Великие флотоводцы россии. Пять флотоводцев ссср Полководцы и флотоводцы первой половины 19 века

Великие полководцы и флотоводцы России в 18 веке. Петр I Он проявил высокие организаторские способности и талант полководца в ходе Азовских походов (1695 - 1696 гг.), в Северной войне (1700 - 1721 гг.), Прутском походе 1711 года, во время Персидского похода (1722 1723 гг.). Он лично командовал войсками при взятии Нотебурга в 1702 году, в сражении при деревне Лесной в 1708 годуПод непосредственным руководством Петра I в знаменитой Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года были разгромлены и пленены войска шведского короля Карла XII. Петр Александрович РумянцевЗадунайский. (1725 1796 гг.) Генерал-фельдмаршал, выдающийся русский полководец и государственный деятель. Наиболее крупные победы были им одержаны в ходе первой русско-турецкой войны (1768 -1774 гг.), особенно в битвах при Рябой могиле, Ларге и Кагуле и многих других боях. Турецкая армия была разгромлена. Румянцев стал первым кавалером ордена Святого Георгия I степени и получил титул Задунайского. Как полководец, теоретик и практик военного искусства, Румянцев был смелым и мудрым, умел сосредоточить основные силы на решающих направлениях, тщательно разрабатывал план боевых действий. Он стал одним из инициаторов перехода от линейной тактики к тактике колонн и рассыпного строя. В боевых порядках он предпочитал использовать дивизионные, полковые и батальонные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков, отдавал предпочтение легкой кавалерии перед тяжелой. Он был убежден в преимуществе наступательной тактики перед оборонительной, при этом большое значение придавал подготовке войск, их моральному духу. Свои взгляды на военное дело Румянцев изложил в «Правилах генеральных» и «Обряде службы». Григория Александровича Потемкина-Таврического (1739 - 1791 гг.) Главнокомандующий Русской армией, выдающийся полководец, государственный деятель, генералфельдмаршал. Под непосредственным руководством этого талантливейшего полководца была взята турецкая крепость Очаков. За военные и политические достижения фельдмаршал Г.А. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Кроме того, он был фаворитом и ближайшим помощником императрицы Екатерины II Алексеевны. Руководил освоением Северного Причерноморья и строительством Черноморского флота. Александр Васильевич Суворов (1730 1800 гг.) За 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Именно он 24 декабря 1790 года взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике и Фокшанах в 1789 году, при Кинбурне в 1787 году. Итальянский и Швейцарский походы 1799 года, победы над французами на реках Адда и Треббия и при Нови, бессмертный переход через Альпы были венцом его полководческого искусства. В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными. Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании войск. Федор Федорович Ушаков (1745 1817 гг.) Адмирал. Он заложил основы новой морской тактики, основал Черноморский военный флот, талантливо руководил им, одержав ряд замечательных побед на Черном и Средиземном морях: в Керченском морском сражении 1790 года, в сражениях у острова Тендра 28 августа (8 сентября) 1790 года и мыса Калиакрии в 1791 году. Знаменательной победой Ушакова было взятие острова Корфу в феврале 1799 года, где успешно использовались комбинированные действия кораблей и сухопутного десанта. Ушаков уделял большое внимание совершенствованию военно-морского искусства, явился основоположником маневренной тактики парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание огня и маневра. Его тактика отличалась от принятой в то время линейной тактики решительностью боевых действий, применением единых походно-боевых порядков, сближением с противником на короткую дистанцию без перестроения походного строя в боевой, сосредоточением огня на решающем объекте и выводе из строя в первую очередь флагманских, кораблей противника, созданием в бою резерва для развития успеха на главных направлениях, ведением боя на дистанции картечного выстрела в целях достижения наибольшей эффективности ударов, сочетанием прицельного артиллерийского огня и маневра, преследованием противника для завершения полного его разгрома или пленения. Большое значение Ушаков придавал морской и огневой выучке личного состава, был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных, противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал у личного состава патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчиненным, за что пользовался всеобщим уважением. Самуил Карлович Грейг (1735–1788) Уроженец шотландского г. Инверкитинг, служил в британском флоте. В 1764 г. перешел на службу в российский флот, получив чин капитана 1-го ранга. Участник русско-турецкой войны 1768-1774 гг., командуя линейным кораблем "Три иерарха", в составе эскадры Г.А. Спиридова совершил поход в Средиземное море. Командуя кордебаталией, отличился во время морского сражения в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. Во время уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. осуществлял непосредственное руководство действиями русских кораблей, принимавших участие в этой операции. Именно С.К. Грейг в 1775 г. доставил в Кронштадт самозванную княжну Е. Тараканову, захваченную А.Г. Орловым-Чесменским. В благодарность за это он был назначен главным командиром Кронштадтского порта. В 1782 г. Грейг был возведен в чин адмирала. Во время русскошведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, нанес поражение шведской эскадре герцога К. Зюдерманландского в Гогландском сражении (6 июля 1788 г.), блокировав корабли противника в Свеаборгском морском районе. Вскоре он тяжело заболел, был эвакуирован в Ревель, где и умер. Василий Яковлевич Чичагов (1726– 1809) В первый офицерский чин мичмана произведен в 1745 г. В 1764 г. назначен начальником экспедиции из трех кораблей для отыскания морского пути вдоль побережья Северного Ледовитого океана из Архангельска к Берингову проливу и далее к Камчатке. Дважды, в 1765 и 1766 гг., пытался он выполнить поставленную перед ним задачу, но обе экспедиции Чичагова попытки пройти Северным морским путем окончились безрезультатно. Однако ему удалось достичь высоких полярных широт. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. контрадмирал Чичагов командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшим Керченский пролив. В 1775 г. произведен в чин вице-адмирала и назначен членом Адмиралтейств-коллегии, в 1782 г. произведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, руководил действиями русских эскадр в Эландском и Ревельском морских сражениях. После прорыва шведского флота из Выборга в ночь на 22 июня 1790 г. возглавил преследование кораблей противника. За эту победу награжден орденом Св. Георгия 1-й ст. С 1797 г. – в отставке. Григорий Андреевич Спиридов (1713-8.04.1790) Флотоводец, адмирал. Родился в семье офицера. Записан во флотскую службу в 1723, в 1733 был произведен в мичманы, с 1741 - командир линейного корабля. Участвовал в Русско-турецкой войне (173539), Семилетней войне (1756-63), Русскотурецкой войне (1768-74). При осаде Кольберга Спиридов командовал двухтысячным морским десантом. С 1762 Спиридов - контр-адмирал, в 1764 - главный командир Ревельского, в 1766 - Кронштадтского портов. В 1769 Спиридов адмирал, командующий одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное.

