Самый лучший в мире танк. Самый лучший танк в мире Самый эффективный танк в мире

Нет нужды говорить о значении танков в защите государственного суверенитета, гарантии безопасности тех или иных стран. Развитое танкостроение, кроме того, служит хорошим источником экспортных доходов, его технические достижения повышают престиж государства. И невольно у многих людей возникает вопрос: "Какой самый мощный танк в мире?". Очень часто в различных зарубежных и отечественных изданиях, на страницах интернета, в популярных телепередачах делаются попытки обобщённого сравнения основных танков различных государств. То и дело встречаются статьи под названием "Топ самых мощных танков мира", широко известен фильм телеканала "Дискавери" на эту тему. Но практика показала неэффективность подобного подхода. Каждая модель танка создаётся в рамках конкретной доктрины, под решение специфических задач в соответствующих природно-климатических условиях. Характерный пример - израильский танк "Меркава". Имея отличную комплексную защиту и могущественное орудие, эта современная колесница (так переводится название модели "Меркава") является одним из главнейших претендентов на звание "самый мощный танк мира". Но только Израиль и Сингапур поставили его на вооружение, больше никто не выбрал его для своей армии. Будучи очень хорош для ограниченных пространств отдельных географических регионов, этот танк оказался слишком тяжёл и малоподвижен, непригоден для манёвренной войны. Кроме того, рейтинги типа "10 самых мощных танков мира" носят откровенный рекламно-пропагандистский характер. Так, по высказываниям китайских специалистов, лучший в мире танк, естественно, китайский тип 99. По американской версии, модели "Абрамс" и "Леопард 2" достойны звания "самый мощный танк в мире". Российские и многие зарубежные специалисты высоко ставят показатели модели Т-90 (модификации "Тагил" и "Владимир"). Украина же заявляет, что Т-84 "Оплот" в бою превзойдёт любой серийный танк мира. Как же разобраться в этом, если простые сравнения технических характеристик, компьютерные моделирования боёв и реальные боевые действия не позволяют однозначно выбрать бесспорного фаворита? Далее в статье делается попытка очередного краткого обзора большинства современных танков мира. Следует учесть, что приводимые здесь технические характеристики являются усреднёнными, так как могут меняться в зависимости от появления очередной модификации танка.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные ("Штора") и активные ("Арена" и "Дрозд") системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат - вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал - Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток - экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» - танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома - Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются "Оплот-М" и Т-84 "Оплот" (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото - Т-90:

США

Умелая реклама привела к тому, что американский танк "Абрамс М1" целым рядом специалистов был поставлен на первое-второе места многих танковых рейтингов. Он является несомненным успехом американских разработчиков, имеет мощную, очевидно, одну из лучших систем бронезащиты среди серийных танков мира. Мощный газотурбинный двигатель позволяет получить высокую удельную мощность. И всё же, у этого танка тоже немало минусов, часть из них обусловлена именно наличием газовой турбины. Повышенный расход топлива и воздуха для двигателя приводят к уменьшению запаса хода и необходимости очень часто менять фильтры воздуховодов, особенно, в запылённой атмосфере. Неожиданно выяснилась высокая уязвимость "Абрамсов" против российских и бывших советских противотанковых средств в Афганистане и Ираке. Даже старичок РПГ-7, отметивший своё шестидесятилетие, с новыми боеприпасами стал грозой "Абрамсов". Да и незначительный объём экспорта, несмотря на усиленную рекламу, говорит сам за себя. Кроме того, американцам, несмотря на усилия, не удаётся создать приемлемые образцы танковых управляемых снарядов и комплексов активной защиты (КАЗ). Нет, М1А2 один из сильнейших бойцов, но не самый мощный танк в мире.

На фото - танк M1A2 "Абрамс":

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то "Леопард 2" - несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это - самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран - новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк "Леопарду" с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у "Леопарда" и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото - "Леопард 2":

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский "Челленджер 2", имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции "Буря в пустыне" один из британских "Челленджеров" с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на "Абрамсы". Главная претензия - невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам - "Челленджер" оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, "Челленджер 2" считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий "Леопард-1", - детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул "самый мощный танк в мире".

