Икона полная чаша значение в чем помогает. Храмы, где избавляются от пьянства


______________________________________________

Икона БогоМатери НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША явилась миру как неистощимый источник помощи для тех, кого неодолимо влечёт губительная страсть винопития. Явление образа произошло в 1878 году. Одержимый недугом пьянства крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат пропивал всё, что находил в своём доме, и практически дошёл до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него даже отнялись ноги, но пить он не переставал.

И вот этому совершенно уже опустившемуся человеку однажды во сне явился светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет исцелён от пагубного недуга.

Без гроша в кармане, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец явился ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь, преодолевать который ему пришлось на четвереньках.

Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша быстро распространилась не только в Серпухове, но и по всей России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили к чудотворной иконе с молитвами об исцелении от недуга, и многие, очень многие, приходили уже для того, чтобы возблагодарить Богородицу за Её милость.

В настоящее время в возрождённом Серпуховском Высоцком монастыре каждое воскресенье по окончании Божественной литургии совершается молебен с акафистом и водоосвящением, за которым поминают имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Божией Матери.

Что изображает икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша?

По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери - «Оранта», только Богомладенец написан стоя­щим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это чаша Причащения, источающая приступающим к нем с верою все благословения, дарованные грешному роду че­ловеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно Неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее «всегда ядомый и ни­когда же иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву - Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает что Неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

____________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Молитва первая перед иконой Неупиваемая чаша

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибега­ем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, ма­терей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея - Церкви Христовой и спасе­ния отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молит­вами Твоими, ко Престолу Всевыш-няго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да по­кроет нас милость Божия в несконча­емые веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Неупиваемая чаша

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, прияте­леще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не има­мы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени бу­дем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.

_________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Кондак 1

Избранное и дивное избавление нам даровася, - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарствен-ная хваления прино­сим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, «Неупиваемою Чашею» нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханиям и воплем сердечным, и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воз­зовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоля­ющая.

Икос 1

Ангельстии чины и праведников сонми непрестанно славят Тя, Царицу Богородицу, ходатаицу о многогрешнем роде христианском, погрязшем в беззаконии и пребывающем во гресех, ибо во утешение и спасение даруеши ему милость Свою чрез многоименуемыя чудотворныя иконы Твоя, их же яко звезды небесныя по всей земли нашей зрим к единому же из сих образов, «Неупиваемая Чаша» именуемому, припадающе, из глубины сердца взываем Ти: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, непрестанное людей удивление. Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая, радуйся печа-льми наша немощи врачующая. Радуйся, милость Свою чрез чудотворныя иконы Твоя нам свыше посылающая; радуйся, явлением их скорбныя сердца наша возвеселяющая. Радуйся, пречудное всех с Богом примирение; радуйся, геенны вечныя избавление.Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 2

Видящи Пресвятая Владычице скорби сердечныя, муки душевныя, искрен­нее покаяние людей, одержимых губительным пороком пианства, благоволила еси явити Богоспасаемому граду Сер­пухову милость Свою явлением пречуднаго образа Своего «Неупиваемая Чаша», да вси к нему припадающе с верою и со­крушенным сердцем, получивше исцеле­ние от тяжкаго недуга своего из глубины души вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев трикратное явление преподобнаго Варлаама и повеление его в путь шествовати в Богоспасаемый град Серпухов, человек некий, страстию пианства одержимый, обрете тамо в мо­настыре икону Твою святую «Неупиваемая Чаша» именуемую. Мы же, видяще таковое о нас грешных попечение, с благо­говением вопием Ти: Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открываю­щая; радуйся, путеводительнице прозорливая, путь спасения им показующая. Радуйся, всеблагая наша наставнице, любовию Твоею нас привлекающая; радуйся, за вся благодения Твоя благодарению нас научающая. Радуйся, скорбь нашу в радость пре­творяющая; радуйся, несомненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, губительныя страсти наша разрушающая; радуйся, благим намерением способствую-щая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Ча­ша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 3

Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше некоего человека, страждущаго недугом пианства, егда он, нози расслаблены имуще, иде во град Серпухов, повеление БогоМатери чрез преподобнаго Варлаама реченное испол­няя. Пришед же во град сей, обрете икону Пречистыя БогоМатери, абие исцеле от недуга своего душевнаго и телеснаго, и из глубины души благодарственно воззва Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще источник неоскудеваемый, неупиваемую чашу небесных даро­ваний, не токмо люди града Серпухова, но и вси православнии христианы иных градов и весей притекающий к Твоему пречудному образу «Неупиваемая Чаша» именуемому, и пред сим получивше исцеление, припадающе, благодарными усты вопиют Ти: Радуйся, купеле, в нейже вся скорби наша погружаются; радуйся, чаше, ею же радость спасения нашего восприемлем. Радуйся, наша немощи душевныя и телесныя врачующая; радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, коемуждо во всякой потреби просящим полезная дарующая; радуйся, безчисленныя щедроты всем подающая. Радуйся, милости сокровище нам открывающая; радуйся, милосердие к падшим являющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 4

Бурю внутрь имущии помышлений сумнительных, но с искренним покаянием притекающии к Твоему неиз­реченному милосердию, одержимии пианственною страстью, получают исцеление, и из глубины сердца вопиют рожденному от Тебе Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь тяжкия скорби, вопли и плач жен, стариц, детей, сродницы коих обуреваеми суть пианственною страстию, дарова им, Владычице, Твою иконы, от нея же вси притекающии обретают утешение и радость духовную, и вопиют Ти со слезами: Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющаго грехи мира; радуйся чаше, черплющая нам радость от источника безсмертия. Радуйся, скорбных матерей утешение; радуйся, безнадежных надеждо. Радуйся, притекающих к Тебе благодатное охранение; радуйся, скорбящих отрадо и увеселение. Радуйся, волнение страсти пианства утишающая; радуйся, руку помощи Твоея требующим простирающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 5

Яко Боготечную звезду, честную икону Твою Ты нам показала еси, Владычице мира, юже мы зряще, с верою сердечною молящеся Тебе, Богородице, глаголем: Изцели пианством и иною болезнею душевною и телесною страждущих, верных же научи воспевати хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богоматере, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений, припадающе к ним, смиренно вопием Ти: Радуйся, скоропредстательная помощнице усердно к Тебе притекающих; радуйся, благосердная услышательнице молений наших. Радуйся, град Серпухов благословением Твоим осенившая; радуйся, в пределах Московских славу чудес, твоих показавшая. Радуйся, всем требующим сокровище исцелений неоскуд-ное; радуйся, в трезвении благоподвизающихся всемощная Покро-вительнице. Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти, диавола и пианства добрая споспешнице; радуйся, в мире благочестно живущих Усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 6

Проповедающе чудеса Твоя, Богородительнице, от иконы Твоея «Неупиваемая Чаша», именуемая бываемыя, молим Тя, Пречистая, со слезами: Избави всех нас от виннаго пристрастия и от падения греховнаго, научи нас воз­держанию, подвизая воспевати Богу: Аллилуиа.

Возсияла еси в светлости Божественныя славы, Дево Бого-отроковице, на Младенца, Превечнаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа зряще, Иже в сосуде, аки в неупиваемой чаше предстоит, яко же Тя видим изображенную на иконе Твоей «Неупиваемая Чаша» таинственно пронареченней, от неяже избавление от пианственныя страсти притекающим с верою даруеши: сего ради со слезами приносим Тебе гласы немолчныя сице: Радуйся, яко о Тебе радуется и торже­ствует ангельский собор и человеческий род; радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, таинственным изображением Сына в сосуде Тайну Божественныя Евхаристии нам открывающая; радуйся, рожденнаго Тобою Агнца, всегда ядомага и никогдаже иждиваемаго, нам дивно указующая. Радуйся, Чаше жизни безсмертия, ко вратам вечныя жизни нас приводящая; ра­дуйся, источником нетления и радости жаждущия души, напояющая, Радуйся, неисчетною благостию не оставляющая самых презренных. и отверженных; радуйся, от рова погибели милосердием Твоим исхищающая безнадежных. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 7

