Норма жилой площади. право на дополнительную жилую площадь


1.1. Жилищный кодекс Российской Федерации

Статья 39. Право на дополнительную жилую площадь

Сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.

Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством Союза ССР.


1.2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.


1.3. Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. №901)

1. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

2. Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

Обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

Проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

Проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется:

По месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

По месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

4. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:

Выписка из домовой книги;
- копия финансового лицевого счета;
- копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

5. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

6. Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

7. При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

8. Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

9. При помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое им по договору найма или аренды, сохраняется за ним в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания.

Признание инвалида утратившим право пользования жилым помещением вследствие его отсутствия сверх указанного срока при проживании в стационарном учреждении социального обслуживания производится в порядке, установленном жилищным законодательством.

10. Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, принимаются на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой в стационарных учреждениях социального обслуживания площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

При этом им могут быть возвращены ранее занимаемые жилые помещения.

Порядок постановки на учет указанных лиц и обеспечения их жилыми помещениями определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

12. Специально оборудованные жилые помещения, занимаемые инвалидами в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда по договору найма или аренды, при освобождении заселяются в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

13. Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

14. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

15. Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

16. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются:

По государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;

По государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

17. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

18. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.


1.4. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. №214)

1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.

2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не коррегируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.

4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.

5. Проказа.

6. ВИЧ-инфекция у детей.

7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел - колясок.

8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел - колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.

10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.


1.5. Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (утвержден циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 г. № 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 г. №15)

А. Болезни, дающие право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной (отдельной) комнатой

I. Болезни, угрожающие заражением окружающим:

1. Активные формы туберкулеза легких и прочих органов с выделением туберкулезной палочки, устанавливаемой путем повторного лабораторного контроля.

2. Проказа.

II. Болезни, при которых совместное жительство со страдающими ими невозможно для окружающих:

1. Душевные болезни.

2. Тяжелые формы психоневрозов: эпилепсия, травматический психоневроз, психостения и истерия, сопровождающиеся потерей сознания и резко выраженными припадками.

III. Болезни, не поддающиеся лечению, при которых, вследствие вызываемой ими неопрятности, совместное сожительство со страдающими ими невозможно:

1. Каловый и мочевой свищи, а также недержание мочи и кала.

2. Злокачественные опухоли, сопровождающиеся обильными выделениями.

3. Множественные поражения кожи с обильными выделениями.

4. Гангрена и абсцесс легких.

5. Гангрена конечностей.

Б. Болезни, дающие право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной жилой площадью

1. Туберкулез легких и прочих органов в активной форме.

2. Тяжелое расстройство дыхания вследствие эмфиземы легких и астмы.

3 Хронические тяжелые органические расстройства сердечной деятельности (эндокардит, миокардит, грудная жаба и т.п.).

4. Беременность за два месяца до родов и до ее окончания.


1.6. Постановление Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. №2 "О практике применения судами жилищного законодательства"

12. Рассматривая иски о разделе или обмене жилых помещений, суды должны исходить из равного права на пользование жилым помещением нанимателя и проживающих с ним членов семьи. Если между нанимателем и членами семьи, вселившимися одновременно либо в разное время, было достигнуто соглашение, определяющее иной порядок пользования жилым помещением, суд может учесть это обстоятельство.

Если дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставлена одному из членов семьи и этой комнатой другие члены семьи не пользовались, она не подлежит включению в общий размер жилой площади, подлежащей разделу.


1.7. Постановление Правительства Москвы от 11 апреля 1995 г. "О предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны"

В ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне и во исполнение распоряжения мэра от 7 марта 1995 г. № 111-РМ "О предложениях, высказанных на встрече мэра и правительства Москвы с депутатами Московской городской Думы 8 февраля 1995 года" правительство Москвы постановляет:

1. Предоставить с 1 февраля 1995 года льготы по оплате услуг технического обслуживания в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и совместно с ними проживающим членам их семей, являющимся:

Собственниками жилья в результате приватизации;

Собственниками одного и единственного жилья в результате иных сделок (кроме приватизации) в домах, находящихся в управлении государственных, муниципальных жилищных предприятий;

Собственниками одного и единственного жилья или пайщиками в домах ЖК, ЖСК;

Собственниками одного и единственного жилья в результате иных сделок (кроме приватизации) в домах Товариществ собственников жилых помещений.

2. Предоставить с 1 февраля 1995 года участникам Великой Отечественной войны и совместно с ними проживающим членам их семей льготы по оплате за наем, оплате жилья по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, и льготы по оплате коммунальных услуг в пределах норматива их потребления в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья.

