Проповедь на память святителя николая. Память святителя Николая Чудотворца (2012 год)

19 декабря, в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью, посвященной подвигу святителя Николая Чудотворца.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.

Память Церкви - ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память - она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.

Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно - весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой - теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха - а успех является целью жизни многих людей - лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.

Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, - но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни - правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место - Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение - христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте - тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием - еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?

Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, - защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.

Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру - ту самую, единственную, святую, чистую - одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.

Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере - в этом дивном источнике Божественной мудрости - видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.

В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам - к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах - с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Мы, православные, привыкли к тому, что наша жизнь, в отличие от людей, не знающих Бога, является жизнью праздничной. Там, в миру, нет праздников - всегда только серые будни или то, что называют праздником, но официально, формально, и люди это как праздник не переживают. Есть в миру дни, внешне переживаемые как праздник. Но это то, что льстит личной корысти: день рождения, например, юбилей. И как бы это не плохо, в принципе, но каждый из таких «праздников» напоминает предыдущий, повторяет бывший: те же лица, те же блюда, то же осуждение, то же «дёргание» под музыку. А вот у нас, православных, хотя мы ничем не лучше всех остальных, есть возможность переживать праздники часто. И каждый праздник - не повторим и не похож один на другой.

Вот, например, сейчас мы переживаем время Рождественского поста, когда нарастает духовное напряжение - ждём встречи с Рождающимся в наш мир Спасителем! И как важно в это время почувствовать дух неба, осознать себя частью большой небесной семьи, частью великого, большого дела Божьего.

И вот сегодняшний день (память святителя Николая) доносит до нас это переживание и этот опыт. Причём опыт тоже совершенно особый и неповторимый в кругу церковных годовых праздников.

Например, мы поминаем многих святых Божиих, не только святителя Николая. Вспомним, как относительно недавно мы поминали архистратига Божиего Михаила. Ну, это совершенно особое переживание! Он не человек - он вождь ангельских сил. Это совершенно особенное в своем роде духовное, молитвенное переживание. Мы переживали память пророка Божия Илии. Но мы с вами знаем, что для нас, современных православных, его память сопряжена с переживанием близости второго пришествия Господня, предтечей которого Илия является. А это совершенно особое переживание, не похожее на иные. Переживали недавно дни, которые можно назвать чтимые (не праздничные), двух великих угодниц Божиих - святых великомучениц Варвары и Екатерины. И эта память мучениц в женском естестве, в расцвете молодости пошедших на смерть ради Христа, конечно, накладывает особые, неповторимые переживания, несравнимые с памятью других святых. И каждый такой церковный праздник нам несёт особые, ему лишь только присущие, духовные переживая.

Что переживаем сегодня мы с вами? Память святителя Николая. Наверное, здесь тоже есть некая особенность и непохожесть на другие дни. В чём это выражается?

Для нас, православных, хождение в храм, молитвенное предстояние с народом Божиим пред Господом - это всегда некое торжество. Переживание величия Творца, и при всей праздничной радости это торжество, несущее некое благоговение, укрепляющее, всё-таки, наверное, страх Божий.

А вот сегодняшний день совершенно иной. Сегодня многие из нас, кто имеет духовный опыт, в Церкви не первый день, молится угоднику Божию Николаю, - наверное, сегодня могут согласиться с тем, что когда мы шли в храм Божий, когда здесь присутствовали, то чувствовали, что пришли к какому-то очень близкому, родному человеку. К отцу, деду, к очень близко-родному, к которому всегда можно прийти запросто, без церемоний, легко, открыв дверь, буквально, ногой. Почему так? Откуда такое переживание сегодняшнего дня, характерное для многих из нас (об этом много свидетельствуют!)? С чем это связано?
В богослужении святителю Николаю (в каноне), есть интереснейшие молитвенные слова. Там написано вот как: «По Богородице ты второй о нас пред Богом ходатай и молитвенник». Вот, наверное, и есть ответ на это переживание: один из ближайших к Господу - ближайше предстоящий в молитвах о нас.

Мы знаем, наш Господь есть Дух Животворящий, и материальные измерения к Богу не приложимы. Поэтому когда мы говорим «ближе», эту близость мы измеряем ни в сантиметрах или ни в метрах. Тут совершенно другие меры длины. И мера эта - любовь.

Бог есть любовь, и кто в Боге пребывает, тот пребывает в любви (см. 1 Ин. 4:16). Что делает святитель Николай, находясь ближе к Богу, к молитвенникам о нас? Только одно - выражает свою богоподобную любовь к нам.

При этом что поразительно: святитель Николай жил не на Руси, он жил не на нашей земле и тем более не в наше время. Понятно, когда мы с особой любовью обращаемся молитвенно к преподобному Серафиму или Сергию, блаженной Матроне или Ксении - ну, наши они, родные. Всё понятно! А вот, скажем, у нас в Болгаре к мученику Авраамию - ну, совсем уже наш, куда ближе?! Всё ясно!

Святитель Христов Николай. Где проходил подвиг его земного служения? В далекой от нас Малой Азии. Там, в нынешней Турции, где от христианства осталось только название. Он жил среди тех, кого мы называем грекоговорящие, среди тех, кто или греки, или перешедшие на греческий язык, так называемые понтийские греки. Там проходил его подвиг, но там он так не почитаем, как у нас, что поразительно! Там после Божией Матери греки обычно поминают великомученика и Победоносца Георгия, и в нём видят заступника второго после Пресвятой Богородицы пред Богом. Поразительно!

Почему Россия? Что связывает святителя Николая с нашей землёй? Ответ будет такой: «Не знаем! Не знаем...». И поэтому получается: не мы его нашли - он нашёл нас! И опять ум теряется в догадках, почему? А ответ опять в том же! В том, о чём мы говорили - в любви Божией, порой для нас, таких какие мы есть, малопонятной, непонятной, и в результате раздумий над которой возникает больше вопросов, чем ответов. Но это главное? Нет. А что главное? Он сам нашёл нас, он сам пришёл к нам! И своей молитвой являет такую заботу, которая потрясает, даже в мелочах и своём постоянстве!

Помню, в далекой молодости рассказ двух - мужа и жены. Они рассказали его со слов своего земляка. Они рассказали о том факте, который он (муж) услышал от него. Какой факт? Были послевоенные годы, многие мужчины не вернулись домой. Была семья, которую возглавляла солдатская вдова: дома детки, тяжёлая работа на селе, дома приходилось бывать только затемно и уходить затемно. А жили не совсем так, как мы сейчас живём: приходилось отапливаться не газом и воду брать не из крана. Поэтому трудно физически, нелегко было в то время, когда глава семьи (а это хозяйка, женщина) была на работе, и вся забота лежала на старшем ребёнке - девочке, которой было, ну, чуть побольше 10-ти лет. Это на ней была забота. И вот раз, как они рассказывали, был такой факт в их доме.

Мамы нет. Зима, мороз - в доме прохладно становится, девочка переживает за младших. Она сделала то, что делала не раз и что делали все у них в семье. Она берёт санки и идёт в лес за хворостом. Но летом хворост собрать - одно, мы знаем, а зимой под снегом, в мороз... Нужно оговориться: может, кто-то хотя бы по рассказам Куликова знает, зимы были другие. Сейчас у нас зимы для нищих, которые без одежды ходят и не замерзают. Тогда в одежде мёрзли... И вот она пошла. Что-то там собирала, что-то нашла, не нашла, запыхалась, устала и - уставшая села отдохнуть. И её потянуло в сон. Что было бы с ней? Да то, что было со многими в то время, не удивительно, - замёрзла бы, просто замёрзла.

А дальше следующее. Мать пришла с работы - с того, что называли тогда работой в колхозе. Прибежала, вырвалась на какое-то время. Старшей дочери нет. Спрашивает маленьких. «Ушла, придёт», - отвечают. Темнеет - её нет. Мать переживает, ревёт. Она понимает: ушла в лес с санками, а уже темнеет... И так вот в отчаянии, что, наверное, характерно для нашего народа, она стала обращаться не просто к Господу, а к угоднику Божию Николаю: «Святитель Христов, Угодничек Божий, спаси, сохрани, доведи до дома доченьку». Вот так. Выбежит ко двору - нет, нет. Опять пришла домой. Вот так мечется и Николая Угодника призывает. И потом дочка приходит с саночками, с этим хворостом заснеженным. Мать обрадовалась: «Доченька, ты как вышла-то? Темно уже. Где ты была? Почему так долго? Так я переживала!». И та сказала очень просто (ну, ребёнок, десять с небольшим - ребёнок): «Я вот, мам... Холодно... Вот этот хворост пошла, насобирала. Потом притомилась да и присела. И так сладко заснула, так прям хорошо!». Мать напугалась: «А дальше, дочь?». «А дальше... какой-то дедушка меня толкает и говорит: «Доченька, замёрзнешь! Выходи, моя ягодка. Пойдём, пойдём, я тебя выведу». И вот, я и вышла».

Кто это был? Почему именно в это время, когда мать взывала к Николаю Угоднику? Что, сам святитель?! Мать так и поняла, и все на селе только одно объяснение нашли: сам святитель в живую предстал её дочери или просто за его молитвы какого-то, непонятно откуда взятого, некому неизвестного, старичка послал ночью в лес. Что это было? А нам опять не важно. Не это главное. Явно, что за молитвы этой матери, Господь спас её дочь, спас её семью. И так уже семья вдовы (муж погиб на войне)... Господь спас ещё от одного гроба!

И вот этот пример - такой бытовой, невеликий, но он как раз и говорит о том, насколько близок святителю Николаю каждый, кто обращается к нему, насколько он входит в нашу земную жизнь даже вот в таких, казалось бы, не глобальных вещах, какой любовью наполнено его сердце к самым простым людям, к самым, казалось бы, обыденным нашим нуждам. В этом-то и величие его. «Великое познается в малом», - сказано, и мы знаем правдивость этих слов и вот через этот факт, и через многие иные, которые не перечислить в истории нашего народа. Мы видим, насколько близок к нам своей молитвой, своей заботой, своим милосердием Христов угодник.

Поэтому так легко в этот день мы идём в храм. Так просто отрывается дверь в церковь. Так легко мы чувствуем себя, как будто пришли к самому близкому, к самому родному, который всегда примет с неизменной любовью. И это так оно и есть. И опять повторим: не мы нашли его - он нашёл нас и взял в удел себе нашу землю и наш народ.

Вывод! Очень простой. Во-первых, конечно, радость. Конечно же, радость и большая радость. А во-вторых, неколеблемая надежда. Поэтому никогда на Руси не потухнет молитва к святителю Николаю. Поэтому никогда его забота и милость над нами не прекратится. Трудно найти, наверное, на нашей земле дом, квартиру где живут православные, и не было бы там иконы, образа именно святителя Христова, угодника Божия, ныне чтимого и празднуемого нами.

За молитвы святителя и Чудотворца Николая Милостивый Господь да сохранит и покроет нас и в малых проблемах наших, и в больших наших бедах тоже, а главное, его святыми молитвами да укрепит нас на пути вечного спасения, чтобы не только здесь, на земле, быть с ним рядом, но и в вечности, в Царствии Божием, стоять настолько же близко к Господу в любви, насколько близко стоит и он.

Память святителя Николая Чудотворца.

Проповедь игумена Илариона Алфеева

Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это «посмертная» жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.

О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего. Мы знаем о жизни святого больше, если он оставил автобиографические сочинения (как например, святитель Григорий Богослов), или если он совершил такие деяния, о которых сохранились сведения в исторических источниках (например, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где упомянуты многие святые), или, наконец, если святой близок к нам по времени и память о нем еще жива среди наших современников (например, преподобный Силуан Афонский, многие мученики XX века).

Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.

Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие преподобного Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым). Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников.

Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских. В житии святителя Николая рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе (325 г.), на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана Отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.

Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром.»

И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей.

Из жития святителя Николая мы узнаем, что он заботился о бедных и спасал людей, попавших в тиски острой материальной нужды. Рассказывается, например, что он положил три мешочка с золотом на окно дома одной разорившейся семьи. Но сколько людей в наши дни могут засвидетельствовать, что по молитве к святителю Николаю они получили неожиданную материальную помощь. Из жития мы узнаем, что святитель помогал бедствующим на море. Но и в наши дни немало случаев, когда потерпевшие кораблекрушение видели святителя Николая, приходящего им на помощь. В житии говорится о том, как святитель Николай явился во сне императору, приговорившему трех неповинных людей к смертной казни. Но и сейчас известны случаи, когда святитель Николай спасает людей от внезапной смерти. Над человеком уже занесен меч, он теряет последнюю надежду на спасение, как вдруг появляется благообразный старец, который приносит весть об избавлении.

Этим и объясняется тот феномен, что человек, о котором мы не знаем почти ничего в историческом плане, давно уже стал самым популярным святым христианского Востока и Запада. Может ли Рождество на Западе пройти без присутствия Санта-Клауса, приносящего подарки и радость детям? Даже многие нехристиане обращаются к святителю Николаю с молитвой — и получают помощь. До сего дня нетленные мощи святого, покоящиеся в городе Бари на юге Италии, источают благоуханное и целебное миро, и тысячи людей получают от него исцеления.

Будем молиться святителю, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием. Будем обращаться к нему не только в критические моменты, но и в повседневной жизни. Опыт верующих показывает, что святитель Николай откликается даже на просьбы о ничтожных и малозначительных вещах. Он, несомненно, один из самых действенных наших помощников, стоящих у престола Божия и ходатайствующих о нашем спасении.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вникая с рассуждением духовным в жизнь святителя и чудотворца Николая Мирликийского, задаёмся вопросом: что он в жизни своей совершил такого, чтобы его почитание охватило вселенский масштаб? Мы знаем, например, что творения апостола Павла, Антония Великого, Макария Великого две тысячи лет спустя переворачивают души читающих. Идёт счёт на миллионы тех, которых спасли они своими писаниями. Что написал святитель Христов Николай? Ничего, ни одной строчки не дошло до нас. Почему же такой маcштаб всенародного почитания именно этого святого? Ведь поражает то, трудно найти дом православного, где не было бы его святого образа. Все призывали Иоанна Кронштадтского? Нет не все. А Николая Угодника знают все. Его имя и мусульмане даже призывают. Этот угодник Божий настолько скор, насколько сильна его молитва к Господу, что слов не найти - такие силы являет Господь за его молитвы. Ну чем же он заслужил перед Богом такую силу молитв? Читаем житие и видим: да ничего особенного не сделал. Он был за имя Христово до принятия Константинова эдикта в 313 году в гонении за Христа - пробыл несколько лет в заключении. Иоанн Богослов 25 лет был на каторге в каменоломне. Мученика Авраамия рвали на куски, четвертовали среди толпы родные ему люди. Может, подвиги какие молитвенные или пост какой-то особый исполнял святой? Ничего об этом не сказано, не дошло до нас никаких знаний об этом. Он был на Вселенском соборе, против ереси арианства поднялся вместе с другими отцами. Но он не сделал столько для победы над арианством, как, например, Кирилл Александрийский, Макарий Великий.

Современные церковные археология и история свидетельствуют, что в жизнеописании святителя и чудотворца Николая переплелись биографии двух отдельных личностей. Николай Угодник жил в 4 веке, а лет через 300 в этом же городе, в Мирах Ликийских, был епископ под таким же именем, известный также великой жизнью в Боге. Церковные писатели, переписывая жития того и другого, в кучу всё смешали и перепутали и сейчас уже не понять, где про одного написано, где про другого.

Так чем же известен этот угодник Божий, почему Господь слышит так его молитвы, почему за его молитвы совершает такие потрясающие чудеса? Вопрос очень важный и для нас с вами очень принципиальный. Это не вопрос праздного исторического любопытства, этот вопрос имеет отношение к каждому из нас. Если так слышит Господь Своего угодника чудотворца Николая, если такие совершает по его молитвам чудеса, то получается одно: точно уже жизнь его была по-настоящему великой, хотя и неизвестной. Вот по тому-то и великая, что не известная.

Мы с вами знаем слова Христа Спасителя о том, что делая добро, не надо трубить пред собою (Мф. 6:2) и о том, что левая рука не должна знать, что делает правая (Мф. 6:3). Мы же, доброе дело не сделав, берём трубу большую и трубим на всех углах: «Я хочу сделать такое-то и такое-то добро». А уж если сделали, то язык чуть не отваливается от похвалы. Если же воздержимся от похвальбы вслух, то внутри, в душе о себе высоко мним. Терзаем всех и себя мучаем, ища себе славы человеческой. И потому-то, если доброе что делаем, то тщеславием, щекотанием своей гордости превращаем во зло.

Про святителя Николая не известно никаких подвигов, не известно никаких дел. Он совершал добрые дела, свои подвиги не пред людьми, не для того, чтоб кто-то записал это и прославил бы его или он сам прославил или хвалил себя, но пред Богом в полном бескорыстии. И вот об этом говорят те малые штрихи из его жизни, которые нам известны. Например, известно, когда он был епископом в Мирах, то он узнал, что один из людей этого города, некогда богатый и влиятельный, обнищал. У него было три дочери; и они были в таком возрасте, когда их нужно было выдавать замуж. Выдавать замуж нужно было с приданым по тем временам. Бесприданница - это та, которая замуж никогда не выйдет или за какого-нибудь старенького вдовца. Ну вот, он обнищал и о приданом для трёх дочерей не было и речи.

И что умыслил их отец? Он решил открыть частный публичный дом. Кто в нём будет работать? Да его дочери. Проститутками. А он, как сейчас говорят, сутенер. Он будет деньги считать. Зачем всё это? Да чтобы накопить денежки, а потом, для блага дочерей, уехать в другое место, где их никто не знает, перечеркнуть как бы всё бывшее. Деньги уже будут и с этим приданным, нажитым таким образом, потом их достойно выдать замуж. Про дочерей и про свою душу он не думал, ему было важно в духе времени пребывать. Ведь мы сами про себя знаем, как нам важно, что про нас люди скажут, как трепетно мы относимся к этой болезненной теме. Нам всё равно, что скажет Бог. Вот люди что скажут порочные, подобные мне люди, их мнение для меня очень важно.

Святитель Николай узнал об этом. И что он делает? Написано в житии: ночью тихонечко идёт и, что у него было, собрав в кошелёчек - кожаный мешочек - и тихонечко через окошко закидывает в дом. Хозяин увидел: что-то упало. Пошёл смотреть. Батюшки, золото, деньги! Что это такое? Вышел - никого нет, тишина.

Старшую дочь этот человек выдал замуж без греха. Епископ Николай узнал об этом и повторил во второй раз то же самое тихонько ночью. Отец выдал вторую дочь. Он понял, что это не просто так чудо такое, кто-то явно помогает. Но кто - он не знал и стал следить. И, когда рука тянулась в третий раз к окошку, он выскочил из дома. А там - только удаляющаяся вдаль фигура. Он бежит, просит остановиться. Тот не останавливается, убегает дальше. Едва догнал отец таинственного человека: так это же епископ нашего города Николай! Владыка взял с него слово, что пока он жив, никому он не говорил про это и сам забыл.

И так, спасая его душу и души его дочерей, он совершил своё дело по евангельской заповеди: левая рука не знала, что делает правая. Он делал свою милостыню тайно, не трубя пред собою. Вот этот штрих из жизни Николая Угодника показывает, почему так мало известно о его жизни. Вся его жизнь была сокрыта во Христе. Ему было безразлично, что про него скажут люди, какое он будет иметь мнение в глазах людей. Для него было важно, чтоб сердце горело Духом Святым.

Второй случай был, когда шли войска на восток через области Мир Ликийских. В это время шла жестокая длительная война Византии с Ираном и через город проходила военная часть. Три военачальника стали свидетелями картины, которая их поразила: на центральной площади готовится казнь и в это время епископ города Николай выбегает из толпы и удерживает за руку палача, не давая совершиться казни. Палач был в недоумении и не знал, что делать, а этот Николай стал говорить что жертва невинно осуждена и что он может доказать правоту этого человека. Вот только задумаемся: высокого звания вельможу приговорили к казни. Причиной были, конечно, интриги. Его свалил тот, кто сильнее его и этот епископ вступается за него. Что будет с тем, кто ему помешал извести и ограбить этого богатого человека? Думал ли об этом святитель Николай? Нет. Не сильным века сего угодить он хотел, но правда Божия чтобы восторжествовала. Он был архиепископом, пастырем, который должен был спасти, сохранить. Не о себе помышлял, а о каждом из тех, кто верен был ему.

Эти трое военачальников были потрясены увиденным. Казнь-то они видели многократно, сами в них участвовали. Но чтобы вот так бескорыстно собой закрыл кто обвиняемого, это была редкость.

Вскоре этих военачальников отозвали из армии ко двору императора Константина и посадили в тюрьму без суда и следствия. Они там сидели и не понимали, что случилось. Употребив связи и деньги, подкупив кого-то, они узнали, что поклёп на них возвели, клевету какую-то и готовят к казни. Что оставалось делать им? Отчаяние и ужас готовы были их охватить. И что они выдумали? Они придумали молитву, которой стали молиться. Они были не христианами, а язычниками и стали говорить так: «Бог, в Которого верит епископ Николай из города Миры, услышь нас и помоги нам!»

Видите, как интересно они видели силу епископа? Понимали, от кого она и стали молиться этому Богу.

Вскоре их вызвали к императору, который стал расспрашивать о том, знают ли они православного епископа и описал его внешность: седина, борода, невысокий рост, залысины. Один из военачальников говорит: «Лично не знаем, но видеть его видели. По описанию это епископ в городе Мирах». Император вопросил: «Что вас связывает с ним?» Они говорят: «Ничего, кроме молитвы Тому Богу, Которому он служит, чтоб тот Бог спас нас».

Константин помолчал и рассказал, что ночью во сне ему предстал епископ с описанной им внешностью и повелел не делать зла невиновным и выпустить из тюрьмы оклеветанных напрасно и пригрозил ему наказанием, если тот не послушается. Император приказал провести чёткое расследование, в ходе которого выяснилось, что они были оклеветаны напрасно.

Мы ради собственного земного блага готовы продать и предать кого угодно или хотя бы скромно промолчать, не защищая невинного. Не таков был тот, память которого мы сегодня совершаем, не таков. И поэтому-то Господь, видя тайные подвиги святого, заступничество за невинных, помощь обездоленным, в которых этот раб Божий столько преуспел, поднял его на такую великую высоту христоподобия, что теперь молитвы его имеют неизреченную силу.

Изумительно, что историки, этнографы церковные и по сей день не могут указать национальность святителя Николая. Но спроси любую бабуленьку малограмотную в любой глухой деревне, она скажет, что Николай - наш родной, русский. Конечно же русский! А какой же ещё? Так же, какой-нибудь якут скажет, что он якут. А немец признает его немцем, естественно. Санта Клаус - святой Николай. Вот это изумительно, насколько он близок и дорог стал всем и его молитва перед Богом имеет такую силу.

Будет правильно, я думаю, если я расскажу о последнем факте, пережитом мною, как священником, в рассказе человека, который был потрясён молитвой святителя Николая.

Приехали паломники, среди которых был один мужчина. Он говорит мне: «Я был в вашей церкви четыре недели тому назад. Приехал потому, что у меня была беда. Я занимал очень высокий пост, привык жить по-барски, на широкую ногу. Команду собрал около себя, которая меня поддерживала и жил безбедно. Но те, которых я поднял, они меня потом интрижечкой и свалили. И я из князей, да в грязь. А у дочки свадьба подходила к этому времени, а я уж единственной дочке обещал свадьбу - там такие деньги! Я вообще без всего остался, но отступиться не мог от слова, влез в долги. Свадьбу сыграли, как принцессе моей дочери, а теперь в таких долгах, что думать об этой цифре даже боюсь и как буду жить теперь после многолетнего барства в грязи - не представляю. Тогда приехал сюда и Вы посоветовали молиться каждый четверг в восемь вечера, читая акафист Николаю Угоднику. И вот, как велели мне, жёстко всё выполняю».

Вопрос: что это «всё»? Раз в неделю читает акафист Николаю угоднику, 20 минут. Давно? Он сам сказал: 4 недели. Вот и всё задание, вот и весь подвиг, что он совершил. А теперь он приехал и задал вопрос: «Стал я читать акафист и вспомнил обо мне один друг и позвал меня на высокую должность. Я стал думать: стоит идти, или нет? В это время другой звонит, узнав, что я теперь не у дел. Тот тоже зовет меня. Я в раздумьях: куда же лучше-то? Пока думал, третий обо мне вспомнил. Вот и приехал посоветоваться, куда из трёх мест лучше пойти». Все три должности начальствующие, все - три только сидеть, да пальцем показывать. Я ему: «Скажи, что для тебя наиболее важно в этой работе?» Он говорит: «Правду?». - «Конечно правду!». Он отвечает: «Стыдно в церкви это говорить, но для меня важны сейчас, в долгах с этой свадьбой жестоких. Да и живу не по возможностям, а по потребностям, долги не перестают расти. Деньги для меня важны, чтобы с долгами расплатиться». - «Ну так и выбирай ту должностьгде больше денег». Он помолчал и говорит: «Все три должности высокого положения и весьма денежные, все три». Я не удержался, меня пробили слезы: «Послушай, брат, тебе подходит 60 лет, молился ли ты Богу когда-нибудь или нет?» Он говорит: «Никогда». - «Вот слушай теперь, что с тобой произошло: под 60 лет ты первый раз Бога вспомнил. И не потому что душа твоя истину запросила или о вечности, о Боге вспомнил. Нет, деньги, деньги, шикарная жизнь, вот что заставило тебя к Богу повернуть и ты стал молиться. И сколько раз помолился в четырёх неделях? Сколько четвергов-то? Четыре раза. Николай Угодник просит за тебя Царя миров и Господь, слыша молитву Николая Угодника о тебе, вышел к тебе навстречу и на подносе несёт с золотой каемочкой три должности, три должности, все три начальствующие и одна другой богаче и говорит: «Ты меня под 60 лет первый раз вспомнил, но за тебя Николай Угодник просит. Выбирай. Не нравится? Может, тебе ещё лучше предложить?» Изумительно! Ты сам-то слышишь что ты говоришь?» Он на меня посмотрел, сделал паузу и со слезами на глазах сказал: «Вот теперь-то Бога из сердца у меня никто калёным железом не вырвет!»

Вот, смотрите, как действует Дух Святой молитвами Николая Угодника! Он не просто выпросил этому человеку должность, деньги. Нет, он сделал это так, что у того в сердце загорелся огонь веры так, что теперь калёным железом никто не выжгет, как он сказал. Выходит, решая земную проблему, святитель Николай всю жизнь его повернул к Богу. Вот как действуют Святые Божии! Это, вроде, бытовой пример. Но святитель Николай не в великом проявлял себя, не в делах целой страны или государства, как преподобный Сергий, а в личной жизни конкретных людей нужду конкретную видя, конкретному человеку в конкретной нужде помогая. Действуя силой Божией и решая проблему земную конкретную, душу к преображению ведёт, к Богу разворачивает на 180 градусов, в царство Божие направляет стопы. Милость Господа умножается на молитву святых, потоком неисчерпаемым изливаясь на нас, просящих Его о милости. Мир этот меняется, неизменна любовь Божия и любовь Его святых к Нему и к нам.

О святителе Николае сегодня в каноне было сказано, что он и по смерти жив. Душой предстоит пред Богом и думает о нас, совершая вещи, которые только могут потрясать, заставляют изумляться. Поэтому в сегодняшний день от всей души рады всех поздравить с памятью этого великого угодника Божия, имя которого знают все, которого мы с вами постоянно призываем и за молитвы к которому Господь столько милости являл, являет и будет являть над всеми и над каждым из нас с вами. К нему Господь нас призвал со своей молитвой обратиться. А чтоб молитва наша была ещё более действенна, взирая на святых Божиих, постараемся подражать житию их. Дай Бог, чтоб, молясь святителю Николаю, мы обрели тот дух горения, который был в нём, тот дух бескорыстия, которым он был богат, тот дух истинности, дух настоящей любви, которым горела его душа. С праздником всех!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю с праздником - памятью святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

Святитель Николай - великий чудотворец и подвижник. Для каждого верующего сердца это святой, к которому обращаются с особой любовью, теплотой и благоговением, а главное - с надеждой.

Мы воспринимаем святителя Николая как отца и человека, который особо близок нам и всегда может понять и помочь. Житие нам рассказывает о том, что святитель Николай, от юности посвятив себя служению Богу, людям и Церкви Христовой, старался всегда поддержать и утешить малодушного, помочь страждущему, несчастному и обездоленному человеку. Одним словом, он всегда старался поступать так, как говорит нам об этом Священное Писание «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними » (Мф. 7, 12).

Святитель Николай прославляется нашей Церковью от востока до запада, от севера и до юга. Нет не одного храма, где мы не встретили бы его иконы. И в Русской Церкви, и в православных храмах на Востоке или на Западе - везде его память чтят с особой любовью и благоговением.

Святитель Николай - это образ пастырства и наставничества. Я бы даже сказал больше. Святитель Николай для архиереев и духовенства является главным примером, а день его кончины и поминовения можно было бы назвать праздником духовенства. Ведь в своей жизни каждый духовник и священник должен стараться подражать жизни святителя и, прежде всего, брать пример с Пастыреначальника - Христа. Евангелие, которое мы с вами слышали, как раз повествует о пастырстве.

Главное качество священника - это любовь к своим чадам. Любовь к тем людям, которые вверяют пастырю свои души и сердца. Мы слышим притчу, которую Господь обращает к своим апостолам. Он говорит, что тот, кто входит в ограду извне, не через вход, а как бы перелезает через ограду, тот есть «лжепастырь». Настоящий пастырь входит в ограду перед овцами, наставляет их, и овцы слышат его глас. Господь говорит о себе, как о Пастыреначальнике, о том, кто может наставить и помочь, кто может спасти от опасности. Недаром Церковь благословляет читать этот евангельский отрывок на память святителей, в том числе и святителя Николая.

Тропарь святителю Николаю говорит: «Правило веры и образ кротости» - то есть он для всех людей должен быть примером для подражания. «Воздержания учителя» - тот, у кого мы должны учиться таким добродетелям, как смирение и терпение. «Яви тя стаду твоему» - действительно каждый священник и пастырь должен подавать пример своей жизни для своей паствы. Любой родитель если хочет, чтобы его дети выросли достойными людьми, должен собственным поведением подавать пример добродетели, учить ребенка тому, как поступать и чего в жизни делать нельзя. И горе тому родителю, который учит одному, а в собственной жизни поступает совсем иначе.

«Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». Только человек, который сам смиряется и может потерпеть своего ближнего, сможет и другого научить смирению, достичь высот духовной жизни. Настоящее богатство может собрать только тот человек, который сможет потерпеть некоторые лишения, который в своей жизни будет стараться помнить об аскезе, о воздержании.

Совершая память святителя Николая, дорогие братья и сестры, мы молимся и просим поддержать и укрепить нас. Мы обращаемся к нему, как к истинному отцу и пастырю, но и мы сами - и миряне, и духовенство - всегда должны помнить, что и в нашей жизни, есть некая ответственность, некое послушание, выполнять которые мы должны искренне, самоотверженно, тем самым подавать пример ближним нашим. Мы не должны лукавить, таить каких-то обид, нам нужно быть искренними и открытыми людьми, только так можно исправить зло, изменить мир.

В этот день я хотел бы сердечно поздравить духовенство нашей епархии, а также всех кто здесь присутствует и совершает с нами соборную службу. Поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, и пожелать молитв святителя Николая. Пожелать вам, чтобы святитель был примером для вас, чтобы вы всегда в нем находили истинного пастыря. И по мере ваших сил и возможностей старались подражать ему.

Храни вас всех Господь дорогие братья и сестры, помощи Божьей! Пусть Господь, по молитвам святителя Николая, даст нам и радость, и утешение, и все, что нам необходимо в нашей повседневной жизни. Храни вас всех Господь!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
18 декабря 2015