Ренат давлетьяров и евгения малахова расстались. Ренат Давлетьяров и Евгения Малахова: «Делить нам нечего

О супругах Ренате Давлетьярове и Жене Малаховой известно не так много: они часто появляются вместе на красных дорожках, но никогда не комментируют свою частную жизнь. Сайт HELLO.RU решил познакомиться с этой яркой творческой парой поближе, тем более что для этого появился новый, более чем достойный повод. В ноябре на экраны российских кинотеатров выходит фильм "Зеленая карета" - третья картина после "Чистого искусства" и "А зори здесь тихие...", в которой продюсер и режиссер Ренат Давлетьяров снял актрису Женю Малахову.

Общественный интерес к этой работе возник еще летом, на открытии "Кинотавра" в Сочи. Тогда, прямо на церемонии , было объявлено, что актер Андрей Мерзликин удостоен награды "за веру в предлагаемые обстоятельства". Андрей поднялся на сцену, получил статуэтку, которая развалилась у него в руках, и неожиданно признался залу: "Только что на ваших глазах был снят ключевой эпизод нашего нового фильма "Зеленая карета". По сценарию герой Мерзликина, режиссер Вадим Раевский, получает награду на "Кинотавре".

Что же задумал Ренат Давлетьяров? В какой момент Женя Малахова, в прошлом солистка группы Reflex, решила стать актрисой? Как Ренат и Женя оценивают друг друга в профессии? При каких обстоятельствах вообще возник их союз, как превратился из семейного в творческий и какими сложностями это для них обернулось? Обо всем этом мы поговорили за месяц до премьеры картины.

Ренат, Женя, "Зеленая карета" - ваша третья совместная работа. Расскажите, чем каждого из вас заинтересовал этот проект?

Ренат: Женю он заинтересовал прежде всего гонораром (с улыбкой смотрит на Женю). А меня - художественными особенностями.

Женя: Да, я купила себе машину (смеется). А если серьезно, то мне очень понравилась моя героиня - характерная, стервозная. У меня такая роль была впервые.

Ренат: А я вообще люблю кино о кино. Оно - к счастью или к сожалению - редкий гость на экране и редко становится культовым для массовой аудитории. Видимо, потому, что никто не хочет знать, в чем фокус, в чем секрет создания кино. Знаете, так бывает: фокусник очаровывает вас, показывая фокус, а потом, когда он раскрывает карты, вы испытываете горькое разочарование. Я с детства ненавижу разоблачение фокусов. Возможно, подобно мне, массовая аудитория неохотно смотрит кино о кино, не желая знать, что происходит по ту сторону камеры. Хотя я в этом случае вкусы аудитории не разделяю.

Кроме того, тема фильма - не самое главное, на мой взгляд. Лейтмотивом всегда служит история - неважно, про кинематографиста, журналиста или металлурга. Важно, чтобы история была интересна, чтобы она захватывала. Создание фильма - дорогое удовольствие. Поэтому, с одной стороны, его коммерческий успех нужно просчитывать, а с другой - ничего, кроме субъективного интереса к материалу, быть не может. Если тебе интересно - значит, есть надежда, что кому-то тоже будет интересно смотреть это на экране. А если нет, то в проект однозначно не стоит вкладывать деньги.

Что было самым сложным для вас в работе над фильмом?

Женя: Для меня этот проект не был сложным - у меня было всего два-три съемочных дня, мы снимали летом, в хорошую погоду, а Андрей Мерзликин, который стал моим партнером по площадке, меня очень поддерживал. Поэтому я работала исключительно в свое удовольствие.

Андрей Мерзликин и Женя Малахова в фильме "Зеленая карета"
Ренат: Да, проект вообще не был сложным - сложность заключалась только в небольшом бюджете картины. Из-за этого приходилось искать нестандартные решения, которые, кстати, в итоге приводили к лучшим результатам.

Видимо, вы имеете в виду сцену, которая была снята на "Кинотавре" - как родилась эта идея?

Фильм начинается с того, что герой получает главный приз на крупном кинематографическом событии. Я терпеть не могу, когда в кино, где по сюжету показывается вручение престижных премий - скажем, "Оскара" - сидят какие-то лжеоскароносцы, лжезвезды мирового кино. Всегда чувствуется, что это хорошая, красиво одетая сексапильная массовка, не более того. У нас же не было денег даже для того, чтобы собрать такую массовку, и мои коллеги - молодые сценаристы и продюсеры, стали думать, как бы переформатировать это кинособытие, может, сделать его менее масштабным...

Но мне было жаль эту сцену, поэтому я позвонил своим друзьям - Роднянскому и Бондарчуку, руководителям "Кинотавра". И сказал: "А что если на церемонии открытия "Кинотавра" я спрячу в зале Зимнего театра кучу своих камер, которые смешаются с камерами телевизионными, наш герой выйдет на сцену, получит приз, а потом мы объявим разоблачение фокуса?" К счастью, мои друзья, не лишенные чувства юмора, согласились на эту авантюру.

В итоге я прислал в Зимний камеры, наши операторы притворились операторами прямой трансляции, и Мерзликин в образе своего героя прошествовал по центральному проходу к сцене на глазах у изумленной публики. Потом он рассказывал, что видел лица людей, на которых читался вопрос: "За что ему дают главный приз?" Выдавливая из себя улыбку, они хлопали ему, не понимая, что происходит. В этот фокус никто не был посвящен - только Федор Бондарчук, который даже поднялся с кресла и обнял нашего героя. Все остальные - сливки нашего кинематографа - были в неведении. Этот розыгрыш, как мне кажется, вылился в очень неплохую сцену. Не каждый фильм может похвастаться массовкой в лице Бондарчука, Сокурова, Хотиненко и далее по списку (улыбается).

Сцену победы героя Андрея Мерзликина на "Кинотавре" снимали прямо во время церемонии открытия фестиваля в присутствии ключевых деятелей российского кинематографа

Женя, Ренат, расскажите, как вам работается вместе?

Женя: Я считаю, что Ренат - один из самых талантливых режиссеров.

Ренат: Молодец, говорит то, чему я ее научил (смеется).

Женя: Нет, это правда. Ренат - это человек, который знает, чего он хочет, и знает, как этого добиться, а это самое главное на площадке. Режиссеры бывают разные: с одним тебе нужно самому предлагать варианты роли и развивать ее, другой выстраивает твою роль сам. Ренат относится ко второй категории - он выстраивает твою роль на сто процентов, у него каждый герой четко идет по своей линии, не отклоняясь от заданного курса.

Что касается личных отношений, мы просто не переносим их на площадку - там существует только актриса Малахова и режиссер Давлетьяров. Конечно, в работе с Ренатом есть сложности: он знает меня от А до Я, знает, когда я обманываю, смущаюсь, стесняюсь или наоборот, раскрепощаюсь, и от него ничего не скрыть. Мне кажется, в моей игре он гораздо чаще подозревает фальшь, чем в игре других актеров - как раз потому, что он знает меня всю, целиком.

Ренат: Мне очень сложно работать с Женей, правда. Я, честно говоря, человек незастенчивый, кроме того, с ней я впервые снимаю в своем фильме кого-то столь близкого, и это непросто. Во-первых, ты постоянно думаешь о том, что фильм еще даже не вышел на экраны, а съемочная группа, да и все, кто знаком с актерским составом картины, уже сидят и думают: "Ага, понятно, взял на роль свою жену". Я знаю, всех посещают такие мысли, просто никто их не озвучивает, потому что иначе попавшийся под руку стул будет сломан об чью-то голову. Но думать-то они так могут. Я всех подозреваю в таких мыслях, всех! От этого больше всего страдает, конечно, бедная Женя, поэтому я очень нервничаю, когда снимаю ее, очень.

С другой стороны, я вспоминаю большое интервью Веры Алентовой в журнале "Искусство кино", сделанное в 80-х годах - тогда она говорила, что Владимир Валентинович Меньшов соизволил похвалить ее только через год после того, как они получили "Оскар" за фильм "Москва слезам не верит". Еще вспоминаю пример из личного опыта: я много работал с Сергеем Александровичем Соловьевым, и то, как он снимал Таню Друбич, всегда казалось мне чудовищным. Он так на нее орал! Мне казалось, с чего это - она ведь как ангел, а он орет. Я думаю, что по сравнению с Соловьевым, я тоже просто ангел, хотя со стороны, наверное, кажется, что я излишне жёсток.

Женя: У меня на эту тему есть интересная история, которая произошла во время съемок "А зори здесь тихие..." Это был день накануне съемок сцены отстрела моей героини Комельковой. Я очень волновалась и, когда разговаривала с одним из членов съемочной группы, дольщиком Юрием, сказала ему: "Юра, завтра, когда мы будем снимать эту сцену, леса будут содрогаться от голоса Рената". На что он ответил: "Нет, Женя, завтра будут содрогаться наши сердца" (смеется). Так что на самом деле члены коллектива все понимают и тоже переживают, как и мы.