Хотя человек некий возблагодарити Тя, Владычице, за исцеление от недуга пианства, украси Твою пречудную икону, Богомати, во граде Серпухове пребывающую, из глубины сердца вос­певая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо видим, Владычице от ико­ны Твоея, святая; страж-дующий бо недугом пианства некий раб Божий Стефан, прибегая к Твоему матернему предстательству, от тяжкаго недуга своего избавися, и благодаряще Тя, благолепными дары икону Твою украси, и припа-дающе к ней, со слезами возопи Тебе тако: Радуйся, Живоносный Источниче исцелений; радуйся, Чаше небесная Божественных дарова-ний. Радуйся, реко исцелений приснотекущая; радуйся, море, вся наша страсти потопляющее. Радуйся, под тяжестью греха пианства падающих матернима рукама Твоима возставляющая; радуйся, благо-дарственныя дары не отвергающая. Радуйся, сердца благочестивых людей возвеселяющая; радуйся, вся благая прошения наша исполняющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како икона Твоя святая «Неупиваемая Чаша» Божественных исцелений источает чудо. Мы же, верующие слову Твоему, Владычице, реченному к первописанней Твоей иконе: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет», - веруем, яко и сия икона Твоя благодать Твою источает. Тем же благо­говейно поклоняющиеся, лобызаем ю, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Все упование людие страждущие неду­гом пианства на Тя, Владычице, воз­лагают. Приклонися к немощем и страстен нашим, кто бо нас грешных изведет из рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не ты, Владычица, сего ради приклонше колена пред Твоим Пречистым Образом вопием Ти тако: Радуйся, моления грешников не отвергающая; радуйся, призывающим Тя Свою небесную помощь ниспосылающая. Радуйся, глубину милосердия Твоего грешным показующая; радуйся, отчаянных и безнадежных обод-ряющая. Радуйся, одержимым страстью пианства руку помощи простирающая; радуйся терпеливых страдальцев благодатными дары утешающая. Радуйся, недуги наша душевныя и телесныя врачующая; радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи яко даровал еси грешному роду человеческому твердую Заступницу и Помощницу, к нашим немощем приклоняющуюся, и от горькаго недуга пианства освобождающую, верныя же научающую нети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человечестии недоумеют восхвалити по достоянию славное, Вла­дычице, иконы Твоея явление. Ниже мы, грешнии, от скверных устен наших возможем принести достойное похваление Заступнице нашей. Обаче неисчетныя чудеса иконою Твоею являемая видевше, душею и сердцем радуйся, Тебе глаголем: Радуйся, от священнаго лика Твоего чудеса источающая; радуйся, от бед и скорбей скоро избавляющая. Радуйся, отвергающих Тя посрамляющая; радуйся, от всякаго зла прибегающих к Тебе сохраняющая. Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак греха и мглу страстей наших разгоняющая; радуйся, души наша любовию к Тебе и Сыну Твоему исполняющая. Радуйся, на стезю покаяния нас премудре наставляющая; радуйся, добраго от­вета пред Судиею Праведным нам усерд­ная Ходатаица. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 10

Спасти хотя многая страждущия недугом пианства, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, да вси одержими сею страстию к чудотворному образу Твоему притекают, и получивше исцеление во умилении взывают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и щит, Богомати, людем страждущим недугом пианства, и всем, усердно к Тебе притекающим и икону Твою святую благоговейно чтущим. Ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевство от губительной страсти, и сим внушает нам пети Тебе: Радуйся, отчаянных Надеждо и печа­лей наших утоление; радуйся, болезней душевных и телесных исцеление. Радуйся, нашу скверну чис-тотою Твоею очищающая; радуйся, Своею благодатию наше недостоинство просвещающая. Радуйся, брение наше тленное в нетление облекающая; радуйся, моления наша Твоим предстательством подкрепляющая. Радуйся, в неможении нашем нас утверждающая; радуйся, облегающий нас облак страстей скоро разгоняющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 11

Пение наше смиренное от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от отчаявшихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помози им и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дево, ибо образ Твой святый лучами благодати Твоея мглу греховную прогоняет и на светлую стезю добродетелей наставляет, с верою зовущих Ти таковая: Радуйся, заступлением Твоим от суеты мира сего многомятежнаго нас избавляющая; радуйся, приражения страстей плот­ских отражати нам помогающая. Радуйся, мысль благу в сердце наше полагающая; радуйся, нечистую совести нашу просвещающая. Радуйся, от мучительнаго недуга пианства страждущих избавляющая; радуйся, к искреннему покаянию и вразумлению призывающая. Радуйся, души всех озлобленных умягчающая; радуйся, на помощь Тя призывающих и имя Твое славящих спасающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Благодать Божия, присущая иконе Твоей «Неупиваемая Чаша» именуемой, влечет к ней, Владычице, всех скорбящих, обездоленных, вдов и стариц, а наипаче же всех страждущих, недугом пианства, и не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получающе цельбы чудотворнаго образа Твоего. Всеблагая, благодарственно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса и велию милость людем, одержимым страстию пиан­ства явленныя, молим Тя, Владычице, спаси и помилуй, и настави нас на стезю праву, и не остави нас, покрова Твоего ищущих и зовущих Ти: Радуйся, воздержанию от греха пианства всех подвизающая; радуйся, от пристрастия к вину росою милости Твоея свобождающая.

Радуйся, страждущих от тяжкаго греха пианства присное врачевание; радуйся, бедствующим в страстех Скорая Помощнице. Радуйся, малодушных дивное ободрение; радуйся, благодушных велия радость. Радуйся, гордых смиряющая; радуйся смиренныя возвышающая и всем спасения желающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаша, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 13

О Премилостивая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Нынешнее наше услыши моление и избави нас от всех недугов душевных и телесных, наипаче же; освободи страждущих недугом пианства рабов Твоих (имена), да не во зле погибнут, но да спасенныя Тобою присно вопиют Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Пристрастие к алкоголю - одно из самых распространенных в России. На душу населения в нашей стране употребляется 40 бутылок водки в год. Пьянство, алкоголизм, а в последнее время еще и наркомания стремительно разрушают тела и души людей. Подверженных такому греху отвергает Царствие Небесное, но Господь милостив.

Через образ иконы «Неупиваемая чаша» все желающие могут исцелиться от пагубных грехов и страстей, получают необходимую помощь. Следует отметить, что молиться перед этим образом может не только сам страждущий, но и его родственники.

История

Сказание о явлении чудотворной иконы «Неупиваемая чаша» зародилось в монастыре храма Владычицы Богородицы в городе Серпухов.

В конце девятнадцатого века крестьянин, отслуживший 25 лет царю и отечеству, предался всецело греху пьянства. Прекратить пить никак не получалось. Даже после того, как у отставного солдата отказали ноги все его мысли были направлены на добычу очередной порции пагубного зелья.

В одну из ночей ему приснился сон, в котором старый человек приказал идти в храм при Высоцком монастыре и совершить там молебен перед иконой «Неупиваемая чаша». Идти сразу крестьянин не смог по причине больных ног и полного отсутствия денег и физических сил. Но старик продолжал ему сниться и каждый раз все более сурово приказывал пьянице выполнить наказ.

Наконец, бедолага побрел в направлении монастыря чуть ли не на четвереньках. На ночь его приютила старушка целительница, которая растерла ему ноги и поставила на них целебные припарки. Проснувшись, больной понял, что способен передвигаться на двух ногах с палками.

Через день бывший солдат, хромая, уже шел по городу Серпухов с одним костылем.

Дойдя до цели, странник поведал при храме о своих сновидениях и спросил о молебне перед иконой. Но оказалось, что об этом образе никто не слышал. Наконец, икону нашли в проходе. На обратной стороне образа было написано «Неупиваемая чаша» . Молебен совершили. Согласно сказанию, крестьянин выздоровел и больше не прикасался к спиртному.

С тех пор весть об иконе «Неупиваемая чаша» распространилась по России и до наступления периода безбожия, связанного со свершением Революции 1917 года, любящие глаза Богородицы озаряли своим светом всех больных и их родственников, щедро даря исцеление от всевозможных страстей, в том числе и пьянства.

Позднее икона подверглась сожжению.

В настоящее время есть два точных списка с иконы «Неупиваемая чаша». Оба являются чудотворными. Один находится в женском Владычнем монастыре, другой - в мужском Высоцком. Оба монастыря располагаются на территории г. Серпухов.

Список - это копия образа, написанная по благословению Владыки . Все списки являются подлинными, так как при творении художник является вместилищем Духа Святого. Каждый список поэтому является чудотворным и источающим неистощимую благодать.

Значение

По иконографии икона «Неупиваемая чаша» относится к типу «Оранта». Где Богородица изображается молящейся с поднятыми руками. Ее ладони обращаются к страждущим.

Таким образом она ходатайствует за весь род людской перед Господом. Благословляющий Богомладенец стоит по пояс в чаше для причастия, являющейся неистощимым источником благодати.

Это означает, что самым верным способом для обретения помощи в избавлении от зависимостей является Святое причастие.

В чем помогает «Неупиваемая чаша»?

Перед этим образом можно просить о помощи в избавлении от:

  • пьянства и алкоголизма
  • наркомании любой степени тяжести
  • курения
  • блуда в любой форме.

Также икона может помочь:

  • В решении жилищного вопроса.
  • В устройстве личной жизни (особенно рекомендуется обращаться к этой иконе отчаявшимся найти свою «половинку», которым экстрасенсы ставят диагноз ).

Куда лучше всего вешать икону?

Иконостас располагают в Красном углу квартиры - самом дальнем справа от входа. Если нет возможности организовать Красный угол, то полки для икон лучше всего повесить на востоке комнаты или справа от входной двери.

При расположении икон очень важно соблюдать иерархию:

  1. слева от вас должны стоять иконы Богородицы, в том числе и «Неупиваемая чаша»
  2. справа - Спасителя нашего
  3. после иконы Спасителя справа нужно ставить все остальные образа Святых угодников.

Также эту икону можно поставить на прикроватную тумбочку у изголовья кровати.

Рядом с иконами нельзя держать предметы мирского происхождения. Например, чашки, косметику, предметы для письма.

Можно на эту полку поставить только вазочку с освященной вербой и ящик для церковных свечей.

Все иконы лучше всего приобретать в специальных церковных лавках при храмах и монастырях. Там они уже освящены должным образом.

Как молиться?

Молиться иконе можно:

  • в храме
  • в домашних условиях.

Молитвы в храме читают после совершения литургии. Затем желательно прочесть акафист. Это можно делать сидя на скамье.

Во многих храмах в настоящее время стали совершать молебные пения от избавления зависимых от пристрастия к алкоголю и наркоманиии, даровании их близким терпения и любви. Присутствовать на таких службах особенно полезно людям, не привыкшим к регулярным молитвам дома.

В домашних условиях молитву творить нужно после совершения утреннего правила, стоя на коленях перед иконой, склонив голову. Женщинам обязательно покрыть голову платком.

Молиться иконе об избавления от зависимостей разного рода необходимо сорок дней подряд.

Если есть проблема, то обязательно должно найтись и решение. Это закон Мироздания. Человек, желающий исцелиться от любого вида зависимости обязательно найдет поддержку у Высших Сил в лице Пресвятой Богородицы через икону «Неупиваемая чаша».

Текст молитвы

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, — падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести — а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» — и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это — молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й — и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Алкоголизм - болезнь, калечащая не только тело, но и душу. К сожалению, сегодня этот недуг стал настоящим бедствием нации. Разумеется, бороться с алкоголизмом нужно в первую очередь медицинскими методами. Однако совершенно очевидно, что без духовной помощи в данном случае также не обойтись. Православная церковь в борьбе с пьянством имеет просто огромный опыт. Считается, к примеру, что отказаться от этой пагубной привычки может помочь молитва иконе «Неупиваемая Чаша».

Сон крестьянина

Молебны возле этого чудотворного образа проходят во многих церквях нашей страны. История у иконы очень необычная и интересная. В конце XIX века один крестьянин Тульской губернии (Ефремовский уезд), вернувшись с военной службы, горько запил. Болезнь его развилась настолько сильно, что он остался совершенно без средств к существованию. Однако это его не остановило. Крестьянин продолжил пить до тех пор, пока у него не Но даже после этого он не оставил своей вредной привычки.

Однажды во сне к нему явился седой старец и посоветовал идти в г. Серпухов, в монастырь Владычний. Там по повелению святого крестьянином должна была быть произнесена молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша» от пьянства. Сначала отставной солдат не обратил на этот сон особого внимания. Но когда старец явился к нему во второй, а затем и в третий раз, все же решил его послушаться.

Путь до Серпухова и исцеление

Согласно церковному преданию, решивший избавиться от пьянства крестьянин, поскольку ходить он уже не мог, отправился до указанного ему места на четвереньках. По дороге в Серпухов он посещал деревни, в которых останавливался на ночлег. В одном из селений его приняла на постой старая женщина. Пожалев пропойцу, она растерла ему ноги какой-то мазью. Благодаря этому остаток пути крестьянин преодолел уже на своих двоих.

Никому не известную тогда икону «Неупиваемая Чаша» монахи по просьбе пришедшего нашли висящей на стене в проходе, ведущем из храма в ризницу. После того как крестьянин помолился перед этим образом, он действительно исцелился от своей пагубной привычки. Когда же его подвели к раке святого Варлаама, узнал он в этом святом и старца из своего сна.

Слава о чудотворном образе быстро разлетелась по всей России. Икону, конечно же, перенесли в храм. Люди приезжали в монастырь тысячами для того, чтобы излечиться от алкоголизма либо избавить от этой дурной привычки своих близких. Молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» помогла просто огромному количеству верующих.

Описание образа

Представляет собой эта икона (по типу написания) изображение Девы Марии Оранты. Так называются те иконы, на которых Богородица не сидит с младенцем на руках, а стоит, воздев руки к небу, как бы молясь за грешников. Отличие рассматриваемого образа от других Орант заключается в том, что на ней Христос изображен погруженным в стоящую на столе перед Богоматерью чашу. Это символизирует причащение. Днем иконы "Неупиваемая Чаша" традиционно считается 18 мая — день смерти Варлаама Серпуховского. В Высоцком же монастыре (там, где сегодня находится образ) по воскресениям после литургии совершается молебн, а затем произносится акафист. По его окончании зачитывают имена тех, кто желает исцелиться от пьянства. Конечно же, может читаться и в других церквях России.

Во Владычнем монастыре этот чудотворный образ находился вплоть до 1919 г. После революции эту обитель, как и многие другие, закрыли. Икону при этом передали в собор Николы Белого на ул. Калужской. В 1929 г. советской властью было решено закрыть и этот храм. Практически все имевшиеся в нем иконы были впоследствии сожжены. По всей видимости, та же судьба постигла и чудотворный образ. Все, что осталось от такого почитаемого когда-то изображения Девы Марии, как икона «Неупиваемая Чаша» - фото. Молитва этому образу помогла исцелиться сотням людей. Однако эту после закрытия собора Николы Белого никто и никогда больше не видел.

Восстановлено почитание образа "Неупиваемая Чаша" было лишь в 1992 г. Поскольку оригинал пропал, священники решили сделать точную его копию. Воссоздан образ был (по снятым до революции фото) отечественным иконописцем А. Соколовым. Освящен он был в Высоцком монастыре в мае 1993 г. С тех пор молитва иконе «Неупиваемая Чаша» произносится в обители постоянно, а поток паломников не иссякает.

Риза для иконы

Говорят, исцелений от пьянства перед образом «Неупиваемая Чаша» происходило множество. Так, к примеру, именно эта икона помогла московскому купцу Стефану Федорову избавиться от запоев. В порыве благодарности этот богатый горожанин заказал для образа красивейший иконостас, а также возложил на него дорогую ризу.

Чудеса нового образа

Несмотря на то что имеющийся сегодня в Высоцком монастыре образ является всего лишь списком, он по прежнему помогает людям исцеляться от алкоголизма. Первое чудо перед «Неупиваемой Чашей» произошло в 1995 году. Во время одного из богослужений неизвестный положил у входа в церковь завернутый в ткань киот. Через несколько дней в храм прибыла новая икона - «Неупиваемая Чаша». Священники решили примерить к ней обнаруженный киот. И на удивление, он подошел ей идеально.

Что же касается исцелений от пьянства, то со времени существования новой иконы количество людей, избавивишихся от тяги к спиртному, исчисляется сотнями. Прочитав молитву перед образом, люди излечиваются не только от "зеленого змия", но и от других пагубных привычек — курения и даже наркомании.

Молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша»: где допускается произносить

Конечно же, для того, чтобы исцелиться самому или излечить своего близкого, лучше всего съездить в Высоцкий монастырь к самому образу. В обители имеется специальный паломнический корпус, в котором желающие обратиться к Богородице могут проживать в течение трех дней. Также можно просто заказать молебн по электронной почте монастыря или же по телефону.

По мнению многих верующих, от пьянства помогает не только находящаяся в Высоцкой обители «Неупиваемая Чаша», но и любые другие такие иконы. Конечно же, для того, чтобы молитвы, произносимые перед образом, были услышаны, необходимо самому возжелать исцеления. И, разумеется, больному требуется смирение.

Молится Богородице для исцеления от пьянства, курения или наркомании следует ежедневно утром и вечером. Делать это можно как в церкви, так и дома. Допускается помолиться даже фотографии находящейся в Высоцкой обители «Неупиваемой Чаши», найденной, к примеру, в интернете. Но лучше, конечно же, приобрести настоящий освященный образ. Собственно сама молитва иконе «Неупиваемая Чаша» может читаться как одним человеком, так и двумя.

Какую молитву нужно произносить

Для того чтобы исцелиться от алкоголизма, можно даже просто попросить об этом Богородицу своими словами. Однако лучше, конечно же, читать перед образом именно молитву. В этом случае обращение будет услышано быстрее. В церкви или дома можно произноситься молитва иконе «Неупиваемая Чаша» на русском языке или на староцерковном. Традиционно читаются следующие слова:

Чтобы молитва перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» подействовала быстрее, произносить ее нужно при свечах (разумеется, освященных в церкви). Помогает такое обращение к Пресвятой Деве от пьянства очень часто. Если чудо произойдет, в последующем эту же молитву стоит периодически читать для профилактики. В этом случае исцелившийся никогда больше не вернется к своей пагубной привычке.

О чем еще можно молиться перед образом

Конечно же, обращаться к Богородице перед образом «Неупиваемая Чаша» можно не только для исцеления кого-либо от пьянства, курения или наркомании. Имеются свидетельства того, что икона сия помогает и в решении разного рода жилищных вопросов. Если вы, к примеру, никак не можете продать или обменять квартиру, вам обязательно нужно купить такую иконку и периодически перед ней молиться. Может помочь этот образ и при возникновении любых других житейских проблем. Также считается, что молитва иконе «Неупиваемая Чаша» способствует исцелению не только собственно от алкоголизма, но и от тех болезней, которые возникают на его фоне.

Образ сегодня

После того как икона "Неупиваемая Чаша" была освящена в 1993 году и украшена ризой, в ее нижний левый угол был вставлен небольшой ковчежец с частичкой пояса Пресвятой Богородицы. г. образ «Неупиваемая Чаша» начал периодически мироточить. Также некоторые священники и верующие отмечают то, что иногда глаза у Пресвятой Девы как будто оживают.

Молитвы перед иконой «Неупиваемая Чаша» (от алкоголизма и прочих напастей), таким образом, помогли многим людям. Но, конечно же, чтобы чудо свершилось с вами, необходимы немалый духовный труд и безграничная вера в Создателя. В любом случае этот образ, находящийся ныне в Высоцком монастыре, хотя и не представляет какой-то особой исторической ценности, является, безусловно, одной из главных святынь русской православной церкви.

В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).

Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе "Неупиваемая Чаша" в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.