За что актер Георгий Жжёнов сидел в тюрьме. Георгий Жженов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети Георгий жженов сколько лет отсидел

Он был сдержан, порой казался даже замкнутым. Он просто был осторожен, с посторонними, с коллегами, иногда и с близкими. Так жизнь научила. Жизнь преподала Георгию Жжёнову непростой и очень жестокий урок.

В юности Георгий верил в светлое будущее, в победу коммунизма и даже осуждал так называемых «врагов народа». В преклонные годы Георгий Степанович очень сожалел об этом. Простить себе не мог, что когда-то посчитал врагом народа своего старшего брата…

Борис Жжёнов был для младшего Георгия примером и помощником во всём. Помог Борис Георгию и тогда, когда мальчишка влюбился в цирк. Старший брат, не сомневаясь в младшем, отдал ему свои документы, чтобы тот, ещё семиклассник, смог поступить на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. На вступительных экзаменах никто подмены не заметил, и Георгия-Бориса приняли в цирк, а из цирка — в кино, на его первую и главную роль Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя». Жжёнова быстро заметили, молодой, спортивный, статный — режиссёры предлагали циркачу немало ролей. Карьера шла вверх, а вот в семью пришло несчастье.

Фото: www.russianlook.com / Anvar Galeev

В 1934-м году после убийства Кирова в Ленинграде раскручивалось большое дело, начались массовые аресты. Борис Жжёнов тогда учился на механико-математическом факультете. Когда объявили день похорон Кирова , студентам в приказном порядке было велено явиться на прощание с коммунистическим лидером. Борис тогда по своей наивности решился отпроситься. Он подошёл к комсоргу и объяснил: «Товарищ, у меня есть только дырявые ботинки, другой обуви нет. На улице жуткий холод, если я несколько часов простою на ледяном асфальте, попаду в больницу, а Кирову от этого уже лучше не станет, так что можно мне пропустить это мероприятие?». Через час донос на Бориса Жжёнова уже лежал в деканате. Молодой человек был с позором выгнан из вуза и лишён ленинградской прописки.

Но Борис Жжёнов, как и его брат, ещё верил в светлые идеалы, он писал письма, прошения, в конце концов, вернулся в Ленинград, но ненадолго. В 1936 году Борис Жжёнов был арестован, а в 1937-м приговорён к каторге за антисоветчину. Ему разрешили одно-единственное свидание с родными перед отправкой по этапу. Георгию Жжёнову тяжело давались воспоминания об этих минутах. Ведь тогда он сказал брату, чтобы тот старался искупить свою вину и получше работал в лагере. Последние слова, которые сказал старший брат младшему: «Пошёл вон…»

Кадры из фильма «Горячий снег». Режиссёр Гавриил Егиазаров. 1972 г. Фото: www.russianlook.com

Матери Борис передал несколько листочков, на которых он смог описать то, что происходило с ним в застенках НКВД, как над ним издевались, как пытали, выбивая признание. Мать передала листочки Георгию. А тот, прочитав, страницу за страницей сжёг в печи, несмотря на слова матери: «Напрасно, может, пригодилось бы это тебе в жизни». Потом, спустя много лет, Георгий Степанович назвал это самым постыдным поступком в своей жизни, очень жалел, что не смог попросить прощения у брата, которого так больше и не увидел — Борис Жжёнов скончался в лагере от дистрофии. Но тогда, в 1937-м, Георгий даже и представить не мог, что вскоре отчасти повторит судьбу своего брата.

В 1938-м году Георгий Жжёнов снимался в фильме «Комсомольск» и вместе со всей съёмочной группой на поезде отправился в киноэкспедицию, в город Комсомольск. К своему несчастью, актёр познакомился в поезде с военно-морским атташе из Америки. Он, не думая о возможных последствиях, запросто пообщался с заграничным гостем. Спустя некоторое время в НКВД уже лежали доносы на Георгия Жжёнова, подписанные рукой одного из его коллег. Летом 1938-го года актёр был арестован и обвинён в шпионаже против СССР. Его допрашивали сутками. Он стоял перед следователем по несколько часов. Когда падал от усталости, его за волосы поднимали и снова ставили по стойке смирно. Приговор — 5 лет на Колыме. Как удалось выжить? Сложно сказать. Но, как вспоминал артист, он никогда не пытался лезть на рожон, но и никогда не позволял себя унижать. Никому. Даже тюремному начальству. Возможно, за это его и уважали. Возможно, поэтому он и не умер с голода, хотя мог бы.