Ренат: Мне кажется, это естественно, и этого не избежать. Что же делать, если режиссера судьба свела с актрисой, а ее с режиссером? Совсем не работать? Нет, наплевать и забыть. Если говорить серьезно, сложности на съемках связаны, скорее всего, с обоюдным чувством громадной ответственности перед всеми - перед своими коллегами, перед аудиторией, перед картиной. Союз режиссера и актрисы - это уязвимая, очень уязвимая связь в кино. Потому что если хоть что-то, хоть малейшая деталь получится не так, все сразу начнут говорит: "Аа, жену снимает!" Ну, вы понимаете.

Расскажите вашу историю: при как обстоятельствах произошла ваша первая встреча?

Ренат: Я преподаю во ВГИКе - там у меня мастерская совместно с ректором Малышевым. Владимир Сергеевич часто доверяет мне практическую работу - например, съемки дипломной картины. Одну из них мы снимали пару лет назад, и тогда мои студенты шерстили по ВГИКу, по театрам, искали молодых актрис. Женя пришла на пробы - так и произошла наша первая встреча.

Женя: На самом деле на эти пробы я попала случайно. Я тогда готовила выпуск спектакля "На дне" по пьесе Горького, и у меня совершенно ни на что не было времени. Отсутствие на репетиции означало, что моя главная роль уйдет моей сокурснице. Но в итоге друзья уговорили меня вырваться на пробы, даже не сказав, кто снимает фильм - просто сообщили, что это дипломная работа. В итоге я каким-то обманом попала на этот кастинг и была крайне удивлена Ренату - не ожидала, что встречу режиссера такого уровня. Мне всегда хотелось поучаствовать в дипломной работе, получить первый опыт съемок. Но почему-то меня всегда боялись приглашать, считали, что я не соглашусь. А с той картиной все в конечном итоге срослось.

Ренат: Тогда наше знакомство не получило продолжения, но через какое-то время мы встретились снова - при прекрасных, романтических обстоятельствах. Я писал в Италии музыку к фильму "Однажды" с оркестром композитора и обладателя премии "Оскар" Николы Пьовани. Было лето, музыка и Женя, которая отправилась туда в путешествие и с которой мы пересеклись случайно.

Для вас самих интерес друг к другу был неожиданным? Ведь вы люди с абсолютно разным бэкграундом: Ренат - ас кинопроизводства, очень серьезный и (так во всяком случае кажется со стороны) сложный человек; Женя - молодая, легкая, начинающая свой путь в кино. Что вас друг в друге зацепило?

Женя: Да, мне до сих пор это кажется неожиданным. Но вообще, наверное, каждая женщина хочет, чтобы рядом с ней был сильный, волевой человек, на которого можно положиться, и, видимо, я подсознательно всегда искала такого мужчину. Кроме того, Ренат в первую очередь влюбил меня в себя как профессионал - я считаю, что у нас в стране очень мало людей, которые так искренне любят то, что делают, и работают на износ. Он живет кино - в этом весь Ренат.

Ренат: До встречи с Женей я, к большому счастью, никогда не видел и не слышал группу Reflex. Только позже, когда я появился в компании Жени среди своих друзей, они начали говорить мне про эту группу, а я удивлялся, что ее вообще кто-то знает. Все говорили: "Ты что, дурак? Ты что, не видел их на обложках Playboy?" (улыбается). Я не видел, и, к счастью, знакомство состоялось с чистого листа.

То есть вы, познакомившись с Женей, не шерстили ее бэкграунд?

Женя: Так он вам и расскажет - сидел, наверное, ночами напролет у компьютера (улыбается).

Ренат: На самом деле для меня это никогда не имело значения - даже в отношениях с коллегами. И уж тем более это неважно в таких нерациональных категориях, как любовь. Нам же не по 14 лет, мы не Ромео и Джульетта, чтобы зависеть от бэкграундов.

Женя, возможно, кто-то не знает и будет рад услышать вашу историю из первых уст: как вы решили уйти из шоу-бизнеса в кино?

