Охотник тролль гайд вов 3.3 5. Аддоны для охотника

Почему большинство игроков для игры в ПвЕ выбирают ММ Ханта, потому что при его полной раскачке – это самый мощный по ДПС персонаж. По своим техническим характеристикам ММ Хант намного превышает по бурсту и молниеносной реакции других игроков. В каждом рейде наличие Ханта дает возможность получить общий улучшенный дамаг по нашим боссам. Как научиться быстро и качественно играть ММ Хантом, как сделать его дамаг крутым и без провалов, вам расскажет об этом Гайд по ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ , и станете лучшим ДПСером в кратчайшие сроки!

Как для меня, так я отдал предпочтение троллям. Именно данная раса достаточно круто не только пасется внешне, но и имеет достаточно весомые расовые бонусы для персонажа. Это что ни есть лучший выбор.

Еще достаточно неплохо подходят на роль Ханта именно Орки. У них улучшенная сила атаки, да и питомец будет жрать противника немного больнее.

Некоторые игроки выбирают Дренея. Эта раса приносит ползу не только самому Ханту, но и будет улучшать меткость во всем рейде, а это так же не плохо. Но Дренеи совершенно не смотрятся в качестве охотников.

Прокачиваем характеристики ММ Ханта для 3.3.5 ПвЕ

Меткость – это первое, что должен набрать Хант для нормального дамага. Следует учесть, что при прокачке талантов, вы уже получаете 3 процента к меткости. Остальные пять необходимо добирать самому. Но это намного проще, чем собирать все 8. Делается это с помощью чант и шмота.

Рейтинг пробивания брони – для начала необходимо всего 700 единиц. Эта цифра будет являться софт капом. Но стремиться Ханту необходимо к показателю на АРП в 1400 единиц. Это наш Хард кап. Если же вам сложно дойти хотя бы до минимума, то для нормальной игры попытайтесь качнуть агилу – ловкость. Если софт кап набран с помощью только шмота, то до Хард капа геймингом можно дотянуть достаточно легко.

Критический удар – это великий стат для Ханта, когда урон при каждом выстреле будет удваиваться. Этот стат обычно раскачивают на сто процентов, благо что это достаточно легко сделать.

Скорость – обычно на нее никто не обращает внимания пока показатели АРП не достигнут своего Хард капа. Нам необходимо только каст хантовского «Вечного выстрела», дотянуть до определенной скорости, а в остальном на Хасту можно забить.

Немного о талантах ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Тут есть некоторые различия в талантах. Это будет зависеть от того, с какой расой вы решили бегать по инстам в качестве Тролля. Так же есть некоторая разница и для Фракций, например: если вы выбрали Альянс, то лучше взять метку охотника, чем «Точное наведение». Если выбрали Орду, то совсем наоборот «Точное наведение» имеет в топовом гире наибольшие преимущества. До тех пор, пока показатель АРП для вас является заветным числом, то лучше играть через «Улучшенный чародейский выстрел», нежели чем брать «Глушащий выстрел» и быструю расправу.

Второй вариант предназначен для тех, кто дотянул АРП до нужной планки. Если вы играете на Циркле, то Метка охотника работает там криво и брать ее нет смысла. Большее преимущество можно отдать таланту «Быстрое наведение», в результате вы не будете проседать по ДПС на Лане, или же Тухлопузе и им подобных боссах.

«Сильный дух ястреба» — вам не придется постоянно думать о скорости. Этот талант будет давать вам ее столько, сколько необходимо в рейдах, тем более что КД талант не имеет.

«Точное наведение» — отлично работает на Лане, на Тухлопузе и им подобных боссах. Не позволяет падать вашему ДПС в моменты когда меткость начинает падать.

«Хватай за горло» — достаточно взять хотя бы одну единицу. Этот талант позволит юзать все абилки вашего Пета за счет вашего тонуса. В результате Пет будет носителем достаточно большого дамага.

«Быстрая расправа» — позволяет быструю стрельбу прожать несколько раз за бой, так как её КД будет снижено на целых две минуты.

«Глушащий выстрел» — не позволяет запустится глобальному кулдауну. Поэтому чтобы улучшить ДПС, его обычно макросами прописывают во все связки заклинаний. При том, что этот выстрел будет еще улучшать ваш АРП.

Так как у нас по остальным талантам вопросов не должно возникать, можно перейти и к другому разделу. Именно наш новый Гайд по ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ позволит раскачать персонажа правильно и грамотно для того, чтобы уверенно дамажить в рейдах и давать самый крутой ДПС.

Символы для ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

«Символ укуса змеи» — этот глиф позволяет продлить действие заклинания, к тому же вы еще получите несколько дополнительных тиков, что улучшит ваш урон от заклинания «Укус химеры». Для ММ Ханта отличный выбор.

«Символ верного выстрела» — вам постоянно придется вешать на противника укус змеи. Это заклинание будет увеличивать до 10 процентов урон он верного выстрела.

«Символ убийственного выстрела» — это самая большая по дамагу абилка, и символ будет снижать не только внутренне КД самого заклинания, но и улучшает работоспособность.

«Символ ложной смерти» — позволяет прямо во время боя пить различные зелья, фласки, у3лучшает набор аггро, и снижает время КД заклинания на 5 секунд.

«Символ лечения питомца» — если у вас не так много еды для вашего прислужника, то лучше спамить заклинание постоянно после вайпа. Это немного приподнимет настроение вашему другу.

«Символ воскрешения питомца» — позволяет заклинание произносить мгновенно.

Таланты нашего питомца в 3.3.5 ПвЕ

Тут первым делом мы должны определиться, какого именно питомца вы бы начали прокачивать. Так вот ответ будет крайне определенном, это Волк. Именно данный пет имеет среди своих способностей «Неистовый вой», который будет давать своему предводителю 320 единиц к силе атаки.

При этом круто то, что все таланты Пета работают в пассивно в режиме, кроме «Рыка» и «Зова дикой природы». На панель нам нет необходимости их выводить, так как все идет на автокасте. При этом все таланты можно раскачивать как угодно, но не забывать про вышеперечисленные.

Не стоит и в качестве пета выбирать Осу. У нее основным спеллом будет «Ужалить», который всего то понижает до 5процентовброню и при этом не имеет стаков. Это самый невыгодный по ДПС пет для ММ Ханта в ПвЕ .

Немного поговорим о шмоте ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Так как по гайду у нас будет идти упор именно в АРП, то соответственно и шмот будет одевать под данный стат. В результате вам необходимо собрать 4 куска Т10, и в результате только поножи мы заменим на ноги, которые падают с Леди на 25ке.

Пояс – мы берем тот, который падает с Совета на 10ке или с Тухлопуза на 25ке.

Шея – только с Синдры 10 – 25.

Сапоги – лучшими будут с РС 25 или же с Тухлого в ЦЛК на 10.

Плащ — лучше всего купить за баджики льда.

Наручи – отличные падают с Саурфанга на 25ке.

Кольца – одеваем за репутацию в ЦЛК, с Валитрии на 25ке, или же с Саурфа на 10ке.

Лучшие трини для Ханта падают с Саурфанга на 25ке и в Рубиновом Святилище тоже на 25ке.

Камни для ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Так как у нас самым приоритетным статом будет являть АРП, то и камни мы будем выставлять соответственно нашим приоритетам.

Большинство камней выставляем на 20 единиц к рейтингу пробивания брони. Помните, что необходимо оставить два отверстия для слезы, которая даст нам по 10единицдля каждой характеристики.
Так же ММ Ханту необходимо обязательно иметь один желтый сокет для того, чтобы активировать наш мета камень. В качестве мета сокета лучше взять «Алмаз жестокого Землепровителя». Он позволит улучшить нашу ловкость и крит.

Если вам удалось набрать необходимый показатель АРП, то вторым статом по приоритетности становится ловкость для Охотника. Поэтому по камням ориентируйтесь сами.

Наложение чар для ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Ротация ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Чтобы вам было понятнее, необходимо дать некоторым талантам соответствующе описание, чтобы вам была понятна их механика и принцип действия.

«Убийственный выстрел» — относится к физическому дамагу и дает наибольший урон среди всех заклинаний ММ Ханта. Когда ваш таргет достигнул по ХА 20 процентов – это самый приоритетный выстрел, который прожимается строго по КД. Причем на остальные абилки не стоит обращать внимания.

«Укус змеи» — на противника вешаем всегда. Это даст возможность увеличить урон для любого последующего заклинания. Причем дает дополнительные возможности для Выстрела Химеры. В результате Выстрел химеры не эффективен без укуса змеи. Помните об этом.

«Выстрел химеры» — после вашего автошота, это самое эффективное заклинании при совместном использовании с укусом. Если химера даст 10к урона противнику, то следующий укус еще дополнит уроном в 4к.

«Прицельный выстрел» — Так как у нас раскачка Охотника идет через Арп, то данный выстрел будет намного приоритетнее чем чародейский. От чародейского урон будет крайне низким в отличие от прицельного.

«Верный выстрел» — обычно в ротации занимает крайнее место в приоритетности, но при этом далеко не последнее. Сам по себе выстрел имеет каст и не позволяет наращивать урон. Поэтому он и не имеет той привлекательности для ММ Ханта в ПвЕ, как того хотелось бы. Чаще всего абилка используется как наполнитель между заклинаниями, когда все находится на откате.

«Глушащий выстрел» — сам по себе достаточно сложный в использовании, но при наличии грамотных макросов, жизнь для ММ Ханта становится более привлекательной.

По сути ММ Хант имеет две ротации: до того как вы набрали АРП,и после того, как хард кап пробивания брони у вас в руках. В первом варианте добавлено заклинание «Чародейский выстрел».

Если уже собрали хотя бы минимальный показатель пробивания брони, то чародейский выстрел вылетает из ротации и его место занимает «Прицельный выстрел». Ротация, а именно последовательность заклинаний, немного меняется, что дает возможность нам дамажить без перерыва и наносить постоянный дамаг.

В результате вы получаете первоклассный ДПС, который не сравним с другими игроками рейда, так как Охотник в ветке «Стрельба» — это совершенное оружие в руках умелого геймера.

Как улучшить ДПС для ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Этот пункт должен у вас быть в качестве основной памятки, для того чтобы быть лучшим по дамагу.

— «Укус змеи» и «Метка охотника» — это постоянные дебаффа, которые необходимо своевременно обновлять и вешать на противника.

— «Для танка» есть также классная штука у Охотника – это «Перенаправление».

— «Убийственный выстрел» не имеет эффективности, пока цель не достигла по ХП уровня в 20 процентов. Тогда заклинание начинает прожиматься постоянно по КД не обращая внимания на другие абилки кроме укуса змеи и метки охотника».

— «Выстрел химеры» используется только совместно с укусом змеи. Без него это заклинание не даст того эффекта по ДПС какого хотелось бы.

— «Если вам необходимо сбросить аггро, то для этого необходимо применить «Притвориться мертвым». Это позволит боссу остаться на танке и не ринуться в вашу сторону.

Наиболее эффективные профессии для ММ Ханта в 3.3.5 ПвЕ

Здесь опять необходимо учесть приоритеты по АРП. И в этом Охотнику может помочь именно Кузнечное и Ювелирное дело. По ювелирке вы получите возможность сделать для себя уникальные камни на необходимые показатели – это три Ока, а Кузнечное даст два дополнительных гнезда в шмоте под ваши камни.

Полный видео гайд по ММ Ханту в 3.3.5 ПвЕ

Что брать с собой в рейды ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ

Естественно всё то, что дает возможность увеличить АРП, можно взять фласки на скорость и меткость, иногда полезно будет иметь несколько флаконов для лучшего выживания, так как Охотник сам по себе достаточно уязвим.

В основном Охотник в ветке «Стрельба» имеет наилучший дамаг среди всех остальных классов в ВоВ. Необходимо прокачать грамотно перса начиная с самого начала. Так как в каждом аспекте прокачки закладывается многое то, что в дальнейшем позволяет в рейдах выжать из ММ Ханта все то, что вам так необходимо: это ДПС и крутой Дамаг. Только наш новый Гайд по ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ вам позволит достигнуть того результата, который вы заслуживаете и который желаете. Удачи вам в новых достижениях и пусть вам ММ Хант в ПвЕ станет главным героем на вашем сервере.

Related Posts:

Гайд ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ

Почему большинство игроков для игры в ПвЕ выбирают ММ Ханта, потому что при его полной раскачке – это самый мощный по ДПС персонаж. По своим техническим характеристикам ММ Хант намного превышает по бурсту и молниеносной реакции других игроков. В каждом рейде наличие Ханта дает возможность получить общий улучшенный дамаг по нашим боссам. Как научиться быстро и качественно играть ММ Хантом, как сделать его дамаг крутым и без провалов, вам расскажет об этом Гайд по ММ Ханту 3.3.5 ПвЕ, и станете лучшим ДПСером в кратчайшие сроки! Гайд по Сурв Ханту 3.3.5 ПвЕ Гайд по БМ Ханту 3.3.5 ПвЕ Как определиться с…

Обзор

Итог: Насколько вам понравился гайд по Ханту?

Приветствуем вас в очередном обзоре Охотника в патче BFA. Сегодня речь пойдет о самом мощном спеке с колоссальным уроном издалека. Как вы уже догадались это Будет Охотник специализации Стрельба. Мы попробуем вам рассказать и показать как себя ощущает в ПВЕ данный вид Хантов.

Обзор класса

Хантер ветки Стрельба – это самая НЕ мобильная специализация охотника. Так как основной урон у нас будет идти с абилок которые вынуждают нам стоять и заряжать их стоя на одном месте. Но заметим к слову, что сама механика у ММ охотника довольно простенькая. Все будет строиться через несколько умений и связанные с ними механиками благодаря которым мы и будем оптимизировать наш ДПС.

Сильные стороны

  • Талантами мы можем усилить любую из наших особенностей дела этот класс весьма гибким к различным нуждам.
  • Большие цифры урон что всегда приятно.
  • Возможность находиться на расстоянии и в более безопасных позициях что помогает обезопасить себя от многих механик боссов.

Слабые стороны

  • В рейдах и подземельях за счет специфичности нашего игрового стиля не всегда будет просто реализовать наши механики из за посредственной мобильности.
  • За счет механики заряжания выстрелов у нас часто будет получаться что цель зашла за преграду или вышла из зоны действия умения.

Основы

ММ Хантер весьма сильный спек с большим уроном. Но нам всякий раз придется справляться с трудностями вызванными ограниченной мобильностью. В связи с чем нам необходимо будет грамотно позиционироваться, чтоб наносить свой полноценный урон. КО всему прочему нужно будет очень внимательно следить за важными проками которые и делают весь наш ДПС таким большим. А это все будет весьма и весьма не просто, но если вы привыкните и разберетесь со всеми этими особенностями вас очень порадует специализация Стрельба у Охотника.

Таланты

Для рейдов это будет самый оптимальный билд для нашего охотника. Хотя есть довольно много талантов выбор между которыми сделать не так просто. Наш выбор остановился на этих



Самоцветы

Так как мы РДД то нам и положено находиться на дальнем от цели расстоянии. Поэтому камнями мы будем разгонять тот стат, который увеличит радиус наших атак. Как мы уже описывали ваше это будет именно Искусность и поэтому камнем будет соответственно

Да, мы его вставляем во все слоты, чтобы получить максимальную прибавку как к дальности, так и к увеличению урона.

  • Выбор расы для ММ охотника 3.3.5 ПвЕ
  • Характеристики ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Билд для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Выбор питомца для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ и его таланты
  • Ротация ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Бис шмот для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Сокеты для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Чарки для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Символы для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Профессии для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Макросы для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ
  • Аддоны для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Выбор расы для ММ охотника 3.3.5 ПвЕ

Если вы предпочитаете играть за альянс, то неплохим выбором будет Дворф или Дреней. Дренеи имеют хорошую способность — увеличение меткости, а Дворфы в свою очередь обладают одним процентом к показателю критического удара.

За орду выбрать расу для охотника, в особенности для ММ, сложней, так как основным выбором является Орк или Тролль. Троллей зачастую берут из-за рассовой способности, которая увеличивает скорость атаки на 20% и дает один процент к криту. Орки так же отличный выбор для мм ханта, их рассовый бонус способен увеличить силу атаки на 322 единицы + 5% к урону питомца.

Характеристики ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

  • Рейтинг пробивания брони — Это основная характеристика для ММ ханта, хардкап АРП равняется 1400 единиц, софт кап — 700 единиц.
  • Рейтинг меткости — еще одина важная стата, 8% меткости является капом и набирать более этого значения смысла никакого нет. Для того, чтобы набрать кап меткости в ветке ММ, достаточно вкачать талант «точное наведение», который даст 3% меткости, и дособрать остальные 5% шмотом.
  • Рейтинг скорости — скорость не является важной характеристикой и кап данного рейтинга набирается шмотом и равняется 16%.
  • Рейтинг критического удара — рейтинг критического удара должен составлять 100%, по мере одевания он будет расти, так что сокетами на крит забиваться не стоит.

Билд для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

После того как вы собрали софт кап пробивания брони своему ММ ханту, то сразу же перекиньте очки талантов с «Улучшенной метки охотника» на «Точное наведение», после перекидки талов вы сразу ощутите разницу в ДПС.

Выбор питомца для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ и его таланты

С выбором питомца для ММ ханта все очень просто, наилучшим выбором будет волк. Главной его способностью является «Неистовый вой», который дает дополнительно 320 силы атаки, которые будут висеть на вас чуть ли не пол боя. Такие абилки как «Рык» и «Зов дикой природы» должны быть включены и могут быть убраны с панели.

Раскладка талантов для питомца мм охотника делается только исходя из ваших приоритетов, но нельзя забывать про выше названных абилках. Таланты для пэта волка выглядят примерно следующим образом:

Ротация ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Перед описанием ротации хотелось бы рассказать про способности мм охотника немного конкретней.

«Убийственный выстрел» — является физическим уроном, который равен 200% урону от оружия + 40% РАП + 650 (РАП — сила атаки при использовании оружия дальнего боя). Данный спел становится доступен при 20% хп цели, использовать нужно в первую очередь из-за сильного урона и не смотреть на откаты каких либо других спелов.

«Укус змеи» — это натур. урон, который равен 20% РАП +1210. Укус должен висеть на цели всегда, потому что после «Выстрела химеры» вы получите бонус к дамагу.

«Выстрел химеры» — так же натур. урон, равный 125% урона от оружия + эффект от укуса если он висит на цели.

«Прицельный выстрел» — является физ. дамагом, урон равен РАП+408. Из-за того, что физ. урон прицельного выстрела использует АРП, он становится более выгодным, чем «Чародейский выстрел».

«Верный выстрел» — так же физический урон, который равен урону от оружия + урон от боеприпасов + 10% РАП + 252. В основном этот спел используется как продолжение боя, чтобы не было потери в ДПС и основные спелы успели откатиться. Не увлекайтесь его использованием и сразу переходите к откатившимся более дамажущим спелам

«Глушащий выстрел» — физический урон равный 50% урона от оружия и используется по КД. Чтобы упростить его использование, сможете увидеть макросы в данном гайде чуть ниже.

Сама же ротация для ММ ханта — это не малый запас спелов наносящих урон, которую можно разделить на 2 части.

Первая ротация подходит для тех, кто еще не собрал кап АРП:



Бис шмот для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Сокеты для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

  • Если софткап пробивания брони набирается шмотом, то во все гнезда ставятся красные камни на +20 рейтинга пробивания брони — Растрескавшийся багровый рубин
  • Если совткапа нет, то нужны будут сокеты на +20 к ловкости (агила) — Изысканный самоцвет бури
    Не забудьте оставить 2 места под Слезу кошмаров в синее гнездо и Смертоносного аметрина под желтое
  • В Мета-гнездо вставляется — Алмаз жестокого землеправителя

Чарки (инчатинг) для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

  • Голова — Магический знак страданий
  • Плечи — Великое начертание секиры
  • Плащ — Чары для плаща — ловкость V
  • Чест — Все характеристики VII
  • Наручи — Штурм III
  • Перчатки — Ловкость IV
  • Штаны — Накладки для поножей из ледяной чешуи
  • Ступни — Живучесть клыкарра
  • Двуручное оружие — Резня
  • Одноручное оружие — Могущество III
  • Оружие дальнего боя — Прицел «Пронзатель сердец»

Символы для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Большие символы ставятся следующие:

  • Символ укуса змеи
  • Символ верного выстрела
  • Симваол убийственного выстрела

Малые символы:

  • Символ ложной смерти
  • Символ лечения питомца
  • Символ Воскрешения питомца

Профессии для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Лучшим выбором для ханта в специализации ММ в ПвЕ инженерное дело и портяжка. Инженерка позволит клепать боеприпасы и вам не придется сильно тратиться, а так же даст чарку на перчатки, увеличивающую силу атаки, которая довольно часто прокает.

