Молитва на имянаречение. Наречение именем молитва Молитва о наречении еще одного

Религиозное чтение: молитва о наречении в помощь нашим читателям.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви. Чтоб Господь наш благословил имя его.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (имя) и да знаменается крест единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его, во еже бегати суеты мира и от всякого лукавого навета вражия, последовати же повелениям Твоим.

И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благотребно святой Твоей Церкви и совершаемым страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием единородного Сына Твоего, с ним же благословен ecи, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтобы удача повернулась к вам, перед началом всякого дела произносите молитву предначинательную.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви.

Господи, Отец Вседержитель!

Язык – проветчик, зубы – межа, глаза – вода, лоб – бор, веди меня.

Для скорой и выгодной продажи читайте такую молитву.

“Да воскреснет Бог”.

Чтобы ваша жизнь в доме наладилась и любое дело спорилось, нужно Божье благословение.

От порчи вам поможет такая молитва.

Молитва Святому Вонифатию Милостивому.

При помощи этой молитвы и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону.

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении

Молитвы читает священник

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва в наречения ребенка именем

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш. », затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство. » произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение, священник читает первую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его.) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго. (именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Молитва на любовь и замужество

Жизнь без любви пуста и бессмысленна. В единении душ можно обрести источник вдохновения и счастья. Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Следует знать, что молитвенное обращение о любви и замужестве – это просьба о чистых чувствах, создании семьи и рождении детей.

Как найти вторую половинку?

На поиск второй половинки, родственной души могут уйти годы, а иногда и целая жизнь. Как ускорить долгожданную встречу? Каким святым молиться о любви?

Молитва – сильный и действенный инструмент, который поможет сконцентрироваться на желании. Просьба, обращенная к высшим силам с верой и надеждой, обязательно воплотится в реальность.

Ошибочно считать, что только заученные молитвы помогут донести просьбу до небес. Слова, сказанные от души, тоже несут сильный энергетический потенциал. Структура молитвы состоит из благодарности за уже имеющиеся блага, раскаяния в грехах и просьбы о любви (замужестве).

Мысленная сосредоточенность на желании поможет подобрать правильные слова. Не стоит просить высшие силы о любви как об инструменте наслаждения или самоутверждения. Чистота помыслов, искренность должны лежать в основе молитвы.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Можно обратиться к Спасителю, Богородице, святому покровителю, ангелу-хранителю с просьбой о любви.

Запрещенные методы

Следует осторожно относиться к своим желаниям, четко формулировать просьбу. Высшие силы не будут помогать, если речь идет о разрушении другой семьи. Не стоит просить о своем счастье за счет горя других людей.

Ни в коем случае не следует верующему человеку обращаться к магам, оккультистам, экстрасенсам. Такая помощь может только навредить, оставить греховный след в душе и судьбе человека.

Не стоит обманными методами устраивать свою личную жизнь. Обман, шантаж, соблазн не принесут счастья.

Молитва Ксении Петербургской

Молитва Ксении Петербургской о любви не раз помогала девушкам обрести счастье. Просьба перед образом поможет помириться супругам после ссоры. Молитвы Ксении Петербургской вернут надежду на любовь и счастье.

  • «О, всеблаженная мати Ксения! Голод и холод, жажду и зной претерпевшая. Под Господним покровом живущая, Богоматерью ведома да укрепляема. Ты прости все мои прегрешения, что вольно или невольно совершала. Помоги, святая Ксения, больных исцели, семейным счастье ниспошли. Прошу тебя, наполни сердце мое любовью земной. Пошли спутника жизни, способного светом озарить путь наш. Благослови, мати Ксения, отношения наши, небесами предреченными. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь».

Молитва Ксении Петербургской о любви произносится в спокойном состоянии. Можно поставить свечу перед образом святой. Народное предание гласит, что молитва перед иконой поможет в обретении своей половинки.

Молитва Николаю Чудотворцу

Молитва о любви Николаю Чудотворцу будет способствовать встрече с родной душой. По легенде, Святой Николай подбросил одному отцу семейства 3 узелка с золотом, чтоб тот не отдавал своих дочерей на блуд. Эти деньги помогли вернуть сытую жизнь семье. А дочери благополучно вышли замуж.

  • «О, Святой Николай, угодник Господень, заступник наш в бедах и скорби. Пред ликом твоим прошу даровати прощение грехов моих. Помоги мне, окаянному, упроси Господа нашего, избавить мя от мытарств и уныния. Прошу даровати супругу (-га) на жизнь долгую, чтоб миловалися в любви и радости, о детях заботились. Моли о нас, Святой Николай, Господа нашего, чтоб даровал житье мирное и спасение душ наших. Аминь».

Существует много свидетельств мужчин и женщин, которым помогла молитва о любви Николаю Чудотворцу. Святой охотно откликается на искренние просьбы людей об устройстве семейной жизни.

Молитва Матроне Московской

Чудеса Матроны Московской, ее благодатная помощь в поиске родственной души, создании семьи известны по всей стране. Молитва Матроне о любви поспособствует долгожданной встрече.

  • «Матушка-Матронушка, загляни в сердце мое. Помоги отыскать суженого, который ищет меня да мается без любви. Помоги найти того, кого я полюблю и кто меня полюбит. Прошу тебя, страдавшую, смиренно, припади ты к ногам Господа нашего, Иисуса Христа. Упроси его даровать мне жизнь семейную. Пусть в юдоли нашей многострадальной благодать Божия не оставит нас. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и ныне, и присно, во веки веков. Аминь».

Молитва Петру и Февронии

Святые Петр и Феврония с давних пор считаются покровителями семьи и брака. Их жизнь являет собой пример любви, верности. Молитвы у их образа даруют вторую половинку, будут способствовать семейному счастью, рождению здоровых детей. Петр и Феврония прожили долгую жизнь и умерли в один день. Молитвы перед иконой помогут скорейшему обретению брачного союза.

  • «О, благоверные княже Петр и княгиня Феврония! С упованием молюсь и прибегаю к помощи вашей. Вознесите молитвы к Господу нашему и попросите благости для меня. О ходатайстве вашем прошу, чтоб Царь наш небесный даровал в добрых делах преуспевание, благочестие непоколебимое, надежду благую, любовь нелицемерную, веру правую. Аминь».

