Сувель березы: особенности, применение и заготовка. Березовый сувель Кап и сувель березы отличие

ОлегНА 08-07-2011 13:25

Ситуация такая. Осенью выезжаю в экспедицию в тайгу. Идём на лодках. По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель. После возвращения на базу всё это богатство погрузится в контейнер и с лодками и всеми нашими причиндалами вернётся в москву. После спила и до попадания в мой гараж пройдёт минимум полтора месяца скорее всего два месяца. Место спила сразу же закрашу масляной краской. Вопрос, нужно ли снимать кору? можно ли через полтора два месяца после спила вываривать?

ЗЫ в основном будет берёза

Serjant 08-07-2011 13:32

забей в любой поисковик.
Естественная сушка древесины.

ОлегНА 08-07-2011 13:35

Так забивал. Ответа на то снимать или нет кору не нашёл. Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить. А тут я место спила краской закрашу. Это самый волнующий вопрос для меня.
Тема если чё однодневка. Прошу модераторов завтра её удалить

AlexDM 08-07-2011 13:43

Именно в коре и с замазанными разрезами сушится березовая сувель у меня на балконе, год уже.

AIS1947 08-07-2011 13:44

quote: Знаю что берёзу в коре держать нельзя, только если половинить.

Кто Вам это сказал?

ОлегНА 08-07-2011 13:48



Кто Вам это сказал?


На "Мастеровом" прочитал, вроде как за три месяца сгнивает, и друг говорил, что когда они для молотков на своём предприятии заготавливают берёзу то обязательно от коры отчищают.

AIS1947 08-07-2011 14:28

quote: вроде как за три месяца сгнивает

Сгнивает, если будет валятся в мокром месте или на земле.
Вообще то сущат древесину в СУХОМ месте.

ALAM 08-07-2011 15:13

главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре...и вместо краски можно использовать стеарин от свечей,растопить и горячим за несколько приемов срез пропитать...

DECEMBER 08-07-2011 16:03

quote: Originally posted by ОлегНА:

По пути буду собирать интересные экземпляры кап и сувель.


Не надорвётесь?
Сувели крупные от берёзы чаще не оправдываются. Ориентируйтесь на размер ДО воллейбольного мяча. Кору снять... С невываренной - проблемка, однако. По осени можно и в коре. Срез замазать. Можно баллончик-аэрозоль с акриловой краской (пару-тройку слоёв с промежуточной подсушкой), можно типа ПВА с индексом D-2, D-3. Небольшие можно и на месте проварить - хотя б полчасика-часик, чтоб кору снять. Когда обсохнет (на другой день) тоже краской пропшикать, но транспортировать тогда лучше в мешке полугерметичном. Удачи!

AIS1947 08-07-2011 16:12

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать. Да и "Барахолка ножевой мастерской" торгует регулярно.

ОлегНА 09-07-2011 14:32

Признаю вопрос не правильно сформулировал.
"Как довезти кап и сувель до места сушки, чтоб не потрескался. Время доставки 2 месяца" - так наверное правильнее будет.
Отдельное спасибо DECEMBER и ALAM. Наверно с половины кору сниму с половины нет. Срезы замажу. Из лодки их даже вынимать не буду. Пусть так в сырости и лежат. В контейнер в кучку сложу, накрывать не буду.

quote: Originally posted by AIS1947:

Из Москвы в тайгу за березовыми капами и сувелями - "ближний свет". Этого добра в подмосковье навалом если поискать.


Я в тайгу за туманом еду, а сбор капа это попутно, так сказать полезное с приятным.

Алексей С 09-07-2011 14:53

"главное как спилите не заносите в избушку к теплу,ее сразу поколет.пусть лежит где-нибудь в прохладном месте под крышей,в сарае,или коридоре."
- Я в январе спилил три сувели, одну сразу сварил, и с ней все ок. А две других оставил в холодном сарае для медленной естественной сушки. Весной посмотрел - можно на дрова отправлять, потрескались.

