Урок по русскому языку "контрольная работа".

Страница 5 из 11

Упражнение 201 (187). Копченая рыба - закопченная рыба, ломаная линия - переломанная рука, плетеная корзина - заплетенная коса, путаное объяснение -- запутанная дорога, глаженое белье - выглаженное белье, крученые нитки - накрученные волосы. Н пишется в отглагольных прилагательных, нн пишется в причастиях, имеющих зависимые слова.
Упражнение 202 (188). Жечь - жженые спички - жженные детьми спички; ковать - кованый металл - подкованная лошадь; золотить -- золоченое изделие - золоченное мастером изделие; плести - плетеная корзина - плетенная девочкой корзина; не красить - некрашеный забор - не крашенный перед домом забор; кипятить - кипяченая вода - кипяченная в чайнике вода; сушить - сушеные фрукты - сушенные для продажи фрукты; грузить - груженая мебель - груженная рабочими мебель. Кипяченная в чайнике вода была теперь пригодна для питья. На продажу были выставлены золоченые изделия разных мастеров. Изделия из кованого металла пользуются сейчас большой популярностью. Кто не любит сушеные фрукты!
Упражнение 203 (189). 1. В незнакомых местах следует пить только кипяченую (прилагательное) воду. Опасно пить некипяченую (прилагательное) воду. В кипяченной (причастие) вчера воде появляется гораздо больше бактерий, чем в сырой. Надо пить только свежую прокипяченную (причастие) воду. 2. Печеный (прилагательное) картофель очень вкусен. Испеченная (причастие) в духовке картошка очень аппетитна. Но нет ничего вкуснее печенной (причастие) в золе картофелины. 3. Мороженые (прилагательное) фрукты и ягоды не утрачиваю! свой аромат. Замороженные (причастие) фрукты и ягоды сохраняют также все витамины. Мороженные (причастие) в специальной установке фрукты и ягоды можно использовать даже весной. Конечно, немороженые (прилагательное) фрукты и ягоды вкуснее. Ничего - 1 орфограмма: правописание не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях в зависимости от значения и ударения). Ничего - нечего. Замороженн Витамины. В данном предложении слово витамины означает органические вещества, необходимые для нормапьной деятельности организма. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Образовано от латинского «vita» - жизнь. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи. Опасно - о-пас-но - 3 слога о[а] - гласный, безударный; п[п] - согласный, твердый, глухой, парный; а[а] - гласный, ударный; с[с] - согласный, твердый, глухой, парный; н[н] - согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] - гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков. бпаснф Опасно - наречиё, так как: 1. Обозначает признак действия 2. Опасно, качественное наречие. 3. Опасно -- обстоятельство образа действия. Пить (как?) одасдо
Упражнение 204 (190). 1. Я открывал глаза и видел южное утро нового дня, солнце, бьющее в щели крашеных (прилагательное) деревянных (исключение) ставней, приделанных (причастие) к окнам не снаружи дома, а внутри, как все ставни в нашем городе. 2. Обнаружилось, что я уже вырос из своего матросского костюмчика с золочеными (прилагательное) дутыми пуговицами. 3. Вызолоченный (причастие) таким образом, слегка влажный, но восхитительно, зеркально светящийся золотой орех откладывался в сторону.
Упражнение 205 (191). Именительный падеж: Неустановившаяся погода Родительный падеж: Неустановившейся погоды Дательный падеж: Неустановившейся погоде Винительный падеж: Неустановившуюся погоду Творительный падеж: Неустановившейся погодой Предложный падеж: О неустановившейся погоде: Именительный падеж: Предполагаемое событие Родительный падеж: Предполагаемого события Дательный падеж: Предполагаемому событию Винительный падеж: Предполагаемое событие Творительный падеж: Предполагаемым событием Предложный падеж: О предполагаемом событии
Упражнение 206 (н). Устно.
Упражнение 207 (193). Ответ в учебнике. Прилагательные Причастия Образованные образованные полные краткие от существи от причастий тельных подлинный нестриженый подготовленная выучены серебряное ломаная созданный закончена истинный мороженые сломанный не проведено оловянный некрашеный сожжённое бесценный кипячёная согласованное каменный несломанный юный повторённое
Упражнение 209 (195). Созданный - создан, создана, создано, созданы; установ-ленный - установлен, установлена, установлено, установлены; исключённый - исключён, исключено, исключено, исключень/. Созданный, установленный, исключённый, собранный, приведённый, повторённый, подведённый, произнесённый, рассечённый, унесённый, изменённый, наклонённый, изобретённый, облегчённый.
Упражнение 210 (196). Устно. Повторим изученное в разделе «Причастие»
