Модель взаимодействия системы профессионального образования и бизнес-сообщества. Модель взаимодействия системы профессионального образования и бизнес-сообщества Модель интеракции основывается на утверждении что

Выделение трех моделей педагогического взаимодействия строится на противоречии между целями и задачами, которые ставят педагоги и их воспитанники в данной педагогической ситуации.

Учебно-дисциплинарная модель построена на основе субъект-объектных связей. Главное действующее лицо - педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания. Обучаемый - объект воздействия. Противоречие преодолевается путем явного или неявного принуждения. Ребенок, учащийся, студент обязан вне зависимости от собственных желаний усваивать то, что ему предлагается, следовать определенным нормативам. Ценятся качества личности, способствующие этому: исполнительность, дисциплинированность, послушание. Основной стиль руководства детьми - авторитарный, а ведущий тип отношений и общения - пассивно-положительный и неустойчивый. Основной акцент в деятельности преподавателя делается на методике преподавания, а не на учении.

Модель на основе субъект-субъектных связей построена на личностно ориентированных технологиях обучения. Педагог и воспитанники в равной мере признаются субъектами педагогического процесса, поэтому их деятельность строится на основе выбора и реализации собственного «Я». Основное противоречие преодолевается путем сотрудничества. Особую ценность приобретает такое качество, как способность к личному творческому росту. Отношения строятся на основе взаимопонимания. Стиль руководства - демократический, ведущий тип отношений - устойчиво-положительный. Деятельности преподавания и учения равнозначны, поскольку преподавание ориентируется на индивидуальность каждого обучаемого, а учение - на самопостроение личности.

Модель на основе объект-субъектных связей составляет основу педагогики свободного воспитания, когда в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения. Приоритетным стилем руководства является либерально-попустительский, а ведущим типом отношений - угодливо-восхищающийся.

Модели взаимодействия в современном педагогическом процессе интерпретируются таким образом (М. Т. Громкова).

1. Преувеличено значение воздействия на нормы, принижена значимость воздействия на потребности и способности.

Данная парадигма педагогического воздействия основана на ключевых словах «должен», «надо», «нельзя», на психологическом давлении и социальных ограничениях, на несвободе, нелюбви. Здесь отсутствует демократическое общение, гуманное отношение к партнеру. Такая модель несет в себе авторитарное общественное сознание, в педагогических отношениях процветает дидактизм, а педагогические функции носят сервисный характер. Основу контроля составляет не собственно знание, а выявление недостатков, подавление другого человека.

2. Преувеличено значение воздействия на потребности, принижена значимость воздействия на нормы и способности. Данная модель строится на ключевом слове «хочу» и чревата крайностями: однонаправленностью выстраивания потребностей в сторону либо материального, либо духовного. Провозглашенные ценности свободы, гуманизма деформируются при попытке практической реализации в беспредел, вседозволенность. На второй план отодвигаются социальные ценности: гражданственность, патриотизм, профессионализм. Встает вопрос о нахождении путей осознания и борьбы с такими деформациями. Пример такой модели реализуется во многих частных учебных заведениях, где заказчики (родители) диктуют свои условия и желания, но ситуация не может быть решена, так как эти учреждения отличаются порой только наполняемостью групп, классов, остепененностью преподавательского состава, но не инновационными технологиями, в основе которых заложен человекоцентристский принцип.

3. Преувеличено значение воздействия на способности, принижена значимость норм и потребностей. Данная модель основана на ключевом слове «могу»; на преувеличении психологического аспекта деятельности, собственной индивидуальности, исключительности; на завышенном уровне притязаний. Эта модель появилась как альтернатива авторитарной модели, но она разрушает социальные связи, способствует обособленности. В педагогическом сообществе делается ставка на методики развития способностей, методики изобретения колеса, результатом деятельности является неуважение к нормам, социуму.

4. Модель-норма направлена на соразмерное воздействие на потребности, нормы, способности. Предполагается, что профессиональная функция преподавателя, работающего со взрослыми, включает специально организованное, позитивно направленное изменение потребностей, окультуривание образа мыслей, действий. Во взаимодействии гармонично сочетаются позиции: человек - личность - индивид. Технология реализации направлена на решение вопроса: как создать условия для управления субъектом собственными потребностями, присвоения новых норм, развития способностей? Сфера потребностей в сознании является источником интереса; сфера норм в сознании служит основанием для усвоения новой информации; сфера способностей в сознании субъекта обусловливает выбор метода, который развивает способности в совместной деятельности и преподавателя, и студентов.

5. Модель-норма в педагогическом процессе исключает оценочный подход «он плохой», а утверждает подход «он такой, каким его сделала прожитая жизнь; он пришел к специалистам для приобщения к культуре, для подготовки к деятельности по социокультурным нормам и способам».

Стратегии взаимодействия

Стратегия любого взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, тактика же взаимодействия базируется на непосредственном представлении о партнере. Разработаны личностно-развивающая и личностно-тормозящая стратегии педагогического взаимодействия.