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Сувель березы, или, как его часто называют в народе, древесная кость, - уникальное природное образование, которое представляет огромную ценность для мастеров. После обработки из этого материала резчики изготавливают красивейшие деревянные изделия. В статье рассмотрим, что такое сувель березы, для чего используется.

Что это такое?

Сувель (свиль) - это округлый нарост на стволах деревьев березы. Может встречаться и на других породах. Разрастается довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут быть расположены по кругу дерева или находиться группами на одном участке ствола.

Обычно заготавливают этот материал в местах бурелома или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор полностью не известна. Некоторые утверждают, что связано это с внешним воздействием на ствол дерева или болезнью, в результате чего образуется залом, который спустя некоторое время обрастает волокнами.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже - с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже - темно-коричневый с болотным отливом.

От чего зависит внешний вид?

Цветовая гамма материала зависит от породы и условий местности произрастания древесины. Например, если сувель березы срезан в заболоченной местности, вероятнее всего, его цвет будет темный с зеленоватым оттенком.

А если он найден на комлевой части (10-20 см под землей или 10-20 см над поверхностью почвы) и покрыт мхом, чаще всего будет иметь темно-коричневый окрас с розоватыми прожилками либо желтовато-золотистый фон с темными годовалыми кольцами.

Как собрать сувель?

Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.

Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева. Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Как правильно варить?

Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

Процесс происходит следующим образом:

  1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная - 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
  3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

Черновая обработка

Перед тем как приступить к работе, важно определиться с видом будущего изделия. Если поделка из сувеля березы будет вертикальной (например, ваза, подсвечник), то лучше делать спил в этом направлении и сразу формировать дно изделия. При изготовлении чаши, шкатулки, блюда внутреннюю часть выбирают сверху вниз. Удаляют лишнюю древесину, двигаясь от стенок к центру под углом 45°. Оптимальным вариантом будет использование полукруглой стамески или дрели.

Обратите внимание: не стоит слишком истончать стенки. При высыхании они могут стать ломкими или растрескаться. Как правило, изделия с достаточной толщиной бортов смотрятся красивее, добротнее и служат дольше.

После предварительного придания формы древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова обернув газетой). После этого приступают к следующему этапу.

Чистовая обработка изделия

Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, перед тем как приступить к чистовой отделке, необходимо его тщательно осмотреть. Возможно, сучок, который изначально хотелось удалить, будет изюминкой готового изделия, например ручки из сувеля березы.

Во время чистовой отделки убирается угловатость форм материала с целью приблизить его к законченному виду и раскрыть структуру дерева. Если в процессе обработки выявятся природные недостатки или мелкие трещины, их придется заделывать смесью опилок и клея. В худшем случае нужно будет отступить от первоначальной задумки и видоизменить изделие.

После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Делать это можно скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и мелкими, чтобы не испортить материал. В завершение выполняется шлифовка дрелью со специальными насадками. Если таковой не имеется, обрабатывают вручную шкуркой, второй вариант даже больше приветствуется. Начинать нужно с крупной (пятерки), затем по убывающей переходить к самой мелкой зернистости.

Готовое изделие очищают от пыли, тонируют при необходимости. По желанию можно покрыть древесину лаком, натереть воском или горячей олифой. Процесс работы со свилями очень долгий и трудоемкий, именно поэтому изделия из него имеют высокую стоимость. Цена сувеля березы варьируется от 100 руб. за обработанный брусок размером 120×40×30 мм до 200 руб. за килограмм спиленного сырья.

Что можно изготовить?

Красота сувеля позволяет изготавливать из него самые разные предметы, все зависит от фантазии мастера. Очень часто можно увидеть оригинальную бижутерию, сделанную из этого древесного материала: серьги, кулоны, браслеты и кольца. В давние времена из него резчики изготавливали посуду, кружки, ложки, чаши. Все это использовалось в хозяйстве по назначению. К примеру, финны свои традиционные скандинавские куксы изготавливают именно из этого сырья.

Однако чаще всего берется сувель березы на рукояти ножей. Сыграли роль в этом неизменные качества материала, такие как плотность, простота в обработке, твердость, податливость полировке, красивейшая текстура, переплетение волокон и сияние.