Упражнение 211 (197). Я видел, как стирают женщины, погружая распухшие от горячей воды руки в оседающую с тихим шелестом мыльную пену, как, согнувшись на деревянных мостках, выдвинутых в реку или пруд, полощут белье, отмытое от всех пя ген и въевшейся в ткань грязи. Распухшие - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - распухший; от глагола распухнуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Оседающую - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - оседающий", от глагола оседать", несовершенного вид, настоящего времени, невозвратное, женского рода, в винительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением. Выдвинутых - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - выдвинутый; от глагола выдвинуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в родительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Отмытое - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - отмытый", от глагола отмыть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во единственном числе. 3. В предложении является определением. Въевшейся - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - въевшийся; от глагола въесться; совершенного вида, прошедшего времени, возвратное, женского рода, в родительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением.
Упражнение 212 (198). Говорить -"говор^и^ - foiopflfm) соЙбщ^гь - собби!а^ош|и^ - соббиЙ?нй|ый| -~сЗббц$^ ыи соббаЙЙш^и^; зЗяшИЬъП - зЗяшЙЬбвдгё - зЗявйФ^ый - зЭя^- - рЗяв1тяЙц)|и^; .шЛсгазЕлват^ - ,вь?6каЗ?н&ющий1 - .вы1- бка^ш^ем|ы!й - .выбка^аш!)- |Вы?ка%йи)ый; |Щ>ейгЬт} - .из1 ‘рёкбюший -дзрё^ем ый -доре^в^ий -, иЗрё^щ ий|;, ведать.
Упражнение 213 (199). Резкий паровозный свисток оборвал встревоженные мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую шуршащую траву и, слепнувшего от вспыхивающих молний, повел на маленькую станцию.
Упражнение 214 (200). Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, создаваемый действием самого предмета. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ). Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш- или -ш-. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием, другого лица или предмета. Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ом-{-ем-) или -им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -нн-, -т-, -енн-. Причастным оборотом называется причастие с зависимыми от него словами. На письме причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми, а в устной речи - интонационно.
Упражнение 215 (201). Президиум, президент, звонящий, могущий, дьлцащий, умерший, преобладающий, причастие, причастный, микрокалькулятор, баржа, прибывшие, суверенный, государство, созданный, переданное, сессия, делегат, восстание, прогресс, занят - занята - занято - заняты, термин, повторенный, повторш, повторишь, документ, резолюция, постановление.
Упражнение 216 (202). 1. Вяжущий (вязать - I спряжение), господствующий (господствовать - I спряжение), видящий (видеть - II спряжение), борющийся (бороться - I спряжение), слышащий (слышать - II спряжение), действующий (действовать - I спряжение), ненавидящий (ненавидеть - II спряжение). 2. Видимый, воображаемый, выполняемый, выпускаемый, мыслимый, исследуемый, называемый, зависимый. 3. Изученный (изучить), исписанный (исписать), исполненный (исполнить), найденный (найти), наказанный (наказать), обиженный (обидеть), подготовленный (подготовить), задуманный (задумать). 4. Искаженный, исключенный, погруженный, измельченный, изображенный, приглушенный, сожженный, окруженный. 5. Несделанная работа, работа не сделана (краткое причастие), не сделанная вовремя работа (зависимое слово); ненакрытый стол, не накрытый скатертью стол (зависимое слово), стол не накрыт (краткое причастие); ненаписанное сочинение; не изучаемый в школе предмет (зависимое слово); не исследованное до сих пор явление (зависимое слово); незажженная лампа; не расставленные на полках книги (зависимое слово); ничем не укрепленный берег (зависимое слово).
Упражнение 217 (203). Плывущий, колющий, ждущий, поющий, греющий. Слышащий, горящий, дышащий, держащий, зависящий. Подгоняемый, уносимый, успокаиваемый, молимый, выполняемый. Выпавший, несший, шедший, падший, ведший. Озаренный, невиданный, забытый, укрытый, посеребренный, убаюканный.
Упражнение 218 (204). Просторная новая терраса дачи была ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, [расставленными на длинном чайном столе|. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, \густо обступивший со всех сторон дачу\. потонул в теплом мраке. Только листья сирени, \в упор освещаемые лампой|. резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие, блестящие, |точно вырезанные из зеленой жести|. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи горели ровным немигающим пламенем. Было душно и чувствовалось, что в нагретом воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой. фсвещена - 2 орфограммы - правописание приставок. Приставки а нет; безударная гласная в корне. Проверочное слово: свет. Канделябры. В данном предложении слово канделябры употреблено в значении подсвечники для нескольких свечей. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 219 (205). Этот дворец спрятан как сокровище. При виде его голубых куполов, изящных башен, венчающих широкие стены или, как стрелы, устремлявшихся ввысь, его террас, господствовавших над окрестностями, тонких шпилей, колеблемых ветром, скрещенных полумесяцев, высеченных над колоннадами, можно подумать, что находишься в восточном царстве, если бы почерневшие стены, поросшие мхом или покрытые завесой плюща, не изобличали дождливого климата.
