Аннелиз Михель. Одержимая демонами

... И пришел на смену Солнцу Туман. И как ночь сменяет день , так и он занял отведенное ему место .
И привел он демонов, что стали вторым проклятием рода человеческого. И воцарилась Тишина .

Редгрейн Лебовски

Где пролегает грань между безумием и одержимостью? Начнём сразу же со сложных вопрос. И с толкования деталей. Потому что не разобравшись в леталях, специфике и особенностях мы просто не сможем работать и воспринимать всё то, что будет твориться сегодня в "Лабиринтах" далее по тексту. Ведь для кого-то из вас одержимость, я уверен, связана с какими-то странными религиозными играми и понятиями и абсолютно не жизнеспособна как определение. Мы привыкли, что одержимость - один из вкусных и интересных элементов неких фильмов ужасов, не имеющих ничего общего с жизнью обыденной. И люди, которые привыкли оперировать понятиями "шизофрения" и "сумасшествие" кидают в одну корзину всё, что выходит за рамки их понимания о нормальности. До сих пор не существует какого-то общепринятого и красиво уложившегося определения одержимости в современном мире, потому многие считают это явление очередным проявлением избитого до потери последней капли крови понятия шизофрении. Но где пролегает эта скользкая грань, эта черта? Если разобраться более чётко и заняться даже не столько буквоедством, сколько разбором смыслов, то мы придём к тому факту, что безумие - это некий неконтролируемый даже самим человеком процесс, не имеющий логики. И что безумие для одного, то является нормой жизни для другого. Аскетизм - безумие для преуспевающего бизнесмена. Одиночество - безумие для зацикленной на быте и работе домохозяйки-наседки, занятой кормлением трёх детей и мужа, в коих она видит смысл жизни. Но заметьте, как замечательно эти понятия меняют свою форму, цвет и оттенок, если встать на противоположную сторону вопроса. Для монаха-отшельника безумие в преумножении зацепок в этом мире, накоплении ради накопления. Для одиночки, который не хочет быть зависимым от кого-либо или чего-либо, безумием может являтся выкармливание своей второй половины и организация его/её действий по собственным представлениям, образу и подобию некого "идеального супруга". Когда речь заходит о шизофрении, многие высоколобые психологи объяснят вам, что некая логика у шизофреника всё-таки присутствует, что в своих неподдающихся пониманию действиях он всё же склонен руководствоваться определёнными обстоятельствами, которые связаны с определёнными "помешательствами". Шизофрения, как правило, характеризуется уверенностью в собственной правоте и отсутствием критического взгляда на собственные поступки. Истинный шизофреник никогда не скажет вам, что он не прав в собственных действиях. Он в них глубоко убеждён и зачастую становится комнатным мессией, экстрасенсом или магом, который настолько хитро одурачил себя, что может утащить в бездну собственной неадекватности и нас с вами, потому что уверенность в собственном ритуальном поведении настолько сильна, что начинает распространяться на окружающих. И любой слишком уверенный в своей линии поведения человек имеет шанс свалиться в бездну подобных мрачных состояний, доказывая с пеной у рта, что его эксперименты с магическими ритуалами, или неконтролируемое мочеиспускание в собственные штаны - знак божий. И что эта система идеальна, что лишь она, с поправками на любой известный ему социальный процесс верна и везде работает правильно. Но то, что мы называем одержимостью демонами - свойство совсем другого рода. И если шизофреник сам топит себя в собственных заблуждениях, то одержимость - процесс, который контролируется извне. И настолько ясно и отчётливо, что лежащий в кровати с виду спокойный человек, связанный по рукам и ногам, либо просто спокойно сидящий на кухне и попивающий чаёк семьянин просто не должен ничего доказывать - его поведение, которое диктуется извне и подчинено не его личной логике, а определённым наущениям от некого спонсора становится очевидным. Шизофреник обманулся настолько, что верит в собственный самообман. Он непогрешим. Одержимый зачастую хочет избавиться от своих уверенностей, надиктованных ему существами, в реальность которых он верит. Так где же эта тонкая грань? Будем разбираться. Аннелиза Михель в "Лабиринтах".



/>
И сегодня с самого начала перед нами уже стоят полочки с этими препаратами: противоэпилептический фенитоин, нейролептик аолепт, в России чаще заменяемый перециозином или неулептилом, а также карбамазепин, естественно. И не то, чтобы это был необходимый набор для уэикэнда. Просто когда начинаешь лечить пациента ситуационно, становится уже трудно остановиться. Но зачастую, как вы понимаете, медики вынуждены делать именно так. Потому что не Боги горшки обжигают. И если перелом кости, например, очевиден, то перелом сознания - более тонкая вещь. И забираться в чужую голову, чтобы ковыряться в ней - достаточно рисковый номер. Прежде чем мы отправимся в нашу сегодняшнюю историю, хочется также уяснить для всех, что называть кого-то безумцем, сумасшедшим или, исходя из личных всегда необъективных взглядов, обвинять в том, что у человека "поехала крыша", никто никого не в праве. Потому что если вы не можете принять для себя логику чужой мотивации, то проблемы с крышей скорее всего у вас. Потому что не бывает таких мнений или состояний, которые невозможно понять. Бывают свойственные любому полу "женские истерики", которые связаны с тем, что Джокер в очередной раз растянулся перед вами в улыбке. И задал кому-то абсолютно другие ориентиры, эффектно разбив прямо перед вашим носом хрустальный шар желаний и надежд. И если в подобную ситуацию попадёт мудрый человек, то он испробует все возможности диалога, не прибегая к психологическому насилию или прочему неконструктивному регрессу. Потому что зрелость человека в первую очередь проявляется через его возможность принимать факты, а не совершать пирровы победы. Но мы немного отвлеклись от темы. И переключились на объективно больных...

Наша сегодняшняя история - история скромной католической семьи, которая изначально проживала в баварской деревушке Лайбльфинг. Родители Анны-Элизабет будут очень набожными людьми с простыми приземлёнными человеческими профессиями. Несмотря на определённый уровень религиозности, первый ребёнок у них родится за два года до заключения официального брака. Марта будет на четыре года старше Аннелизы и сам факт такого достаточно неусмотрительного процесса, как внебрачное зачатие, будет несколько смущать Аннелизу по достижении определённого возраста. Она часто будет молиться за своих родителей и старшую сестру даже после того, как Марту в возрасте восьми лет сожрёт рак почки. Так Марта Михель навсегда останется молодой, а Аннелиза обретёт статус старшей дочери Анны Фюрг и Йозефа Михель. Ещё до поступления Аннелизы в школу в семье Михель успеют появиться на свет ещё три девочки: Гертруд, Барбара и Росвита. На протяжении всего детства наша сегодняшняя героиня была достаточно прилежной девочкой и более чем прилежной прихожанкой, что потом отзовётся в множестве критических заключений относительно её диагноза. Аннелиза посещает мессы, читает молитвы при помощи розария. Зачастую её мир оформляется красивыми, но достаточно странными жестами доброй воли. Например для того, чтобы отмолить грехи заблудших католических душ наркоманов и бывших священников, свернувших на скользкую дорожку, несколько раз она осознанно засыпает прямо на полу. И многие могут сказать, что сумасшествие уже проявляется в этом. Ведь можно ли кого-то поймать, если врываешься на заседание МАССОЛИТа со свечкой в руках и в одном исподнем ? И можно действительно согласиться, что канва поведения несколько схожа. Но кто из детей не придумывал для себя миры, в которых своими поступками он мог что-то изменить? И Аннелизе, ещё относительно маленькой девочке, к тому же достаточно религиозной, несомненно хочется помочь кому-то. Она верит. И вера эта поддерживает её. Однако с 13-ти лет её всё чаще начинают мучать какие-то странные подозрения и опасения. И причин для них нет никаких, всё идёт как идёт, нет никаких домашних скандалов, всё гармонично. В тихой семье Михель просто не о чем волноваться, как кажется. Но то ли голоса, то ли некие смутные предчувствия не дают покоя...

В апреле 1949-го года экзорцизму подвергся молодой человек из штата Вашингтон, проживавший недалеко от Сиэттла. История эта по сей момент достаточно расплывчата и во всемирную сеть просочилось лишь несколько фактов, непосредственно изложенных одним из иезуитов, непосредственно проводивших сеанс экзорцизма при помощи "Римского Ритуала". Несмотря на множественные необъективные и откровенно странные заявления церкви, эта книга, написанная в 1614-ом году, с хирургической точностью и максимальными предосторожностями касается вопросов изгнания демонов и определяет три непосредственные "причины подозревать одержимость": сверхъестественные явления, связанные с предположительно одержимым, появление у него феноменальной силы, свободное общение на ранее неизвестных языках. Эти три пункта и являются отличительными чертами одержимости от той же шизофрении, например. И они конечно же не могут быть объяснены психиатрией как относящиеся к помутнению рассудка. Другой вопрос касается того, что фактически ни один из них до сих пор не был официально признан как судами и профессионалами, так и церковью. Ведь благославляя на обряд экзорцизма своих лучших священников церковь фактически передаёт их в руки "Римского ритуала", который хоть и является чётким сводом законов, но и предупреждает от беспричинного проведения обряда, а также настоятельно рекомендует провести тщательную дифференциацию между помешательством и одержимостью. К тому же "Ритуал" не даёт даже определённой структуры изгнания беса или демона. Он представляет собой лишь "костяк" обряда, большинство литаний которого можно заменить на любимые и самые действенные по мнению экзорциста отрывки "Библии". В неоспоримые элементы обряда входит лишь вручение одержимому креста, манипуляции с распятием и святой водой, а также финальный вопрос к демону о природе его сущности и тех вратах, которыми он проник в свою жертву.

Сеанс экзорцизма 49-го года закончился уверенной победой священника. Демон был изгнан, а молодой человек, чья история легла в основу фильма "Изгоняющий Дьявола", сейчас находится под программой защиты свидетелей католической церкви. Нашей сегодняшней героине повезло в разы меньше.

Скептики привыкли ассоциировать происходившие с Аннелизой события с её достаточно религиозной семьёй и шизофренией с примесью эпилепсии, которые на фоне бурного религиозного воображения вылились в события, которые мы с вами увидим ниже. К тому же многие утверждали, что первые признаки заболевания девочки совпали с выходом на экраны фильма "Изгоняющий Дьявола", историю коего мы только что услышали. И мы сейчас не будем рассуждать о том могла ли девочка видеть этот фильм, либо случайность, как всегда, оказалась не случайной. Но факт остаётся фактом и вот вполне послушная и покладистая Аннелиза, которая занималась музыкой и мечтала стать школьным учителем, на скорости несущегося паровоза вдруг сталкивается с чем-то абсолютно необъяснимым, что уже навсегда перечеркнёт и изуродует её жизнь и её мечты. И если быть честным и объективным, связывать первый приступ Аннелизы с "впечатлением от выхода фильма", который она возможно даже и не смотрела по определённым религиозным причинам, было бы неверно, потому что ещё за пять лет до выхода на экраны вышеобозначенной картины девочка переживает достаточно пугающую историю со спазмом языковой мышцы, в следствии которой впервые потеряет над собой контроль и по чистой случайности прикусит язык. Через год девушка испытала первый ночной приступ тяжкого удушья, во время которого все её мышцы были напряжены настолько, что невозможно было не только пошевелиться, но и позвать кого-то на помощь. Раньше, когда в народе ещё ходила вера в нечистую силу, обитающую непосредственно в человеческих жилищах, функция удавления человека во сне приписывалась различным мифологическим существам. На Востоке это были джины, в славянской мифологии целый ряд низших домашних духов, в числе которых был домовой, Кикимора, а также специализирующийся на подобных проказах тяжёлый и неповоротливый демон Шерстнатый. Эмоциональное напряжение было настолько сильным, что семнадцатилетняя девушка, за которой раньше не наблюдалось отлынивания от уроков, на следующее утро не смогла пойти в школу, однако восстановилась и, через определённое время придя в себя, снова смогла вернуться к активному образу жизни и некоторое время даже активно участвовала в игре в теннис.

Впрочем просветление наступает ненадолго. Паралич и затруднение дыхания ночью продолжают пугать Аннелизу и семья Михель обращается к своему лечащему врачу, который, не обнаружив никаких серьёзных отклонений в самочувствии пациентки только разводит руками и предлагает девочке обратиться к психиатру. Психиатр также не заметит никаких патологий и аномалий, перепроверив свои догадки при помощи ЭЭГ, не выявившей никаких измений в мозге. Однако, как вы понимаете, патология выскакивает не сразу. Процесс качественного изменения требует времени. А также требует определённую причину, которая и начнёт раскручивать колесо подобных изменений. И зачастую официальная современная медицина (особенно в контексте психиатрии) всё же делает упор на попытки симптоматического лечения, лишь связывая ниточками симптоматику с возможными причинами возникновения определённых состояний. И не стоит забывать о том, что огромное значение, конечно же, имеет определение причин заболевания. Зачастую настолько огромное, что при детальном препарировании подобных причин лечение может свестись к блокировке нескольких ненужных воспоминаний или "болевых точек" в прошлом. Только идиоты могут говорить о том, что человеку плохо, потому что он слабый, сам не справляется. Когда ты уличаешь человека в слабости и даёшь ему верёвку, чтобы он сам выбрался из ущелья, он, непонятый и уставший от собственных призраков, скорее затянет эту верёвку на своей шее. Только ненормальный дилетант будет без должной подготовки давить на пациента, преследуя идею шокового перелома, который всё исправит. И не забывай, что если ты врач - ты должен лечить. И если ты кого-то "лечишь", ты автоматически должен принять на себя бремя врача. И при грамотной систематизации, а также наличии некой "карты причин определённых состояний", психиатрия могла бы превратиться всего лишь в процесс нажатия определённых кнопок и отнюдь не на приборах относящихся к электросудорожной терапии. Но то ли уровень психиатрии не тот, то ли мы просто не нуждаемся в подобных подходах.

Классическая мудрость в греческом её понимании заключается не в том, чтобы давать ответы, но в том, чтобы задавать вопросы. И многие из нас об этом забывают. Но сегодня мы с вами должны задавать вопросы, это как никогда нужно, чтобы понять, что же действительно случилось с нашей героиней. И от правильного заданного, а также сформулированного вопроса зависит не только ответ. От него зависит намного больше... И вот, например, странный, но либо недоозвученный, либо действительно необъяснимый факт - до 73-го года, до самого момента обострения состояния, Аннелизе регулярно делали ЭЭГ. Почему же их перестали делать после 73-го года? И даже если принять во внимание тот факт, что священники действительно не рекомендовали принимать девушке определённые лекарства, то почему было забыто ЭЭГ? Забыто ли сознательно врачами, чтобы вдруг не обнаружилось, что мозг в порядке? Забыто ли сознательно церковниками, чтобы не обнаружилось, что мозг не в порядке? Или халатно забыто родителями, окончательно поверившими лишь в один метод лечения? Последнее из этих ЭЭГ, кстати, будет снято в июне 73-го года, хотя уже с весны девушка начинает слышать странные стуки. Обследование у отолога не выявило никаких патологий, как и все ранее проведённые исследования. Фенитоин можно было смело выкидывать в мусорное ведро - он не принёс никаких результатов, хотя был назначен ещё в 70-ом году. Причём, опять же, назначен симптоматически. И какими бы классными методиками, каким бы обширным опытом лечения не обладала медицина, обосновывать диагноз лишь на симптоматике, без прочих "патологических" (насколько они могут быть патологическими в данном случае) изменений и утверждать лечение, основываясь лишь на статистической общей картине - достаточно рискованно. К этому моменту врачи уже не могли определить какое конкретно лекарство оказало бы на пациентку лучшее действие. Аолепт, сходный с аминозином и использующийся для лечения психических расстройств, не помогал. Аннелиза начала слышать голоса, которые пророчили ей "гнить в Аду", в испуге она всё чаще рассказывала, что время от времени видит "лицо Дьявола". И всё-таки достаточно трудно толковать подобные заявления, исходящие из уст человека религиозного. Всё непонятное и пугающее он может охарактеризовать как Дьявола. Но в промежутках между ночными ступорами, галлюцинациями и приступами она слёзно просила избавить её от этого, искала помощи, действительно хотела побороть эти странные навязчивые состояния. После очередного посещения церкви в компании с подругой Аннелиза понимает, что не может прикоснуться к кресту, что больше не может пить святую воду. Четыре года лечения в больнице не привели абсолютно ни к каким результатам. Самочувствие девушки только лишь ухудшалось. Помимо ощущений начали появляться видения, началось саморазрушение сознания и отрицание собственного жизненного уклада.

Именно в этот момент родители девочки пытаются обратиться к католическим священникам. Однако те предупреждают, что невозможно проводить экзорцизм, пока не доказан факт одержимости. А доказать подобный факт в наше прагматичное время более чем сложно... В перерывах между помешательством сознание Аннелизы не только проясняется - в 73-ем она окончит Вюрцбургский университет, в 75-ом успешносдаст экзамены на получение специального разрешения на образовательные функции от имени церкви. Фактически девушка добьётся того, чего она всегда и хотела - будет готова преподавать... Но к этому моменту за ней уже год как наблюдает священник Эрнст Альт. Он будет первым, кто действительно заподозрит у девушки одержимость, после чего напишет письмо епископу Вюрцбурга с просьбой разрешить проведение обряда. В письме будет маленькая приписка Аннелизы: "Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня." В проведении ритуала епископ откажет.

Церковь призывает ненавидеть не грешников, но грех. Однако в случаях определённой опасности для своей репутации пасует. Медики как правило уверяют нас в излечении широкого ряда заболеваний. Но в особо тяжких случаях ловко изворачиваются, перебрасываясь больными из отделения в отделение и в итоге находя виновных в своей несостоятельности. И самая главная трагедия заключается в том, что официальная церковь, документально запретившая контакт экзорцистов и Аннелизы боялась уронить в грязь свою репутацию, которая могла пострадать из-за самого факта проведения подобных ритуалов. И самая главная трагедия заключается в том, что даже европейские врачи не нашли сил, чтобы признать абсолютную неспособность помочь девочке и вовремя не провели ряд исследований, которые могли бы выявить патологии, если таковые были. Или, по результатам исследований, признать своё бессилие. И в центре этого страха больная и абсолютно несчастная девушка, которую вынесли за меловой круг исходя из законов социального рукобития и круговой поруки.

А самые страшные дни для семьи Михель уже наступают. Аннелиза окончательно теряет контроль над собой в моменты приступов. Она ломает кресты и распятия, срывает с себя одежду, часами кричит и воет в своей комнате без видимо на то причины. Родители и сёстры ничего не могут сделать с этим, однако они безумно боятся не только оставлять её одну, но и оставаться с ней наедине. И безумное одиночество, пребывание со своими демонами один на один очень сильно давит на психику девушки. Позже Эрнст Альт и его помощник сальваторианин Арнольд Ренц выяснят опытным путём, что в голове девочки сидит не один, а шесть демонов, в числе которых Люцифер, Иуда Искариот, Каин и три существа, которые уже овладевали умами великих этого мира, а потому назвались их именами - Нерон, Гитлер и священник-убийца Валентин Флейшман. К этому времени, увидев плачевную ситуацию происходящую с девушкой, Альт повторно консультируется с епископом Вюрцбурга Йозефом Штанглем. Тот же обращается к иезуиту Адольфу Родевику и после консультации с ним разрешает Ренцу и Альту провести обряд экзорцизма, первый сеанс которого священники запланируют на 24 сентября 1975-го. Состояние девочки уже было критическим. Самоконтроль и сознание в определённые моменты полностью покидали её. Она слизывала с пола собственную мочу, калечила себя, проявляла особый гастрономический интерес к насекомым и углю для растопки печей, пыталась покончить с собой по велению демонов. Тогда её еле успеют стащить с моста над Майном. Примечательный случай домашней отчитки священникам рассказали родственники Аннелизы: по их уверению, когда та забилась под стол и несколько дней лаяла как собака, ей помогла подруга, которая пришла к ним домой и несколько раз прочитала молитву, призывающую демонов покинуть тело девушки во имя Святой Троицы. Впрочем в подобных случаях, будь то истерия или действительная одержимость, не всегда помогают лишь священники. Требуется сила, уверенность и псалтырь под рукой. Только не нужно бояться выбитых пробок, изменений голоса измученного человека и проклятий, которые летят в твой адрес.