Благодаря природному рисунку на древесине из сувеля вырезают фигурки животных и птиц. Узор удачно имитирует оперение, шерсть или кожу. Плавные изгибы сами наталкивают на мысль, что из него можно сделать, достаточно лишь убрать лишнее. Нередко древесный рисунок в обрамлении служит в виде декоративного панно или других арт-предметов.

Если говорить о функциональных вещах из сувеля березы, ножи стоят здесь на первом месте. Точнее, их рукояти. Далее идут шкатулки, рамки, мундштуки и трубки, основания тростей и инструментов, офисные принадлежности и многое другое. Такие предметы не только выполняют свою функцию, но и говорят о хорошем вкусе и статусе своего владельца.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же «ведьмин веник») это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы… Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).

Сувель (свиль) как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. «Витая структура»,

это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким «морозным» рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.
Чага

Чага это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты… Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

Если нарост является «стволообъемлющим» или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.
Сушка

Итак, как сушить? Методом «запаривания». Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц всё равно отвалятся.

Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный «бульончик». И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!

Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

  • Ссылки и примеры
  • Вводная информация

    Многие любители ножей или охотники изготавливают ножи самостоятельно, и в большинстве своем заказывают в интернет-магазинах необходимые комплектующие: клинок, больстер, затыльник, брусок экзотического дерева. Вот о последнем, то есть о дереве, я и хочу вам поведать.

    Мне доводилось работать с разными сортами дерева: бубинго, мербао, разными видами ореха, бука, черного дерева… Но здесь речь пойдет совсем о другом сорте дерева. О нашем российском березовом капе и сувели. Что же это такое и как самому заготовить дерево для последующей обработки и достижения конечного результата – рукоятки ножа?

    Способ заготовки не нов, и не я являюсь автором описанной технологии. Некоторую информацию я почерпнул из Интернета, а что-то вычитал из книг по художественной резьбе по дереву. Просто мне удалось систематизировать полученный опыт и адаптировать технологию сушки древесины капа и сувели к своим условиям.

    Сувель – это нарост на стволе дерева с причудливым свилевато переплетенным расположением волокон.

    Кап – подобный сувели свилеватый по расположению волокон нарост, из которого растет к тому же множество мелких веточек. Благодаря этому структура капа приобретает не только свилеватость, но и красивые кольца, разводы и червоточинки.

    При правильной обработке – сушке и пропитке (о чем речь пойдет ниже) такое дерево становится не только чрезвычайно красивым, но и вязким.

    Как образуются кап и сувель на дереве, я не могу точно сказать. В разных источниках уважаемые люди, спецы в своем деле, выдвигают разные теории, я их читал достаточно много.

    Первый этап

    Первый этап – разведка, и мы с сыном еще летом, гуляя по лесу, примечаем перспективные, с нашей точки зрения, деревья. Лучшее время для заготовки – сентябрь – октябрь , когда движение соков замедляется и почти полностью прекращается.

    Необходимый инструмент:

    • лучковая пила - я использую шведские полотна специально для быстрого реза;
    • маленький, но очень острый топорик (600–800 г);
    • банка с масляной краской.

    Сначала топориком аккуратно подрубаем по кругу кору дерева , заходя немного на сам кап (операции по заготовке сувели ничем не отличаются), затем берем лучковую пилу и начинаем кап отпиливать. Поскольку кап очень вязкий, о чем я упоминал выше, пилить приходится посменно и с отдыхом. И это несмотря на специальный, очень агрессивный зуб полотна, в народе называемый «волчий». Я как то попробовал отечественные и китайские полотна – резюме: если вы не садомазохист и не намерены использовать этот процесс как способ похудания посредством чрезвычайного потоотделения, то лучше таким инструментом никогда не пользоваться!
    (Менее трудоемко и затратно по времени - использование цепной пилы , но учтите, что при спиливании среднего размера сувели, новая цепь полностью тупиться. Прим. Ред. )

    После того как необходимый кусок отпилен, пристраиваемся на соседнем пенечке и аккуратно обрубаем кору. Тут главное не спешить, чтобы не только не испортить заготовку, но и пальцы себе в спешке не укоротить. Заготовка сферическая и довольно верткая.