3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений Москвы, имеющим в хозяйственном ведении, оперативном или ином (по договору) управлении жилищный фонд, принять к сведению и исполнению следующие положения:

3.1. В том случае, когда наниматель (собственник, арендатор) жилого помещения имеет право на льготы по оплате жилищно - коммунальных и прочих услуг по двум и более основаниям, льготы начисляются по одному из них по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежей могут быть применены разные льготы.

3.2. Перерасчет платежей за жилищно - коммунальные и прочие услуги производится:

В связи с изменением в установленном порядке ставок и тарифов - с момента изменения этих ставок и тарифов;

В связи с арифметическими ошибками в подсчете и неправильным начислением льгот - за три предыдущие месяца;

На основании документов, дающих право на льготы, - с момента введения в действие соответствующего нормативного акта, если на этот период времени граждане имели право на льготу, но не более срока исковой давности - трех лет.

4. Основываясь на положениях Закона Российской Федерации "О ветеранах", признать утратившим силу с 1 мая 1995 года первый абзац пункта 11 постановления правительства Москвы от 21 июня 1994 года № 500 "О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 11.01.94 № 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий", предусмотрев, что льготы по оплате жилья по договору найма и плате за наем предоставляются на площадь, занимаемую в пределах социальной нормы, установленной для семьи определенного состава, за исключением случаев, когда законодательными актами Российской Федерации установлен иной порядок.

Льготы по коммунальным услугам предоставляются в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

5. Департаменту инженерного обеспечения совместно с Комитетом социальной защиты населения Москвы и Городским военным комиссариатом до 1 августа т.г. довести до муниципальных жилищных предприятий Москвы образцы документов, подтверждающих право граждан на предоставление льгот по жилищно - коммунальным и прочим платежам.

6. Установить, что в 1995 году перерасчет за коммунальные услуги, потребленные сверх утвержденного норматива, производится населению и прочим плательщикам единовременно по состоянию на 1 июля т.г.

7. Департаменту инженерного обеспечения совместно с Департаментом финансов:

7.1. В месячный срок разработать механизм предоставления льгот:

Собственникам одного и единственного жилья или пайщикам в домах ЖСК и ЖК, не состоящим на техническом обслуживании муниципальных, городских жилищных предприятий;

Собственникам одного и единственного жилья в результате иных сделок (кроме приватизации) в домах Товариществ собственников жилых помещений, не заключающим с муниципальным, городским жилищным предприятием договора на финансирование жилищного фонда в соответствии с постановлением правительства Москвы от 24.08.93 № 813 "О порядке управления жилыми домами, находящимися в коллективной собственности, и передаче домов в управление Товариществам собственников помещений", или не состоящим на техническом обслуживании муниципальных, городских жилищных предприятий.

7.2. В 2-месячный срок после принятия соответствующего нормативного акта на федеральном уровне разработать и представить на утверждение механизм возмещения убытков предприятий от предоставления гражданам льгот по оплате жилищно - коммунальных и прочих услуг.

8. Принять к сведению, что льготы ветеранам прокуратуры, судов, труда, военной службы, органов внутренних дел и прочим категориям граждан, установленные федеральным Законом "О ветеранах", будут предоставлены после принятия в соответствии с распоряжением Президента РФ от 28.02.95 № 105-РП правовых актов Правительства Российской Федерации и выделения из федерального бюджета средств, необходимых для реализации указанного Закона.

9. Департаменту финансов при формировании бюджета на 1995 год предусмотреть возмещение муниципальным жилищным предприятиям расходов, связанных с реализацией настоящего постановления.

10. Принять к сведению, что:

К коммунальным услугам относятся электро- и теплоснабжение (отопление и горячее водоснабжение), газ, вывоз бытовых отходов, водопровод, канализация;

К техническому обслуживанию относится выполнение работ по эксплуатации, текущему ремонту, санитарному обслуживанию строения, внеквартирного инженерного оборудования, территории.

11. Установить, что вводимые с 1 мая 1995 года в соответствии с постановлением правительства Москвы от 15 ноября 1994 года № 1036 "О дополнительных мерах по социальной защите участников войны, лиц, приравненных к ним, и членов их семей в г. Москве" и распоряжением мэра от 2 ноября 1994 года № 545-РМ "О предоставлении льгот участникам обороны Москвы в период Великой Отечественной войны" льготы по оплате жилья, плате за наем и коммунальные услуги предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.