В последствии на сеансе экзорцизма молодую девушку не могли удержать и трое взрослых мужчин, потому её всё чаще начали связывать крепкой металлической цепью. Она проклинала всех находящихся, говорила на нескольких иностранных языках, в числе которых была латынь, вопила чужими голосами. И даже если разбираться в возможности изменения речи пусть и безнадёжно больным человеком, нужно обратить внимание на то, что для задействования второй пары голосовых связок, нужно максимально расслабить мышцы. Но посмотрите... Как может расслабиться человек, извивающийся перед священниками как уж, скованный цепями и сильный настолько, что сил на сдерживание у окружающих просто не хватает? 30 мая на обряде поприсутствовал доктор медицины Ричард Рот, который позже на просьбу отца Альта о возможной медицинской поддержки Аннелизы ответит: "Против Дьявола нет инъекций."

И сегодняшняя наша история не о том даже кто прав, а кто виноват. Это мелкие размышления. Просто если ты врач и к тебе приводят подобного больного, ты внезапно осознаёшь, что рабочий день кончается в пять часов вечера. А потом - хоть синим пламенем гори. И проще скинуть его на чужие плечи. Если ты - церковный служитель и сталкиваешься с тем, что может подорвать твою репутацию, ты просто стараешься замять это. Потому что твой день тоже регламентирован. Не регламентирован только день той девочки, которой сейчас плохо прямо здесь перед тобой. И это, видимо, только её проблема. 1 июля 1976-го года проблема разрешилась. Перед сном Аннелиза позвала к себе маму и попросила немного побыть с ней. Она сказала, что ей очень страшно и хотела, чтобы кто-нибудь составил ей компанию. В 8 часов утра девушка умерла. Долгие судебные тяжбы, доказательства и факты, вымысел, перекатываемые от медицинского к католическому лагерю и обратно бочки ещё долго гремели по всей Германии. В следствии резонанса был откорректирован "Римский Ритуал". Священники были признаны виновными в смерти девочки, хотя существовал и вариант с пагубным действием карбамазепина, который Аннелиза употребляла в течении нескольких последних лет. Причиной смерти назвали истощение. Девушка уже давно отказывалась от еды - сперва по причинам того, что якобы демоны не разрешали ей питаться нормальной человеческой пищей, а после - для соблюдения определённой чистоты во время обрядов экзорцизма. К этому мнению, по заявлению многих очевидцев, она пришла сама.

Через два года после смерти Аннелизы одной монашке приснился сон, в котором ей было сказано, что девушка победила демонов и тело её, находящееся сейчас в могиле, нетленно. В вопросе неожиданно оказались заинтересованы все - даже скептики. Родители Аннелизы дали разрешение на эксгумацию, прикрыв свою просьбу желанием перезахоронить дочь. Подруга погибшей Теа Хайн будет вспоминать этот день так: "Собралось много людей - мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали." Полицейские не пустили к телу никого и сказали, что оно сгнило и смотреть там уже не на что. Впрочем, разумно ли верить видениям монашки?

Один из самых известных ныне экзорцистов Габриэль Аморт, который за свои девяносто лет провёл около десятка тысяч ритуалов экзорцизма, позже скажет относительно словившейся в Германии ситуации: "Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие." Впрочем теперь каждый из вас сам волен делать выводы во что верить, а во что не верить. Неправильно лишь то, что за верой и погоней за мистическими историями люди зачастую теряют нить человеческой жизни. Важной, бесценной человеческой жизни, окончательную ответственность за спасение которой так никто и не взял.

(Аnneliese Мichel) породила множество толков как среди религиозных людей и медиков, так и среди простых обывателей, шокированных этим получившим широкую огласку происшествием. Что это было - странные эпилептические припадки или одержимость - никто с уверенностью не может сказать до сих пор. Молодая девушка умерла, унеся с собой ответ на этот вопрос, и по сей день волнующий многих.

