное вознаграждения можно получить 200 крышек, но для этого геймеру нужно 60 Бартеров. Помните, если вы просто убьете Пейсера, не обхитрив посла, награды никакой не получите.

Видео обзор прохождения некоторых этапов игры: