Снаряд 152 мм вов. Боеприпасы для пушки-гаубицы

После Великой Отечественной перед советскими конструкторами была поставлена задача: заменить устаревшую пушку-гаубицу МЛ-20 1937 года выпуска более совершенной. Вскоре в Екатеринбурге работниками Особого Конструкторского Бюро было спроектировано новое артиллерийское буксируемое орудие. Сегодня оно известно как 152-мм пушка-гаубица Д-20. Ее серийным производством в 1955 году занялись работники волгоградского завода №221.

Начало конструкторских работ

Советские оружейники стремились к созданию «корпусного дуплекса» - установки, содержащей одинаковые блоки артиллерийских систем. По мнению конструкторов, это должно было существенно снизить производственные расходы и положительно сказаться во время эксплуатации или ремонта: артиллерийские орудия всегда будут снабжены необходимыми запасными частями. 152-мм пушка-гаубица Д-20, которая в то время значилась как Д-72, проектировалась одновременно с пушкой Д-74 калибра 122 мм. В результате после конструкторских доработок было решено для Д-20 использовать немного модернизированный лафет, как и в 122-миллиметровой гаубице.

Что собой представляет гаубица Д-20?

Данное содержит следующие элементы:

  • моноблочную трубу;
  • казенник;
  • муфту;
  • двухкамерный дульный тормоз.

152-мм пушка-гаубица Д-20 - это полевое для которого характерны свойства пушки и гаубицы. В отличие от обычной пушки длина ствола данного орудия меньше, но с большими углами возвышения. Установка отличается от классической гаубицы увеличенной дальностью стрельбы.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Механизмы

В Д-20 при помощи подъемного механизма, рассчитанного на один сектор, обеспечивается вертикальная наводка от -5 до +63 градусов. Левая часть орудия стала местом для винтового поворотного механизма. Наводка Д-20 в горизонтальной плоскости рассчитана на 58 градусов. Орудие оснащено пневматическим уравновешивающим механизмом. Он представляет собой две одинаковые колонки и относится к толкающему типу. В качестве опоры для артиллерийского орудия используется специальный поддон, который крепится к нижнему станку.

Боеприпасы для пушки-гаубицы

Данное артиллерийское орудие заряжается:

  • Ядерными снарядами 3ВБ3.
  • Химическими.
  • Снарядами, содержащими стреловидные поражающие элементы.
  • Зажигательными.
  • Кумулятивно-осколочными.
  • Осколочно-фугасными ОФ-32. Дальность стрельбы этими боеприпасами превышает 17 км.

Пушка Д-20 - это первая советская артиллерийская система, которая использует тактические ядерные боеприпасы. Также она приспособлена для стрельбы снятыми в данное время с вооружения химическими зарядами.

Тактико-технические характеристики

  • Страна-изготовитель - СССР.
  • По типу орудие относится к пушкам-гаубицам.
  • Год выпуска - 1950.
  • Калибр Д-20 составляет 152 мм.
  • Ствол имеет длину 5,2 м.
  • Длина всего орудия составляет 8,62 м.
  • Ширина - 2,4 м.
  • состоит из десяти человек.
  • Весит орудие 5,64 тонны.
  • Д-20 в течение одной минуты способно выполнить шесть прицельных выстрелов.
  • По асфальтируемой дороге орудие транспортируется со скоростью 60 км/час.
  • Д-20 используется вооруженными силами Алжира, Афганистана, Венгрии, Египта, Индии, Китая, Никарагуа, Эфиопии и стран СНГ.

Заключение

Артиллерийская система Д-20 долгое время состояла на вооружении свыше тридцати государств. Установка считалась первым 152-миллиметровым орудием, использующим полуавтоматический клиновый затвор. На основе Д-20 создан ряд модификаций. Одной из них стала САУ «Акация», пришедшая на смену устаревшей системе Д-20, которая сегодня списана и не состоит на вооружении армии России.

152-миллиметровую пушку-гаубицу Д-20 спроектировали в екатеринбургском ОКБ-9 под руководством Петрова. Серийное производство начали в 55-м г. на заводе № 221 в Волгограде (ныне ФГУП «Баррикады»).