На снимке - "Челленджер 2" из Великобритании:

Израиль

Израильская концепция танков напоминает английскую - мощная пушка должна сломить сопротивление врага, пока мощная броня будет выдерживать обстрел со стороны вражеских орудий. И относительно невысокая скорость - на поле боя надо метко стрелять, а не лихо выписывать зигзаги и восьмёрки. Когда Великобритания наложила эмбарго на поставку "Чифтенов" в Израиль, эта страна была вынуждена создать свой танк. И он получился оригинальным! Переднее расположение двигателя позволило увеличить степень защиты экипажа - людские ресурсы в Израиле не безграничны, обученные специалисты ценятся вдвойне. Рациональная форма корпуса и башни увеличили стойкость к обстрелу. Сзади в корпусе появился свободный объём и сделан люк с дверцей. В образовавшемся отсеке можно поместить дополнительный боезапас или вывезти раненых с поля боя. Можно ли там возить десант - вопрос спорный. Применённая на первой модификации 105 мм пушка позже была заменена на 120 мм орудие.

Явные успехи израильтян наметились и в применении систем КАЗ и управляемых танковых боеприпасах. Тут, пожалуй, они не только наступают на пятки российским разработчикам, но и кое-где начинают их обходить. Впрочем, эта гонка далеко не закончена, и в рукавах конструкторов разных стран припрятано немало козырных тузов.

А где ложка дёгтя? Она - в огромной массе "Меркавы", это не критично для ливанских гор, городских застроек Сектора Газы, лагерей палестинских боевиков, но во многих случаях от танковых войск ждут стремительного манёвра. А, значит, будучи несколько специфическим танком, "Меркава" не может претендовать на титул наимощнейшего оружия. Хотя он и один из самых серьёзных аргументов на современном поле боя.

Япония

Основной танк этой страны носит название "Тип 90". Высокая защищённость, большая огневая мощь и хорошая подвижность омрачаются большой массой и высокой ценой, танк намного дороже американского "Абрамса". Применение его за пределами острова Хоккайдо проблематично. Но японцы создали и сейчас развёртывают более дешёвый и лёгкий вариант, получивший название "Тип 10". По массе он близок российским образцам, по боевым и техническим характеристикам напоминает западные танки. Будучи хорошими моделями, эти танки, несомненно, входят в топ самых мощных танков в мире, но не имеют распространения за пределами Японии. И не проверены в боевых действиях.

На фото - японский танк "Тип 10"

Китай

Китай разработал множество образцов бронетанковой техники. Последние модели - "Тип 96" , "Тип 98" и "Тип 99" вполне отвечают современным требованиям. Китайцы даже объявили о превосходстве "Типа 99" над любым танком мира, но это чистейшей воды пиар. Все модели являются развитием ещё советских моделей из линейки, ведущей своё начало от легендарного Т-34. И всё же, на поле боя это сильные оппоненты многим армиям мира.

На фото - гордость китайского танкопрома, "Тип 99"

Другие страны

Немало государств мира стали претендовать на членство в клубе танкостроителей. Здесь пока не видно экстраординарных образцов, хотя многие модели очень удачны и имеют много новшеств. Итак, краткий обзор. Бразилия разработала "Тамойо", оказавшийся неудачным, и "Озорио". Последний активно продвигался на экспорт, но успеха не имел. В настоящее время "Озорио" - точно не самый мощный танк в мире, хотя и имеет неплохие характеристики. Италия разработала в своё время модель "Ариэте" со 120 мм пушкой. Произведено около 200 машин, характеристики на уровне требований, но не самые выдающиеся. Не имея в боекомплекте управляемых боеприпасов, этот танк вскоре может получить оригинальный гаджет - выстреливаемый из ствола пушки беспилотный мини-самолёт, способный провести разведку в интересах танкового подразделения и подсветить цели лазером. В Южной Корее разворачивается производство танка K2 "Чёрная пантера", попавшего в книгу рекордов Гиннеса благодаря своей цене. Особенности танка: наличие управляемых боеприпасов (они не имеют ракетного двигателя, но поражают цели по навесной траектории сверху, в незащищённую зону). Танк может сбивать низколетящие самолёты. Имеется автомат заряжания, благодаря чему этот танк имеет рекордную скорострельность пушки среди всех современных танков - порядка 15 выстрелов в минуту. Индия долгое время пыталась реализовать проект "Арджун", по характеристикам он должен был соответствовать некоторым модификациям машины "Леопард 2". Да он и внешне похож на него, не говоря о том, что обе модели оснащены одним и тем же двигателем. Но пока у индийских разработчиков дела идут не очень хорошо, и Индия производит по лицензии российские Т-90. Поговаривают об "Арджун 2". И, наконец, самая неожиданная разработка - турецкий "Алтай". Создаётся при технической поддержке Кореи на базе танка "Чёрная пантера", главное отличие от прототипа - отсутствие автомата заряжания. Так что, собрать в коллекцию 10 самых мощных танков в мире несложно, только вариантов такой коллекции будет много, уж очень тесной и ровной толпой бегут по дистанции многочисленные участники забега на звание создателей самаого лучшего танка.

