Увесистый Том. Интервью с Томом Крузом

На свете нет ни одной кинозвезды, способной соперничать с Томом Крузом: он держится на вершине уже 20 лет, а общие сборы фильмов с его участием приближаются к трем миллиардам. Актер, личное состояние которого оценивается в 300 млн долларов, всегда умел контролировать свои отношения со зрителями, позволяя последним знать только то, что им следует знать, и использовал PR-машину в своих интересах: помните, как он шумно развелся с Николь Кидман, как раз когда у него выходило в прокат , а у нее — ? Именно поэтому скептики засомневались в искренних чувствах Тома Круза и молодой актрисы Кэти Холмс, с которой они публично начали встречаться, держась за руки перед объективами папарацци, и рассказывать о неземной любви во всех ток-шоу. Это было настолько неожиданно и надуманно, что западная пресса тут же увидела здесь расчетливый ход: Крузу нужно было пиарить , Холмс — блокбастер , вышедший в прокат 16 июня. Слово виновнику переполоха…

Итак, первый вопрос очевиден. Что у вас там происходит с Кэти Холмс? В Интернете даже появилась информация о целой линии маек с надписью «Свободу Кэти». Говорят, вы ее поработили и держите заложницей…

(Смеется.) Послушайте, все эти слухи, что наши отношения с Кэти — фальшивка, придуманы желчными завистниками, которых злит чужое счастье. Я влюблен так, как никогда раньше. И я никогда не чувствовал себя столь ранимым и одновременно свободным от общественного мнения. Пусть говорят что хотят, наплевать. Мне важно только то, что я чувствую. Кэти — потрясающая женщина, и мы стараемся не расставаться надолго даже ради работы, настолько нам хорошо.

Наверное, люди, призывающие освободить Кэти Холмс, имеют в виду, что вы захотите обратить ее всвою любимую сайентологию.

Она, кстати, меня уже спрашивала о сайентологии — ей любопытно. Но Кэти также разделяет мою страсть к мотоциклам и дайвингу. Она взрослый человек и сама принимает решения, чем ей заниматься, а чем нет (3 июля Крузу исполнится 43 года, и он на 17 лет старше Холмс. — Прим. Time Out ).

Сейчас больше говорят о ваших отношениях с Кэти, чем о . Но все-таки хотелось бы узнать, почему вы из всех предложений выбрали именно этот фильм.

Когда тебя приглашает на роль — любую роль — Стивен Спилберг, отказаться может только полный идиот. Одна возможность видеть, как он творит, — достаточная причина, чтобы долго не раздумывать (несмотря на почти двадцатилетнюю дружбу, Круз работал со Спилбергом только в 2002 году, на съемках «Особого мнения». — Прим. Time Out ). Конечно, то, что и мой герой, и весь сценарий великолепно прописаны, тоже сыграло не последнюю роль при принятии решения. (Смеется.) С другой стороны, Спилберг никогда не предложит ничего плохого — поэтому он и стал Спилбергом.

Как вы отвечаете критикам, упрекающим вас в том, что вы растрачиваете свой талант на подростковое кино со спецэффектами и мало играете в серьезных фильмах?

Я просто не понимаю, что они имеют в виду. При выборе ролей я исхожу только из своего чутья и вкуса. И думайте обо мне, что хотите, но я готов защищать все фильмы, в которых снимался, — от и «Интервью с вампиром» до . Я всеми ими горжусь.

Поклонники книги «Война миров» Герберта Уэллса жалуются, что Спилберг не оставил камня на камне от первоисточника: мало того что действие перенесено из Британии в Америку, так оно еще и происходит не в конце XIX века, а в наши дни…

Стивен пошутил, что главной причиной переноса действия стала его ненависть к костюмам Викторианской эпохи. (Смеется.) А если серьезно, то мы с максимальным уважением отнеслись к первоисточнику, но все же рассказали историю с точки зрения современного человека. Мы снимали не документальный фильм, а авторскую версию (в данном случае — версию Стивена) классического сюжета. Зрителям проще сопереживать своим современникам, чем героям из далекого прошлого.

Как бы вы описали фильм?

Это самый экспериментальный блокбастер, в котором я когда-либо снимался, и самое блокбастерное кино из всех экспериментальных. (Смеется.) Сколько бы ни говорили, что Стивен снимает сплошь кассовые хиты, вы не можете отрицать, что он один из самых любопытных режиссеров современности, всегда готовый удивить.

Когда началась ваша дружба со Спилбергом?

Ой, прошло уже больше двадцати лет. В 1983-м вышел первый фильм, где я играл главную роль, — «Рискованный бизнес». Стивен посмотрел его и пригласил меня пообедать. Надо ли говорить, что я уже тогда его боготворил? Мы сразу поняли, что у нас много общего, и я никогда не забуду, что именно Стивен был одним из первых людей в кинобизнесе, предрекших мне большое будущее.

Как и в «Особом мнении», в «Войне миров» много спецэффектов. Трудно ли было играть «в пустоту», зная, что инопланетян добавят позже на компьютере?

Это с другими режиссерами бывает трудно. У Стивена в голове уже есть готовый фильм, и он на стадии съемок точно знает, что должно находиться вкадре и как это будет выглядеть. Кроме того, Стивен никогда не использует спецэффекты просто так, для красоты. Их было ровно столько, сколько нужно для изложения сюжета.

Значит, нас ждет не очередной блокбастер, где спецэффекты важнее сюжета и здравого смысла?

Можно иметь бюджет в 200 миллионов долларов, нанять лучших создателей компьютерных эффектов и при этом сделать абсолютно пустой искучный фильм. Самое интересное в работе со Спилбергом в том, что он в первую очередь потрясающий рассказчик. Вспомните любой его фильм — там так рассказана история, что вы с первой же минуты начинаете сопереживать героям.

Вы уже были знаменитым актером, когда решили попробовать себя в качестве продюсера. Первый же фильм, который вы продюсировали, «Миссия: Невыполнима» (1996), стал блокбастером. Вам просто повезло или вы действительно очень хороший продюсер?

Для того чтобы тебе «повезло», нужно очень много сделать. Будучи актером, я всегда интересовался всем процессом создания кино. Мало того, я считаю, что актеры должны изучать всю технологию — от появления идеи фильма и написания сценария до постпродакшна и маркетинга. Я всегда был заинтересован в коммерческом успехе фильмов с моим участием: важно, чтобы люди, вложившие в тебя деньги, не только получили их обратно, но и заработали. Я не из тех актер-актерычей, которые приходят на съемочную площадку «творить» и считают, что осчастливили всех своим присутствием. Про Стивена говорят, что он может получить от любой киностудии столько денег, сколько потребует. НоСпилберг стал Спилбергом именно потому, что всегда умел экономить — и время, и деньги. Мы с ним сняли одну очень сложную и дорогостоящую сцену за пять дней, в то время как другому на его месте понадобились бы минимум три недели. Если бы все режиссеры работали так эффективно, как Стивен, производство фильмов обходилось бы гораздо дешевле. Будь моя воля, я бы работал в каждом его проекте.

Как вы выбираете роли в тех случаях, когда не звонит лично Спилберг?

Я принимаю решение очень быстро, почти спонтанно. И можете мне не верить, но я никогда не слушаю ничьих советов, соглашаться мне на роль или нет. Все решаю сам. Помню, меня отговаривали и от «Лучшего стрелка», и от «Рожденного 4 июля», а сейчас я не жалею о своем выборе.

Когда вы впервые решили стать актером?

Это было естественное решение. Моя мама преподавала драматическое искусство и сценическое движение. В детстве я был мечтателем-одиночкой, любил придумывать всякие сценки, чтобы повеселить мать и сестер. Помню, как сам придумал сюжетец «Джон Уэйн дерется с Дональдом Даком» и изображал обоих персонажей.

Ваши родители развелись, когда вам было двенадцать лет, и вы сами развелись с Николь Кидман, когда вашим приемным детям было восемь и шесть лет. Вас никогда не беспокоило, что у ваших детей, как и у вас, не будет нормального, полноценного детства?

А что такое, по-вашему, «нормально»? У каждого человека в жизни бывают счастливые и трудные периоды — по-моему, это и есть «нормально». Я никогда не считал свою жизнь неполной или тяжелой- скорее, особенной. Наверное, каждый считает свою жизнь непохожей на другие. Расспросите любого человека — и вы услышите такие вещи, с которыми не сравнится никакое кино. Например, в отличие от большинства детей, я сменил 15 школ. Страдаю ли я сейчас от этого? Да нет, скорее наоборот, считаю, что мне это пошло на пользу. Я возвращался домой и прекрасно проводил время с матерью и сестрами. Что в этом «ненормального»?