Иконы Божьей Матери

Существует великое множество икон Божьей Матери. Некоторые из них являются чудотворными, способными излечивать больных, помогать немощным. Богородица считается великой Ходатаицей человека перед Спасителем. По давним преданиям, некоторые из образов Божьей Матери способствуют скорому обретению семейного счастья.

Поэтому на вопрос «Кому молиться, чтобы найти вторую половинку?» можно ответить, что несколько икон Богородицы помогут в поиске спутника жизни:

  • Икона Богородицы «Козельщанская» , по легенде, имеет итальянские корни. Она появилась в России во времена Елизаветы I. Икону привезла одна из придворных дам, которая вскоре получила предложение руки и сердца. С тех пор и пошла молва, что образ помогает обрести счастливое замужество.
  • Икона Богородицы «Неувядаемый цвет» появилась в XVI–XVII веках. Предположительно, ее написание было связано с ежегодным чудом. Паломники приносили на Святую Гору в дар Божьей Матери лилии. Накануне Успения Богородицы увядшие цветы неожиданно наливались силой, появлялись новые бутоны. Афонские монахи заметили это чудо, которое послужило вдохновением к написанию образа «Неувядаемый цвет».
  • Икона Богородицы «Неупиваемая чаша» является чудотворной. Существует много рассказов о ее помощи в обретении жилья, исцелении от вредных привычек. Молитва на любовь и замужество перед образом издревле помогала юным девам и зрелым женщинам в поиске суженого.

Молитва Параскеве Пятнице

Святая Параскева при жизни дала обет девства и духовной чистоты. Ее образ поможет обрести долгожданного жениха или невесту, принесет мир в семью, дарует чудо деторождения отчаявшимся парам. Молитва на любовь и замужество перед иконой Параскевы Пятницы поможет целомудренным девушкам найти вторую половинку. Недаром на Руси эта великомученица именовалась «Бабья Святая» – она покровительствует женским заботам, домашнему хозяйству.

Ближе к Покрову девушки молились святой Параскеве со словами: «Матушка-Параскева, покрой меня поскорее!»

  • «Святая невеста Христова, великомученица Параскева! Душою и сердцем всем возлюбила ты Царя Небесного, Спасителю нашему уневестилась ты, имущество свое раздавши бедным. Целомудрие и благочестие твое лучом солнечным сияет среди неверных, безбоязненно несла ты им слово Господне. С умилением взираю на икону твою, приветствую тебя, многострадальная Параскева. Умоли Спасителя, Человеколюбца, да подаст он спасение и милость благую, терпение и благодушие в бедах. Дарует пусть, ходатайством да заступлением твоим, благоденство и мирное житие, здравие и утверждение в вере, ускорит помощь свою в поиске суженого и любимого. Да очистит от скверны нас, грешных. И, улучив спасение, молитвами твоими, заступлением и представительством, невеста Христова Параскева, прославим пречистое имя дивное во святых истинного Бога-Отца, и Сына, и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва о помощи в любви

Молитва Всевышнему о привлечении чуда любви в свою жизнь поможет отчаявшимся людям. Такие просьбы вселяют надежду в сердце человека. Разговор с высшими силами может состоять не из выученных фраз молитвы. Просите Всевышнего своими словами о даровании любви, семейного счастья.

Вторая половинка – награда, которую необходимо заслужить праведными делами, искренними молитвами. Бывает так, что судьба не дает родственную душу потому, что еще не пришло время. Поэтому смиренное ожидание, вера и молитва помогут подготовить душу к долгожданной встрече. Смиренное ожидание – это состояние души, а не бездеятельность. Человек с большим кругом общения, насыщенной жизнью имеет больше шансов найти родственную душу.

Кому молиться, чтобы найти вторую половинку? Молитвы Спасителю о любви можно не только произносить в церкви у иконы. На рассвете перед сном молить Господа о даровании чуда любви и взаимности. Можно написать молитву своими словами и носить записку как талисман на груди.

Молитва на замужество

Обращение к высшим силам должно идти от сердца. Каждое слово молитвы – это концентрация на общении, просьбе о помощи в своих бедах, печалях, тревогах. Для начала записать свое пожелание на листе бумаги. Это поможет разобраться в своих чувствах и мыслях. Можно по пунктам расписать душевные качества того, кого хотели бы видеть второй половинкой.

Обязательно подумать над тем, какая видится супружеская жизнь, для чего она нужна. Бывает так, что человек хочет жениться только для статуса в обществе. Поэтому высшие силы и не посылают ему родственную душу.

Молитвенное обращение о замужестве – это не только факт официального брака. Это просьба о даровании терпения, мудрости в семейной жизни. Это умение усмирять свой эгоизм на благо семьи. Это просьба о детях и внуках. Это обещание, что будут приложены все силы для сохранения брака.

Молитва на взаимную любовь

Молитва с просьбой о взаимности – не магический заговор. Оккультные обряды подавляют волю человека, что помогает прийти к нужному результату. Молитвенное обращение о взаимной любви – просьба даровать чувства без принуждения.

Молитвы на любовь мужчины можно вознести Андрею Первозванному, святой Анне, Татьяне, Серафиму Саровскому, святым покровителям по имени или дате рождения. Глубокая вера поспособствует обретению взаимных чувств на долгие годы.

Господь исполняет просьбы НУЖДАЮЩИХСЯ. Поэтому в своих обращениях после молитвы попробуйте объяснять Ангелам зачем Вам НУЖНЫ жена и дети. Как их появление в вашей жизни позволит Вам меняться и развиваться на благо Всех. Не прекращайте своих молитв. Просто конкретизируйте ему свою просьбу.

Учебное пособие по литургике Текст не отредактирован после сканирования

Молитва на наречение имени младенцу

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - вы-

бор имени младенцу - по Уставу Православной Церкви положено со-

вершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день

священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует пом-

нить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младен-

цу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением

для называющихся им, и утешением в любви. Имя святого, как свет,

каждый вносит в свой дом»,1 возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как

это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию

«В наречении имени, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - ви-

ден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены

не просто, как случится, дают имена рожденным рт них, а заключают в

имени дитяти предзнаменование»,3 что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду,

что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря

Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таин-

ствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей

или от вещей».4 Имя новорожденному младенцу родители обычно

избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого прихо-

дится на восьмой день по рождении ребенка.5 Наши предки давали име-

на своим детям также по имени святого, память которого приходилась на

день рождения или на день его крестин.6 Иногда имя ребенку избирали

1 Святой Иоанн Златоуст. Творения. 2-е изд. СПб., 1896, т.П, кн.2, с.558.