Упражнение 220 (206). 1. Лопасти колеса, опускающиеся в воду, загребают ее, как весла. 2. Культиватор, острыми ножами вспахивающий землю, выпалывает сорняки. 3. Трактор, со специальным ковшом собиравший опавшие листья и сухие ветки, загружал их в машину.
Упражнение 221 (207). 1. Слово автобиография по своему составу является сложным, имеющим три греческих корня. 2. Первый корень - авто-, означающий «сам». 3. Второй корень - -био-, имеющий значение «жизнь». 4. Последний корень - -графи- происходит от греческого слова графо, обозначающего «пишу». 5. Слово автобиография не употребляется с местоимениями своя и моя, являющимися излишними, тавтологическими по отношению к первому корню. Тавтологический. Слово тавтологический в данном предложении употреблено в значении повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла и потому лишнее. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 222 (208). Ответ в учебнике.
Упражнение 223 (209). Ответ в учебнике.
Упражнение 224 (н). Устно.
Упражнение 225 (210). Ответ в учебнике.
Упражнение 226 (211). Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим!
Упражнение 227 (212). Ответ в учебнике.
Упражнение 228 (213). Тип речи - повествование с элементами описания; стиль речи - художественный. Невиданном; бившего в осеннюю, заржавленную землю через прорывы бешеных туч; отлитую из чистейшей меди; зажженные по сторонам дороги; поваленных ветром; поджатой; настороженными; ошеломляющую. Словарный диктант на тему «проверяемые безударные гласные в корне». Стремительная, гроза, золотой, осени, осеннюю, огня, косые, лучи, проносились, дали, домоткаными, холстами, лились, леса, короткие, чистейшей, пламенели, дрожали, сторонам, стеной, дождя, лисица, настороженными, совпадали, казалось, невиданное. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Понятие о деепричастии (§ 141)
Упражнение 229 (214). Слова, обозначающие основные действия, являются в предложениях сказуемыми, а слова, обозначающие добавочные действия, являются в предложениях обстоятельствами. Упражнения 230 (215). 1. Схватив котелок, Димка помчался за водой (cxeannui, помчался). 2. Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился (спускался, остановгшся). 3. Он [Димка] пополз, спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей (поползти, спотыкался). 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь через мелкое каменистое дно (играла, перекатывалась). В предложениях как основные представлены действия, выраженные глаголом, как добавочные представлены действия, выраженные деепричастием.
Упражнение 231 (216). Ученик вошел в комнату и закрыл за собой дверь. Ученик, войдя в комнату, закрыл за собой дверь. Ученик вошел в комнату, закрыв за собой дверь. Основное действие обозначают слова, выраженные глаголом, добавочное действие обозначают слова, выраженные деепричастием.
Упражнение 232 (217). Он [Метелица] привязал лошадь и, хватаясь (что делая? глагол хвататься) за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя (что делая? глагол рисковать) провалиться в темную дыру. Приподнявшись (что сделав? глагол приподняться) на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись (что сделав? глагол шелохнуться), зорко вглядываясь (что делая? глагол вглядываться) и вслушиваясь (что делая? глагол вслушиваться) в ночь.
Упражнение 233 (218). I. Обновляет (как?) торжествуя; плетется (почему?) снег почуяв. 2. Скатился (когда?)проворчав; спят (как?) закутавшись. Пусть сосны и ели всю зиму торчат, в сн?га и мотели заку тавшись, спят.
Упражнение 234 (219). Устно.
Упражнение 234 (с). Деепричастие + существительное X Деепричастие + местоимение X Наречие + деепричастие Не терпя возражений Нисколько не думая Сильно недоумевая Неистовствуя от досады Не здороваясь ни с кем Страшно негодуя Ненавидя ложь Недомогая с утра
Упражнение 235 (220). Устно.
Упражнение 236 (221). Журча, еще бежит за мельницу ручей. Деепричастие зависит в предложении от сказуемого бежит, и их взаимосвязь показана на схеме бежит (как?) журча. Деепричастие журча обозначает действие подлежащего ручей.
Упражнение 237 (222). Ответ в учебнике.
