Мастер-класс. Падежи
Какой падеж нужен при отрицании?
Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью . Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа.
Когда нужен родительный падеж?
При сочетании с глаголом не иметь : не имеет права , значения , смысла , намерения , понятия , влияния ; не имеет дома , денег , машины , брата , друга , сведений .
При наличии слов никакой , ничей, ни один : не взял на себя никакой ответственности, не потерял ни одного грамма, не прочитал ни одной статьи.
При глаголах восприятия, мысли : не понял вопроса, не знал урока, не чувствовал боли, не заметил ошибки, не видел дорожного знака .
Если существительное имеет отвлеченное значение: не теряет времени, не испытывает желания, не скрывает радости .
Если в качестве зависимого слова используется местоимение: не допущу этого; не делайте того.
Если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и , даже : Отправлялись за покупками втроем , но Любе и слова сказать не удавалось , старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно , но никто вас не толкнет , никто ни с кем не ссорится , не услышишь даже громкого слова (газ.)
При наличии повторяющегося союза ни... ни: не читает ни книг, ни газет.
не играет роли , не производит впечатления , не обращает внимания, не уделяет внимания, не приносит ущерба , не придает значения, не вызывает сомнения, не принимает участия и т. д. А также: не говоря (не сказав ) худого слова ; не сводить глаз с кого -чего -л .; не находить себе места ; плетью обуха не перешибешь .
Когда нужен винительный падеж?
Если отрицание не стоит не при глаголе, а при другом слове: не очень люблю стихи, не всегда читает книги, не вполне усвоил предмет (ср.: люблю стихи, но не очень; читает книги, но не всегда; усвоил предмет, но не вполне).
Если при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое существительное или прилагательное: он не считает книгу интересной ; не прочитал статью за вечер; не обеспечили регион электроэнергией; Разве вы не считаете эту практику полезной ?
Если существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом : он не хочет начинать писать мемуары (ср. он не хочет писать мемуаров и мемуары ).
При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь , не убьешь; он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач ); Ростов , не желая навязывать свое знакомство , не пошел в дом (Л. Толст.).
При наличии после существительного придаточного предложения со словом который : Он не прочитал книгу, которую я ему дал .
При одушевленном существительном или при имени собственном: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал , что уйти , не повидав Веру , не в силах (Чак.).
Если отрицание входит в состав частицы едва не , чуть не , чуть -чуть не : Едва не уронил стакан ; Чуть не пропустил трамвай ; Чуть было не потерял билет .
В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу ; негде опубликовать статью.
В некоторых устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову ; Не скаль зубы .
В остальных случаях существительные в описываемых конструкциях обычно можно использовать в форме и родительного падежа, и винительного падежа.
Какой падеж в этих конструкциях использовался раньше – родительный или винительный?
Прежде при глаголах с отрицанием почти всегда употреблялся родительный падеж. «Русская грамматика» пишет: «Единая старая норма обязательного родительного падежа при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление винительного падежа не только предпочитается, но и является единственно правильным».
Строгая обязательность родительного падежа при глаголе с отрицанием подвергалась сомнениям уже в XIX веке. Возражая критику, А. С. Пушкин писал: «Стих "Два века ссорить не хочу" критику показался неправильным. Что гласит грамматика? Что действительный глагол, управляемый отрицательною частицею, требует уже не винительного, а родительного падежа. Например: я не пишу стихов . Но в моем стихе глагол ссорить управляем не частицею не , а глаголом хочу . Ergo правило сюда нейдет. Возьмем, например, следующее предложение: Я не могу вам позволить начать писать... стихи , а уж конечно не стихов . Неужто электрическая сила отрицательной частицы должна пройти сквозь всю эту цепь глаголов и отозваться в существительном? Не думаю» (из статьи «Опровержение на критики», 1830).
Использованная литература:
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.
В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.
Значение падежей в русском языке
Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения - по числам и падежам. Так они осуществляют свою в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.
В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.
Склонение
К постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.
Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «-а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе - мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все (окно, горе, ложе), а в третье - только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.
Роль падежей
Каждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.
Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») - это обстоятельство, в остальных случаях - дополнение.
Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и А вот количественные - всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».
Не подлежат изменению по падежам
Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.
И. п.: в чашке что? - вкусный кофе
Р. п.: нет чего? - вкусного кофе
Д. п.: добавить к чему? - ко вкусному кофе
В. п.: хотеть что? - вкусный кофе
Т. п.: пахнет чем? - вкусным кофе
П. п.: думать о чем? - о вкусном кофе
Изменение по падежам вне правил склонения
Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.
Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».
Основная трудность
Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.
Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? - людей" ("вижу что? - книги" - так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? - людей" ("нет чего? - книг" - р. п.).
Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со К примеру, вижу кого? - ослА (вижу кого? - мамУ - в. п.), нет кого? - ослА (нет кого? - мамЫ - р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.
Вам понадобится
- Существительные в родительном и винительном падежах.
- Знание определения падежей.
- Знание вопросов, определяющих падежи.
Инструкция
Родительный падеж
Согласно определениям в , родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например, «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, или родительной даты, например «ложка сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж
Согласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать »;
В редких случаях образуется как зависимость от , например «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском языке соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или крайне затруднительно. Допустим, запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одущевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей (не было кого? - Р.п.)
Как видите, склоняется в обоих падежах слово одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от того же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в , тогда падеж вашего существительного – винительный.
В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких трудностей: нужно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, нужно действовать по следующему алгоритму.
Инструкция
Если перед вами неодушевленное , то вам следует задать вопрос к этому . Существительные в
В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.
Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.
Признаки падежей
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
- -и, -ы — в 1-ом склонении;
- -а, -я — во 2-ом склонении;
- -и — в 3-ем склонении.
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
- у, -ю — в 1-ом склонении;
- а, -я — во 2-ом склонении;
- в 3-ем склонении.
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
- в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
- в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.
Сравнительная таблица родительного и винительного падежей
кого? чего? |
кого? что? |
|
вспомогательное слово |
||
окончания |
|
|
предлоги |
от, до, из, без, у, для, около, с |
в, на, за, через, про. |
блокнот (кого?) учителя ножка (чего?) стола |
посещать (кого) друга проверять (что?) работу |
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
- Определить одушевленность/неодушевленность.
- Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
- Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
- Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Значение падежей
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
- принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
- соотношение целого и отдельной части (класс школы);
- отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
- объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
- объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
- сравнение (быстрее реки);
- объект измерения, даты либо счета (стакан сока).
Винительный падеж обозначает:
- переход действия на предмет (например, читать книгу);
- передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
- зависимость от наречия (жалко птичку).
Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.