2 Патерик Печерский. Киев, 1838, с. 52.

3 Святой Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898, т.1У, с.550.

4 Сказания русского народа, собранные Сахаровым. СПб, 1849, т. 2, кн. 5,

5 Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XV-XVII веков о совер-

шении Таинств в Русской Церкви. Казань, 1900, с. 22 23.

в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти

по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение но-

ворожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти свято-

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного иссле-

дования, совершаемого священником, становилось для него святым, таин-

ственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день

принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связыва-

лось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».2

В день наречения имени’ младенцу участники этого события: свя-

щенник, родители, будущие восприемники от купели Крешения, принес-

шие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается мла-

денец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного

союза человека с Богом.

читает в притворе храма, сосредоточено на младенце. В ней говорится,

что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что

он «придет в земной храм и будет участником спасения».

«Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает* священник в иссле-

довании, - и Тебе просим, да энаменается свет Лица Твоего на рабе

Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаме-

нается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его.

да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, по-

лучит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в заверше-

ние молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родите-

лям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им

Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю за-

Молитвы сорокового дня

Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни

Церкви. Принесенный в храм, он предлагается Богу так же, как Сам

Христос бьи «в четыре десятый день законному храму принесенный от

Марии. и на объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути

ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: Сам

(Господи), благослови отроча сие. и сподоби е во время благоПотребное

и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду словесных овец;

нарицающихся именем Христа Твоего. »

1 Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.,

2 См. Дебольский ^., прот. Попечение Православной Церкви о спасении

мира. 3-е изд., СПб., 1885, с.76.

Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет никакого

автономного существования. Его жизнь полностью определяется и фор-

мируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадле-

жит Церкви, находит в Ней источник, содержание и смысл своего суще-

ствования. Поэтому ребенок, принадлежащий семье, и в более конкрет-

ном, биологическом смысле - матери, тем самым принадлежит Церкви.

Это поистине Ее ребенок, уже принесенный в храм, препорученный Богу.

Все это Выражено в Молитве, читаемой священником: «Господи Бо-

же наш. и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу бла-

гослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от

него всякую сопротивную силу. » (3 молитва). «Рожденное отроча благо-

слови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри. и умного сподоби света.

да сопричтется святому Твоему стаду» (4 молитва).

Приготовление к крещению всегда сопровождается особыми церков-

ными молитвами об оглашаемом. Этими молитвами Церковь просит Бога

«в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения»,

«присоединить их к Своему избранному стаду» (Литургия святого Иоан-

Прошения и молитвы о готовящихся ко святому Просвящению на

Литургии Преждеосвященных Даров показывают, что Крещение, вступ-

ление новых членов в Церковь, по своей сущности есть дело всей

Церкви, всей общины, а не «частная», «семейная» треба. Крещение не

только совершается в церковном собрании в великие праздники, но и са-

мо является праздником Церкви, праздником нового единства собранных

Христом людей и соединяемых в Нем с Богом. Через Крещение люди

становятся братьями для новой жизни в единстве веры и любви. Поэтому

молитвенное последование Таинства требует участия в нем всех членов

Молитва во еже сотворити оглашенного

В этой молитве чина Крещения участвуют священник, восприемники

и члены общины. Она направлена на то, чтобы «отрешилась его

(оглашаемого) ветхость», и он исполнился силы Святого Духа и через со-

единение со Христом со делался членом Христовой Церкви. Молитвен-

ным обращением к Богу иерей вызывает к действию творческое слово

Божие: «Да будет» (Быт. 1, 3, 6). В результате человек начинает быть

оглашенным, наставляемым и наставленным в истинах православной веры

и молитвенно готовится воспринять своей душой тайну духовного рожде-

ния «свыше - от воды и Духа» (Ин. 3, 5, 7).

Положив Крест и Евангелие на аналой, иерей удостоверяется, что

«пояс хотящего просветитися разрешен» (снят) и сам он стоит лицом «к

востоку во единой ризе непрепоясан, непокровен и необувен, имущ руце

доле» (опущенными вниз).

Слова молитвы иерей предваряет троекратным «дуновением» на ли-

цо оглашаемого и трижды знаменует крестообразно «чело и перси» его.

Дуновением священника, по словам святого Симеона Солунского,

«возгревается прежнее дуновение, бывшее над Адамом»,1 когда «Господь

Бог. вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7).

Возложение руки священника на голову оглашаемого означает, что

просящий Крещения принимается Церковью в свое достояние, его имя

будет внесено в книгу жизни, а сам он будет «причислен к стаду насле-

дия Божия» (1-Я молитва).

Начало крещального богослужения через возложение руки епископа

или священника на голову оглашаемого вслед за дуновением осмысливает-

ся поэтому как акт и дело его защиты: оглашаемому дается духовное

прибежище, он берется под кров благодати Божией. Так начинается об-

щецерковная молитва за готовящегося к Таинству Крещения. К оглашае-

мому обращены слова святителя Василия Великого: «Приступи и всецело

отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви. Впишись

в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу Горнюю».2 Оглашаемый, как

бы отвечая на этот призыв, приходит ко Христу, чтобы спастись, и мо-

литва иерея свидетельствует об этом.

«О имени Твоем, Господи, Боже Истины. возлагаю руку мою на

раба Твоего (имя рек). Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни

его еже в Тя веры, и надежды, и любве. Даждь ему во всех заповедях

Твоих ходити, и угодная Тебе сохраните. Напиши его в книге жизни

Твоея. да прославится имя Твое святое в нем. Да будут очи Твои

взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моле- ,

ния его. Возвесели его в делах рук его, и во всяком роде его. »

Молитвы запрещения злых духов

Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир - мир

ангелов. Часть ангелов не устояли в добре, вместе со своим предводите-

лем диаволом они стали духами зла. Диавол склонил Адама и Еву нару-

шить заповедь Божию. Преподобный Макарий Великий говорит, что с

того момента в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ

всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и

влагать в его сердце все вредное». При этом он столь коварно действует,

что все злое представляется человеку рождающимся само собой в душе»

Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, пад-

шие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, уси-

лением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тще-

1 Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль. СПб., 1899, с.340.