Буксируемая гаубица Д-20 имеет ствол, длинна которого составляет около 26 калибров, состоящий из трубы-моноблока, казённика, муфты и двухкамерного дульного тормоза. Затвор клиновой, вертикальный с механический полуавтоматикой. Поворотным и подъёмным механизмом обеспечивают углы вертикального обстрела -5;+45 градусов, угол горизонтального обстрела – 58 градусов.

Для стрельбы из Д-20 используют те же выстрелы, что и для 152-миллиметровой гаубицы Д-1. Возможно ведение огня тактическим ядерными боеприпасами и управляемыми снарядами «Краснополь».

ОАО «Мотовилихинские заводы» в 2003 году освоило и осуществляет до настоящего времени капитальный ремонт гаубицы Д-20, а также производство ее деталей и командных узлов. В процессе капремонта конструкторы ОАО «Мотовилихинские заводы» произвели и защитили огневыми испытаниями модернизацию Д-20, которая повышает эксплуатационные характеристики домкратов и надежность работы механизмов систем затворной группы.

152-миллиметровая пушка-гаубица Д-20 является еще одним примером старой советской традиции объединять компоненты имеющихся арт. систем, получая новые. В этом случае новый 152-миллиметровый ствол устанавливался на лафет полевой 122-миллиметровой пушки Д-74. Данная 152-миллиметровая гаубица была разработана после окончания ВОВ (1941–1945 гг.), но промышленное производство пушки-гаубицы началось лишь в начале 1950-х гг., и впервые орудие показали в 55-м г.

Основа Д-20 аналогична ранней модели 152-миллиметровой гаубицы Д-1, однако у нее другое расположение противооткатных амортизаторов, а вес лафета Д-74 таков, что для перемещения пушки-гаубицы на передке станин требуются дополнительные колесики. Форма щита также другая.

Однако основное отличие Д-20 от Д-1 заключается в выборе боеприпасов. При стрельбе из Д-20 может использоваться большинство типов боеприпасов гаубицы Д-1, однако у нее имеется собственное семейство боеприпасов. Пушка Д-20 стала первой советской артсистемой, способной стрелять тактическими ядерными боеприпасами. Кроме этого имелся большой выбор боеприпасов с химическим зарядом, которые сегодня сняты с вооружения.

Усовершенствованная система метательных зарядов изменяемой мощности дала возможность увеличить максимальную дальность до 17410 метров, а использование активно-реактивного снаряда позволяет уничтожать цели на дальности до 24 тыс. метров. К последним нововведениям относится использование противотанкового снаряда массой 50 кг с наведением по лазерному лучу .

Бронепробиваемость бронебойно-трассирующего тупоголового снаряда БР-540Б (специальный заряд, начальная скорость 600 м/с, взрыватель ДБР, дальность прямого выстрела при высоте цели 2,7 метров – 860 метров).

Толщина пробиваемой брони при угле встречи 90 градусов на дальности 500 метров – 130 мм, 1000 м – 120 мм, 1500 м – 115 мм, 2000 м – 105 мм.
Толщина пробиваемой брони при угле встречи 30 градусов на дальности 500 метров – 105 мм, 1000 м – 100 мм, 1500 м – 95 мм, 2000 м – 85 мм.

155 миллиметровый ствол, который установлен на самоходной гаубице 2С5 – модифицированный ствол Д-20. Бывшая Югославия экспортировала модификацию Д-20 имеющую ствол длиной 39 калибров, которая была принята на вооружение армией Югославии – состояние дел на сегодняшний день неизвестно. На вооружении румынской армии стоит буксируемая гаубица, разработанная в Румынии и известная как Модель М1985. В ее конструкции просматриваются некоторые черты пушки-гаубицы Д-20. Китайская модификация выпускалась под обозначением 152-миллиметровая Тип 66.

Тактико-технические данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Первый опытный образец — конец 1940-х годов;
Серийное производство начато в 54-м или 55-м году;
Состоит на вооружении: Алжир, Афганистан, Венгрия, Египет, Индия, Китай, Никарагуа, Страны СНГ, Эфиопия и др.;
Боевой расчет – 10 чел.;
Полная боевая масса – 5650 кг;
Длина ствола – 8690 мм;
Общая длина в походном положении – 75580 мм;
Ширина в походном положении – 2320 мм;
Максимальная дальность огня 17410 м;
Максимальная дальность огня АРС – 24 тыс. м;
Начальная скорость снаряда – 655 м/с;
Масса снаряда ОФС – 43,51 кг;
Максимальный угол возвышения/ склонения +63/-5 градусов;
Угол горизонтального наведения – 58 градусов.

Тактико-технические характеристики 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Баллистические данные:
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда:
— полный заряд – 655 м/с;
— уменьшенный заряд – 511 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующсго снаряда – 600 м/с;
Начальная скорость кумулятивного снаряда – 680 м/с;
Наибольшая дальность огня – 17410 м;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/смЗ;
Масса осколочно-фугасного снаряда – 43,56 кг;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 48,96 кг;
Масса бронебойно-трассирующего остроголового снаряда – 48,78 кг;
Масса кумулятивного снаряда – 27,439 кг.

Конструктивные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Калибр – 152 мм;
Длина ствола включая дульный тормоз – 5195 мм;
Длина нарезной части – 3467 мм;
Число нарезов — 48;
Ширина нарезов – 6,97 мм;
Крутизна нарезов – 25 клб.;
Глубина нарезов – 3 мм;
Ширина поля – 3 мм;
Длина зарядной каморы от начала нарезов до казенного среза трубы – 772,9 мм;
Наибольший угол склонения — -5°;
Наибольший угол возвышения — 45°;
Горизонтальный обстрел — 58°;
Количество стеола в накатнике — 13,4 литров;
Количество стеола в тормозе отката — 14,7 литров;
Начальное давление в накатнике – 6З кгс/см2;
Предельная длина отката — 950 мм;
Нормальная длина отката — 910 +20/-120 мм;
Давление в уравновешивающем механизме (угол возвышения 45°) – 62 кгс/см2;
Давление в пневмошинах – 5,6 кгс/см2.

Габаритные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:

Параметры орудия в походном положении:
— Длина – 8690 мм;
-Ширина – 2317 мм;
— Высота – 2520 мм;
Параметры орудия в боевом положении при угле возвышения ствола 0°:
— Высота – 1925 мм;
— Длина – 8100 мм;
— Высота линии огня — 1220 мм;
— Клиренс – 380 мм;
— Ширина колеи — 2000 мм;
— Диаметр колес — 1167 мм;
— Ширина шины колес – 337 мм;
Расстояние от центра тяжести орудия до оси колес при закреплении по-походному – 182 мм;
Масса:
— орудия в походном положении – 5700 кг;
— орудия в боевом положении – 5650 кг;
— затвора – 96 кг;
— ствола с затвором – 2556 кг;
— откатных частей – 2720 кг;
— качающейся части — 3086 кг;
— люльки – 280 кг;
— тормоза отката без ствола – 85,4 кг;
— тормоза отката со стволом – 101,6 кг;
— накатника без ствола – 88,6 кг;
— накатника со стволом – 103,3 кг;
— верхнего станка — 208 кг;
— уравновешивающего механизма — 58 кг.

Эксплуатационные данные 152-мм пушки-гаубицы Д-20:
Время перевода между походным и боевым положениями и обратно – от 2 до 2,5 минут;
Прицельная скорострельность – около 6 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки:
— по бездорожью – 15 км/ч;
— по булыжной дороге – 30 км/ч;
— по хорошим дорогам – 60 км/ч.

Солдаты Советской армии любовно называли это артиллерийское орудие – Емеля. Именно оно, в августе 1944 года, выпустило первые снаряды по Германии. Гаубица 152 мм (МЛ-20) начала свой путь в тяжёлые годы для СССР. Молодой армии новой страны требовалось нагнать и опередить развитые страны в качестве и количестве вооружения.

Одним из первых шедевров отечественной артиллерийской мысли стал гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 года. Это орудие охраняло покой страны на суше, установленное на и ИСУ-152 вело бой на гусеницах и защищало берега страны с позиций береговых батарей.

История создания

На момент начала Первой Мировой войны армия Императорской России обладала значительным, но разномастным парком осадной артиллерии. В составе артиллерийских подразделений РИА были 6-ти дюймовые гаубицы Шнейдера и гаубицы-пушки Круппа, мортиры и пушки завода в Мотовилихе.