На фото - индийский "Арджун":

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы - с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле - вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, "Багира" на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с "Леопардом 2 А8", то ли с "Леопардом 3", американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что "Армата" имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно - прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение - не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем "Армата", танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе "Армата". Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное - оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии - "Армата" Т14:

Заключение

Представьте себе такую картину: на противоположных краях гипотетического поля боя стоят два танка-соперника в рейтингах боевых машин. Экипажи обучены абсолютно одинаково, оба видят друг друга, машины исправны, заправлены, боеприпасы загружены. По сигналу невидимого судьи люки машин захлопываются, двигатели запускаются. Оба танка, словно закованные в броню рыцари, устремляются навстречу друг другу и каждый с оптимальной для него дистанции открывает огонь по противнику. Так можно выявить чистое превосходство одного танка над другим. - "Абсурд! - скажете вы - так не бывает!". А разве не абсурд абстрактные танковые рейтинги? Боевые машины сильны взаимодействием между собой, обученностью экипажей и грамотностью командиров, тесным взаимодействием с другими родами войск и даже видами вооружённых сил, мощным боевым, тыловым и техническим обеспечением, слаженной работой штабов. Разведка, маскировка, инженерное оборудование местности и переправ, радиоэлектронное обеспечение - вот далеко не полный перечень условий, в которых воюют, побеждают или погибают танки. Конечно, и их техническое совершенство тоже играет роль, но как видно из приведенного обзора, лучшие современные танки находятся примерно на одном уровне, намечающиеся лидеры рискуют через некоторое время обзавестись равными себе конкурентами.

Таким образом, разработка и модернизация танков является постоянным процессом, интенсивность появления новинок то возрастает, то падает, но никогда не замирает на нулевой точке. В настоящее время намечается технический прорыв, и вывод соревнования танкостроителей на новый виток бесконечной спирали. И вот уже германский разработчик поглощает французскую государственную компанию, создавая базу для разработки будущей европейской "Арматы". Много ли им понадобиться времени, чтобы догнать Россию? Решение о разработке принято, технические находки уже известны, потенциал Европы не исчерпан. В то же время, нынешние танки ещё не изжили себя и долго будут модернизироваться, стоять на вооружении армий мира и на складах мобилизационного резерва. И вопрос том, какой танк самый мощный в мире, видимо, никогда не получит окончательного ответа.

Человечество в любые времена уделяло внимание улучшению орудий для убийства. В ХХ веке этими орудиями стали танки и по сей день являющиеся первостепенной ударной силой армий. Хорошее вооружение и броня гусеничных машин на поле битвы позволяют им справляться с любыми поставленными задачами. Из огромного количества существующих в настоящее время боевых единиц довольно трудно выделить самый лучший в мире танк, поскольку при создании каждой модели учитываются определенные условия эксплуатации. Сейчас мы предлагаем вам рассмотреть самые лучшие танки современности, которыми вооружены мощные вооруженные силы планеты, в порядке убывания.

Параметры технического устройства орудия для убийства и его внешний частично скопированы с российских и западных моделей танков. Тип-99 не всегда превосходно справляется с далеко расположенными мишенями, а вот противотанковые ракеты поражает достаточно успешно.