2 Творения. М., 1846, часть IV, с.238.

славными мыслями, отвержением Покаяния и многим иным.1 В период

оглашения все эти смущения, прилоги и помыслы направляются падшими

ангелами на то, чтобы воспрепятствовать действию Евангельской благода-

ти на хотящего креститься и похитить слово Божие из его сердца (ср.

Мф. 13, 19). Священник со властию повелевает диаволу именем Господа

Иисуса Христа отступить от создания Божия - человека, не имеющего,

по словам святого Кирилла Иерусалимского, возможностей и сил

«бороться с сопротивными силами до Крещения».2

Священник знает это и повелительно обращается к диаволу:

«Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир и вселивыйся в

человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на

древе сопротивныя силы победи. Убойся, изыди и отступи от создания

сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем. отыди в свой тартар

даже до уготованного великаго дне суднаго. Отступи от запечатанного

новоизбранного воина Христа Бога нашего, со всею силы и аггелы твои–

«Бог святый, страшный и славный, . нами недостойными Его

рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе отступити от новоза-

печатаннагог. Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего

Иисуса Христа и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его

страшным» (2-я молитва).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляй всякий недуг. Призри

на раба Твоего, . отжени от него вся действа диаволя: запрети нечистым

духом, сокруши сатану под нозе его скоре, и даждь ему победы на него и

нечистыя его духи: яко да, от Тебе милость получив, сподобится бессмер-

тных и Небесных Твоих Тайн» (3-я молитва). у

После совершения молитв запрещения читается еще одна молитва

об оглашенном, в которой содержится прошение о принятии его в Прене-

бесное Божие Царство. Эта четвертая молитва начинается торжествен-

ным произнесением имени Божия, как в анафоре и других важнейших

молитвах церковных. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по

образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни ве.чныя, таже

(затем) отпадша грехом не преэревый, но устроивый вочеловечением

Христа Твоего спасение мира: Сам и создание Твое сие, избавь от ра-

боты вражия, прими в Царство Твое пренебесное. Иэжени из него вся-

каго лукаваго и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его.

И сотвори его овча словесное святаго стада Христа Твоего, уд честен

Церкви Твоея, сына и наследника Царствия Твоего. » (4-я молитва).

Крещаемый вновь поставляется перед выбором между жизнью с

Богом, освобождающей от рабства диаволу, и греховным навыком. Выбор

свидетельствует отречением от сатаны и сочетанием Христу.

1 Святитель Игнатий (Ърятакинов). Сочинения. 3 изд, СПб., 1905, п.5, с.43.

2 Кирилл, архиспискол Иерусалимский. Творения. М., 1855, с.47.

Отречение от сатаны

Требник повелевает священнику обратить крещаемого на запад (по

церковным воззрениям стороне духовной тьмы), «горе руце имуща, сов-

лечену и отрешену одежд». Даже этим внешним видом оглашаемый убе-

ждается в своей духовной нищете, в причастности к пленникам, которые

«ходят раздетыми и разутыми», ведь и он - пленник греха.

Взрослый крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от

духа зла, воздевая руки «горе» - вверх. По замечанию святого Симеона

Солунского, это совершается «в знамение того, что крещаемый не имеет

у себя никаких дел лукавого и начинает подражать Распятому за нас».1

Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, вой-

ти в плен Его, который, по словам святителя Иоанна Златоуста,2

«превращает рабство в свободу, . возвращает с чужбины на родину».

Таким образом, разрывая связь с духом зла и всякой нечистоты, уверо-

вавший во Христа человек окончательно и твердо свидетельствует жела-

ние соединиться с Церковью.

Действия, связанные с отрицанием (дуновение, плюновение), знаме-

нуют, что оглашаемый готов порвать связи с прежней греховной жизнью,

сотканной из гордыни и самоутверждения, гордыни, которая первого

Адама лишила Эдема (Быт. 3, 23) и погрузила его во тьму, в смерть и

ад. Слово отрицания полагает начало духовному поединку, именование

которому «невидимая брань», поле же которого - вся жизнь христиа-

Теперь он встает под защиту Христа, берет «щит веры. чтобы

возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16).

За отречением следует исповедание личной верности оглашаемого

Христу - «сочетание». Для этого священник обращает оглашаемого от

запада к востоку, «доле руце имуща», что означает отвращение от зла и

диавола и обращение ко Господу. Святитель Кирилл Иерусалимский пи-

шет: «Как скоро отрицаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с

ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, ко-

торый «насадил Бог на востоцех» (Быт. 2, 8) и из которого за преступ-

ление был изгнан праотец наш. А в энаменование сего обращают тебя от

запада к востоку, к стране света».3

Жизнь в Церкви следует начинать послушанием и согласием

Христу. Потому оглашаемый опускает руки, «чтобы, - как свидетельст-

1 Святой Симеон Солунский. Цит. по кн. Архиепископ Вениамин. Новая

скрижаль. СПб., 1899, с. 343

2 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 343.

3 Святой Кирилл Иерусалимский. Слово предогласительное. - Творения. М.,

вуется в Новой скрижали, - всячески показать тем покорность свою

пред Богом».1 Это видно из троекратных ответов оглашаемого:

«Сочетаваюсь. Сочетахся. Верую Ему, яко Царю и Богу», и из чтения

Символ - от греческого (то 8ицроЯоу) соединяю, держу вместе

Тесно соприкасается с верой человека. Вера есть «обличение вещей

невидимых» (Евр. 11, 1). Она дает знание о другой, неземной реаль-

ности, но в которую можно войти, которой можно приобщиться. Поэтому

вера требует символа, который бы ввел человека в эту духовную реаль-

ность и дал все необходимое для ее явления. В этом смысле исследование

очень символично. Оно не гасит жажды знания о Боге, а умножает ее.