Личностно-развивающая стратегия - разновидность стратегии кооперации, строится на отношении к студенту как субъекту собственного развития, ориентирована на развитие и саморазвитие его личности, создание для него необходимых условий, установление субъект-субъектных отношений. В связи с этим в основе способов общения лежат понимание, признание, принятие студента или дошкольника как личности, умение встать на его позицию, идентифицироваться с ним, а основной тактикой преподавателя становятся сотрудничество и партнерство. Результатом такой стратегии становится адекватная или завышенная самооценка студентами своих возможностей, творчество как показатель включенности в решение учебно-познавательных задач, эмоциональный контакт с преподавателем, когда студенты принимают авторитет педагога, используют личность преподавателя как пример для подражания.

Личностно-тормозящая стратегия основана на конкуренции, когда преподаватель стремится утвердить свои статусно-ролевые позиции путем опоры на средства подавления студентов: чрезмерную опеку, декларативность предъявляемых требований, Угрозы. Нередко данная стратегия приводит к развитию негативных характеристик личности студентов или к деформации личности преподавателя.

Технология взаимодействия. Каждый преподаватель стремится дать свои, только ему присущие взаимоотношения со студентами, поэтому можно говорить о технологии педагогического взаимодействия, которая направлена:

На установление со студентами, их окружением педагогически целесообразных взаимоотношений: исходных, текущих и итоговых - в процессе непосредственного взаимодействия с ними;

На организацию средств, форм, методов как объектов педагогического взаимодействия в момент их применения;

На регулирование процесса взаимодействия студентов с объектами общения, познания и труда средствами оценивания; осуществление преподавателем коррекции своей собственной деятельности и поведения на основе обратной связи, т. е. анализа отклика студентов на свое поведение.

Функции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами:

Диагностические, реализуемые как получение обратной связи от студентов, говорящих о результативности своих действий и о готовности к усвоению нового учебного материала;

Стимулирующие, предполагающие побуждение студентов к решению учебных задач, подготовку их запросов и ожиданий, мотивацию их действий;

информирующие, заключающиеся в передаче информации студентам;

Оценивающие, осуществляемые как передача студентам оценки результативности их действий, реагирование на их успехи и неудачи, регулирование и коррекция их действий.

Существуют критерии оценки продуктивности преподавательской технологии психолого-педагогического взаимодействия:

Мера соответствия избранной формы организации взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса по вертикали (педагог - студенты - объекты их познания, общения и труда) искомым результатам. Иными словами, нужно выявить степень расхождения между тем, что и, как задумано, спланировано, готовится, и что реально происходит;

Мера соответствия предъявляемой учебной информации в объектах общения, познания, труда искомому конечному результату предупреждает о том, что замысел, даже воплощенный в тексте, плане, конспекте, может существенно отличаться от реально предъявляемой на занятии информации;

Мера соответствия используемых при взаимодействии средств педагогической коммуникации искомому конечному результату;

Мера соответствия складывающихся в процессе взаимодействия устойчивых отношений у студентов с их окружением искомому конечному результату;

Мера соответствия искомому результату складывающейся у педагога в процессе взаимодействия системы отношений и взаимоотношений со студентами, с коллегами и руководством.

Делаем вывод, что мера соответствия устанавливается путем ответа на вопросы: кто с кем взаимодействует? Как устанавливаются взаимоотношения со студентами? Какими способами предъявляются требования? С помощью каких приемов студенты включаются в процесс взаимодействия? Какими способами обучают студентов самоконтролю и самоанализу?

В результате правильно организованного взаимодействия возникают новообразования личностного и межличностного характера, или, как их еще называют, феномены. Различают два их вида: конструктивные и деструктивные. В качестве конструктивных выделяют:

· психологический статус личности, выражающийся в реальном положении студента в системе межличностных отношений в процессе последовательного прогрессивного развития его личности;

· феномен взаимопонимания, позволяющий достигнуть согласованных целей совместной деятельности на основе принятия индивидуальных параметров студентов, восприятия педагогом ценностей и успехов воспитанников как своих; как разновидность взаимопонимания возникает феномен доверия, т. е. открытость во взаимоотношениях;

· феномен отраженной субъектности, появляющийся как следствие осмысления студентами личности преподавателя и осуществляющий взаимопереход личности педагога и личности студента: «Это МОЙ УЧИТЕЛЬ!», «Это МОЙ СТУДЕНТ!»;

В педагогическом взаимодействии своеобразно сочетаются целенаправленное, преднамеренное, осознаваемое и стихийное, непреднамеренное, не осознаваемое педагогом воздействие на студентов. В связи с этим встает необходимость рассмотреть его психолого-педагогические основы.

Характеристики воздействия

Начнем с выявления сущностных характеристик воздействия как психологических категорий.

Воздействие - действие, оказываемое кем-либо, чем-либо на кого-либо, влияние.

В психологии воздействие - целенаправленный перенос движения (в широком смысле как изменения) и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Традиционное понятие слова «воздействовать» - значит «оказывать влияние».

Предметная область психологического воздействия имеет два взаимосвязанных контура психического регулирования: внешний, проявляющийся в ходе отражения воздействия окружающей среды, и внутренний, проявляющийся как самовоздействие. В связи с этим психологическое воздействие базируется на таких характеристиках психики, как системность, активность отражения, наличие субъективной картины мира и саморегулирование.