Китайские инженеры смоделировали практически аналогичную с отечественными танками автоматическую систему подачи боеприпасов. Средства поражения живой силы и вражеских укреплений находятся в том же отсеке, что и экипаж.

Уникальна китайская разработка наличием активной лазерной защитной системы, подавляющей сигналы противотанковых ракетных комплексов и системы сверхточного инфракрасного наведения. Помимо этого, лазеры, применяемые в китайской машине, способны лишать работоспособности вражеские оптические системы, также их можно применять против вертолетов.

Для ТИП-99 характерны быстрое изменение направления движения и наличие мощного мотора. Примерно 200 боевых машин этой модели находятся на вооружении вооруженных сил КНР. В любом случае рассматривая самые лучшие танки в мире нельзя умолчать о боевой разработке Китая.


Это основная боевая машина на вооружении украинской армии, ее разработкой занималось Харьковское конструкторское бюро машиностроения во главе с Борисюком Михаилом Демьяновичем.

Оплот-М – это усовершенствованная модель танка Т-84У. Впервые боевую машину представили публике в 2009 году на День Независимости Украины.

Оснащен танк современными орудиями, от БМ «Т-84» оставили только автоматическую систему подачи боезаряда. Так же как и в боевой разработке Китая, снаряды располагаются в том же отсеке, что и экипаж.

Далеко находящимся целям украинский танк наносит не существенный ущерб, зато он хорошо преодолевает противотанковые ракетные комплексы.

Нынче в армиях Украины происходит тестирование боевой машины, и уже в ближайшее время планируется поступление танка на вооружение. Мощность, защищенность и способность быстро изменять направление движения украинского танка практически не имеет отличительных особенностей от последних вариантов БМ «Т-90», изготавливаемого в России, хотя производство новых единиц ограничено.


На этой боевой машине установлена 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести огонь с использованием бронебойных подкалиберных, кумулятивных, осколочно-фугасных снарядов и противотанковых ракетных комплексов. Крыша башни оснащена 12,7-миллиметровых пулеметом, скорость стрельбы которого от 700 до 800 выстрелов в минуту. Благодаря такому темпу стрельбы можно стрелять по объектам, находящимся в воздухе. Спаренный пулемет ПКТ 3000 используется для ведения огня на расстоянии не более 2 километров.


Во Франции эта боевая машина считается основной, к тому стоит дороже всех танков в мире. Стоимость французской боевой разработки зависит от комплектующих составляющих и источника. По словам критиков правительства Франции, приблизительная цена Леклерка – 23 млн. долларов.

Эксплуатируется танк с 1992 года, а до этого на протяжении 15 лет он проходил испытания. На боевой машине используется модульная броня, при необходимости которую можно заменить в короткие сроки. Броня представляет собой соединения стали, керамики и полипарафенилен-терефталамида (кевлара). На Леклерке используется гладкоствольное орудие (120 мм) и двигатель, мощность в 1500 лошадиных сил. Благодаря передовой оптике и компьютерным системам танк Леклерк считается одним из лучших на планете.


Модель, изобретенная в 2012 году, является новизной в разработке японских инженеров. Для этой боевой машины характерны легкий вес, высокая маневренность и наличие системы автоматического наблюдения. Благодаря гидропневматической подвеске боевая машина проходит по самым сложным и жестким покрытиям. Самый большой недостаток японского танка – слабая защищенность.


В Израиле до 60-70-х годов для оборонительных целей использовались только танки западных стран, после чего было принято решение о проектировании и строительстве собственного танка. Так и появились боевые машины серии Меркава. На сегодняшний день используется танк Меркава IV, оснащенный 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Чтобы не допустить поражения главнокомандующего экипажем в бою разработчики создали внутри специальную башенку. Поскольку броня состоит из стали и керамики, поврежденные части можно быстро удалить, заменив новыми. Двигатель находится в передней части, обеспечивая дополнительную защиту экипажа. Настоящей гордостью для израильских инженеров является активная защита, которая способна выявить, проследить и уничтожить современные противотанковые ракеты на достаточно больших расстояниях.


Это один из основных защитников Соединенного Королевства Великобритании и Омана. 63 тонны боевой машины оснащены 120-миллиметровой пушкой и двигателем, который разгоняется до 56 км/ч. Танки планировалось использовать и производить до 2035 года, однако в 2009 года разработчик объявил о решении свернуть производство данной модели, из-за отсутствия оборонного заказа.