Макросы для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Для упрощения жизни посоветую пару макросов:

Быстрая смена духов во время боя, если нужно реснуть ману.
#showtooltip
/castsequence !Дух дракондора, !Дух змеи

Привязка глушащего и команды ко всем выстрелам (не надо жать отдельно)
#showtooltip Выстрел химеры
/cast Команда «Взять!»
/cast Глушащий выстрел
/cast Выстрел химеры

#showtooltip Прицельный выстрел
/cast Команда «Взять!»
/cast Глушащий выстрел
/cast Прицельный выстрел

#showtooltip Верный выстрел
/cast Команда «Взять!»
/cast Глушащий выстрел
/cast Верный выстрел

/cast Убийственный выстрел
/cast Глушащий выстрел
/cast Команда «Взять!»

Перенаправление на цель цели (Чаще всего в таргете босса танк)

/cast Перенаправление

Перенаправление по фокусу

#showtooltip Перенаправление
/cast Перенаправление

Аддоны для ММ ханта 3.3.5 ПвЕ

Для рейдинга ханту ММ обязательно иметь при себе:

  • DBM и Omen. Первый отслеживает способности и фазы босса, второй в свою очередь предупреждает о срыве агро.
  • Event Allert (показывает проки нужных вам талантов и тринек. Очень удобен, если вы не хотите слить кд
  • OmniCC (показывает кд спеллов)

Приветствую на страницах сайта сайт ! Сегодня я продолжу серию статей посвященных ПвЕ гайдам в эпоху патча 3.3.5a. В этот раз я хочу подробнее рассказать про ММ охотника (ханта) ветка стрельба.

Выбор рассы

Дворф - +1% к шансу нанесения критического удара.

Дреней - расовая способность Боевой дух, повышает вероятность попадания по цели всему рейду, в том числе и игроку.

Тролль- моя любимая раса в игре, из бонусов: Берсерк (увеличивает скорость атаки на 20% в течении 10сек.),+1% к шансу нанести критический удар, если в руках у персонажа находится лук.
Орк - из бонусов: 322 ед. к силе атаки в течении 15 сек., а так же 5% к силе атаки питомца.

Раскладки талантов (Билды)


Таланты для питомца

Наиболее удачным выбором питомца для пве охотника является волк, его способность дает бонус игроку +320 к силе атаки. Как вариант есть еще Оса, но ее способность Ужалить не стакается с дбафом друида , поэтому мой выбор в качестве питомца охотника быть волку .

Символы

Большие

Малые

Характеристики (Капы мм ханта)
  • Рейтинг меткости для мм ханта равен 8% (это соответствует 262 ед. рейтинга хита) . Собрать же потребуется только 5%, т.к. 3% персонаж получит из таланта Точное наведение (если в группе есть дреней, кап будет равен 7%) .
  • Рейтинг пробивания брони , ничего нового для охотника тут не придумал, хард кап арп составляет 1400ед, софт кап составляет 700ед. рейтинга.
  • Рейтинг скорости , за хастой охотнику нет смысла гнаться, т.к. нужное значение соберется с вещей, однако существует мнение что кап в числовом значении равен 16% (что соответствует 525ед. рейтинга) .
  • Рейтинг критического удара , в отношении этого показателя было бы неправильно называть определенные цифры, разве что 100% :).

Все капы охотника расставлены по приоритету, т.е. хит является самым значимым и т.д.

Ротация ММ Охотника

Для большей наглядности я разделил ротацию на два этапа , ДО набора капа арп и ПОСЛЕ набора . Итак ротация хантера до набора капа выглядит следующим образом :

Ротация ханта после набора капа арп будет выглядеть следующим образом (по большому счету единственно отличие-отсутствие в ротации способности Чародейский выстрел, которая после набора капа теряет свои плюсы) :

Несколько хитростей:

  • Не забывайте вешать на цель ;
  • После пула вешайте на танка свой баф ;
  • Убийственный выстрел, самая сильная ДПС способность, наибольший урон наносит цели, у которой осталось 20% хп, при достижении этого порога, является самым приоритетным спеллом в ротации, т.е. откатился, сразу используем;
  • Дбаф от способности должен все время находится на цели, есть смысл использовать только на те цели, которые будут жить достаточно долго, т.е. использовать его на мелких мобов тратить время в пустую;
  • используется только после того, как на цели появится Дфаб от Укуса змеи, это позволит наиболее эффективно использовать эту способность;
  • Для сброса агро актуально использовать способность .
Сокеты

Мета - Алмаз жестокого землеправителя (+21 к аги, +3% к криту)
С остальными ситуация несколько иная
Если арпа со шмоток хватает для набора софт капа пробивания брони , во все слоты ставим камни на +20 к ловкости. Если ситуация обратная , ставим все камни на +20 к пробиванию брони.
После достижения хард капа арп, есть смысл обрано перекинуть все сокеты в агилу.