Советский военно-морской флот стал достойным наследником традиций российского флота, заложенного ещё Петром Великим. Многие советские флотоводцы заслуживают самой высокой оценки. «Историк» предлагает познакомиться с пятью, пожалуй, самыми выдающимися адмиралами советского флота.


ЛЕВ ГАЛЛЕР

Родился 17 ноября 1883 года в Выборге в семье военного инженера и дочери пастора. После окончания с отличием тифлисской гимназии в 1902 году зачислен в специальный класс Морского кадетского корпуса.

Первую мировую войну встретил в должности флагманского артиллериста бригады линейных кораблей Балтийского флота. Боевое крещение принял в августе 1915 года, находясь на линейном корабле «Слава», в бою с германскими линкорами «Позен» и «Нассау». В Моонзундском сражении участвовал уже в должности старшего офицера «Славы», а после гибели линкора Льва Галлера назначили командовать эсминцем «Туркменец Ставропольский».

Принимая после Октябрьской революции сторону большевиков, капитан I ранга Лев Галлер руководствовался не политическими соображениями, а идеями служения Родине и флоту. В 1918 году он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота - операции по перебазированию кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы избежать их захвата германскими и финскими войсками.

В 1921 году Льва Галлера утвердили в должности начальника штаба морских сил Балтийского моря. В то время основное внимание ему пришлось уделять тралению вод Балтики (после окончания Первой мировой войны осталось множество мин) и разработке планов оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий флота на случай войны. Достаточно весомым оказался вклад Льва Галлера и в разработку утверждённой в 1926 году программы военного кораблестроения.

С 1937 года Лев Галлер - заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР, с 1938 года - начальник Главного морского штаба, с 1940 года - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой и строительством новых кораблей. В 1945 году при его непосредственном участии разработали программу послевоенного кораблестроения, которая предусматривала строительство авианосцев в качестве новой основной ударной силы.

Дальнейшая судьба Льва Галлера сложилась трагически. В 1947 году он стал одним из фигурантов так называемого дела адмиралов, которым предъявили обвинение в передаче без согласия советского руководства союзникам по антигитлеровской коалиции чертежей высотной торпеды, а также морских карт двух островов и побережья Камчатки. Хотя на суде Лев Галлер и доказывал, что к моменту передачи торпеда и карты вовсе не являлись секретными, его приговорили к четырём годам тюремного заключения. 12 июля 1950 года Лев Галлер скончался в Казанской тюрьме.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года он был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала (посмертно).

ИВАН ИСАКОВ

Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент вблизи Карса в семье дорожного техника Степана Исаакяна, русифицировавшего свою фамилию на «Исаков». После окончания реального училища в Тифлисе летом 1913 года решил поступать в Морской кадетский корпус, но инородца недворянского происхождения не приняли в это кастовое учебное заведение. Исаков был вынужден учиться в Петербургском технологическом институте.

С началом Первой мировой войны флоту перестало хватать кадров, выпускаемых Морским корпусом, поэтому пришлось организовать Отдельные гардемаринские классы, куда и поступил Иван Исаков. В марте 1917 года его произвели в мичманы и назначили на эсминец «Изяслав», на котором он участвовал в Моонзундском сражении.

В марте 1920 года Исаков получил назначение на должность командира эсминца «Деятельный». Одновременно он стал флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийском море. Под его руководством на рейде Астрахани было выставлено минное заграждение, на котором подорвался белогвардейский вспомогательный крейсер «Князь Пожарский». Позднее Иван Исаков участвовал в Энзелийской операции.

После окончания Гражданской войны Исаков командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал ряд штабных должностей и преподавал в военной академии. С 1940 года - кандидат военно-морских наук.

Начало Великой Отечественной войны Иван Исаков встретил в должности первого заместителя наркома ВМФ. В июле 1941 года его назначили заместителем командующего Северо-Западного направления по морской части. Находясь в этой должности, он принял самое деятельное участие в организации перевозок в осаждённый Ленинград по Ладожскому озеру, а также в создании Ладожской, Чудской, Онежской и Ильменской военных флотилий. Под Шлиссельбургом Ивана Исакова контузило, и он навсегда оглох на левое ухо.

Вскоре адмирала отправили на юг для оказания помощи в подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. Далее в должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта он координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий. 4 октября 1942 года, попав под бомбёжку, Исаков получил тяжёлое ранение бедра. Из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать ногу. После прохождения курса лечения адмиралу поручили руководить подготовкой к изданию сборников, обобщающих опыт ведения войны на море. Сам же он написал книгу «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне».

С 1946 по 1950 год Иван Исаков являлся начальником Главного морского штаба, а затем заместителем Главнокомандующего ВМФ. Иосиф Сталин очень ценил его и отзывался: «Умница, без ноги, но с головой». Адмирал Иван Исаков скончался в Москве 11 октября 1967 года.