В Соединенных Штатах Америки эта боевая машина считается основной. Первая модель появилась в 1980 году. Эти танки находятся на вооружении не только в американской армии, но и в армиях Египта, Кувейта, Австралии, Саудовской Аравии и Ирака. Название боевой машины связано с именем генерала Абрамса Крейтона.

Американская боевая разработка замечательно проявила себя при боевых действиях, она представляет реальную угрозу для вражеских войск.

Абрамс отлично защищен от различных противотанковых орудий, поскольку броня усилена ураном. На борту имеются новоизобретенные орудия. Самоходная машина оснащена газотурбинным мотором отличной производительности, правда сложным в обслуживании, к тому же еще и велики затраты на топливо.


Южная Корея – страна, производящая самые дорогие боевые машины на гусеничном ходу в мире. Стоимость одной единицы составляет около 8,5 миллионов долларов. Черная пантера оснащена автоматической системой наведения, что дает возможность находить и обезвреживать цель. Высокая скорость танка обеспечивается за счет установленного дизельного мотора и гидропневматической подвески.

Наконец-то мы подобрались к лидеру и сейчас вы узнаете, какой самый лучший танк в мире. Это…


Эта самоходная машина – не что иное, как модернизированный танк Леопард 2. В отличие от своего прародителя, эта модель обладает хорошей мощностью, современной электронной системой, улучшенной защитой и способностью ведения боя, как в черте города, так и за его пределами.

Повышенная точность прицеливания достигается за счет установленных усовершенствованных орудий. Несмотря на свой тяжелый вес, Леопард 2А7 является довольно маневренной машиной.

Вот мы и рассмотрели самые лучшие танки мира. Топ-10, с которым вы только что ознакомились, актуален по сей день. Каждый из представленных танков показал отличные результаты при выполнении боевых задач.



Доброго время суток, хотим вам представить ТОП 10 Самых лучших танков мира 2019

10 M1A2 Абрамс

Универсальная боевая машина М1А2 Абрамс стоит на вооружении США с 1994 года. Отличается от других моделей усиленной бронёй, тяжеловесностью (67,6 тонн), шириной 3, 6 метров, длиной корпуса 9,82 метра, лазерным дальномером и интегральной боевой системы видеонаблюдения с 8 перископами. Оснащён 120 калиберным зенитным пулемётом и двумя дополнительными пулеметами. Корпус башни танка способен вращаться на 360 градусов. Абрамс – самая высокотехнологичная боевая машина в мире военной техники.

9 К2 Черная Пантера

Броневая мощность Черной Пантеры, такая же, как у М1А2 Абрамса, однако масса техники всего 55 тонн при 10-метровом дуле и высотой в 2,2 метра, длина корпуса 7,5 метров, ширина танка 3,1 метра.
Имеют стандартный снаряд, поражающий противника сверху. Выпустила Черную Пантеру Южная Корея в 2009 году.

8 Тип 99

Самый надежный в Азии танк Тип 99 весом 54 тонны имеет гладкоствольный пулемёт 125 мм, который отличается большей мощностью. Тип 99 имеет реактивную броню и современную лазерную систему наблюдения, которая при обнаружении противника в автономном режиме открывает огонь на поражение. Пожалуй, китайский танк самый дорогостоящий в мире. По оценкам экспертов его стоимость 2,5 млн. долларов.

7 Т-90

Российский танк Т-90 оснащён не только стандартной динамической защитой и броней, но и активной защитой: системой постановки дымовых завес и лазерным самонаведением. Хромированный гладкоствольный пулемёт 125 мм, коаксиальный пулемёт 7,62 мм и зенитный пулемёт – 12,7 мм. Боевая масса танка 46,5 тонн при длине корпуса 6,8 метров. Т-90 отвечает всем требованиям современного ведения боя.

6 РТ-91

Польский боевой танк РТ-91 модернизированный вариант русского танка Т-72. Обладает достаточно мощным двигателем 850 л.с.и быстрой скоростью - 60 км/ч. Масса танка 47,3 тонны. Основное оружие – модернизированная пушка 125-мм, которая оборудовано автоматом заряжения. В дополнительном вооружении находится пулемет 7,62 мм и зенитчик 12,7 мм.