Приветствую вас уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам о ПвЕ хантах специализаций стрельба и выживание.

Сокращения


ХП -Очки жизни.
МП - Очки маны.
АрП - Рейтинг пробивания брони (Рпб).
Хаста - Рейтинг скорости.
Хит - Рейтинг меткости.
Крит - Рейтинг критического удара.
АП - Сила атаки.
Инт - Интеллект.
Стамина - Выносливость.
Софт кап - Желательное значение параметра.
Аги - Ловкость.
КД - Перезарядка/"откат" определенного умения.
Кап - Максимальное значение параметра.
ДПС - Урон в секунду (УВС).
Дот - Периодический урон.
Стедик - Верный выстрел.
ГКД - Общая перезарядка/"откат" всех умений.
Киллшот - Убийственый выстрел.
Аркан - Чародейский выстрел.

Выбор расы


Орда:
1) Троли. Главный плюс этой расы это способность берсерк, которая увеличивает скорость атаки на 20% на 10секунд. Ещё один плёс тролей это увеличенный крит шанс если вы вооружены луком на 1% (немного, но все равно приятно). Троли лучшая раса для пве за орду.

2) Орк. Расовая способность орков не так хороша как у тролей, но всё таки она достаточно неплохая. Она увеличивает силу атаки на 322ап на 15сек, а также +5% к силе атаки для питомца.

3) Таурен. Расовая способность громовая поступь абсолютно бесполезна в пве. По этому для пве эта раса подходит не так хорошо как предыдущие.

4) Кровавые эльфы. Обладают способность волшебный поток. Также как и таурены не лучший вариант для ПвЕ.

Альянс:
1) Дреней. Единственный плюс дренея в пве это +1% к хиту для рейда.

2) Дворф. Главный плюс дворфа это способность каменная форма которая избавляет вас от эффектов яда, кровотечения, болезней и усиливает броню на 10% на 8 секунд. Ещё один расовый бонус дворфа это +1% к шансу крита если вы вооружены огнестрельным.

3) Ночной эльф. Из плюсов ночные эльфы имеют +1% к уклонениям и способность слится с тенью, благодаря которой можно сбрасывать агро.

Таланты


У ханта два основных ПвЕ спека: ММ и Сурв.

ММ билды:

5/59/7

Данный билд отлично подходит для прокачки в одиночку за счёт взятого таланта шокирующий залп, благадоря ему можно кайтить врагов Залпом и Химерой. В ротации данного билда присутствует аркан (Чародейский выстрел). Данному билду стоит отдавать предпочтение на ранних стадиях игры на 80 уровне, покуда у вас слабая экипировка. Как только вы соберёте 450+ АрП спекайтесь в следующий билд. Если у вас недостаточно меткость, можете перекинуть таланты из улучшенной метки в точное наведение.
<===кликните чтобы увеличить изображение

7/57/7

Главное отличие от приведущего билда в отсутствии вложенных талантов в улучшенный чародейский выстрел, вместо этого взяты направленный огонь 2/2 и хватай за горло 1/2. Мы отказались от улученного чародейского выстрела по причине неактуальности включения в ротацию аркана после набора свыше 450 АрП.
В данном билде можно выдать максимальный ДПС среди ваших классов в рейдах типо ЦЛК.

<===кликните чтобы увеличить изображение

Сурв билды:

0/15/56

В данном билде взят талант хватай за горло, благодаря ему после нанесения вами критического удара пет восстанавливает 25 тонуса, что повышает его дпс. В билде присутствует талант групповая охота благодаря ему вы будите восстанавливать ману 10 участникам рейда, похожие таланты есть у многих классов и если у вас в рейде присутствует например ретри паладин вы можете отказаться от этого таланта.

<===кликните чтобы увеличить изображение


0/14/57

В этом билде не взят талант хватай за горло, т.к. в битве с некоторыми боссами лучше держать пета рядом чтобы он не умер. Также в этом билде таланты выявление слабых мест и изобретательность взяты по максимуму. Что касается групповой охоты можите её не брать если в рейде уже есть игроки вешающие этот баф.