Орудия использовали снаряды разных калибров и веса, не меньший хаос наблюдался и во флотских подразделениях. Зачастую снаряды береговых пушек отличались от корабельных калибров. Вес пороха в разных зарядах мог отличаться на порядок.

К моменту вступления в войну парк пытались систематизировать за счёт заказов французских гаубиц Шнейдера обр.

1910 года. Эти же орудия были поставлен на производство и в России, был налажен выпуск и снарядов к ним.

Гражданская война принесла разруху. Но тем не менее, производство постепенно восстанавливалось, налаживался выпуск новых орудий. Одним из которых, стала гаубица-пушка МЛ-20. Разработка орудия велась на основе ствола от 152 мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, после модернизации 1930 года получившей название 152-мм пушка обр. 1910/30 гг.

В ходе модернизации была удлинена камора и установлен щелевой дульный тормоз, перешедший по наследству и к МЛ-20.


Разработка лафета для установки орудия, а также изменения казенной части для увеличения скорострельности велась под руководством мастера орудийного дела Ф.Ф. Петрова. Стоит отметить что упоминаемое в ряде источников предположение В. Грабина о создании нового вида вооружения в виде гаубицы-пушки скорее всего является самопиаром конструктора или инженеров работавших с ним.

Осадное орудие Шнейдера изначально имело пушечный ствол и большие углы возвышения, присущие гаубице.

МЛ-20 представляет собой подобную артсистему, но с улучшенными параметрами мобильности.

В 1936 году за разработку усовершенствованного орудия взялось КБ Петрова Ф.Ф. находящееся на заводе №174 в Мотовилихе, этот завод служит колыбелью артиллерийского дела в России, именно оттуда вышли все знаменитые русские орудия нового времени. На испытания представили два варианта гаубицы-пушки – МЛ-15 и МЛ-20.

Оба варианта представляли интерес в плане конструкции, что достаточно интересно гаубица-пушка МЛ-15 выигрывала по своим характеристикам, но на вооружение была принята МЛ-20, это было обусловлено экономическими соображениями.

Необходимо отметить, что для стрельбы планировалось использовать имевшийся на вооружении 152 мм гаубичный снаряд и полузаряд, новые типы боеприпасов также рассчитывались под имевшиеся в наличии артсистемы. В результате испытаний на вооружение была принята гаубица-пушка МЛ-20, обр. 1937 года.

Конструкция и ТТХ

От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.

Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.

Тактико-технические характеристики МЛ-20

Для произведения выстрела необходимо было потянуть шнур курка. Открыть затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции пушки был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора, автоматический механизм выбрасывал гильзу.


Орудие обладало отличной манёвренностью ведения огня. Длинный ствол и гаубичные углы наводки, придавали снаряду высокую скорость и настильную, или при необходимости навесную, траекторию полёта.

Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца для стрельбы навесом и телескопического прицела для прямой наводки. В боекомплект орудия входили как традиционные для гаубицы ОФС и бетонобойные снаряды, так и снаряды предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28года например, или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.

Отдельно стоит отметить конструкцию лафета.

Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался рессорами листовой конструкции, колёсный ход был представлен штампованными дисками с цельнолитым резиновым бандажом.

Это увеличило скорость буксировки до 20 км/ч по шоссе. Для артиллерии такого калибра и массы это достаточно хороший показатель. Ствол орудия при транспортировке откатывался в крайнее положение, это уменьшало её габариты при движении.


Станины орудия раздвижные, это обеспечивало орудию быстрый перенос огня на другую цель, кроме того большую устойчивость при стрельбе. Для защиты расчёта во время стрельбы орудие оснастили щитовым прикрытием. Кроме того впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие снабжалось счётным механизмом – сумматором. Его использовали для расчёта параметров стрельбы.

Боевое применение

Впервые гаубица-пушка МЛ-20 воевала в Монголии, во время боев на реке Халхин-Гол её снаряды сносили укрепления японских пехотных частей и артиллерийские батарей. Затем была Зимняя война и ДОТЫ-«миллионники» линии Маннергйма.

Именно там эта гаубица впервые опробовала себя в качестве пушки, бившей прямой наводкой по амбразурам замаскированных и неприступных бетонных укреплений. Уже тогда успели произвести полторы тысячи гаубиц-пушек МЛ-20, а затем началась Великая Отечественная война.

Во время ВОВ МЛ-20 использовалась в корпусной артиллерии для обеспечения артиллерийской подготовки на участках прорыва, для уничтожения важных или трудноподавимых целей. Для контрбатарейной стрельбы.

Это одно из наиболее сложных направлений ведения огня, требующее высокого качества расчетов и точности стрельбы. Корректировка в этом случае производится по данным предоставленным звуковой артиллерийской разведкой.


В артиллерии РГК гаубицы-пушки поддерживали все стратегически важные операции, уничтожали живые силы противника, вели артподготовку, уничтожали опорные пункты и фортификационные сооружения противника.

Кроме того МЛ-20 использовалась для береговой обороны, эти пушки устанавливались на опасных направлениях для предотвращения высадки десанта.

Кроме того захваченные немцами МЛ-20 обеспечивали оборону их «Атлантического вала».

След в истории

МЛ-20 имеет достаточно удачную конструкцию. Гаубицы-пушки несмотря на некоторое неудобство и перетяжеленность конструкции прекрасно показали себя как универсальные орудия, но в тоже время на отдельных направлениях уступали специализированным орудиям.


Именно в этом причина снятия её с вооружения. Современные гаубицы превосходят МЛ-20 по всем параметрам, включая и дальность навесного огня, но в тоже время поддерживать наступление стрелковых подразделений на прямой наводке ни одна гаубица не сможет, недостаточная длина ствола и соответственно низкая дальность при стрельбе прямой наводкой мешают этому.

Помимо буксируемых орудий, МЛ-20 устанавливалось в самоходные установки, базой которых являлись танки: КВ-1, ИС-1. Эти самоходные установки известные под именем «Зверобоев» прекрасно показали себя при борьбе с бронетехникой немцев, броня хвалёных «Тигров» и «Пантер» лопалась и крошилась от ударов тяжёлых 152 мм снарядов этих пушек.

Интересно! В Санкт-Петербурге, в период 2002-2009 года именно это орудие ежедневно отмечало время «полуденного выстрела»

Видео

Позволим себе маленькое предисловие.

Говоря об артиллерии прошлого века, хочется еще раз выразить некое восхищение. Действительно, бог войны. Да, сегодня рассказы об артсистемах не вызывают такого интереса и ажиотажа, как рассказы/показы тех же танков, но…

Согласитесь, есть что-то завораживающее в этих гаубицах и пушках. Да, нет закрытости и загадочности танков (а что там внутри?), все на виду. Но от этого пушки и гаубицы не становятся менее привлекательны.

"Коминтерн"

"Сталинец" тоже тащил вполне себе успешно.

Впервые МЛ-20 была применена в ходе боев на реке Халхин-Гол. Орудие активно использовалось в советско-финской войне, где оно успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма.

МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, сыграла важную роль в Курской битве, оказавшись одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и САУ. Опыт фронтового применения МЛ-20 показал, что это было лучшее советское орудие для контрбатарейной стрельбы.

Интересно, что первый выстрел по Германии, произведенный 2 августа 1944 года, был сделан именно из МЛ-20.


Тактико-технические характеристики:

Годы выпуска: 1937-1946
Произведено, шт: 6 884
Расчет, чел: 9

Масса в боевом положении, кг: 7 270
Масса в походном положении, кг: 7 930

Углы обстрела:
- возвышения, град: от -2 до +60
- горизонтальный, град: 58

Начальная скорость снаряда, м/с: 655
Скорострельность, выстр/мин: 3-4
Дальность стрельбы, м: 17 230
Скорость буксировки по шоссе, км/ч:до 20

Была и ещё одна машина. ИСУ-152 обр. 1945 года. Машина экспериментальная. В металле была произведена в единственном экземпляре. Отличалась от стандартной ИСУ-152 шасси. Было использовано шасси ИС-3. Вернее всего, этот образец должен был бы "поразить" американцев вместе с ИС-3 на параде в Берлине.

Описывать эту машину не будем. Но, для тех, кто интересуется именно самоходными орудиями, сообщим, что ИСУ-152, даже в вариантах ИСУ-152-1 или ИСУ 152-2, совершенно новая машина. С мощным бронированием, новой гаубицей-пушкой МЛ-20СМ и прочими новшествами.

В заключении статьи хочется сказать о собственных ощущениях от данного орудия. Разбирая особенности конструкции или боевого применения МЛ-20 испытываешь постоянное чувство величия этого орудия. Оно подавляет. Мощь и гений в металле. Да, в некоторых музеях авторы экспозиции пытаются "разбавить" это ощущение травкой, мирными пейзажами, но оно не проходит.

В целом же, орудие получилось действительно великим. Великим на своем, собственном, месте. А эксплуатация во многих армиях мира только подтверждает это утверждение.

Орудие, которое первым ударило по рейху! Первое орудия возмездия за те разрушения и смерти, которые понесла наша страна в Великой Отечественной войне.

Орудие калибра 152 мм, образца 37 года, известное как МЛ-20 и получившее индекс 52-Г-544А – отечественная гаубица-пушка, использовавшееся в период 2МВ. Г-П массово производилось с 37 по 46 год. Использовалось (и используется) многими государствами мира. Применялось почти во всех военных конфликтах с середины 20 века. Одни из самых мощных отечественных самоходных установок 2МВ ИСУ-152 и СУ-152 были оборудованы данными гаубицами. Из ставших на вооружение орудий – МЛ-20, одно из лучших конструкторских решений ствольных орудий по сей день. МЛ-20 сыграло огромную роль в развитии и модернизации отечественных артиллерийских установок во второй половине 20 века.

Создание МЛ-20
К 30-м годам на вооружение Красной армии из корпусного звена арторудий было только осадное орудие образца 1910 года. Орудие было создано французской компанией «Schneider» для вооруженных сил России. Его активно использовали в Первую мировую и в других военных конфликтах. К 1930 году данное орудие было уже морально устаревшим, но его все же модернизируют. Боевые характеристики повысились, а вот мобильность, угол и скорость наводки оставляли желать лучшего. Последний раз его пытались модернизировать в 35-36 годах на заводе №172, но главное артуправление данное направление работ не поддержало. Конструкторы завода начинают разработку нового орудия.

Заводские конструкторы создали два орудия МЛ-20 и МЛ-15. Создание МЛ-15 велось по заказу главного артуправления. МЛ-20 – собственная инициатива конструкторов. От морально устаревшей пушки им досталось в наследство – ствол, затвор, устройства противоотката. В середине 36 года МЛ-15 отправляют на учебный полигон для испытаний. Испытания признаны неудачными, и орудие отправляют на доработку. Начало 37 года – повторные испытания доработанной МЛ-15, испытания признаются успешными. Орудие МЛ-20 отправили на испытания в конце 36 года, в 37 году проходит успешно войсковые испытания. Именно после этих испытаний с небольшими доработками, МЛ-20 рекомендуют к использованию в вооруженных силах. Конец сентября 37 года – МЛ-20 официально, как 152-мм гаубица-пушка образца 37 года, принимается на вооружение в Советскую армию. Неоднозначный выбор Г-П МЛ-20 вместо Г-П МЛ-15 на сегодня малообъясним. МЛ-15 была явно легче МЛ-20, имела достаточно высокую на то время скорость транспортировки – до 45 км/ч. Современная и сложная конструкция лафетной части, однозначно не числятся в недостатках МЛ-15. Кстати уже через некоторое время Г-П МЛ-20 модернизировали, и лафет напоминал конструкцию от МЛ-15. Некоторые источники сообщают о том, что выбор сделан из-за финансовой стороны вопроса – производство МЛ-20 обходилось дешевле, чем МЛ-15.

Конструкция МЛ-20
Как следует из названия МЛ-20, она является артсистемой с преобладанием гаубичных свойств. Обладала конструкцией с лафетом и станинами раздвижного исполнения. Ствол имел два варианта исполнения – моноблок и скрепленный. Остальное оснащение: поршневой затвор, гидравлический откатный веретенообразный тормоз, гидропневматический накатник. Заряжение Г-П – раздельное. Затвор оборудован механизмом для принудительного выброса гильзы при открывании после производства выстрела, и предохранитель, который запирает затвор после раздельного заряжания, но до совершения выстрела. При необходимости, когда необходимо разрядить гаубицу-пушку, то переключают предохранитель для производства открытия затвора. Механизм удержания гильзы, помогает производить заряжания на высоких углах. Стрельба совершается с помощью спускового шнура, который при натяжении, нажимает курок. Г-П МЛ-20 оборудована механизмом взаимной замкнутости, он не давал открыться затвору орудия, если устройства противоотката не соединены со стволом правильным способом. Дульный тормоз со щелевидными отверстиями, смягчал отдачу на противооткаты с лафетом. Откатник с накатником были обеспечены по 22-а литра специальной жидкости, давление в них равнялось 45 атмосферам.

Отличительная особенность Г-П МЛ-20 – набор начальных скоростей и углов возвышения, что задаются одним из дюжины снарядов. Результат такого набора, гаубица под боеприпасы с навесной траекторией, пушка под боеприпасы с настильной траекторией. МЛ-20 оснащался прицелом телескопического типа для совершения выстрела по прямой наводке, и панорамой для производства выстрела по навесной траектории. Вследствие, того что используемых боеприпасов оказалось достаточно много, расчет различных поправок и траекторий для каждого из них по отдельности занимал бы достаточно большой отрезок времени - под них создают метеобаллистический сумматор. Данное решение – комбинация из линейки логарифмического типа и справочной таблицы. При его использовании, время на расчет траектории и метеоданных для стрельбы значительно сократилось. Удачное использование сумматора во время 2МВ, показало его высокую эффективность. После 2МВ, сумматор стали выпускались со всеми новыми образцами орудий. Лафет, имеющий станины раздвижного типа, оборудовался механизмом уравновешения и прикрытием в виде щита. Колеса из металла имели резиновые шины и пластинчатые рессоры. Перемещение Г-П МЛ-20 осуществлялось при оттянутом стволе. Переход для боевого применения занимал в среднем 9 минут. Скорость перемещения в полевых условиях – 5-8 км/ч. Лафет получил название «52-Л-504А», также применялся при модификации 122 мм орудия А-19.

Применение МЛ-20
В основном МЛ-20 применялась как орудие закрытых позиций, и использовалось для поражения и уничтожения открытой и укрытой живой силы противника, фортификаций и заграждений, объектов размещенных на передней линии фронта. Взрыватель гранаты осколочно-фугасного действия ОФ-540,выставленный на осколочное действие придавал гранате весом 43.5 килограмм, следующие поражающие характеристики: 8 метров в глубину и 40 метров в ширину от места падения. Меньшее число осколков по сравнению с гаубичной гранатой, обеспечивали бронебойность до 3 сантиметров. Огонь такими гранатами позволял наносить поражение не только личному составу, но и бронированной техники противника. Поражению подвергалась вся бронетехника до средних танков включительно. Техники с тяжелой броней, гранаты выводили из строя ходовую часть, орудия и прицельные приспособления.

Первое применение в боевых действиях – бои на Халкин-Голе. Использовалась для уничтожения и поражения укрепленных сооружений линии Маннергейма. Применялась во Вторую мировую, заметную роль сыграла на Курской дуге как эффективное средство борьбы с новейшими танками и бронированной техникой противника. После Победы хорошо зарекомендовавшие себя орудие поставлялось в дружественные страны, еще долго использовалось в собственных вооруженных силах, и учувствовало во многих крупных военных конфликтах второй половины 20 века. Некоторые страны Африки и Азии до сих пор используют МЛ-20 в вооруженных силах.

МЛ-20 на самоходных установках:
- самоходное орудие 2МВ – СУ-152. База от танка КВ-1с. Серийно выпускалась в 43 году. Количество – 670 единиц;
- артиллерийская самоходная установка – ИСУ-152. База от танка ИС-1. Серийно выпускалась с 43 по 46 год. Количество – 3242 единицы;
- артиллерийская самоходная установка – ИСУ-152 выпуска 45 года. База от танка ИС-3. Серийно не выпускалась Количество – 1 прототип.