М48 паттон оборудование. Смотреть что такое "М48" в других словарях

В середине 1950-х годов, несмотря на все свои недостатки и связанные с этим проблемы, М48 являлся основным танком американских вооруженных сил. «Паттоны III» состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались как на континентальной части США, так и в Европе. «Европейские» М48 принимали участие в известном противостоянии в августе 1961 года в Берлине. В «международном плане» М48, можно считать, не повезло - он так и остался «промежуточным» между М47 и М60. К примеру, даже в 1965 году в парке натовских машин М48 имелись на вооружении лишь в ФРГ и Норвегии, в то время как остальные страны предпочитали (или не хотели менять) М47 и «центурионы». В самих США уже в 1960-е годы М48 стали передаваться Национальной гвардии.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Модернизация М48 в других странах


Первыми за пределами США модернизацией М48 занялись в Израиле, который получил их благодаря усилиям спецслужб. Официально США поддерживали эмбарго на поставку военной техники в эту страну, но предприняли усилия, в результате которых 100 М48 попали на Ближний Восток из арсеналов Бундесвера. Одной из причин доработки «паттонов» в Израиле стало желание стандартизировать свой достаточно пестрый танковый парк, если не по типам боевых машин, то хотя бы по боеприпасам и запасным частям к двигателям. В период с 1965 по 1973 год на все танки М48 Армии обороны Израиля (в том числе и на полученные после войны 1967 года из Штатов) установили дизели AVDS-1790 и перевооружили их американскими 105-мм пушками М68 (лицензионное английское орудие L7, такие же стояли на израильских «центурионах»). Штатные командирские башенки «паттонов» демонтировали, установив взамен башенки «Урдан» местного производства. Американские танковые пулеметы М85 и М73 со временем заменили на более надежные бельгийские MAG. Модернизированный М48 получил новое имя «Магач»*.

Войск". С немалой долей черного юмора израильские танкисты расшифровывают это название и как "Мовиль гуфот харухот" - ""транспортер сожженных тел". Тот же смысл имеет расшифровка "Меркават гуфот харухот". Встречаются и более веселые варианты, например. "Мехонат гилуах хашмалит" - "электробритва". Информация почерпнута из сайта www.waronline.org .]

Происхождение названия трактуется следующим образом: "Magach" - "Ма-Ga-Ch" - первый и последний слоги представляют собой начальные слоги написания на иврите цифр "четыре" и "восемь", "Ga" - производное от "Gimel" - Германия, напоминание о том, что первые М48 были получены из ФРГ. В начале 1980-х годов израильские М48 оснастили комплектами динамической брони "Блэйзер".



К войне 1973 года все "паттоны" Армии оборону Израиля. прошли модернизацию, связанную главным образом с установкой дизельных двигателей и 105-мм пушек

Танки М48 в большом количестве состояли на вооружении Бундесвера. Наряду с "леопардами",они являлись основой танкового парка сухопутных войск ФРГ в первой половине 1970-х годов. Внешне "паттоны" Бундесвера отличались от американских наличием больших прямоугольных прожекторов фирмы "AEG-Телефункен" на масках пушек и ящиками, наваренными на кормовые башенные корзины, для имущества членов экипажа, а также смонтированными по бортам башни двумя блоками из четырех дымовых гранатометов немецкой конструкции. Еще одним внешним признаком западногерманских М48 стали установленные на корпусе танка зеркала заднего вида. Состояние танкового парка ФРГ в тот период чем- то напоминало американские проблемы. Немцы потеряли время на проекте МВТ70, а затем на разного рода совместных программах по созданию "Абрамса". Как следствие - поступление перспективного основного боевого танка в подразделения Бундесвера задержалось. Нишу между "Леопардом-1" и "Леопардом-2" заполнил M48A2GA2.



Израильский М48, оборудованный комплектом динамической защиты "Блейзер", находится в танковом музее в Кубинке

Характерные отличия башен западногерманских танков







Программа модернизации осуществлялась фирмами "Тиссен Хеншель" и "Вегманн Индастриз". Первая отвечала за разработку проекта и изготовление прототипов, вторая - за серийное производство. Первый "Паттон", модернизированный на заводе в Касселе фирмой "Вегманн Индастриз", западногерманские танкисты получили в июне 1978 года. Его вооружение включало английскую 105-мм пушку L7A3 с теплоизоляционным кожухом. Как и израильтяне, немцы не только усилили огневую мощь танка, но и избавились от разнотипности танкового вооружения: на "леопардах" стояли такие же пушки. Вместо штатной командирской башенки с пулеметом монтировалась более традиционная башенка с восемью смотровыми приборами, а пулемет можно было устанавливать на открытой турели рядом с люком командира. Для ведения боевых действий в темное время суток на танке имелись бесподсветочный прибор наблюдения ВМ8005 механика-водителя и телевизионная низкоуровневая система наблюдения AEG-Телефункен PZB-200 командира и наводчика. По заказу Бундесвера с июня 1978 года по ноябрь 1980-го в вариант M48A2GE2 было модернизировано 650 машин.

В 1982 году немцы получили заказ на модернизацию до уровня M48A2GA2 183 танков М48, состоявших на вооружении турецкой армии. На практике получилась совершенно новая модель "Паттона", отличная как от западногерманских, так и от американских М48. Пожалуй, именно турецкий вариант стал наиболее совершенным, правда, появился он поздновато. Одним из требований турок стала установка на танке дизельного двигателя. Германские инженеры предложили хорошо зарекомендовавшие себя V-образные 8-цилиндровые дизель-моторы водяного охлаждения MTU МВ837 Ка-500 мощностью 1000 л.с., в то время как американские дизели имели мощность 750 л.с. "Паттоны" с немецкими двигателями отличались гораздо более высокими динамическими характеристиками, по сравнению с американскими М48А3. В Германии рассматривалась и возможность установки на М48 газотурбинного двигателя "Гаррет" GT601. Машина с таким мотором проходила испытания на полигоне в Трире в 1984 году.

Модернизация большей части парка турецких танков проводилась с участием американцев. В 1982 - 1989 годах в Турции на двух танкоремонтных заводах до уровня М48А5Т1, примерно соответствовавшего М48А5 армии США, было переоборудовано около 1900 боевых машин. В конце 1980-х годов около 750 М48 модернизировали в вариант М48А5Т2 путем установки термоизоляционных чехлов на стволы орудий, введением в состав СУО нового баллистического вычислителя и двухплоскостного стабилизатора пушки. Модернизационные комплекты поступали в Турцию из США.





Апофеозом модернизации стал "Супер М48", предложенный на внешний рынок фирмой "Вегманн" в середине 1980-х годов. Основное вооружение танка - стабилизированная в двух плоскостях 105-мм пушка L7A3. Однако ключевым фактором повышения огневой мощи "Супер Паттона" стало использование новой системы управления огнем MOLF-48 (Modular Laser Fire control system - модульная лазерная система управления огнем) фирмы "Крупп Атлас Электроники. В ее состав входили основной оптический прицел наводчика с ночным каналом и встроенным лазерным дальномером (кратность дневного оптического канала х12, ночного - х4 и х12); цифровой баллистический вычислитель, вырабатывающий данные для стрельбы с учетом состояния атмосферы, пространственного положения орудия, дальности до цели, параллакса между стволом орудия и линией визирования прицела, изгиба канала ствола. В МТО устанавливались опробованный на турецких танках дизель МВ837 Ка-500 и новая полностью автоматическая трансмиссия "Ренк" RK-304. Переделке подверглась и ходовая часть: на 1,2, 5 и 6-м опорных катках установили гидроамортизаторы и гидравлические ограничители хода катков, заменили все торсионы, гусеницы с траками применили аналогичные использовавшимся на "Леопарде-2".