Оглашаемый «пред многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) дает Богу

обещание быть в единстве с Церковью, чтобы со всеми верными покло-

ниться Святой и Живоначальной Троице. Об этом говорит земной или

поясной поклон, который делает оглашаемый после слов: «Покланяюся

Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Воздавая благодарение Богу за совершенное приготовление огла-

шаемого ко Святому Крещению, священник возглашает: «Благословен

Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание Истины прийти. »

Завершительная молитва чина оглашения

Чин оглашения заканчивается введением хотящего принять Святое

Крещение внутрь храма Божия, только пред вратами которого он мог на-

ходиться. И здесь иерей совершает молитву об оглашаемом, чтобы Гос-

подь «призвал раба» сего и сподобил получить свыше рождение «от воды

Православная вера исповедует Бога Единого в Троице, Отца, и

Сына, и Святого Духа, и Троицу в Единице, не сливая Лиц и не разде-

ляя Существо. И учит правильно понимать воплощение Господа Иисуса

Христа, что Он - Бог и Человек. Веруя так, необходимо соблюдать

заповеди Божий, ибо «вера, если не имеет дел, мертва» (Мк. 2, 17).

Корень зла составляет гордость, лихоимство, плотская похоть, зависть,

невоздержание, гнев, леность. Желающий быть участником Небесного

Царства, открывающегося в Церкви, призывается все это побеждать

добродетелями: смирением, милосердием, целомудрием, сорадованием,

трезвенностью, пощением, усердием к молитве и богослужению и прочими

Об этом и просит священник Господа: «. Отреши его ветхость, об-

нови его в живот вечный, и исполни его Святаго Твоего Духа силы, в

соединение Христа Твоего, да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего

Царствия. » Чин сочетания Христу, таким образом, открывает те обеты,

которым крещаемый должен оставаться верен до конца жизни. Соеди-

1 Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль, с. 345.

ниться со Христом значит, преодолев свою греховную самость, принести

душу в жертву Богу и тем ее спасти.

Облачившись в белые епитрахиль, поручи и фелонь (ризу), симво-

лизирующие явление новой жизни, принесенной на землю Сыном Божи-

им, Спасителем мира, иерей, согласно требнику, совершает каждение ку-

пели и всех участников Таинства, стоящих с зажженными свечами. Среди

этих участников Церковь особо выделяет духовных восприемников -

крестных отца и мать.

По учению Православной Церкви, «восприемник нарицается отцом

по рождению от Духа Святого и в силу сего значения, нарицаясь тем са-

мым братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во

второй степени родства».1

Духовное восприемничество налагает на них ответственную обязан-

ность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов Креще-

ния, истин христианской веры и образа христианской жизни. И грех ле-

жит на душе тех, кто не заботится о научении крещеного и о введении

его в церковную жизнь.2

Согласно Поучению святительскому к новопоставленному иерею,

перед совершением Крещения священник должен: «1) спросить восприем-

ников, знают ли они, что при Крещении младенца силою Святого Духа

очищается греховная скверна и младенец причисляется к лику святых

ради страдания и смерти Спасителя Христа; 2) сказать им, что они

должны стараться младенца, которого восприемлют, учить вере во

Христа и своими увещаниями приводить к тому, чтобы он был трудолю-

бив, кроток, воздержан и любвеобилен ко всем, а грехов, как дел диа-

вольских, лишающих его подаваемой при Крещении святости, избегал; У)

сказать также, что они себя в том Богу порукой представляют за мла-

денца и что за их нерадение будут они участниками грехов.3

Все это должны знать восприемники от купели Крещения, дабы яс-

но понимали они свою задачу -- смогли воспринятых ими духовных де-

тей воспитать в вере православной, в духе и силе благочестия. Об этих

обязанностях наглядно говорит им возжженная свеча, которую держит

1 Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. М., 1899,

2 Шмеман Александр, священник. Таинство Крещения. Париж, 1951, с.9.

3 Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей.

Харьков, 1900, с.913 914.

Чин Крещения начинается с освящения воды, которая призвана

смыть грехи крещаемого и «соделать его сыном Света», членом Церкви.

«Христос крестился для того - пишет святой Игнатий Богоносец, -

чтобы очистить воду,»1 сделать ее способной духовно возрождать кре-

Уже самый первый момент, - говорит святой Симеон Солунский,

Каждение купели и участников Таинства - указывает взору людей

«благоухание и святыню Духа», а свет от свечей указует на духовную

радость о просвещении крещаемого в Таинстве и поход его от тьмы к

свету, ибо «он становится сыном Света».2

А начальный возглас: «Благословенно Царство. » свидетельствует о

реальности открывшегося Небесного Царства. С этого момента крещае-

мый приобщается небесной жизни, средоточием которой в Церкви явля-

ется Евхаристия - Таинство Причащения Тела и Крови Христовых.

Принятие истинных пищи и пития (Ин. 6, 55) - естественное содержа-

ние жизни «родившегося от воды и Духа». Об исторической связи Кре-

щения и Литургии и свидетельствует начальный возглас чина, провоэгла- «

шающий наступление Царства Святой Троицы.3 Жизнь этого Царства

дарует участникам Таинства сокровища спасения, заключенные в ней.

Священник произносит начальный возглас перед купелью и тем

свидетельствует, что вещество Таинства - вода - должно войти в со-

прикосновение с благодатной сущностью Небесного Царства. Как неко-

гда Христос вошел в воды Иордана, принимая крещение, и освятил их,

так и теперь вода необходимо должна быть освящена сошествием на нее

Духа Святого ради искупительной жертвы Христовой за грехи людей. В

Таинстве вода получает силу Божию быть средой, в которой крещаю-

щийся входит в единение с Богом и получает возможность жить со Хри-

Церковь приобщает крещающегося к смерти и Воскресению Христа

через погружение в святые воды купели и призывает участников Таинст-

ва проникнуться духовным настроением учеников Христовых, живших

ожиданием того, что «все покорится Богу» (1 Кор. 15, 25-28) и

Царству Его любви.

В словах мирной ектений эта же мысль повторяется неоднократно.

«. О еже освятитеся воде сей. и ниспослатися ей благодати избавле-

ния;..^ прийти на воду сию чистительному Пресущественныя Троицы

действу. и показатися ей отгнанию видимых и невидимых врагов, . и

1 Священно мученик Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам. Писания му-

жей апостольских. СПб., 1895, с.277.

2 Шмеман А., свящ. Таинство Крещения, с. 18, 21.

3 Красносельцев, профессор. Сведения о некоторых литургических рукописях

Ватиканской библиотеки. Казань, 1885, с.99.

достойну быти нетленного Царствия в ней крещаемому. О еже просвети-

тися нам просвещением разума и благочестия, . и покаэатися

(крещаемому) сыном Света и наследником вечных благ. и сохранит

одежду Крещения и обручения Духа нескверно и непорочно. »

В молитве о себе священник просит Бога простить его собственные

согрешения, оставить и даровать ему силы для совершения «великого и

пренебесного Таинства». Он молится и о том, чтобы в крещаемом

«вообразился Христос», и он, духовнорожденный, был «воссоздан на ос-

новании апостолов и пророков» и стал «носителем истины в Соборной и

Апостольской Церкви и преуспеянием в благочестии славил Всесвятое

имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тайная молитва о себе самом по-

могает священнику проникнуть в благодатную атмосферу Таинства, ото-

браженную в молитве на освящение воды, и готовит его к этому ответст-

Словами «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя. » начинается ос-

вящение воды и осуществляется «онтологический выход к Богу».1 В мо-

литве возвещается вера Церкви в Бога Творца и в ожидание высшего

блаженства твари - быть в единении с йогом. Согрешивший человек

потерял это единство, но Бог не оставил его. Он послал Сына Своего

спасти согрешивший мир. И Христос возвестил: «Если кто не родится от

воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Этими

словами Господь усвояет высокое значение воде как Очищающему и ос-

По слову Христа, погружение в воде есть знак очищения человека

от грехов, его рождение свыше (Ин. 3, 3). Через молитву священника

вещество Таинства - вода - как стихия мира, восстанавливается в том

значении, какое она имела до грехопадения человека. Освященная Духом

Святым, вода получает силу Христову, ив ней человек действительно со-

единяется со Христом, весь, душой и телом, обновляется для новой, ду-

Молитву по содержанию можно разделить на три части. В первую

входят мысли о мироздании и Небесном хвалении, славы Божией, которое

Вторая часть начинается со слов: «Ты бо Бог сый Неописанный. »

Она включает в себя воспоминание Божественного Домостроительства и

человеческого спасения чрез Спасителя Христа. Все тварное воспевает

Христа, пришедшего во плоти. Через Духа Святого’ Христос освятил во-

ды Иорданские и сокрушил силы, враждебные человеку. В третьей части

испрашивается нисхождение Духа Святого на воды. Через наитие Свято-

го Духа воды станут «избавлением, освящением, очищением, оставлением

1 Павел Флоренский, свя-щешшк. Из богословского наследия. - Богословские

труды. М., 1977, сб.17, с.191.

2 Дмитриевский А.А., профессор. Наука о православном богослужении. Таин-

ство великой агиасмы, гл.11, с.1 (машинопись).

прегрешений, просвещением духовным, обновлением духа, дарованием

сыновства, одеянием нетления, источником жизни». Крещаемый в воде

слагает с себя ветхого человека и облекается в нового, обновляемого по

образу Создателя. Умирающий со Христом становится и общником Его

Молитвы о здравии Лагутина Татьяна Владимировна

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении

Молитву читает священник

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

«День восьмой» Церковь ожидает «воскресения мертвых и жизни будущего века». Этот мир тления и смерти завершат однажды свой жизненный цикл не для того, чтобы погрузиться во мрак изначального небытия, но чтобы явиться «в ином образе», чтобы воскресшая плоть Христова

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Известно ли кому молитва о рождении чада женского пола? Какие еще молитвы существуют о рождении чада мужеского пола? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряДетей дает Бог. Когда Ева родила сына, она сказала: «приобрела я человека от Господа» (Быт4:1). У

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего») Одним из первых священнодействий, совершаемых над новорожденным, является так называемое «назнамение», при котором священник осеняет младенца крестным

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:Священник:

Из книги Молитвы о здравии автора Лагутина Татьяна Владимировна

МОЛИТВА НА СНЯТИЕ ВЕНЦОВ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ Священник: Господи Боже наш, венец года благословивший и эти венцы возлагать заповедавший на сочетающихся друг с другом законным браком, и как воздаяние целомудрие им подающий: ибо они чистыми узаконенным Тобою браком сочетались.

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Молитва в первый день по рождению дитяти Молитву читает священник Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя) , исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в беззакониих

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора

Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения (Эту молитву должен читать священник.)Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Молитва поименованному дитяти (Эту молитву должен читать священник.)Господи Боже наш, в четыредесятныйдень младенец законному храму принесенный от Марии неискусобрачныя и Святыя Твоея Матере, и на объятиях праведнаго Симеона носимый, Сам Владыко всесильне, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Восьмой день Поучение 1-е. Явление Казанской иконы Божией Матери (Божия Матерь есть охранительница и поборница истинного учения православной церкви) I. Когда и как явилась в Казани св. икона Пресвятой Богородицы, явление коей св. Церковь ныне светло празднует?В

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

Восьмой день Поучение 1-е. Св. Емилиан Исповедник (Пребывайте в вере) I. Св. Емилиан Исповедник, память которого ныне празднуется св. Церковью, был епископом Кизическим. Жил он в царствование императора иконоборца Льва армянина, в IХ веке. Лев не один раз принуждал его вместе

Из книги автора

Восьмой день Поучение 1-е. Рождество Пресвятой Богородицы (О том, как мы должны поступать во время посылаемых нам от Бога испытаний) I. Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они

Из книги автора

Восьмой день Поучение 1-е. Свт. Нифонт, еп. Новгородский (О христианском мире с ближними и средствах к достижению его) I. Преп. Нифонт, память коего совершается ныне, в мире Никита, воспитанный среди благочестивой семьи, в молодых еще годах решился посвятить себя на служение

Из книги автора

Восьмой день Поучение 1-е. День св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Христианская любовь есть надежнейшее средство к огопознанию и истинное начало деятельности христианина) I. В честь лиц, для которых устрояют какие-либо торжества в нарочитые дни, обыкновенно

Из книги автора

Восьмой день Св. великомученик Феодор Стратилат (О повиновении властям) I. Ныне память св. великомученика Феодора Страстилата. Св. Феодор был страстилатом (военачальником) в г. Ираклии (при Черном море) и обратил ко Христу многих язычников. Услышав об этом, император

Из книги автора

Восьмой день Поучение 1-е. Св. преподобная Пелагия (Польза от размышления о будущем суде) I. Св. преп. Пелагия, память коей совершается ныне, была сначала известной плясуньей в Антиохии и вела жизнь, полную беззакония. Привел ее к покаянию и христианской вере св. епископ

Из книги автора

Молитва при наречении имени младенца Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (или ея), во еже бегати суеты мира и

Наречение имени ребёнка - древний обряд, проводимый на 8 день его рождения. Носит литургический характер и сопровождается чтением специальной молитвы.

В отличии от молитв первого дня, в основном сосредоточенных на матери, молитва в восьмой день полностью сосредоточена на ребёнке и по сути представляет из себя прошение о нём к Богу. Оно показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви.

По традиции в этот день ещё не крещённого ребёнка приносят к воротам храма и ждут священника. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, подойдя к ребёнку возглашает: «Благословен Бог наш...», затем читает Трисвятое по «Отче наш»; произнося после возглáса: «Яко Твое есть Царство...» отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Затем запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелени ем Твоим. Идаждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, с Пресвятым, и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия΄ Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме! Веселися и ты, старче праведный, приéмый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Заканчивается обряд чтением отпуста:

«Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) . Благослови. Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери (святого, именем которого наречен младенец) и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Как правильно молиться?

Молитва - это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва - это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.

Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».

Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.

Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.

И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».

Что делать, если имени, с которым тебя крестили, никто не помнит? Можно или нет креститься с нехристианским именем, например, назвать своего ребенка Руслан, Марат, Леда?.. Можно ли назвать ребенка двухсоставным именем, как модно в Европе, например Анна-Мария? Если не складывается жизнь, не виновато ли здесь имя?..
Давайте, в рамках нашей большой темы, сегодня поговорим обо всем, что связано с традицией имянаречения.

Имя человека, «отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не... абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы», — пишет отец Александр Шмеман.
В Библии имя совсем не было неким условным обозначением; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель .
Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу, земле, морю (Быт. 1, 2-10) , называя каждое светило его именем (Ис. 40, 26) , и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания.
Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2, 20) — и определить их место и роль в мире Адама .
Так же и с человеком: имя, данное при рождении, обозначало его судьбу или род занятий. Например, Иаков — занимающий место другого (Быт. 27, 36) ; Навал — безумец (1 Цар. 25, 25) и прочее.
Иногда имя указывало на особенность рождения (Моисей — вынутый из воды ), иногда — на предназначение человека (Исаия — Да спасет Бог ). Имя считалось как бы самой личностью человека, и воздействовать на имя значило воздействовать на него самого.
«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара “личности”».
Получить имя, и имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом — Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего ревнителя Христовой веры.
Именно поэтому люди духовно зоркие постоянно чувствуют связь со своим святым соименником как со своим святым небесным покровителем и празднуют день его церковного почитания.

Как, каким основаниям следуя, дается христианское имя младенцу и вообще всякому новокрещенному? Как оно нарекалось в Древней Церкви?
Можно достаточно уверенно утверждать, что примерно до III века все воспринимающие Крещение оставляли те имена, которые им давали родители-язычники.
Это несложно проверить, взяв в руки любой богослужебный календарь с месяцесловом. Там дается перевод каждому помещенному имени, например:
Анастасия — Воскресение (греч .)
Виктор — Победитель (лат. )
Константин — Постоянный (греч .)
Мы и сегодня встречаем имена, произошедшие от названий птиц, растений, цветов: Рубин (красный — лат .), названий городов: Роман (римлянин — лат .), названий месяцев и античных богов и проч. Все это языческие имена.
Однако известно, что уже в III веке некоторые получали при Крещении новые имена, имена христианские, вернее, те, что до них носили подвижники веры. Нередко у христианина оказывалось два имени: языческое (данное при рождении) и христианское (данное при Крещении).
Так, в 311 году мученик Вальсам на вопрос мучителя: «Каково твое имя?» ответил: «По рождению моему Вальсамом называюсь, духовное имя, полученное в Крещении: Петр».
Однако с IV века, когда христианство уже можно было принимать открыто, установился обычай нарекать детям христианские имена. Свт. Иоанн Златоуст писал:
«[Христиане] должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Традиция давать крещаемым христианские имена закрепляется прочно и основательно с IV-V веков.
И взрослые, и дети стали изменять при Крещении свои имена на новые, христианские. Причем особенную популярность получают имена апостолов Христовых, и прежде всего — Петр, Павел, Иоанн.

А теперь — несколько правил, принятых сегодня в Русской Православной Церкви.

А) При Крещении в Русской Церкви установился обычай не давать имена неправославные, хотя мирское неправославное имя оставлять не возбраняется. В Греции, Сербии и многих других Поместных Церквах разрешается и при Крещении давать имена не православные, а народные или вновь придуманные.

Б) Согласно православному благочестивому обычаю, не следует давать крещаемым Имена Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Назвать Иисусом мальчика можно в честь св. Иисуса Навина, девочку назвать Марией можно в честь св. жен, прославленных с таким именем.
Для удобства наречения имени до 1917 года Св. Синодом выпускались особые Месяцесловы. Следует напомнить, что в последние годы 20-го века и в начале 21-го было канонизировано множество русских святых (на одном только Архиерейском Соборе в августе 2000 года было прославлено более тысячи святых), в память которых также можно давать имена новокрещаемым.
Имена и дни памяти святых помещаются в Православном Церковном календаре, который выходит ежегодно в Издательстве Московской Патриархии. Также имена святых можно найти в Интернете.

В) Некоторые святые имеют по два имени, как, например: Владимир Креститель Руси называется еще Василием (15 июля ст. ст.); Равноапостольная княгиня Ольга — Еленою (11 июля ст. ст.) и т.д. Можно давать в честь этих святых любое из двух их имен .

Г) Приоритетом нарекать новорожденному имя обладают его родители. Священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того имени, которое ему кажется подходящим. Вспомним, что имена Спасителю и св. Иоанну Крестителю были наречены их родителями (см.: Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63). У св. Симеона Солунского читаем: «Иерей... дает ему (младенцу) имя, какого пожелали бы родители; с которым он и крещается» (Св. Симеон Солунский , архиепископ Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. § 28).
Однако если священник считает нужным, он может напомнить родителям, что есть древний благочестивый обычай давать младенцу имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Д) Еще раз акцентируем внимание: не только миряне, но и сами священники часто не знают, что если кто-то хочет наречь имя «по святцам», то младенцу нарекается имя не того святого, в день памяти которого он родился, а того святого, память которого пришлась на 8-й день от рождения младенца. В этот день положено нарекать имя новорожденному младенцу.