Упражнение 238 (223). Двигаясь: 1. Образовано от глагола двигаться. 2. Имеет суффикс -я-. 3. Обозначает добавочное действие. 4. Относится к глаголу-сказуемому начинает кружить. 5. Отвечает на вопрос что делая?. 6. В предложении является обстоятельством. Подумав: 1. Образовано от глагола подумать. 2. Имеет суффикс -в-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому повернул. 3. Отвечает на вопрос что сделав?. 4. В предложении является обстоятельством Разыскивая: 1. Образовано от глагола разыскать. 2. Имеет суффикс -я-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому шли. 3. Отвечает на вопрос что делая? 4. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 239 (224). 1. Знание помогает человеку идти вперед, делая его сильным, вооружая для борьбы с трудностями и опасностями. 2. Народные сказки помогают простым людям жить, внушая им надежду на лучшее будущее, веру в справедливость. 3. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во всех уголках нашей большой страны. (В данном случае этого сделать нельзя, так как песни не могут петь сами себя, то есть от слова песни нельзя задать вопрос что делая? что сделав? к глаголу петь). Признаки глагола и наречия у деепричастия (§ 142)
Упражнение 240 (225). Возвратные деепричастия^ Невозвратные деепричастия Соревнуясь Комментируя1 П ре дстав ившись Поразив Состязаюсь Препятствуя Рассчитавшись Пропагандируя Восторгаюсь Постановив Поздоровавшись Призрев Что делая? Что сделав? Соревнуясь Представившись Комментируя Поразив Состязаясь Рассчитавшись Препятствуя Поздоровавшись Восторгаясь Постановив Пропагандируя Призрев
Упражнение 241 (226). Рассказать о путешествии - рассказав о путешествии; позвонить Марии - позвонив Марии; подъехать к батарее - подъехав к батарее; возвращаться из Третьяковской галереи - возвращаясь из Третьяковской галереи; прибыть из армии - прибыв из армии; не обратиться ни к кому - не обратившись ни к кому; заметить кое - что - заметив кое - что; быстро повернуться - быстро повернувшись; мало - помалу разгораясь - мало - помалу разгораться.
Упражнение 242 (227). Деепри частие Глагол, от которого оно образовано Возвратность Вид Чем распро странено высунув шись высунуться возвратный совершен ный осторожно, из-за ветвей указывая указывать невозвратный несовер шенный на дно оврага
Упражнение 243 (228). | Сил ь_но_опРлкцув_щись|, спортсмен легко преодолел планку. Признаки наречия у деепричастия: неизменяемость, в предложении является обстоятельством.
Упражнение 244 (229). Баскетболист (что сделал? глагол) подпрыгнул; подпрыгнувший (что сделавший? какой? причастие) баскетболист; подпрыгнув (что сделав? деепричастие), баскетболист. Подпрыгнул - глагол, так как: 1. Обозначает действие предмета. 2. Начальная форма - подпрыгнуть; невозвратный, непереходный, совершенного вида, I спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. 3. В предложении является сказуемым. Подпрыгнувший - причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - подпрыгнувший, образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в мужском роде, именительном падеже, единственном числе. 3. В предложении является определением. Подпрыгнув - деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? 2. Образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида. 3. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 245 (230). Причастия Деепричастия восстановлен н^я восстанавливая опечаливш|йй|ся опечалившись добивш|ий]ся встретив встретившей! демонстрируя демонстрировавши продемонстрировав развевавшееся (флаг) добившись преобладавши исследовав комментируя прокомментировав
Упражнение 246 (231). 1. Выигравшие подачу, волейболисты приободрились. 2. Ударивший по мячу, игрок быстро отбежал от сетки. 3. Спортсмен, выставивший руки вперед, ждал подачу. 4. Капитан команды, удачно разьправший комбинацию, был доволен.
Упражнение 247 (232). Причастия и деепричастия образуются от глаголов. Они обозначают признак предмета по действию и добавочное действие. Причастия сочетают в себе признаки глаголов и имен прилагательных, а деепричастия - глаголов и наречий. Деепричастия изменяются только по времени и соответственно по виду, возвратности, причастия же изменяются по временам, падежам, видам, родам, числу, возвратности. Причастия в предложении, как правило, являются определениями, деепричастия - обстоятельствами.
Упражнение 248 (233). 1. Не_зная броду, не суйся в воду. 2. Не_накормив лошадь, далеко не уедешь. 3. Не продавай шкуры, не_убив медведя. 4. Говорить не_думая - что стрелять не_целясь. 5. Не_развязав мешок, не узнаешь, что в нем. 6. «Отчего никто не любит?» -недоумевает волк. Правописание не с деепричастиями и глаголами подчиняется одному правилу: не пишется с этими частями речи отдельно, за исключением тех случаев, когда слово без не не употребляется.
Упражнение 249 (н). 1. Кто-то бросил корку прямо на тротуар, не подумав о прохожих, а жертвой его неряшливости стал ни в чём не повинный человек. 2. Серёжка бежал по улице, не помня себя и не зная, куда он бежит. 3. Не вытащив невода, рыбою не хвались. 4. Невзирая на разруху, дважды в день серые гармоники под подоконником наливались жаром... 5. Не учась и лаптя не сплетешь. Деепричастный оборот (§ 143)
Упражнение 250 (235). I. Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. 3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.