Установленная на башне накладная композитная броня фирмы "Блом и Фосс" придавала машине совершенно новый облик. По две броненакладки монтировались по бортам башни, еще одна - на маске пушки. Характерная угловатая форма навесной брони не оставляла сомнений в немецком происхождении "Супер Паттона" - "утюгообразный" дизайн Pz.Kpfw.lll/IV, "тигров" и "леопардов" стал визитной карточкой немецких танкостроителей. Ходовая часть машины прикрывалась резино-металлическими экранами. Покупателей на "Супер Паттон" в мире так и не нашлось.



"Супер Паттон" - апофеоз модернизации танка М48



"Супер М48"



Башня "Супер Паттона" с накладной композитной броней фирмы "Блом и Фосс"

Локальную модернизацию М48А5 путем установки бортовых экранов на ходовую часть провели в Южной Корее, танки получили обозначение М48А5К.

Испанцы дорабатывали свой парк "паттонов" заменой бензиновых двигателей дизелями, введением СУО с лазерными дальномерами и аналоговыми баллистическими вычислителями, установкой 105-мм пушек английского или западногерманского производства.

В Иране при модернизации танков осуществлялись мероприятия, направленные на унификацию узлов и агрегатов танков М47, М48 и М60, в частности, машины оснащались однотипными силовыми установками, трансмиссиями, подъемными и поворотными механизмами пушки и башни, воздухоочистителями. Эти работы велись с помощью специалистов из США.

Американцы оказали техническую помощь в доработке почти 300 М48, состоявших на вооружении армии Тайваня. На них ставились: лицензионные орудия М68 местного производства; новые СУО, включавшие лазерный дальномер фирмы "Тексас инструменте"; тепловизионные приборы ночного видения; моторно-силовые установки, аналогичные используемым на танках М60АЗ; новые командирские башенки. После модернизации танки получили обозначение М48Н "Brave Tiger".

Средний танк М48 General Patton фото
Работы над средним танком М48 первого послевоенного поколения начались в Детройтском танковом арсенале в октябре 1950 г. Проект был готов уже через два месяца, а компания Chrysler Corporation обязалась быстро построить шесть опытных образцов. Первый экземпляр изготовили 23 февраля 1951 г., остальные - к июню 1952 г. Испытания проводились на Абердинском полигоне и выявили множество недостатков. Часть из них быстро устранили, а часть - нет. Но армия так нуждалась в новом танке (шла война в Корее), так что в апреле 1953 г. он был принят па вооружение. Танк М48 стал третьим в семействе Pattonов, М48 серийно выпускался па заводах компаний Chrysler Corporation, General Motors Corporation, Ford Motor Corporation и Alco Product. Своему имени он обязан генералу Джордж Смит Паттону , командиру подразделений бронетанковых войск, активно принимавшему участие в во Второй мировой войне.

Средний танк М48 Паттон general Patton, активно применялись в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке

Корпус Patton III представляет собой одну отливку весом 13 т и имеет сложную эллипсоидную форму. Толщина лобовой и бортовой брони составляет соответственно 120 и 75 мм. Боевая масса танка составила немалые 44 тонны.

Средний танк М48 General Patton фото , постоянно модернизировался и имел несколько модификаций:

  • М48А1(1954),
  • М48А2(1955),
  • М48А3(1967) па машину ставился дизельный двигатель.
  • М48А5 (1975), а также варианты для разных стран.
  • Боевая масса последней модификации М48 выросла до 49 т.
  • В США М48 Паттон сняли с вооружения в 1990 г.
  • Эксплуатация танков М48 продолжалась более полувека. Эти танки активно применялись в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. В настоящее время танк стоит на вооружении и находится в строю в 13 странах мира.
  • С 1952 no 1959 г. средних танков М48 General Patton изготовлено 11703 единицы.

Схема расположения экипажа в М48 фото

страны у которых находился на вооружении средний танк M48 Паттон

Компоновка машины традиционная. Механик-водитель находится в передней части корпуса на регулируемом сиденье. Для ведения наблюдения в его распоряжении находятся перископические приборы и инфракрасный перископ.
За отделением управления находится боевое отделение. Над ним установлена полусферическая литая башня с вооружением. Вес башни составляет 6,3 тонны. Толщина лобовой брони 152 мм. В башне расположены рабочие места заряжающего, наводчика и командира.

Тактико-технические характеристики среднего танка М48 генерал Паттон

Основное вооружение Паттона состоит из 90-мм танковой пушки М41. Для удаления газов из канала ствола пушка снабжена эжекционным устройством. Танковый возимый боекомплект - составляет 60 выстрелов. Для наведения орудия на цель применены две системы, гидравлическая-основная и ручной привод. Стрельбу из пушки может производить как командир, так и наводчик. Для этого в распоряжении командира находится стереоскопический прицел-дальномер с дальностью наводки до 4400 м, а наводчик пользуется - перископическим и телескопическим прицелами. Система управления огнем танка М48АЗ была довольно совершенна даже для 1960-х гг. Ксеноновый прожектор с силой света 1 миллион свечей был механически связан со стволом пушки и прицелом наводчика и использовался для освещения цели как видимым, так и инфракрасным лучом света.

В модифицированной башне танка M48A3, устанавливалась 90-мм пушка М41 с Т-образным дульным тормозом фото

Прицел-дальномер, пушка и перископический прицел наводчика через баллистический привод связаны между собой и в то же время с баллистическим вычислителем,. Для защиты от возможного воздушного противника на его крыше установлен пулемёт с дистанционным управлением калибра 12,7- мм. Что позволяет вести огонь находясь внутри башни, не покидая танк.

Средний танк M48 поражение ракетой, Иран

На первой серии танка М48 с пушкой было спарено два пулемёта калибра 7,62-мм. Впоследствии от одного из них отказались. Боекомплект - 5900 патронов калибра 7,62 мм и 180 патронов калибра 12,7 мм. На средний танк М48 General Patton III ставил V-образный 12- цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения AV-1790-5B, мощностью 810 л.с фирмы Continental. Мотор, объединённый в один блок с трансмиссией, размещен в моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси.

Ксеноновый прожектор с силой света 1 миллион свечей был механически связан со стволом пушки и прицелом наводчика и использовался для освещения цели как видимым, так и инфракрасным лучом света, тут на фото он кстати отсутствует

Не смотря на внушительную ёмкость внутренних топливных баков 757 литров, запас хода составлял всего 113 км. Для увеличения проблемы малого запаса хода, на кормовую часть с реднего танка М48 General Patton, на раме установили дополнительно четыре внешних 200-литровых бочки, использовали их исключительно на марше. Они подключались к топливопроводу, ведущему к бензиновому насосу двигателя. Что позволило увеличить запас хода вдвое. Перед боем бочки демонтировались или экстренно сбрасывались. Бензиновый двигатель, установленный на ранней модификации танка, был весьма пожароопасен, и на М48АЗ его сменил дизельный Continental AVDS-1790-2A мощностью 560 кВт (750 л.с.).