Вы, как никто другой из знаменитостей, яростно пропагандируете сайентологию. Почему вам так важно, чтобы люди знали о ваших верованиях?

Потому что сайентология мне по-настоящему помогла — в отличие от традиционной медицины, между прочим. Благодаря сайентологии я вылечился от дислексии, в то время как врачи просто пичкали меня лекарствами, от которых мне становилось только хуже. Кроме того, сайентология дала мне возможность обрести внутренний покой, стать таким, какой я сейчас, а другим людям — избавиться от кучи вредных пристрастий, например наркотической зависимости.

Во время съемок «Войны миров» вас упрекали в том, что вы приглашаете на съемочную площадку сайентологов итем самым пропагандируете учение Л.Рона Хаббарда…

Эти обвинения основаны на искажении фактов и невежестве. Сайентологи приезжали на съемки, но не вмешивались в рабочий процесс и добровольно помогали всем, кто просил их об этом.

Вы возглавляете список самых влиятельных людей в Голливуде. Как такая власть влияет на вас самого?

Я стал актером не из жажды власти- это мне просто неинтересно. Но так случилось, что мое согласие сниматься в том или ином фильме автоматически означает, что проект получит финансирование. Не вижу в этом ничего плохого, коль скоро это будут хорошие, качественные фильмы, которые я сам с удовольствием посмотрю. Эта власть недолговечна — в истории кино не было актера, у которого карьера благополучно развивалась на протяжении всей жизни. Поэтому я стараюсь как можно эффективнее пользоваться своим влиянием, пока оно у меня есть.

Известно, что вы называли среди своих кумиров Клинта Иствуда и Мела Гибсона — актеров, успешно выступающих и как продюсеры, и как режиссеры, получающих за свои картины «Оскары». А вы не собираетесь в один прекрасный день стать режиссером?

Если у меня когда-нибудь возникнет потребность высказаться и снять фильм, может, я это и сделаю. Единственное, что мне точно известно: я никогда не буду убиваться ради наград. Кино для меня — это возможность прийти на съемочную площадку и сделать максимум того, начто способен. И главное, получить удовольствие от работы. Без удовольствия и перспективы сотрудничать с интересными людьми я и пальцем не пошевельну.

Впрочем, когда Поллок нашел проект, подходящий для Круза, он тут же отдал ему роль Митча Макдира, наивного новичка связанной с мафией юридической конторы из «Фирмы». Картина по мотивам бестселлера Джона Гришэма была первой в череде триллеров о «юристах в опасности», и никто не сомневался, что Круз более других достоин в ней сыграть.

«Мне повезло - мы работали по мотивам отличной книги, и нами руководил Сидни, снявший “Три дня Кондора ”». Однако этого было недостаточно, чтобы сделать судьбу картины легкой. Лента готовилась в сжатые сроки и потому затянулась на два с половиной часа. Поллак сам признал, что если бы у него было больше времени, он бы успел срезать жирок. «Фильм был смонтирован всего за месяц, и Сидни корил себя сильнее, чем любой критик», - настаивает Круз. Чтобы уложиться в назначенный срок, съемки в Мемфисе шли шесть дней в неделю, и создателям ленты пришлось на ходу переосмыслить фильм, когда стало явно, что он движется в неверном направлении. Тем не менее «Фирма» стала хитом. У Круза получалось все, за что он брался. Энн Райс , однако, так не считала.

«Я тщательно отбирал фильмы, которые хотел увидеть», - воспоминает актер. Поэтому, когда он подписал производственный контракт с Paramount, он первым делом спросил: «У кого сейчас права на сериал “Миссия невыполнима”?» Он хотел снять кино, которое бы понравилось мальчишке, стригущему траву ради полета на Татуин. Кино с отличной музыкальной темой.

«Я надеялся, что это будет киноцикл», - признает он. Также он хотел расширить свой творческий диапазон. Он решил разрабатывать сценарии («масштабные истории для масштабных лент») и лично отбирать режиссеров.

«Я хотел странствовать по миру и работать с иностранными звездами». Он помнит, как впервые сошел с самолета, чтобы затем поехать на ланч на британскую студию Pinewood, где снимаются фильмы о Джеймсе Бонде. «Мой шофер некогда возил Дэвида Лина на съемки “Лоуренса Аравийского ”», - изумляется актер.