  • Что изучается в морфологии?
  • Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи.
  • Как изменяются глаголы? Как определить вид глагола?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи?
  • Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?

29. Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711-1765)

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он» лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.

Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.

Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.

Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.,.»

30. Как вы думаете, почему А. Пушкин сказал о М. Ломоносове: «Он... сам был первым нашим университетом»?

Составьте план доклада о научной деятельности Ломоносова, включив в него информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из Интернета. выступите перед классом с сообщением по своему плану.

31. Прочитайте высказывание М. Ломоносова. Сформулируйте основную мысль текста. Выскажите своё мнение о том, что утверждает М. Ломоносов.

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. <...> Итак, когда в грамматике все науки такову нужду имеют, того ради желая, дабы она сиянием... привлекала российское юношество к своему наставлению... да возрастёт и российского слова исправность в богатстве, красоте, силе...

32. Прочитайте, регулируя силу голоса (громкость). Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. Выпишите из первого и второго абзацев сначала самостоятельные части речи, в которых есть пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами. Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Ч..рная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не з..рницы, а молнии, осв..щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли но зато зашелестели листья..

Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и (не)успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то (над)самой головой и раскатилось (по)небу...

Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш(?), журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом.

(Л. Толстой)

33. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.

1. При переход.. через ручей (у)меня ч..вкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой сл..тела глухарка. 2. Я долго сл..дил за глухарём, как он часто щипл..т листья и быстро их проглатывает. 3. Когда глухарь ощ..пал сук, он попробю.вал спрыгнуть на ве..ку пониже, но она была слишком тонка и согнулась. 4. На ноч(?) птиц.. поднялись на осины, чтобы перед сном полакомит(?)ся своим любимым листом. 5. Было во всей ж..лтой кроне осины только одно узен(?)кое окошечко в светлое небо, и это окошечко то закроет(?)ся, то откроет(?)ся. 6. Вст..вало безоблачное утро, и очень быстро светлело.

(М. Пришвин)

34. Найдите в списке изученных видов орфограмм те, которые связаны с правописанием мягкого знака в конце слов после шипящих, и заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора правильного написания.

35. -Ться или -тся ? Спишите, подчеркните глаголы с -ться .

1. Кто хочет от жизн.. толку доби(ть, т)ся, тот (ни)чего (не)бои(ть, т)ся. 2. Кто уме..т весели(ть, т)ся, того горе бои(ть, т)ся. 3. Не надо хвали(ть, т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т)ся. 4. С умным разговори(ть, т)ся, что мёду напи(ть, т)ся. 5. Грамот.. учи(ть, т)ся - всегда пригоди(ть, т)ся.