Говорят о взаимообусловленных классах психологического воздействия:

Экологическом, связанном с влиянием факторов природной окружающей среды на психику и личность человека;

Социальном, обусловленном принадлежностью человека к общественной системе и включенностью его в контакты и взаимосвязи с другими людьми;

Культурологическом, определяемом наличием исторически выработанных средств материального и духовного производства;

Аутовоздействии, связанном с возможностями психической саморегуляции как относительно автономной системы, являющемся средством мобилизации и развития собственных физических, психических, творческих возможностей человека.

Каждый из классов психологического воздействия определяет конкретные формы психического отражения действительности в целом и представляет собой внешний и внутренний контур психологического регулирования.

Виды воздействия. Описаны такие виды воздействия, как:

Непосредственное (контактное) и опосредованное (дистантное);

Произвольное, вызывающее определенный психологический эффект на кого-либо: человека, группу, общество в целом; и непроизвольное, когда заранее возможные его результаты не планируются;

Косвенное, не ориентированное на конкретных людей в конкретный момент времени, но касающееся определенной ситуации. Здесь прослеживается прямая связь между побудительной причиной и последующим результатом изменения поведения;

Явное, когда факт воздействия не маскируется, более того, на нем намеренно фиксируются внимание и скрытое воздействие. Примером служит деятельность гипнотизера, оратора, актера, рекламная кампания.

О степени влияния воздействия на объект можно судить по изменениям в его состоянии, поведении, отношениях. В психологии и педагогике обычно рассматривают два вида воздействия: влияние и воспитание.

Влияние - это процесс и результат изменения личностью поведения другой личности, ее установок, намерений, представлений, оценок, происходящих в ходе взаимодействия. Различают направленное (убеждение, внушение) и ненаправленное влияние (когда действуют психологические механизмы внушения и подражания).

Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования мировоззрения личности. Нужно разделить психологические воздействия, направленные на уровень сознательного и соответственно изменяющие у личности ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, отношения, мотивы поведения, осознаваемые потребности, и психологические воздействия, направленные на подсознание личности и поэтому изменяющие ее эмоциональное состояние, неосознаваемые потребности, идентификацию «Я», поведение.

Различают три стратегии воздействия: императивную, манипулятивную и развивающую (Т. С. Кабатченко).

Основу характеристики каждой из представленных стратегий составляют: различие в отношениях субъектов взаимодействия, носящих или субъект-субъектный, или субъект-объектный характер; ориентация на краткосрочное или долговременное взаимодействие, на осознанный или бессознательный уровень отражения информации, на сознательный выбор и свободную волю обеих взаимодействующих сторон, либо одна из сторон минует этап критического осмысления и собственного волеизъявления.

Кроме этого, каждая сторона базируется на одной из нижеперечисленных парадигм: объективная, или реактивная, утверждает, что психика человека является пассивным объектом воздействия, зависит от внешних условий и является их продуктом; субъектная, или акциональная, парадигма основана на утверждении, что активность и индивидуальность, избирательность психического отражения внешних воздействий реализуются через преобразующее воздействие субъекта на поступающую к нему извне психологическую информацию; субъект-субъектная, или диалогическая, считает, что психика выступает в качестве открытой и находящейся в постоянном взаимодействии системы, обладающей внутренними и внешними контурами регулирования.

Особенности педагогического воздействия. Перейдем к описанию особенностей педагогического воздействия.

Педагогическое воздействие - это воздействие, производимое педагогом на воспитанника и предоставляющее ему возможность делать выбор, становясь субъектом жизни.

Выделяются следующие функции педагогического воздействия: инициирование активности, оснащение способами деятельности, стимулирование индивидуального выбора. Все эти функции решают задачу формирования у воспитанника отношения к окружающему миру на основе сочетания свободы личностного проявления и социокультурной нормы с помощью профессионального выбора операционального воздействия педагога.

Эффективность применения методов педагогического воздействия определяется выполнением преподавателем ряда правил:

Отношения между преподавателем и его воспитанниками троятся на основе гуманизма;

Педагогическое воздействие должно быть разумным, половленным, его применение предполагает наличие условий для существования;

Любой метод педагогического воздействия основывается на принципе индивидуального подхода;

Успех педагогического воздействия зависит от знаний педагога и от того, учитывает ли он педагогическую ситуацию.

Среди парадигм современной социологии ведущее место занимает символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в западной социологии и социальной психологии, сосредотачивается на осмыслении и анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом смысле.

Символический интеракционизм основывается на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного приспособления. Социальное взаимодействие (интеракция) при этом рассматривают как такую, что происходит не непосредственно (по схеме стимул), а опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник взаимодействия предоставляет соответствующего значения. Символическими посредниками взаимодействия в основном являются слова, но выполнять эту функцию могут любые предметы или действия (например, выражение лица, жест и т.п.). Простейшим примером может быть речевое общение: на ожидаемую реакцию можно надеяться лишь в том случае, если собеседники предоставляют своим словам одинаковое значение. Языки (устные, письменные их формы, графические и т.п.) являются чрезвычайно сложными системами символических средств человеческой коммуникации. Кроме языков, люди творили еще и множество других символических систем, без использования которых невозможно представить себе общественной жизни и организующих опыт людей, помогают координировать совместные действия, поддерживают сплоченность общества.