Раскрас основной боевой танк МВО рота С, 3-й батальон. 64-го танкового полка, 3-й пехотной дивизии в Германии, июнь 1966 г

Конструкция литого корпуса танка М48 включала днище овальной верхнюю большими конструктивными углами наклона и подворота броневых поверхностей, на предыдущем были коробчатые.

Камуфляж, средний танк М48А5 рота А, 1-й батальон 149-го танкового полка национальной гвардии штата Калифорния, 1982 г

На танке использована индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами. Ходовая часть состоит из шести спаренных обрезиненных опорных катков па борт и пяти поддерживающих. Гусеница стальная с резинометаллическим шарниром и резиновыми подушками. В состав внутреннего оборудования входят средства защиты от оружия массового поражения, обогреватель для экипажа, а также средства связи и переговорное устройство.

События Корейской войны подтолкнули американских конструкторов к работам по проектированию новых образцов бронетанкового вооружения. Принято считать, что продиктовано это было тем впечатлением, которое на них произвел своими боевыми и эксплуатационными характеристиками советский танк Т-34-85. Хотя кроме этой была и другая, куда более существенная причина — появление у Советского Союза танков Т-54, радикально превзошедших Т-34-85 по боевым показателям. А если прибавить к этому изрядное численное превосходство Советской Армии в танках над американской — в Европе, то Соединенным Штатам было от чего прийти в волнение.

Поспешай не торопясь...

Осенью 1950-го, буквально через несколько месяцев после начала боев в Корее, инженеры Детройтского арсенала приступили к формированию концепции нового среднего танка. Принципиальной особенностью этой машины стал новый литой бронекорпус.

Работа над танком с индексом Т-48 двигалась рекордно быстрыми темпами, и уже к началу 1951-го была завершена. Фирма «Крайслер» получила подряд на изготовление нескольких предсерийных образцов для практических испытаний. Строго говоря, Т-48 не был радикально новым танком, он был лишь новой «ступенькой» эволюционной ветви, начатой «паттонами», М-46 и М-47. Новый «паттон-3» сохранил многое от предшественников — 12-цилиндровый бензиновый двигатель и трансмиссию, катки ходовой части и калибр основного вооружения — 90 мм. Экипаж танка, лишившись стрелка-радиста, уменьшился до 4 человек.

Работы по танку с серийным индексом М-48 сопровождались беспрецедентной спешкой. Еще до завершения полного цикла испытаний сухопутные войска США сделали заказ на многие сотни «паттонов-3». И все же расчеты на М-48, как на основной «противовес» Т-54, не оправдались. Для НАТОвских специалистов это становилось очевидным по мере поступления подробных сведений о советском танке, которому «паттон» конца 50-х уступал по всем главным показателям. А кроме того, в СССР уже появилась новая версия танка Т-55. Ну а дальше автоматически сработало правило: «Новая угроза — новый танк». Очередная модель потребовалась армии США столь же срочно, как и в свое время М-48.

Перспективная американская машина М-60 несла в своем облике множество «родовых» черт М-48. Особенно же это относилось к его первоначальной версии, отличить которую от «паттона-3» мог только опытный глаз. М-60 получил другой «нос» традиционной клинообразной формы и более мощную пушку калибра 105 мм. В целом же «ранний» М-60 можно назвать «гибридным» танком: башню М-48 адаптировали под установку новой пушки, а корпус — под дизельный двигатель (750 л.с).

М-60 был принят на вооружение накануне 1960 года. Вскоре американцы поняли, что и его броня не обеспечивает надежной защиты от огня танковых орудий Т-54—Т-55, и почти сразу начали работы над следующей модификацией машины, которая под названием М-60а1 пошла в серийное производство в 1962 году. Толщина лобовой брони (120 мм) несколько превысила показатели Т-54—Т-55. Новая, более крупная, башня усовершенствованной противоснарядной формы в лобовой части получила броню 180 мм (у М-48 — около 150 мм, у Т-54—Т-55 — до 200 мм).

М-48 "паттон-3"

Официальная церемония представления М-48 состоялась 1 июля 1952 года — всего через полтора года после завершения проектирования. Ну а дальше началась длительная полоса доводок этой «сырой» машины. Дефектов конструкции оказалось столько, что армия в какой-то момент отказалась принимать эти танки, считая их непригодными даже для учебных целей. Таким образом, промышленность выпускала танки, тут же поступавшие в центры модернизации для переделки и переоборудования. В результате этих манипуляций цена машины оказалась громадной.

«Доведенная» модель танка стала называться М-48а1. Однако машину продолжали постоянно совершенствовать. Так на свет последовательно появлялись новые варианты — М-48а2, М-48аЗ, последний из которых в 1960 году получил дизельный двигатель. К этому времени американские военные заводы выпустили около 12 тысяч М-48. Несколько сот более ранних моделей начали модернизировать до уровня М-48аЗ, поскольку этот вариант танка был ближе всего «подтянут» до уровня отечественной «пятьдесятчетверки».

Повод для волнения

Сведения о новой американской машине, попавшие в СССР по разведывательной линии, взволновали военное руководство. Глава Нижнетагильского КБ и создатель Т-54, Т-55 Л. Карцев позже так описывал атмосферу, царившую тогда в Главкомате Сухопутных войск, руководимом героем Сталинграда генералом В. Чуйковым, во время обсуждения сложившейся ситуации. «Чуйков вызвал танкистов и спрашивает: «А у нас что есть?» Ему отвечают — вот в Тагиле есть такой Карцев, у него есть пушка 115 мм. Но балансиры у катков ломаются. Чуйков буквально «загремел»: «Что вы тут мне с разными балансирами. Хоть на свинье — но поставить эту пушку на танк!..»

Еще за несколько лет до этого эпизода в Нижнетагильском КБ развернулись работы по совершенствованию танка Т-55. Вооруженцы корпели над новым танковым орудием большого калибра (115 мм), уникальность которого заключалась в отсутствии нарезов в стволе. «Гладкоствольность сулила резкое увеличение начальной скорости снаряда и показателей бронепробиваемости (в дальнейшем эти расчеты блестяще подтвердила практика). После Чуйковского указания ход событий ускорился, и Т-62 всего за полгода (с января по июль 1962 года) был подготовлен к серии.

В 1963 году на одной из встреч с представителями армии и «оборонки» Хрущев высказал концептуальную мысль, что с учетом обладания потенциального противника ядерным оружием танки, если уж их вообще делать, нужно оснащать ракетным оружием и сводить экипаж до 2 человек, исходя из достигнутого уровня механизации и автоматизации. Эта идея, в силу своей «футурологической» умозрительности, показалась прежде всего самому Н. Хрущеву фундаментальной. Такая работа была поручена КБ ЧТЗ, несмотря на то что основные специалисты находили ее абсурдной. Но возразить на первых порах никто не посмел — Никита Сергеевич был скор на «административную» расправу.