(Пословицы)

36. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

1. Ты зна..шь край, где всё обил(?)ем дыш..т, где реки л(?)ются чище серебра, где вет..рок ст..пной к..выль колыш..т, в в..шнёвых рощах тонут хутора? 2. Шумя, тр..стник над озером трепещ..т, и чист, и тих, и ясен свод небес, косарь поёт, коса зв..нит и блещ..т, вдоль берега ст..ит кудрявый лес. 3. Вот уж снег последний в поле та..т, тёплый пар восход..т от земли, и кувшинчик синий ра..цвета..т, и з..вут друг друга журавли. 4. Не пен..тся море, не плещ..т волна, дерев(?)я листами не двинут, на глади прозрач(?)ной царит тишина.

(А. Толстой)

37. Прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображённой поэтом поре осени. В каком лексическом значении употреблены выделенные глаголы? Над переходными глаголами напишите букву п, над непереходными - н. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

      Листья в поле пожелтели,
      И кружа(т, ть)ся, и летят;
      Лишь в бору, поникши, ели
      Зелень мрач(?)ную хр..нят.
      Под нависшею ск..лою
      Уж (не)люб..т меж цветов

      Пахарь отдыхать порою
      От полуде(н, нн)ых трудов.
      Зверь отважный поневоле
      Скры(т, ть)ся где-нибудь спешит.
      Ночью месяц тускл и поле
      Сквозь туман лишь серебрит.

(М. Лермонтов)

38. Прочитайте. Определите стиль текста. Запишите вопросный план.

Формы глагола, как правило, образуются от двух типов основ, которые у большинства глагольных слов отличаются по своему составу. Основа неопределённой формы остаётся, если убрать окончание -ть или -ти . Основа настоящего времени остаётся, если отделить окончание глагола 3-го лица множественного числа в форме настоящего (или простого будущего) времени.

(По Н. Шанскому)

39. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Запишите вопросный план.

Древнерусское искусство - искусство Древней Руси IX-XIII веков, начальный этап развития средневекового русского искусства. Оно вобрало в себя традиции восточнославянской культуры, Византии и балканских стран. Древнерусское искусство - это и храмы, и дворцы, и мозаика, и фрески, и иконы, и декоративные изделия и т. д. В Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Переславле-Залесском и многих других городах мы видим замечательные произведения этого искусства. Древнерусская культура начиналась с создания деревянных построек, керамики, металлических украшений. А затем предметы этой культуры быстро приобрели необычную красоту, своеобразие, органично вписались в русскую природу.

40. Поделитесь с вашим другом впечатлениями о каком-нибудь произведении древнерусского искусства (которое вы видели или о котором слышали). Расскажите так, чтобы ваш друг захотел увидеть это произведение своими глазами. Вы можете воспользоваться специальными книгами и Интернетом.

41. Выпишите сначала глаголы несовершенного вида. Образуйте от них форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделите основу. Затем выпишите глаголы совершенного вида и выделите в них основу неопределённой формы.

Г..реть, сч..тать, рассч..тывать, зам..реть, зам..рать, прик..саться, покл..ниться, бл..стать, выр..сти, предл..гать, предл..жить, разж..гать, соприк..снуться, опереться, изл..жить, прим..рить, примерить, взр..стить.

42. Спишите, оставляя в скобках глагол соответствующего вида; укажите вид и спряжение выбранных глаголов.

Разыщ..м (разыскивать, разыскать); включа..м (включить, включать); гон..шь (гнать, гонять); распиш..шь (расписывать, расписать); украс..м (украшать, украсить); исправля..м (исправить, исправлять); вымет..м (выметать, вымести); вытр..шь (вытирать, вытереть); рассыпл..шь (рассыпать, рассьшать).

43. Образуйте и запишите от каждого из данных глаголов форму 1-го лица множественного числа. Обозначьте корни с чередованием гласных.

Выпустить, выпускать; выстричь, выстригать; доверить, доверять; выпечь, выпекать; выступить, выступать; залезть, залезать; вырасти, вырастить; распустить, распускать; сл..жить, сл..гать; стереть, ст..рать; оз..рить, оз..рять; заг..реть, заг..рать.

44. Определите тип и стиль текста. Подчеркните языковые средства, характерные для этого стиля. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите состав выделенных слов.

Но вот наступа..т вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила (пол)неба. Солнце садит(?)ся. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стекля(н, нн)ый; вд..ли ложит(?)ся мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой пада..т алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от высоких стогов сена побежали дли(н, ни)ые тени... Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнист..м море заката... Вот оно бледне..т; сине..т небо; отдельные тени и..чезают воздух наливает(?)ся мглою.