Знаете, мне кажется, я всегда знала, что буду учиться на актерском факультете, потому что еще в детстве я начинала с музыкального театра юного актера, и все, что я делала, было связано с театром и с музыкой. Я давно решила для себя, что когда получу первое образование (в 2011 году Женя окончила юридический факультет Московского государственного юридического университета - прим. ред.), пойду учиться в театральный вуз. Получив диплом, я сразу пошла поступать - сама, без какой-либо помощи и никому, кроме мамы, ничего не сказав, потому что мне хотелось проверить, насколько это мое. Когда я поступила, мой мастер сказала мне, что я должна выбрать: либо ВГИК, либо группа. На самом деле я уже все для себя решила, пришла к продюсеру Reflex и сказала, что ухожу. Он долго уговаривал меня остаться, но я понимала, что хочу полностью поменять свою жизнь, и с тех пор ни разу не пожалела о своем решении.

Ренат: Потому что встретила меня.

Женя: Ну конечно.

Ренат: Еще бы - как бы я ловил тебя в группе Reflex? Пришлось бы подпрыгивать с цветами из зала. А тут раз - пробы, камера, ты, я. Понимаешь, как нам повезло?

Женя: Да, я даже не рассчитывала так быстро "подцепить" самого выдающегося режиссера. Думала, придется долго его искать, а в итоге нашла еще до окончания ВГИКа. (смеется)

Кстати, закончить учебу в итоге удалось?

Женя: Да, я закончила в этом году.

Поздравляю!

Ренат: С отличием, должен сказать, - с красным дипломом. Слава Богу, мы познакомились на последнем курсе, иначе все стали бы говорить, что красный диплом она получила только благодаря Давлетьярову.

Женя: На самом деле мне очень важно понимать, что это действительно была моя заслуга, поскольку в моей жизни не было ничего важнее поступления в театральный. Я поступала во все вузы страны, и в итоге поступила в Щуку, в Щепку и во ВГИК. Выбрала последний, потому что именно там в свое время очень хотела учиться моя мама. Ее брали на факультет документального кино, но ей пришлось отказаться, так как в этот момент на свет как раз появилась я. Выбрав ВГИК, я решила отдать ей своеобразную дань.

И не ошиблись с выбором.

Женя: Да, так что предлагаю назвать наше интервью "Все дороги ведут к Ренату" (смеются).

Как и все люди из киноиндустрии, вы, должно быть, постоянно заняты. Успеваете проводить время вместе вне работы и вне дома? Чем любите заниматься вместе?

Женя: Сейчас, с сентября, я впервые за десять лет нахожусь в прекрасном состоянии ничегонеделания. Летом у меня закончился проект - фантастическая комедия "Маленькие люди", в которой я играю вместе с Петей Федоровым, Юрием Стояновым, Марком Богатыревым, Ириной Розановой, Яном Цапником. Теперь я наслаждаюсь свободой, потому что всю свою сознательную жизнь я постоянно работала. Правда, у этой ситуации есть и обратная сторона - сейчас у меня нет оправдания на случай, если дома нет борща или бараньей ноги (улыбается). Но, думаю, это ненадолго.

Ренат: На самом деле в свободное время мы не делаем ничего выдающегося. Работа в кино связана с таким количеством общения, с такой отдачей энергии, особенно когда ты стоишь во главе съемочной площадки, что ты постоянно отдаешь, отдаешь, отдаешь и в итоге истощаешься. В этом случае отдых превращается в медицинскую процедуру - как можно меньше людей, близкий человек рядом и прогулка в парке куда лучше похода куда-либо с большой компанией. Мы с Женей любим путешествовать, хотя это получается нечасто. Но в последнее время мы и так постоянно были в разъездах - проехали путь от Китая до Европы с картинами, которые были завершены в этом году. Это было прекрасное время - вечером представляешь фильм, а все остальное время гуляешь по тихим итальянским улочкам Ниццы. Нам этого достаточно.

Планируете снова работать вместе?

Ренат: Ну, не знаю, согласится ли Женя - после трех картин договариваться с ней не так-то просто (смеются).

Чего вы сами себе желаете?

Женя: Я желаю себе дружить с самой собой.

Ренат: А я желаю себе месячного покоя.

Женя: На Мальдивах!

Ренат: Правда, я мечтаю целый месяц не делать ничего. Чтобы отдохнул мой усталый мозг. Я хочу от-дох-нуть. Я мечтаю об этом уже три года, но пока все никак не получается.

Как думаете, вам быстро надоест отдыхать?

Женя: Нет, ему вообще не надоест никогда!

Ренат: Да, я лентяй. Я человек крайностей - либо работаю на износ, либо лежу на диване, не вставая несколько часов. Мне очень комфортно со своими мыслями, книгами и Женей.