Кадр из фильма «Экипаж». Режиссёр Александр Митта. Мосфильм. 1979 г. Фото: www.russianlook.com

В своей автобиографической повести «Саночки» Георгий Степанович вспоминал, что был уже близок к голодной смерти. Но в один из дней ему пришло извещение о посылке — мама собрала, что смогла, и переслала сыну. За посылкой нужно было идти несколько километров. Исхудавший, еле держащийся на ногах Жжёнов понимал, что не сможет преодолеть этот путь. Но тут, по счастливой случайности, туда же, за посылками, отправился один из оперов. Жжёнов пошёл с ним. Правда, «пошёл» — это сильно сказано. Он поплёлся, еле-еле передвигая ноги. В конце концов ноги перестали слушаться, и он упал. И тут случилось чудо. Опер взвалил зэка на санки и сам повёз до посылочного пункта. Там Георгий Степанович отогрелся, пришёл в себя, получил свою посылку. Как потом выяснилось, посылка шла почти три года. Колбаса, шоколад — все съедобные припасы превратились в один большой замёрзший ком. Ему очень хотелось съесть этот ледяной ком сразу, но, понимая, что он после этого вряд ли выживет, Георгий Жжёнов взял с собой этот промёрзший камень, уже в лагере отламывал себе от него по маленькому кусочку и ел.

Кадр из фильма «Исправленному верить». Режиссёр Виктор Жилин. Одесская к/ст. 1959 г. Фото: www.russianlook.com

Георгия Жжёнова освободили из заключения только 26 марта 1945 года. С «волчьим билетом» дороги назад, в Ленинград, а тем более, в Москву ему не было. Он несколько лет проработал в провинциальных театрах, а 2 июня 1949 года снова попал в ссылку, где провёл долгих 4 года. Только 2 декабря 1955 года артист Георгий Жжёнов был реабилитирован. Ему вернули право называться не зэком, а человеком и позволили свободно передвигаться по стране.

Он не побоялся начать жизнь с чистого листа. Устроился на работу сначала в Ленинграде, затем переехал в Москву, где снова попал в кинематограф. Весёлые, жизнерадостные, полные надежд коллеги были совсем не похожи на него, пережившего боль и забвение артиста. Но его снова полюбили, приняли, даже власти были благосклонно настроены к Георгию Степановичу. Но он никогда не забывал, что с ним сотворила бюрократическая коммунистическая машина.

Однажды Георгия Степановича пригласили в Грузию на приём к высокопоставленным лицам. Он сидел за столом и с удивлением слушал, как гости превозносили Иосифа Сталина . В конце концов кто-то предложил поднять бокалы и выпить за вождя народов. Жжёнов не выдержал. Он спросил у присутствующих, настоящие ли они грузины. Те закивали. Тогда он поинтересовался, прощают ли настоящие грузины кровную обиду. Гости замотали головами. На это Георгий Жжёнов им сказал, что раз они настоящие грузины и кровных обид не прощают, то они поймут его нежелание пить за Сталина, который разрушил его семью, убил его брата и у него самого отнял молодость. Георгий Жжёнов больше не боялся говорить правду и не верил в светлое будущее коммунизма.

Фото: www.russianlook.com / Viktor Chernov

Несмотря на его непростой характер, ещё при жизни Георгия Степановича власти Челябинска одобрили установку ему памятника. Коллеги тогда обрадовались за товарища, говорили, что вот оно — признание, уже при жизни стал легендой. А Георгий Степанович только махал рукой в ответ и говорил: «Неловко это всё…»


Человек несгибаемой роли

8 декабря 2005 года в Москве в Национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова на 91-м году жизни умер народный артист СССР, кавалер многих орденов и лауреат многих премий Георгий Жженов. Его жизнь вместила в себя около 200 ролей и 16 лет тюрем, лагерей, ссылок.

Возможно, тайна активного долголетия Георгия Жженова, до самой смерти выходившего на сцену Театра имени Моссовета в пьесе Эрнста Томпсона "На Золотом озере", как раз в том, что у него украли 16 лучших лет жизни. Была такая уникальная порода людей, отсидевших невероятные сроки и словно решивших, что пропащие годы "не в счет" и надо сделать все то, что они сделали бы, сложись их жизнь по-человечески, а до тех пор не умирать. Такими были писатель Олег Волков, отсидевший 28 лет и доживший почти до 100, художник Александр Батурин, отсидевший 20 и доживший до 90, и Георгий Жженов.