5 Челенджер

Танк британской армии Челенджер на вооружении с 2008 года. Оружие - бронебойный подкалиберный снаряд 120 мм и два пулемёта 7,62-мм. Боекомплект из 4000 патронов. Дизельная мощность танка 1200 л.с. Ходовая часть усилена гидропневматической подвеской. Челенджер - самый надёжный танк в мире.

4 К1а1

Корейский боевой танк выпущен с усовершенствованной бронёй массой 55 тонн. Оптимизирован для боевых действий в горах. Танк вооружен мощной скорострельной пушкой 120 мм, автоматизированной системой управления для поражения противника с воздуха.
Выпускается с 2001 года. Может проходить водные преграды.

3 Аль-Халид

Танк стоит на вооружении у Пакистана с 2000 года. Основное оружие - 125 мм гладкоствольная пушка, в дополнительном комплекте танка зенитка 12,7 мм и пулемёт 7,62 мм, также имеются 12 установок для пуска дымовых гранат. Аль-Халид адаптирован к высоким температурам, оснащён динамической защитой лобовой проекции корпуса. Масса боевой машины 45 тонн.

2 Леклерк

Быстрый французский танк Леклерк отличается самой сложной и технологичной конструкцией. Несмотря на то, что Леклерк состоит из стандартной 120 мм пушки с дополнительным коаксиальным пулеметом 12,7 мм, который вмещает до 11000 патронов и боекомплектом в 3000 патронов дополнительного пулемета 7,62 мм. По бокам башни установлены гранатомёты.
Электронные системы танка позволяют получать данные о расходах топлива, пройденном расстоянии и местоположении танка.

Появление бронетехники наложило кардинальный отпечаток на правила ведения войны. Все государства быстро осознали все выгоды таких подвижных платформ, обладающих возможностью сдерживать превосходящие силы противника. Развитие танкостроения продолжилось семимильными шагами во время Холодной войны, что привело к созданию ОБТ. Современные танки являются очень быстрыми, маневренными и тяжеловооруженными машинами. И хотя в разработке новых моделей наступил некоторый застой, соперничество между странами по-прежнему не утихает. В этой статье рассмотрим самые лучшие танки в мире – Топ 10 .

1. K2 Black Panther

Этот танк был принят на вооружение Южной Кореей в 2014 году, чтобы обеспечить превосходство своих сил над КНДР. Танк был призван заменить американские M48, а также стать дополнением к уже имеющимся К1. Особое внимание при разработке танка уделялось электронике и боевым системам, которые бы позволили реализовать автоматическое отправление важной информации между подразделениями. Из-за сложного производства, цена K2 Black Panther составила $8,5 млн за одну единицу. Это в два раза больше, чем стоимость K1. К2 считается самым дорогим танком в мире, и обладает огромным боевым потенциалом.

2. M1A2 Abrams SEP v3

Из-за того, что современные ОБТ быстро устаревают, появляется острая нужда в новых разработках. Самый дешевый путь – модернизация уже имеющегося парка. Модификация одного из лучших танков в мире M1A2 SEP v3 получила новый тип подкалиберных снарядов с лучшими характеристиками пробиваемости. Также планируется разработка осколочно-фугасных снарядов. Этот американский танк получил новую силовую установку, доработки, связанные с башенным пулеметом и усиления брони корпуса. Испытания новых образцов техники будут длиться до весны 2020 года, а первые поставки начнутся лишь в третьем квартале.

3. Меркава Mk.4

Очередная модификация, принятая на вооружение израильскими военными еще в 2004 году. Считается одним из наиболее эффективных танков в мире. В задней части корпуса танка есть небольшой отсек для раненых, что серьезно увеличивает ценность «Меркавы» во время неинтенсивных стычек, однако это снизило броню, из-за ее «размазывания» по большей площади. На Mk 4 значительно усилили бронирование, особенно это касается башни. Новое орудие MG153 получило маску, также оно имеет возможность вести стрельбу ракетами.