Пикейные жилеты, конечно, брюзжали, что забытый сериал 1960-х тридцать лет спустя никого не заинтересует. Но Круз стоял на своем. «Еще я хотел, чтобы фильм снимал Брайан де Пальма , который только что выпустил “Костер тщеславия ”! - смеется Круз. - Я говорил: “Посмотрите на него, он настоящий режиссер. Посмотрите, какие сцены он умеет создавать”». Он специально подбирал постановщиков с ярким и уникальным стилем: де Пальма, Джон Ву , Дж. Дж. Абрамс , Брэд Берд . Очевидно, как продюсер он хотел не дергать за ниточки, а качаться на них.

«Миссии» упрочили финансовую репутацию Круза и позволили ему в промежутках между сериями сниматься в лентах вроде «Магнолии» и «Операции “Валькирия” ». Также они выпестовали его внутреннего сорвиголову. В первой «Миссии» он свисал с потолка в Лэнгли (по-настоящему). Во второй «Миссии» он свисал со скал в Юте (по-настоящему). В третьей «Миссии » он спустился по стене башни Bank Of China в Шанхае (по-настоящему). А в четвертой серии он, решив превзойти свои прошлые подвиги, как безумный циркач раскачивался вдоль стены Бурдж-Халифа, самого высокого здания в мире. И все снова было по-настоящему.

«Конечно, это сплошной адреналин, - говорит Круз, признавая, что рискует не только ради любви к искусству - Но я также думал: “Если все получится, будет потрясающий кадр”». Когда он впервые попробовал выполнить трюк на Бурдж-Халифа, он слишком сильно оттолкнулся. «И вот я лечу головой вперед прямо в здание, - смеется он. - Я тогда крепко ударился об окно». Когда он посмотрел вверх, съемочная группа была белее Лестата. «Я крикнул им: “Без паники! Все нормально. Давайте еще раз!”»

Единственное, чего Круз боится, - это самому поставить очередную «Миссию». Разве это не естественный следующий шаг? «Знаете, я не скажу “нет”, - говорит он. Он явно сам еще спорит с собой, как отвечать на этот вопрос. - Но мне нравится сам процесс работы с режиссерами».

Кадр из фильма "Миссия невыполнима: Последствия"


Том Круз никогда не был наемником, отбывающим номер. Работая со звездой, режиссеры всегда получали творческого партнера, и с некоторыми из них у Круза складывались особые отношения, которые оказали огромное влияние на его жизнь и карьеру. Помимо уже упомянутых Скотта и Поллока такие отношения у Круза были с еще тремя очень разными постановщиками. Один из них, Кэмерон Кроу , стал его лучшим другом.

Они познакомились, когда Кроу, тогда еще журналист, в начале 1980-х написал первую «обложечную» статью о Крузе. Они сразу сдружились, но прошли годы, прежде чем Кроу прислал другу сценарий о разочарованном в жизни спортивном агенте Джерри Магуайре (в дальнейшем Круз убедил Кроу поставить сюрный триллер «Ванильное небо»). «С каждым кинематографистом приходится находить общий язык, - объясняет актер. - Для нас с Кэмероном это был язык дружбы. Мы вместе тусовались, перебрасывались идеями. Это были особые, очень дорогие для меня отношения». Которые, конечно, влияли на то, как режиссер и актер работали на съемках.

Взять, например, знаменитую сцену «Магуайра», в которой Джерри убеждает свою жену (Рене Зеллвегер) вернуться к нему бессмертными словами: «Ты… меня дополняешь». Мы недавно признали ее самым романтическим моментом в истории кино эпохи EMPIRE, и это, безусловно, самый романтический момент в фильмографии Круза.

«Я с нетерпением ждал этой сцены», - говорит актер, но ему пришлось за нее побороться. «Кэмерон пришел ко мне перед началом съемки и сказал: “Может быть, мне нужно ее переписать”. Я ответил: “Ну пожалуйста, дай мне ее сыграть. Если тебе не понравится, ты ее перепишешь”. И мы в первом же дубле попали в точку».

Со Стэнли Кубриком Круза познакомил Сидни Поллак. «Дай мне твой номер факса, - сказал он актеру. - Стэнли хочет прислать тебе факс». Так началась история «Широко закрытых глаз » - с факса. Несколько месяцев спустя Круз получил сценарий будущей ленты.