(И.Тургенев)

45. Составьте таблицу «Ь на конце глаголов после шипящих» и заполните её четырьмя-пятью примерами на каждый вид орфограмм.

46. Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая условия выбора: 1) гласных е и и в личных окончаниях глаголов; 2) остальных орфограмм. Назовите предложения с однородными членами. Подберите и запишите одно-коренные слова к выделенному слову.

1. Брезж..т свет (на)заводи реч(?)ные и румян..т сетку небосклона. 2. Пеной рос з..ря туман..тся. 3. Свищ..т ветер (под)крутым забором, пряч..тся в траву. 4. Дремл..т взрытая дорога.

(С.Есенин)

47. Обоснуйте написание безударных личных окончаний глаголов.

1. Правдой мир держ..тся. 2. Без ветра и трава не колыш..тся. 3. Мягко стел..т, да жёстко спать. 4. Где стро..т, там и ро..т. 5. Сердце вид..т раньше глаз. 6. Доброе дело само себя хвал..т. 7. За ветром в поле не угон..шься. 8. Пустая мельница без ветра мел..т.

(Пословицы)

48. Напишите о своих впечатлениях от картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» своему другу, который, как и вы, любит осень. Начните своё письмо с обращения. Постарайтесь подробно описать то, что увидел художник: небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада. Не забудьте попрощаться со своим другом.

1)Деепричастие замолкая образовано от глагола замолчать.
2)Деепричастие запирая образовано от глагола запирать.
3)Деепричастие махнув образовано от глагола махнуть.
4)Деепричастие хмурясь образовано от глагола хмуриться.
А2.Укажите верное продолжение предложения:
Возвращаясь домой,
1)лене захотелось спать.
2)нужно позвонить бабушке.
3)идите быстро.
4)я встретил брата.
А3.Укажите верное продолжение предложения:
Сочинив стихотворение,
1)меня похвалили.
2)его опубликовали в газете.
3)мы записали его в тетрадь.
4)мне стало радостно.
А4.Укажите верное продолжение предложения:
Включив телевизор,
1)я принялся переключать каналы.
2)мне понравилась одна передача.
3)он показывал футбольный матч.
4)у него прыгало изображение.
А5.В каком слове верно выделена буква,обозначающая ударный гласный звук?
1)черпАя
2)глЯдя
3)нАчав
4)прИняв.
Спасибо за помощь:)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Над глаголами в форме условного и изъявительного наклонения напиши: усл.н., изъяв.н. В скобках

запиши неопределённую форму, от которой образованы глаголы в условном наклонении. Укажи число и род глаголов в условном наклонении.

Если б я была кудрява, я б, как в ска..ке Царь-девица, всех затмила красотой. Если только зах..чу, и луну я прогл..чу. Если б, скаж..м, мне в..лшебник подарил такой учебник, чтобы он бы сам бы мог отв..чать любой урок... Я бы точ..л топ..ры- я точиль..ик, я бы ковать им помог- я кузнец, кровель..ик я,и ст..коль..ик, и пиль..ик. Я юы им песню пропел наконец

599.Спиши, вставляя пропущенные буквы. ЗАПИШИ РЯДОМ С ДАННЫМИ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ; УКАЖИ ВИД, ЛИЦО, ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ.

Соверша_шь,совершишь; утеша_м, утеш_м; обид_т, обижа_т; уступ_те, уступа_те; отпуска_шь, отпуст_шь; ед_шь, езд_шь; объявля_т, объяв_т.
СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ФОРМАМИ ГЛАГОЛОВ, ДАННЫМИ НИЖЕ
ЕХАТЬ ЕЗДИТЬ
ЕДЕТ- ЕДУТ ЕЗДИТ- ЕЗДЯТ

Спиши,вставляя пропущенные буквы.Запиши рядом с данными глаголами неопределенную форму;укажи вид,лицо,число глаголов.

Соверша_шь,совершишь;уступа_те,утеш_м;обид_т,обижа_т;уступ_те,уступа_те;отпуска_шь,отпуст_шь;ед_шь,езд_шь;объявля_т,объяв_т

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки;

подчеркните главные члены предложения; определите, чем они
выражены; укажите вид сказуемого.