Самым трудным был этап согласования проекта между всеми «причастными» ведомствами. Ведь им предстояло работать над утопией, и это было очевидно для практиков, которые на полигонах и фронтах прошли серьезную школу полевой и боевой эксплуатации танка. Их доводы в общих чертах сводились к следующему: танк с экипажем из 2 человек будет тратить намного больше времени для наблюдения за полем боя и поиском цели, тем более что задача водителя — контроль за дорогой. Значит, и искать цель, и вести огонь должен только один человек, он же — 2-й член экипажа, он же — командир, да и обслуживать его в перерывах между боями и маршами будут всего двое. Кроме того, в полевых условиях на каждом 3-м танке располагается командир взвода, на каждом 10-м — командир роты, на каждом 31-м — командир батальона.

Но, несмотря на все доводы, тактико-технические требования, обозначенные Н. Хрущевым, были утверждены быстро и без изменений: чтобы не раздражать «верховного» долгой канителью. Через год, когда Хрущеву показывали опытный образец «его» танка, произошло следующее. В самом начале демонстрации инженер С. Беневоленский упомянул о клиренсе танка, на что Н. Хрущев заметил, что в условиях применения ядерного оружия было бы лучше, если бы танк вообще не имел этого клиренса. Ну а когда речь зашла о численности экипажа, маршал бронетанковых войск П. Ротмистров, не сдержавшись, сказал, что танк с экипажем из 2 человек вообще не сможет выполнить боевую задачу. Хрущев посмотрел на него с удивлением: «Мы с ним выпили во время войны не одну чашку «чая», а он до сих пор не понимает, что лучше бы в танке был один человек!» А через некоторое время Ротмистров был снят с должности... Но на дворе стоял 1964 год, и вскоре политическая карьера самого Хрущева завершилась. Вслед за этим без шума закрыли и работы по «его» танку.

"Т-62"

Последним танком, принятым на вооружение Советской Армией на излете эпохи Хрущева, оказался Т-62. В 1962-м он считался суперсекретным. Впервые Т-62 продемонстрировали миру в 1967 году на ноябрьском военном параде, посвященном 50-летию Октябрьской революции. Основным «козырем» справедливо считалась новейшая гладкоствольная 115-миллиметровая пушка У5-ТС (2А20), которая превзошла по начальной скорости снаряда все другие танковые орудия своего времени — 1 620 метров в секунду.

Внешний облик танка по сравнению с Т-55 изменился незначительно. Он прибавил в габаритах, став шире предшественника на 6—7 см и длиннее на 43 см. Башня Т-62 получила увеличенный внутренний объем и более мощное бронирование лобовой части (242 мм) — беспрецедентное для среднего танка (аналогичную толщину лобовой брони имели лишь 2 советских тяжелых танка: ИС-4 иТ-10).

Реальная уроза

Пока США и СССР совершенствовали свои военные «мускулы», в мировом танкостроении середины 50-х начали потихоньку «оживать» другие национальные центры разработки подобной техники, прежде всего немецкие и японские. Это обстоятельство наводило на мысль о возрождении «германского милитаризма и самурайской военщины». А поскольку Япония в 60-х годах уже была союзником США, а ФРГ — членом Североатлантического договора, то Советской стороной это рассматривалось как однозначное стремление Америки вырваться в лидеры «гонки вооружений» и подключение научного и промышленного потенциала этих стран к военным приготовлениям Запада было сочтено новой угрозой.

Немцы вплотную подошли к делу создания своего первого послевоенного танка в конце осени 1956 года, когда командование бундесвера сформулировало техтребования к нему. Около года ушло на их уточнение и согласование с исполнителями.

В октябре 1963-го первому послевоенному немецкому танку присвоили имя «леопард», но в крупносерийное производство он был запущен только 9 сентября 1965 года. К этому моменту на нем изменили конструкцию башни, внесли улучшения в ходовую часть, в результате чего «леопард» еще прибавил в весе. Внешний облик танка свидетельствовал о явной победе советской школы танкового дизайна. «Леопард» определенно напоминал Т-54, -55 и -62 и формой башни, и рациональными углами наклона брони. То же касалось и японских послевоенных танков (типы «61» и «74»). Первый начал поступать в подразделения «Сил самообороны Японии» в начале 60-х. Вооружение, ходовая часть и основная начинка в нем были американские, облик же - «советский», близкий к ранним «пятьдесятчетверкам». Тип «74» был более поздней машиной, напоминающей Т-62. Таким образом, эволюционная линия Т-34 окончательно восторжествовала в мире.

"Леопард-1"

Судя по техническому заданию, которое было очень «жестким», германская армия концептуально отказалась от прежних взглядов на боевой танк как на сверхутяжеленный монстр. В новом танке акцент делался на относительную компактность: ширина не более 3,15 м, сравнительно легкая броня, способная «держать» 20-миллиметровые снаряды на всех дистанциях, и умеренный вес — не более 30 т. При этом за счет разработки нового мощного дизель-мотора планировалось обеспечить очень высокую для танка удельную мощность (соотношение мощности двигателя в л.с. и веса в тоннах) — до 25—27 л.с. на тонну и запас хода на одной заправке — не менее 350 км. Главным его оружием стала 105-миллиметровая британская пушка L7.

Проектные работы начались осенью 1958-го. К ним приступили две группы фирм. В первую — «А» — вошли «Порше», «Мак», «Лютер» и «Юнг». Во вторую — «В» — «Рурсталь», «Рейншталь — Ханомаг» и «Хеншель». В 1959-м разработчики изготовили полномасштабный деревянный макет, дабы проверить на нем варианты размещения в танке вооружения, экипажа, двигательно-трансмиссионной установки и других агрегатов и устройств. Первые реальные образцы новой машины выпустили к началу 1961 года. И хотя они несколько «перебрали» в весе (5—6 т), но вышли вполне удачными — очень подвижными и самыми скоростными в своем «среднем» классе, что обеспечивалось наиболее совершенным танковым дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ838а мощностью 830 л.с. (у советских дизелей танков Т-54, Т-55 и Т-62 этот показатель составлял от 520 до 580 л.с., у американских М-48 и М-60 — 750 л.с.).

Очередная «горячая точка»

Таким образом, к началу—середине 60-х годов прошлого века в основном завершилось формирование «пулов» друзей и союзников двух сверхдержав. «Членство» в них автоматически диктовало и выбор оружия, хотя некоторые «участники» время от времени переходили из одной сферы влияния в другую.

Следующим после Ближнего Востока театром войны и зоной геополитического противоборства стала Юго-Восточная Азия, точнее Вьетнам, куда после окончания второй мировой войны и капитуляции Японии вернулись французы, которые до поражения 1940 года, помимо Вьетнама, контролировали еще Камбоджу и Лаос, образовавшие так называемый французский Индокитай. Однако на тот момент на вьетнамской территории уже находились китайские и британские войска. Первые контролировали северную, а вторые — южную части этой страны. Во многих провинциях ключевые позиции захватили коммунисты Вьетнама под руководством Хо Ши Мина, быстро становившиеся главной политической силой. В Южном Вьетнаме британцы попытались несколько раз диктовать свою волю, но каждая такая попытка неизменно сопровождалась серьезными вооруженными инцидентами. Причем бывало, что на объекты в английской зоне нападали не только бойцы Вьет-Миня (коммунисты), но и вчерашние враги британцев из числа пленных японцев, которых Хо Ши Мин распорядился по такому особому случаю выпустить из лагерей. И англичане, впрочем, без особых сожалений, решили уступить место старому «хозяину» — Франции. Вьетнамские коммунисты, на тот момент более склонные не к военным, а к дипломатическим методам решения вопроса, подписали соглашение, которое фиксировало замену в их стране англичан и китайцев на французов.

