Трагедия семьи Светланы Дружининой . Светлана Дружинина: первые части «Гардемаринов» были сняты на костылях


Имя: Светлана Дружинина (Svetlana Druzhinina)

Возраст: 81 год

Место рождения: Москва

Рост: 172 см

Вес: 75 кг

Деятельность: актриса, кинорежиссер

Семейное положение: замужем

Светлана Дружинина - биография

Красавица актриса, покорившая сердца многих представителей сильного пола. Она играла непростых женщин, но делала это настолько великолепно, что кинокритики стыдились сказать, что Дружинина плохо справилась с ролью. Когда разговор идёт о красивых женщинах, всегда становится интересным, какой стала её биография в дальнейшей жизни.

Детские и юношеские годы, семья актрисы

Известная всем москвичам Марьина роща стала родиной для маленькой Светы. Крепкий целеустремлённый характер унаследовала она от донских казаков, чья кровь текла в жилах мамы Анны Даниловны Мызниковой. Отец, Дружинин Сергей Иванович, он был сыном священника, ушёл на фронт шофёром и погиб в боях за город Смоленск, девочке тогда было чуть больше шести лет. Семья ютилась в коммунальной квартире, мать работала воспитательницей. Дети играли на старых кладбищах в игру «Казаки-разбойники». Света была самой главной в этих играх.


В одиннадцатилетнем возрасте успешно выдержала все испытания, и её взяли в труппу, после года занятий, выступлений в качестве девочки-каучук, Светлана захотела уехать с цирковыми акробатами, но мама не пустила. Так не сложилась биография циркачки. Однажды её отправили на летний период в лагерь для пионеров, там завязалось знакомство с новой подругой. Как выяснилось позже, небезызвестная и та девочка – бабушка и внучка. Подружка посещала класс хореографии, который был открыт Большим театром. Возвратясь домой, Света заявила о своём желании танцевать. Она поступила, но в другой театр.

Училась Дружинина с Марисом Лиепой, Натальей Касаткиной, но травма руки перечеркнула и эту возможную биографию балерины. Неугомонная Светлана продолжала искать себя. Она вела вечера, которые транслировали по телевидению. Её заметили и пригласили вести выпуски передачи «КВН». Партнёром Дружининой стал . Телевидение проводило трансляцию только в прямом эфире. Эта работа приучила девушку работать на камеру, говорить со зрителем без напыщенных фраз и заучивать свою роль наизусть.

Светлана Дружинина - фильмы

Двадцатилетнюю красавицу заметил Самсон Самсонов. Режиссёр подбирал актёрскую группу для своего очередного фильма. Светлане досталась неглавная роль, но, благодаря своему партнёру Анатолию Кузнецову, она получила признание зрителей. Наконец-то, стало понятно, что пора поступать во ВГИК. Многие студенты приобретали известность, ещё обучаясь в институте. Дружинина снялась за студенческий период в пяти фильмах.


Фильм «Дело было в Пенькове», в котором также снимался . Имея нехитрое название и простую историю любви в сюжете, стал в то время и до сих пор сохраняет статус самого любимого фильма для советского и русского зрителя.


Потом вышли на экран «Девчата», с известными актерами: , и другими. Эта картина входит в состав золотого кинофонда страны. Дружинина не может останавливаться на достигнутом, она уже не хочет играть роли, даже пусть самые звёздные. Она желает сама приглашать актёров, изучать сценарий, планировать эпизоды.

Светлана Дружинина - режиссура

Актриса решает учиться на режиссёрском факультете. Успешное поступление, дебютный фильм при дипломной защите получил высшую похвалу. Светлана трудится на киностудии «Мосфильм», фильмы, которые снимает начинающий режиссёр, популярны. Достаточно назвать только несколько из них. Кто не помнит «Сватовство гусара» или «Принцессу цирка»? Кинозвёзды соглашаются на предложения, которые поступают от Дружининой. Её гардемарины произвели фурор, песни стали хитами, многие фразы крылатыми.

Через некоторое время она решает снять фильм, основанный на реальных исторических событиях. Так появился сериал «Тайны дворцовых переворотов». Как хорошо, что в своё время не состоялись Дружинина-акробатка и Светлана-балерина. Если бы не случай, зрители могли бы видеть Светлану Сергеевну, танцующей в составе коллектива «Берёзка», которым руководит Надежда Надеждина. Как хорошо, что и этого тоже не произошло.

Светлана Дружинина - биография личной жизни

Муж у Светланы Дружининой учился вместе с ней на факультете режиссуры, он получил диплом оператора. Анатолий Мукасей был, так же как и Светлана, капитаном сборной мужской команды по волейболу, а Дружинина – женской. Начинался роман с соперничества, а по жизни этот союз уникален. В Светлану нельзя было не влюбиться, ведь она до сих пор красавица. А занятия балетом в течение десяти лет научили держать форму и осанку, она стройна и элегантна, как и прежде. У них двое сыновей. Со старшим Анатолием случилась беда, его не стало, скоро за ним же ушла его жена, оставив малыша Даниила бабушке и дедушке на попечение.

В семье замечательного режиссера Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея произошла страшная трагедия: погиб их старший сын Анатолий, молодой талантливый художник. Его смерть была для семьи страшнейшим ударом. А то, по какой причине он погиб, на долгие годы стало семейной тайной.

Об этой трагедии, случившейся в 1978 году в семье режиссера Светланы Дружининой, мне довелось впервые услышать от актрисы Ларисы Лужиной.

Когда-то я снималась у Светланы Сергеевны, общались в одном кругу, знали всё друг о друге. И еще тогда я слышала, что ее старший сын Толик погиб от наркотиков, - рассказала Лариса Анатольевна. - Увы, у многих актеров и режиссеров дети этим баловались, и часто это заканчивалось плохо.

Я очень удивилась, услышав эти слова. Сама Дружинина охотно рассказывает о младшем сыне Михаиле, а на вопросы о старшем отвечает: «Не комментирую!» Даже в официальных биографиях не всегда упоминается его имя. В окружении Светланы Сергеевны говорят, что ее старший сын погиб в автокатастрофе. Однако вскоре мне пришлось убедиться, что Лариса Лужина все-таки права.

В Интернете я отыскала блоги друзей Анатолия Мукасея - Ивана, Юлии и Сергея (эти записи можно почитать в Интернете по адресу http://ioann-otrock. livejournal. com) и http://bardolimvoronza. livejournal.com).

По их воспоминаниям, полным грусти и сожаления, постепенно выстраивался образ старшего сына Светланы Анатольевны. В свои 28 лет он был подающим надежды художником, вращался в среде золотой молодежи. По словам Юлии, свой бунтарский дух они проявляли в смелых выходках, за которые нередко попадали в милицию. Например, бродили по улицам в пижамах из клиники Кащенко, выливали на себя несколько флаконов «Красной Москвы» и заходили в метро, красили волосы в дикие цвета…

«Я все-таки думаю, он был гением, - пишет в своем интернет-дневнике об Анатолии Иван. - Будучи художником-недоучкой, он, правда, принципиально ничего не доводил до конца. Последовательно разбазаривал свой талант, пробалтывал его, пропивал… Он был ужасный человек в бытовом отношении, как и положено звезде. Эгоист с большой буквы, алкоголик и разбиватель сердец».

Одним из близких друзей Анатолия был и Николай Данелия, сын знаменитого режиссера Георгия Данелии и актрисы Любови Соколовой. Друзья организовали музыкальную группу «Колдунчики» и сочиняли «бунтарские» песни.

«Обычно наши репетиции проходили в квартире Николая у метро «Аэропорт», - вспоминают Юлия и Сергей. - Мы выпивали, курили, рисовали, музицировали, короче говоря, сдружились. Целью наших бунтарских выходок не было что-то кому-то доказать, мы не представляли никакой политический строй и не искали выгоды. В том-то и дело, что мы делали это просто так…»

Ради удачной шутки любой из парней мог, не задумываясь рискнуть жизнью, просто чтобы удивить друзей или произвести впечатление на девушку.

Николай Данелия поступил во ВГИК на режиссерский, но мало времени посвящал учебе, в основном болтался со свободными художниками и ухлестывал за девушками. С большим трудом в течение десяти лет ему все же удалось окончить институт, но карьера не сложилась - он снял лишь два короткометражных фильма. Забегая вперед, скажу: в 1985 году Данелия скончался от передозировки наркотиков.

В этой компании, увы, не обходились без алкоголя и травки… К 1977 году 28-летний Анатолий Мукасей осознал, что так дальше продолжаться не может, и совершил паломничество в Псково-Печерский монастырь.

В это святое место обычно обращаются люди, которые желают, но не могут самостоятельно избавиться от наркомании и алкоголизма.

Там проводят обряд «изгнания бесов», после которого многие долго не могут прийти в себя. Вот что говорит об этой процедуре один из проходивших ее паломников:

Люди неделю там живут, соблюдают пост, ходят на службу. Потом перед ними появляется самый мощный монах-священник и начинает читать молитвы по изгнанию бесов. Людей корежит: кто-то кричит, матерится, кто-то головой бьется… У одного под конец сеанса аж пена изо рта пошла. А священник читает, оглянется - ему самому страшно, что с людьми там творится.

Из монастыря Анатолий вернулся мрачный, перестал общаться с многими друзьями. На тот момент у него уже была семья - он жил с девушкой, Ириной Муравьевой. В феврале 1978 года она родила ему сына. Назвали мальчика Даниилом, говорят, в честь одного из священнослужителей Псково-Печерского монастыря. Казалось, что в семье стало все налаживаться. Однако, увлекшись церковной литературой, Толя чувствовал себя все хуже и хуже. Он считал себя психически нездоровым человеком, не способным нести ответственность за семью. О чем и написал в своей предсмертной записке.

«Как-то под утро, в особый «черный час», он хлопнул одеколона да и выбросился с 12-го этажа, - пишет его друг Иван. - Оставил записку, что не хочет быть для своего сына психически больным отцом. Жена в сердцах записку разорвала».

Падение с такой высоты не оставило ему шансов выжить. Анатолий разбился насмерть.

Для Светланы Сергеевны и ее мужа, гибель старшего сына конечно же была тяжким горем. В 1978 году Светлана Сергеевна снимала фильм «Сватовство гусара», только работа и помогла ей выжить. От печальных мыслей отвлекал и внук Данилка. На момент гибели отца ему не было и года, и он его совсем не помнит. Когда мальчик подрос, ему сказали, что папа погиб в автокатастрофе.

Жена Толика Ирина занималась синхронным плаванием. Увы, и она умерла раньше срока, когда ей не исполнилось еще и 40 лет. Это еще одна семейная тайна Дружининых. Кто-то говорит - от болезни, кто-то пишет в воспоминаниях, что на нее напали во время бытовой драки. Как бы то ни было, Даниил не считает себя сиротой, потому что бабушка и дедушка с самого начала заменяли ему родителей.

Светлана Сергеевна мечтала, чтобы он стал актером, и снимала его в своих фильмах в эпизодических ролях. В 2008 году в фильме «Виват, Анна!» он сыграл роль монаха. Между тем Даниил в театральный вуз не пошел, а окончил англоязычный колледж. Он хорошо разбирается в компьютерных технологиях и помогает бабушке монтировать фильмы.

У нас вся семья работает вместе, - с радостью рассказывает Светлана Сергеевна. - Я режиссер, муж и сын - операторы, внук - монтажер…

После гибели старшего сына у Светланы Сергеевны остался младший, Михаил, на тот момент ему было всего 12 лет. Подобно старшему брату, в юности он тоже увлекался рок-музыкой, играл в группе «Оберманекен». Но, в отличие от Анатолия, не терял голову и смог получить образование, закончив операторский факультет ВГИКа. В 90-е Михаил стал модным клипмейкером. Снимал видео для многих наших артистов, работал оператором на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой. Сейчас пробует себя как продюсер, в 2010 году они вместе с отцом сделали фильм «На измене». У Михаила есть семья, и он подарил Светлане Сергеевне внука Максима, который пока не вошел в «семейный киноподряд».

Брак с кинооператором Анатолием Мукасеем, в честь которого и был назван ее старший сын, породнил Светлану Дружинину с уникальной семьей разведчиков. Родители Анатолия, Михаил и Елизавета Мукасей, были легендарными личностями, она дожила до девяноста восьми лет, а он - до ста двух!

До 1955 года Светлана Дружинина была цирковой артисткой, а потом балериной, у нее профессиональное хореографическое образование. Из-за травмы руки мечту о балете пришлось забыть, и Дружинина стала актрисой, окончив в 1960 году ВГИК. Ее прославили роли красавицы Анфисы в «Девчатах» и деревенской девушки Ларисы в «Дело было в Пенькове». За это десятилетие Дружинина успела родить двоих сыновей. А в 1968 году сделала крутой поворот в жизни и переквалифицировалась в режиссера.

Дружинину прославили «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и сериал «Тайны дворцовых переворотов».

Актриса и режиссер поделилась секретами долголетия и рассказала, на какие средства планирует снимать «Гардемарины IV».

Светлана Дружинина и кинооператор Анатолий Мукасей вместе уже 59 лет. Фото: Persona Stars

Светлана Дружинина (Анфиса из «Девчат», режиссер фильма «Гардемарины, вперед!» и сериала «Тайны дворцовых переворотов») 16 декабря отметила 82-й день рождения. Но ее энергии позавидуют и 40-летние! Светлана Сергеевна активно работает, постоянно появляется на телевидении, но и об отдыхе не забывает.

«Без моря я сохну»

— С такой насыщенной жизнью вы не чувствуете возраста?

— Про возраст не надо говорить… Есть такой анекдот. Одного старика с длинной седой бородой встретил мальчишка и говорит: «Дедушка, сколько же тебе лет?» — «Ой, деточка, забыл. Вот сколько бороде лет, столько и мне». — «Дедушка, а когда ты спишь, куда же ты ее кладешь — под одеяло или на одеяло?» Дед над этим задумался, потерял сон и помер. Не надо думать, надо просто жить дальше.

— Говорят, вы сами ведете свой Инстаграм. Как поймали эту волну?

— Это расширяет границы зрительской аудитории. Кино ведь скоропортящийся продукт, поэтому нужно точно знать дыхание зрительского зала.

— Вы и личными фотографиями делитесь. Недавно взорвали интернет, у бассейна. Готовили бомбу?

— Это было неожиданно, я не видела, как меня снял любимый муж, потрясающий кинооператор Анатолий Мукасей. Мы были на отдыхе на Кипре у моих друзей. Я потом ругалась: «Что ты меня снимаешь — я же ненакрашенная, непричесанная». После этого кадра я ухожу и плаваю. Плаваю я очень хорошо, и эти снимки тоже выставляю. Не потому что я хвастаюсь, а потому что так соблюдаю форму. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: «Я волнуюсь». Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю.


Татьяна Навка и Кристина Орбакайте снимутся в фильме «Гардемарины IV». Фото: instagram.com

— Люди не устают делать комплименты вашей фигуре.

— Ну и очень хорошо. Спрашивают: «Как это получается?» Я отвечаю: просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать.

— Супруга вашего сына Михаила Мукасея — знаменитая волейболистка Екатерина Гамова. Какие отношения между вами сложились? Часто видитесь?

— Отличные. Катя очень много разъезжает. Слава богу, она востребована — курирует наших молодых волейболисток, ездит с ними на соревнования. Она этим занимается с очень большой отдачей. И потом, Катя очень хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Она всегда ласковая, приветливая. Я ее очень люблю.

— Вы советы сыну с невесткой даете? Все же вы с мужем в браке прожили 59 лет!

— Надо вести себя достойно и по возможности деликатно. Знаете, есть такая молитва оптинских старцев: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая». Это очень трудно, но это очень важно. Мы с Анатолием Мукасеем приняли участие в , где с молодыми и уже прожившими долгое время в браке парами пришли к выводу, что брак должен быть только по любви. И любовь надо беречь. Это очень большая работа.


Светлана Дружинина с сыном Михаилом Мукасеем и невесткой Екатериной Гамовой. Фото: Вячеслав ПРОКОФЬЕВ/ТАСС

— Где и с кем планируете отмечать Новый год?

— Сегодня разговаривала с моим сыном Мишечкой. Они с Катей, конечно же, затягивают нас к себе в Снегири (поселок в Подмосковье. — Авт.), в свой прекрасный дом, который построили. Они очень хорошо живут, и дай им Господь сил и здоровья.

«Я решила бороться»

— Многие знаменитости высказываются в поддержку вашего проекта — фильма «Гардемарины IV». Но Фонд кино . Как будете действовать дальше?

— Максим Галкин пообещал мне разместить у себя в социальных сетях обращение, а также мои актеры, друзья. Написан сценарий, который получил приз как один из лучших сценариев. В 2015 году были выделены 5 миллионов рублей на так называемый предподготовительный период, который всегда присутствовал в работе над сложнопостановочными картинами. Мы успели выбрать натуру в Севастополе, с актерами провели фото- и видеопробы, подписали все договоры о намерении — с Кристиной Орбакайте, Михаилом Боярским, Михаилом Мамаевым, Дмитрием Харатьяном, Александром Домогаровым, Димой Биланом, Татьяной Навкой, Леонидом Каневским, Анной Семенович. Мне нужно будет найти только двоих молодых, но я знаю, где я их буду искать. У меня обшиты все костюмы на светские рауты. Не обшита только война до конца, да и то много военных костюмов у меня осталось от «Тайны дворцовых переворотов».


Тот самый снимок Светланы Дружининой, который взорвал интернет. Фото: instagram.com

На всех фестивалях и творческих встречах я всегда спрашиваю: «Хотели бы вы видеть продолжение «Гардемаринов»?» И, как правило, аудитория, даже молодая, говорит да. Если вы помните, то в «Виват, гардемарины!» есть эпизод, когда Аннушка провожает Корсака в Пруссию, у нее уже на руках бьется младенец. У Анастасии и Саши Белова рождается дочь Александра, которая останется сиротой, потому что мать умрет. Вот они и будут теми самыми молодыми героями, которые будут работать одну треть новой картины. А начинать будут наши матерые ребята. Конечно же, Кристина Орбакайте — зрелая императрица Екатерина, которая заключит Кючук-Кайнарджийский мир, издаст манифест о присоединении Крыма к России. Часть фильма посвящена сражению при Кинбурне. Именно оттуда и ведется начало нашей морской пехоты.

Катя Гамова — хорошая жена, хозяйка, моя невестушка, дочечка. Всегда ласковая, приветливая

Я решила бороться дальше. Для чего Инстаграм? Чтобы расширить аудиторию. Мне интересно знать, как много людей захотят смотреть этот фильм, захотят ли они в результате помочь рублем. Когда-то Ролан Быков сказал: «Света, нас 200 миллионов. Если каждый скинется по рублю, то ты снимешь еще столько «Гардемаринов»! Открою счет, посоветуюсь с юристами, чтобы все было грамотно, чтобы никто не предъявил претензий. Отчитаюсь за каждый рубль.

«Я потеряла сознание от боли»

— Из того, что вы недавно посмотрели, что понравилось?

— Сейчас я с наслаждением жду картину « », обязательно посмотрю « », потому что с интересом отношусь к работам режиссера Джаника Файзиева. Я смотрела « » — картина сделана талантливо. Видела « ». Алексей Учитель — талантливый человек, и все сделано на достойном профессиональном уровне, деликатно, . Есть один большой минус — там не самый лучший сценарий. Но за один момент в этой картине хочу сказать спасибо — с удивительным уважением и знанием профессии балета показана тяжелейшая работа балерины. Я ведь по первой профессии балерина — заканчивала хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой. Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене (вращения. — Авт.) по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать. Но из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из зала Чайковского и сказать: «Вот эту девочку приведите завтра, я буду снимать ее в картине «За витринами универмага». Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф.

— Себе на 2018 год что бы вы пожелали?

— Есть такая маленькая формула счастья — я ее когда-то где-то слышала, а время это подтвердило. Я всем всегда желаю здоровья, любви и удачи. Когда все это вместе, тогда человек счастлив.

Личное дело

Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве. Окончила хореографическое училище Государственного академического Большого театра. Получив травму, окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКА. В 1961 году снялась в фильме «Девчата», который принес ей популярность. Как режиссер и сценарист сняла десятки фильмов, среди которых «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов».

Светлана Дружинина – выдающаяся советская и российская киноактриса, режиссёр, сценарист. Академик Петровской академии наук и искусства. Народная артистка РФ.

Ранние годы

Светлана Сергеевна Дружинина родилась в Москве (Марьина Роща) 16 декабря 1935 года. Её мать, Анна Даниловна Мызникова, была воспитательницей в детском садике. Отец, Сергей Иванович Дружинин, трудился шофёром. Когда началась война, он ушёл на фронт и погиб в боях под Смоленском.


Девочка росла смелой и энергичной, нередко была заводилой в проделках местной ребятни, за что и получила прозвище «атаманша из Марьиной Рощи». Эта отвага и рано сформировавшаяся самостоятельность сыграли свою роль, когда 11-летняя Света увидела однажды на улице объявление о приёме детей в цирковое училище. Она отправилась на просмотр, решив во что бы то ни стало поступить, – и её приняли! Но через год с цирком пришлось расстаться: труппа собралась на гастроли, а мама не позволила дочке прервать учёбу в школе ради этой длительной поездки.

Однако волшебный мир искусства уже пленил сердце девочки, и вскоре Света начала заниматься в хореографическом училище при Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. К выбору именно балета её подтолкнуло знакомство в летнем пионерлагере с внучкой знаменитой Айседоры Дункан. И последующие 10 лет были отданы упорному труду, ведущему к реализации мечты стать балериной.


Спустя некоторое время Света перешла в училище при Большом театре. Там девушка училась вместе с Натальей Касаткиной и Марисом Лиепой – будущими звёздами мирового балета. К сожалению, её балетная карьера не состоялась: на репетиции «Щелкунчика» Светлана разбила локоть о станок, и рука «повисла» (образовалась гематома), поэтому учёбу в училище пришлось временно прекратить. Впоследствии С. Дружинина, вспоминая эту ситуацию, с юмором говорила: «К счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой».

Но прежде чем появиться на киноэкране, девушка «засветилась» на телевидении. Находясь в академическом отпуске в связи с травмой, Светлана проводила вечера выступлений учениц хореографического училища и привлекла внимание Валентины Николаевны Шароевой – директора Центральной студии телевидения. Шароева предложила Светлане вести детские телепередачи совместно с Михаилом Державиным . Затем пошли КВНы, ведущими которых были сначала Дружинина и Державин – Александр Масляков и Светлана Жильцова были вторыми, а не первыми!


Работа в прямом эфире приучила Светлану всегда быть во всеоружии: знать роль назубок, держаться уверенно и естественно, не бояться камеры – всё то, что так пригодилось девушке потом, когда она пришла в кинематограф.

Актерская карьера

Дебютная роль С. Дружининой – продавщица посуды Соня Божко в к/ф «За витриной универмага» (1956) – родом тоже из телевидения. Режиссёр Самсон Самсонов увидел статную красавицу Светлану, когда она вела очередную телепередачу. Самсон Иосифович сразу понял, что нашёл актрису, которая удачно дополнит трио молодых и ярких актёров – Анатолия Кузнецова, Олега Анофриева и Микаэлы Дроздовской.


Фильм имел большой успех у зрителей, но этот факт не вскружил голову дебютантки: Светлана чётко осознала, что ей нужно освоить азы новой профессии. И девушка поступила на актёрский факультет ВГИКа, в мастерскую талантливых наставников Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой. Неудивительно, что, обучаясь у таких преподавателей, ещё во время учёбы смогли стать популярными киноактёрами и сама С. Дружинина, и её сокурсники Леонид Куравлёв , Ариадна Шенгелая, Софико Чиаурели...

Светлана Дружинина: королева дворцовых переворотов

Следующая роль – Лариса (к/ф «Дело было в Пенькове», 1958, реж. С. Ростоцкий) – принесла Светлане оглушительную славу. Партнёрами С. Дружининой были Майя Менглет и Вячеслав Тихонов . Благодаря блистательной игре молодых актёров этот фильм вошёл в сокровищницу российского кинематографа.


Второй звёздной ролью актрисы была яркая и разбитная Анфиса в картине «Девчата» (1961) режиссёра Юрия Чулюкина. Все девушки СССР стремились быть похожими на уверенную в себе, красивую и весёлую «жар-птицу», легко разбивающую мужские сердца.

Светлана Дружинина в фильме «Девчата»

Окончив вуз в 1960 году, С. Дружинина продолжала сниматься («Мост перейти нельзя», 1960; «Орлиный остров», 1961; «На семи ветрах», 1962, и мн.др.), но чувствовала, что ей всё сильнее хочется поменять амплуа: быть режиссёром фильма, создателем этого сложного творения, а не его винтиком. Поэтому актриса вернулась в родные стены ВГИКа, однако теперь – на режиссёрское отделение, в мастерскую Игоря Таланкина.

Режиссёрским дебютом Светланы была её дипломная работа – отлично поставленная картина «Зинка». По окончании вуза в 1969 году Светлана Сергеевна начала трудиться на «Мосфильме». В числе её первых лент можно назвать «Исполнение желаний» (1973) и «Солнце, снова солнце!» (1976). Но вскоре Дружинина переключилась на создание телефильмов.


Вся страна с восторгом встречала её замечательные картины «Сватовство гусара» (1979), «Дульсинея Тобосская» (1980), «Принцесса цирка» (1982), «Гардемарины, вперёд!» (1988-1992), в которых блистали лучшие актёры тех лет – звёзды советского кино Михаил Боярский , Елена Коренева, Наталья Белохвостикова , Андрей Попов, Наталья Гундарева , Дмитрий Харатьян , Иннокентий Смоктуновский , Сергей Жигунов .


С 1994 года по 2013 год Светлана Сергеевна работала над грандиозным проектом в историко-приключенческом жанре – эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», выпуская на телеэкраны фильмы один лучше другого.


Светлана Дружинина также всегда находила время вести большую общественную работу. Она возглавила совет по организации кинофестивалей исторических фильмов «ВЕЧЕ» в Великом Новгороде, которые регулярно проводились с 2003 года. По её инициативе в Калуге с 2013 года тоже проводится Всероссийский кинофестиваль исторического кино «УГРА».


Беззаветное служение Светланы Сергеевны отечественному киноискусству было отмечено почётным званием заслуженного деятеля искусств РСФСР (1989), присуждением Национальной премии «Олимпия» (2002), награждением орденами Почёта (2006) и Дружбы (2012).

Личная жизнь Светланы Дружининой

Светлана Сергеевна вышла замуж ещё в студенческие годы за Анатолия Михайловича Мукасея, который учился во ВГИКе одновременно с ней, только на операторском факультете. С тех пор прошли десятки лет, но они вместе: любовь, соединившая их в молодости, не остывает, несмотря на прошедшие годы. Дружинина не зря говорила: «Муж мне послан Богом». В 2018 году Дружинина и Мукасей отпраздновали 60-летие супружества.


У них родились два сына, но их жизненные дороги были разными. Старший, тоже Анатолий, очень хорошо рисовал и, возможно, стал бы замечательным художником, но его погубили наркотики. В 30 лет он покончил с собой. Из-за наркотиков Анатолий страдал психическими расстройствами и не хотел, чтобы его маленький сын Даниил видел своего отца умственно неполноценным, больным человеком. После смерти Анатолия вскоре умерла и его жена, поэтому малыша Даню Светлана Сергеевна забрала к себе и вместе с мужем вырастила ребёнка.


Тема трагичной судьбы старшего сына настолько тяжела для Дружининой, что обсуждать эту цепь горьких событий в её жизни она категорически отказывается.

«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…

«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.

Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».

Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.

В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».

Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.

Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…

На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!

4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.

Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...

Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».

У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.

Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Рос­тоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушис­тыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы конт­раст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.

У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…

Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…

После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!

Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.

Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…

Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…

Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…

В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и ­уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».

Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блес­тяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.

Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».

Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…

Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…

Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.

По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»

В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.

Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…

Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.

Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.

Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!