Съемки «Глаз» заняли больше года. Они проходили под покровом тайны, и Голливуд полнился слухами о том, что творилось на студии Pinewood. Бесконечные дубли и постоянные срывы расписания были для Кубрика обычным делом, но в тот раз режиссер снимал провокационное эротическое кино, и о съемках судачили так страстно, будто постановщик устраивал оргии. Круза, однако, ничто не смущало. Он был готов на все ради сотрудничества с Кубриком, а режиссер оберегал и направлял Круза и Кидман как заботливый отец. Снятый в итоге фильм был балансирующим на грани грез и реальности исследованием сексуальных влечений, и Кубрик считал его своей лучшей работой. «Разумеется, - ухмыляется Круз, - в начале работы Стэнли сказал нам: “Мы снимем этот фильм за три месяца”».

Как мог самый известный актер не сняться у самого известного режиссера? Стивен Спилберг и Том Круз были созданы друг для друга, но поработать вместе им довелось лишь после двух фальстартов. Спилберг готовился снять «Человека дождя», но отказался от него ради третьего «Индианы Джонса ». Потом они несколько месяцев корпели над «Загадочной историей Бенджамина Баттона », но так и не запустили ее в производство.

Когда Спилберг предложил Крузу прочесть повесть Филипа К. Дика «Особое мнение», это оказался совсем не такой проект, какого ждали от режиссера: гнетущий фантастический нуар о наказании за несовершенное преступление. Подобно Крузу, Спилберга часто считают несгибаемым оптимистом, но на самом деле он любит мрачные истории. «Вы что, смеетесь? Челюсти! - восклицает Круз. - В “Особом мнении ” главный герой - наркоман, он разваливается на глазах. Мне пришлось делать обезболивание глаз!»

Восхищенный талантом режиссера, Круз раньше всех приходил на площадку, чтобы просто поболтать со Спилбергом. «Мы по утрам с ним гуляли по декорациям».

Когда три года спустя они вновь объединили усилия (к тому времени Круз уже закончил «Последнего самурая» и «Соучастника»), их совместный проект получился еще более трагичным. Перенесенная в наши дни экранизация «Войны миров » снималась под впечатлением от терактов 11 сентября, и новые спилберговские инопланетяне не были похожи на И-Ти. Добавьте к двум спилберговским лентам «Обливион » и «Грань будущего », и вы заметите, что Круза тянет к сумрачным изображениям будущего. «Вы же понимаете, такие картины драматичнее, - отвечает актер, улыбаясь. - Но человечество в них всегда побеждает. Я не пессимист. Я реалист».

Когда он занимался монтажом «Миссии 2» в Сиднее, ему позвонили из MTV. Переселению на студию предшествовали 40-дневные ливни, которые чуть не сорвали съемки. Круз был вымотан, и последнее, что ему в то время было нужно, это участие в церемонии MTV. «Я не хотел снимать никаких смешных роликов», - признает Круз. Затем он узнал, что в Сидней приехал Бен Стиллер. Так родился Том Крюз.

«Бен всегда превосходно меня пародировал». Круз видел видео, в которых комик изображал его в «Цвете денег » и в «Лучшем стрелке». Это были ехидные, но не злые ролики, и Круз и Стиллер легко сдружились. «У него уникальный взгляд на мир», - смеется Круз. И в самом деле, уникальный. Стиллер рассказал актеру о замысле «Солдат неудачи», когда снимал для MTV сцену, в которой Крюза били по лицу.

«Знаешь, чего тебе не хватает? - ответил тогда Круз, который сразу проникся духом фарсовой сатиры о безумных съемках боевика. - Тебе нужна студия, которая будет давить на персонажей. Это будет катализатор событий».

Так родился Лес Гроссман, самый запредельный персонаж Круза - обрюзгший, лысеющий, сексуально озабоченный студийный босс, ругань которого даже сапожника заставит покраснеть. «Я еще ему сказал, - добавляет Круз, - я буду танцевать». Актер вихляет бедрами, показывая, как танцует начальник, считающий себя гением хип-хопа. «Бен был просто в шоке».

Гроссман явно раскрепостил Круза. После него Круз сыграл гламурного металлиста Стейси Джекса в «Роке на века » («Я хотел узнать, умею ли я петь») и изобразил психопата-суперагента в «Рыцаре дня» и крутого бывшего сыщика в «Джеке Ричере ». Наконец, его последний на сегодняшний день персонаж - трус в «Грани будущего», который учится быть Томом Крузом.

Том Круз сейчас и сам на грани будущего. Он стареет. Не так быстро, как простые смертные, но все же он должен ответить на вызов времени. Планирует ли он чаще играть характерные роли? Или, может быть, он переключится на комедии? Круз такими категориями не мыслит. «Я все время ищу что-то новое, - признает он. - Но я думаю не о жанре, а о персонаже. Кто он? Что у него за история?»

Что ж, нельзя сменить стиль, если у тебя его нет. Радикально меняться, правда, Круз в любом случае пока не планирует. Он готовится запустить в производство новую «Миссию» и надеется после нее сыграть с Брэдом Питтом в напоминающей «Дни грома» гоночной драме «Гони во весь дух». Также он хочет еще раз сыграть Ричера.

«Через 25 лет мне будет… 77! - смеется он. - И вы спросите у меня в интервью: “Том, когда же ты остановишься?” Я мечтаю до конца жизни работать в кино, не обязательно актером. Сколько сейчас Иствуду?»

Мы вспоминаем - 83 года. «Еще мальчишка - отвечает Круз. - Еще мальчишка».

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Крупнейшая мировая суперзвезда. 53-летний американский актер три раза становился обладателем премии «Золотой глобус» и трижды номинировался на премию «Оскар». Но на днях первая подружка Тома дала интервью, чтобы открыть ранее неизвестную сторону кинозвезды - уязвимую и любящую. А также поведать о том, как амбициозный подросток мечтал о ярких огнях Голливуда. Открывая школьный альбом, Диана Кокс показала себя и молодого Круза: возлюбленные проводили время в компании друзей, беззаботные и счастливые.

Кокс также открыла темную сторону своей первой любви, говоря о Крузе как о властном человеке. Пара встречалась на протяжении двух лет. "Первая наша встреча состоялась в далеком 1979 г. на выпускном вечере. У меня уже было ощущение, что мы оба сразу полюбили друг друга. Я вышла из ванной, а он ждал меня в комнате с бутылкой выпивки и широкой улыбкой. Мы поцеловались... У нас не было секса в ту ночь, хотя, мы начали встречаться".

"Мы могли заниматься сексом каждый раз, как только подворачивался случай. Он был роковым парнем, как Остин Пауэрс. Если бы мои родители не были рядом с нами, мы бы даже воспользовались машиной моего отца. А когда-то мы использовали гараж его родителей", - призналась Диана. "Том был старше своих лет, и мог предвидеть обстоятельства задолго до остальных. Я думаю, что он вырос слишком быстро. Он был очень близок со своими тремя сестрами. Однажды он сказал, что он так близко с ними, что они научили его целоваться", - смеясь рассказала Кокс.

"Он был очень уязвим, однажды я случайно поблагодарила его за цветы, как оказалось позже это не он их послал мне. Он просто сходил с ума. Я разбила его сердце. Я закрутила интрижку с другим парнем, о которой проведал друг Тома и рассказал ему. Это было время, когда он уже появлялся на экранах. Он был очень искренним, сказав мне: "Я любил тебя, но сейчас я не люблю тебя больше". Это было настолько резким. Мы провели ночь вместе, и когда я проснулась, он уже ушел на съемки". На вопрос, были ли отношения близки к помолвке, она сказала: "Мы не говорили о браке, но он говорил мне, что я любовь его жизни, единственный человек, которого он хотел".

В последний раз они виделись - на премьере фильма "Рискованный бизнес" (Risky Business) в 1983 г.: "Том появился на домашней вечеринке. Он сказал мне: "Я беру Голливуд за яйца". Чем больше я анализирую прошлое, тем больше понимаю, что Круз всегда нуждался в одобрении и подтверждении того, что он блестящий актер. Забавно думать, что это тот же самый человек, который сказал мне, что он должен стать миллионером к 30-и годам".

"Его детство было трудным", - сказала она. "Мать Круза Мэри Ли вступила в брак во второй раз. Отчим, который одолжил Крузу деньги, чтобы он начал актерскую карьеру, умер в прошлом году, и Том не присутствовал на похоронах". Диана не могла скрыть ее шок: "Я имею в виду, ничего себе. Джек дал Тому деньги, чтобы стать тем, кем он является сегодня. Этот поступок оскорбительный".

Безусловно, самая значимая премьера этого лета, если говорить о блокбастерах, это новая «Миссия невыполнима» под гордым названием «Миссия невыполнима: племя изгоев». Что и говорить, сколько бы миссий не брал на себя Том Круз, столько мы и будем за него болеть. Потому что это же Том Круз! Корреспондент Марина Коблева исполнила мечту миллионов - съездила познакомиться с Крузом в Вену.