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

Родился 11 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1915 году после смерти отца устроился работать рассыльным в управление Архангельского порта. В 1919 году Николая Кузнецова зачислили в Северодвинскую военную флотилию, а после её расформирования перевели в Петроград в Центральный флотский экипаж, где он принял участие в ликвидации Кронштадтского мятежа.
С 1923 по 1926 год учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, после окончания которого с отличием был направлен на крейсер «Червона Украина» Черноморского флота. После окончания в 1932 году Военно-морской академии стал старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а позднее - командиром крейсера «Червона Украина».

Во время Гражданской войны в Испании являлся главным военно-морским советником республиканского правительства. После возвращения в Россию - заместитель командующего, а с 1938 года - командующий Тихоокеанским флотом.

29 апреля в возрасте 34 лет Николая Кузнецова назначили на должность наркома ВМФ СССР. Началась его интенсивная деятельность по укреплению флота и подготовке его к войне. В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Кузнецов был членом Ставки Верховного главнокомандования и руководил действиями флота на всех театрах.

В январе 1948 года в рамках «дела адмиралов» Николая Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала и назначили на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1951 году он вновь возглавил флот, теперь уже в должности военно-морского министра СССР, но звание адмирала флота ему вернули лишь 13 мая 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

Однако вскоре последовала вторая опала, вызванная его категорическим неприятием действий Никиты Хрущёва, направленных на принижение роли флота. Под предлогом виновности во взрыве, погубившем 29 октября 1955 года линкор «Новороссийск», Николая Кузнецова понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Опальный флотоводец любил повторять тогда: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту - невозможно». В этот период он написал несколько книг и множество статей, неоднократно выступал перед общественностью по различным касающимся флота вопросам. Скончался 6 декабря 1974 года. Лишь спустя много лет, 26 июля 1988 года, Кузнецова посмертно восстановили в звании адмирала флота Советского Союза. В настоящее время его имя носит единственный российский тяжёлый авианесущий крейсер.

АРСЕНИЙ ГОЛОВКО

Родился 10 июня 1906 года в станице Прохладная Терского казачьего войска в семье казака-ветфельдшера и крестьянки. Окончил церковно-приходскую школу, а в 1922 году поступил в Ростове-на-Дону на рабфак. В 1925 году переехал в Москву и начал учиться в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, правда, через несколько месяцев был призван по комсомольскому набору на флот. Командиры обратили внимание на способного матроса и послали его учиться. После окончания в 1928 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе получил назначение на эсминец. Молодой командир достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и к маю 1935 года являлся начальником штаба бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

В августе 1936 года Арсений Головко поступил в Военно-морскую академию, но вскоре отправился добровольцем в Испанию, где исполнял должность советника командира военно-морской базы Картахены. По возвращении продолжил учёбу в академии, после окончания которой стал начальником штаба Северного флота, а с июня 1938 года - командиром дивизиона эсминцев. В дальнейшем командовал Каспийской флотилией и Краснознамённой Амурской флотилией.

С июля 1940 года - командующий Северным флотом, на тот момент наиболее молодым и слабым по корабельному составу. Хотя как раз этому флоту довелось сыграть едва ли не самую важную роль в Великой Отечественной войне, так как именно северным маршрутом в СССР доставлялась основная масса поставок , снаряжения, продовольствия и различных стратегических материалов по ленд-лизу. Кроме обеспечения проводки конвоев под руководством Головко флот активно участвовал в обороне Советского Заполярья и Мурманска, а также действовал на коммуникациях германских войск в Северной Норвегии.

С марта 1950 года Арсений Головко - начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. Скончался 17 мая 1962 года.

СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольском в семье учителей. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но в 1927 году становится курсантом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, по окончании которого отправился служить на Черноморский флот. Через год его перевели на Тихоокеанский флот.

В 1939 году Горшков вернулся на Черноморский флот в качестве командира бригады эсминцев, а год спустя - командира бригады крейсеров. В годы Великой Отечественной войны командовал Азовской и Дунайской флотилиями. Участвовал в обороне Одессы. Руководил высадкой многих десантов.

Хотя настоящая слава пришла к нему после войны, когда он стал «отцом» советского ракетно-ядерного флота. В январе 1956 года его назначили командующим Военно-морским флотом СССР. Непосредственно в это время флот начал активно пополняться новыми современными кораблями: атомными подводными лодками и ракетными крейсерами. Постепенно советский флот достиг состояния, близкого к паритету с американским, причём темпы строительства новых советских кораблей превышали аналогичные показатели для американских.

Благодаря Горшкову флот смог получать корабли принципиально новых классов - авианесущие крейсера и тяжёлые атомные ракетные крейсера, что позволило полноценно конкурировать на океанских просторах с силами НАТО.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков скончался 13 мая 1988 года. Он оставил стране богатое наследство в виде многочисленного и современного флота, а ряд построенных при нём кораблей продолжает нести службу до настоящего времени.

Сегодня, в последнее воскресенье июля, в России традиционно празднуется День Военно-морского флота. «Историк» предлагает в этот день вспомнить великих флотоводцев, победно служивших Родине и приумноживших славу отечественного флота.


ГРИГОРИЙ АНДРЕЕВИЧ СПИРИДОВ

Григорий Андреевич Спиридов родился в 1713 году в семье коменданта недавно отвоёванного у шведов Выборга. В возрасте 10 лет он поступил добровольцем на один из лучших кораблей Балтийского флота «Святой Александр». В 1728 году по рекомендации командира корабля молодого Спиридова направили в Морскую академию, а после её окончания уже в офицерском чине - на Донскую флотилию, где, действуя против турок на Азовском море, будущий флотоводец приобрёл свой первый боевой опыт.