<===кликните чтобы увеличить изображение

Символы:
1 - Символ укуса змеи (отличный символ, т.к. добавляет ещё 6 секунд к длительности укуса змеи, а это примерно 7к + увеличивает урон выстрела химеры).
2 - Верного выстрела
3 - для ММ: символ убийственного выстрела или символ выстрела химеры.
3 - для Сурва: Символ разрывного выстрела.

Малые символы можете ставить любые, они не как не влияют на ваш ДПС.

Чанты и камни


Камни для Сурв и ММ:

Красный: [+20 к аги]
Синий: [+10 к криту, +15 к стамине]

Камни для ММ билда после получения Арп 600+:
Мета: [+21 к аги, +3% к криту]
Красный: [+20 к Арп]
Синий: [+10 к Арп, +15 к стамине]
Жёлтый: [+10 к аги, +10 к криту]

Многие игроки делают упор камней на одну характеристику, что может быть оправданно в некоторых ситуациях, например, для скорейшего достижения хардкапа. В этом случае ставим сокеты так:

Делаем упор на ловкость для неодетых ММ и для Сурврв:
Мета: [+21 к аги, +3% к криту]
Красный: [+20 к аги]
Синий: ставим только в одно гнездо Слезу кошмаров [+10 ко всему] для активации мета сокета. В остальные синие гнёзда [+20 к аги].
Жёлтый: [+20 к аги]

Упор на арп (для ММ после получения 600+ арп только от вещей):
Мета: [+21 к аги, +3% к криту]
Красный: [+20 к Арп]
Синий: ставим только в одно гнездо Слезу кошмаров [+10 ко всему] для активации мета сокета. В остальные синие гнёзда [+20 к Арп].
Жёлтый: [+20 к Арп]

Чанты:

Голова: +50 ап, +20 к криту
- плечо: +40 ап, +15 к криту
- спина: +22 ловкости
- грудь: +10 ко всем характеристикам.
- наручи: +50 ап
- перчатки: +20 ловкости
- пояс: +1 гнездо
- штаны: +75 ап, +22 к криту
- ботинки: +16 ловкости
- оружие: +110 ап (двуручка), +65 ап/ +26 ловкости (одноручка).
- лук: +40 к криту

Характеристика и капы


Я расположу характеристики по мере их важности для ПвЕ игры. И сразу же рассмотрим их КАПы.

Хит самая важная характеристика для всех классов, доведение её до капа является вашей первоочередной задачей. Кап составляет 8% = 263 рейтинга.

Арп второй по важности для ММ спека, для Сурва он не очень полезен. Кап арп 100%=1400 рейтинга, софткап 600-800.

Хаст, очень полезная характеристика. Уменьшает время между вашими атаками. Не стоит собирать кап хита достаточно будет собрать только софткап 16% это 525 рейтинга скорости.

Остальные характеристики не имеют капа.

Ротация


Ротация для ММ ПвЕ ханта:

Киллшот (если у цели Укус Змеи [i](1 раз) -> Химера -> Глушащий -> Прицельный -> Аркан -> Стедик (пока неспадет КД у первого выстрела в ротации) .

1) Первым выстрелом всегда используйте Укус змеи, чтобы на с самого начала висел дот, а также чтобы получить бонусный урон от других способностей.
2) Затем используйте выстрел химеры, т.к. он наносит максимальный урон, а значит чем ранче вы его используете тем быстрее пройдет на него КД и вы сможете его использовать снова.
3) Используйте глушаший выстрел сразуже после химеры, т.к. у него отдельный гкд.
4) Далее используйте прицельный выстрел и аркан (аркан используйте до тех пор покуда не наберёте 400-4500АрП, потом убирайте его из ротации).
5) Когда все основные способности на кулдауне используйте средик до тех пор покуда но пройдёт КД на первый спел из ротации. И так по кругу.
6) Когда у цели осталось меньше 20% жизней вставляйте на первое место в ротации киллшот.

Ротация для Сурв пве ханта:

Киллшот (у цели Разрывной -> Черная стрела -> Укус Змеи -> Прицельный -> Стедик (до спадения кд у других выстрелов).

Кидайте ледяную ловушку на боса по кд чтобы получить проки таланта [На изготовку!]. Остальные пояснения для этой ротации такие же как и у предыдущей.