Весной 1946-го во Вьетнам прибыл основной контингент французских войск — экспедиционный корпус под командованием генерала Леклерка. Тяжелое бронетанковое вооружение было в основном американским - танки «шерман», самоходки М-7 «прист», бронеавтомобили М-8 и М-20. (1956 год). Французы начали методично строить блокпосты и опорные пункты, стараясь взять под контроль основные коммуникации. Вьетнамцы поначалу словно и не замечали происходящего, но когда они почувствовали, что французское «количество» переходит в качественно новую для них угрозу, вспыхнули бои. Началась многолетняя война, итогом которой стало поражение французов. После подписания Женевских соглашений в июле 1954 года в истории французского влияния в Индокитае была поставлена точка.

Каждому — свое

В ходе завязавшегося военного конфликта идеологические симпатии Советского Союза были на стороне Вьетнама, за спиной которого стоял к тому же мощный азиатский союзник СССР — Китай. Соединенные Штаты всецело поддерживали французов, считая их неотъемлемой частью западной антикоммунистической цивилизации. К тому же на годы войны во французском Индокитае «наложилась» война в Корее, где также в конечном счете столкнулись интересы СССР и США. Американцев крайне тревожил советско-китайский альянс, казавшийся до конца 50-х годов незыблемым. Поэтому, чем хуже шли «дела» у французов, тем большее участие в региональных коллизиях принимали Соединенные Штаты. После ухода Франции им удалось воспрепятствовать скорому распространению коммунистического влияния на южные районы Вьетнама, где к власти пришло самостоятельное правительство Нго Динь Дьема.

В 1956 году во Вьетнаме появились американские военные советники, которые взялись за перестройку бронетанкового корпуса, понимая, что он скоро понадобится. Согласно Женевским соглашениям в стране должны были проводиться свободные выборы. Однако Нго Динь Дьем отказался участвовать в них, и разделение Вьетнама на 2 сепаратных государства оказалось свершившимся фактом. Южане стремились распространить свою власть на северные провинции, а отряды коммунистов перешли к партизанской войне на юге.

К началу 1965-го стало очевидным, что сайгонский режим поставлен на грань катастрофы. Случались нападения на городки американских военных советников. Под предлогом их защиты Соединенные Штаты направили в Дананг части морской пехоты, а к окончанию 1965 года втянулись в боевые действия по всему Южному Вьетнаму. В ответ северяне приступили к рейдам на юг. Начала разгораться новая длительная война, открывшая следующую страницу боевой истории бронетанковых войск.

Первые уроки

Поначалу все американские танки во Вьетнаме организационно принадлежали морской пехоте. К концу 1965-го их численность составляла 65 машин М-48аЗ, которые на первом этапе были заняты, как правило, патрулированием периметров крупных американских баз. Серьезной боевой дебют ждал их в районе Чалай во время проведения операции «Звездный свет». Это был превентивный удар против крупного (1 000 человек) северовьетнамского отряда. «Паттоны-3» обеспечивали своей пехоте огневую поддержку, благодаря чему американцам удалось уменьшить собственные потери и нанести ощутимый урон противнику. Впрочем, в одном из боевых эпизодов вьетнамцы преподали жестокий урок колонне из нескольких танков, шедших без прикрытия пехоты, атаковав ее из засады. За несколько минут погибли 4 «паттона». Американцы, сделав из произошедшего необходимые выводы, определили до самого конца войны новую тактику использования бронетехники. Ее суть заключалась в «дроблении» танковых подразделений на мелкие группы, которые затем передавались пехотным частям главным образом для их огневой поддержки.

Опыт танкистов морской пехоты в полной мере пригодился и для их коллег из сухопутных войск, хотя решение об использовании армейских танков принималось военным руководством США не без колебаний. Сомнения сводились к вопросу — насколько эффективными окажутся танковые соединения в теснинах между холмами, в условиях влажных джунглей, слабо развитой дорожной сети и дефицита открытых ровных пространств, которые позволяют в полной мере реализовать их боевой потенциал. В результате решили армейские дивизии во Вьетнам направлять, но количество танков и типов бронетехники в них резко сократить. Началась адаптация войск к действиям в специфических условиях. Механизированные соединения превращались в пехотные. Танки из дивизий изымались батальонами.

На протяжении всей войны едва ли не главной задачей танков и бронемашин оказалось сопровождение войсковых автоколонн. Постепенно у армейских подразделений появлялся собственный опыт. Вьетнамские же отряды, еще не располагавшие тяжелой техникой, в полной мере использовали преимущества, созданные природой, для небольших партизанских подразделений. Их главным средством борьбы с танками были советские ручные противотанковые гранатометы РПГ. В ответ на эту тактику американцы разработали прием «переплетение»: при внезапном обстреле из засады или атаке танки начинали предельно быстрое выдвижение влево и вправо от автоколонны, прикрывая автомобили собственной броней и шквальным огнем. Другим приемом стало использование ложных колонн или «колонн-приманок» для локализации засад или провоцирования противника на наступательные действия и подавления его теми же танками. Эти методы оказались вполне эффективными, позволяя проводить караваны снабжения и войсковые колонны через наиболее опасные места. В целом же первые годы конфликта (1965—1966-е) ушли на освоение театра боевых действий и выработку принципов применения танков. А вот следующий, 1967, год открыл период их «зрелости». В армейские механизированные соединения начали возвращать часть бронетехники, «отнятой» у них в 1965-м.

К 1968 году значительная роль бронетехники в «делах» американских войск во Вьетнаме была безоговорочно признана даже скептиками. Особенно убедительно это подтвердили боевые действия во время отражения наступления вьетнамских отрядов, которое было организовано ими в канун праздника Тет (Нового года по местному лунному календарю). Их противник никак не предполагал, что вьетнамцы начнут активные действия именно во время одного из своих главных праздников.

Внезапные удары «Наступления Тет» (именно под этим названием оно вошло в историю) наносились по тем районам и городам, где присутствие американских и южновьетнамских войск оказалось незначительным. К началу боев «тяжелые» соединения располагались на удалении от мест основных событий. Поэтому быстро «включиться» в борьбу могли лишь компактные мобильные механизированные группы танков М-48аЗ и бронетранспортеров М-113. Именно они оказались «ядром» контратакующих сил, которым в конечном счете удалось парировать удары Вьетконга.