Таким образом, сущность символического интеракционизма - в анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Причем большое внимание уделяют основном символическом средства взаимодействия - языке.

Социальный символ является необходимым элементом выполнения любой социальной роли, без которой говорить о взаимодействии абсурдно. По социальным символами стоит соотнесения лицом собственных действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенности.

Достаточно удачно интерпретировал символический интеракционизм американский социолог Нейл Смелсер. Он отмечает, что люди не реагируют бессознательно непосредственно на взаимодействии внешнего мира, как животные на любые стимулы. В свою очередь, люди придают определенное значение полученным стимулам и реагируют большой степени на эти значения или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть: язык, отдельные слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражения их лица и поступки.

Прошлый опыт человека и взаимопонимание того, что означают определенные символы, как правило, по мнению ученого, облегчают общение людей. Сторонники теории символического интеракционизма наблюдают действия людей в обычных условиях, формы, которые люди придают своим действиям, и то, почему они это делают.

Современные концепции символического интеракционизма развивались в результате усвоения и переработки идей Дж. Мида. Его сторонники (Г. Блумер, И. Гофман, Т. Шибутани, А. Леви-Стросс и др.) Придерживались главного тезиса: социология имеет объект исследования процесс символического взаимодействия - интеракции индивидов в обществе, которая понимается преимущественно как "система коммуникаций межличностного общения ". По их мнению, социальный мир, как и личность, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Таким образом, социальный мир наполнен субъективностью и представляет собой через смысловую призму - организованный мир культуры. Причем эта система значимых символов играет роль "скрепя" социального порядка.

Данная "символическая взаимодействие" между людьми в повседневной жизни акцентирует внимание на коммуникативных формах - языке, информационных процессах, средствах связи и др. Из этого следует, что процесс взаимной интерпретации, которую предоставляют люди воспринятым символам и изделиям общих определений, необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную "клеточку" социальной жизни.

Человеческое общество, согласно идеям Г. Блумера (США), выступает разносторонним социальным процессом, в котором люди заняты построением совместных действий с целью решения существующих ситуаций. В данном теоретическом направлении оказываются две школы символического интеракционизма - чикагская и Айовского. Сторонники первой, изучая взаимодействия, делают акцент на процессуальной его стороне, представители другой - на стабильных символических структурах.

Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменения социальных значений, не имеющих строгой причинно обусловленности и в большей степени зависят от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

В рамках социологии символического интеракционизма имели место несколько подходов. Первый из них - так называемый "драматический подход", разработанный И. Гофманом (опираясь на "психодраматические модель" социального мира Дж. Морено) - отождествляет элементы сценического действия и социального взаимодействия. Этот подход опирался в теорию взаимодействия как игру и находился под действием социально-психологических и структурно-функционалистичних теоретических ориентаций. В этой "версии" человек ведет игру вместе с другими индивидами, а характер и процесс их взаимодействия обусловлено благодаря таким отождествлением, как: "сценарий", "аудитория", "актер", "маска". Социальный мир как драма имеет свой сценарий, в процессе игры актеры выступают на сцене, где и происходят социальные действия. Задача "драматургической" социологии в отдельных случаях состояла в том, чтобы найти пути, способы приспособления индивидов к "сценарных" условий социальной системы.

Другой подход чисто методологическим - рефлексивная социология, или "социология социологии», разработанная американским социологом Эльвина Гоулднера. Он предполагал неизбежность неточностей, ложности в социологических теориях по той причине, что общие представления о мире, которые подсознательно разделяют люди, и совокупность убеждений, присущих той или иной группе людей, в которую входит и сам теоретик или социолог, - не совпадают друг с другом. А значит, возникает вопрос: "способна социология преодолеть эту свою ограниченность, и теоретические и практические вооружение должен использовать социолог для коррекции неточностей и искажений, неизбежно возникают?». Таким образом, "социология социологии" представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирует свою реализационную деятельность, критически оценивает и исправляет ошибки, возникающие при освоении и познании окружающего мира.

Контрольный вопрос:

1. Современные концепции символического интеракционизма.

Интеракционизм (от англ. interaction -~ взаимодействие, воздей­ствие друг на друга) одна из наиболее распространенных теорий в со­временной мировой социальной психологии, сводящая социально-психо­логические процессы и явления к воздействию людей друг на друга и усматриваюгцая в этом объяснения сущность происхождения и разви­тия межличностных отношений.

Интеракциопизм базируется на трудах американского психолога и социолога Дж. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракцио-низме понимается непосредственная коммуникация (обмен символами). Главным в коммуникации считается способность каждого представ­лять, как его воспринимает партнер по общению (способность «прини­мать роль другого»), в соответствии понять ситуацию и конструиро­вать собственные действия.

С точки зрения интеракционизма развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трак­туется как система непосредственных коммуникаций, причем струк­тура личности содержит компоненты, обеспечивающие активность личности, а также ее контроль над собственной активностью в соот­ветствии с социальными нормами и социальными установками партне­ров по взаимодействию. Интеракционизм рассматривает человека сквозь призму отношений «клиент -- социальный работник».

Интеракциональные модели позволяют увидеть общее и отличное в видении ситуации с позиций клиента и социального работника.

ВВЕДЕНИЕ

В центре внимания интеракциональных моделей находится меж­личностное взаимодействие. Особую значимость в этой модели имеют восприятие и понимание субъектом ситуации. Пристального внимания в контакте между людьми заслуживает процесс интерсубъективного восприятия ситуации, которое, в свою очередь, отражается на поступ-


Ках человека. Модели, показанные в этой главе, очень близки так на­зываемому гуманистическому подходу в социальной работе, не полу­чившему достаточно широкого применения на практике (ср. Paine, 1991). Гуманизм является смысловым центром ценностной базы соци­альной работы, когда пациент ставится превыше всего, когда под­черкивается право пациента на самоопределение. Гуманистические модели очень тесно связаны с психологией. Важное место в теорети­ческой основе этого направления также занимают философия и социо­логия. В данное направление мы вкладываем более широкий смысл, чем это представлено в работе Щульмана «ИнтеракциональныЙ под­ход к социальной работе»(Schulman, 1992). Мы незнаем, насколько эти модели распространены в практике социальной работы. В любом случае мы хотим отметить, что вряд ли найдется много социальных работников, считающих себя интеракционистами. С другой стороны, наблюдается растущая потребность в моделях этого направления или в использовании самого подхода.

Начнем рассмотрение с феноменологии как философского направле­ния, в основе которой лежит представление о том, как человек получает информацию о внешнем воздействии. Примером является одно из направ­лений медицинской помощи - уход за пациентом, связанный с влиянием теории феноменологического мышления. Здесь речь идет о так называе­мом невысказанном или «безмолвном» знании (Schon, 1983).

Далее перейдем к гуманистической психологии, рассматривающей субъективные переживания человека, творческие способности и само­уважение, и к социологии, исследующей то, как люди интерсубъектив­но создают тот мир, частью которого являются. Социология изучает опыт людей в их повседневной жизни. Одним из теоретических направ­лений в социологии, которое основал Джордж Мид, является изучение символа и языка как важных частей человеческого взаимодействия меж­ду людьми. В данном направлении акцент делается на интерпретацию знаков.

В заключении будет рассмотрено использование интеракционизма в области социальной работы. Истоки интеракционизма в социальной ра­боте связываются с именем Джейн Аддам

Она представляла часть чикагской школы в социологии (Deegan, 1988), которая дала начало символическому интеракционизму в соци­альной работе. Ока придавала большое значение ориентации социаль­ной работы на общество в целом и попыталась выяснить, как выглядит ситуация глазами пациента.


Мы рассматриваем функциональную школу 1 в традиции кейеворка с интеракционнзмом в социальной работе. Эта школа исследовала отно­шения между пациентом и социальным работником и подчеркивала осо­бую значимость чувств. В понятие «функционализм» в главе, посвящен­ной теории систем, мы вкладываем несколько иное содержание, функционализм трактует события с точки зрения их функционального значения для системы или общества. Такой подход можно соотнести с представлением дарвинизма о том, что в борьбе выживает сильнейший. В борьбе за выживание способны выстоять лишь наиболее функциональ­ные существа, то есть те, кто обладает необходимыми для этого способ­ностями. Школа получила название от «функции учреждения» (agency function), то есть оно объясняег, как институциональные рамки влияют на содержание социальной работы. Рассмотрено развитие интеракциональ-ных моделей до настоящего времени, в центр поставлена интеракцио-нальная модель социальной работы Шульмана, которую представим ниже в общих чертах. Сделана попытка показать процессы взаимодействия и решения проблем на примере отрывка из диалога между пациентом и социальным работником в учреждении социальной помощи. При этом показано также, что, вступая в общение, они могут иметь совершенно разные цели.

Обращено внимание на ценностные ориентации социальной работы, где в центре внимания находится индивид. Социология знания занимает важное место во взглядах интеракционизма на взаимодействие индивида и общества. (Berger og Luckman, 1967), а общество рассматривается и как объективная, и как субъективная реальность. Сторонники интерак­ционизма считают, что для понимания необходимо объяснить целеуста-новки субъекта. Делая что-то, человек сознательно достигает определен­ных результатов, которые имеют для него определенный смысл. В конце главы наглядно показаны отношения между пациентом и социальным работником. Главный момент в этих отношениях заключается в том, что­бы понять, как пациент переживает ситуацию с тем, чтобы социальный работник смог «принять на себя роль другого». Не менее важно для соци­ального работника своими действиями показать, что взаимодействие между ними протекает в особых условиях.

В этих моделях, ориентированных на взаимодействие, очень важно

Говоря о функциональной социальной работе, мы имеем ввиду, что социальная работа должна проходить в среде социальных вызовов и из нее исходить (Levin og Trost, 19%; 155).


Выяснить, как пациент воспринимает и интерпретирует для себя ситуа­цию своего взаимодействия с социальным работником. В процессе об­щения мы формируем образ нас самих и друг друга. В конце нашего введения представлен эпизод реального взаимодействия, объясняющий смысл «определения ситуации» и как оно осуществляется. Определяя ситуацию как «реальную», мы получаем реальные последствия, даже если ситуация была неправильно понята. Следующее высказывание, которое называют еще теоремой Томаса, отражает саму суть интерак-ционалъного мышления: «Когда люди определяют ситуации как реаль­ные, то вызываемые ими последствия тоже реальны» (Thomas, 1928, цит. по Charon, 1992).

Пример из интеракциональноа практики

Клиент Берит чувствует, что ее никто не понимает, и ей все чаще говорят, что ей могут помочь в учреждении социальной помощи. Она чувствует, что ее воспринимают как человека с ограниченными способ­ностями и утверждает, что испытывает проблемы, когда объясняет дру­гим людям, чего она хочет.

В социальном учреждении Берит предлагают помощь, к которой, как они знают, она относится довольно скептически, но которая, по их мне­нию, будет наиболее эффективной.

В социальном учреждении предлагают, чтобы члены ее семьи регу­лярно общались с социальными работниками, но она воспринимает это как обвинение в том, что она плохая мать. Для нее это сигнал, что, воз­можно, придется судиться из-за родительских прав. «Не ваше дело», - говорит она про себя. Если Берит понимает ситуацию так, что социальные работники хотят «упечь» ее и отнять у нее детей, то она нряд ли примет это предложение, хотя последнее вполне могло бы стать самым удачным решением.

Определение ситуации играет решающую роль в отношениях между пациентом и опекуном, Социальному работнику может казаться, что па­циент не хочет освободиться от тяжести тех проблем, с которыми ока сталкивается каждый день. Ей же видится, что предложение, навязывае­мое социальным работниками, провокационно и что за ним стоит что-то еще, и поэтому она не считает нужным принять его.

Схематически мы представили это в таблице 1, где показаны две раз­личные интерпретации ситуации, ее последствия и мнения пациента и со­циального работника об их взаимодействии.


Таблица I Папист и социальный работник по-разному определяют ситуацию

_--- Определение ситуации Последствия Интеракция
Пациент "Контакт доверия» Не хочет принять Прекращает
может значить для такого рода помощь. беспокоиться о
меня, что я плохая "контакте доверия».
мать. Существует переживает
опасность, что меня предложение
лишат родительских помощи как
пран. насилие над
личностью, и се
внонь никто не
понимает.
Опекун Организовать Хочет предложить Она сама будет рада
""контакт доверия» - еще больше помощи. тому решению, что
эта лучшее, что мы возможно даже мы ей предложили.
можем сделать для специалиста- Она ведь самане
блага пациента. В специалиста по знает, что для нее
дшшом случает не компьютерной сети самой лучше.
идет речь о передаче на основе полной
водительских поав. занятости.

Их общение «заходит в тупик», если они по-разному определяют ситуацию. Прежде всего, им необходимо «настроиться на одну волну» друг с другом в отношении определения ситуации. Они должны прийти к общему определению (рабочее соглашение) 1 , которое предопределит их дальнейшее взаимодействие. Достигнутое рабочее соглашение означа­ет, что пациент и социальный работник согласны работать вместе. В та­ком случае не должно быть серьезных расхождений в том, как пациент и социальный работник понимают ситуацию.

Нельзя «надеть те же ботинки, в которых уже кто-то стоит», поэтому мы должны понимать, как другой человек переживает конкретную ситу­ацию. Характерное для интеракционизма стремление понять точку зре­ния другого человека предполагает понимание того, как этот человека

Понятие «рабочее соглашение» связано с определением ситуации: «Определе­ние ситуации (...) Считается, что рабочее соглашение существует, когда когнитив­ные процессы одного человека, учитывая их социальные идентификации, не находят­ся в резком конфликте с поведенческими процессами другого человека» (МакКол и 1966.142).


Воспринимает себя, и его социальной самоидентификации. А поскольку пациент и социальный работник должны развивать отношения друг с дру­гом, то первым шагом в этом процессе будет достижение договоренности о том, в чем будет заключаться их совместная деятельность. Нельзя ска­зать, что существует какое-либо формальное «рабочее соглашение» - часто оно может заключаться молча,-поскольку одна из сторон может свободно выйти из соглашения или «определить себя как находящегося вне ситуации», если она или он начнет воспринимать ситуацию как слиш­ком конфликтную.

В этой главе мы разделим вес существующие интеракциональные модели на две группы - модели, относящиеся к феноменологии, и моде­ли, относящиеся к символическому интеракционизму. Феноменологичес­кий интеракционизм уходит своими корнями в основном в философию. Его предметом является «то, что находится внутри головы» - сознание человека. Символический интеракционизм возник в русле микросоцио­логии или социальной психологии и в дополнение к истолкованию - основной черте феноменологии - исследует «реальности» внешнего мира. Этот подход более интерсубъективен, чем феноменология.

ИСТОКИ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Феноменология как философское направление

Центральным вопросом феноменологии является вопрос о том, как человек получает знания о внешнем мире. Ученых интересует, что зас­тавляет людей обращать внимание на что-либо особенное, необычное. Основателем феноменологии является философ чешско-немецкого про­исхождения Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он исследовал структурные процессы сознания и так называемое «чистое сознание» (Мое, 1994:143). Феноменологию можно, следовательно, определить как философское на­правление, в центре которого находится человек и его сознание и кото-рос пытается строить свои положения независимо от ранее существовав­ших представлений, предвзятых убеждений или философской догмы. Феноменология исследует феномены так, как они непосредственно вос­принимаются социальным лицом (Социологическая энциклопедия, цит. по Wallace and Wolf, 1991:290).

«Cogito ergo sum» - «Я думаю, следовательно, я существую», - сказал философ Декарт, Гуссерль не только оценил этот афоризм, но и продолжил ход мысли Декарта, поскольку его интересовал предмет мыс­лей человека: «Я думаю, следовательно, я думаю о чем-то» (Fellesdal, 1993:183).


13 меньшей степени к феноменализму относятся межличностные «ра­бочие соглашения», определяющие ситуацию для обоих партнеров по взаимодействию 5 . Гуссерля интересовало, как мы «прибавляем» новый смысл к своим знаниям" и как мы направляем свое сознание на то, чтобы приобрести смысл. Если мы будем исходить из положения о том, что наши действия обусловлены нашим восприятием ситуации (теория Томаса), то феноменологию можно признать своего рода галлюцинированием. Если я вижу перед собой столб, то мои действия построены в соответствии с тем смыслом, который имеет для нас этот столб. Даже если никакого столба не существует, он является «реальным» в моих действиях - по­скольку я не в себе. Поэтому интересно узнать, как мы образуем смыслы из чувственных ощущений.

Феноменология исследует, как мир сконструирован в нашем созна­нии, безотносительно к тому, существуют ли эти элементы в реальном мире. Действительное значение имеет феномен. Мир редуцируется до про­тивоположности «мыслительным действиям»,» мы сами конструируем

его (Fellesdal, 1993: 182).

Хайддегер, ученик Гуссерля, утверждает, что феноменология позво­ляет вещам проявляться так, как они проявляются, то есть естественным образом (Tjenneland, 1993:191). Хайдеггер считает, что мы действуем осмысленно, хотя можем и не воспринимать свои действия как осмыслен­ные, или понять рациональное посредством мышления. Его философия состоит в том, что мы понимаем смысл вещей не изолированно, но как часть окружающего мира (там же, стр. 192).

Философия опеки

Феноменология задумана и используется на практике в связи с опе­кунской деятельностью. Философ Кари Мартинсен, занимавшаяся тео­рией ухода за больными, ставит главный вопрос философии ухода: «Я приближаюсь к философии заботы, где главным является все реляцион-

5 В конце жизни Гуссерля гораздо больше интересовали проблемы интерсубъек­тивности и объективности (Fellesdal, 1993: 186).

1 В ходе философских дискуссий Гуссерль ввел понятие «смысл». До этого в философии существовало двухчастное деление на имя и референт (объект реального мира). Гуссерль ввел третий член оппозиции - смысл (Tjennelaud, 1993:191), Он использует, н частности, пример с галлюцинациями, когда наше практическое мыш­ление направлено на несуществующий объект. Это обобщенное понятие «смысла» делает наше мышление направленным на что-то им интенциональным. Феноменоло­гия строится на таких простых и естественных обобщениях (Fellesdal, 1993:176).


ное (что касается отношений), все практическое и все ситуативно обус­ловленное. Забота - это то, что мы делаем и чем являемся. Мы относим­ся к другим людям, используя различные предметы. Практическое и дей­ственное находится выше теоретически абстрактного (1993:14)».

Мартинсен утверждает, что она очень критически рассматривает роль знания в уходе за больными, и поэтому она придает большое значение ме­тафизическим и, следовательно, этическим вопросам. Центральное место в философии медицинского ухода по Мартинсен занимает безусловная опе­ка, а ответственность за беспомощных пациентов становится ее ведущим этическим принципом. Это является альтернативой традиции «профессио­нального медицинского ухода» и «оказания помощи самому себе», где ос­новными задачами выступают достижение положительных результатов и улучшение состояния пациента (Kirkevold, 1992:27).

Мартинсен (1989:21) утверждает, что уходу за пациентом следует учиться в обычной жизни, а также приобрести профессиональную компе­тентность, ориентированную на пациента и определенные ценности. Мар­тинсен называет такого рода специалистов обученными работниками по уходу за больными (там же 5). «Опыте - вот ключевое слово для тех, кто хочет стать искусным практиком. Способ и манера действия опытных специалистов не «выдуманы» или «выбраны» ими, - напротив, перспек­тивы действия сами проявляют себя в опыте.

Получив опыт в похожих ситуациях, специалист сразу «распознает» ситуацию интуитивно или «на глаз» (Martinsen, 1989:25). Критерием и целью хорошего медицинского уходя является то, воспринимает ли паци­ент этот уход как благо для себя. Следуя ориентации на цель, заданной в ценностно-рациональном мышлении Вебера, социальные работники дол­жны уважать переживания клиентом его ситуации. Это может находиться в некотором противоречии с методом решения проблем, который пред-сгавляет собой пример мышления типа: цель-средство, где мы также по­ступаем рационально относительно цели в веберовском понимании. Мар­тинсен подчеркивает, что мы способны действовать разумно и все же не решить проблему. Она пишет, что в альтернативном мышлении опеки мы не уверены в том, что решим проблему, то есть мы сочетаем цель и сред­ство для того, чтобы достичь нужных нам результатов (там же: 24). Map-

тинсен проводит разграничение между интуитивным и полным включе­нием в ситуации нестабильности и выходом из них без какого бы то ни было сознательного понимания того, какого рода знания было для этого использовано, с одной стороны, и холодным рассуждением, сопровожда­ющим процесс решения проблемы, с другой (там же). Речь здесь идет о различных формах знания - знании высказанном и невысказанном. «Без­молвное знание» как присущая человеку способность практически не поддается определению и исчезает при малейшей попытке его формали­зации (R о gnhaug, 1996:84).