Актеру начать жизнь сначала труднее, чем писателю. Второй кинодебют Жженова состоялся после реабилитации в 1955 году, первый - в 1932 году в "Ошибке героя" Эдуарда Иогансона, где дебютировал и его друг Ефим Копелян. Он уже отучился на акробата в Ленинградском эстрадно-цирковом техникуме, куда поступил в 15 лет по документам старшего брата Бориса, выступал в цирковом номере каскадных эксцентриков "2-Жорж-2". Закалка помогала в лагере, хотя сам Жженов считал, что выжил благодаря "малоинтеллигентности" и тому, что еще до ареста не имел "никакой веры в справедливость, в закон".

В 1932 году Георгий Жженов поступил в мастерскую Сергея Герасимова в Ленинградском институте сценических искусств, снимался в небольших ролях, зато в громких фильмах: в "Чапаеве" (1934) играл Тимошку, адъютанта Фурманова. На съемки "Комсомольска" (1938) по просьбе Сергея Герасимова его отпустил уже НКВД. Ехать-то ему полагалось в ссылку: Борис уже сидел, он погибнет в Воркуте в 1943 году, тогда же в Мариуполе румынские оккупанты убьют второго брата. Жженов считал, что живет с тех пор за троих.

Вернувшись со съемок, он был арестован, попросил жену не ждать его, прошел пытки в "Крестах". Не забыл и не простил ничего. В перестройку опубликовал рассказы, по градусу ужаса и зоркости взгляда сравнимые с прозой Варлама Шаламова. Поехал с режиссером Сергеем Мирошниченко по Колыме. В телефильме "Русский крест" из-под невозмутимой маски актера сверкнул отчаянный оскал, как его звали блатные, "мутного фраера", с которым лучше не связываться: неизвестно, как ответит на наезд. Освободившись с Колымы в 1945 году, играл в Первом заполярном театре драмы (1945-1946), по ходатайству не забывшего его Герасимова, работал на Свердловской киностудии (1947-1948), после ее перевода в Москву, куда путь ссыльному был заказан, в Театре драмы Павлова-на-Оке, откуда его и взяли повторно и отправили в пожизненную ссылку. В ожидании смерти Сталина играл в Норильском театре вместе с прятавшимся там от репрессий "за плен" опасливым Иннокентием Смоктуновским. Жженов буквально выпихивал его, чтобы такой талант не пропал, в Москву с рекомендательными письмами к другу юности Аркадию Райкину.

В 1955 году он вернулся в Ленинград, играл в областном театре на Литейном, Театре имени Ленсовета, в 1968 году Юрий Завадский пригласил его в Москву - играть в пьесе "Бегство от жизни" последние дни Льва Толстого. Пьесу закрыли, но Театр имени Моссовета стал для Жженова домом на 35 лет.

Бывают в жизни странные рифмы. Жженова посадили как "американского шпиона": в транссибирском поезде актеры выпивали с американским военно-морским атташе. В своей "второй жизни" он был самым "американским" актером советского кино. Сравнить его можно лишь со звездами "золотого века" Голливуда - Хамфри Богартом, Джеймсом Стюартом. Он не "перевоплощался". Он наполнял экран гордым индивидуализмом, сдержанной мужественностью, умудренной проницательностью взгляда, весомостью присутствия в любой роли. Он гордился, что писатель Джеймс Олдридж представлял именно его в роли летчика из "Последнего дюйма", а американец-консультант на съемках "Всей королевской рати" (1972) Наума Ардашникова и Александра Гуткевича назвал его лицо "самым американским". Роль демагога-губернатора Вилли Старка, воплощенного властного безумия, он справедливо считал лучшей в жизни. Дрожь пробирает, когда Вилли камлает перед толпой: "Кровь! Я вижу кровь на Луне! Дайте мне топор!"

Про другие роли он говорил, не жалуясь, а констатируя: "Я играл лишь то, что не могли переварить Олег Ефремов, Михаил Ульянов и еще Евгений Матвеев". Неизменно достойно Жженов играл в крепком жанровом кино. Военном ("Горячий снег", 1973), шпионском ("Меченый атом", 1972), историко-революционном ("Гибель эскадры", 1965), производственном ("Выбор цели", 1974). Даже в первом советском как бы фильме катастроф "Экипаж" (1980). Два персонажа резко выделялись из череды сыгранных им суровых и благородных мужчин: автоинспектор, преследующий вора Деточкина, но понимающий его, в "Берегись автомобиля" (1966) Эльдара Рязанова и белоэмигрант граф Тульев в "Ошибке резидента" (1968) Вениамина Дормана. В четырех фильмах о резиденте Жженов играл не шпиона, распропагандированного КГБ, а ломаную русскую судьбу ХХ века, героя, всегда бравшего, пусть и ошибочно, ответственность на себя.

За роли чекистов Жженов был осыпан наградами КГБ и МВД. Получая одну из них, пошутил: "Вы мне за это хотя бы место солнечное дадите в камере, если снова посадите?" За последние 17 лет он сыграл только в "Незримом путешественнике" (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных: говорил, что приглашают сниматься "в том, что я презираю, ненавидел и ненавижу". В 2000 году ему открыли памятник в Челябинске; он не знал, "смеяться или плакать", испытывая лишь неловкость. Давали одну за другой награды "За честь и достоинство": ну а какую формулу можно было еще приложить к этому невероятному человеку и актеру? Плавал в море, пил водку, работал в комиссии по помилованию, сетовал, что "только вот-вот перестал ухаживать за девушками", "присматривался" к Путину взглядом старого лагерника и горячо радовался "актам возмездия" обиженных властью людей.

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия – за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием – пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке – еще 21 месяц лагерей.

«Отец буквально вытолкал Смоктуновского из Заполярья. Сказал: «Я - ссыльная морда, обязан здесь сидеть. А ты-то чего? Времена изменились, поезжай на материк!» С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г. Фото: РИА НОВОСТИ

До места, по этапу, добирались больше двух месяцев, половина людей за это время погибла в дороге. И вот - леспромхоз. Заключенные там работали на лесоповале, но Жженов стал проситься в автомеханический цех шофером. Никакого опыта у него не было. Он просто сидел в камере с директором автодорожного техникума, и тот «преподавал» им, молодым ребятам, автодело. Так папа стал шофером. И начальство лагерное его зауважало. В соседний поселок привезли фильм «Истребители», Георгий услышал об этом. Пошел к начальнику лагеря: «Разрешите свидание с женой». - «С какой женой?» Он пояснил, что Женя Голынчик, снявшаяся в этом фильме, - его жена и сам он в прошлом артист. «Отпустите на кинопоказ, чтобы увидеть жену хотя бы на экране…» Его отпустили, начальник даже обрадовался: «Смотри-ка, кто у меня сидит! Артист!»

В 1943 году срок Жженова закончился, но до конца войны никого из репрессированных не освобождали. Просто продлевали срок. Вдобавок ко всему Георгия перекинули на золотой прииск, где приходилось работать кайлом и лопатой в ледяной воде по колено 16 часов в сутки. Отец вспоминал, что начал «доходить»… И тут на прииск приехал руководитель концертной бригады Константин Никаноров. Ему посоветовали посмотреть «артиста Жженова». Этот показ Константин Александрович помнил всю жизнь. Перед ним предстал типичный зэк с грубыми руками и обветренным лицом, на котором горели мукой и болью огромные синие глаза. Горьковский Васька Пепел! Папа стал читать «Шуточку» Чехова, тончайшую психологическую прозу. Никаноров был так поражен, что поклялся этого парня из лагеря вытащить. И сдержал клятву. Так Георгий попал сначала в концертную бригаду, а потом в Магаданский драмтеатр, труппа которого наполовину состояла из заключенных. Здесь «на Жженова» стали ходить, у него появились поклонники, в том числе среди лагерного начальства. И однажды жена начальника Управления лагерями сообщила ему: «Поздравляю вас с освобождением! Муж подписал приказ…»

Пересидев свой срок на два года, отец был освобожден в марте 45-го. В Магадане он во второй раз женился, на «японской шпионке» Лидии Воронцовой. Ленинградка, она прошла через такие же испытания, что и он, - и тоже уцелела. У них родилась дочь Алена. В этот день отец решил устроить торжество, в числе прочих позвал в гости известного певца Вадима Козина. Он тоже отбывал срок в Магадане. Посуды не хватало. Георгий Степанович пошел в хозяйственный магазин, скупил там все ночные горшки, отбил у них ручки - ими и сервировали стол! Вот так они жили... Казалось, испытания закончились. Жженов даже воспользовался помощью Герасимова, который его помнил и дал рекомендацию на Свердловскую киностудию. Папа там снимался в фильме «Алитет уходит в горы». Но потом Свердловская киностудия была реорганизована, Жженову пришлось искать работу в других местах. Тем временем людей стали сажать повторно. Георгий Степанович вспоминал: «Задаешь вопрос: «На сколько?» - отвечают: «Навечно!» Спрашиваешь следователя: «За что?» - он говорит: «Если б я знал…»