1.
1) Летний вечер тих и ясен. (А. Фет.) 2) Золотой метелью
мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. (Ф. Глинка.) 3) Местность равни(н, нн)а,
и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а. 4) Мы медле(н, нн)о стали
пр..бл..жа(т, ть)ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в
это лето сновал(о, и) великое множество судов.

2.1) Еще и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж.,
смотр..т небо ясным взглядом. (И. Б у н и н.) 2) Трое в солдатских
бушлатах летел (и, о) укр..шать Ангару. (Н. Лесков.) 3) В этом году
осень теплая. 4) Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим. 5) Все
население поселка вышл(о, и) встречать рыбаков.

1. (Сидеть) в беседке мы (любоваться) белым_ роз_, растущими на клумб_.

2. Я очень (любить) эту рощ_, так как в ней много белоствольн_ берёз и молод_ сосен.

3. В чист_ вод_ горного озер _, как в зеркале, (отражаться) высок_ ели и сребрист_ клён_.

4. Ласточки то (опускаться) к вод_, то (подниматься) высоко в небо.

5. Я (бояться) ходить по эт_ улиц_, так как здесь нет освещении.

6. Он (работать) очень много и поэтому (возвращаться) домой очень поздно.

7. Она (быть) одета в длин_ розов_ платье с ажурн_ кружев_.

39. Слова в скобках поставьте в правильной форме, подчеркнитеокончания.

Треск (падающие деревья) и (скатывающиеся камни) смешивался с рёвом урагана.

Образец: Треск падающих деревьев и скатывающихся камней смешивался с рёвом урагана.

Управление судном, (плавающее во льдах), требует большого опыта.

Мы скоро познакомились с (встречавшие нас люди) и согласились войти в дом.

Командный пункт находился на опушке леса, (примыкавшая к городку).

Мы очутились на небольшом дворике, наполовину (заросший дикими яблонями) и крапивой.

Ветви сосен, (замыкавшие поляну), качались от порывистого ветра.

В саду розовели лепестки (отцветавшая в палисаднике) вишни.

Перейдя через речушку, (разбушевавшаяся после дождя), отряд вышел на широкую поляну.

На (открывшаяся книжная ярмарка) представлена литература различных жанров.

В (черневшие во льду) полыньях плавали одинокие птицы.

Мы плыли вдоль берега и любовались (сверкающие серебряные горы).

В глубине (открывавшийся пролив) поднимался ледяной сверкающий город.

Вставьте предлоги по смыслу.

1. ... берега реки рос высокий камыш.

2. ... домом была большая клумба... цветущими розами.

3. ... от дороги стояла небольшая белая церковь... золотистыми куполами.

4. ... морской пучиной летали белые чайки.

5. ... рощей и полем... пшеницей пролегала узкая тропинка.

7. ... меня послышались чьи-то быстрые шаги.

8. ... вдруг замелькали яркие огни.

Слова для справок: слева, над, вдоль, перед, с, позади, сверху, между, с, впереди

Вставьте пропущенные предлоги.

1. ... леса как в мягкой постели выспаться можно.

2. ... рощей начинаются поля... густой золотистой пшеницей.

3. ... окнами школы росли кусты жасмина и шиповника.

4. ... вокзала отходит автобус, идущий... сторону нашей деревни.

5. ... домом находились деревянные постройки.

6. ... несколько дней откроется выставка промышленных товаров.

7. ... деревней и лесом проходит узкая тропинка.



8. ... берега моря сидели бакланы.

9. ... гостей я увидел свою давнюю знакомую.

10. ... большой комнаты стоял стол... резными ножками.

Слова для справок: вдоль, посреди, с, от, за, около, под, через, среди, между, за, с, в.


С данными словами составьте предложения.

Вышел из

Образец: Мужчина вышел из дома.

Вставьте предлоги.

Тополя сломался большой сук.

Ласточка свила гнездо... крышей.

Дождя вся одежда намокла.

Посёлком находится берёзовая роща.

Домом был большой вишнёвый сад.

Полудню тучи рассеялись, и выглянуло солнце.

Нашим домом пролетел косяк журавлей.

Поезд отходит.., несколько минут.

Слова для справок: перед, над, за, через, к, от, у, под.

Глаголы в скобках преобразуйте в причастия настоящего и прошедшего времени.

Лицо (улыбаться) -улыбающееся, улыбавшееся

Ветер (ломать) - ломающий, ломавший