В течение последующих 20 лет Григорий Спиридов прошёл путь от мичмана до контр-адмирала, командующего эскадрой на Балтийском море. За годы службы он проявил незаурядные педагогические таланты, поэтому в 1755 году стал одним из первых преподавателей новообразованного Морского кадетского шляхетского корпуса. В 1761 году руководил высадкой десанта около прусской крепости Кольберг. После окончания Семилетней войны возглавил сначала Кронштадтский, затем Ревельский порт и в конечном итоге стал командующим Балтийским флотом.

Когда в 1768 году началась война с Турцией, перед Балтийским флотом поставили задачу совершить переход вокруг Европы, чтобы развернуть боевые действия на средиземноморском театре. Экспедицию называли Архипелагской, так как рассчитывали вызвать массовые восстания среди греков и населявших Балканский полуостров славянских народов. Общее руководство осуществлял Алексей Орлов, а командование флотом доверили Григорию Спиридову. 24 июня 1770 года он одержал победу в Хиосском сражении, после чего турки отступили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Григорий Спиридов разработал план, сочетавший артиллерийский обстрел противника с малых дистанций и атаку брандеров. Благодаря этому в ночь с 25 на 26 июня удалось поджечь большинство турецких кораблей.


И.К. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848

Последующие четыре года адмирал провёл среди островов Греческого архипелага, блокируя Дарданеллы и перехватывая турецкие суда в Эгейском море.

В июне 1773 года Григорий Спиридов по состоянию здоровья вышел в отставку. Умер в 1790 году в Москве.

ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ УШАКОВ

Родился в 1745 году в семье сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. После окончания в 1766 году Морского кадетского корпуса был направлен на службу на Балтийский флот. Когда в 1768 году началась русско-турецкая война, лейтенанта Фёдора Ушакова назначили командиром прама № 5 Донской (Азовской) флотилии, и вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мира он охранял от противника побережье Крыма, а в 1775 году уже командовал на Балтике фрегатом «Северный орёл». Вскоре перспективного офицера назначили командиром императорской яхты, но придворная карьера не прельщала Ушакова, и он добился перевода на линейный корабль «Виктор», командуя которым участвовал в реализации «политики вооружённого нейтралитета» на Средиземном море.

С 1783 года Фёдор Ушаков служил на Черноморском флоте. За заслуги в борьбе с эпидемией чумы в Херсоне он в 1785 году получил свою первую награду - орден Святого Владимира IV степени. Начало очередной русско-турецкой войны в 1787 году застало Фёдора Ушакова в должности командира линейного корабля «Святой Павел». На следующий год, уже командуя авангардом эскадры, в сражении при Фидониси он сумел одержать первую на Чёрном море победу над превосходящими турецкими силами. В 1789 году Фёдор Ушаков получил чин контр-адмирала. В 1790 году он одержал блестящие победы у Керченского пролива и Тендры, а годом спустя - у мыса Калиакрия.

Вершиной карьеры Фёдора Ушакова стал Средиземноморский поход. Русские моряки взяли штурмом сильную крепость Корфу и освободили от французов значительную часть Италии.

Во всех сражениях Фёдор Ушаков придерживался активной наступательной тактики. Благодаря своему высочайшему флотоводческому искусству он всегда побеждал превосходящие силы противника. Прославленный адмирал не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русская православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых.

МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ ЛАЗАРЕВ

Родился в 1788 году в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева. В 1800 году вместе с двумя своими братьями, которые также стали адмиралами, поступил в Морской кадетский корпус. В 1803 году в числе лучших гардемаринов его направили на стажировку на британский флот, которая продолжалась до 1808 года.
В 1813 году лейтенанта Лазарева назначили командиром принадлежащего Русско-американской кампании шлюпа «Суворов». Кораблю предстояло совершить кругосветное путешествие и доставить грузы в оплот русских поселений на Аляске Ново-Архангельск. В ходе этого путешествия Михаил Лазарев совершил своё первое географическое открытие - открыл небольшой атолл в южной части Тихого океана, названный именем Александра Суворова.

Шлюпы Восток и Мирный на советской марке 1965 годаШлюпы «Восток» и «Мирный» на советской почтовой марке

В 1819 году российское правительство по настоянию известных мореплавателей Ивана Крузенштерна и Отто Коцебу приняло решение снарядить экспедицию в южнополярные воды в поисках предполагаемого материка, называемого тогда «Терра Аустралис инкогнита». Для этой цели выделили два шлюпа: «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный», командовать которым поручили недавно вернувшемуся из кругосветного плавания Михаилу Лазареву. 3 июля корабли вышли из Кронштадта, а 16 января 1820 года вошло в как дата открытия нового материка - Антарктиды. До марта русская экспедиция обследовала южные полярные воды, после чего ухудшение ледовой обстановки вынудило уйти её в австралийский порт Джексон. После ремонта и отдыха экипажей «Восток» и «Мирный» вновь направились к Антарктиде и 9 января 1821 года открыли остров, названный именем Петра I. 24 июля экспедиция вернулась в Россию. За выдающиеся заслуги Михаил Лазарев был произведён в капитаны II ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В 1822–1825 годах Михаил Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил своё третье кругосветное плавание. Следует отметить, что сопровождавшим фрегат транспортом «Ладога» командовал его старший брат капитан-лейтенант Андрей Петрович Лазарев. Около года «Крейсер» провёл у берегов Русской Америки, охраняя территориальные воды от контрабандистов, пока его не сменил шлюп «Предприятие» под командованием другого прославленного русского мореплавателя Отто Коцебу.

По возвращении в Россию Михаила Лазарева произвели в капитаны I ранга и назначили командиром линейного корабля «Азов». В Наваринском сражении он принял бой сразу с пятью кораблями противника, потопив два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль Тагир-паши, а также вынудил выброситься на мель линейный корабль. За этот подвиг Михаила Лазарева произвели в контр-адмиралы, а «Азов» получил кормовой Георгиевский флаг.

Дальнейшая его судьба оказалась прочно связанной с Черноморским флотом. В июне 1833 года, командуя эскадрой, Михаил Лазарев возглавил экспедицию к Босфору, в результате которой удалось заключить выгодный для России Ункяр-Искелесийский договор. В 1834 году он получил чин вице-адмирала и стал командующим Черноморским флотом.

Едва вступив в должность, новый командующий немедленно взялся за совершенствование корабельного состава. Интенсивно строились новые линейные корабли и фрегаты. Михаил Лазарев лично внёс ряд конструктивных усовершенствований в рангоут и парусное вооружение, а также ввёл более обтекаемую форму кормы и изменил угол наклона форштевня. Одним из первых на русском флоте он выступил с инициативой строительства паровых кораблей с железным корпусом.

Особой его заслугой на этом посту стала подготовка целой плеяды талантливых моряков, вошедших в историю России под собирательным термином «лазаревская школа». Особым уважением адмирала пользовались будущие герои Крымской войны Павел Нахимов и Владимир Корнилов. Последний вспоминал, что в годы его службы мичманом на линейном корабле «Азов» Михаил Лазарев, не одобряя чрезмерного увлечения молодого офицера французскими романами, выбросил его библиотеку за борт, заменив полезными книгами из своей собственной.

На протяжении почти всей своей жизни до кончины в 1851 году Михаил Лазарев гармонично сочетал таланты флотоводца, исследователя и педагога.

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ НАХИМОВ

Родился в 1802 году в небогатой семье отставного майора. По старшинству среди братьев был четвёртым. С детства полюбил флот и мечтал стать морским офицером, и, хотя прошение о зачислении в Морской корпус подал ещё в 1813 году, приняли юного Нахимова только через два года, так как ранее ему отказывали из-за нехватки мест.

В феврале 1818 года в возрасте пятнадцати с половиной лет Павел Нахимов был произведён в мичманы. Свои первые две кампании он провёл в качестве вахтенного начальника небольшого тендера «Янус» и уже тогда в полной мере проявил добросовестное отношение к службе, прекрасное знание морского дела и умение работать с матросами. Вскоре молва о талантах мичмана распространилась по флоту, и Михаил Лазарев взял его на фрегат «Крейсер» в кругосветное плавание. Так началась их совместная служба, которая продолжалась почти тридцать лет.

За отличие во время кругосветного плавания Павла Нахимова произвели в лейтенанты. В марте 1826 года он получил назначение на линейный корабль «Азов» и во время Наваринского сражения «действовал с отличною храбростью». 28 апреля 1828 года русские моряки захватили турецкий корвет «Восточная звезда», который переименовали в «Наварин» и включили в состав Средиземноморской эскадры. Командовать призом доверили Павлу Нахимову.


Павел Нахимов на бастионе в Севастополе

В 1831 году Нахимов получил назначение на должность командира фрегата «Паллада». Очень быстро он превратил его в один из лучших кораблей Балтийского флота. Однако командовать фрегатом, которому в будущем предстояло войти в историю, Павлу Нахимову пришлось недолго: в 1834 году его перевели на Черноморский флот, назначив командиром линейного корабля «Силистрия», а в 1845 году присвоили чин контр-адмирала.


И.К. Айвазовский. «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»

В 1852 году Павел Нахимов стал вице-адмиралом и начальником флотской дивизии. С началом Крымской войны он заблокировал главные силы турецкого флота в Синопской бухте и разгромил их. Этот бой вошёл в историю как последнее сражение парусных флотов.

Когда враги начали осаждать Севастополь, Нахимов вместе с вице-адмиралом Владимиром Корниловым возглавил оборону города. 28 июня (10 июля) 1855 года он был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане и спустя два дня скончался. Прославленного адмирала похоронили в склепе Владимирского собора рядом с Михаилом Лазаревым и Владимиром Корниловым.

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ

Как и Михаил Лазарев, он сочетал в себе не только флотоводческие, но и исследовательские таланты. Степан Макаров родился в 1848 году в Николаеве в семье прапорщика. В 1858 году семья переехала в Николаевск-на-Амуре, а Степан Макаров в возрасте 10 лет был принят в Николаевское морское училище, которое окончил в 1865 году. Сразу после выпуска он получил назначение на пароход «Америка» и в 1869 году был произведён в мичманы.

Офицерская служба Макарова началась на башенной броненосной лодке «Русалка». В одном из походов корабль при ударе о скалу получил пробоину, которая по причине нехватки водоотливных средств и отсутствии должной организации борьбы за живучесть едва не привела к гибели корабля. Анализируя этот случай, Степан Макаров в 1870 году опубликовал в журнале «Морской сборник» статью, в которой впервые высказал свои взгляды на непотопляемость и предложил ряд технических усовершенствований, в том числе и пластырь для заделки пробоин. Эта работа положила основание изучению с научной точки зрения живучести корабля.


Пароход «Великий князь Константин»

В 1877 году, с началом новой русско-турецкой войны, Степан Макаров, командуя пароходом «Великий князь Константин», впервые в истории использовал мину в качестве наступательного , неоднократно успешно атаковав с помощью небольших минных катеров турецкие суда.


Л.Ф. Лагорио «Уничтожение пароходом „Великий князь Константин“ турецких судов у Босфора. 1877 год»

В 1886–1889 годах Степан Макаров совершил кругосветное плавание на корвете «Витязь», в ходе которого удалось получить важные результаты в области гидрографии.


Корвет «Витязь» на Дальнем Востоке

Находясь на должности главного инспектора морской артиллерии, он предложил для снарядов так называемые макаровские колпачки из мягкой стали, значительно повысившие их пробивную способность.


Ледокол «Ермак»

К другим важным заслугам Степана Макарова перед Отечеством следует отнести постройку первого в мире линейного ледокола «Ермак», на котором он в 1901 году совершил экспедицию к Земле Франца-Иосифа.


Эскадренный броненосец ПетропавловскЭскадренный броненосец «Петропавловск»

С началом Русско-японской войны Макарова назначили на должность командующего Тихоокеанской эскадрой. Прибыв в Порт-Артур, он в значительной мере активизировал действия русских кораблей, но 13 апреля 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск», на котором в тот момент находился адмирал, подорвался на японской мине и затонул. Тела Степана Макарова найти так и не удалось.

Перевезенцев С. В., Волков В. А.

Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739–1791)

Будущий светлейший князь Таврический и генерал-фельдмаршал родился в с. Чижово Духовищенского уезда Смоленской губернии в семье отставного офицера. В 1755 г. поступил на военную службу. В чине вахмистра участвовал в дворцовом перевороте 1762 г. и после воцарения императрицы Екатерины II был произведен в чин подпоручики, награжден придворным званием камер-юнкер. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. участвовал в сражениях при Фокшанах, Браилове, Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 г. произведен в чин генерал-аншефа и назначен вице-президентом Военной коллегии. Быстрому возвышению Г.А. Потемкина способствовало близкое знакомство с императрицей Екатериной II, оценившей его талант организатора и усердие в службе. В 1766 г. он был назначен генерал-губернатором новороссийским, азовским, астраханским. Находясь на этом посту способствовал освоению Россией Северного Причерноморья, содействовал созданию и укреплению Черноморского флота. В 1775 г. по инициативе Потемкина была ликвидирована Запорожская Сечь. В 1783 г. он реализовал свой проект присоединения Крыма к России, после чего получил титул светлейшего князя Таврического, а в 1784 г. был назначен президентом Военной коллегии. На этом посту он провел ряд мероприятий направленных на более рациональную организацию службы, существенно изменил экипировку военнослужащих. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Г.А. Потемкин был назначен главнокомандующим русской Екатеринославской армией. В подчинение ему был передан Черноморский флот. В 1788 г. он руководил осадой и штурмом имевшей важное стратегическое значение крепостью Ачи-Кале (Очаков), павшей 6 декабря 1788 г. В дальнейшем, избрав для своей штаб-квартиры г. Яссы, главнокомандующий руководил оттуда действиями армии и флота. В числе подчиненных Г.А. Потемкина были выдающиеся русские военачальники и флотоводцы А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков.

Самуил Карлович Грейг (1735–1788)

Уроженец шотландского г. Инверкитинг, служил в британском флоте. В 1764 г. перешел на службу в российский флот, получив чин капитана 1-го ранга. Участник русско-турецкой войны 1768-1774 гг., командуя линейным кораблем "Три иерарха", в составе эскадры Г.А. Спиридова совершил поход в Средиземное море. Командуя кордебаталией, отличился во время морского сражения в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. Во время уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. осуществлял непосредственное руководство действиями русских кораблей, принимавших участие в этой операции. Именно С.К. Грейг в 1775 г. доставил в Кронштадт самозванную княжну Е. Тараканову, захваченную А.Г. Орловым-Чесменским. В благодарность за это он был назначен главным командиром Кронштадтского порта. В 1782 г. Грейг был возведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, нанес поражение шведской эскадре герцога К. Зюдерманландского в Гогландском сражении (6 июля 1788 г.), блокировав корабли противника в Свеаборгском морском районе. Вскоре он тяжело заболел, был эвакуирован в Ревель, где и умер.

Василий Яковлевич Чичагов (1726–1809)

Учился в Школе математических и навигацких наук, после окончания которой продолжил образование в Англии. На военно-морскую службу в русский флот зачислен гардемарином в 1742 г. В первый офицерский чин мичмана произведен в 1745 г. В 1764 г. назначен начальником экспедиции из трех кораблей для отыскания морского пути вдоль побережья Северного Ледовитого океана из Архангельска к Берингову проливу и далее к Камчатке. Дважды, в 1765 и 1766 гг., пытался он выполнить поставленную перед ним задачу, но обе экспедиции Чичагова попытки пройти Северным морским путем окончились безрезультатно. Однако ему удалось достичь высоких полярных широт (в первом случае 80?26? с. ш., во втором - 80?30? с. ш.). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. контр-адмирал Чичагов командовал отрядом кораблей Донской флотилии, оборонявшим Керченский пролив. В 1775 г. произведен в чин вице-адмирала и назначен членом Адмиралтейств-коллегии, в 1782 г. произведен в чин адмирала. Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. командовал Балтийским флотом, руководил действиями русских эскадр в Эландском и Ревельском морских сражениях. После прорыва шведского флота из Выборга в ночь на 22 июня 1790 г. возглавил преследование кораблей противника, в ходе которого русские моряки уничтожили и захватили 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 6 катеров, 5 галер, 21 канонерскую лодку, 3 брандера, 16 транспортных судов и 3 бота. За эту победу награжден орденом Св. Георгия 1-й ст. С 1797 г. – в отставке.

Александр Васильевич Суворов (1730–1800)

Александр Васильевич Суворов - прославленный русский полководец, граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), генералиссимус (1799).

Родился в семье генерал-аншефа В.И. Суворова. В 1742 г. был зачислен мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк, однако приступил к исполнению своих обязанностей лишь в 1748 г., в чине капрала. В 1754 г. произведен в поручики и переведен в Ингерманландский пехотный полк. Во время Семилетней войны 1756–1763 гг. участвовал в сражениях при Кунерсдорфе, под Франкфуртом-на-Одере, во взятии Берлина и осаде Кольберга.

