Биография помпадур. Женские секреты маркизы де помпадур

История жизни маркизы де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон (рожд. 29 декабря 1721 г. - смерть 15 апреля 1764 г.), в историю вошедшая как маркиза де Помпадур - официальная фаворитка короля Франции Людовика XV.

«Штрихи к портрету»

Говорили, что государством управляет не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, словно сама была королевских кровей: в своих покоях, которые некогда принадлежали , всесильной фаворитке , она принимала министров, послов и королевских особ. Даже родственники короля должны были просить у нее аудиенции…

Она не обладала ни блестящей родословной, ни особенными талантами, не была ни выдающейся красавицей, ни гением в политике, но ее имя давно стало нарицательным, обозначая и целую эпоху, и явление фаворитизма. Жизнь урожденной Жанны-Антуанетты Пуассон наглядно может свидетельствовать, что каждая может войти в историю – если только приложит к этому достаточно усилий.

Родители

Родителями будущей маркизы считаются Франсуа Пуассон, бывший лакей, который дослужился до интенданта, и Луиза-Мадлен де ла Мотт. Считаются, потому что довольно вольное поведение красавицы Луизы дает историкам основания усомниться в отцовстве ее мужа: по их мнению, отцом Жанны скорей всего мог быть финансист, бывший посол в Швеции Ленорман де Турнем. Именно он заботился о Луизе и ее детях, когда Франсуа Пуассон, проворовавшись, бежал из страны.

Детство и юность

Жанна-Антуанетта родилась 29 декабря 1721 г. в Париже. Девочка подрастала, окруженная всеобщей любовью: она была очаровательной, покладистой, умной и очень хороша собой. Благодаря деньгам де Турнема Жанна воспитывалась в монастыре урсулинок в Пуасси: вспоминают, что юная Жанна прекрасно пела – позднее ее красивым чистым голосом станут восторгаться придворные музыканты – и великолепно декламировала, выказывая немалый драматический талант. Может быть, сложись обстоятельства по-другому, и из Жанны вышла бы замечательная актриса, но ей была уготована другая судьба: как-то раз знаменитая гадалка мадам Лебон предсказала 9-ти летней Жанне, что когда-нибудь она сможет покорить сердце самого короля.

Пророчество произвело неизгладимое впечатление и на Жанну, и на ее мать, которая во что бы то ни стало решила воспитать из дочери достойную спутницу короля. Она нанимала девочке лучших учителей, которые обучали ее пению, игре на клавикордах, рисованию, танцам, этикету, ботанике, риторике и сценическому искусству, а также умению одеваться и вести светские беседы. За все платил де Турнем – у которого на девочку были свои планы.

Замужество. Личная жизнь

Едва Жанне исполнилось 19 лет, де Турнем устроил ее свадьбу со своим племянником: Шарль-Гийом Ленорман д’Этиоль был на 5 лет старше своей невесты, некрасив и стеснителен, но Жанна не раздумывая согласилась на брак: де Турнель пообещал новобрачным составить завещание в их пользу, часть из которого преподнес им как свадебный подарок.

Семейная жизнь оказалась неожиданно счастливой: муж был полностью очарован своей хорошенькой супругой, а она наслаждалась спокойной жизнью в имении Этиоль, находящемся на границе Сенарского леса – любимых королевских охотничьих угодий. Супруг был рад исполнить любую ее прихоть: Жанна не знала недостатка в нарядах и драгоценностях, у нее были замечательные экипажи и даже домашний театр, который любящий муж организовал, дабы его обожаемая жена могла развлекаться игрой на сцене. Жанна по-своему любила супруга: вспоминают, что она не раз говорила ему, что никогда его не оставит – разве что ради самого короля. Она родила мужу двух детей: сына, умершего в скором времени после рождения, и дочь Александрину-Жанну – в семье ее звали Фанфан.

Молодая мадам д’Этиоль была счастлива, но она скучала в узком семейном кругу – и по примеру многих светских дам, устроила у себя салон. Уже вскоре в обществе начали говорить, что мадам д’Этиоль довольно обходительна, остроумна, очень хороша собой и к тому же на удивление умна.

В ее салоне начали бывать светские львы и актеры, ученые мужи и политики: среди завсегдатаев называют знаменитого философа Шарля де Монтескье, известного драматурга Проспера Кребильона, знаменитого ученого Бернара де Фонтенеля и даже Вольтера, очень ценившего мадам д’Этиоль за ум, обаяние и искренность. Сам председатель парламента Эно, постоянный участник вечерних приемов у королевы, говорил, что Жанна – прелестнейшая из всех женщин, которых он когда-либо мог видеть: «Она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверно, знает не меньше сотни песен».

Внешность

Жанна-Антуанетта Пуассон и ее дочь Александра

О ее внешности до нас дошло немало свидетельств, но таких противоречивых, что теперь нелегко разобраться в том, как же именно выглядела Жанна. Маркиз д’Аржансон написал: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полноватой и довольно плохо сложенной, хотя и наделена грацией и талантами».

А обер-егермейстер Версаля описывал ее как элегантную женщину среднего роста, стройную, с мягкими непринужденными манерами, обладавшую лицом безукоризненной овальной формы, прекрасными, с каштановым отливом волосами, весьма большими глазами, прекрасными длинными ресницами, прямым, совершенной формы носом, чувственным ртом, очень красивыми зубами. По его словам, у Жанны был чарующий смех, всегда замечательный цвет лица, а глаза неопределенного цвета: «В них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе…»

Знакомство с королем

Уже в скором времени мадам д’Этиоль блистала в парижском свете, что для дочери бывшего лакея было невероятное достижение, но Жанна мечтала о большем: она хорошо помнила, что ей суждено покорить сердце самого монарха. В надежде встретиться с ним Жанна, одетая в свои самые элегантные наряды, частенько выезжала в Сенарский лес, где любил поохотиться король Людовик XV – говорят, молодая красавица привлекла внимание короля, и тот соизволил послать ее мужу оленью тушу.

Мсье д’Этиоль был до такой степени рад знаку королевского внимания, что велел сохранить оленьи рога – что его супруга сочла добрым знаком: скоро ее муж будет носить рога от самого короля. Но Жанну заметил не только Людовик, но и его официальная фаворитка, всесильная герцогиня де Шатору: она немедля потребовала от мадам д’Этиоль «избавить короля от ее назойливого внимания». Жанна была вынуждена отступить.

1744 год, декабрь — герцогиня де Шатору внезапно умерла: вспоминают, что монарх так горевал, что, хотя некоторое время утешался с ее сестрой, не торопился выбирать новую фаворитку. Путь к сердцу короля оказался свободным.

1745 год, февраль — в Парижской ратуше давали бал-маскарад в честь бракосочетания дофина Людовика-Фердинанда и испанской принцессы Марии-Терезии: мадам д’Этиоль прибыла туда в костюме Дианы и в течении сей ночи развлекала короля остроумной беседой, отказываясь снять маску. Только перед уходом Жанна показала королю свое лицо – и по всей видимости, король был впечатлен ее красотой. Когда Жанна, подобно Золушке, потерявшей на лестнице дворца туфельку, уронила на пол бальной залы свой платок, король поднял его и лично вернул даме: этикет рассматривал такой жест как слишком интимный, так что придворные не сомневались, что Людовик избрал себе новую любовницу.

Однако их следующая встреча состоялась только в апреле: в Версале представляли итальянскую комедию, и то ли стараниями королевских распорядителей, то ли происками поддерживавших Жанну придворных она оказалась в ложе по соседству с королевской. Людовик пригласил Жанну на ужин – а на десерт Жанна подала королю себя.

Это едва не стало ее роковой ошибкой: утром монарх сообщил своему камердинеру, что мадам д’Этиоль была весьма мила, но ею явно двигал корыстный интерес и честолюбие. Все это сразу стало известно Жанне, не пожалевшей денег на подкуп королевских слуг. И она сделала самое умное, что могла: она исчезла с глаз короля.

Жизнь при дворе

Как правило дамы, удостоенные королевского внимания, не исчезали после первой же встречи – наоборот, они всячески набивались на вторую. Необычное поведение Жанны д’Этиоль заинтриговало монарха, и он не переставал думать о ней. Когда она появилась вновь, то разыграла перед Людовиком целый спектакль: она призналась ему в своей страстной и безграничной любви, пожаловалась на преследования ревнивого и жестокого мужа… И король, растроганный и очарованный, пал к ее ногам. Он пообещал Жанне, что сделает ее официальной фавориткой, едва возвратиться из похода во Фландрию.

Королю Людовику XV тогда было 35 лет. Получив престол в раннем детстве, король всю молодость провел в различных удовольствиях, предпочитая государственным делам изящные искусства, охоту и женщин. Он был женат на Марии Лещинской – женщине некрасивой и к тому же старше его на 7 лет, которая после рождения 10-ти детей (из которых выжили 7) отказалась делить с ним ложе, снисходительно наблюдая за чередой королевских любовниц. К 35-ти годам у короля было все, что он мог только пожелать, и в то же время он, все изведавший и все попробовавший, ничего уже не желал: пресыщение вызвало невыносимую скуку, развеять которую король уже и не надеялся.

Но Жанна, прекрасно осведомленная о проблемах Людовика, взяла на себя обязанность всячески развлекать его. Вначале она писала ему изящные остроумные письма (править которые ей помогал аббат де Берни, также обучавший Жанну придворным манерам), потом делала все, чтобы король в ее обществе не скучал ни минуты. Может быть, именно этим Жанна д’Этиоль смогла завоевать сердце короля, и именно так оставалась его владычицей до самой своей смерти.

Маркиза де Помпадур и Людовик XV

Уже в мае Жанна развелась со своим мужем, а в июне король пожаловал Жанне титул маркизы де Помпадур, к которому прилагались поместье и герб, а уже в сентябре новоиспеченную маркизу официально представили ко двору в качестве королевской фаворитки. Как ни странно, королева довольно благосклонно отнеслась к Жанне, отметив ее искреннюю привязанность к королю, ум и то уважение, с которым маркиза Помпадур неизменно относилась к ее величеству.

Известно, что она не раз говорила: «Если уж королю так необходима любовница, то лучше это будет мадам Помпадур, чем кто-нибудь еще». А вот придворные, оскорбленные и низким происхождением Жанны, и ее пока еще нередкими нарушениями прихотливого этикета, прозвали ее Гризеткой – намекая этим нелестным прозвищем на то, что для родовитых аристократов маркиза по сути своей является только высокопоставленной куртизанкой.

Но Жанна не отчаивалась: она хорошо знала, что тот, кот владеет сердцем короля, может владеть и его подданными, а Людовиком она завладела накрепко. Король, очарованный красотой Жанны, ее остроумными беседами и утонченными любовными утехами, был по-настоящему влюблен. Но Жанна понимала, что так короля не удержать: красавиц вокруг много, а Жанна к тому же от природы обладала холодным темпераментом, и изощренные постельные игры давались ей не легко.

Маркиза де Помпадур постоянно принимала разные афродизиаки, чтобы распалить свою страсть, – шоколад, супы из сельдерея, трюфели, порошок из шпанских мушек, устрицы, красное вино с пряностями и так далее, но даже они со временем перестали оказывать нужное действие. Но Жанна сделала ставку не на секс: она, как никто, могла развлечь Людовика, развеять его скуку. Каждый день в ее салоне его встречали лучшие умы своего времени – Вольтер, Буше, Монтескье, Фрагонар, Бюффон, Кребильон беседовали с его величеством, и все неизменно с восхищением отзывались о маркизе де Помпадур.

Она проявляла необыкновенную изобретательность в нарядах и прическах, никогда не представая перед королем дважды в одном и том же образе, и не жалела сил и средств на организацию многочисленных праздников, балов, вечеринок, маскарадов и концертов, неизменно поражающих оригинальностью идеи, тщательностью организации, роскошью и изысканностью. Нередко она организовывала для Людовика театральные представления – самые последние новинки лучших европейских драматургов разыгрывались перед королевской семьей, и всегда в главной роли выступала очаровательная Жанна, с блеском исполнявшая и комедийные, и драматические роли. Со временем маркиза даже создала в Версале, в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей, собственный театр, названный «Камерным».

Участие в государственных делах

Постепенно Жанна обрела неограниченное влияние не только на самого Людовика, но и на государственные дела: поговаривали, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она принимала министров, послов и королевских особ. Приемы проходили в роскошном зале, где стояло лишь одно кресло – для маркизы. Всем остальным надо было стоять. Она до такой степени была уверена в своих силах, что даже захотела выдать свою дочь Александрину за сына Людовика от графини де Вентимиль, но король, возможно в единственный раз, решительно отказал маркизе: вместо этого Александрину просватали за герцога де Пикиньи. Однако в 13 лет девушка неожиданно умерла – говорили, что ее отравили недоброжелатели маркизы, которых по мере усиления ее власти становилось все больше.

Маркиза и правда могла считаться всесильной. Все ее родственники получили титулы, должности и денежные подарки, все друзья сделали карьеру. Она привела к власти герцога Шуазеля, меняла на свое усмотрение министров и главнокомандующих и даже по собственному желанию вела внешнюю политику: именно по инициативе маркизы де Помпадур Франция заключила в 1756 г. договор со своим традиционным противником Австрией, направленный против Пруссии, которая исторически всегда была французской союзницей.

Согласно историческому анекдоту, к прусскому королю Фридриху II Жанна воспылала ненавистью после того, как ей доложили, что тот дал своей собаке кличку Помпадур. Хотя Вольтер приветствовал этот договор, отмечая, что он «объединил две страны после 200 лет заклятой вражды», в результате он вышел Франции боком: разразившаяся Семилетняя война могла бы закончиться поражением Пруссии, но в итоге Франция оказалась среди проигравших: пришедший к власти в далекой России Петр III отказался от всех завоеваний, буквально подарив победу Фридриху. А если бы императрица Елизавета прожила хотя бы на месяц дольше, все было бы по-другому, и мадам де Помпадур вошла бы в историю как один из самых удачливых политиков современности.

Маркиза и искусство

Интересы маркизы не ограничивались политическими интригами: немало сил и денег она тратила на поддержку искусств, возродив обычай королевского меценатства. Она покровительствовала философам и ученым, выхлопотала пенсию Жану д’Аламберу и Кребильону, обеспечила издание первого тома прославленной Энциклопедии, оплачивала обучение талантливых студентов и издавала литературные труды, многие из которых благодарные авторы посвящали ей.

В Париже ею была создана военная школа для сыновей ветеранов войн и обедневших дворян – прославленный Сен-Сир, деньги на строительство которого Жанна пожертвовала из своего кармана. В Севре она организовала фарфоровое производство, куда приглашала лучших химиков, скульпторов и художников. Постепенно севрский фарфор начал конкурировать с прославленным саксонским, а особый розовый цвет в честь маркизы назвали «rose Pompadour». Первую продукцию маркиза де Помпадур выставила в Версале и лично продавала придворным, провозглашая: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Благодаря милости и щедрости короля маркиза распоряжалась огромными суммами: историки подсчитали, что ее наряды стоили 1 миллион 300 тысяч ливров, косметика – три с половиной миллиона, театр обошелся в 4, лошади и экипажи – в 3, на драгоценности ушло 2 миллиона, а на прислугу – 1,5. Четыре миллиона было потрачено на увеселения, а 8 – на меценатство. Огромных денег стоила недвижимость, которую Жанна скупала по всей стране, каждый раз перестраивая покупку по собственному вкусу, переделывая парки и обставляя новые дома изящной мебелью и произведениями искусства.

Стиль, который создала Жанна, по сей день называется ее именем – так же, как фасоны одежды, прически, оттенки помады. Говорят, что конусообразные бокалы для шампанского были придуманы ею и имеют форму ее груди и что именно она придумала маленькую сумочку на завязках, и поныне известную как «помпадур». Жанна ввела в моду высокие прически и каблуки, потому что сама была небольшого роста, а огранка бриллианта «маркиза» имеет форму ее губ.

Последние годы

К 1750 году маркиза де Помпадур поняла, что ее власть над Людовиком слабеет: ей все трудней возбуждать его желание, все чаще король заглядывается на молоденьких красавиц, которых всегда было много при дворе. И Жанна приняла единственно верное решение: она сама отказалась от королевской постели, предпочтя стать ему ближайшим другом. А чтобы ее место не заняла какая-нибудь хваткая девица, взяла подбор королевских любовниц на себя.

В парижском квартале Парк-о-Серф, пикантно известном Оленьем парке, она оборудовала настоящий дом свиданий для Людовика: там жили молоденькие девушки, которые после прохождения необходимой подготовки попадали в постель к королю, а потом выдавались замуж, получая «за службу» немалое приданое. Жанна зорко следила за тем, чтобы любовницы менялись быстрей, чем успевали надоесть монарху, и прежде, чем он успел бы привязаться к какой-нибудь из них – маркиза де Помпадур по-прежнему желала оставаться единственной повелительницей сердца короля.

Между тем сама маркиза чувствовала усталость от постоянной битвы за Людовика, за положение при дворе, за влияние. Она давно болела – туберкулез буквально пожирал ее изнутри, – хотя и не подавала виду, и ее все чаще посещали грустные мысли. «Чем старше я становлюсь, – писала она в одном из своих писем брату, – тем более философское направление принимают мои мысли… За исключением счастья находиться с королем, что, конечно же, радует меня больше всего, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще. Прекрасный сюжет для размышлений, в особенности для такой, как я».

Проходили годы, и Жанна с печалью понимала, что ее красота поблекла, а молодость прошла. Людовик как и прежде был рядом с ней, но его держала уже не любовь, а привычка: говорили, что он не отставляет ее из жалости, опасаясь, что чувствительная маркиза наложит на себя руки. Тем не менее он урезал Жанне содержание, так что ей пришлось распродавать свои драгоценности и дома, дабы иметь возможность по-прежнему роскошно принимать у себя его величество.

Смерть маркизы де Помпадур

1764 год, весна — маркиза, которая по-прежнему сопровождала короля во всех поездках, почувствовала себя плохо. В замке Шуазель она упала в обморок, и стало ясно, что ее конец близок. Монарх велел привезти ее в Версаль – и хотя этикет строжайше запрещает всем, кроме короля, болеть и умирать в стенах королевской резиденции, маркиза де Помпадур испустила свой последний вздох в личных королевских покоях. Это произошло вечером 15 апреля 1764 года. Ей было 43 года.

Вольтер, ее старый и верный друг, был одним из немногих, кто искренне переживал ее смерть: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур, – написал он. – Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Похороны маркизы проходили в необыкновенно дождливый и ветреный день. «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» – заметил Людовик, наблюдавший траурную процессию с балкона своего дворца. Согласно этикету, сам он не мог присутствовать на похоронах. Маркизу погребли рядом с ее матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. По преданию, на ее могиле было написано: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет – шлюхой, а 13 лет – сводницей». Спустя полвека монастырь был разрушен, и могила маркизы была навсегда утрачена.

Величественная фигура женщины с гордым взглядом темных глаз, окутанная правильными складками тяжелого шелка. Она родилась в родовом замке, росла, дыша ароматом монастырского ладана, жила в строгих залах и садах Людовика XIV и умирала в монастырских покоях Сен-Сира. А на смену ей, из сверкающей пены жизни, вынырнула другая фигура. Кокетливая, изящная, в напудренном парике на маленькой головке, в мушках. Для нее нет закона, кроме ее каприза. Где-то работал и страдал народ, где-то решались мировые вопросы и готовилась будущая катастрофа Франции. Шелковые занавеси плотно закрывали дверь в изящный будуар. И здесь, среди ароматов и пудры, царил всегда смеющийся, всегда капризный бог наслаждений - Рококо. И царицей этого царства была маркиза Помпадур. Век прекрасного… И все прекрасное в искусстве, литературе, ремесле носит на себе печать маркизы Помпадур.

29 декабря 1721 года у Франсуа Пуассон, шталмейстера двора герцога Орлеанского, родилась дочь. Дали ей имя Жанна-Антуанетта. Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но по-видимому, нравов нестрогих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был не Франсуа Пуассон, а генерал Ленор-ман-де-Турнехем. Во всяком случае в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование, а потом решил выдать ее замуж за своего племянника. И вот 9 марта 1741 года, а Париже, в церкви св. Евти-хия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Карлом Ленорман д Этиоль. Маленького роста некрасивый жених, стройная, с интересным бледным лицом, невеста.

К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти. Молодой д’Этиоль женился по любви, мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. Когда ей было девять лет, одна гадалка предсказала ей, что она будет фавориткой короля. М-ль Пуассон твердо верила этому предсказанию и всей своей жизнью готовилась к нему.

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых - среди них были такие крупные имена, как аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Через них она познакомилась с искусством, литературой, политикой.

Нельзя сказать, чтобы она была красива, но она была очаровательна. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, прекрасные глаза, цвет которых нельзя было определить,- иногда они казались черными, иногда синими, чарующая улыбка, великолепные светлые волосы, прекрасные руки, стройная, среднего роста фигура. Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться.

У нее была прелестная дочь Александра, которую она нежно любила. С очаровательной улыбкой, обмахиваясь веером, на котором была нарисована Габриель д’Эстрэ, а у ног ее Генрих IV, она говорила своим многочисленным поклонникам: «Только с королем я могла бы изменить моему мужу». Самые злые языки в то время не могли сказать о ней ничего дурного,- жизнь ее была безупречна.

Однако ее можно было часто встретить близ Этиоля, в лесах Сенара, где происходили королевские охоты. Она в голубой с розовым амазонке, с соколом в руке, как средневековая дама… Или она - в голубом фаэтоне, вся в розовом. Ее заметили, о ней заговорили, называли нимфой лесов Сенара. Король невольно обратил внимание на одетую в цвета утренней зари амазонку. Любопытный взгляд короля встречается со взглядом неверных глаз мадам Этиоль. Около Людовика XV была в то время мадам Шатору. Появление на его горизонте юной амазонки ей не понравилось. Мадам Этиоль это дали понять. Она перестала появляться на королевской охоте, но целью ее жизни был по-прежнему король.

В 1745 году городом Парижем был устроен большой маскарад в честь помолвки дофина. Мадам Этиоль знала, что на нем будет король. Графиня Шатору незадолго до того внезапно умерла, и теперь король был свободен. На балу к Людовику XV подошла изящная маска в костюме Дианы-Охотницы. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок.

Через несколько дней, в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам Этиоль была очень близка к королевской. Спустя еще некоторое время король ужинал с мадам Этиоль наедине. После этого ужина Людовик точно испугался своего нового увлечения и много дней не вспоминал о мадам Этиоль. Тщетно старался его камердинер Бинэ, дальний родственник мадам Этиоль, напомнить ему о ней. Наконец, король все-таки заговорил о ней с Бинэ. Он сознался, что она ему очень понравилась, но показалась более честолюбивой и властной, чем любящей. Бинэ уверял его, конечно, что мадам Этиоль безумно влюблена в него и теперь, изменив с ним обожающему ее мужу, она думает только о смерти.

Король пожелал видеть мадам Этиоль еще раз.

Теперь она была более осторожна. Глубоко затаив свое честолюбие и властность, она была перед королем только бесконечно любящей женщиной. В ответ на свою нежность она почувствовала, что теперь она сильна, но ей было важно не покидать Версаля. И вот, еще в объятиях короля, мадам Этиоль стала приходить в отчаяние от того, что ее ожидает дома, она уверяла короля, что безумно боится мужа, что он ревновал ее и раньше, но теперь гнев его будет ужасен. Король поверил ее страху и слезам и предложил ей укрыться временно от гнева мужа в дальних покоях Версальского дворца.

По совести говоря, муж мадам Этиоль был более жалок, чем страшен. Он искренно любил свою жену, и, когда его дядя, генерал Ленорман сообщил ему, что она его покинула, то он лишился чувств, а придя в себя, пытался много раз лишить себя жизни. Изгнанный королем из Парижа, он долго и серьезно болел в Авиньоне.

Когда Людовик XV уезжал к своим войскам во Фландрию, мадам Этиоль не поехала с ним. Она поселилась в Этиоле и жила там очень замкнуто, занятая почти исключительно перепиской с королем. Тем временем для нее в Версале отделывали комнаты, которые раньше занимала покойная мадам Шатору. Мадам Этиоль знала, что с приездом короля она будет объявлена официальной фавориткой. Одно из последних писем короля было адресовано ей уже не как мадам Этиоль, но как маркизе Помпадур,- в письме были документы на этот титул.

Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично. Только один момент растерялась она,- это было у королевы.

Королева Мария Лещинская давно перестала ревновать короля, и маркиза Помпадур была для нее лишь новым именем, а не новым огорчением. И теперь, когда маркиза готовилась услышать от королевы заготовленную заранее готовую банальную фразу о своем туалете, Мария Лещинская вдруг ласково спросила ее об одной знакомой даме. Маркиза растерялась, и у нее вырвалось неловкое, но искреннее восклицание:

«Самое мое горячее желание - понравиться Вашему Величеству». Смущение маркизы быстро прошло, а за ласковые слова она надолго сохранила благодарность к королеве.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду. Она возникала внизу, где приводила к частым самоубийствам, увеличивалась со ступенями положения и богатства, и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV. Скука была единственная любовница, которой он был верен всю жизнь, скука была тот злой гений, послушный которому Людовик говорил: «После нас хоть потоп».

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная со внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Сна играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его.

Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,- Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер… Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король. Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей.

Строил этот театр Габриэль по личному плану маркизы, расписывал его внутри ее любимый художник Буше. Входным билетом была небольшая карточка, на которой была нарисована кокетливая Коломбина, около нее влюбленный Леандр, из-за занавески выглядывал обманутый Пьеро. Публику составляла почти всегда королеская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, директором был герцог де-Лавальер. Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур

Еще у себя в Этиоле она устраивала спектакли и пока зала себя хорошей актрисой и приятной певицей. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка… Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Не даром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы - самая очаровательная женщина Франции».

Репертуар театра тоже составляла сама маркиза. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо, Кребильона.

После спектакля король с самыми близкими, в числе не более четырнадцати лиц, обычно оставался на ужин. Приглашенные входили с ним вместе в салон, изысканно меблированный, на стенах которого была живопись Латура, Ватто, Бушэ. Сюжетом этой живописи были роскошные пиры, но в самом салоне не было и намека на ужин.

Когда король переступал порог, к нему приближались два пажа и спрашивали приказаний насчет начала. Едва король успевал сделать знак, что можно подавать, расступался пол и, как во дворце Армиды, снизу поднимался роскошно сервированный стол. Пажи быстро вносили кушанья и начинался ужин. Здесь не было пьянства и разгула. Елись легкие, вкусные блюда, пились тонкие вина, возникали веселые изящные разговоры, легкая пикантность которых никогда не переходила в непристойность.

Король не должен скучать - вот цель маркизы. Поэтому во время постов, когда запрещены разные увеселения, она устраивает во дворце духовные концерты, где поет и сама. Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Дофин и дочери короля были против нее, королева была безмолвна и не была ни за, ни против. Но маркиза была честолюбива. Ее влияние на личность короля ее не удовлетворяло - она хотела влияния на всю политику Франции. И несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Насчет своих врагов маркиза никогда не заблуждалась и по достоинству оценивала их. В противовес им она употребляет все усилия, чтобы приобрести друзей. Но последнее ей плохо удавалось. Этому мешали два ее крупных недостатка - она была мстительна и злопамятна. Она никогда ничего не прощала, и ее близкие больше всего боялись ее, чем любили. Относительно дофина ее месть была бессильна, но с другими своими врагами маркиза была беспошадна Она добивается отставки Орри, министра финансов, пользовавшегося большой популярностью. Изгнан из Парижа за насмешливые куплеты о ней любимец короля Морепа.

Почтительно, но твердо борется маркиза с королевской семьей, надменно с придворными, успешно с иезуитами, терпеливо с парламентом.

Власть маркизы с каждым днем становится сильней Она делается негласной правительницей Франции. Иностранные державы ищут ее расположения. Через~нее добивается императрица Мария-Терезия союза с Францией, благодаря которому возникает неудачная для Франции семилетняя война с Германией и Англией.

При дворе своем маркиза вводит строгий этикет. В ее приемном покое только одно кресло для нее, все приходящие должны стоять. Под предлогом частого нездоровья, она не вставала даже при принцах крови. В театре она сидела в королевской ложе, в капелле Версаля для нее было выстроено особое возвышение. Штат ее дома состоял из шестидесяти человек. Ее выездной лакей был из обедневшего, но старинного дворянского рода.

В своем величии маркизе хотелось как бы вычеркнуть свое скромное происхождение. Своего отца, господина Пуассон, маркиза превращает в пэра Франции, владельца поместья де-Мареньи, своего брата - в маркиза де-Ведриер, впоследствии маркиза де-Мареньи Она покупает у фамилии Креки их склеп в церкви Капуцинов на площади Вандом и переносит туда тело своей матери.

Но главный предмет ее забот и честолюбивых замыслов это - ее единственная и нежно любимая дочь Александра, похожая на мать характером и внешностью. Она воспитывалась в аристократическом монастыре д’Ассомпсьон, где ее называли, как детей королевской крови, по имени: Александра. Ей маркиза готовила блестящую будущность. Но судьба разбивает все ее мечты. Десяти лет от роду Александра неожиданно умерла. Подозревали яд, месть иезуитов, но вскрытие ничего не обнаружило.

Яд вообще маркиза предполагала всюду и много раз предостерегала против него короля. Сама она ничего не начинала есть первой. Правда, у нее был перед глазами пример - неожиданная смерть мадам Шатору, очень похожая на отравление. Даже близким своим маркиза не могла доверять. Ее родственница и лучшая подруга, мадам д’Эстрад оказалась шпионкой при ней и любовницей ее врага, министра иностранных дел Аржан-сона.

Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил, и душевных и физических, ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте. Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести с окружающими людьми и событиями «вечную битву», как она называла свою жизнь.

В слабом и болезненном теле маркизы Помпадур жила безумная энергия. Казалось, ни одного часа своей жизни она не проводила в бездействии. Она вникала во все. Картинная выставка, по поводу которой она выслушивает мнение других и высказывает свое… Антиквары, у которых она часто покупает прекрасные вещи для своих дворцов,- мебель, саксонский фарфор, китайский фарфор… Беседы с архитекторами, художниками… Устроенная ею в Версале типография, где на ее глазах печатались «Rodo-gune» Корнеля и некоторые произведения Вольтера… Обсуждение с Клероном театральных туалетов… Работа ее личная над офортом, гравюрой или геммой… Некоторые из ее работ дошли до нас -- конечно, они слабей, чем произведения окружающих маркизу художников, но они все же очень интересны.

Маркиза вела огромную переписку со многими замечательными людьми. «Мне еще нужно написать около двадцати писем»--говорит она, прощаясь вечером со своим отцом.

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,- в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции. И дейстительно, если маркиза не всегда была компетентна в каком-либо вопросе, она всегда знала достаточно, чтобы не казаться в нем невеждой… Кроме того, у нее было великолепное собрание книг по театру и вообще по искусствам.

Но больше всего у маркизы было книг о любви Романы испанских, итальянских, французских писателей, рыцарские романы, героические, исторические, моралистические, политические, сатирические, комические, фантастические. Ее библиотека была храмом романа Читая, маркиза переживала тысячи жизней, посвященных любви, и, уходя от действительности, отдыхала от нее в иной, творимой жизни.

По мысли маркизы основывается военное училище. За постройкой здания маркиза следит сама, и даже ею лично рисованы проекты некоторых его украшений. Французские гобелены давно победили восточные ковры, французский хрусталь был также прекрасен, как венецианский, но французский фарфор не мог соперничать с саксонским и китайским. Маркиза, любившая его и понимавшая в нем толк, задалась целью создать французский фарфор, который был бы лучше саксонского. В 1756 году государственный фарфоровый завод, бывший в Венсене, переводят в Севр.

Здесь строят великолепные здания для художников и работников завода. Здания окружены прекрасными садами, где бьют фонтаны и насажены очаровательные боскеты. Вдали виден густой лес, где живущие на заводе могут охотиться.

Под началом мастера, обладающего секретом изготовления хорошей фарфоровой массы и ее окраски, работает пятьсот человек, из которых шестьдесят - опытные художники.

Маркиза избрала Севр местом своих обычных прогулок. Она ободряет художников, дает им советы, помогает в выборе красок и форм. Прекрасный розовый цве назван ее именем «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной высоты, и им не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает. Торгуя, она расхваливает их так убедительно, что трудно у нее не купить.

Однажды во время прогулки в Севр маркизу пленил раскинувшийся перед ней пейзаж. Она стояла на очаровательном зеленом холме, откуда было видно Версаль, Сен-Клу и еще дальше Сен-Жермен. Маркиза решила построить здесь дворец. В прекрасный летний день она собирает сюда архитекторов, художников, садовников и, сидя на зеленой траве, обсуждает с ними план постройки. И вот, под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю.

В первом дворе было два здания,- одно для конюшен, другое для театральных представлений. Дальше второй двор, окруженный с трех сторон зданиями дворца, а с четвертой к нему примыкает сад с террасой, откуда открывается вид на Сену, Булонский лес, на зеленеющие острова и деревни. От террасы к Сене спускалась зеленая лестница из цветущих померанцев и лимонов, а в парке, под куполом из деревьев, высился бюст короля и маркизы. Внутренность дворца была не менее хороша. Картины, мрамор, фарфор… Маркиза понимала и любила прекрасное.

В день первого приезда короля в Белль-Вю, в театре, отделанном в китайском стиле, был дан балет «Амур-архитектор», изящная шутка на тему о постройке Белль-Вю. Вечером, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад.

Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,- они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Маркиза обладала не только дворцом Белль-Вю. Она часто покупала новые земли и дворцы и иногда продавала их с большим для себя убытком. Ее владения были огромны, и во многих из них она очень редко бывала. Большой дворец Кресси, стоивший колоссальную сумму, небольшой дворец Ла-Сель, простой маленький павильон у Версальского парка, отделанный персидскими обоями и живописными панно, окруженный садом, представлявшим собой боскет из роз, в зелени которого укрывался белый, мраморный Адонис; маленький домик в Фонтенбло с множеством кур разных пород, домик в Компьене; роскошный дворец в Париже.

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим. Но несмотря на то, что эти покупки стоили Франции очень дорого, их общей суммы нельзя сравнить с другой цифрой. Дороже всего стоила Франции вся плеяда архитекторов, художников, скульпторов и садовников, которых маркиза возила за собой в каждое свое владение, где они переделывали от начала до конца все по ее вкусу. Это стоило государству тридцать миллионов ливров.

Маркиза не ограничивалась перестройкой своих дворцов и домов, которые она занимала. Она также переделывала все дворцы короля, в которых он ее принимал. В этом, как и во всем, маркиза старалась найти развлечение для скучающего короля. Ей хотелось, чтобы ни один из его дворцов не был похож на другой и был ему по-новому интересен.

Жизнь маркизы Помпадур была не только «вечной битвой» с интригами врагов, но и «вечной битвой» с самой собой, битвой со своей душой, со своим слабым болезненным телом, даже со своим холодным темпераментом. Ее видят всегда веселой, спокойной, с улыбкой и песнью на устах. Только из записок ее камеристки мадам Хосе, дошедших до нас, мы узнаем ее интимную жизнь, ее бессонные ночи, полные тревоги и слез.

«Дорогая моя! Я боюсь потерять сердце короля, перестать быть ему приятной. Вы знаете, мужчины придают большое значение некоторым вещам, а у меня, к несчастию, очень холодный темперамент. Я решила применить к себе несколько возбуждающий режим, чтобы исправить этот недостаток, и вот в эти два дня этот элексир мне помог, или, по крайней мере, мне так показалось». Так говорит маркиза своему другу, герцогине де-Бранка.

Для возбуждения темперамента она пьет также шоколад с большим количеством ванили, ест салат из сельдерея и трюфелей.

Но отношение к ней короля становится холоднее.