». Светский показ прошел в рамках 13-го Международного кинофестиваля в Риме, где картина представляет Россию в официальной программе престижного смотра. Проект публике представили создатели: режиссер Ренат Давлетьяров, его жена актриса , актриса и сопродюсер , глава Роскино . На дорожке делегацию встречала директор фестиваля Франческа Виа .

Супруга Рената Давлетьярова появилась в эффектном черном платье в пол. Наряд акцентировал внимание как на роскошном бюсте актрисы, так и на ее стройных ногах. Не менее стильный наряд выбрала и Анна Пескова. Она позировала фотографам в платье винного оттенка с разрезом. Длинное платье в пол предпочла и Катерина Мцитуридзе, выбравшая блестящий наряд золотого цвета.

Молодая жена Рената Давлетьярова Женя Малахова блеснула роскошным бюстом на 13-м Международном кинофестивале в Риме

Напомним, что Ренат Давлетьяров женился на Евгении Малаховой в 2014 году. Для режиссера брак стал вторым. Карьера Малаховой как актрисы началась в год ее свадьбы с Давлетьяровым. Евгения снялась у супруга в триллере «Чистое искусство », главные роли в котором сыграли Анна Чиповская и Пётр Фёдоров . Год спустя Малахова снова работала с мужем на одной съемочной площадке: актриса появилась в ремейке знаменитой военной драмы « », где сыграла Женю Комелькову.

Новый фильм Рената Давлетьярова повествует о вооружённом конфликте в Донбассе в 2014 году и снят на основе реальных событий. «Фильм не затрагивает политику, он рассказывает о человеческих судьбах и о выборе, который приходится делать каждому герою, – отметила Анна Пескова. – Как и мы в реальной жизни, наши персонажи, совершая определённый поступок, сами предопределяет свою дальнейшую судьбу. Съёмки фильма проходили осенью 2017 года в поселке Мирный под Евпаторией. Мы просыпались в три утра, и в четыре уже начинали снимать. Всё это для создания нужных образов и реализации операторских идей. Нам очень хочется верить, что мы не зря так жили полтора месяца».

Картину Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина» представили в Риме

По словам Песковой, европейская публика приняла фильм «Донбасс. Окраина» на ура. Съемочную группу радушно встретили на красной дорожке, а после показа картины аплодировала стоя. «Мы видели как те, кто только что посмотрел фильм, плакали, в их глазах стояли слезы. И выходить после такого финала на сцену было непросто и волнительно. Мы чувствовали эмоциональный и человеческий отклик на наш фильм. Это очень приятно и ценно. Значит, мы всё делали не зря!» – отметила продюсер. В картине сыграли.

Хит-парад звёзд, связавших свою жизнь с влиятельными продюсерами, открывает бывшая солистка группы "Reflex". Женя Малахова и Ренат Давлетьяров влюбились друг в друга на съёмочной площадке. Он - продюсер и режиссёр, она - играет главную роль. Ему 52, ей 25. Классика жанра. В апреле 2014 года дело кончилось свадьбой.

На четвёртом месте - самая "острая штучка" российского кино Оксана Акиньшина и "киношный" же продюсер Арчил Геловани. Годы тайных отношений привели влюблённых в ЗАГС, когда Акиньшина уже была беременна.

У бывшей "фабрикантки" Сати Казановой и продюсера Артура Шачнева дело до свадьбы не дошло, хотя дата была уже назначена. В последний момент певица не захотела знакомить суженого с отцом, отменила бракосочетание и… разбила сердце Шачнева.

Кстати, за Сати, которая ни разу не была замужем, уже давно закрепилась репутация роковой женщины.

Второе место отдаём Вере Брежневой и Константину Меладзе. Они познакомились на кастинге, когда продюсер выбирал солисток для группы "ВИА Гра". Служебный роман парочка ухитрилась скрывать даже после свадьбы... Прокололся мэр итальянского курорта Форте-дей-Марми, который и зарегистрировал брак Брежневой и Меладзе.

Первое место нашего рейтинга по праву занимает, пожалуй, самая крепкая музыкальная семья России - Валерия и Иосиф Пригожин. На момент знакомства у обоих в послужном списке было по два брака и по несколько детей. Но продюсера сей факт не смутил. "Я сразу потерял голову, как только её увидел", - признался Иосиф.