Аннелиза Михель родилась в маленьком баварском городке Лейблфинге в 1952 году. Её семья была очень религиозна, родители дали девочке строгое католическое воспитание. Насколько известно, никаких проблем в семье или в общении со сверстниками у Аннелизы не возникало. Она была обычной жизнерадостной школьницей, ничем особенным не отличавшейся от окружающих детей. Так продолжалось до шестнадцатилетия Аннелизы.

Однажды девушка оказалась в больнице с непонятными симптомами: она говорила о том, что слышит "голоса", "корчила рожи", кричала и хрипела. Когда приступы проходили, Аннелиза умоляла медперсонал помочь ей. Был поставлен диагноз "эпилепсия", хотя электроэнцефалограмма не показала никакой патологии. Опытные врачи с трудом справлялись с приступами и оказались совершенно бессильны вернуть девушку в нормальное состояние.

Отчаявшиеся родители Аннелизы в 1973 году обратились к католической церкви, поскольку предполагали одержимость - симптомы их дочери были вовсе не типичны для эпилепсии. Однако священнослужители не решились взяться за изгнание дьявола, мотивировав это тем, что Аннелиза принимала сильнодействующие психотропные вещества, прописанные в больнице. Один священник готов был провести сеанс экзорцизма, однако церковные власти запретили ему это совершать.

С каждым днём Аннелиза Михель страдала от своего недуга всё сильнее. Она оскорбляла своих родственников, дралась, кусалась, рычала и хрипела, спала только на полу, не употребляла обычную пищу (по её словам, сатана запрещал ей это), а ела пауков и мух, уничтожала иконы и кресты, находившиеся в её комнате.

В 1975 году в конце концов было решено провести ритуал экзорцизма по романскому обряду. Во время одной из молитв девушка сказала, что ею владеют несколько бесов, среди которых Каин, Люцифер, Нерон, Гитлер, Иуда Искариот и Флейшман (монах 16 века, оказавшийся под властью сатаны).

Целый год Аннелиза Михель переживала сеансы изгнания дьявола 1-2 раза в неделю. На некоторое время это помогало ей вести спокойное существование, но полного исцеления сеансы не принесли. Когда начинались приступы болезни, трое мужчин едва могли удержать её, настолько сильной она становилась. Аннелиза наносила себе телесные повреждения, билась в судорогах, которые в итоге привели к параличу ног.

Последний приступ начался 30 июня 1976 года. Больная пневмонией девушка умерла в мучениях, в полном сознании, от судорог. По факту её смерти было возбуждено уголовное дело. Несмотря на то, что вскрытие показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге, после расследования два священника и родители Аннелизы получили по шесть месяцев тюремного заключения (их обвинили в том, что они препятствовали медикаментозному лечению девушки).

Более сорока кассет с сеансами изгнания дьявола были записаны родственниками Аннелизы. В процессе изучения этих кассет священниками-экзорцистами было установлено, что запись представляет собой спор двух демонов по поводу того, кто первый покинет тело девушки.

По мотивам истории аннелизы Михель был снят фильм "Шесть демонов Эмили Роуз".

Фрагмент записи сеанса экзорцизма Аннелизы Михель.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Юность

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

Начало и конец

В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

По свидетельству самой девушки, ей стало казаться, что она одержима лет в 13. Первой, или по-крайней мере одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так, была Теа Хайн, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелиза обошла стороной какое-то изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 г. на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: "...присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние - там, где... ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (...) Легко задаться... вопросом "какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?"

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал ("Rituale Romanum"), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер (спорный момент ). Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: "Убери свою лапу, она жжёт как огонь!" Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами девушка чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: "Против дьявола нет инъекции". 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: "Мама, останься, я боюсь" ("Mutter bleib da, ich habe Angst"). Это были её последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелиза весила лишь 31 кг.

Последствия

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения. В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

В наше время

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose).

В 2006 году вышел фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», также посвященный Аннелизе.

Небольшой баварский городок Клингеберг стал местом массового религиозного поклонения. Тысячи желающих стремятся посетить место захоронения Аннелиз Мишель, которая трагически умерла в возрасте 23 лет. Ее загадочная история повторяется в сценарии фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», в котором упоминается реальный суд над священником, действия которого привели к смерти молодой девушки.

Состояние здоровья ухудшалось с каждым днем, но, несмотря на это, ежедневно Аннелиз совершала 600 поклонов, стоя на коленях. В итоге это привело к серьезной травме связок коленных суставов. Потом начались другие странности. Она залезала под стол и несколько дней лаяла, выла оттуда, ела пауков, куски угля и даже голову мертвой птицы…Небольшой баварский городок Клингеберг стал местом массового религиозного поклонения. Тысячи желающих стремятся посетить место захоронения Аннелиз Мишель, которая трагически умерла в возрасте 23 лет. Ее загадочная история повторяется в сценарии фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», в котором упоминается реальный суд над священником, действия которого привели к смерти молодой девушки.
С самого рождения в жизни Аннелиз присутствовал страх. Ее семья была религиозной: отец хотел стать священником, но судьба распорядилась иначе, но три тети были монахинями. В семье Мишель, как и любой другой, была своя тайна.

В 1948 году мать Аннелиз родила дочь Марту, при этом она не состояла в браке. Это считалось позором до такой степени, что даже в день свадьбы невеста не сняла черную вуаль.

Спустя 4 года родилась Аннелиз. Мать активно поощряла в девочках служение Богу, которым она пыталась компенсировать грех рождения. В возрасте восьми лет Марта умерла от осложнений после удаления опухоли почек. Впечатлительная и добрая Аннелиз еще острее почувствовала необходимость искупления грехов.

Все чаще девочка замечала вокруг себя следы грехов, стараясь избавиться от них. В то время как дети 60-х пытались расширить границы свободы, Аннелиз спала на каменном полу, пытаясь искупить грехи наркоманов, что спали на полу в здании вокзала.

В 16 лет появились ужасные приступы – Аннелиз билась в конвульсиях, словно эпилептик, а прописанные врачами лекарства не оказывали должного действия. Потеря сознания и депрессии стали постоянными спутниками девушки. Родители решили, что все дело в демонах, которые нападали на Аннелиз во время молитв. С каждым днем это убеждение набирало силу.
Врачи поставили диагноз запущенной эпилепсии, а сама девушка жаловалась на дьявольские галлюцинации, что начинаются с молитвой. В 1973 году у Аннелиз началась депрессия, во время которой она всерьез задумывалась о самоубийстве. Голоса, что слышались девушке, твердили о безрезультатности ее действий. Тогда Аннелиз обратилась к местному священнику с просьбой провести ритуал изгнания бесов, но тот дважды отказал ей. Причиной стало то, что состояние девушки не было схоже с тем, когда вселяются демоны. То есть, не было сверхъестественных способностей, лая, разговоров на неизвестных языках и так далее.

Состояние здоровья ухудшалось с каждым днем, но, несмотря на это, ежедневно Аннелиз совершала 600 поклонов, стоя на коленях. В итоге это привело к серьезной травме связок коленных суставов. Потом начались другие странности. Она залезала под стол и несколько дней лаяла, выла оттуда, ела пауков, куски угля и даже голову мертвой птицы.

Спустя несколько лет Аннелиз, уже доведенная до отчаяния, начала умолять священника провести ритуал, но тот все время отказывался. Лишь когда она стала нападать на родителей, уничтожать изображение Христа и срывать распятия, священники пришли к ней домой.
Начав сеансы, на которые дали добро, Аннелиз полностью отказалась от приема медикаментов.

Позже врачи установили диагноз – шизофрения, которая поддается лечению. По слухам, на девушку мог произвести впечатление фильм «Изгоняющий дьявола» от режиссера Вильяма Фрадкина. Но, вне зависимости от того, что стало причиной заболевания, вера в то, что галлюцинации реальны только усилилась.

Обряд был проведен отцом Арнольдом Рензом и пстором Эрнстом Альтом. В течение девяти месяцев священники проводили по 1-2 четырехчасовых сессии в неделю. По их словам священники определили несколько демонов, в том числе Иуду Искариота, Люцифера, Каина и Адольфа Гитлера, а разговаривали они по-немецки с австрийской интонацией.

Сорок два часа были записаны на пленку, но по утверждения экспертов ее невероятно сложно прослушивать. Нечеловеческий рык чередуется с ругательствами и диалогами демонов об ужасах ада. Сама Аннелиз так металась во время сеансов, что ее пришлось привязывать, а иногда и приковывать цепями к стулу.
Весной 1976 года у девушки началась пневмония, как итог истощения организма. 1 июля, так и не придя в сознание, Аннелиз умерла.

Родители похоронили девушку рядом с Мартой за кладбищем, где отводили место для незаконнорожденных и самоубийц. Даже после смерти Аннелиз не избавилась от греховности, с которой упорно боролась всю свою жизнь.

Доказать правдивость одной из версий невозможно, ведь лечение не принесло должных результатов, а девушка принимала лекарства 6 лет. Вполне возможно, что она просто разуверилась в эффективности лечения.

Несмотря на то, что родители девушки утверждали, что всему виной сатанинские силы, правосудие все равно состоялось. На слушаньях были проанализированы 42-часовые записи завываний и диалогов, которые раздавались из комнаты Аннелиз. Но приговор был достаточно мягок. Родителей, а также двух священников признали виновными и осудили на 6 месяцев условно.

После смерти Аннелиз религиозное помешательство не закончилось. В 1998 году монахиня из Восточной Германии сообщила семье Мишель, что у нее было видение. Исходя из ее слов, тело девушки не разложилось в могиле, а значит, находится во власти темных сил. Анна и Иозеф добились эксгумации и в присутствии мэра и огромной толпы вскрыли гроб. Мэр, заглянувший в гроб первым, предупредил родителей, что вид останков девушки помешает сохранить образ дочери. Но они, все же, заглянули и успокоились лишь тогда, когда увидели ужасного вида скелет.

Мать Аннелиз проживает в этом же доме и до сегодняшнего дня так и не пришла в себя после этих событий. Иозеф умер, а три другие дочери уехали. Анне Мишель сегодня больше 80 лет и она сама несет бремя этих воспоминаний. Из окон ее спальни видно кладбище и могила дочери с деревянным крестом.

Аннелиза Михель (Anneliese Michel), 21 сентября 1952 - 1 июля 1976). Известна тем, что по мотивам её жизни были созданы фильмы «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Реквием». Страдала нервными заболеваниями с 16 лет до самой смерти в 1976 году, причиной которой (по крайней мере, косвенной) считается ритуал по изгнанию дьявола. Её родители и два священника, проводившие ритуал, были позднее обвинены в неумышленном убийстве. Изгнание проводилось пастором Арнольдом Ренцем под идейным руководством епископа Йозефа Штангля. Ритуал закончился смертью девушки. «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы,- сказал пастор убитым горем родителям покойной,- вознеслась к престолу Всевышнего…» Некоторые люди считают, что она в самом деле была одержима дьяволом.

В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз "эпилепсия", хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Аннелиза Михель родилась 21 сентября 1952 г. в баварском Лейблфинге, но воспитывалась в Клингенберге-на-Майне этой же земли, которая тогда тоже входила в состав ФРГ. Имя девочки было сочетанием двух имён - Анны и Элизабет (Лизы). Консервативные родители Анна Фюрг и Йозеф Михель были колоритным исключением относительно Германии, но обычным делом в католическом бастионе Баварии. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель уходила за образец. Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма укусила себе язык. Через год начались непонятные ночные приступы, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии - утраты способности говорить - не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой обессиленной, что не нашла сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.

В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не отменили даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

Летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведён. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизы изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья и делать в день до 400 приседаний (или 600 поклонов, стоя на коленях, что, в конце концов, привело к травмированию связок коленных суставов). А однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня гавкала как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда та вышла из-под стола как ни в чём ни бывало. Однако это оказалось временным и
позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству. С каждым днём Аннелиза Михель страдала от своего недуга всё сильнее. Она оскорбляла своих родственников, дралась, кусалась, рычала и хрипела, спала только на полу, не употребляла обычную пищу (по её словам, сатана запрещал ей это), а ела пауков и мух, уничтожала иконы и кресты, находившиеся в её комнате.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал ("Rituale Romanum"), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г.
Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман (монах 16 века, оказавшийся под властью сатаны) и Гитлер, причем все они говорили по-немецки с австрийской интонацией. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: "Убери свою лапу, она жжёт как огонь!" Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью.

30 июня 1976 года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: "Мама, останься, я боюсь" . Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 утра была констатирована смерть Анны. Родители похоронили ее за кладбищем - обычно там хоронили незаконнорожденных и самоубийц. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов.

Выяснилось, что во время смерти Аннелиза весила лишь 31 кг. 21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет, для совершения ритуала Ватикан теперь требует от священников наличия медицинского образования.

"Я бы ни за что не стал выполнять этот обряд, - признается отец Дитер Фейнейс, священник церкви Святого Панкратия в Клингенберге. - Но и Анна Михель, и ее муж были абсолютно уверены, что поступают правильно. Церковь на этот счет говорит, что есть случаи, когда дьявол вселяется в человека, но в Германии никто больше не совершает изгнание".

Историю Аннелизы Мишель чаще называют "первым в мире задокументированным случаем изгнания дьявола". На самом же деле, "странное поведение" девушки объясняется довольно просто: на фоне общего религиозного помешательства, эпилепсии и шизофрении, видения и галлюцинации Аннелизы принимали образы бесов, дьявола и т.д.

Мать Аннелизы до сих пор живет в том самом доме. Она так до конца и не пришла в себя после тех ужасных событий. Ее муж умер в 1999 году, а три другие дочери уехали. Анна Мишель, которой теперь уже за 80, одна несет бремя воспоминаний. У нее развилась катаракта, от чего кажется, что глаза ее застыли под пленкой. Из окна спальни видно кладбище, где похоронена Аннелиза. На могиле стоит деревянный крест с именем умершей и надписью "Упокоилась с Господом".

"Конечно, я скучаю по Аннелизе. Она была моей дочерью. Я вижу ее могилу и часто навещаю, чтобы положить цветы", - говорит Анна Мишель.

Глубоко религиозная женщина, она настаивает, что изгнание дьявола было оправданно.

"Я знаю, что мы поступили правильно, потому что я видела на ее руках знак Христа, - говорит она. - У нее были стигматы. Был сигнал от господа, что мы должны пойти на изгнание дьявола. Она умерла во спасение наших пропавших душ, чтобы очистить их от греха. Аннелиза была доброй, любящей и послушной девочкой. Но когда в нее вселялся дьявол, это было что-то сверхъестественное, не поддающееся объяснению.