1.8. Письмо Управления городского заказа Правительства Москвы от 27 мая 1999 г. №83-122/9

В целях применения организациями, управляющими жилищным фондом, единого порядка расчета платежей за жилищные и коммунальные услуги, услуги связи с учетом льгот, предоставленных отдельным категориям граждан на их оплату, Управление городского заказа информирует:

1. Льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан предоставляются законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Москвы. В них четко указывается, кому, по каким видам платежей, в каком объеме, на каких условиях предоставляются льготы.

2. Предусмотренные действующими законодательными и нормативными актами льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг предоставляются гражданам с момента введения их в действие, если иное не оговорено в документе, на основании которого предоставляются льготы, и если на данный период времени граждане имели право на эти льготы, но в пределах срока исковой давности.

3. В случае отсутствия принятого на уровне Правительства Москвы распорядительного документа, определяющего порядок и условия предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи в соответствии с нормами действующего законодательства, у жилищных организаций нет основания для проведения расчетов за названные услуги с учетом прав граждан на льготы, даже при наличии у них документа, подтверждающего их право на эти льготы.

4. Основанием для предоставления гражданам льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг, услуг связи служат документы установленного образца (справки, удостоверения).

5. Льготы по оплате жилья и плате за наем жилых помещений, являющихся государственной или муниципальной собственностью, или по оплате услуг технического обслуживания дома, за жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан, а также льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, если законодательными и нормативными актами РФ и Москвы не предусмотрено иное.

6. Льготы по оплате услуг технического обслуживания дома гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим на то право в соответствии с законодательными и нормативными актами, предоставляются не более чем на одно жилое помещение (по желанию собственника), исходя из ставок оплаты услуг технического обслуживания дома, не превышающих установленные Правительством Москвы для собственников жилых помещений в результате приватизации на площадь, занимаемую в пределах социальной нормы.

7. Граждане, имеющие право на льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг, желающие воспользоваться этим правом не по месту постоянного жительства (регистрации), а по месту нахождения собственности или месту временного проживания, вправе реализовать свое право на льготы соответственно:

По месту нахождения собственности в части льгот по оплате услуг технического обслуживания дома и отопления, если в этом жилом помещении никто не зарегистрирован, или на все виды услуг, если в жилом помещении кто-то проживает;

По месту временного проживания, если жилое помещение находится в собственности или найме иного лица, в части льгот на коммунальные услуги (кроме отопления).

При этом помимо документов, являющихся основанием для предоставления льгот, жилищные организации обязаны требовать у граждан представления справки с места постоянного проживания (регистрации) о том, что они оплачивают жилищные и коммунальные услуги без учета имеющихся льгот.

8. В том случае, когда гражданин имеет право на льготы по оплате жилищных, коммунальных или прочих услуг по двум и более основаниям, льготы начисляются по одному из них по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготы (льготы по оплате жилищных услуг могут быть предоставлены по одному основанию, а по оплате коммунальных и прочих услуг - по другому, по разным коммунальным услугам могут предоставляться разные льготы).

9. При наличии в семье нескольких граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг, каждый из них вправе воспользоваться правом оплаты предоставленных услуг с учетом имеющихся конкретно у него льгот (в пределах социальной нормы и норматива потребления) или воспользоваться льготой как член семьи гражданина, имеющего право на льготы.

10. Если гражданин, имеющий право на льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг по нескольким основаниям, одна из которых распространяется на совместно с ним проживающих членов семьи, а другая нет, выбрал для себя льготу, которая предоставлена только ему, члены его семьи теряют право пользоваться льготой по данным видам платежей.

11. В том случае, когда льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставляются конкретным категориям граждан и не распространяются на совместно с ними проживающих членов семьи, расчет платежей с учетом имеющихся льгот производится в следующем порядке:

Если гражданин имеет льготу по оплате жилья и плате за наем или оплате за услуги технического обслуживания дома, то по льготной ставке взимается плата с 33 кв. м (социальная норма) площади квартиры (комнаты), если иное не предусмотрено законодательными и нормативными актами. Если занимаемая гражданином (или его семьей) площадь фактически меньше 33 кв. м, то льготы предоставляются исходя из размера этой площади;

Если гражданин имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг и проживает в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в совместной собственности, то плата за отопление взимается по льготной ставке с 33 кв. м площади квартиры (комнаты). Если занимаемая им площадь меньше 33 кв. м, то льгота предоставляется исходя из фактически занимаемой площади;

Если квартира находится в долевой собственности и доля гражданина, имеющего право на льготы, менее 33 кв. м, то льгота предоставляется только на его долю площади. Если доля находящейся в собственности жилой площади более 33 кв. м, то льготы предоставляются только на 33 кв. м;

Если гражданин, имеющий право на льготы по коммунальным услугам (в частности, по отоплению), проживает в коммунальной квартире, то плата за отопление по льготной ставке взимается с учетом доли площади мест общего пользования квартиры (кухни, туалета, ванны, коридора, кладовок) с соблюдением вышеизложенных положений по социальной норме.

Одновременно сообщаем, что распоряжением Мэра Москвы от 25.03.99 N 259-РМ "О реализации в Москве льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", с 01.01.99:

1. В дополнение к льготам по оплате за наем, оплате жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда, коммунальных услуг, ранее предоставляемых в соответствии с распорядительными документами Правительства Москвы, предоставлены льготы:

Инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны - по оплате услуг связи (телеантенна, радиоточка) в размере 50% действующих ставок;

Лицам, принимавшим участие в боевых действиях по защите Отечества в составе партизанских отрядов, подпольных групп или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лицам, проходившим военную службу или работавшим в тылу в годы Великой Отечественной войны и награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную службу в годы Великой Отечественной войны, - по оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, с учетом совместно с ними проживающих членов семьи; по оплате коммунальных услуг в пределах норматива их потребления в размере 50% действующих ставок (без учета членов семьи), оплате за радиоточку и телеантенну в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья;

Лицам, работавшим на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады и награжденным медалью "За оборону Ленинграда", и лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанным инвалидами, с учетом совместно с ними проживающих членов семьи - по оплате за услуги технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, оплате за радиоточку и телеантенну в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья.

2. Предоставлены льготы:

Гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда" (помимо лиц, ранее перечисленных в распоряжении Мэра Москвы от 13.07.98 N 719-РМ), при выходе на пенсию и ветеранам военной службы, внутренних дел, юстиции, судов и прокуратуры по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, - по оплате за наем, оплате жилья по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, с учетом совместно с ними проживающих членов семей, по оплате коммунальных услуг в пределах норматива их потребления в размере 50% действующих ставок (без учета членов семьи), оплате за радиоточку и телеантенну в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья;

Ветеранам боевых действий на территории других государств с учетом совместно с ними проживающих членов семей - по оплате за наем, оплате жилья по договору найма, оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы;

Нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца, а также членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим, - по оплате за наем, оплате жилья по договору найма, оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, по оплате коммунальных услуг в пределах норматива потребления в размере 50% ставок (без учета членов семьи, совместно с ним проживавших) и по оплате радиоточки и телеантенны в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья;

Родителям и не вступившей в повторный брак супруге (супругу) погибшего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территории других государств (независимо от нахождения на их иждивении, получения любого вида пенсии и заработка), а также родителям и не вступившей в повторный брак, одиноко проживающей супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территории других государств - по оплате за наем, оплате жилья по договору найма, оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, по оплате коммунальных услуг в пределах норматива потребления в размере 50% установленных ставок и по оплате радиоточки и телеантенны в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья;

Членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, погибших в Великую Отечественную войну лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной и противовоздушной обороны, погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда - по оплате за наем, оплате жилья по договору найма, оплате услуг технического обслуживания дома в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан в результате приватизации, в размере 50% действующих ставок с площади, занимаемой в пределах социальной нормы, по оплате коммунальных услуг в пределах норматива потребления в размере 50% установленных ставок и по оплате радиоточки и телеантенны в размере 50% действующих ставок независимо от вида занимаемого жилья.


1.9. Решение депутатов Шаховского района Московской области от 29 июня 1998 г. №23/159 "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ, на основании постановления Губернатора Московской области "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 28.04.1998 N 110-ПГ:

1.1. Инвалидам, являющимся абонентами местной телефонной сети, - 50-процентную скидку в оплате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

1.2. Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, - 50-процентную скидку в оплате жилья (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и в оплате коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда): в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - 50-процентную скидку со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Льготы в оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые семьям, имеющим детей - инвалидов, распространяются на совместно проживающих с ребенком - инвалидом членов семьи.

На членов семьи, совместно проживающих с инвалидом в возрасте 16 лет и старше, указанные льготы не распространяются.

Дети-инвалиды относятся к группе людей, которую принято называть слабозащищенной. Такая позиция основывается на том, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в проживании в определенных условиях, где было бы возможным осуществлять свои бытовые потребности с максимальным удобством.

В нашей стране есть возможность получить жилье для детей-инвалидов. Однако для этого необходимо совершить определенные действия.

Необходимость постановки на учет

В Российской Федерации обеспечение жильем детей-инвалидов - это одно из направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения. На улучшение жилищных условий могут рассчитывать семьи, которые воспитывают детей, на основании медицинских заключений.

Руководствоваться в праве на улучшения условий жилья и в предоставлении жилой площади для детей-инвалидов, можно статьей 17 ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В таком случае необходима постановка на учет. Российское законодательство предусматривает, что приобретение приоритетного права на жилье для детей-инвалидов есть у тех граждан, которые встали на таковой учет до 1 января 2005 года.

Важно! Люди, обратившиеся за получением льготы до указанного срока, могут рассчитывать на получение денежных средств из образованных для этой цели фондов, а также жилого помещения.

Многих интересует вопрос о том, как получить квартиру ребенку-инвалиду после 1 января 2005 года. В таком случае все действия будут регулироваться уже Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом очень важны такие показатели:

  • время постановки на учет;
  • номер в очереди;
  • наличие прав на внеочередное получение жилого помещения.

Первая очередь может оказаться у детей, если их заболевание сопряжено с тяжелыми хроническими формами. Данные категории прописаны в ЖК и к ним, например, могут относиться:

  • абсцесс или некроз легких;
  • злокачественные опухоли;
  • ряд психических заболеваний;
  • кожные поражения в тяжелых формах;
  • и другие.
Скачать для просмотра и печати:

Законодательное регулирование


Закон РФ изобрел специальную систему, которая позволяет приобрести жилище семьям, содержащих детей-инвалидов. Руководствоваться в праве на улучшение условий жилья и в предоставлении жилой площади для детей-инвалидов, можно статьей 17 ФЗ № 181, которая принята еще с 24.11.1995г.

Для тех, кого поставили на учет после 01.01.2005, жилищные квадраты выдаются, согласно статьи № 57, Жилищного Кодекса.

Без очереди могут получить только те лица, которые болеют тяжелой формой хронического заболевания (часть 2 статьи № 57 ЖК).

Жилая площадь для ребенка-инвалида в разрезе нормативов

На федеральном уровне нет какого-либо определенного значения для минимального размера площади жилья, которое может предоставляться инвалиду. Такое право предоставлено местным властям. На количество квадратных метров влияют различные условия. Так, например, в г. Москва на одного человека, подпадающего под категорию инвалида, выделяется 18 кв.м. минимально.

Важно! В иных регионах России могут иметься и иные нормативные показатели, с которыми можно ознакомиться в местных законодательных актах.

Сбор документации для льготы

Перед тем как получить жилье ребенку-инвалиду, нужно собрать определенный пакет документов и подать его в органы местного самоуправления.

В перечень документации входит следующее:

  • паспорт гражданина нашей страны;
  • подтверждение размера доходов;
  • выписка, выданная кадастром недвижимости, если уже имеются жилые помещения;
  • копия домовой книги или выписка из таковой;
  • выписка лицевого счета;
  • копия имеющегося кадастрового плана;
  • документ, подтверждающий имеющуюся инвалидность и сопутствующие бумаги;
  • документ о браке или разводе и справка о составе семьи.

Стоит отметить, что вся процедура оформления бумаг очень сложна и утомительна. С некоторой периодичностью органы местного самоуправления пытаются некоторым образом усложнить подачу документации.

Нередки и случаи, когда в подтверждении инвалидности вовсе отказывается. Такое положение дел нельзя пускать на самотек, а необходимо обжаловать решения органов и властей в судебном порядке.

Внимание! Подача документов может осуществляться представителями льготника. Это вправе сделать и любые официально доверенные лица. Для этого нужна нотариальная доверенность, где будет четко прописано таковое право.

Кто может претендовать на жилплощадь


Только наличие у несовершеннолетнего члена семьи инвалидности не может стать безоговорочным основанием для получения жилых квадратных метров. Очень важно быть именно той семьей, которая нуждается в .

В данном случае органы, занимающиеся вопросом обеспечения жильем инвалидов, опираются на Правила предоставления жилых помещений инвалидам и на Постановление правительства РФ 1996 года № 901.

К обстоятельствам, влекущим право на льготные условия, относятся:

  • размер уже имеющейся квартиры (комнаты, дома и т.п.) не удовлетворяет существующим нормативам на каждого члена семьи;
  • требования к санитарии и техническим показателям квартиры не соблюдаются;
  • на территории одного помещения проживает несколько семей;
  • наличие таких условий, когда совместно с ребенком-инвалидом живут люди, которые также страдают тяжелыми хроническими заболеваниями;
  • отсутствие для детей изолированного помещения, если совместное проживание осуществляется не с родственниками;
  • проживание в общежитии с рядом исключений (временность такого фактора);
  • отсутствие собственного жилья (поднайм, использование помещений госфонда и другие обстоятельства).
Внимание! Инвалиды не включаются в отдельный список лиц, которым вне очереди положено жилье по найму. Они получают такое жилье в порядке очередности. Исключение составляют граждане, у которых по медицинским показаниям есть противопоказания для совместного проживания.

Даже без учета всех бюрократических процедур, Российская Федерация в лице своих государственных органов обязательно должна создавать

Одной из основных социальных гарантий государства является защита жилищных прав незащищенных слоев населения, в том числе различных категорий инвалидов. В соответствии с нормами федерального и регионального законодательства государство приняло на себя обязательство по обеспечению жильем инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В представленном материале узнаем, может ли инвалид получить квартиру от государства, и каким образом действуют жилищные программы, позволяющие указанной категории граждан бесплатно получить жилье.

Обеспечение жильем инвалидов

Возможность получить жилье инвалиду напрямую связана с постановкой его на учет в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания. К сожалению, закон не позволяет получить квартиру по инвалидности немедленно при обращении в уполномоченные государственные органы, для этого придется соблюсти ряд обязательных формальностей.

В настоящее время обеспечение указанной категории льготников жилыми помещениями осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное жилье для инвалидов за счет государственного или муниципального жилищного фонда;
  • субсидии на жилье инвалидам, размер которой не зависит от количества членов семьи, так как денежные средства выделяются только на самого льготника.

Для любого варианта получения жилья инвалиду нужно встать в очередь, подав соответствующее заявление в местный орган власти. Порядок и сроки предоставления квартир напрямую зависит от даты постановки лица на учет, и регламентирован Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов РФ», а также региональными нормативными правовыми актами.

Социальное жилье

Жилые помещения государственного или муниципального фонда предоставляются гражданам, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий. Это правило в полной мере распространяется и на инвалидов всех групп.

Городская очередь ведется органом местного самоуправления или уполномоченным органом муниципального имущества. Для постановки на учет необходимо представить следующие документы:

  • заявление от инвалида;
  • документы, подтверждающие отсутствие квартиры или нуждаемость в предоставлении жилья;
  • справку органов МСЭК об установлении группы инвалидности;
  • справку о составе семьи;
  • документы, подтверждающие статус малообеспеченных граждан.

Региональным законодательством может устанавливаться льготная очередь для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов.

Льготное социальное жилье появляется в распоряжении местных органов власти путем возведения многоквартирных домов, приобретения отдельных квартир на первичном и вторичном рынке, а также в результате использования квоты в домах коммерческой застройки.

Субсидии

Еще одним вариантом улучшения жилищных условий инвалидов является выделение субсидии за счет бюджетных средств на приобретение квартир. Данный способ доступен при условии выделения средств при утверждении бюджета на очередной год. Чтобы выделить бюджетные средства, выдается сертификат инвалидам на жилье, который носит строго целевой характер.

Размер субсидии при покупке жилья рассчитывается следующим образом:

количество инвалидов в семье умножается на среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. в регионе проживания и умножается на федеральный норматив обеспечения жильем (в настоящее время этот критерий составляет 18 метров на человека).

Важно! Государство обеспечивает жильем только самого инвалида, на членов его семьи деньги не выделяются. Исключением являются семьи, где воспитываются дети-инвалиды.

По данному направлению должно приобретаться только благоустроенное жилое помещение, так как ключевым правилом является улучшение условий проживания граждан.

Право на жилищные льготы

Какой группе инвалидов положено жилье? Группа инвалидности не имеет значения при решении вопроса улучшения жилищных условий, достаточным основанием будет являться официальная справка МСЭК.

Если установленная группа инвалидности имеет определенный срок действия, льготнику предстоит проходить ежегодное переосвидетельствование и представлять новую справку в органы местного самоуправления. Льготы инвалидам детства на жилье позволяют избежать этого требования, такой правовой статус устанавливается пожизненно.

Помимо этого, право на отдельное жилье для инвалида будет зависеть от характера основного или дополнительного заболевания, которое подтверждается медицинскими заключениями. Также порядок реализации льгот будет различаться в зависимости от сроков постановки на учет.

Порядок предоставления льгот

Если инвалид официально поставлен в очередь до 1 января 2005 года, то он вправе рассчитывать на получение средств из субвенций, которые субъекты РФ получают из федерального бюджета. На данный момент такой порядок действует только в отношении инвалидов и ветеранов ВОВ. При этом остальные категории инвалидов, которые уже числились в очереди на 01.01.2005 года, имеют право получить жилье по договору социального найма.

Если инвалид встал на учет после 1 января 2005 года, то порядок представления ему квартиры устанавливается в соответствие с Жилищным кодексом. Региональными нормативными актами могут регулироваться дополнительные льготные основания для первоочередного выделения жилья такой категории граждан.

Условия предоставления жилья лицам с ограниченными возможностями

Правила предоставления жилья инвалидам, либо семьям, в которых воспитываются дети - инвалиды, устанавливают основания для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже нормативов, установленных законодательством РФ;
  • проживание в квартире, которая не отвечает санитарно-техническим нормам (например, инвалид, проживая на последнем этаже, имеет приоритетное право на переселение на первый этаж);
  • проживание в жилом помещении нескольких семей, в одной из которых есть лицо, страдающее тяжелой формой заболевания, вследствие чего совместное проживание с ним опасно для окружающих;
  • ситуация, в которой в неизолированных комнатах живет две и более семьи, которые не являются родственниками;
  • проживание в общежитии, за исключением лиц, работающих на сезонных работах, по срочному договору или в связи с обучением.

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ одним из оснований получения жилья по договору социального найма вне очереди является наличие тяжелой формы хронического заболевания. То есть, если причиной инвалидности является тяжелое хроническое заболевание, то инвалид может претендовать на внеочередное получение такого жилого помещения, а в некоторых случаях - на дополнительное расширение жилплощади.

Перечень заболеваний инвалидов для получения жилья

Перечень заболеваний, которые учитываются при определении льготных категорий граждан, регламентирован Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года. На получение квартиры площадью большей, чем установлено федеральными нормативами, могут претендовать граждане, страдающие следующими заболеваниями:

  • активные формы туберкулеза;
  • психические заболевания, при которых обязательно диспансерное лечение;
  • ВИЧ-инфекция у несовершеннолетних;
  • большие поражения кожных покровов с выделениями;
  • проказа;
  • иные тяжелые заболевания.

Необходимые документы

Документы для постановки на учет подаются в соответствующий отдел местной администрации лично, либо через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности. Пакет документов включает в себя:

  • заявление;
  • справку, подтверждающую инвалидность;
  • выписку из домовой книги;
  • личную реабилитационную программу.

В зависимости от основания постановки на учет, также может понадобиться: документ, подтверждающий факт проживания в одной квартире нескольких семей; акт обследования жилищно-бытовых условий; справку из БТИ и т.д.

Жилье для инвалидов-колясочников

Квартиры для инвалидов - колясочников должны соответствовать определенным требованиям. Создание подобного жилого фонда входит в компетенцию региональных и местных властей.

Так, например, в рамках программы «Социальная поддержка жителей Москвы» в столице будут построены новые дома с квартирами, спроектированными специально для колясочников. Реализацию проекта планируется завершить до 2017 года. В таких квартирах будут расширены дверные проемы, розетки для электроприборов будут находиться на доступной высоте, увеличится площадь балконов.

Жилье инвалидам боевых действий

В отношении данной категории льготников действует аналогичный механизм, который зависит от даты постановки на учет. Гражданин вправе рассчитывать на получение денежных средств, исходя из стоимости 18 квадратных метров в его регионе, если:

  • принимал участие в боевых действиях на территории СССР, России, а также других государств;
  • получил ранения, контузии, увечья в связи с несением службы в рядах Вооруженных сил или иных военизированных формирований;
  • встал на учет в качестве нуждающегося до 1 января 2005 года.

Форма и порядок представления средств определяется в каждом регионе самостоятельно. В ситуации, когда постановка на учет произошла после 1 января 2005 года, то для инвалида боевых действий преимуществ не возникает, он получит жилое помещение на общих основаниях.

Дополнительные жилищные льготы

Помимо указанных льгот инвалиды вправе претендовать на дополнительные меры социальной поддержки:

  • выплаты за покупку жилья при обращении за предоставлением имущественного налогового вычета (доступны для всех граждан);
  • льготы по оплате коммунальных услуг (размер и основания предоставления данных льгот устанавливается на местном уровне).

Необходимо помнить, что точный перечень льгот может различаться в зависимости от региона проживания граждан. Подробную информацию, как правило, могут предоставить органы соцзащиты населения.

Если у вас возникли вопросы по выделению жилья инвалидам, либо чиновники необоснованно отказывают в реализации данного права, рекомендуем обратиться за помощью к нашим специалистам. Мы поможем составить все необходимые документы в точном соблюдении с законом. Для консультации позвоните по телефонам горячей линии или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Моя дочь больна тяжелой формой хронического заболевания,при котором совместное проживание в комунальной квартире невозможно.Не давно нас поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий,так как мы живем в комунальной квартире.Но интересно получается -нас поставили в очередь для внеочередного получение жилья и ни кто не может мне ответить когда же нам выделят это так называемое внеочередное жилье.Подскажите пожалуйста,что же мне делать,ведь в законе нет понятия -очередь для внеочередников.Как я понимаю очереди не должно быть.

В жилищной сфере наличие у граждан некоторых видов хронических заболеваний может давать дополнительные права или накладывать ограничения на уже существующие. Так, согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимаются во внимание как размер занимаемого жилого помещения, так и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинникова).
Необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) в квартире проживает несколько семей;
2) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
3) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
4) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Специальный Перечень заболеваний, которым следует руководствоваться при применении названного основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378

К ним относятся следующие заболевания:
1) активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
2) злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
3) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
4) эпилепсия с частыми припадками;
5) гангрена конечностей;
6) гангрена и некроз легкого;
7) абсцесс легкого;
8) пиодермия гангренозная;
9) множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
10) кишечный свищ;
11) уретральный свищ.
Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должна подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. В случае улучшения жилищных условий граждан, состоящих на учете, путем увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи - больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, они снимаются с учета. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, следует учитывать то обстоятельство, что страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний они предоставляются вне очереди (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Однако реализовать такое право могут лишь те граждане, которые были приняты на жилищный учет после 1 марта 2005 года - т.е. после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую льготу. Граждане, страдающие заболеваниями из данного Перечня и принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на основании Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 правом на внеочередное получение жилых помещений. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма следует также учитывать и то, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм указанных хронических заболеваний (ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ). Аналогичное положение закреплено в ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" .
В настоящий момент действуют два федеральных правовых акта, различающиеся списком указанных в них заболеваний и предоставляющие гражданам право на получение жилых помещений по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека. При этом порядок одновременного применения этих двух актов в настоящий момент не определен.
Наличие у гражданина заболевания, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, накладывает ограничения при обмене жилыми помещениями и поднайме. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 73 Жилищного кодекса РФ обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается в случае, если в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, предусмотренных в упомянутом Перечне. А согласно ч. 4 ст. 76 Жилищного кодекса РФ сдача жилого помещения в поднаем исключается при вселении лиц, страдающих одной из форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (причем данное требование распространяется как на квартиру, так и на комнату в коммунальной квартире).
Что касается того, сколько ждать в очереди, это зависит от наличия в муниципалитете жилья, предназначенного для социального найма. Рекомендую послать в администрацию запрос о том сколько человек имеют в данный момент право на внеочередное получение жилья и какой номер в этой очереди имеете вы. Сколько жилья в текущем году администрация планирует предоставить для внеочередников. Когда есть письменный запрос, чиновники обязаны ответить письменно и нести потом ответственность за написанное.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления. Этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в сфере определения размера нормы представления и учетной нормы, что предполагает ответственность за принятые решения низовых звеньев «управленческой вертикали». Некоторые аналитики, например, М.Ю. Тихомиров, склонны считать, что не закрепление размера нормы представления на одного человека на федеральном уровне (как это планировалось изначально, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения) не способствует улучшению жилищный условий ряда регионов России.

ЖК РФ прямо не предусматривает право на дополнительную жилую площадь (в то время как ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м.). Подробнее в «Комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации» под ред. М.Ю. Тихомирова (М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005).

Отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут устанавливаться иные нормы предоставления (п. 3 ст. 50 ЖК РФ). Примером может служить Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.), в соответствии с которым Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» был утвержден такой перечень.

Правом на дополнительную жилую площадь (не менее 15 кв. метров и не более 25 кв. метров) пользуются также определенные законом категории военнослужащих (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.):

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше;

Командиры воинских частей;

Военнослужащие – граждане, имеющие почетные звания Российской Федерации;

Военнослужащие – граждане преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Военнослужащие – граждане научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) предполагает определение еще одного норматива – федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра на семью из двух человек; 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.