Когда Дамьен ранил его кинжалом в 1757 году, маркиза одиннадцать дней, запершись в своих покоях, не знала, что ее ожидает. Она плакала, падала в обморок, придя в себя, снова плакала и снова лишалась чувств. Доктор Кезнэ из покоев короля все время ходил к ней и обратно, стараясь, как мог, ее успокоить. Сам король ее к себе не звал и не давал о себе знать. После одиннадцати дней мучительного ожидания король прислал к маркизе своего министра Машо, ее же ставленника, с приказом от имени короля немедленно покинуть Версальский дворец. Маркиза уже решила выполнить это приказание, но одна из ее подруг, жена маршала, Миренуа, ее отговорила. Сделав вид, что покидает дворец, маркиза на самом деле оставалась там, выжидая событий. Совету мадам Миренуа маркиза последовала не зря, через несколько дней король с ней увиделся, и она снова заняла свое положение.

Министр Машо получил отставку. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника. Измученная внутренней и внешней борьбой, развлечениями через силу, под вечным страхом соперниц, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Первые измены короля она побеждала легко.

Устранена и неожиданно умирает (есть подозрение, что ее отравили по приказу маркизы) обольстительная маде-маузель Шуазель-Романэ. Но теперь маркиза понимала, что дальше уже не так просто. И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля, где одновременно было не больше двух девушек. Кто их возлюбленный, девушки не знали. Им намекали, что это польский принц, родственник королевы. Скромные, необразованные девушки были не страшны маркизе. «Мне нужно его сердце»,- говорила она о короле.

Когда какая-нибудь из девушек беременела, ее увозили оттуда, ребенка обеспечивали, а мать с небольшим приданым выдавали замуж в провинцию. Все это устраивала сама маркиза, и трудно сказать, во имя любви или во имя честолюбия приняла она на себя эту двусмысленную роль

С сжатым сердцем и холодным умом стала маркиза Помпадур уже не возлюбленной, а другом и поверенной короля Людовика. Она покидает верхние интимные покои Версальского дворца и поселяется внизу, где до нее жили только принцы крови. И как бы объявляя всем о перемене своего положения, она ставит в парке Белль-Вю свою статую в виде богини Дружбы.

Но теперь маркизе было важно иметь официальное положение при дворе, и король просит королеву принять ее в свою свиту. Но даже кроткую Марию Лещинскую эта просьба возмутила. Не имея смелости прямо отказать королю, она говорит, что не может принять к себе женщину, бросившую своего мужа и за это осужденную церковью. Тогда маркиза пишет своему мужу, господину Ленор-ман Д Этиоль письмо, полное раскаяния, где, сознавая все свои ошибки, всю свою вину перед ним, она умоляет простить ее и принять обратно к себе.

Одновременно с этим письмом отправляется верный человек сказать ему, что, если он не желает навлечь на себя неудовольствие короля, ему советуют отказать.

Муж маркизы давно примирился со своей судьбой и жил, развлекаясь вином и легкими любовными интригами. На свое письмо маркиза получила от него вежлизый ответ, где он писал ей, что от всего сердца прощает ей ее вину перед ним, но принять к себе не желает. Получив нетерпеливо жданный ответ, маркиза разражается потоком жалоб. Она виновата, она раскаялась, что ей делать, если муж ее теперь отталкивает, только религия может ее утешить.

Каждый день в часовне Версаля, но не наверху, не на своем почетном месте, а внизу, в толпе, и долго по окончании службы она стоит коленопреклоненная у алтаря. После долгого колебания и нерешительности иезуита отца де Сасси, после ее письма к Папе, она, наконец, получает прощение церкви. Марии Лещинской теперь ничего не остается, как только покориться воле короля.

«Государь! У меня один царь на небе, который дает мне силы переносить мое горе, и один король на земле, воле которого я всегда покорна»,- говорит она королю, принимая новую даму в свою свиту. Враждебного отношения иезуитов во время своего покаяния маркиза не забыла. Двенадцать лет спустя иезуиты были изгнаны из Франции. Король, связанный с маркизой единственно силой привычки и ее ума, искал новой любви. Его короткие романы в «Оленьем Парке» его не удовлетворяли. Враги маркизы старались выдвинуть новую фаворитку.

Перед королем проходит длинная вереница женщин, из которых каждая доставляет несколько дней тревоги и горя маркизе. Когда на горизонте короля появляется мадемуазель Роман, маркиза видит, что король влюблен уже по-настоящему. У мадемуазель Роман был сын от Людовика.

С бьющимся сердцем идет маркиза в Булонский лес, где на траве, заколов роскошные черные волосы бриллиантовым гребнем, кормит грудью мадемуазель Роман своего сына, Людовика Бурбонского. Прикрыв, как бы от сильной зубной боли, свое лицо платком, маркиза наблюдает за ней и даже заговаривает с ней. Вернувшись домой, она говорит с грустью мадам Хосе «Надо сознаться, и мать, и ребенок, очень красивы».

Но этот роман короля, более серьезный, чем другие, не порвал цепей, которыми он был прикован к маркизе Помпадур. Эта победа несколько успокаивает маркизу, но она, все еще веселая внешне, грустна, разочарована и одинока.

«Чем я становлюсь старше, мой дорогой брат, тем более философскими становятся мои суждения. Я уверена, что также думаете и Вы. Кроме счастья быть с королем, которое, конечно, меня во всем утешает, все остальное только ткань из злобы, пошлости,- вообще из всех грехов, на которые способно бедное человечество. Хороший материал для размышления, особенно для тех, кто, как я, родился философствующим над всем»,- пишет она своему брату

В другом письме она говорит:

«Всюду, где есть люди, Вы найдете все пороки, ложь, все на какие они способны. Жить в одиночестве было бы очень скучно, потому нужно терпеть их недостатки и делать вид, что их не замечаешь».

Но из всех огорчений маркизы было наибольшим то, что вместо славы Франции, с которой бы в веках было связано ее имя, ее вмешательство в дела государства принесло стране разорение и несчастные войны. Она повторяет, смеясь: «После нас хоть потоп». Но на самом деле она очень заботилась о своем имени в потомстве.

«Нужно отказаться от всякой мысли о славе. Это тяжелая необходимость, но это единственное, что нам остается. Ваше усердие и преданность королю еще могут быть ему нужны»,- пишет она во время Семилетней войны герцогу д’Этион.

Когда она увидела, что все ее мечты о славе не удались, она действительно оставила их, и навсегда удручена этим. Близкий ей человек, ее любимый министр и, говорят, даже любовник, герцог Шуазель, говорит о ней:

«Я боюсь, чтобы меланхолия не завладела ею всецело и она не умерла бы от горя».

Как странно звучит это. Всесильная маркиза Помпадур, умирающая от горя. Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Некогда гадалка предсказала маркизе ее блестящее возвышение. И теперь переодетая, с приклеенным носом, маркиза пробирается к другой гадалке, узнать, как она умрет. Она получает ответ: «Вы успеете раскаяться». Это предсказание, как и первое, сбылось.

У маркизы в детстве шла горлом кровь. Ее жизнь погубила вконец ее здоровье. Но она не хотела сдаваться до последней возможности. В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей, герцог Шуазель, мадемуазель Мирепуа и принц Субиз, самый преданный ей человек. За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда приближался ее конец, король лично сказал ей, что настало время причаститься. Она не могла лежать из-за одышки и сидела, обложенная подушками в кресле, сильно страдая. Перед смертью она набрасывает рисунок прекрасного фасада церкви св. Магдалины в Париже. Когда священник св. Магдалины собирался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией. Из них только пять первых она была возлюбленной короля. Перед смертью она велела надеть на себя монашеское платье, большие четки ордена Францисканцев и деревянный крест на грудь. Сейчас же после смерти ее тело вынесли из Версаля. В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером Шамплостом стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия. Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Вот единственная почесть, которую я могу ей оказать».

