Памятка для родителей "Как повысить самооценку ребенка." методическая разработка по психологии на тему. Памятка для родителей: Формирование самооценки дошкольника методическая разработка на тему Памятки для детей по повышению самооценки

Анастасия Доманская

Начиная с садика и на протяжении всей жизни, самооценка играет важную роль для каждого человека. Это так называемый фундамент личности и его успеха. Как же родителям повысить самооценку ребенку, чтобы он стал уверенным в себе?

Чем ребенку грозит заниженная самооценка

Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также наладить контакты с ровесниками. Дело в том, что потерпев неудачи несколько раз подряд, малыши будут бояться браться за что-то новое. Поэтому такие дети могут даже отставать от сверстников в развитии.

У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты и даже может привести к расстройствам психики и душевным страданиям. Бывали случаи, когда по причине очень низкой самооценки подростки кончали жизнь самоубийством, обосновывая свой поступок так: «Я никому не нужен», «меня никто не любит», «я — ничтожество».

Но самое страшное то, что в отличие от взрослых, у которых на формирование самооценки влияет множество факторов, у детей чаще всего это качество формируют сами родители. Поэтому с раннего детства нужно начинать действовать очень осторожно.

Признаки заниженной самооценки у ребенка

1. Из-за боязни быть высмеянным и отвергнутым малыш не хочет контактировать с другими детьми.

2. Ребенок ведет себя беспокойно, часто нервничает и паникует.

3. Когда берется за что-то новое — сразу прогнозирует свою неудачу, поэтому часто даже отказывается от действия.

4. Достигнутый успех в каком-то деле он считает скорее случайностью и мимолетной удачей, нежели результатом своего упорного труда.

5. Ребенок полностью зависит от мнения других, старается практически во всем их копировать.


Конечно, есть много различных методик-опросников, которые позволяют определить низкую самооценку, но многие из признаков можно заметить просто благодаря наблюдениям за своим отпрыском. Например, можно использовать один из самых популярных тестов — «10 ступенек».

Попросите ребенка нарисовать ступеньки или гору, а затем объясните, что внизу находятся самые плохие дети, а вверху — очень хорошие. Далее пусть ваш сын или дочь нарисуют себя на той ступеньке, на которой они видят свое место. Понятно, что дети с заниженной самооценкой нарисуют себя внизу, а с завышенной -- на верху ступенек.

Как повысить самооценку ребенка

Чтобы ваш ребенок не страдал заниженной самооценкой, нужно с раннего детства работать над ее повышением. Для этого важно принять во внимание несколько важных правил.

1. Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Часто бывает, что родители ставят сыну или дочке в пример соседских детей, их друзей или одноклассников, указывая на успехи чужих отпрысков, и в то же время на недостатки своего. Это большая ошибка многих мам и пап — ребенка можно и нужно сравнивать только с самим собой, при этом всегда отмечать его успехи. Например: «Еще месяц назад ты читал гораздо хуже, а сейчас очень хорошо».

Очень распространено, когда родители сравнивают детей с их братьями и сестрами. Это чревато еще одной серьезной проблемой — ревностью, которая порождает ненависть и конфликты.


2 . Указывайте ребенку на его преимущества и достоинства, чтобы он сам понял, в чем его сильная сторона. Например, если он в какой-то области откровенно слаб, найдите то занятие, которое у него получается лучше всех, и постоянно об этом напоминайте. Если у ребенка есть явные недостатки — помогите ему от них избавиться. Например, если у девочки излишний вес, и она страдает от насмешек одноклассников, ее можно записать на танцы.

3. Избегайте физических наказаний, которые могут не только унизить ребенка, но и поспособствовать тому, что из спокойного мальчика или девочки вырастет агрессивный, и неуверенный в себе человек. Поэтому если обстоятельства сложились таким образом, что ребенка нужно наказать за какой-то проступок — применяйте словесные меры воздействия или на некоторое время лишите его каких-то привилегий: сладостей, просмотра телевизора, игры на компьютере, покупки новой игрушки. И еще — забудьте о крике, говорить с ребенком нужно спокойно и уверенно.


4. Никогда не называйте ребенка плохим. Просто давайте определенную оценку его конкретному действию. Тем более, нельзя вешать ярлыки по типу «какой ты глупый», «дурак» и так далее. Запомните фразу капитана Врунгеля: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

5. Хвалите своего ребенка, то также очень осторожно, чтобы самооценка с заниженной со временем не превратилась на завышенную. Если родители постоянно восторгаются поступками и поведением своего малыша, то это однозначно повлияет на его мнение о себе — и, как показывает статистика, зачастую не в лучшую сторону.

Поощряйте ребенка, когда он действительно этого заслужил. Например, если застелил постель или сложил свои вещи. При этом не стоит слишком акцентировать на этом внимание, достаточно всего лишь сказать «спасибо» или «молодец». Особого внимания заслуживают поступки, которые ребенок делает по собственной инициативе — они уж никак не должны остаться незамеченными.