В городах Хюэ и Бьенхоа во время уличных боев танки броней прикрывали пехоту, одновременно выступая в роли самоходных артиллерийских орудий, оказывавших огневую поддержку штурмовым группам, без которых они понесли бы огромный урон. И все же потери бронетехники оказались весьма существенными благодаря гранатометам РПГ-7, имевшимся в большом количестве у Вьетконга. Дело дошло до того, что взамен вышедших из строя дизельных М-4-8аЗ американскому командованию пришлось пополнять танковые подразделения ранними «паттонами-3» (модификации М-48а1 с бензиновыми моторами). Танкисты не любили их из-за повышенной пожароопасности в бою и малого запаса хода.

Кроме машин серии М-48 армия США применяла в Индокитае и «новинку» тех лет — легкие танки М-551 «шеридан» с противопулевой алюминиевой броней и короткоствольной пушкой калибра 152 мм. «Шеридан» оказался плохо приспособленным для действий в особых условиях Вьетнама, где противник гораздо чаще оставался невидимым, предпочитая бороться с танками врага из засад с помощью РПГ-7 и противотанковых мин. Тут уже «картонная» броня М-551 служила скорее психологической, чем практической, защитой экипажам, которые их очень не любили.

Танки для Вьетнама

Армия Северного Вьетнама начала обзаводиться своими танками еще в первой половине 60-х годов. Но тогда их было немного — советских легких плавающих ПТ-76 с тонкой броней и устаревших Т-34-85. За все годы войны в Индокитае произошел, как считается, только один эпизод боевого столкновения американских и северовьетнамских танков. В нем участвовали М-Д8 и ПТ-76.

В самом начале марта 1969 года вьетнамцы напали на лагерь американского спецназа в Бинхите. В атаку вышли 8 ПТ-76 202-го танкового полка армии северян. Один танк наехал на мину и вышел из строя еще в момент выдвижения на рубеж атаки, в самом же бою вьетнамцы потеряли две «пэтэшки» и подбили один М-48.

Позднее армия Северного Вьетнама получила в большом количестве танки Т-5Д и их китайские аналоги Тип-59. К этому времени армия США стала постепенно отходить от наземной воины, возлагая ее тяжесть на сайгонские войска. Сами же американцы переключились на ведение войны с воздуха. Поэтому будущие танковые баталии во Вьетнаме пришлось уже вести детям этой разделенной страны.

Шесть дней войны

И все же танковые операции в Индокитае, носившие ограниченный характер, по масштабам оказались несравнимыми с теми, которые в те же 60-е годы происходили на Ближнем Востоке.

Война 1956 года, в ходе которой Египет, потерпевший поражение от Израиля и англо-французов, был «спасен» только благодаря советскому вмешательству, оказалась лишь «грибницей», из которой выросли следующие ближневосточные войны. Арабы с помощью СССР готовились к будущим столкновениям с «сионистским» врагом.

Прямой прелюдией к войне стало 18 мая 1967 года. Египетский президент потребовал вывести силы ООН с линии перемирия с Израилем и побережья Тиранского залива, введя туда свои войска, и блокировал выход израильских судов в Красное море из Акабского залива. Через несколько дней к египетско-сирийскому антиизраильскому «фронту» присоединилась Иордания. Была объявлена блокада израильского побережья.

В этих условиях израильский Генштаб приступил к подготовке мощного превентивного удара по арабам. Главной угрозой сочли весьма вероятные согласованные наступательные действия превосходящих сил противника с трех направлений, а потому решено было разгромить армии коалиции поодиночке. Направлением главного удара определили западное — на Синай, поскольку египетская армия представляла собой основную опасность. Утром 5 июня соединения «Цахала» перешли в наступление при массированной поддержке авиации. Сначала ВВС Израиля за несколько десятков минут добилась превосходства в воздухе, уничтожив ВВС Египта на аэродромах базирования.

Вслед за этим бронетанковые силы, уже заранее подтянутые к границе, перешли линию перемирия и двинулись по Синайскому полуострову в сторону Суэцкого канала и Тиранского залива. На острие удара шли «центурионы», уже хорошо показавшие себя в прошлых приграничных стычках на сирийской границе, где их противниками были Т-34-85, Т-54, немецкие танки T-IV и самоходки «штурмгешютц-Ш».

К утру 6 июня они продвинулись в глубь египетской территории на десятки километров. На 2-й день боев в «мешок» попалась 2-я танковая дивизия египтян. На отдельных участках сопротивление арабов было упорным, особенно на рубеже, который удерживал батальон тяжелых ИС-ЗМ со 122-миллиметровыми орудиями. Израильские военные позже признавали, что это был неудобный и опасный противник. Однако, как и рассчитывал израильский Генштаб, судьба Западного фронта была решена в первые два дня войны. На стороне «Цахала» оказалось господство в воздухе, и штурмовая авиация активно помогала своим танкам на линии боевого соприкосновения с противником. Командующий танковыми войсками генерал И. Таль исповедовал тактику глубоких танковых прорывов и оставлял позади своих подвижных соединений рассеченные египетские дивизии, «поручая» их второму эшелону наступающей армии. Командующий египетской армией маршал Амер отдал приказ об отводе остатков своих войск с Синая, и по существу с арабской группировкой было покончено.

Она понесла огромные потери — более 800 танков уничтожено или захвачено. Среди них 290 Т-54, 70 ИС-ЗМ, 82 Т-55, 245 Т-34-85, примерно полсотни «шерманов», 30 ПТ-76 и несколько десятков СУ-100. Израильтяне лишились примерно 130 танков — тоже в основном современных — «паттонов» и «центурионов», что можно считать существенным для «Цахала».

Решив проблему на Западе, 9 июня шесть израильских бригад «центурионов» перешли в наступление против сирийских войск — на Северном фронте. Завязались тяжелые и очень интенсивные бои, где на стороне арабских войск было преимущество, заключенное в самом характере местности. На возвышенностях каменистых Голанских высот занимали позиции Т-54А. К исходу суток израильские войска все же прорвали оборону сирийцев, но в этот день Совет Безопасности ООН принял решение о прекращении огня. Хотя военный успех «Цахала» на сирийском фронте и обозначился, соотношение потерь здесь было не в пользу нападавших. 160 танков потеряли израильтяне и около 80 — сирийцы. В их числе оказались и бывшие танки вермахта.

Танковые сражения Шестидневной войны вошли в историю как самые масштабные за весь 22-летний период после окончания 2-й мировой. К тому же в них участвовали в подавляющем большинстве машины новых поколений, казавшиеся тогда пределом совершенства и мощи. В конструкторских бюро главных танковых держав ни на день не останавливалась работа по совершенствованию бронетехники. В Советском Союзе под грохот сражений в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке к 1967 году создали новейший чудо-танк Т-64...»

Александр Коршунов
Продолжение следует

Любой человек, играя в компьютерную игру, стремится как можно скорее добраться до топа: получить самое лучшее оборудование, соревноваться и побеждать самых сильных противников. То же самое касается и игры World Of Tanks. Сегодня мы расскажем вам про средний американский танк десятого уровня "М48 Паттон". Универсальная машина для уничтожения противника. Это самое совершенное творение в WoT. Ветки развития представляют лучшие классы американских СТ. Ее можно считать золотой серединой среди всех аналогичных машин.

Орудие

Говоря про танки максимального в игре уровня, нужно сразу отметить, что после получения их развивать больше не нужно. Обычно они поставляются в максимальной комплектации, и особого выбора, что поставить, у вас не будет. То же самое касается и "М48 Паттон".

Единственным исключением является то, что в "стоковом варианте" на нем установлена пушка всего 8 уровня. Учитывая то, что данная машина приспособлена для боев против 9 и 10 уровней, это может стать проблемой. Поэтому после покупки постарайтесь набить опыта на премиумах или уповайте на то, что вас будет кидать в легкие бои.

  1. 90 mm Gun M41. Базовое орудие данного танка. Хорошим пробитием (263) обладают только премиум снаряды. Как и говорилось, "М48 Паттон" - это универсальная машина. Поэтому в базовом варианте он подходит разве что для сбития захвата да точечного засвета.
  2. 105 mm Gun T5E1M2 - орудие 9 уровня. Американские танки в целом являются неплохим выбором для тех, кому нравится играть на СТ. Пробивание на обычных снарядах - 218, на премиуме - 265.
  3. 105 mm Gun M68 - вершина оружейного дела для рассматриваемого нами танка. Пробивание - 268/330. конечно, слабы, но не в них суть. Машина с подобной пушкой способна вести не только разведку, но и длительную позиционную войну против тяжелых танков.

Имея скорострельность в 7 выстрелов в минуту и скорость сведения в 2 секунды, оружие позволяет вести динамичные бои в городских условиях и быстро менять дислокацию.

Башня

Тут выбирать не приходится. К сожалению, данное устройство является слабым местом "М48 Паттон". Из-за выступающей командирской башенки повышен риск контузии этого важного члена экипажа. Да и размер основной башни оставляет желать лучшего - по традиции американские танки остаются самой легкой мишенью.

Зато повышается обзор (420 метров). Как и говорилось, заняв достаточно удобную позицию сверху, вы сможете светить поле боя лучше других аналогичных машин. Учитывая дальность работы радиостанции в 745 метров, заняв позицию в центре карты, вы сможете не только светить врагов в большом радиусе, но и получать удовольствие от игры.

Забавные цифры выдает бронирование. Кормовая защита у башни выше, чем у корпуса, и составляет 50 единиц. Она позволяет с хорошим шансом защититься от ваншота с фугаса, но запросто пробивается даже легкими танками.

Бортовая броня такая же, как и у корпуса, и составляет 76 мм. При этом лобовая защитная пластина толще корпуса на 25 мм при показателе в 177 мм.

Передвижение

А теперь мы подходим ко второму недостатку танка "М48 Паттон". Двигатель в совокупности с шасси обеспечивает слишком низкую максимальную скорость, чтобы использовать данный СТ в качестве разведчика.

При максимальной скорости в 45 км/ч на ровной дороге и 20 км/ч на грунте вы быстро отстанете от атакующей группы и, скорее всего, просто погибнете в одиночестве под волной нападения противника.

Таким образом, выбирайте себе наиболее опасные направления там, куда не придется долго ехать. Вы сможете оказать должную поддержку только в том случае, если успеете вовремя добраться до места перестрелки.

Навыки экипажа

Американские танки развиваются очень разносторонне, что позволяет играющим на них выбрать несколько моделей поведения. Учитывая то, что рассматриваемый танк имеет очень слабую броню для десятого уровня, мы рассмотрим всего один вариант распределения навыков - под снайпера.

В WoT ветки развития различных моделей танков могут быть одинаковыми по эффективности или очень разнообразными. Исходя из этого, и наборы навыков можно подобрать достаточно универсальные.

  1. Всем членам экипажа вашего Паттон" в обязательном порядке дайте навык "Боевое братство". Это универсальное умение, которое повысит эффективность всего экипажа.
  2. "Маскировка". Также нужна всем членам экипажа, поскольку мы собираемся играть в "Снайпера".
  3. Командир экипажа должен обладать способностью "Шестое чувство", чтобы вовремя поменять огневую позицию при обнаружении снайпера врагом. И естественно, "Орлиный глаз" для увеличения дальности обзора и стрельбы.
  4. Наводчик должен иметь возможность вывести из строя технику противника или членов экипажа. Для этого ему понадобится навык "Снайпер". Также будет полезен "Злопамятный". Позволит дольше держать противника под прицелом, что очень полезно на дальних дистанциях.
  5. Механик-водитель должен обладать всем, что облегчит судьбу машины в движении. Хорошо подойдут "Виртуоз" и "Плавный ход". Вы сможете более точно стрелять при движении и быстрее поворачиваться.
  6. С профессией заряжающего всё немного сложнее. С абсолютной уверенностью можно сказать, что ему необходим навык "Радиоперехват" для увеличения дальности обзора. В официальном гайде вторым дополнительным умением предлагается "Отчаянный" для ускорения перезарядки при падении прочности ниже 10%. Учитывая низкое бронирование танка, вас быстрее убьют, чем вы успеете с толком им воспользоваться. Поэтому мы предлагаем вам использовать "Интуицию". Может пригодиться, если придется быстро менять тип снарядов, пока враг не скрылся.

Оборудование

Поскольку мы играем за снайперский танк, вам пригодится всё, что можно использовать для боя на дальней дистанции.

Первым установите "Досылатель" для увеличения скорости перезарядки. Из-за стрельбы на дальней дистанции вам придется успевать стрелять чаще, чтобы попасть по быстрому противнику.

Используйте "улучшенную вентиляцию", чтобы поднять уровень всех умений экипажа. В нашем случае - незаменимо.

И последнее незаменимое орудие снайпера - стереотруба. Дает +25% к обзору при неподвижности машины в течение 4 секунд. Наверное, нет смысла описывать её пользу для нашего танка.

В бой

Итак, как играть на "М48 Паттон"? Из-за невысокой скорости и слабой брони вам никогда не быть на острие атаки или во главе колонны. Да и не нужно. Ваше главное преимущество - урон и обзор. Благодаря неплохой проходимости, вы всегда можете обойти противника по бездорожью и нападать с самых непредсказуемых направлений.

Запомните - танк "Паттон М48" не воюет один. Ваша задача - поддержать группу огнем с дальней дистанции или с непредсказуемых направлений, но при этом не дать себя обнаружить. В таком случае спастись будет сложновато.

"М48 Паттон", гайд по которому вы читаете, идеально подходит для опытных игроков. Он не сможет в одиночку "вытащить" весь бой, но при грамотном использовании способен переломить ход каждой схватки на карте.

Резюме

Пришло время подытожить, на что же способны американские танки, и в частности тот, о котором мы сегодня рассказали.

К плюсам можно отнести:

  • хороший угол вертикального обстрела;
  • дальность обзора;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • точность.

Из недостатков:

  • большой размер;
  • плохая броня;
  • частые повреждения боеукладки и контузия командира.

Во второй половине 1950-х годов М48 являлись основными танками армии и морской пехоты США и дислоцировались как на территории США, так и в Европе.

Впервые танкам М48 довелось «понюхать пороху» уже вскоре после поступления в войска. Летом 1958 года бригада американской морской пехоты высадилась в Ливане с задачей стабилизировать обстановку в связи с обострившейся гражданской войной. В состав бригады входил 3-й танковый батальон морской пехоты, имевший на вооружении М48А1.

БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС

В 1958-1961 годах разразился очередной Берлинский кризис. 13 августа 1961 года началось возведение Берлинской стены, а осенью дело едва не дошло до столкновения советских и американских войск. На 28 октября 1961 года американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений у одного из пропускных контрольных пунктов в Берлине. Советская военная разведка заблаговременно получила информацию о точном времени начала операции и задействованных в ней силах. Благодаря этому была получена возможность подготовить ответные действия и предотвратить возможные кровопролитные столкновения. Информация была точной. Поначалу действия развивались в соответствии с планом, разработанным американцами. К КПП у Бранденбургских ворот двигались три джипа с военными и штатскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и замыкали шествие 10 танков М48А2 с закрытыми люками и расчехленными орудиями. Контрпланом в переулках в этом районе были размещены до батальона пехоты и танки Т-54А 68-го гвардейского танкового полка. После того как джипы беспрепятственно проехали КПП, были заведены моторы наших танков, и они стали выходить из переулков навстречу бульдозерам. Бульдозеры остановились на западной территории, не достигнув разграничительной линии. Советские танки тоже были остановлены. Джипы, пометавшись в тылу наших танков, развернулись и возвратились в Западный Берлин.Танки, американские и советские, остались на местах. Их разделяло не более 200 м. Противостояние продолжалось 17 часов. Затем по команде из Москвы наши танки развернулись и ушли назад, в переулки. Через 20-30 минут американские танки и бульдозеры также ушли. Настоящее же боевое крещение танки М48 получили во Вьетнаме.

ОТ ВЬЕТНАМА ДО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

В марте 1965 года в южновьетнамский порт Дананг прибыли транспорты с танками М48АЗ 3-го танкового батальона корпуса морской пехоты США. С точки зрения тактики применения танковых подразделений в условиях партизанской войны морские пехотинцы не предложили ничего нового: охрана военных баз, сопровождение транспортных колонн и непосредственная поддержка пехоты. В последнем случае одной пехотной роте придавали один танк.

Единственный за всю войну бой между вьетнамскими и американскими танками состоялся 3 марта 1969 года. Ночью восемь вьетнамских ПТ-76 при поддержке БТР атаковали лагерь сил специального назначения в Бен Хет.

Американская разведка заранее узнала 0 нападении. Рота В 1 -го батальона 69-го бронекавалерийского полка армии США заблаговременно заняла позиции вдоль дороги между Бен Хет и Дак То. Непосредственно в лагере находился один взвод танков М48А3 и две ЗСУ М42. Лагерь был атакован 4-м батальоном 202-го танкового полка ВНА (12 танков ПТ-76 и несколько бронетранспортеров БТР-50 ПК). Целью атаки было уничтожение позиций батареи 175-мм самоходных пушек M107. Головной ПТ-76 подорвался на мине, но его экипаж продолжал вести по противнику пушечный огонь. Остальные танки были встречены сосредоточенным огнем. Атака вьетнамцев захлебнулась после потери двух ПТ-76 и одного БТР-50 ПК. Один М48А3 был сильно поврежден — осколочно-фугасный снаряд (или минометная мина) пробил люк заряжающего и разорвался внутри, убив заряжающего и механика-водителя. Следует отметить, что на заключительном этапе войны М48 имелись на вооружении как подразделений армии Южного Вьетнама, так и частей Вьетнамской народной армии, захватившей эти танки в качестве трофеев. В 203-й танковой бригаде, например, кроме бронетехники советского и китайского производства имелись и трофейные танки М41 и М48, БТР M113. В прессе сообщали, что Вьетнам использовал трофейные М48 даже в 1979 году в ходе боев на территории Камбоджи. В 1965 году Пакистан использовал М48 в боях против индийских войск, причем крайне неудачно. 1 -я пакистанская танковая дивизия, укомплектованная боевыми машинами этого типа, была практически полностью уничтожена средствами ПТО и огнем индийских «Центурионов». Наиболее же широкомасштабным было применение танков серии М48 в ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов. Все полученные Израилем М48 были доведены до уровня М48А5 («Магах-3») и даже более того.

Последней военной операцией, в которой принимали участие танки «Магах-3» Армии обороны Израиля стала операция «Мир Галилее».

Танки «Магах-3» состояли на вооружении только одной из девяти, участвовавших в этой войне, дивизий — 90-й резервной дивизии. В ее состав входили три танковых и две пехотных бригады. Танки «Магах-3» имелись в двух танковых бригадах — 734-й и 943-й. Всего шесть батальонов. Ничем особенным израильские М48 в этой войне себя не проявили. Во всяком случае в летопись войны попал только один эпизод с их участием — бой у деревни Султан-Яакуб.

В ночь с 10 на 11 июня израильская военная разведка прозевала замену остатков 1-й бронетанковой дивизии силами свежей 3-й бронетанковой дивизии. Движение сирийских войск было принято за отступление остатков 1-й бронетанковой дивизии, открывавшее путь на шоссе Бейрут-Дамаск. Один из батальонов 90-й дивизии АОИ, посланный выставить заслоны вдоль дороги, ведущей к шоссе, из-за ошибки командира проскочил нужную точку и попал в самый центр расположения сирийских частей в районе деревни Султан-Яакуб, где и был блокирован. Попытки подразделений 90-й и 880-й дивизий деблокировать батальон продолжались до 11:00 11 июня, когда батальон и участвовавшие в его деблокировании части отступили за радиус действия противотанковых средств сирийцев, потеряв восемь танков «Магах-3» и 23 человека убитыми.

НА СТРАЖЕ МИРА И КАПИТАЛИЗМА

Вплоть до середины 1960-х годов М48 был основным танком американских вооруженных сил. «Паттон» III состояли на вооружении армии и морской пехоты, они дислоцировались ка’к на континентальной части США, так и в Европе. В «международном плане» М48, можно считать, не повезло — он так и остался «промежуточным» между М47 и М60. К примеру в НАТО, даже в 1965 году, М48 имелись на вооружении лишь в ФРГ и Норвегии, в то время как остальные страны предпочитали (или не хотели менять) М47 и «Центурионы».

В самих США уже в 1960-е годы М48 стали передавать Национальной гвардии. В морской пехоте М48 варианта A3 продержались гораздо дольше — в начале 1980-х годов они все еще оставались на вооружении. В 1982 году, например, танки М48АЗ имелись на военной базе Гуантанамо, где их регулярно использовали для патрулирования.

В 1979 году США спешно поставили Таиланду 50 танков М48А5. В последующие два года эти танки принимали участие в стычках с частями Вьетнамской народной армии на таиландо-камбоджийской границе.

В 1980-е годы в составе армии Марокко имелось три батальона «Паттонов» (114 М48 с 90-мм пушками и 65 М48А5). Их интенсивно использовали в операциях против отрядов «Фронта Полисарио». Участвовали танки М48 и 8 ирано-иракской войне. На начало войны у Ирана имелось 240 танков М48А5. В сентябре 1981 года Иран решил задействовать «Паттоны», чтобы остановить иракское наступление на Абадан, что закончилось неудачей. Иранские войска были разгромлены. В течение одного дня иранцы потеряли 150 танков М48 уничтоженными и захваченными.

Возможно вам будет интересно: