Необычные методы конспектирования. Основные приемы написания конспектов, рабочих записей на педсовете

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Конспект для студента -- хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент -- это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект -- сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект -- неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного. Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Примеры конспектирования. Напомним основные приемы конспектирования. Их можно разделить на три группы. 1.Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.

2.Переработка фразы. Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги). приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

3.Использование цвета. Включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

1.Запись слов, словосочетаний, терминов

Аббревиатуры

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов.

В настоящее время при аббревиации используются следующие виды сокращений:

сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. - город, обл. - область);

названия месяцев и даты (15.06.02);

телеграфные графические сокращения (тчк, зпт);

условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см);

сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк, квит.№);

официальные наименования организаций, учреждений, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел);

названия некоторых материалов (кожимит, лавсан);

названия изделий, машин и приборов (мопед, ГЭС, РЛС, запчасть);

названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ);

наименование должностей, ученых званий (акад., член-корр., проф., зав., зам., и. о.)

Существуют определенные правила аббревиации. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Сокращение не должно совпадать по форме с существующим словом или совпадать с другим сокра­щением. Сокращение должно быть обратимым, т. е. полученное сокращение можно однозначно развернуть в полное наименование. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произношения. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г.», а после нескольких дат ставят буквы «гг.» (точка между ними не ставится). Например: 2001 г., 1996-2000 гг. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в единственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.

Рубли и копейки сокращаются «руб.» и «коп.», если они употребляются отдельно. В смешанном числе их сокращают - «р.» и «к.». Например, 2000 руб., 80 коп.,2000 р. 80 к.

Гипераббревиация

Гипераббревиация - это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования. 1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. - конспект, С. - система, А. - аудит и т. п.). Такой способ часто применяется в словарях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста. 2. Способ, который называют применением букв «в обертке». Например, - алгоритм, - система, - экономика и т. п.

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

Использование иероглифической записи. Иероглифы наиболее древние изобразительно-образные знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2-3 согласных звуков либо отдельные согласные. Среди иероглифов были и идеограммы, то есть знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия. Из иероглифического письма развился курсив и лигатуры. Курсив - начертание типографского шрифта с наклоном вправо, близким к рукописному, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера.

Лигатура - буква или знак, образованный из соединения элементов двух и более букв или знаков в один, передающих один звук (например, в немецком языке sch - «ш» или tsch - «ч»).

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно.

Иероглифами мы пользуемся постоянно, особенно в математических текстах, но они могут использо­ваться и в других текстах для замены одним знаком нескольких слов. При конспектировании имеет смысл использовать простейшие иероглифы, как общепринятые, так и придуманные.

В группе общепринятых это, прежде всего:

математические и логические символы: +, -, =, х, :, >,<;

Знак принадлежности, составная часть (например, А?В);

Знак импликации, одна из логических операций, ей соответствует связка «если... то»;

& - знак конъюнкции, одна из логических операций; отражает употребление союза «и» в логических выводах;

V - знак дизъюнкции; соответствует союзу «или»; ? - знак отрицания, одна из логических операций; отражает употребление выражения «неверно, что...». В качестве удачных примеров применения придуманных иероглифов, можно привести: /\/ - противоречие; N - наоборот; ? - взаимосвязаны и т. п.

Использование пиктограмм. Пиктография - отображение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. В пиктограмме возможна условная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»). Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспектировании, т. к. обладают повышенной наглядностью. Примеры пиктограмм при конспектировании: F(x)? - функция возрастает, F(x)? - убывает, F(x)? - возрастает и ограничена сверху. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемо­техника. Примеры пиктограмм:

В сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин этот прием сокращения применяется мало, поскольку понятия этих дисциплин в виде рисунка изобразить трудно. Хотя можно найти варианты использования пиктограмм, например: ? - план, ? - документация.

Методы скоростного конспектирования слов. Эти приемы индивидуальны и требуют творческого подхода. В качестве общих рекомендаций можно предложить: 1. Обозначение часто употребляемых слов и словосочетаний начальными и конечными буквами. Например: м.б. - может быть; д. - должен; т.е. - то есть; т.к. - так как; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие; и пр. - и прочие; р-м - рассмотрим; п-м - получим; с-т - существует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, обеспечивающих главным образом благозвучие, речи. Ярким примером такого приема является известный прием «письмо без гласных». Например, фразу «Кто послал тебе письмо без гласных?» можно заменить однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх?». Ряд согласных, образующих слова, несет больше информации, чем гласные. Для сравнения информативности согласных и гласных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: «о оа ее ио е аы». Поскольку при письме без гласных теряется информация о падежах и других грамматических особенностях, можно использовать смешанный прием, то есть сохранять гласные лишь в оконча­ниях, например, трбвния, тргвля, зрбтная плта. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственности - отм ча сбствти; несвоевременная выплата заработной платы - нсврмая вы зрбтной плты).

Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (например, работа - р-та; менеджмент - м-нт; маркетинг - м-нг; коммерция - к-ция). Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция - конф или кф, количество - клво). Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений (например, который - крый, чтобы - чбы).

2. Скоростное конспектирование фраз

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически. Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80 %. То есть, если из текста убрать до 80 % символов, то можно понять, о чем идет речь. Именно эта избыточность позволяет легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека (акцент, нечеткое произношение окончаний, неправильное ударение) и естественные помехи (шум, музыкальный и зрительный фон). Правда, после удаления 80 % символов текст приходится не читать, а расшифровывать, что для конспектирования неприемлемо.

Если же из текста убрать не 80 %, а меньше символов и слов, то можно и текст сократить, и читать его будет несложно. Свертывание фразы с использованием контекста. Сущность этого приема состоит в том, что из текста при конспектировании убираются те слова, кото­рые можно без труда восстановить по смыслу. Автор любого текста (учебника, текста лекций) не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет стройность и будет хуже восприниматься. Поэтому сокращение должен выполнять слушатель.

В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и поэтому легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является рациональное конспектирование, то из фраз «конспект применяется для...», «достоинствами конспекта являются...» можно оставить «применяется для...», «достоинства...». К чему это относится, легко восстанавливается по смыслу: вся лекция о конспекте, значит, и эти фразы относятся к нему. Во вторую очередь из фразы удаляется часть словосочетания, которая по смыслу дублирует другую его часть.

Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самолета и винт вертолета, то нет необходимости в конспекте употреблять полностью названные словосочетания, а можно их сократить до «крыло» и «ротор», поскольку и так понятно, к какому летательному аппарату они относятся. Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «бывают», «состоит», «включают»), заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

Преобразование фразы. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен. Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях: подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов (например, с использованием известных слов иностранного языка); сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции «украшения»; подобрать более короткий текст, используя систему сокращений слов и словосочетаний. Тренировку этого приема целесообразно начинать с конспектирования печатных текстов, поскольку при этом есть время для осмысления и свертывания текста с постепенным ускорением.

3.Использование цвета

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта.

Для этого можно использовать цветные фломастеры. Опасения о дополнительных затратах времени на это напрасны, поскольку использование других приемов, например, подчеркивание, охват рамкой, применение разных размеров букв и т.д., ведет к еще большим потерям времени и к тому же обладают меньшей информативность.

Выделение цветом является особенностью рукописной записи. Это связано с тем, что в рукописи трудно сделать, например, шрифтовые выделения, а в книгах цветная полиграфия гораздо сложнее и дороже, поэтому в полиграфии часто используется сочетание разных шрифтов (жирный, курсив, различные гарнитуры).

Полезно освоить несколько основных приемов использования цвета.

Начинать новую тему, параграф или пункт с красной строки в буквальном смысле слова, то есть, выделяя цветами заголовки или отчеркивая концы пунктов. Этот прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.

Можно воспользоваться правилом «светофора», то есть, подчеркивать запрещающим красным цветом то, что не надо делать, и зеленым разрешающим то, что надо делать.

Можно выделять работа цветом по степени важности. Поэтому красным цветом в конспекте выделяют те места, на которые обращает внимание лектор: определение, формулировка законов, теорем и т. д. Развивая эту идею и вводя в конспект не только красный цвет, но и зеленый, синий и другие, можно различным цветом выделять части записи в конспекте, имеющие разную значимость.

Удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конспектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным. Если читать конспект (особенно при повторном чтении в процессе подготовки к экзамену) в основном по красному и зеленому цветам, получается то, что можно назвать скелетом дисциплины, т. е. выделяются заслуживающие первостепенного внимания положения. Такое чтение не распыляет, внимание, позволяет более четко увидеть цели, стоящие перед разделами, связь между ними, отдельными положениями и определениями.

Идея приема выделения цветом по соответствию такова: одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала.

Чаще всего этот прием применяется, когда необходимо выделить:

описание конструкций, состоящих из нескольких частей, при этом разными цветами изоб­ражаются составные части схемы и тем же цветом дается их описание; запись динамики процессов, при этом разными цветами показывается положение частей конструкции и тем же цветом дается их описание;

изображение и описание вариантов какого-либо решения, имеющих небольшие различия; при этом разными цветами показываются и описываются разные варианты вместо повторного их изображения.

Изображение разными цветами и при необходимости описание семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер.

Но не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

информация конспектирование фраза запись

Техника рационального конспектирования - это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования обычно оказывается примитивной.

Естественно, что конкретную систему этих приемов, особенно сокращений, каждый должен выбрать сам, исходя из своих собственных потребностей и вкусов. При этом понятно, что такой конспект сможет читать только его автор, что создает правильное отношение к лекции и повышает эффективность учебного процесса.

В качестве общей рекомендации можно отметить, что приемы скорописи, особенно сокращения, следует вводить постепенно 3-5 в неделю, чтобы успеть привыкнуть к ним. При этом полезным может оказаться ведение одновременно с сокращениями их словарика.

Опыт показывает, что на изучаемые в вузе предметы достаточно 50-70 сокращений, часть из которых окажутся типовыми, а часть - индивидуальными. Освоить их можно за несколько месяцев.

Образованный человек активно использует около 2000 слов своего родного языка, еще примерно столько же составляет его пассивный словарный запас (для сравнения: в словаре Ожегова - около 57 000 слов). К нагрузке на память добавляются таблица умножения, грамматические правила, имена, фамилии, адреса, телефоны и т. п.

Так что 50-70 сокращений составляют незначительную долю от общего объема имеющейся в памяти информации (менее 0,1 %). И после необходимой тренировки сокращения, будут восприниматься как вполне естественные.

Использованная литература

1. Г. Алдер, "Техника развития интеллекта", "Питер", С-Пб., 2001.

2. Э. Боно, "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000.

3. Т. Бьюзен, "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000.

4. Т. Бьюзен, "Научите себя думать", "Попурри", Минск, 2000.

5. Б. Депотер, М. Хенаки, "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998.

6. М. Зденек, "Развитие правого полушария", "Попурри", Минск, 1997.

7. Д. Кехо, "Подсознание может все", "Попурри", Минск, 2000.

8. Э. Минько "Ускоренное конспектирование и чтение", "Питер", С-Пб, 2003.

9. Х. Сильва, Б. Голдман "Управление интеллектом по методу Сильва", "Попурри", Минск, 2000.

10. Р. Штернберг, "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Техника скоростной записи слов и предложений. Применение цветных ручек и карандашей при конспектировании. Способы сокращения слов. Принципы скоростного конспектирования, приемы увеличения скорости. Методические рекомендации по освоению данной техники.

    презентация , добавлен 21.08.2016

    Особенности конспектирования как процесса мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Несколько основных подходов к записыванию лекций. Культура письма в системе конспектирования.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие "словарный запас" и его связи с уроком русского языка. Особенности младшего школьного возраста. Основные методы и приемы, направленные на обогащение словарного запаса учащихся. Экспериментальное исследование усвоения детьми различных групп слов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    План-конспект урока на тему "Способы записи алгоритмов". Понятие алгоритма как одно из основных в программировании и информатике. Школьная лекция, беседа, работа с учебником и книгой как методы обучения. Документация на программно-педагогическое средство.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Эффективные способы и приемы обучения в общеобразовательной системе. Методика и особенности работы со стихотворным материалом, анализ работы педагогов на уроках. Специфика иностранной поэзии как одного из стимулирующих факторов в изучении языка.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Основные группы значений лексически несвободных слов: фразеологически связанные и синтаксически обусловленные.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие морфем, их значения. Методика изучения состава слова в начальных классах. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу. Распределение программного материала и содержание работы. Методы и приемы изучения состава слов.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2008

    Понятие и закономерности лексической сочетаемости слов, особенности овладения ею детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Содержание и методы коррекционной работы по обучению детей сочетаемости слов, определение ее эффективности.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2011

    Понятие о лексической сочетаемости слов. Овладение лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2011

    Понятие памяти и приемы ее развития, разработанные современной психологией. Современная методика преподавания иностранного языка о приемах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений. Обучение на основе приемов развития произвольной памяти.

обозначение часто употребления слов начальной и конечной буквой

– сжимание слова путем не дописывания гласных (согласных)

– смешенный прием (сокращение гласных в окончаниях)

– сокращение слов путем перерыва в начертании на гласные буквы

– пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом

– сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколько букв

– сокращение обозначать часто встречающих местоимений

Стенография

А вот так, например, могут выглядеть сокращения часто встречающееся окончаний. Например, в словах "значение", "движение", "течение" и прочих подобных мы можем использовать стенографический прием:

Гипераббревиатура

Вместо обычных сокращений гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.

Вот, например, как может выглядеть фраза " Без революционной теории не может быть революционной борьбы" с использованием гипераббревиатуры. Вместо длинного слова революционный мы используем букву "Р", заключенную в кружок.

Кванторизация

Квантор – логическая операция, дающая количественную характеристику области предметов: «все», «каждый», «некоторый», «любой», «всякий», «несколько», «существует».

Использование пиктограмм

Пиктография – отображает содержание сообщения в виде рисунка, возможна условная символика.

Свертывание текста путем использования макроконтекста

Преобразование фразы

Пространственная запись

Использование табличной записи

Обработка конспектов

Умственная карта

Конспектирование в форме карты памяти становится популярным. Автор такого способа фиксирования информации – известный и прогрессивный психолог Тони Бьюзен. Происходит процесс следующим образом: строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала. Этот метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, ведь осуществление записей происходит ненапряженно и творчески. При построении карт памяти основные идеи получаемых сведений становятся более лаконичными, четкими и понятными, обозначаются логические связи между ними. Карты могут изменяться по вашему усмотрению, например, расширяться путем повторения. Нужным образом организованное повторение, позволяет легко и прочно укрепить изученное в памяти.

Процесс построения карт памяти:

1 Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.

2 Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).

3 В центре страницы обозначают главную идею.

4 Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.

5 Каждая линия подписывается ключевым словом

6 Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.

7 Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.

8 На карте должно быть много рисунков и символов.

9 Стрелочки будут показывать связи между идеями

Заметки, сделанные вручную, куда лучше записок в ноутбуке. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию. Вас выручит метод Корнелла.

Основы метода Корнелла

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  1. Правая - для заметок.
  2. Левая - для основных мыслей и вопросов.
  3. Нижняя часть - резюме.

Разлинуйте блокнот самостоятельно, скачайте лист в формате PDF в конце этой статьи или найдите в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла для записи лекций

Вверху листа поставьте дату и заголовок лекции. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. Не нужно записывать всё подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше - лучше. Записывайте вопросы, которые возникают у вас по ходу лекции, и отмечайте моменты, в которых вы позже разберётесь подробнее.

Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию. Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Скорее всего, некоторые фразы вы записали непонятно, сразу скорректируйте их.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа - главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили.

Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.

По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Ведь самое важное - понимать материал. А вы усвоите его во время обработки лекций. Чтобы освежить знания в памяти, достаточно прочесть ваши короткие записи. Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа («Заметки») - записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа («Основные мысли») - основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме - итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») - тезисы выступления.

Правая графа («Заметки») - раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых обязательно надо упомянуть.

Резюме - главная мысль доклада.

Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа («Основные мысли») - планы на неделю.

Правая графа («Заметки») - разбивка планов на мелкие дела.

Резюме - главная цель недели.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Чёткую структуру обретут не только ваши заметки, но и ваши мысли!

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping - 5 полезных техник конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.

Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую - внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, - та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров).

По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать.

После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке.

Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.

Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса - это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Microsoft».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping - это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте.

И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления.

Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан - английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы - когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку.

Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») - больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию - это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи.

Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.