В комедийной мелодраме «Половое воспитание» одну из ролей исполнила яркая красотка Лоренца Иззо. Для молодой и пока не сильно популярной актрисы это не первый фильм в фильмографии. Однако до этого девушка исполняла роли в картинах своего супруга-режиссера. И сегодня наша подборка посвящена актрисам, мужья-режиссеры которых не стесняются предлагать им главные роли в своих же фильмах.

Лоренца Иззо и Элай Рот

Юная знойная и эффектная чилийка с первой же встречи с известным режиссером Элаем Ротом захватила его в плен своих чар. Элай был просто без ума от нее и после долгих ухаживаний он предложил ей руку и сердце. Естественно, Лоренца не отказалась. Молодая актриса, несмотря на свой очень малый «арсенал» сыгранных ролей в кино, сразу же оказалась на виду. Влюбленный муж решил поспособствовать карьере обожаемой жены. Он и раньше еще, будучи завидным женихом, приглашал очаровательную невесту в свои фильмы. Например, Лоренца снялась в картине ужасов «Зеленый ад». А последнем фильме «Кто там» одну из главных ролей наряду с признанной голливудской звездой Киану Ривзом снова играет любимая женщина режиссера Элая Рота – Лоренца Иззо.

Милла Йовович и Пол Андерсон

Все началось со встречи на съемках хоррор-фильма «Обитель зла». Режиссер картины Пол Андерсон вдруг обнаружил, что Милла Йовович – интересная собеседница. Работа над фильмом как-то сблизила их. К тому же оказалось, что у актрисы и режиссера было очень много общего в жизни. Они с самого детства не попали в число баловней судьбы: всего добивались собственным трудом. Мила первой открыла страничку завязавшегося романа: однажды ночью она позвонила Полу домой и пожаловалась на одну из сцен в фильме, которая у актрисы явно не получалась. Режиссер не был удивлен поздним звонком, а напротив, пригласил ее на следующий день поужинать. Дальнейшее развитие отношений Миллы и Пола напоминало почти индийскую историю любви. Вначале была помолвка, потом – разлука на несколько лет, затем снова долгожданная встреча. В ходе этих событий у влюбленных родилась дочь и они наконец сыграли роскошную свадьбу. И с той поры по сей день без любимой жены Пол Андерсон и дня не мыслит. А не так давно у влюбленных на свет появилась вторая дочка. А чтобы любимая была ближе, Пол снимает ее в главной роли очередной серии своего фильма «Обитель зла».

Вера Алентова и Владимир Меньшов

Он без тени смущения вправе назвать ее своей птицей счастья. Картина «Москва слезам не верит», где Вера Алентова снялась в главной роли, получила престижную премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. Наверное, до сих пор некоторые актрисы кусают себе локти от зависти. Когда-то они гордо отказались от предложения молодого режиссера участвовать в съемках, посчитав, что тот недостаточно известен и только-только «подает надежды». После семейного триумфа Владимир Меньшов снял любимую жену еще в нескольких своих фильмах. И как всегда, ее роли были блистательными и заметными.

Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский

Они познакомились на «Кинотавре» совершенно случайно, в лифте. Андрей Кончаловский, едва взглянув на незнакомку, был поражен ее чудным профилем. А уже вечером Юлия и Андрей весело болтали за ужином и вели себя так, как будто знают друг друга целую вечность. Через два дня они улетели в Турцию, где Кончаловский снимал свой фильм «Одиссея». Романтическая история продолжалась: Юлия все больше и больше занимала его сердце. И однажды произошло чудо (может быть, вполне ожидаемое): высоко в небе, прямо в салоне самолета, который летит на Ямайку, Андрей делает ей предложение. В общем Юлия Высоцкая стала пятой женой Кончаловского, матерью его двух детей. А в 2002 году она снялась в главной роли в фильме своего мужа «Дом дураков». И, по мнению строгих критиков, сыграла ее великолепно. За что и получила «Серебряную подкову» – премию, которой оценили работу Юлии Высоцкой на фестивале «Женщина в кино».

Кейт Бекинсейл и Лен Уайзман

Они встретились в «Другом мире» – так назывался фильм, в съемках которого принимала участие Кейт Бекинсел. Экранные вампиры и оборотни благотворно подействовали на развитие отношений режиссера и актрисы. Видимо, по этой причине Кейт вышла замуж за Уайзмана, и любовная история продолжилась в семейном интерьере – с налетом легкой мистики кино. Потому что в следующем фильме «Другой мир – 2: Эволюция» одну из ролей режиссер Лен Уайзман отводит любимой и родной жене – Кейт. А картина, впрочем, получилась замечательная. До сих пор этот фильм Уайзмана считается самым стильным и зрелищным, вызывающим интерес зрителей. Наверное, брак с Кейт Бекинсейл и ее участие в картине придали мастеру дополнительные творческие импульсы.