В августе 1762 г. Суворов получил чин полковника и был назначен командиром Астраханского пехотного полка, с 1763 г. – командир Суздальского пехотного полка. В 1764–1765 гг., когда Суздальский полк находился на постоянных квартирах в Новой Ладоге, написал "Полковое учреждение" - наставление по обучению и воспитанию войск. В 1768–1772 гг. участвовал в военных действиях в Польше против войск Барской конфедерации, за боевые отличия в 1770 г. Суворова произвели в чин генерал-майора.

В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг. отряд под командованием Суворова нанес несколько поражений превосходящим силам турок. Здесь он успешно применил новое для того времени построение – атаку колоннами, прикрытыми рассыпным строем егерей. Еще более прославила его победа над 40-тыс. турецким корпусом при Козлудже, одержанная в самом конце войны 8 июня 1774 г.

В августе 1774 г. Суворов был направлен против действовавших в Поволжье отрядов Е.И. Пугачева, но восставших разгромили еще до его прибытия к месту боев. В 1776–1787 гг. Суворов командовал войсками в Крыму, на Кубани, затем Владимирской, Петербургской и Кременчугской дивизиями. В 1786 г. был произведен в чин генерал-аншефа.

С началом русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Суворов получил назначение на пост начальника обороны Херсон-Кинбурнского района. 1 октября 1787 г. войска под командованием Суворова уничтожили турецкий десант, высадившийся на Кинбурнской косе. В 1788 г. Суворов, составе Екатеринославской армии генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина, участвовал в осаде Очакова, во время которой был тяжело ранен и надолго выбыл из строя. Вылечившись, Суворов получил под свою команду отдельный корпус. В 1789 г. русский полководец разгромил турецкие войска в сражениях у Фокшан и при Рымнике. 11 декабря 1790 г. русские войска под командованием Суворова штурмом овладели укрепленной крепостью Измаил.

После окончания военных действий Суворов командовал русскими войсками в Финляндии, руководил строительством укреплений на границе со Швецией. В 1794 г. он принимал участие в военных действиях против польских конфедератов. Руководил успешным штурмом правобережного предместья польской столицы Праги, после чего капитулировала и Варшава. Ключи от сдавшегося города были вручены А.В. Суворову. За эту блестящую операцию Суворов был произведен в чин генерал-фельдмаршала.

В 1795–1796 гг. Суворов находился с войсками в Малороссии, в г. Тульчине, где написал книгу "Наука побеждать" - трактат, в котором были изложены принципы его победной тактики и даны наставления по обучению и воспитанию войск.

В начале царствования Павла I подвергся временной опале за критику проводимых императором изменений в армии, переустройства ее по прусскому образцу. В феврале 1797 г. Суворов был уволен в отставку и сослан в одно из имений в с. Кончанское. Но в 1798 г. по настоянию союзников России был возвращен на службу и назначен главнокомандующим русскими и австрийскими войсками в Северной Италии. Во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французские войска в сражениях на р. Адде, на р. Треббия и при Нови, вытеснив противника с Апениннского полуострова. После этих побед планировал начать вторжение во Францию, но получил предписание выступить в Швейцарский поход. За победные действия в Италии и Швейцарии А.В. Суворов был возведен в чин генералиссимуса.

А.В. Суворов скончался в Петербурге вскоре после возвращения из Швейцарского похода. Его похоронили в Александро-Невской лавре, где на надгробии была высечена надпись: "Здесь лежит Суворов".

Федор Федорович Ушаков (1744–1817)

Великий русский флотоводец родился в с. Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в небогатой дворянской семье. В 1766 г. он окончил Морской кадетский корпус, затем служил на Балтийском флоте. В 1769 г. Ушаков был назначен в Донскую (Азовскую) флотилию, участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. С 1775 г. Ушаков командовал фрегатом, в 1780 г. был назначен командиром императорской яхты, но вскоре отказался от придворной карьеры. В 1780–1782 гг., командуя кораблем "Виктор", Ушаков совершил несколько походов из Балтийского моря в Средиземное, где охранял русские торговые суда от пиратских действий английского флота.

В 1783 г. Ушакова перевели на Черноморский флот. Здесь он руководил постройкой кораблей флота в Херсоне, участвовал в строительстве Севастополя - города и главной базы русского Черноморского флота. В начале русско-турецкой войны 1787–1791 гг. Ушаков командовал линейным кораблем "Святой Павел".

В 1789 г. Ушаков был произведен в контр-адмиралы, а в 1790 г. назначен командующим всем Черноморским флотом. Подняв свой флаг на корабле "Святой Александр", Ушаков двинул эскадру к берегам Малой Азии, где бомбардировал турецкую морскую крепость Синоп и уничтожил более 26 неприятельских судов. В 1790 г. эскадра под командованием Ушакова отразила нападение турецкого флота, имевшего крупное численное превосходство, на Керчь и разбила ее у о-ва Тендра. В решающем сражении у мыса Калиакрия близ Варны (31 июля 1791 г.) флот под командованием Ушакова уничтожил турецкий флот, что привело к скорому окончанию войны.

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. Карьера Федора Матвеевича Апраксина началась в 1682 году, когда стал стольником Петра, участвовал в создании «потешного войска» и флотилии Переславского озера. В 1693–96 гг. он был назначен двинским воеводой и губернатором Архангельска, под его бдительным оком строится заложенный самим Петром I 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел», город обрастает новыми укреплениями, расширяется Соломбальская верфь. Именно Апраксин заложил основы коммерческого и военного судостроения, впервые снарядил за границу русские суда с товарами. В 1697 году Апраксин контролировал судостроение и в Воронеже, где в срочном порядке создавался флот для Азовского моря. С 1700 года Ф.М. Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа и Азовский губернатор, главный распорядитель всеми делами по устройству и снабжению адмиралтейств и судов, заходивших в Азовское и Балтийское моря. Он ведал делами снабжения, отвечал за строительство верфи в устье Воронежа, открытие пушечного завода в Липицах, выход в открытое море судов, постройку гавани и укреплений в Таганроге, углубление мелководных устьев Дона, исследовательские работы в море.
В 1707 году Федор Матвеевич пожалован в адмиралы и президенты адмиралтейств, получил личное командование над флотом на Балтийском море, а также часто командовал и сухопутными войсками. В 1708 он возглавил корпус, действующий в Ингерманландии, который отразил нападение шведов на Кроншлот, Котлин и Петербург: 28 сентября у Ракобора был разбит корпус Штромберга, а 16 октября – корпус Либекера в Капорском заливе (эти два корпуса по плану действия шведов шли с двух сторон и должны были в итоге объединиться). За победу Федор Матвеевич получил статус действительного тайного советника и графский титул. За заслуги Апраксина перед Отечеством и проявленное им военное искусство царь Петр наградил его специальной именной серебряной медалью, на одной стороне которой был изображен сам Апраксин и выгравирована надпись: «Царского Величества Адмирал Ф.М. Апраксин», а на другой – четыре военных парусных корабля на фоне сражения; вверху – две руки, простертые из облаков, держат лавровый венок – символ победы. По окружности – надпись: «Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность».


Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, харизматичная личность которого проявилась на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.


Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Он отличился не только в сражениях за Северное море, но и прославился как исследователь новых земель. Иван Крузенштерн вместе с Юрием Лисянским совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он открыл для России новые торговые пути в Ост-Индию и Китай. Он сумел доказать, что морское направление более выгодное. В период кругосветной экспедиции были исследованы такие острова Тихого океана, как Курилы, Камчатка и Сахалин. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. 16-летняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.


Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В результате турецкий флот был уничтожен за считаные часы. За эту победу Нахимов получил Высочайшую грамоту Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил оборонойСевастополя с 1855 года. Приняв непростое решение о затоплении русского флота, он перекрыл вражеским судам путь в бухту. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».


Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в Русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Действия Ушакова отличались необычайной отвагой и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный стратегический расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.


Владимир Шмидт

Предки адмирала Шмидта были выписаны в XVII веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войне, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в Русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский.


Александр Колчак

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в Русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.


Владимир Истомин

Контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны. По окончании Морского корпуса в 1827 году простым гардемарином на линейном корабле «Азов» отправился в далекое плавание из Кронштадта в Портсмут, к берегам Греции. Там отличился в Наваринском сражении и получил Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия и звание мичмана. В 1827-1832 годах В. Истомин бороздил Средиземное море, совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре. В 1830 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Впоследствии служил на Балтийском флоте, потом - на Черном море. В 1837 году был произведен в лейтенанты и назначен командиром парохода «Северная Звезда», на котором в том же году совершили плавание по портам Черного моря император Николай I с императрицей. Истомин награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем. В 1843 году он получил орден Святого Станислава 2-й степени. До 1850 года находился в распоряжении наместника на Кавказе князя Воронцова, принимая деятельное участие в совместных операциях армии и флота, направленных к покорению Кавказа. В 1846 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а в следующем году за действия против горцев произведен в капитаны 2 ранга. В 1849-м становится капитаном 1 ранга. В 1850 году он командир линейногокорабля «Париж». В 1852 году был представлен к ордену Святого Владимира 3-й степени. Отличился в Синопской битве 18 ноября 1853 года, за чтополучил звание контр-адмирала. В донесении императору адмирал П.С.Нахимов особенно отмечал действия линейного корабля «Париж» в Синопском бою: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля „Париж“». В 1854 году, когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем стал начальником штаба при вице-адмирале В. Корнилове. 20 ноября 1854 года Истомин был награжден орденом Святого Георгия3-й степени. Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций; он и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года 45-летнему В. И. Истомину ядром оторвало голову, когда он выходил из своей землянки. Истомин был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым. В.И. Истомин имел четырех братьев, и все они служили во флоте; Константин и Павел дослужились до адмиральских чинов.


Владимир Корнилов

Знаменитый российский флотоводец был воспитанником Морского кадетского корпуса. В 1823 году поступил на военно-морскую службу, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов». С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Корнилов фактически является основоположником парового флота России. В 1853 году участвовал в первом историческом бое паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». После 3-часового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. Во время начавшейся войны с Англией и Францией фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина. После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что, поскольку из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флотдолжен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный итехнический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание - затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу. Однако раздосадованный Корнилов сумел дать достойный ответ: «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам». В.А. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 000 человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане 5(17) октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым.


Всеволод Руднев

Герой Русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского флота, командир легендарного крейсера «Варяг». В начале морской карьеры участвовал в кругосветном путешествии. Он одним из первых привез из Франции специально построенный для России паровой военный корабль. C 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. В 1890-м возвращается в Кронштадт. С 1891-го он командует кораблями и продвигается по служебной лестнице. В 1900-м в Порт-Артуре проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1-го ранга. В декабре 1902-го вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» он пришел уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трех кругосветных путешествий, одно из которых проделал будучи командиром судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника наДальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е.И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.26 января (7февраля) 1904-го японская эскадра остановилась на внешнемрейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В.Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своем решении. Японская эскадра преградила путь в открытое море. Эскадра противника открыла огонь». «Варяжцы» ответили, дав достойный отпор врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнем противника. По сообщениям из разных источников, огнем с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 орудий разбиты. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905-го Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.