Удостовериться, что именно такова традиция Церкви, можно в любом дореволюционном пособии по Церковному Уставу.

Е) Хотя существует правило, согласно которому женщины получают имена святых-женщин, а мужчины — святых-мужчин, всегда были отклонения от этой практики. Так, например, при монашеском постриге возможно именовать женщин именами святых-мужчин, с изменением окончания слова: например, мать Михаила, мать Серафима.
Кроме того, стало общепринятой практикой нарекать девочек мужскими именами, такими, как Зина, Римма, Пина, Инна, Мина и др. Правда, проф. С. В. Булгаков считает, что девочек следует «переименовать», заменив им имена на женские, однако нам не видится ничего плохого в том, чтобы оставлять и даже продолжать давать эти имена женщинам-христианкам.

Ж) В Западной Церкви младенцу нередко нарекают сразу несколько имен. В Православии это не принято. Наречение имени — не просто красивый обряд, но таинственное действие вручения младенца (или взрослого человека, имеющего нехристианское имя) под духовное руководство какого-либо святого. Стремление заручиться поддержкой как можно большего количества святых через присвоение крещаемому имен нескольких святых не соответствует Православному Преданию .

З) Что делать, если человек не знает, с каким именем его крестили (например, его крестили в детстве и все свидетели этого умерли, а мирское имя у него неправославное)? Ответ очень прост. Нужно прийти в храм и сказать об этом священнику. Священник прочитает специальную молитву из Чина наречения имени и даст человеку имя, какое тот выберет. Таким образом, человек получит новое христианское имя.

И) Согласно Православному Преданию, люди, угодившие Богу, после смерти переселяются в райские обители и находятся в общении с Господом. Мы не знаем обо всех Богу угодивших людях, потому что подвиг многих скрыт от посторонних глаз, но все же подвиг некоторых людей оказывается известен и другим. Таких людей мы прославляем в лике святых, то есть канонизируем. Таким людям мы молимся, им подражаем, не сомневаемся, что между теми, кто святых почитает, и самими святыми, пребывающими во блаженном успении , устанавливается незримая мистическая связь. Когда мы выбираем для своего новорожденного ребенка имя, мы должны помнить, что это имя носил какой-то подвижник веры и теперь этот святой будет небесным покровителем вашего ребенка.

Любое христианское имя освящено прежде носившим его святым человеком; можно сказать, что любое христианское имя - святое имя. И никогда не может такого быть, что имя виновато в том, что у человека не складывается жизнь. В своих проблемах человек может быть виноват сам, может быть жертвой каких-то непредвиденных обстоятельств, но важно помнить: как-то негативно влиять на нашу жизнь наше святое имя не может. Напротив, если человек ведет церковную жизнь, старается жить по-христиански и доверяет Богу, то Господь и небесный покровитель этого человека помогут ему преодолеть все испытания и приведут его к спасению.

Еще несколько полезных советов на эту тему и список редких, но замечательных имен, которые можно дать своим малышам, можно найти здесь.

В современном Требнике Православной Церкви Таинству креще-ния предшествует несколько обрядов, совершаемых, как правило, отдельно от крещения: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Все эти обряды не были изначально частью Таинства крещения и не входят в его состав. Они появились, когда нормой стало крещение младенцев.

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а мланца — сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопро- тивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет липа Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердие и в помышлениях его... И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего...

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя), и да знаменуется Крест Единородного Сына Твоего в сердие и в помышлениях его.. И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего...

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение. Светские специалисты по «антропонимике» реко-мендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени.

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу каково имя его, таков и он (1 Цар 25, 25). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя (см.: 4 Цар 23, 34; 24,17). В то же время изменение имени может означать вступление в более тесную связь с тем, кто меняет имя. Так, например, Моисей назвал Осию, сына Навина, Иисусом, прежде чем послать его в землю Ханаанскую во главе отряда «соглядатаев» (см.: Чис 13,17): с этим именем сын Навин не только поступает в подчинение к Моисею, но и становится его ближайшим помощником, а впоследствии и преемником.

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя Своим избранникам — тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. После того как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом (см.: Быт 17, 1-5), а его жена Сара становится Саррой (см.: Быт 17, 15). Иаков получает имя Израиль («богоборец», или, по другому толкованию, «боговидец») после того, как боролся с Богом и Бог благословил его (см.: Быт 32, 27-28).

Если получить от Бога имя означает подчиниться Богу, вступить на спасительный путь, ведущий к небу, то «сделать себе имя» (см.: Быт 11,4), напротив, значит воспротивиться Богу: это выражение указывает на греховное стремление людей выйти из подчинения Богу, достичь неба без помощи Божией.

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника — первая ступень пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может с согласия родителей и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при кре-щении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир — Василием, Борис и Глеб — Романом и Дави-дом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед крещением.

В Греческой Церкви обычаю нарекать имя в честь святого не всегда следовали строго, и в современной Греции есть христиане, носящие такие имена, как Панайотис, Христос. В Сербской Церкви распространены различные имена славянского происхождения, не связанные со святыми (Радослав, Радомир, Милка): небесным покровителем человека считается не святой, чье имя он носит, а тот святой, которого избирает своим покровителем семья человека. Таким образом, один святой считается небесным покровителем целой семьи; день его памяти называется днем «славы» и празднуется в семье с особой торжественностью.

В сороковой день по рождении младенца заканчивается период очищения матери после родов. Представление о послеродовой нечистоте перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета (см.: Лев 12,1-5; Лк 2, 22). В Библии понятие рождения неразрывно связано с понятием греха: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50,7). Речь здесь идет вовсе не о греховности акта зачатия и рождения, как думают некоторые. Никакого антисексуального подтекста в Библии нет: напротив, в Ветхом Завете зачатие и рождение имели сакральный смысл, и наивысшим проявлением благословения Божия было дарование «семени», то есть потомства. В словах псалма о зачатии в беззаконии и грехе речь идет о наследственной передаче греховности, то есть о передаче греха Адама из поколения в поколение (см.: Рим 5,12,19). Через своих родителей каждый человек наследует не только все доброе, что было накоплено предшествующими поколениями, но и наклонность к греху и ответственность за грех. Именно поэтому, помимо рождения «от плоти», необходимо рождение от воды и Духа (Ин з, 5-6), каковым является Таинство крещения.