Евгения Малахова и Ренат Давлетьяров

Известный продюсер и бывшая солистка группы «Рефлекс» не стали скрывать своих отношений от публики и прессы. И Ренат, и Женя были так влюблены друг в друга, что это бросалось всем в глаза. Поэтому скорый брак стал неминуемым. И Гименей, скрепляющий узы молодых в одном из московских загсов, был крайне удивлен скромностью обряда. Точнее, нарядами невесты и жениха. Женя Малахова была в джинсах и белой рубашке, Ренат Давлетьяров тоже был в джинсах, но в пиджаке. А вскоре супруга сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие...». Возможно, что молодая чета войдет во вкус. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. Например, Сергей Бондарчук – признанный мастер мирового кино – всегда приглашал на главные роли в своих фильмах любимую жену Ирину Скобцеву.

Кейт Уинслет и Сэм Мендес

Парадоксально, но фильм режиссера Сэма Мендеса «Дорога перемен», в котором говорилось о причинах распада семьи, сыграл с ним злую шутку. Кейт Уинслет, игравшая одну из главных ролей, еще во время съемок объявила о разрыве отношений с мужем. Стоит сказать, что «киношная» пара рассталась без скандалов и склок, миролюбиво и дружественно. Интересно, отважится ли когда-нибудь Сэм Мендес еще раз пригласить бывшую жену в свой новый проект?

Ренат Фаварисович Давлетьяров – российский продюсер, кинорежиссер, сценарист. Президент российской Гильдии продюсеров.

Ренат родился 17 августа 1961 года в городе Астрахань в семье Фавариса Абдулганиевича Давлетьярова, председателя нефтяного Комитета СССР. По отцовской линии национальность Рената – татарин. Вскоре после первенца в семье родился младший брат Борис. С распадом СССР Фаварис Давлетьяров возглавил концерн «Роснефть».

Родители постарались дать сыновьям хорошее образование: старший отучился на инженера, младший закончил медицинский институт. Но на биографию братьев это повлияло мало: по основным специальностям Давлетьяровы-младшие работали недолго. Борис ушел в банковский бизнес и вскоре переехал в Лондон, а Ренат в 1985 году уехал в Москву постигать азы кинопроизводства.

Фильмы

На «Мосфильме» будущий продюсер успел поработать рабочим съемочной площадки. Вскоре молодого человека повысили до должности ассистента режиссера. В 1987 году Ренат становится заместителем директора кинопроизводства. При участии Давлетьярова в 1989 году вышла на экраны лента «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», в которой сыграли актеры , Михаил Розанов, . Музыку для фантастической комедии написал .

Не менее знаменитой оказалась вторая картина, в создании которой принял участие Ренат Давлетьяров. Криминальная мелодрама «Катала», в которой главные роли исполнили , стала одним из кассовых фильмов заката социалистической эпохи.

В начале 90-х Рената Давлетьярова назначают на пост директора кинопроцесса. Под его руководством выходит пять фильмов. Первой картиной, которой занялся Ренат, стала фантастическая драма о последствиях афганской войны «Нога». На главные роли были утверждены и .


Иван Охлобыстин в фильме "Нога"

Лента снималась на Студии юношеских и детских фильмов, которой руководил , и съемочный процесс протекал с трудом. Чтобы не допустить закрытия картины, Быков назначил директором 25-летнего Рената, для которого первый опыт стал одновременно и самым сложным.

В 1992 году на экраны вышла вторая картина Давлетьярова – комедия Георгия Шенгелия «Менялы» с участием , Вадима Захарченко, . Неправдоподобный гротескный сюжет, живописная натура и убедительная игра актеров сделали ленту победителем в специальном конкурсе швейцарского фестиваля «Золотая трость ».


Продолжая работать с режиссером Георгием Шенгелия, Ренат участвует в создании следующего фильма «Стрелец неприкаянный». В нем речь шла об открытии машины времени, путешествуя на которой, главный герой пытается сколотить состояние. На главные роли были подобраны ведущие киноактеры того времени: Николай Пастухов, Владимир Ильин, .

После совместной российско-американской картины «Свистун» Давлетьяров приступает к работе с Сергеем Соловьевым над экранизацией «Трех сестер».