4. Тип 10

Тип 10 - самый современный и лучший японский боевой танк. Он создавался как замена предыдущим проектам – Тип 90 и Тип 74. Ходовая часть и корпус Тип 74 были глубоко переработаны, после чего на получившуюся платформу была установлена башня новой конструкции. Компоновка классическая, с экипажем из трех человек. Первый показ японские военные провели в 2008 году. Внешний вид танка сильно напоминает западные ОБТ, вроде Leopard 2A6, но его масса примерно равна танкам РФ. В результате, Тип 10 обладает неплохой подвижностью - 70 км/ч по шоссе. Немало усилий инженеров было сосредоточено и на защите от выстрелов из РПГ. Японские конструкторы успешно справились с задачей удешевления новой техники, а также упрощения ее перевозки (Тип 10 можно перевозить в обычном коммерческом трейлере).

5. Leopard 2A7+

В Топ 10 лучших танков в мире вошел Leopard 2A7+. Это модульная модификация Leopard 2A6. Благодаря этому, на танк можно установить лишь самые нужные модернизации. Новый танк может вести бой как в поле, так и городских условиях. Возможность оптимизировать модификацию под любые запросы пользователей делает этот ОБТ достаточно универсальным, однако, если применить все его возможности по модернизации, то вес Leopard 2A7+ составит более 67 тонн.

6. Challenger 2

«Челленджер 2» - основной боевой танк Великобритании. История его создания тесно сопряжена с политической ситуацией, сложившейся в стране во второй половине XX века. Британцам был жизненно необходим новый, современный образец бронетехники, поэтому министерство обороны начало рассматривать варианты закупок у стран вроде США. Этот шаг мог повлечь за собой полное разорение танковой промышленности в стране, тем не менее, компании «Виккерс» удалось вовремя разработать проект нового танка. Специальная комиссия в 1991 провела тщательное сравнение «Челленджера» с техникой других производителей, после чего танк был принят на вооружение. Ожидается, что различные модификации этого танка будут использоваться британской армией вплоть 2035 года.

7. AMX-56 Leclerc

AMX-56 Leclerc является одним из самых дорогих и лучших европейских боевых танков. Разработка велась еще в 1980-х годах прошлого века, но серийное производство началось лишь в 1992 году. «Леклерк» должен был стать заменой устаревшему AMX-30. Впервые французские инженеры приняли решение об использовании автомата заряжания, что позволило не только уменьшить количество членов экипажа, но и серьезно снизить массу брони. Это стало неожиданным решением для европейской школы танкостроения. Тем не менее, производственный потенциал «Леклерка» остался на низком уровне из-за огромного количества встроенной сложной электроники, что сильно увеличило стоимость и сложность изготовления. Из-за этого сильно пострадал даже экспортный потенциал танка.

8. Т-90 АМ

Т-90 АМ - усовершенствованная версия оригинального танка Т-90. Разработка началась в 2004 году. Его экспортный вариант известен как Т-90 МС, представленный в 2011 во время VIII международной выставки вооружений, проходившей в Нижнем Тагиле. Т-90 АМ может похвастать новой башней, системами управления и модернизированным орудием. Особенно пристальное внимание уделялось расширению возможностей командира по обнаружению целей. Теперь системы эффективны как днем, так и ночью. Также модификация оснащается комплектом активной защиты «Афганит», который устанавливается и на Т-14 «Армата». Экспортный вариант укомплектован КАЗ «Арена-Э» с меньшей функциональностью. Также впервые для управления танком стал применяться штурвал.

9. БМ «Оплот»

Т-84 БМ «Оплот» - современный боевой танк, состоящий на вооружении Украины. Разработка велась на протяжении пяти лет. Экипаж - три человека, боевое отделение находится в центре машины. Вооружение состоит из 125-мм орудия и 12.7-мм зенитного пулемета. Орудие способно вести огонь как стандартными боеприпасами, так и ракетами «Комбат», причем даже на полном ходу. БМ «Оплот» вышел победителем из всех 12 смоделированных сражений с другими современными танками.

10. VT-4

13

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, который попал в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:


Очень многие люди с удовольствием бы прокатились по канатной дороге, чтобы испытать все необыкновенные ощущения, вызванные подобным способом перемещен...

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире советская машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу