Магомаев юрий леонтьевич. Откровения сестры муслима магомаева татьяны зайцевой

Для малышни привез польскую диковинку — жвачку

Мать Магомаева была актрисой и потому много путешествовала. Так и заполярной театральной сцене она отдала с десяток лет. Младшие дети: Юрий и Татьяна (разница в возрасте с Муслимом у них составляла 16 и 14 лет соответственно), будучи еще маленькими ездили с мамой. Муслим же в ту пору уже жил один, и постигал музыкальный Олимп, где добивался определенных успехов. Первая памятная встреча с ним у брата с сестрой состоялась на родине певца в Баку.

Мы тогда жили в Чимкенте, в Казахстане, — вспоминает собеседница. — Шел 1961 год. 19-летний Муслим уже был знаменит в Азербайджане. Он позвонил маме и пригласил на свадьбу в Баку. Его невестой была девушка Офелия.

Первая супруга певца до сих пор живет в Баку. А вот его единственная дочь сейчас с Штатах. Марина поселилась в Сан-Франциско и поддерживает связь с родственниками, в том числе и с тетей Таней из Мурманска.

Мама взяла нас маленьких и поехала на свадьбу, — продолжает Татьяна Леонтьевна. — Вот с этого момента я его помню. Он, тогда как раз приехала из-за границы, с песенного фестиваля в Польше и привез нам жвачку. В прозрачной упаковке лежали жевательные подушечки: желтые, белые, красные, — такого сладковатого вкуса. В Советском союзе тогда их вообще мало кто не видел. 61-й год, какие там жвачки, вы что! Тогда вообще ничего не было. Он нам маленьким дал горсть, а мы и не поняли, что с этим делать. Тогда Муслим, объяснил: это жевательная резинка, ее надо жевать. Мы удивились конечно. Ведь дети в ту пору что жевали: смолу да клей древесный. А тут такая импортная штучка. Саму же свадьбу почти не помню. Мне пять лет всего было все-таки. Но гуляния шли в большом красивом бакинском дворе. Было весело, тепло, собралось много народу.

Путевка в лагерь «Гайдар»

Всесоюзная слава пришла к Магомаеву буквально год спустя. А в 1963-м он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Однако в Москву Муслим переехал лишь ближе к тридцати годам.

У мамы каждое лето были гастроли по стране, которые заканчивались примерно в конце августа, — продолжает сестра артиста. – И мы почти всегда проезжали Москву. Когда Муслим перебрался в столицу стали обязательно заглядывать и к нему. Правда, бывало, мы едем, а он на гастролях, едем обратно – он снова за пределами столицы. Бывало, что из-за этого по несколько лет не виделись, но встречи всегда были теплыми. Помню, как он шутил. У меня в молодости была коса до колен. Муслим меня дергал за косу и приговаривал: «Танька, не вздумай только стричь косу». Я чаще чем брат Юрий была в Москве. Ездила туда в балетное училище, например, поступать. Как-то в одну из таких поездок Муслим мне вручил путевку в пионерлагерь «Гайдар» в Подмосковье. Очень интересно. Там я познакомилась с девочкой, с которой дружу до сих пор.

В Москве первое время Магомаев жил в гостинице «Россия». Когда родные к нему приезжали, то вынуждены были выходить с артистом из здания только через черный ход. Популярность у Муслима Магометовича была дикой. Чуть-чуть зазеваешься, налетают толпы поклонников.

Один раз мы уже вышли из гостиницы и сидели в машине, а Муслим стоял рядом в белом костюме. Вдруг кто-то из фанатов увидел его и сразу набежал народ. Через минуту на костюме не было ни одной пуговицы, оторваны карманы. Поотдирали на память. Ему пришлось идти переодеваться и выходить через другую дверь потом, — вспоминает Татьяна. — Были и вредители конечно. Как-то на концерте в Кремлевском дворце съездов сидела толпа молодежи и топала все выступление Муслима. Настроение ему тогда сильно испортили. Еле закончил концерт.

Тем временем Магомаев обретал популярность. Обзавелся жильем, женился на певице Тамаре Синявской, а его семья перебралась в Мурманск.

Понравилось? Это змея!

К моменту первого визита в Заполярье родственники Магомаева прожили здесь уже 23 года. Артист очень часто звонил, присылал поздравительные открытки со всеми праздниками, но приехать все не получалось. И вот в 1995-ом состоялось. Магомаев в Мурманске.

В тот приезд он дал много интервью на радио и на телевидении, — рассказывает сестра артиста. — А потом был замечательный концерт. По его ходу Муслим обратился к зрителям со сцены и сказал, что в зале сидит моя мама, Айшет Ахмедовна Магомаева. Люди аплодировали. Когда он заехал к нам домой, я думала чем угостить брата. Не удивишь ведь. «Муслим, будешь борщ?» Он мне: «Буду еще и как! Наконец-то нормальная русская кухня, а то меня кормят в ресторанах всякими изысками. Балуют. А так хочется простой домашней пищи».

Обычно, как любой выходец с Кавказа любил отмечать праздники в большой компании. Так свои юбилеи, он как артист проводил на сцене, а на второй день устраивал прием для друзей и близких. Часто в ресторане «Баку».

Там я в первый раз в жизни змею попробовала, — смеется Татьяна Леонтьевна. – Сидим за столом, отмечаем, кушаем. Вижу, лежат такие черные ромбики с зелеными прожилками. Думала это что-то из мяса с добавлением зелени. Попробовала: мягко, вкусно, но что это конкретно разобрать не могу. Что-то такое нежное, прямо тает во рту и на мясо похоже. Я еще взяла – понравилось! Муслим рядом сидит и хохочет: «Что нравится Таня?». «Ага, говорю, вкусно очень». «А знаешь, что ты ешь? Это змея!» Удивилась сильно, но противно не стало. Вкуснятина ведь! Это было 17 лет тому назад. Муслим отмечал 50-летие. Вел юбилейный вечер великий конферансье Борис Брунов. В один из моментов он обратился к собравшимся за столами: «Прошу весь зал встать, здесь присутствует мама Муслима Магомаева! А я с вашего позволения подойду и поцелую ручку».

Любил анекдоты и учил Баскова

Магомаев слыл большим шутником и очень любил анекдоты. Выдумывать каких-то смешных историй не приходилось. Когда часто общаешься со звездами первой величины, как-то Пугачева или Кобзон веселые истории появляются сами собой. Активно помогал молодым артистам.

Обучал Николая Баскова, например. Но при этом Магомаев любил уединяться. Закрывался в отдельном кабинете – рисовал, писал музыку. Ведь у многих песен, что исполнял артист, написанными «со стороны» были лишь стихи.

Сказывался наследственный талант видимо:

Мама замечательно пела, — продолжает сестра Магомаева. – Тамара с Муслимом переглядывались, дай бог нам так замечательно петь в этом возрасте. В 70 лет иметь такой чистый звонкий голосочек. Она всегда пела и на праздники и вообще. У нее даже первая роль была — Сюзанна в «Свадьбе Фигаро».

Вино, по воспоминаниям сестры, Магомаев, несмотря на кавказскую кровь не жаловал. А вот хороший, дорогой коньяк любил. В меру, конечно. Зато курил много и до последних дней. Удивительно или нет, но проблем с голосом от этого у него никогда не было.

Последние два года очень сдал, — завершает Татьяна. – Не хотел, чтобы его видели больным. Собирался обязательно поправиться и собрать друзей отметить день рождения, как прежде. Сильно подкосил его 2003 год. Тогда умер его любимый дядя, и тут же мама заболела сильно. После ее смерти матери он сник.

От концертных выступлений в последние годы он отказывался. А песня «Прощай, Баку», записанная в 2007-ом стала финальной в его долгой карьере.

Думали, что Муслим будет жить долго. У нас в семье все так. Все долгожители. У мамы до 80 лет даже карточки в поликлинике не было… А Муслим ушел слишком рано.

Руслан ВАРЕНИК


Народного артиста СССР не стало 25 октября 2008-го. И хоть в столице Заполярья Муслим Магометович никогда не жил, здесь его по праву считали и считают земляком. И не просто так. В Мурманск он любил приезжать. Здесь жила его мама и до сих пор живут его брат Юрий Магомаев и сестра Татьяна Зайцева. Именно с ней мы вспоминали великого артиста. С братом и сестрой Муслим виделся не так часто, как наверное хотелось и им всем. Но все встречи эти были запоминающимися.

Для малышни привез польскую диковинку – жвачку

Мать Магомаева была актрисой и потому много путешествовала. Так и заполярной театральной сцене она отдала с десяток лет. Младшие дети: Юрий и Татьяна (разница в возрасте с Муслимом у них составляла 16 и 14 лет соответственно), будучи еще маленькими ездили с мамой. Муслим же в ту пору уже жил один, и постигал музыкальный Олимп, где добивался определенных успехов. Первая памятная встреча с ним у брата с сестрой состоялась на родине певца в Баку.

Мы тогда жили в Чимкенте, в Казахстане, – вспоминает собеседница. – Шел 1961 год. 19-летний Муслим уже был знаменит в Азербайджане. Он позвонил маме и пригласил на свадьбу в Баку. Его невестой была девушка Офелия.

Первая супруга певца до сих пор живет в Баку. А вот его единственная дочь сейчас с Штатах. Марина поселилась в Сан-Франциско и поддерживает связь с родственниками, в том числе и с тетей Таней из Мурманска.

Мама взяла нас маленьких и поехала на свадьбу, – продолжает Татьяна Леонтьевна. – Вот с этого момента я его помню. Он, тогда как раз приехала из-за границы, с песенного фестиваля в Польше и привез нам жвачку. В прозрачной упаковке лежали жевательные подушечки: желтые, белые, красные, – такого сладковатого вкуса. В Советском союзе тогда их вообще мало кто не видел. 61-й год, какие там жвачки, вы что! Тогда вообще ничего не было. Он нам маленьким дал горсть, а мы и не поняли, что с этим делать. Тогда Муслим, объяснил: это жевательная резинка, ее надо жевать. Мы удивились конечно. Ведь дети в ту пору что жевали: смолу да клей древесный. А тут такая импортная штучка. Саму же свадьбу почти не помню. Мне пять лет всего было все-таки. Но гуляния шли в большом красивом бакинском дворе. Было весело, тепло, собралось много народу.

Путевка в лагерь «Гайдар»

Всесоюзная слава пришла к Магомаеву буквально год спустя. А в 1963-м он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета. Однако в Москву Муслим переехал лишь ближе к тридцати годам. Сестра и племянник артиста, Татьяна и Юрий, перебирают старые фотографии.

У мамы каждое лето были гастроли по стране, которые заканчивались примерно в конце августа, – продолжает сестра артиста. – И мы почти всегда проезжали Москву. Когда Муслим перебрался в столицу стали обязательно заглядывать и к нему. Правда, бывало, мы едем, а он на гастролях, едем обратно – он снова за пределами столицы. Бывало, что из-за этого по несколько лет не виделись, но встречи всегда были теплыми. Помню, как он шутил. У меня в молодости была коса до колен. Муслим меня дергал за косу и приговаривал: «Танька, не вздумай только стричь косу». Я чаще чем брат Юрий была в Москве. Ездила туда в балетное училище, например, поступать. Как-то в одну из таких поездок Муслим мне вручил путевку в пионерлагерь «Гайдар» в Подмосковье. Очень интересно. Там я познакомилась с девочкой, с которой дружу до сих пор.

В Москве первое время Магомаев жил в гостинице «Россия». Когда родные к нему приезжали, то вынуждены были выходить с артистом из здания только через черный ход. Популярность у Муслима Магометовича была дикой. Чуть-чуть зазеваешься, налетают толпы поклонников.

Один раз мы уже вышли из гостиницы и сидели в машине, а Муслим стоял рядом в белом костюме. Вдруг кто-то из фанатов увидел его и сразу набежал народ. Через минуту на костюме не было ни одной пуговицы, оторваны карманы. Поотдирали на память. Ему пришлось идти переодеваться и выходить через другую дверь потом, – вспоминает Татьяна. – Были и вредители конечно. Как-то на концерте в Кремлевском дворце съездов сидела толпа молодежи и топала все выступление Муслима. Настроение ему тогда сильно испортили. Еле закончил концерт.

Тем временем Магомаев обретал популярность. Обзавелся жильем, женился на певице Тамаре Синявской, а его семья перебралась в Мурманск.

Понравилось? Это змея!

К моменту первого визита в Заполярье родственники Магомаева прожили здесь уже 23 года. Артист очень часто звонил, присылал поздравительные открытки со всеми праздниками, но приехать все не получалось. И вот в 1995-ом состоялось. Магомаев в Мурманске.

Архив семьи Магомаевых

В тот приезд он дал много интервью на радио и на телевидении, – рассказывает сестра артиста. – А потом был замечательный концерт. По его ходу Муслим обратился к зрителям со сцены и сказал, что в зале сидит моя мама, Айшет Ахмедовна Магомаева. Люди аплодировали. Когда он заехал к нам домой, я думала чем угостить брата. Не удивишь ведь. «Муслим, будешь борщ?» Он мне: «Буду еще и как! Наконец-то нормальная русская кухня, а то меня кормят в ресторанах всякими изысками. Балуют. А так хочется простой домашней пищи».

Обычно, как любой выходец с Кавказа любил отмечать праздники в большой компании. Так свои юбилеи, он как артист проводил на сцене, а на второй день устраивал прием для друзей и близких. Часто в ресторане «Баку».

Там я в первый раз в жизни змею попробовала, – смеется Татьяна Леонтьевна. – Сидим за столом, отмечаем, кушаем. Вижу, лежат такие черные ромбики с зелеными прожилками. Думала это что-то из мяса с добавлением зелени. Попробовала: мягко, вкусно, но что это конкретно разобрать не могу. Что-то такое нежное, прямо тает во рту и на мясо похоже. Я еще взяла – понравилось! Муслим рядом сидит и хохочет: «Что нравится Таня?». «Ага, говорю, вкусно очень». «А знаешь, что ты ешь? Это змея!» Удивилась сильно, но противно не стало. Вкуснятина ведь! Это было 17 лет тому назад. Муслим отмечал 50-летие. Вел юбилейный вечер великий конферансье Борис Брунов. В один из моментов он обратился к собравшимся за столами: «Прошу весь зал встать, здесь присутствует мама Муслима Магомаева! А я с вашего позволения подойду и поцелую ручку".

Любил анекдоты и учил Баскова

Магомаев слыл большим шутником и очень любил анекдоты. Выдумывать каких-то смешных историй не приходилось. Когда часто общаешься со звездами первой величины, как-то Пугачева или Кобзон веселые истории появляются сами собой. Активно помогал молодым артистам.

Обучал Николая Баскова, например. Но при этом Магомаев любил уединяться. Закрывался в отдельном кабинете – рисовал, писал музыку. Ведь у многих песен, что исполнял артист, написанными «со стороны» были лишь стихи. Сказывался наследственный талант видимо:

Мама замечательно пела, – продолжает сестра Магомаева. – Тамара с Муслимом переглядывались, дай бог нам так замечательно петь в этом возрасте. В 70 лет иметь такой чистый звонкий голосочек. Она всегда пела и на праздники и вообще. У нее даже первая роль была – Сюзанна в «Свадьбе Фигаро».

Вино, по воспоминаниям сестры, Магомаев, несмотря на кавказскую кровь не жаловал. А вот хороший, дорогой коньяк любил. В меру, конечно. Зато курил много и до последних дней. Удивительно или нет, но проблем с голосом от этого у него никогда не было.

Муслим Магомаев в гостях у мамы.

Последние два года очень сдал, – завершает Татьяна. – Не хотел, чтобы его видели больным. Собирался обязательно поправиться и собрать друзей отметить день рождения, как прежде. Сильно подкосил его 2003 год. Тогда умер его любимый дядя, и тут же мама заболела сильно. После ее смерти матери он сник.

От концертных выступлений в последние годы он отказывался. А песня «Прощай, Баку», записанная в 2007-ом стала финальной в его долгой карьере.

Думали, что Муслим будет жить долго. У нас в семье все так. Все долгожители. У мамы до 80 лет даже карточки в поликлинике не было… А Муслим ушел слишком рано.

Для жителей Мурманска Магомаев почти земляк. Хотя сам Муслим Магометович здесь не жил. А вот его мать посвятила заполярной сцене много лет.- Мама Муслима Магомаева - Айшет Ахмедовна, по сценической фамилии Кинжалова, лет десять работала в мурманском областном драмтеатре, она и умерла в нашем городе, - рассказывает Татьяна Чеснокова , завлит театра Северного флота. – Я писала рецензии на спектакли, в которых играла Айшет. Могу сказать, что эта женщина была бесподобно одаренной драматической актрисой с многоплановым амплуа. Что я о ней личного знаю? Она, по-моему, родом из Дагестана (на самом деле, из Адыгеи . – Ред.), училась в ГИТИСе . Муж Магомет ушел на фронт, но Айшет успела родить ему наследника – Муслима. В 1945 году незадолго до Победы Магомет Магомаев погиб.После войны Айшет с сыном осели в Вышнем Волочке в Калининской (ныне Тверской ) области. Затем актерская судьба бросала ее по разным театрам большой страны – Усть-Каменогорск , Барнаул , Улан-Удэ, Чимкент , Архангельск . А чтобы Муслим мог получить нормальное образование, бабушка по отцовской линии Байдигюль-ханум забрала его в Баку . Магомаев поступил в десятилетку при местной консерватории, сразу выделился в музыкальном плане. Мать периодически приезжала в гости.

Первая же роль принесла успехВ 70-х годах, когда Муслим Магомаев уже был всенародно известен, Айшет Ахмедовна перебралась в Мурманск. И первая же роль – мать в «Белом платье женщины» сделала ее очень популярной у северной публики. - Она была ну очень красивая, очень музыкальная – играла почти на всех инструментах - так что все дети пошли в нее , - вспоминает Марина Скоромникова , актриса Мурманского областного драмтеатра. - У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне. В ней столько огня было, наверное, это из-за смешения кровей: ее отец - турок, мать – наполовину адыгейка, наполовину русская...В Мурманске Айшет Ахмедовна нашла свое женское счастье. Ее гражданский муж – Леонтий Кафка - тоже был актером областного драмтеатра. У них родилось двое детей: Юрий и Татьяна. Оба до сих пор живут в Мурманске. И тоже всю жизнь связали с музыкой – Татьяна стала профессиональной пианисткой, а Юрий играл в разных ансамблях. Многие мурманчане знали, что в ресторане «Панорама» поет родной брат самого Муслима Магомаева.

«День рождения брата перенесли на конец октября…»Юрия Магомаева мы застали дома, накануне отъезда на похороны. Несмотря на непростое душевное состояние, Юрий Леонтьевич согласился пообщаться с «Комсомолкой». - Примите наши соболезнования. - Спасибо. Смерть Муслима была шокирующим известием. Да, он долго болел, но мы думали, что все наладится. Тяжело говорить о Муслиме в прошедшем времени. - Вы ведь были сводными братьями?- Я всегда считал его родным. У нас одна мать. И я считаю, что он был мне именно родным братом.- А когда вы последний раз общались с Муслимом Магометовичем?- Общались регулярно по телефону, а виделись прошлой осенью. С тех пор, увы, не довелось. Собирались встретиться в конце октября. Муслим ведь в этом году день рождения не отмечал из-за плохого самочувствия. После операции на сердце он был не в состоянии устраивать торжество. Думали вот, как станет лучше, обязательно соберемся у него в Москве и отпразднуем. Были такие планы. Все отодвигали, отодвигали… Теперь вот все-таки едем в Москву. Увы, совсем по-другому поводу. В Мурманске долгое время жил и сын Юрия Леонтьевича – Юрий Юрьевич. Сейчас он переехал в Москву, но очень часто работает в Сочи , в диско-баре. И за ди-джейским пультом стоит, и сам поет – в его репертуаре песни Григория Лепса и Стаса Михайлова .

ДОСЛОВНО

Муслим страшно ненавидел Гитлера

Из интервью Айшет Магомаевой газете «Мурманский вестник» 8 марта 1996 года:«Магомет погиб 24 апреля под польским городом Кюстрином. Погиб, возвращаясь из разведки. Напарник вытащил его на себе, но уже мертвого. Сотников, сослуживец мужа, написал об этом подробно… Там же, под Кюстрином, его и похоронили в братской могиле. Муслим, когда выступал в Польше , был на могиле отца, рассказывал мне об этом…В детстве, в юности Муслим страшно ненавидел Гитлера. Страшно. Иногда делал себе прическу наискосок, подрисовывал усики и издевался, представляя его. Даже фотографии сохранились... А помните, он пел «Бухенвальдский набат»? «Люди мира, на минуту встаньте!» - помните? Это для Муслима была не просто песня».

Стас Михайлов.

Помимо жен, детей и внуков, которых тащат на сцену ныне здравствующие знаменитости, в шоу-бизнесе периодически объявляются родственники знаменитостей, давно ушедших в мир иной – то правнук младшего брата Федора Шаляпина, то внебрачный внук Леонида Утесова, то внучатый племянник Валерия Ободзинского. Обычно это «дети лейтенанта Шмидта», не имеющие к своим прославленным «предкам» никакого отношения. Одно из немногих исключений – певец из Мурманска Юрий Магомаев, который действительно приходится племянником покойному Муслиму Магомаеву.

О том, откуда у легендарного азербайджанца взялись родственники в далеком северном городе и помогла ли им в жизни громкая фамилия, у Юрия выяснил музыкальный обозреватель «Экспресс газеты ».

Мой папа – сын от второго брака мамы Муслима Айшет Ахмедовны Магомаевой, - поведал Юрий Магомаев. – Она была театральной актрисой. Ее девичья фамилия – Кинжалова. Везде пишут, что это сценический псевдоним. Но именно эта фамилия значилась у нее в свидетельстве о рождении. Перед войной бабушка вышла замуж за театрального художника Магомета Магомаева и перебралась из своего родного Майкопа к нему в Баку. 17 августа 1942 года у них родился сын Муслим. А в 1945 году буквально за несколько дней до Победы Магомет погиб на фронте. Бабушке нужно было продолжать обучение в театральном институте и одновременно зарабатывать на жизнь. Она оставила маленького Муслима в Баку в семье его дяди Джамала. А сама уехала в Вышний Волочек, где ей предложили работу в местном театре. Потом актерская судьба забрасывала ее в самые разные города Советского Союза - Тверь, Архангельск, Улан-Удэ, Барнаул, Усть-Каменогорск, Чимкент. В Улан-Удэ она сблизилась с актером Леонтием Брониславовичем Кавкой. Он стал ее вторым мужем. Но официально они не были расписаны. И по паспорту бабушка оставалась Магомаевой. В 1956 году у них родилась дочь Таня. А в 1958 году – сын Юра, мой папа. Так как гражданские браки тогда не признавались, в графе «отец» у них стоял прочерк. А фамилию Айшет Ахмедовна дала им свою.

Не секрет, что Муслим долгое время обижался на маму и считал, что она его бросила. У нас сохранились его детские письма к ней, где он писал: «Я очень по тебе скучаю. Забери меня к себе!». Когда Муслиму исполнилось 9 лет, Айшет Ахмедовна забрала его в Вышний Волочек. И они целый год прожили вместе. Но потом она вернула Муслима в Баку к дяде для получения музыкального образования. Может быть, если бы она так не сделала, мы бы никогда не увидели и не услышали того Муслима, которого все знают. С ее стороны, это был продуманный поступок. Она побеспокоилась не только о себе, но и о будущем своего первенца. Что могла дать ребенку вдова, которая кочевала по провинциальным театрам? А дядя Джамал был далеко не последним человеком в Баку. Он жил в одном доме с певцом Бюль-Бюлем, отцом Полада Бюль-Бюль Оглы, и другими известными людьми. У него стол всегда ломился от черной икры. «Айшет, не будь дурой! – сказал дядя Джамал. - Оставь ребенка нам! Мы обеспечим его всем необходимым». В дальнейшем Муслим сам признал, что мама правильно поступила. Отношения у них наладились. Мой папа и тетя Таня стали для Муслима родными братом и сестрой. Еще маленькими детьми они ездили с Айшет Ахмедовной на его первую свадьбу и на его первый сольный концерт в Кремле. И потом постоянно бывали у него в гостях.В 1971 году бабушка получила выгодное предложение от Мурманского областного драмтеатра и вместе с семьей переехала в Мурманск, где осела уже до конца своих дней. Там в 1979 году и появился на свет я. Мои родители познакомились в ресторане. Мама работала официанткой. А папа играл на клавишах и пел в ресторанном ансамбле. Его ансамбль пользовался большим успехом. Все прочили ему карьеру на профессиональной эстраде. В 1981 году папа пытался со своими песнями попасть в телепередачу «Шире круг». Ездил специально в Москву. Все ждали, когда его покажут. Но его так и не показали. Как он всем объяснял, его якобы вырезали. Лишь недавно выяснилось, что на самом деле никаких съемок не было. Создательница «Шире круг» Ольга Молчанова рассказала, что папа действительно ей звонил и передавал свои записи, но они ее не заинтересовали. Почему папа не воспользовался помощью своего знаменитого брата – я не знаю. В свое время Муслим приглашал его в Москву. Предлагал работать с ним. Но папа отказался. Видимо, хотел всего добиться сам. Отказался он и от предложений войти в состав белорусского ансамбля «Песняры» и казахской группы «Арай», переименованной потом в «А-Студио». Так и проработал 35 лет в мурманских ресторанах. Меня тоже с детства приобщали к музыке. Заставляли ходить в музыкальную школу. Но за семь лет она настолько мне надоела, что после ее окончания я долгое время вообще не подходил к пианино. Меня больше увлекали только появившиеся у нас компьютерные игры. Я продавал игровые приставки. Работал охранником детских игровых автоматов. И не думал становиться музыкантом. Но в 17 лет меня вдруг снова потянуло к инструменту. Некоторое время я играл с папой в ресторанах. А с 2001 года начал ездить на заработки в Сочи. У нас в Мурманске были ребята-музыканты, которые каждое лето там работали и возвращались очень довольные. «Дай-ка я тоже попробую!» - подумал я. Первый раз мне повезло. Я приехал в Сочи, погулял по набережной и сразу устроился в ресторан «Флибустьер» у гостиницы «Жемчужина». А на следующий год я целый месяц не мог найти работу и сидел голодный и без денег. К счастью, я встретил знакомого музыканта, у которого годом раньше покупал фирменные «минуса». И он сосватал меня музыкальной руководительнице ресторана «Розарий». Там была очень хорошая работа. К концу сезона я заработал себе на «Мерседес». В принципе, за эти деньги я мог купить квартиру в Сочи. Но мне хотелось покрасоваться и вернуться в Мурманск на хорошей машине. После этого я четыре сезона пел в «Розарии». Потом знакомый из «Флибустьера» позвал меня «раскачать» новое заведение – тогда еще «Золотая бочка», а ныне «Каравелла». Там я уже был соучредителем. Привез туда свой звук и свет. И отработал пять сезонов, пока не познакомился с москвичкой и не перебрался к ней в Москву. Со своим знаменитым дядей я встречался всего один раз в жизни, когда в 1995 году он приезжал к нам в Мурманск. Для нашего города это было большое событие. Оно освещалось всеми местными СМИ. Даже у меня брали какое-то интервью. Но меня тогда это мало интересовало. Мне было 15 лет. И для меня было главным пройти новую компьютерную игру, которую я только что купил. Какие там знаменитые дяди?! А когда с возрастом у меня изменились жизненные приоритеты, и мне самому захотелось встретиться с Муслимом, этому всячески препятствовали мои родственники с папиной стороны. Хотя мои родители давно развелись, до определенного времени мы все нормально общались. Помню, как бабушка приходила с папой на мой день рождения и под его аккомпанемент пела «Соловей мой, соловей». И я постоянно тусовался у них дома. Но с каждым годом отношения становились все хуже и хуже. У папы появилась молодая жена – на год младше меня. Мне могли уже сказать: «Юра, почему ты пришел без звонка?». Когда 21 августа 2003 года от инсульта умерла бабушка, я узнал об этом от чужих людей. Папа и тетя Таня даже не сочли нужным меня известить. А когда я приезжал в Москву и порывался зайти в гости к Муслиму, они все время говорили: «Не вздумай! Не ходи! Тебя туда не пустят. Вот мы приедем в Москву и вместе к нему сходим». К сожалению, такой случай так и не представился.

Только не подумайте, что я рассчитывал на какую-то помощь со стороны дяди. К тому времени Муслим уже был на пенсии и сам нуждался в помощи. Насколько я знаю, он фактически жил за счет консульства Азербайджана, откуда ему каждый день привозили продукты. Но больше всего дяде не хватало чисто человеческого общения. По рассказам тети Тани, в последнее время он часто расспрашивал ее о нашей семье и хотел дружить со всеми родственниками. «Приезжайте ко мне! - говорил ей Муслим. – Мне так одиноко. Дочка ко мне не приезжает». Кстати, с его дочкой Мариной я сейчас общаюсь в «Одноклассниках». Она живет в Цинциннатти, в Америке. Приглашает меня к себе в гости. А вот с вдовой Муслима Тамарой Синявской у меня отношения не сложились. Меня представили ей в 2008 году на прощании с Муслимом в зале Чайковского. «Юрочка тоже Магомаев? – удивилась она. - И тоже поет? Ах, как приятно!». Потом Тамара Ильинична спросила у тети Тани, есть ли у нас с собой загранпаспорта. «Полетели со мной в Баку на похороны!» - предложила она. У меня был загранпаспорт. И я был готов полететь с ней. Но папа и тетя, у которых паспортов не было, стали возражать. «Что в этом такого? – недоумевал я. – Я хотя бы поддержу человека». В итоге из-за них мне пришлось отказаться. А когда Синявская пришла в себя после похорон Муслима, она позвонила тете Тане и начала разбираться, каким образом я тоже стал Магомаевым и почему я выступаю под этой фамилией. Честно говоря, мне это было очень неприятно.

Не менее неприятные для меня слова прозвучали на концерте памяти Муслима, который в первую годовщину его смерти устраивал в своем «Крокус Сити Холле» имени Магомаева азербайджанский миллионер Арас Агаларов. «Для нас Магомаев всегда будет один-единственный, - сказала тогда Лариса Долина. - Другим Магомаевым мы дороги не дадим». И все начали ей поддакивать: «Не дадим! Не дадим!». Год назад на открытии памятника Муслиму в Вознесенском переулке мне удалось встретиться с Арасом Агаларовым и его сыном Эмином. Мы с моим директором Юрием Вахрушевым, который, кстати, раньше работал в программе «Шире круг», пытались поговорить с ними о возможном сотрудничестве. Но там так много амбиций, что нас даже не стали слушать. Видимо, Эмин, который тоже поет, считает самого себя наследником Магомаева. И тут внезапно появляется какой-то родственник. Зачем ему это надо? Он и без меня в полном шоколаде. А я тоже напрашиваться не хочу. Папа с детства мне говорил: «Юра, смени фамилию! Возьми псевдоним!». По его словам, единственное, о чем он всю жизнь жалел, - что при получении паспорта не взял девичью фамилию мамы – Кинжалов. «Певцов Магомаевых не может быть двое», - всегда повторял он. Я считаю, что это бред. Я получил эту фамилию при рождении. И имею полное право ее носить. Особенно меня обижает, когда меня спрашивают: «Юра, тебе не стыдно пользоваться фамилией Магомаева?». Я на это отвечаю: «Спросите лучше Ивана Урганта или Стаса Пьеху – не стыдно ли им! А я еще никакой выгоды от своей фамилии не получил».

Если кто и пытался поживиться за счет фамилии Магомаева, то некоторые не очень порядочные люди, которые набивались мне в друзья и предлагали заняться моими делами. Одним из таких людей был папа покойной «королевы шансона» Кати Огонек Евгений Семенович Пенхасов. В 2010 году весьма авторитетные люди меня с ним свели. И одно время он выполнял роль моего директора. Внешне он выглядел как божий одуванчик. Но был момент, когда я вывел его на чистую воду. Он меня просто конкретно обворовал. Я поручил ему заплатить людям, которые оказывали мне определенные услуги. Но деньги ушли ему в карман. Я потом спрашивал этих людей. И они с широко открытыми глазами мне говорили: «Мы никаких денег не видели». Столь же некрасиво повел себя Пенхасов, когда ему позвонили насчет меня от Стаса Михайлова. Некоторое время назад Стас открыл свой продюсерский центр и искал артиста, который мог бы стать его первым проектом. Видимо, промониторил Интернет, наткнулся на меня и захотел со мной встретиться. Но Пенхасов долго укрывал меня от Михайлова. «Юра, тебе это не нужно, - говорил он. – Или пусть Михайлов даст мне денег! Тогда я тебя отпущу». «Ни хрена себе! – удивился я. – За что тебе давать денег? И что значит – ты меня отпустишь? Ты что, мой продюсер?». Продюсер – это человек, который деньги вкладывает. А Пенхасов был никто. Он выполнял мои поручения и кормился, благодаря моим финансам.

Несмотря на происки Пенхасова, встреча со Стасом Михайловым у меня все-таки состоялась. Мы очень душевно поговорили. При нашем разговоре присутствовали его супруга Инна, его директор Сергей Кононов и программный директор одной из ведущих российских радиостанций. Стас предложил мне продюсирование. «Дальше телеканала «Ля Минор» ты сам не продвинешься», - сказал он. Но ничего конкретного, кроме красивых шмоток и призрачного признания, Стас не обещал. А зачем мне нужны эти шмотки?! Его супруга показывала мне какой-то журнал и говорила: «Вот так примерно ты будешь выглядеть!». А там был изображен какой-то педрила. Я представил себя в роли этого педрилы и подумал: «Матерь Божья! Мне только до кучи не хватало подобным видом опозорить фамилию Магомаева». И я вежливо отказался от его предложения. С творческими вопросами я и сам успешно справляюсь. А с финансами мне помогают мои друзья, один из которых, например, глава строительной компании, занимающейся возведением олимпийских объектов в Сочи. Как потом выяснилось, своим отказом я страшно обидел Стаса Михайлова. «Зря ты так плохо с ним поговорил», - отчитывали меня. А что Михайлов хотел? Чтобы артист от счастья забыл обо всем на свете? В итоге он получил такого артиста в лице соавтора моих песен Максима Олейникова.

С Олейниковым, как и со многими другими ребятами, я познакомился в Сочи. Он приехал туда на заработки из Волгограда. На протяжении десяти лет у нас была самая дружная компания среди сочинских ресторанных музыкантов. В 2008 году у Максима возникли проблемы с квартирой в Волгограде. Он приобрел ее в кредит в кооперативе. А кооператив развалился. У тех, кто не успел расплатиться, стали через суд отбирать квартиры. И ему нужно было срочно погасить задолженность. С половиной суммы ему помогли друзья из Волгограда. А оставшуюся половину ему одолжил я. Хотя у меня вот-вот должен был родиться ребенок, и впереди была голодная зима, требовать свои деньги назад я не стал. В тот момент Максим открыл классную студию звукозаписи, и мы договорились, что он будет их отрабатывать написанием для меня песен. В Волгограде стоимость его работы составляла 3-5 тысяч. А я ему списывал за каждую песню по 15-20 тысяч, чтобы он быстрее закрыл долг. Но до конца мы с ним так и не рассчитались. После моего отказа Михайлов обратился к Олейникову. И в отличие от меня он согласился работать со Стасом. С Максимом заключили продюсерский договор на стандартных условиях: 10% доходов артисту, 90% продюсеру. Денег, которые, по имеющимся у меня сведениям, ему сейчас платят в месяц, мне бы не хватило и на неделю. А Максим за эти деньги ездит с Михайловым по всем городам и весям и выступает у него на разогреве.

И все бы ничего, но, поскольку своего репертуара у Максима не было, Михайлов решил, что он должен исполнять мой. «На каком основании песни Олейникова принадлежат тебе? - начали предъявлять претензии мне. – Ты не имел к их созданию никакого отношения. Максим сам их писал. А ты приезжал к нему на студию и только мешался». Я объяснил, что я эти песни купил у него с потрохами. Неважно – кто их написал. Максим получил деньги и передал мне исключительные права на музыку и на текст. Хотя на самом деле у него не было готовой музыки и готового текста. Были только наброски. Мне приходилось доделывать их самому. Ни одной аранжировки и ни одного текста без моего участия написано не было. На свою беду, я как порядочный человек регистрировал эти песни в РАО на нас двоих – по 50 процентов. А, по российскому законодательству, Олейников как соавтор имел право на их переработку. Воспользовавшись этим правом, он немножко переделал мои лучшие песни «Улетай» и «Там высоко». В частности, «Улетай» заменил на «Прилетай» и переставил пару нот в аранжировке. И начал исполнять эти песни в концертах Стаса как свои. «Я ничего не решаю, - оправдывался потом Макс. – Все решают продюсеры. Я не хотел эти песни петь. Целый год не хотел. Но они меня заставили». Я не в обиде на Олейникова. Он теперь человек подневольный. А вот его продюсер, по моему мнению, повел себя некрасиво. Мне ничего в жизни не доставалось даром. Почему же я должен кому-то дарить песни, за которые я честно заплатил?

Популярность Муслима Магомаева была феноменальной. Живая очередь на его сольники выстраивалась за несколько недель до концерта, а в заветный день залы и стадионы буквально лопались от количества зрителей, входные двери сносились толпами поклонников. Он был не просто любимцем публики, кумиром - он был фетишем, идолом, божеством. Его буквально носили на руках - поднимали машину с ним, сидящем в салоне, и несли. Ему поклонялись, его боготворили…

О превратностях славы

Как ни удивительно, народный артист СССР Муслим Магомаев, заносчивостью не отличался и славой своей не кичился. Напротив, относился к ней весьма скептически. Однажды Ирина Ивановна Масленникова - жена еще одного кумира, Сергея Яковлевича Лемешева, которой поклонницы мужа даже кислотой в лицо плескали, сказала супруге Муслима Магомаева Тамаре Синявской: «Я вас, как никто, понимаю. Моя судьба была схожа с вашей». Правда, у Синявской обошлось без ядов, но преследовали ее мужа изрядно.

«Есть у популярности очень неприятные стороны, - рассказывал Магомаев, - когда, например, пуговицы отрывают, одежду срывают. Помню, в Ленинграде со спектакля «Севильский цирюльник» туфли мои из гримуборной свистнули, а потом мне поведали, что они были порезаны на мелкие кусочки и розданы особо жаждущим… Тяжело это. Не потому что тяжела популярность как таковая. Конечно же, любовь зрителей приятна».

О культурах и религиях

Магомаев, соединивший в себе две культуры - азербайджанскую и русскую, был человеком, по его словам, «крайне интернациональным».

«Я для себя сформулировал так, - говорил артист, - Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать. Да, я вырос в Баку, но, положа руку на сердце, не могу сказать, что отдавал предпочтение восточной культуре. Дома у нас говорили только по-русски, и в школе азербайджанский не был обязателен для изучения. Так что если речь на азербайджанском языке я понимаю, но сам говорить не умею.

Я жил в интернациональной семье, и во мне соединилось много кровей. По отцовской линии - азербайджанская и татарская, со стороны матери - адыгейская, турецкая и русская. Музыкальную культуру я постигал на европейской и русской музыке, а национальную у нас не проходили. Хотя я ее очень уважаю.

Так же, как любую религию. Не отдавая предпочтения какой-то одной. Я против любого радикализма. Я прочел Коран, хорошо знаю Библию, Евангелия, серьезно изучал другие религии, и нигде не прочитал ни одной строчки об отрицании других вероисповеданий. Я одинаково могу зайти и в мечеть, и в буддийский храм, и в православный.

О предках

Свое имя певец получил в честь деда, Абдул-Муслим Магомаева - выдающегося азербайджанского композитора и дирижера, одного из основоположников азербайджанской классической музыки. Внук не застал своего знаменитого предшественника, ушедшего из жизни за пять лет до его рождения - в 1937 году. Однако с самого раннего детства он осознавал ответственность за такое родство: «Достаточно сказать, что Азербайджанская государственная филармония в Баку названа в честь Муслима Магомаева - моего дедушки и тезки».

Отец будущего советского кумира - Магомед, младший сын Абдул-Муслима Магомаева и его жены Байдигюль, тоже был музыкально одарен, великолепно пел и играл на разных инструментах. Однако профессиональным музыкантом не стал.

«Он творчески реализовался в качестве театрального художника, работал в театрах Баку, Майкопа, - вспоминал певец. - Говорят, был очень талантлив. Мне известно, что на фронт он ушел добровольцем и погиб в звании старшего сержанта за несколько дней до Победы - в немецком городке Кюстрин. А захоронен был на территории Польши. Став взрослым, я отыскал его могилу».

С матерью у Магомаева были непростые отношения. Айшет Ахмедовна Магомаева (сценический псевдоним Кинжалова) была драматической актрисой.

«После извещения о гибели отца, она уехала в Майкопский драмтеатр, где когда-то с ним и познакомилась. Но матушка никогда подолгу ни в одном театре не работала. В связи со своими постоянными перемещениями по городам России, меня она в раннем детстве оставила на попечение моей бабушки Байдигюль и дяди Джамала - старшего брата моего отца. Появлялась у нас в Баку мама изредка, всегда внезапно и также неожиданно исчезала. Со временем у нее образовалась другая семья, и я не могу ее ни в чем винить».

О детстве

«В детстве я начал дико расти, и умные люди посоветовали мне заняться штангой, чтобы я не превратился в «дядю Степу». Я записался в секцию тяжелой атлетики и стал исправно ее посещать. Хулиганом в школьные годы я не был, но и хорошим поведением не отличался. Делал все что полагается мальчишке - жег на уроках пленку, выбрасывал дневники с плохими отметками… Меня в детстве ласкательно звали Мусик, а другого мальчика - моего одноклассника и друга, армянина Рудольфа, - Рудик. Поскольку мы шалили на пару, на доске в классе постоянно было написано: «Мусик и Рудик опять вели себя плохо, нарушали школьную дисциплину»».


Петь одаренный шалун начал с трех лет, а уже в пять сочинил свою первую мелодию. Много лет спустя вместе с поэтом Анатолием Гороховым Магомаев написал на основании ее песню «Соловьиный час».


Муслим Магомаев. Фото из личного архива

Переходного периода для голоса, так называемой «ломки», которая бывает у мальчиков в пубертатном периоде, у Муслима не было. Просто в 14 лет мальчишеский дискант сменился баритоном - тем самым, неподражаемым магомаевским. Которого подросток сначала стеснялся настолько, что по секрету от всех убегал в укромное место на берег Каспийского моря - и пел там, напрягая связки, чтобы перекричать шум прибоя. «Не петь я не мог», - вспоминал Магомаев.

О браках

«Первый раз я женился очень рано, в 19 лет, во время учебы в музыкальном училище. На однокурснице по имени Офелия. Дурость, конечно, юношеская, замешанная на принципе: влюбился - женись. Разумеется, продлился брак недолго. Мои родные изначально были против этой женитьбы, но я был упрям. Мы расписались втайне, и свою семью я просто поставил перед фактом.


Жить переехал к молодой жене, но сосуществование с ее родственниками не заладилась. Они требовали от меня одного - чтобы я лез из кожи вон ради зарабатывания денег. Но меня влекла только музыка, я хотел петь в оперном театре. В общем брак этот был хорош только тем, что в нем у меня родилась дочка Марина. Очень ценно для меня то, что мы с Мариной очень близки».


Марина, дочь Муслима Магомаева. Фото из личного архива



Аллен, внук Муслима Магомаева. Фото
из личного архива

Вторым своим браком Муслим Магометович считал незарегистрированный семейный союз с Людмилой Борисовной Каревой - музыкальным редактором Всесоюзного радио. В связи с тем, что в советское время мужчине и женщине, не оформившими отношения в загсе, жить в одном гостиничном номере запрещалось, на гастролях у пары постоянно возникали проблемы. Снял их одним росчерком пера тогдашний министр внутренних дел Николай Щелоков. Услышав на одном из банкетов о сложившейся ситуации, он прямо там же написал резолюцию за своей подписью, по которой брак между означенными гражданами следовало считать фактическим и совместное их проживание в гостиницах разрешить. Но даже несмотря на такое высокое покровительство, союз со временем распался.

О женщине всей жизни

Тамару Синявскую Магомаев называл «женщиной всей своей жизни».

«Тамара уверяет, что прежде, чем я обратил на нее внимание, нас знакомили на концертах трижды, - рассказывал певец. - Но я такого что-то не припоминаю. Зато отлично запомнил ее как великолепную оперную певицу, когда смотрел трансляцию из Концертного зала им. Чайковского. А общаться мы начали в 72-м году, 3 октября - на декаде дней российской культуры в Баку».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Знакомство с Магомаевым перевернуло налаженную жизнь 29-летней Тамары. Почувствовав, что попала в водоворот любви, которой сопротивляться не в состоянии, она - замужняя женщина - сделала последнюю попытку сохранить свою прежнее стабильно-благополучное существование и через три месяца после знакомства буквально сбежала от Муслима. Уехала в Италию - на стажировку в театр «Ла Скала».

Но разлука лишь положила начало роману - сначала телефонному. Муслим, избалованный обожанием миллионов женщин, звонил своей единственной избраннице каждый день по нескольку раз, и они разговаривали часами.

О свадьбе

«Поженились мы 23 ноября 1974 года, пережив сложный период - Тамара должна была решиться развестись с мужем. Но и потом мы долго «тянули» с оформлением отношений, как-то не были внутренне готовы, видимо, все испытывали друг друга на прочность».


Муслим Магомаев и Тамара Синявская. Фото: East News

Свадьбу Магомаев и Синявская играли в ресторане на Профсоюзной улице. В зале было 100 человек гостей, а на улице народу собралось в три раза больше. И Муслим пел собравшимся людям около часа через открытые окна. А потом, как вспоминала Тамара, три месяца лечил бронхит.

О больном горле

Муслим Магомаев - певец с уникальными вокальными данными, с 19 лет пристрастился к курению и курил практически не переставая, по несколько пачек сигарет в день. При этом он страдал хроническим трахеитом и бронхитом.

«Однажды я прилетел выступать на сборном концерте в Кемерово, на стадионе, - вспоминал певец. - И в этот же день заболел: температура под 39 градусов. Глаза красные, озноб, неудобно даже на публике появиться. Люди увидят - подумают: пьяный. И я попросил организаторов подготовить мне фонограмму. Крайне редко я пользовался этим, только во Дворце Съездов - вынужденно. Там иначе нельзя было, руководство боялось живого звука, а вдруг кто-то что-то скажет про Брежнева.

Мне приготовили эту несчастную фонограмму, и я поплелся к роялю. Ну, шмякнул я по клавишам и жду свою «фанеру». Но вместо звука слышу писк комариный. Не включилась она. И от ужаса я ка-а-ак заорал «Вдоль по питерской». А потом так и допел до конца все, что должен был.

Два раза я совсем терял голос. Незадолго до юбилея Аллы Борисовны Пугачевой, где я должен был петь, я как раз остался без голоса. Врач сказал: «Тебе нельзя даже шептать». Ну я день помолчал, смотрю - вроде ничего. Взял из холодильника обожаемую мною кока-колу, налил в кружку, засунул туда льда, напился, сел за рояль и начал гонять. Через два дня все поехало нормально - голос «включился»».

Ушел Магомаев с большой сцены без всяких громких заявлений, «завершающих туров» и «прощальных концертов». Просто однажды перестал выступать, дав по поводу своего ухода в тень очень скромный комментарий: «Я пел много и довольно долго. Пора уступить место молодым».


Муслим Магомаев. Фото: Сергей Иванов