Начиная с 1997 года Ренат начинает работать над фильмами в качестве продюсера. В это же время Давлетьяров возглавляет корпорацию «Интерфест» и получает должность исполнительного директора Московского международного фестиваля кино.

Несмотря на то, что продюсерскую карьеру Ренат Давлетьяров начал в конце 90-х, публике он стал известен только в середине 2000-х. Излюбленный жанр продюсера – комедии, им Ренат уделяет большую часть собственного времени. В 2005 году выходит фильм «180 и выше» про не уверенного в собственном обаянии коротышку с и в главных ролях.


Но настоящий успех ожидал следующую картину продюсера – «Любовь-морковь», которая появилась на экранах в 2007 году. Историю о том, каким необычным образом примирились супруги Голубевы, которых сыграли и , собрала в прокате $11 млн. В фильме сыграли также Евгений Стычкин, Екатерина Стриженова, Ольга Орлова. Франшиза была продлена еще на два фильма 2008 и 2011 года выпуска.


Другим киножанром, который увлек Рената Давлетьярова, стал триллер. По мнению продюсера, в российском кинематографе эта ниша оказалась абсолютно свободной. Ренат взялся за сюжет о необычных детях и подростках, которым неизвестные бросили вызов. Фильм под названием «Индиго» привлек внимание 650 тысяч зрителей, при этом сумма кассовых сборов составляет $4,6 млн. Молодым актерам, исполнителям главных ролей – и Мариусу Штанделю – на съемочной площадке помогали состоявшиеся артисты: , Гоша Куценко.


Марат Башаров в фильме Рената Давлетьярова "Юленька"

Через год Ренат берется за продюсирование фильма ужасов режиссера Александра Стриженова «Юленька» с в главной роли. Попробовал себя Давлетьяров и в совместном российско-казахском проекте «Ирония любви», в котором участвовали и . В 2009 году Давлетьяров становится президентом Гильдии продюсеров России.


В 2011 году помимо продюсирования и написания сценариев Ренат занялся режиссурой. Первым фильмом Давлетьярова стала семейная комедия «Моя безумная семья!», в которой вновь собирается звездный актерский состав: , Мария Шукшина, Андрей Ургант, и . Музыку к фильму создали и . Через год вышел детектив «Стальная бабочка» с и в главных ролях. В 2014 году Давлетьяров работает над фильмом «Беглецы».


В 2015 году режиссер выпускает 2 картины: молодежную трагикомедию «Однажды», которой открывался кинофестиваль «Окно в Европу-12», и римейк военной драмы «А зори здесь тихие...». В современной интерпретации роли распределились следующим образом: сыграл старшину Федота Васкова, - Риту Осянину, - Женю Комелькову, - Соню Гурвич, - Лизу Бричкину и - Галю Четвертак.

Личная жизнь

О личной жизни Ренат Давлетьяров предпочитает не рассказывать в прессе. Но его женщины оказались не столь скрытными. Известно, что в молодости будущий продюсер стал отцом, первая жена подарила Ренату сына Артема. На сегодняшний день Давлетьяров-младший учится в МГИМО.


С начала 2000-х Ренат увлекся актрисой , которая ради продюсера рассталась с мужем . После чего последовал роман с экс-солисткой группы «Блестящие» .


В 2014 году состоялась свадьба продюсера и актрисы , бывшей солистки группы Reflex. Девушка младше Рената на 25 лет, но не скрывает, что у них много общих интересов, которые и сблизили супругов. Оба любят музыку, чтение, путешествия и кино. После окончания ВГИКа Евгения уже несколько раз участвовала в фильмах Давлетьярова. Редкие семейные фото можно увидеть в прессе, странички в сети Инстаграм у Рената нет.

Жени Малаховой, . В фильме идет речь о молодом гениальном ученом, который в ходе эксперимента случайно уменьшается в 100 раз. Вернуться в обратное состояние ему может помочь только мальчик-инвалид.

Фильмография

  • «От 180 и выше» - 2005
  • «Любовь-морковь» - 2007
  • «Индиго» - 2008
  • «Юленька» - 2009
  • «Ирония любви» - 2010
  • «Моя безумная семья!» - 2011
  • «Стальная бабочка» - 2012
  • «Беглецы» - 2014
  • «Однажды» - 2015
  • «Невидимки» - 2015
  • «А зори здесь тихие...» - 2015
  • «Чистое искусство» - 2016
  • «Приключения чокнутого профессора» - 2017