    Место спила на дереве замазываем краской. Мы взяли у леса нам необходимое, и портить дерево совсем ни к чему. Тем более что на одном дереве может быть не один кап. Мы так в течение нескольких лет с одного дерева спиливали заготовки по мере надобности, и дерево до сих пор здравствует.

    Второй этап

    У вас есть два варианта сушки:

    • Естественная – кап или сувель сохнет в естественных условиях.
    • Варка в соленом растворе. Этот способ используется с древних времен для ускорения процесса высушивания.

    Я свои заготовки всегда вывариваю, но и здесь существует несколько вариантов. Можно на костре, тут постоянно нужно следить за интенсивностью горения дров (попросту говоря, чтобы костер не потух), но лучше дома на газовой или электрической плите. Важно побыстрее начать варку. Тем самым вы не только раньше ее закончите, но и заготовка не растрескается. Берем подходящую емкость, заливаем водой. В воде растворяем для начала примерно 100–150 поваренной соли. Все зависит от размера емкости и заготовки (мы подбирали опытным путем на 3­х литровую емкость). В процессе варки, а это значит в течение 4–5 часов, подливаем воду (она должна покрывать кап) и добавляем при ее закипании по две столовые ложки соли. Вода должна кипеть постоянно.

    Заготовка в процессе варки должна полностью пропитаться солевым раствором. В противном случае растрескивание древесины неизбежно, и весь труд пойдет насмарку. Должно быть не менее 4 сеансов варки с промежутками в сутки. Дело в том, что за один сеанс варки наша заготовка не может пропитаться солевым раствором. Соль при высыхании вытесняет сок и влагу, так происходит процесс экспресс­ушки древесины без растрескивания. В промежутках между варками кап плотно заворачиваем в газету, которую меняем по мере впитывания в нее влаги из заготовки.

    То же самое делаем и после последней варки. В газете заготовка находится еще три недели (для тех, кому неймется), а лучше – месяц. В последние дни газета будет практически сухой. И вот наш кап готов.

    Третий этап

    Распиловка на мерные заготовки, для которой потребуется ножовка с мелким зубом для «чистого пила» и пара столярных струбцин. Размечаем кап, закрепляем струбцинами и пилим. Закреплять нужно основательно, потому что кап, скорее всего, будет слегка поведен после сушки. С одного капа среднего размера получается 3–4 заготовки на рукоятки ножей. Обрезки идут на ручки столовых приборов в «охотничьем» стиле.

    Маленькая, но важная деталь. Торцы распиленных заготовок окунаем в расплавленный воск на 2–3 см. Это нужно для того, чтобы при окончательной усушке заготовка не растрескивалась, а в средней части оставшаяся влага находила себе выход.

    Последний этап

    Ну и последнее. Способов пропитки конечного изделия (я имею в виду уже готовый нож с насаженной рукояткой) множество. Но по моему опыту лучший способ пропитки каповой или сувелевой рукоятки – варка на паровой бане в натуральном пчелином воске на медленном огне. Пробовал я и новомодный карнаубский воск, но с нашим пчелиным он не сравнится. При таком способе горячий воск в течение где­то часа пропитывает рукоятку полностью, а не поверхностно. Дерево приобретает прозрачность, начинает как бы светиться изнутри, и долговечность.

    Чтобы подчеркнуть красивую свилеватость структуры, я рекомендую слегка тонировать древесину специальной морилкой BALSIN SCHAFTOL фирмы Balistol­Klever. Это нужно делать, конечно, перед варкой в пчелином воске. Окончательную полировку и лоск навожу специальным маслом для дерева Danish oil фирмы Rustins. Три раза с промежуточной сушкой в сутки.

    С такой обработкой рукоять ножа будет вам служить долго, радуя глаз и грея душу – ведь это я сам такую красоту сделал долгие годы!

    Ссылки и примеры



    Александр Лопухов, журнал «Прорез» № 2, 2008г.