Ровно год назад - в августе 2014 года - в Вене начались съемки фильма «Миссия невыполнима: племя изгоев». Здесь же решили провести и мировую премьеру. Картина была закончена буквально за пять дней до этого торжественного события.

И вот - одна из центральных улиц перед Венской оперой перекрыта, сотни фанатов, немыслимые два часа на автографы и час на интервью международной прессе - все это в 35-градусную жару! Премьера сильно задержана, но совсем не сорвана - так всегда с Томом Крузом. Он все делает честно и на 100%. Вот он взлетает на высоту полторы тысячи метров над землей, держась за дверь самолета. Это снято не в студии, сделано не с помощью компьютерной графики. Это - на самом деле!

Том, этот трюк с самолетом - абсолютно сумасшедший! О чем вы думали, когда самолет взлетал?!

Я думал: Holy shit!

И так все 8 дублей? Какой был страшнее - первый или второй? Повторить всегда страшнее, нет?

О, нет-нет-нет, в первый раз было страшнее всего, абсолютно точно! Конечно, каждый раз нужно было быть очень внимательным - это опасно, надо не просто выполнить трюк, а еще и играть, работать на камеру. И в первый раз адреналин просто зашкаливал! А во время второго дубля в меня что-то влетело и сломало мне ребро. И все следующие разы я боялся, что какая-нибудь шальная птица меня угробит! Но… я в порядке!

А в драке вы на самом деле опасны?))

Смертельно!!!

Подробней о кассовых достижениях новой «Миссии» мы расскажем в пятницу, а сейчас переходим к россйискому кинематографу. В Выборге прошел традиционный кинофестиваль «Окно в Европу», решения жюри, которого в этом году оказались самыми противоречивыми за все время существования киносмотра.

За всю 23-летнюю историю фестиваля «Окно в Европу» второй раз Гран-при вручается не фильму, а актеру. Впервые это случилось 4 года назад: приз получил актер Петр Зайченко за роль в картине «Сибирь. Монамур» Славы Росса. На этот раз главный приз получила Ирина Купченко за роль в картине «Училка» режиссера Алексея Петрухина. Этой же ленте достались и зрительские симпатии. «Училка» - это история о том, до чего может дойти педагог. Преподаватель истории, уставшая от наглости старшеклассников, берет в руки оружие.

“Очень хотелось, чтобы подростки на себя со стороны, узнали себя в персонажах этого фильма и сделали для себя какие-то выводы, что правильно, что неправильно, что хорошо, что плохо», - отмечает Ирина Купченко.

Специальным призом президента фестиваля Армена Медведева отметили заслуги Александра Прошкина. В конкурсе игрового кино, снятого в копродукции, победил Бакур Бакурадзе с драмой «Брат Дэян». Приз за лучший сценарий достался Юсупу Разыкову за «Побег из Москвобада» режиссера Дарьи Полторацкой. Лучшим документальным фильмом стал «Последний рыцарь империи» Сергея Дебижева об Иване Солоневиче, авторе книги «Россия в концлагере». Тем «Окно в Европу» и закрылось.

О самом актере, в которой собраны не самые известные детали из его жизни.



До того, как Marvel выбрали Роберта Дауни мл., на роль Тони Старка в экранизации комиксов о «Железном Человеке» рассматривался Том Круз.

Дисней, придумывая образ Аладдина, пытались сделать его похожим на Майкла Джей Фокса. Но затем изменили решение, срисовав мультяшного героя с Тома Круза, ради того, чтобы угодить женской половине зрителей.

С 2006 года 10 октября названо Днем Тома Круза в Японии, потому что он чаще любых других западных актеров посещал страну.

Отец Тома Круза был инженером-электриком, а мать учителем.

В 7 лет врачи поставили Тому диагноз - Дислексия (нарушение навыка чтения - прим.). Преодолеть недуг Крузу помогла Саентология (американское религиозное движение).

Первый мотоцикл Том Круз купил, когда ему было 12 лет.

Он пропустил выпускную церемонию в школе, потому что участвовал в постановке мюзикла Godspell.

Когда отец Тома оставил семью, ему пришлось помогать маме по дому: стричь газон, собирать листья, продавать Пасхальные Яйца и Рождественские открытки.

На первое Рождество после ухода отца, у семьи Крузов не было денег на подарки. За месяц до праздника они придумали положить листики с именами в шляпу и случайным образом вытянуть одно так, чтобы никто не узнал, что там, а потом помогать и радовать того человека, имя которого написали листочке, признавшись только в канун Рождества.

В школе Круз занимался борьбой, но до тех пор, пока не травмировал колено. После этого Том прошел пробы на школьную постановку мюзикла Guys and Dolls.

Когда Том Круз впервые оказался в Лос-Анджелесе, он встретил Шона Пенна. Два друга нашли дома будущих коллег Дастина Хофмана и Джека Николсона, но не набрались храбрости постучаться в дверь.

Когда ему было 14, он учился в Семинарии Святого Франциска в Цинциннати штат Огайо, чтобы стать католическим священником. По заверениям одноклассников Тома, его выгнали за то, что он украл ликер у священника.

Том Круз сменил 15 школ.

В 1994 году Тома назвали человеком года по версии членов Гарвардского Пудинг клуба (Harvard’s Hasty Pudding Club), известного тем, что его участники переодевались в одежду представителей противоположного пола. Том Круз принял награду, надев лифчик и каблуки.

Несмотря на возраст, каждая из жен Круза на 11 лет моложе предыдущей. Мими Роджерс, Николь Кидман и Кэти Холмс родились в 1956, 1967, и 1978 годах соответственно.

У Кэти Холмс дома висел постер Тома Круза когда она была подростком. За несколько месяцев до знакомства с актером она дала интервью журналу Seventeen, где сказала следующее: «Раньше я думала, что хочу выйти замуж за Тома Круза».

В 1998 году Том Круз спас женщину, на которую напали грабители в Лондоне, он преследовал нападавших вместе с телохранителями.

В 1996 году актер стал свидетелем аварии, в которой пострадала девушка. Он вместе с ней отправился в госпиталь в машине скорой помощи. Позже оказалось, что у девушки нет медицинской страховки, поэтому Круз оплатил крупный (7000; — прим.) счет в больнице.

В фильме «Солдаты Неудачи» Том играл кинопродюсера Леса Гроссмана, он прекрасно вжился в роль, обыгрывая основные повадки своего героя: облысение, любовь к танцам и т.п. Также Круз принял решение использовать протезы рук, чтобы они были такими же большими, как у самого Гроссмана.

В своей биографии «Время моей жизни» Патрик Суэйзи рассказал, что Том Круз так стеснялся своих зубов, что отказывался фотосессий, когда они вместе снимались в фильме «Изгои».

Павиан в фильме «Рок на Века» был идеей Тома. Когда он готовился к роли Стейси Джексса, он попросил у режиссера Адама Шенкмана обезьяну, которую назвал «Эй, мужик!».

Знаменитая сцена с танцем из фильма «Рискованный бизнес» была полной импровизацией Круза. В сценарии была написана одна строка: «Джоэл танцует дома в нижнем белье».

В конце 80-х Круз и Джулия Робертс проталкивали киноадаптацию Джона Картера, но съемки так и не начались. Сам фильм в последствии был снят с Тэйлором Китчем в главной роли и провалился в прокате.

Писательница Энн Райс была не согласна с тем, что главную роль в адаптации книги «Интервью с Вампиром» будет играть Том Круз. Но после просмотра фильма, она выкупила две страницы в журнале Daily Variety за $7,740, чтобы извиниться и похвалить актера.

Во время съемок «Война Миров» Том Круз установил палатку Саентологов, неподалеку от съемочной площадки, где волонтеры раздавали желающим листовки с информацией о церкви.

Празднуя день рождения Мэтта Деймона два года назад в Лондоне, Том Круз и именинник оказались отшлепаны хозяйкой вечеринки, которая оказалась трансвеститом.

Замечая то, как танцующие парни привлекают внимание девушек, Том Круз учился танцевать, смотря телепередачу Soul Train.

Марк Ронсон, который был диджеем на свадьбе Круза и Кэтти Холмс сказал, что пара сошла с ума на танцполе, когда он включил Gold Digger Канье Уэста.

Играя главную роль в фильме «Лучший стрелок», у Круза не было лицензии пилота, однако он получил ее спустя восемь лет, в 1994 году.

Том Круз запрещает использовать свой образ в фигурках или видеоиграх.

P.S. И дополнительный факт.