Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

Итоговый тест по теме: «Предложения с обособленными членами».

9 класс

I . Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым определением.

    Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

    Слышится то шёпот, то осторожный шелест.

    Метели, снега и туманы покорны морозу всегда.

    Наступил день, назначенный для отъезда.

1)1, 2. 2)1, 3 . 3)1, 4. 4)2, 3.

II .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым приложением.

    Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться с вами.

    Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 3.

III .Найдите предложения, осложнённые обособленными нераспространёнными однородными определениями.

    Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

    Над рекой повис густой туман, белый, страшный.

IV .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым определением, которое имеет добавочное обстоятельственное значение .

    Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

    Раненый осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя.

    Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

    Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

V .Найдите предложения, осложнённые обособленным приложением. Знаки препинания не расставлены.

    Валерию как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

    Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

    Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.

    Наш сад как проходной двор.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VI .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством, выраженным причастным оборотом.

    Подписав соглашение, главы государств провели пресс-конференцию.

    Сжигаемый беспокойством, он устремился вперёд.

    Обогнув высокий мыс, пароход вошёл в залив.

    Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VII .Найдите предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством. Знаки препинания не расставлены.

    Крейсеры вследствие недостатка места в бухте держались в открытом море.

    Перевозчик грёб стоя.

    Работаем мы спустя рукава.

    Несмотря на поздний час было душно.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

VIII .Найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим обстоятельством.

    Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес.

    Мы гуляли довольно долго, до самого вечера.

    Лёжа на горячем песке, мы слушали шум прибоя.

    Грузчики, бросив работу, рассыпались по гавани.

1)1, 2. 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 4.

IX .Найдите предложения, осложнённые обособленным уточняющим дополнением.

    Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.

    Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море.

    За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

    На западе, за селом, светало.

1)1, 2. 2)1, 3 . 3)1, 4. 4)2, 4.

X .Найдите предложения с выделительными знаками препинания.

    Небо надолго заволокло тучами, и дождю конца не предвидится.

    Здесь, на вершинах Урала, начало жизни рек.

    Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата.

    Мысли мои, моё имя, труды будут принадлежать России.

1)1, 2 . 2)1, 3 . 3)1, 4 . 4)2, 3.

XI .Найдите предложения, осложнённые обособленным нераспространённым приложением.

    Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.

    Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, стучит в окна.

    На митингах мы, газетчики, узнаём много новостей.

1)1, 2 . 2)1, 3. 3)1, 4. 4)2, 3.

Ответы на тест.

I. 3)1, 4

II. 2)1, 3 .

III. 4)2, 4.

IV. 1)1, 2. .

V. 2)1, 3 .

VI. 2)1, 3 .

VII. 3)1, 4 .

VIII. 1)1, 2.

IX. 2)1, 3

X. 4)2, 3.

XI. 3)1, 4 .


Обособляются, выделяясь интонацией при произнесении и запятыми на письме:
1) любые определения и приложения, если они е относятся к личному местоимению, например: 1) Усталая, она не могла идти дальше. 2) Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. 3) Она, в тяжёлой меховой шубе, не могла идти дальше. 4) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.) 5) Геолог, он исколесил всю Сибирь. (С. Ант.) 6) Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.);
2) согласованные распространённые определения и приложения, стоящие после определяемого существительного, например: 1) Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. (Л.) 2) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. (Тютч.) 3) Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (Твард.);
3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного, например: Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (Ч.)

Примечание. Согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым существительным, обособляются, если: а) имеют добавочное обстоятельственное значение, например причины:
1) Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головом. (Твард.)
2) Смышлёные звери, бобры зимуют разумно. (Д. 3.); уступки: Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя. (Сим.); б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения, например: Дальше, вечно чуждый тени, моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.)

Приведённые пунктуационные правила относятся в равной мере к обособлению согласованных определений и согласованных приложений. Однако в обособлении приложений есть некоторые особенности.
Обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные, стоящие после определяемого слова — существительного собственного,
например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Т.)
Исключения составляют те одиночные приложения, которые сливаются с именем собственным по смыслу и в произношении, например: Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.)

Примечания. 1. Приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности, например: Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уроженец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики).
Если же союз как имеет значение «в качестве», то приложение запятыми не выделяется, например: Все знают Семёнова как хорошего слесаря. 2. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придаётся большее значение и при произнесении они отделяются от определяемого слова более длительной паузой, например: Пришёл ноябрь — месяц крепких заморозков. (Каз.)

Лекция, реферат. Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

проверить:

1 –й этап

  1. А он мятежный просит бури.

2-й этап.

  1. правильно;
  2. неправильно.
  1. Бормочет, остывая самовар.

Ключ.

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

3-й этап.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

Предварительный просмотр:

УРОК-ЗАЧЁТ. ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

Учитель объявляет тему урока и знакомит с его задачами:

проверить:

Знание теоретического материала по теме;

Сформированность умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

Умение использовать указанные конструкции в связной речи.

Исходя из задач намечается три этапа работы.

1 –й этап . На этом этапе проверяется знание теретического материала и проводится опрос.

К доске вызываются два ученика, которые расставляют знаки в записанных на доске предложениях. Чертят схемы. Остальные работают по вопросам.

  1. Льды растаяв становятся синью в реке. Птицы взлетая становятся стаей упругой. Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых людей понимать друг друга.
  2. Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.
  3. Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.
  4. Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов.
  1. А он мятежный просит бури.
  2. Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение.
  3. В центре Москвы у Кремлёвской стены могила неизвестного солдата.
  4. Пройдя через несколько озёр ручей набирает силу превращаясь в реку.
  5. Утомлённые долгой ходьбой туристы отдыхали на берегу озера.

2-й этап. На этом этапе учащиеся применяют теоретические знания на практике.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

  1. правильно;
  2. неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

  1. Бормочет, остывая самовар.
  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
  3. Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.
  4. Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.
  5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.
  6. Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
  8. Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

После выполнения этого задания учащиеся получают тесты.

3-й этап. Уч-ся получают задание на развитие речи.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Даётся задание: выписать на листочках номера тех предложений. В которых знаки поставлены:

1-правильно;

2-неправильно.

Из 10 данных предложений на каждый вариант приходится по 5.

1.Бормочет, остывая самовар.

2.Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3.Тит остановился и, прислушавшись к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

4.Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая путь людям.

5.Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле подул сильнее.

6.Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7.Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8.Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

9.Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

Ключ. 10 ответов правильно – «5»; 8 – «4»; 6 – «3»; 4 – «2»

1.- 2; 3; 6; 8; 10.

2. – 1; 4; 5; 7; 9.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

1. Записать предложения, внеся в них правку.

А. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Б. Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточное предложение синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.



11 класс

Провела: учитель русского языка и литературы

Кочеватова Елена Владимировна

КГУ «Макинская средняя школа»

2014-2015 учебный год

Открытый урок по теме

«Предложения с обособленными второстепенными членами предложения»

Цели урока:

Закрепить умение находить обособленные члены предложения;

Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленных членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи;

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование : карточки, тесты, интерактивная доска

Ход урока:

    Организационный момент . Девиз урока «Закрепляем то, что знаем, вспоминаем, что забыли»

    Целеполагание

Сегодня на уроке мы закрепляем умение находить обособленные члены предложения, характеризовать обособленные второстепенные члены предложения.

Будем отрабатывать умение правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения.

Повторяем девиз.

    Фронтальный опрос «да» и «нет»:

    Второстепенные члены предложения, выделенные в составе предложения по смыслу и интонационно, называются согласованными. (нет - обособленными)

    Обособляются определения независимо от места расположения, относятся к личному местоимению. (да)

    Обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если причастный оборот стоит перед определенным словом. (нет - после)

    Не обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх со значением включения. исключения. (нет - обособляются)

    Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом всегда обособляются. (да)

    Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова имеющие форму деепричастий. (да)

    Обособляются одиночные деепричастия в роли обстоятельств. Независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому. (нет)

    Задание 2

    Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу,

    Лимонница, желтая бабочка,

    долетавшей с реки. (М.Горький)

    (В.Шишков)

    Кроме кур,

    усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

    Спутница его, обезьяна,

    Несмотря на усталость,

    Хану Абулхаиру, согласно документам,

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный,

13.По льду,

    В дверях кибитки, расправив мощные крылья,

    Задание 3

Выписать в тетрадь номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно. Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится пять с правильно поставленными знаками. За пять правильных ответов ставится 5 баллов, за четыре - 4 и т.д.

    Бормочет, остывая самовар.

Ключ: 2, 3, 6, 8, 10.

    Задание 4

    Близким кажется небо, соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

    Через полчаса явился уездный лекарь, худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

    Дорогу решено было вести через гору, несмотря на сложность рельефа.

    Поникший, потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош.

    Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (М.Горьк.)

    Луговые цветы, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)

    Задание 5

несмотря на .... невзирая на...

знатокам

Ключ. 1Г; 2Ж; ЗД; 4А; 5Б; 6В; 7Е.

    Задание 6

    Я

    ГТо привыкнув Поля оглянулась.

    с помощью тире, скобок.

Ключ. 1 B , 2А, ЗС,4В, 5А, 6С, 7В.

9. Подведение итогов урока.

Вспомним девиз нашего урока. Пришлось ли вам, что -то вспоминать?

Как вы считаете, удалось ли вам закрепить тему урока?

Мы будем вспоминать такую же работу в течение всего учебного года. Я надеюсь, что

вы успешно подготовитесь и сдадите ЕНТ!

Спасибо Вам за работу!

10. Оценки за урок : в тетрадях общий балл.

11. Домашнее задание: составить тест из 12-14 заданий.

1. Фронтальный опрос «да» и «нет»:

    Второстепенные члены предложения, выделенные в составе предложения по смыслу и интонационно, называются согласованными.

    Обособляются определения независимо от места расположения, относятся к личному местоимению.

    Обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если причастный оборот стоит перед определенным словом.

    Приложением называется определение, выраженное существительным.

    Не обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх со значением включения. исключения.

    Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом всегда обособляются.

    Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова имеющие форму деепричастий.

    Обособляются одиночные деепричастия в роли обстоятельств. Независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому.

Задание 2:

Прочитайте предложения, выделяя голосом, выделенные слова. Определите, какими членами предложения они являются?

    Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу.

    Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике. (М.Приш.)

    Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М.Горький)

    Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвостик. (В.Шишков)

    Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (М. Пришв.)

    Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег. (В.Солоухин).

    В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

    Спутница его, обезьяна, была довольно велика и страшна. (И.А.Бунин).

    Несмотря на усталость, он еще долго не ложился спать.

    Хану Абулхаиру, согласно документам, была от царицы выдана грамота. (Есенб.)

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный, простирался вокруг. (К.Паустов.)

13.По льду, потемневшему от весеннего солнца, вилась тропинка. (К.Паустов.)

14. В дверях кибитки, расправив мощные крылья, сидел огромный беркут. (Емел.)

Задание 2:

Прочитайте предложения, выделяя голосом, выделенные слова. Определите, какими членами предложения они являются?

    Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу.

    Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике. (М.Приш.)

    Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М.Горький)

    Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвостик. (В.Шишков)

    Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (М. Пришв.)

    Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег. (В.Солоухин).

    В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

    Спутница его, обезьяна, была довольно велика и страшна. (И.А.Бунин).

    Несмотря на усталость, он еще долго не ложился спать.

    Хану Абулхаиру, согласно документам, была от царицы выдана грамота. (Есенб.)

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный, простирался вокруг. (К.Паустов.)

13.По льду, потемневшему от весеннего солнца, вилась тропинка. (К.Паустов.)

14. В дверях кибитки, расправив мощные крылья, сидел огромный беркут. (Емел.)

Задание 3:

за четыре - 4 и т.д.

    Бормочет, остывая самовар.

    Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся.

    Тит остановился, прислушиваясь к удаляющимся шагам.

    Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

    Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

    Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

    Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

    Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

    Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

    Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Задание 3:

Выписать в тетрадь номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно. Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится пять с правильно поставленными знаками.

За пять правильных ответов ставится - 5 баллов,

за четыре - 4 и т.д.

    Бормочет, остывая самовар.

    Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся.

    Тит остановился, прислушиваясь к удаляющимся шагам.

    Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

    Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

    Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

    Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

    Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

    Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

    Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

    (И.Тургенев)

Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

    Близким кажется небо соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

    Через полчаса явился уездный лекарь худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

    Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

    Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош.

    Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Горьк.)

    Луговые цветы благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)

Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

    Близким кажется небо соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

    Через полчаса явился уездный лекарь худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

    Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

    Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош.

    Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Горьк.)

    Луговые цветы благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)

Задание 5:

Соотнеси условия обособления (необособления) членов предложения с примерами:

1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляются всегда

А. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве», не обособляются

Б. Кто, кроме охотника, испытал счастье бродить на заре по кустам?

3. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого слова

В. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

4. Деепричастные обороты обособляются, независимо от места расположения

Г. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

5. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделять их по смыслу и интонационно

Д. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом несмотря на .... невзирая на...

Е. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.

7. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются

Ж. А.С.Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам

Задание 5:

Соотнеси условия обособления (необособления) членов предложения с примерами:

1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляются всегда

А. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве», не обособляются

Б. Кто, кроме охотника, испытал счастье бродить на заре по кустам?

3. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого слова

В. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

4. Деепричастные обороты обособляются, независимо от места расположения

Г. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

5. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделять их по смыслу и интонационно

Д. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом несмотря на .... невзирая на...

Е. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.

7. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются

Ж. А.С.Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам

Задание 6

Выполните тестовые задания на интерактивной доске:

    Найдите предложение с обособленным определением (знаки не расставлены).

А) Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

    Он вышел на палубу заставленную ящиками.

    Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.

    Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночные деепричастия (знаки не расставлены).

    Я проснулся рано и лежал не шевелясь.

    Попривыкнув Поля оглянулась.

    Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

    Укажите предложение с приложением.

    Улжан говорит горячо, откровенно, ничего не скрывая.

    Брод, стремясь достичь другого берега, был найден.

    Хозяин аула, зажиточный старик Найман, подробно разузнал о гостях.

    Найдите обособленное обстоятельство.

    Вишневые сады, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут.

    В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

С) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока.

5. Найдите обособленное определение.

    Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели..

    Машинист, не смыкая глаз, глядел вперед на дорогу.

    Строительство началось в районе, богатом нефтью.

6.Найдите предложение с обособлением.

    Учился Пушкин легко, но небрежно.

    Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы.

    Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский.

    Как выделяются обособленные члены предложения.

    с помощью восклицательного знака.

    с помощью запятых, тире, интонации

    с помощью тире, скобок.