Своим душеприказчиком маркиза назначила принца Субиз. В завещании все было ясно обдумано, она составила его с любовью к предметам искусства, которые она оставляла после себя в огромном количестве. В этом, как и во всей своей жизни, она была больше эстеткой, чем доброй христианкой. Она награждала дружбу, но в то же время охраняла для будущего свои многочисленные коллекции.

Ее похоронили в склепе на площади Вандом, где уже стоял гроб ее матери.

Дидро говорит о ней жестоко: «Итак, что осталось от этой женщины, которая погубила столько человеческих жизней, истратила столько денег, оставила нас без чести и энергии и разрушила политическую систему Европы? Версальский договор, который продлится известное время, Амур Бушардона, которым будут всегда восхищаться, несколько гравированных камней, которые приведут в восторг антикваров будущего, хорошенькая маленькая картина Ванлоо, на которую будут иногда смотреть, и… горсть пепла». Но маркиза любила искусство, любила литературу, и имена Бушэ, Фрагонара, Латура, Ванлоо, Греза, Монтескье, Вольтера и еще многих крупных людей ее эпохи окружают ореолом ее облик в веках. История против нее, но за нее искусство.

Детство

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.

Жизнь на королевскую ногу

Увеселения, постройки, наряды Помпадур поглощали массу денег: 1 миллион 300 тыс. ливров стоили её наряды, 3,5 млн. - косметика, 4 млн. - театр, 3 млн. - лошади, 2 млн. - драгоценности, около 1,5 млн. ливров - её прислуга; 12 тыс. франков было ассигновано ею на книги. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль "à la Reine"), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти Помпадур, народ - радостно. Из всех королевских любовниц Помпадур - самая блестящая, талантливая и безнравственная.

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon, «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мадам Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    помпадур - I. ПОМПАДУР I а, м. pompadour. От имени фаворитки фр. короля Людовика XV маркизы Помпадур. 1. ♦ à la В стиле, как у мадам Помпадур. Лиза набелена была по уши.. рукава а l imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour, талия была перетянута,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    Помпадур - в 18 в. дамская сумочка в виде матерчатого (обычно бархатного) или кружевного мешочка. Названа по имени мадам де Помпадур (1721 1764), фаворитки Людовика XIV. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) … Энциклопедия моды и одежды

    Помпадур - (Pompadour)Pompadour, деревня в департаменте Коррез исторической пров. Лимузен, на Ю. З. центр. Франции. Находящийся в ней замок 15в. Людовик XV в 1745г. подарил мадам де Помпадур. В 1761г. здесь был создан известный государственный конный завод… … Страны мира. Словарь

    Marquise de Pompadour … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сен Жермен. Граф Сен Жермен Le Comte de Saint Germain … Википедия

    - (Louis Le Bien Aime, Людовик Возлюбленный) (15 февраля 1710, Версаль 10 мая 1774, там же), король Франции с 1 сентября 1715 года. Правнук Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), младший из оставшихся в живых детей Людовика Бургундского и Марии… … Энциклопедический словарь

Законодательница моды эпохи рококо, первая женщина премьер-министр - маркиза де Помпадур родилась во Франции в конце 1721 года. Маленькая девочка при рождении получила имя Жанна-Антуанетта Пуассон. Происхождения она была невысокого: ее отец Франсуа Пуассон служил лакеем, а когда разорился, то вынужден был бежать в Германию, дабы не быть повешенным. Мать девочки Луиза Мадлен, которая слыла своей красотой и женским обаянием, быстро нашла попечителя детям в лице синдика Ленормана де Турнема.

Финансист так бережно относился к приемной дочери, что у окружающих появились сомнения в истинном происхождении Жаннеты. Он обеспечил девушке прекрасное образование по тем временам: она обучалась пению, рисованию, танцам и манерам. В девятилетнем возрасте Жаннету отвели в салон к гадалке госпоже Лебон, которая произнесла пророчество, повлиявшее на биографию девочки. Мадам Лебон объявила, что Жанне суждено будет стать фавориткой короля. С тех пор данное предназначение стало мечтой девочки.

Личная жизнь

В возрасте 19 лет Жанна-Антуанетта вышла замуж по настоянию своего отчима за его племянника Шарля Гийома. Он был не намного старше девушки, но унаследовал приличное состояние. После венчания в храме Святого Евстафия молодожены переехали в Этиоль, фамильный замок мужа, который находился недалеко от Версаля. Через три года в семье появился первенец - дочь Александрина, которая вскоре скончалась. Такая же участь ждала и всех остальных детей четы: они умирали в младенчестве. Неизвестно, расстраивал ли этот факт Жаннету или нет - она вся была поглощена исполнением своей мечты.


Удачное местоположение имения мадам д’Этиоль играло ей на руку в достижении своей цели. Часто Людовик XV проезжал мимо их дома, и молоденькая Жаннета в эти мгновения старалась пройти поближе к дороге, чтобы король смог полюбоваться ее красотой. Однажды во время грозы возвращающийся престолонаследник даже посетил с визитом замок четы д"Этиоль. В знак благодарности за гостеприимство, оказанное хозяином дома, Людовик подарил ему рога только что убитого оленя, что оказалось весьма символично.


Но все попытки знакомства для Жанны заканчивались неудачами. Даже ее ежедневный променад в обворожительных нарядах по Сенарскому лесу, который она устраивала в надежде увидеть короля за охотой, окончился провалом: ее заметила бессменная фаворитка Людовика герцогиня де Шатору. Дама обладала крутым нравом и нещадно расправлялась со всеми соперницами. Поэтому Жаннете пришлось прекратить свои попытки, чтобы не случилось каких-либо неприятностей.

Но удача в конечном счете оказалась на стороне мадам д’Этиоль. Предыдущая любовница скоропостижно скончалась от осложнения воспаления легких, и ее место оказалось вакантным. Представился и случай лично увидеться с королем. Был объявлен тисовый бал-маскарад, который состоялся в Парижской ратуше в связи со свадьбой наследника и испанской принцессы Марии-Терезии. Жаннета, воспользовавшись своим статусом, смело отправилась на встречу судьбе.


В масках были все участники мероприятия, в том числе и Людовик. Жаннета выбрала костюм Дианы-Охотницы. Талантливая девушка подстраивает все таким образом, чтобы как можно чаще оказываться напротив короля и тем самым заинтриговать его. Он несколько раз пытался увидеть ее лицо, но Жанна тянула время до последнего момента. Когда, наконец, маска была снята, распаленный Людовик был восхищен красотой незнакомки. В этот же вечер состоялся их первый совместный ужин. На утро король попрощался со своей любовницей, посчитав, что это была интрижка на одну ночь. Красавица, безропотно повинуясь, покинула королевские покои.

Такое поведение заинтриговало Людовика: до этого никто из девушек так не поступал. И он решил продолжить роман. Следующее посещение королевских покоев Жаннета разыграла со всем ей присущим актерским талантом. Она представила свой визит, как бегство от рук разъяренного мужа-ревнивца, и попросила у обожаемого короля защиты. Обескураженный Людовик XV, видя неподдельные страдания женщины, предоставил ей протекцию. Через некоторое время он купил ей титул маркизы де Помпадур и замок недалеко от Версаля. После этого Жаннета стала официальной королевской фавориткой.

Людовик XV

Людовик XV слыл скучающим престолонаследником, который не любил заниматься государственными делами, поэтому нечасто присутствовал на министерских совещаниях. Его супругой была бывшая принцесса польская Мария Лещинская. Родители женили дофина, когда ему было всего 15, а невесте 22. За долгие годы брака в королевской семье родилось порядка 10 детей, а потом медики запретили королеве вступать в интимную близость с супругом. И Людовик XV обратил свои взоры на хорошеньких фрейлин. Только с женщинами король чувствовал себя по-настоящему свободно. Его набожная супруга, проявляя благоразумие, не вмешивалась в личную жизнь своего мужа. С присущим ей достоинством она продолжала царствовать на троне.


Женщины Людовика XV: Мария Лещинская, герцогиня де Шатору, Луиза ля Морфиль, мадам Дюбарри

Если со своим покровителем новоявленная маркиза научилась находить общий язык, то с придворными дело оказалось сложнее. Они долго не признавали за ней никаких прав и за глаза называли пренебрежительно «гризетка». Но любезное общение с королевой Марией неожиданно принесло маркизе де Помпадур покровительство и с ее стороны. А такие уловки, как обустройство в Версале кабинета маркизы, в котором стоял только один стул для его хозяйки - научило аристократов обращаться с ней учтиво.

Жаннета сразу поняла, что одними только любовными хитростями ей надолго не удержать внимание Людовика. И она применила весь арсенал известных ей способов.

Маркиза первым делом организовала салон, в котором предложила собирать высшее общество и приглашать передовых людей времени: ученых, поэтов, драматургов, художников и музыкантов. Людовику понравилась такая затея, и он с удовольствием участвовал в занимательных дискуссиях, проходивших в стенах этого общества. Постепенно салонами маркизы де Помпадур заинтересовалась знать. Многим аристократам показалась выгодной возможность личного знакомства с королевской особой.

Такие встречи посещали прогрессивные личности того времени. Из королевской казны потекли средства на науку, искусство, театр. А в подаренном маркизе де Помпадур Камерном театре, в котором она сама с удовольствием играла, прошла первая постановка комедии «Тартюф». При содействии Жаннеты свет увидела и французская научная Энциклопедия.

Достижения

Король, видя предприимчивость и дипломатичность своей подруги, привлекает ее к решению государственных вопросов. С легкой руки Жаннеты Франция расторгла свой союз с Пруссией и заключила партнерское соглашение с Австрией. При содействии маркизы была открыта военная школа для дворянских отпрысков. Это учреждение через несколько лет станет «альма-матер» для будущего императора . Маркиза де Помпадур сподвигла своего покровителя на полный запрет деятельности иезуитов на территории Франции.


Жанна поспособствовала созданию фарфорового завода в городе Севре, она ввела в обиход особую огранку драгоценных камней, а также использование бокалов-тюльпанов для шампанского. Считается, что формой для этих бокалов послужил слепок груди французской красавицы. Женщины до сих пор могут быть благодарны маркизе де Помпадур за ее изобретение ридикюля - небольшой сумочки для маленьких дамских нужд.

Внешность

Воспоминания современников о внешнем виде маркизы де Помпадур разнятся по своей сути. Одни ей приписывали только лишь обаяние и артистичность, другие искренне восхищались ее красотой. Известно одно, что если маркиза и обладала красотой и свежестью - этим она была обязана таланту скрывать свою болезненность. С раннего возраста у Жаннеты был диагностирован туберкулез. Но врожденное чувство вкуса позволяло маркизе не только выглядеть великолепно, но и стать законодательницей моды.


Она первая придумала носить каблук, чтобы восполнить свой низкий рост, и стала первой женщиной, надевшей чулки. Ее высокая прическа на долгие годы стала приметой времени, которая запечатлена на многих дамских портретах той эпохи. А фото изображений самой маркизы сейчас можно встретить в интернете в большом количестве.

Последние годы

Конечно, у маркизы, как и у всех дам ее положения, были недоброжелатели, но она умела грамотно их нейтрализовывать. За внешней оболочкой беззаботной женственной особы скрывался расчетливый ум и прагматичность. К тому же, долгие годы Жаннета боролась со своим холодным женским темпераментом, поглощая для этого в большом количестве сельдерей и трюфели - продукты, признанные в XVIII веке в качестве мощных афродизиаков. Но, прожив с Людовиком XV несколько лет в близких отношениях, маркиза спокойно уступила свое место новым молоденьким любовницам, не потеряв при этом благосклонности и дружбы короля.


Медленно прогрессирующая болезнь заставляла Жанну применять крайние меры и держаться изо всех сил. Но после ряда приступов маркиза скончалась в личных королевских покоях. Ей было 43 года, смерть наступила 15 апреля 1864 года.

Врачи вынесли вердикт, что причиной смерти стал рак легкого. Похороны прошли скромно. Тело маркизы де Помпадур сейчас покоится в семейном склепе монастыря капуцинок, рядом с могилами матери и дочери.

Фильмы

Кинематограф по-настоящему заинтересовался историей жизни легендарной законодательницы моды совсем недавно, в 2006 году. Был снят исторический сериал «Жанна Пуассон, маркиза де Помпадур» французским кинорежиссером Робином Дэвисом. В главных ролях фильма 2006 года снялись звезды французского экрана Элен де Фужроль, Шарлотт де Тюркейм, Розмари Ла Волле. Это был первый опыт наиболее достоверного отображения пребывания маркизы де Помпадур при дворе династии Бурбонов.

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, несмотря на его дурную репутацию, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории.

Была знакома со многими выдающимися писателями своего времени. Её друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Известно, что Руссо был одним из немногих интеллектуалов того времени, не входивших в круг её знакомств.

Расточительство за счёт королевской казны

Увеселения, постройки, наряды Помпадур стоили дорого. За двадцать лет при дворе она потратила на свои туалеты 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков . Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создавала моду своим умением роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной. Тем не менее, по отзывам современников, Людовик принял известие о её смерти равнодушно.

См. также

Примечания

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon , «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».
  • Эвелин Левер, «Мадам де Помпадур». М.: «Терра-Книжный клуб», «Палмпсест», 2009. Перевод с французского В. Е. Климанова.
  • Так же ей посвящена одна из серий сериала Доктор кто

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 декабря
  • Родившиеся в 1721 году
  • Умершие 15 апреля
  • Умершие в 1764 году
  • Стилистически некорректные статьи ЭСБЕ
  • Маркизы Франции
  • Персоналии:Франция
  • История XVIII века
  • Фаворитки монархов Франции
  • Женщины XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Маркиза де Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    - (фр., от фамилии знаменитой фаворитки французск. короля Людовика XV го), 1) сатирическое название губернатора и вообще самодурствующего администратора в России. Помпадурша фаворитка губернатора. 2) легкий, элегантный рабочий мешок у дам. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    маркиза - ы, ж. marquise f. 1. Жена или дочь маркиза. БАС 1. Семнадцатилетняя Маркиза, Полина, была прекрасна, любезна и добродетельна. ММ 4 118. Домом заведует жена, маркиза Тереза, женщина умная, энергическая. Григорович Корабль Ретвизан. || перен. Во… … Исторический словарь галлицизмов русского языка