6. Займите правильную позицию относительно ребенка. Не ставьте его в жесткие рамки — нужно, чтобы он имел в семье свои права и обязанности, а родители прислушивались к его мнению, иногда даже признавая свои ошибки.

7. Чаще говорите своему ребенку слова любви, обнимайте и целуйте его.

8. Если в каком-то деле у ребенка случилась неудача, поддержите его и попробуйте помочь. Например, вместе разделите задание на части и помогайте друг другу реализовать каждый из пунктов. Ни в коем случае не критикуйте — ищите способы повысить навыки и способности отпрыска. Так, если сын или дочь не успевают в учебе по одному из предметов, можно нанять репетитора.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими ребятами, с удовольствием участвуют в разных мероприятиях, а другие - стеснительны, замкнуты, стараются избегать повышенного внимания к себе, с трудом заводят дружбу и сложно адаптируются к новому. Причины таких различий детей могут быть самыми разными: это и характер, и тип нервной системы, и воспитание. Кроме того, важную роль в поведении ребенка в социуме играет его самооценка.

Формированию адекватной самооценки ребенка важно уделять внимание с самого раннего возраста. Приведем несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок рос уверенным в себе и своих силах, не боялся трудностей, был дружелюбен и открыт для нового и спокойно реагировал на мелкие промахи.

Итак, адекватной самооценке ребенка и укреплению чувства уверенности в себе способствуют следующие действия родителей:

  1. Безусловное принятие и любовь . Этот принцип подразумевает, что ребенок является для родителей любимым и хорошим независимо от его успехов, особенностей и поведения. Он должен знать априори, что его любят и ценят таким, какой он есть. Это не означает, что плохое поведение и поступки должны игнорироваться. Но во время таких ситуаций и их обсуждений ребенок должен понимать: «я поступил плохо и неправильно, но меня за это не презирают, не отказываются от меня». Родителям важно транслировать свои эмоции в отношении поведения ребенка: «я огорчен(а), что ты так сделал», «мне обидно», «я расстроен(а)», «я злюсь». Такие высказывания помимо обратной связи дают ребенку возможность осознавать реакции взрослых, а также образец и пример того, как нужно выражать свои чувства и эмоции. Однако, ни в коем случае нельзя переносить эти чувства на отношения к самому ребенку, как, например, в таких высказываниях: «когда ты так делаешь, я тебя не люблю», «ты плохой, а я люблю, только когда ты хороший», «я от тебя уйду» и т.п.
  2. Своевременная похвала и поощрение ребенка за успехи. Здесь важно, чтобы родители проявляли интерес к деятельности ребенка, его инициативам и устремлениям. Любые его заслуги должны быть отмечены и положительно подкреплены. Для укрепления самооценки также можно хвалить ребенка заранее, проявляя уверенность в его силах относительно предстоящего важного события: «у тебя обязательно получится», «ты это можешь», «ты у меня молодец» и т.п.
  3. Спокойная реакция на неудачи. Если у ребенка что-то не получается, как правило, он и сам переживает. Поэтому со стороны родителей реакция на неудачи должна быть спокойной и обнадеживающей. Нужно своими словами показать сыну или дочери, что в следующий раз все обязательно получится, поддержать его. У ребенка не должно остаться чувство вины и неполноценности. Для этого полезным будет обсудить ситуацию, причины неудачи и дальнейшие шаги, необходимые для предотвращения подобных ошибок. Самим родителям в своих делах тоже нужно стараться демонстрировать оптимизм и целеустремленность, даже если что-то не получается
  4. Избегание сравнения ребенка с другими детьми. Оценивание реальных возможностей ребенка. У каждого есть свои способности, таланты и возможности. И при оценке ребенка всегда нужно опираться именно на них: на то, что может сделать и каких результатов достичь именно ваш ребенок. Сравнение с другими детьми, особенно, если ваш оказывается в чем-то хуже, является главным фактором, способствующим снижению самооценки ребенка. Разговаривая с ребенком о его достижениях и целях, старайтесь обсуждать, что в нем и его успехах изменилось по отношению к прошлому. Акцентируйте внимание на том, что стало лучше и благодаря каким действиям это так, если ребенок старался и сделал многое для этих достижений. В ситуации, когда он расслабился или недоработал - обсудите это с позиции мотивации на будущее. Говорите о том, как для вас важны именно его успехи, а не то, чтобы он был лучше других.
  5. Предоставление возможности ребенку почувствовать себя значимым . Для детей с низкой самооценкой становится привычным то, что с его мнением никто не считается. Постарайтесь найти ситуации, когда вы можете попросить у ребенка совета или помощи в каком-то своем деле или доверить ему ответственное решение, важное для всей семьи. Так он увидит, что может помочь, что в его силах дать совет взрослому, что к его мнению прислушиваются. Обязательно поощрите его за выбор, помощь или совет. На неуверенного ребенка такие ситуации во многом могут повлиять положительно, утвердив его веру в себя и подняв самооценку. Не стоит ограждать его от сложностей, ведь преодоление себя и дает ощущение победы. Однако, по возможности подбирайте ребенку посильные задачи.

Главное, что нужно помнить родителям, что самооценка - вещь подвижная и во многом зависит от общей эмоциональной обстановки вокруг ребенка. Поэтому родители должны стараться поддерживать своих детей во всех начинаниях, позитивно реагировать на достижения и успехи, и, конечно, просто любить своих детей такими, какие они есть.

Как повысить самооценку ребенка.

(памятка для родителей)

Все знают, как разрушительно действует на психологию человека низкая самооценка. Основы низкой самооценки закладываются в детстве, а ее причиной тому является неправильное поведение родителей. Авторитарность воспитания становится главной причиной пониженной самооценки детей, что ведет к появлению неуверенных в себе и несчастных людей.

Ведь наша самооценка – это то, как мы к себе относимся и что думаем о себе. Самооценка создает определенную атмосферу вокруг человека. Если самооценка высокая, то это - атмосфера доверия, честности, любви. Человек с высокой самооценкой ощущает свою нужность и полезность и поэтому способен принять высокую ценность других людей. Такое ощущение самоценности и высокой самооценки формируется у ребенка в семье, где существуют доверительные отношения, и любые индивидуальные отличия межу людьми считаются нормальными. Все родители хотят, чтобы у их детей была достойная самооценка. Ежедневно общаясь с детьми, мы можем значительно повлиять на самооценку ребенка, как повысив ее, так и понизив.

Если у Вашего ребенка заниженная самооценка, не отчаивайтесь, так как это поправимо. Существуют специальные методы повышения самооценки ребенка:

  • Всегда внимательно относитесь к своим словам. Ребенка нужно хвалить не только за хорошую работу, но и за усилия, которые он приложил.
  • Родители являются для своих детей образцом для подражания, они учатся на нашем опыте, перенимают нашу манеру общения, поэтому помните о своей собственной самооценке. Не будьте слишком требовательны к себе, не занимайтесь самобичеванием, так как ваш ребенок может начать копировать вас. Будьте достойным образцом для подражания
  • Родители должны замечать неправильные суждения ребенка и указывать ему на них. Когда речь идет о параметрах красоты и привлекательности, об идеальности человека, дети иногда ставят слишком высокие планки оценки и считают, что не соответствуют им, что в результате влияет на их самооценку, занижает ее. Важно объяснить ребенку, что каждый человек уникален и неповторим и нельзя установить четкие стандарты для всего.
  • Говорите и показывайте ребенку, что вы его любите. Ваша нежность и ласка будут повышать самоценность ребенка
  • Ребенок должен ощущать в квартире теплую, домашнюю обстановку, чувствовать себя в безопасности. Дом не должен быть местом, где он получает постоянные замечания и оскорбления. Попытайтесь понять, какие проблемы есть у Вашего ребенка в общении со сверстниками, почему над ним смеются. Всегда оказывайте ребенку поддержку и понимание. И пусть дом станет для него островком безопасности.

Хорошо повышает самооценку ребенка участие в разных секциях и кружках. Совместные времяпрепровождения и дух соревнования очень полезны для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Как поощрять ребенка в семье.

Любовь и ласка родителей, дружеское участие и расположение могут сделать для ребенка больше. чем самый дорогой подарок....

Заметки для родителей. Правила эффективного общения.Как повысить самооценку ребенка.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. В статье приведены практические советы и идеи, которые помогут родителям наладить свои взаимоотношения с ребенком....

Памятка для родителей" Помогите своему ребенку в обучении".

Анастасия Тырина
Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки , которая начинает формироваться в дошкольном периоде . Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет) .

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Самооценка имеет два основных компонента.

Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?» . Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный )

Уверен в себе, активен, уравновешен;

Часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

Любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

Не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

Является творческим и верит в собственные способности;

Не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

Умеет анализировать результаты своей деятельности;

Может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

Достаточно общителен и дружелюбен;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой

Настойчив в достижении цели;

Стремится сотрудничать, помогать другим;

Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

Способен принимать решения.

Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой .

Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

В большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

Чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

Такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

Ребенок с завышенной самооценкой может считать , что он во всем прав;

Часто перебивает, относится к другим свысока;

При завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать :

"Я самый лучший!".

Ребенок с заниженной самооценкой

Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

Стремится к уединению, обидчивы;

Очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

Не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

Ребенок с заниженной самооценкой тревожный , не уверен в себе;

Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

Он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

Такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

Такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

«Не умею» , «Не знаю» и «Не могу» . Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка , а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

ВЫВОД : С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

Кто влияет на формирование самооценки ребенка :

взрослые (родители ) и сверстники

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей , зависит формирование его самооценки . В этой области вас никто не заменит.

Ребенок живет с убеждением : «Как меня видят родители , так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей .

Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

Со стороны родителей важно мягкое , грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители , причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо» , «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой . Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка . Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку , но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка . В разных видах деятельности самооценка разная . (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

1. Оцените свой уровень самооценки . (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы : любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала , так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы : "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т. д.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за помощь вам, за красивый рисунок.

Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните : "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или : "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!". Энциклопедические знания.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра) .

8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите : "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.) " - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка . Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.