Это направление нередко критикуют за его неориентированость на решение проблем в форме готовых «рецептов» и практических предписа­ний, то есть за его скорее философский характер. Деятельность в повсед­невной жизни, требующей принятия немедленных решений, никогда не являлась сильной стороной философии.

Феноменология является, прежде всего, философским направлением, которое нашло применение в различных областях науки 4 . Говоря упро­щенно, феноменология исследует то, что находится в сознании человека, или то. что каждый из нас конструирует, что мы считаем реальностью и нашим социальным порядком. Центральным для феноменологии являет­ся понятие чувственного восприятия, а также значимое для нас, то, на что направлено наше внимание. События приобретают значение в процессе интерпретации их индивидом, а значение является социально и реляцион­но обусловленным. Феноменологию интересует прежде всего человек, который создает значение. Если, например, практик развивает свои спо­собности от уровня новичка до уровня эксперта, то здесь феноменологию интересует то, каким образом эксперт получает знание, и то, что клиент воспринимает его как эксперта, а не как новичка, неспособного исполь­зовать большой объем знаний.

Гуманистическая психология

В своей работе по основам психологии Аткинсон (Atkinson, i 993) выделяет три подхода к пониманию личности - с позиций психоанализа, феноменологии и теории социального научения - и четыре центральных принципа гуманистической психологии, непосредственно связанной с феноменологией (там же:544-545):

5 Мартинсен ссылается на работы братьев Дрейфус и профессора медицины Патриции Беннер и их концепцию профессионального роста. Прежде чем стать экс­пертом, новичок проходит пять стадии, развиваясь и обучая себя через практический опыт, приобретая также какие-либо совершенно особенные знания, невыразимые словами.


Ряд исследователей выделяют феноменологическую социологию (Wallace and f. 19У1) и феноменологическую психологию (Atkinson, 1993; Luckmann, 1983) по­нимает феноменологию как просто науку, а социология и психология считают, начи­наются лишь на эмпирическом уровне.


Первостепенноезначениеимееттотопыт,которыйиндивидсозда- |
ет для себя, а не объективные описания. Главным вопросом, который ин­
дивид должен задать себе, является вопрос «кто я?»

Приоритете исследованиях отдается ситуациям выбора, творче- i
ctbj и самоутверждению. Личностный рост и самоутверждение являются j
критерием психического здоровья, которое отнюдь не сводится к эго-1
контролю и приспособлению к среде.

Исследованиеиеможетбытьнезависимымотценностей,поэтому "
необходимо исследовать важные социальные и человеческие проблемы, I
чтобы установить «действительно значимое» для человека вместо того, 1
чтобы пытаться вывести объективное знание.

Самой высшей ценностью является человеческая личность,досто- I
инство человека. Человек является изначально добрым. Целью психоло- |
гии является «понимание» человека, но не контроль над его действиями
или попытки предугадать их.

Главными теоретиками этого направления являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Роджерс был убежден в том, что терапия должны быть всегда ориентирована на клиента, что вытекает из его теории лич- ! ности, центральным понятием которой является «я» (там же:546). Мас­лоу известен благодаря открытой им иерархии потребностей человека, удовлетворение каждой из которых является необходимым условием для возникновения потребностей болеевысокого порядка. Высшей потреб­ностью является самореализация, а более низкими - этические потреб­ности, когнитивные потребности, потребность в признании другими людьми, потребность в принадлежности к какой-либо общности, по- I требности в любви и безопасности, и на самой нижней ступени пирами­ды находятся физические потребности, то есть чувства голода и жажды (там же: 547).

Социальная помощь должна давать человеку чувство защищеннос­ти, которое он не получает из других источников. Норвегия ориентиру­ется на достаточно высокую ступень удовлетворения потребностей чело­века, в отличие от менее благополучных в социальном и экономическом положении стран, где социальная помощь рассчитана только на самые нижние ступени.

Отношения, складывающиеся в ходе социальной работы, должны быть пронизаны идеей самореализации человека, и, по мнению Роджер­са, клиент может ожидать от социального работника следующее:

Он будет искренним и последовательным в их отношениях; а меж­
ду теорией и практикой не будет расхождений;


Будет свободен от ожиданий и предвзятых представлений о клиенте;

С пониманием оценит клиента и его видение мира (Payne, 1991:170).

феноменология признает за индивидом право определять свое соб­ственное развитие. Люди являются изначально добрыми и стремятся к росту и самореализации. Данную традицию критикуют за чрезмерное внимание к индивиду и к его потребности в благополучной жизни. Сосре­доточенность на высших ступенях пирамиды Маслоу, по мнению крити­ков, делает эту терапию пригодной лишь для весьма обеспеченных лю­дей, располагающих свободным временем, что переводит ее в частную

Еще одним направлением гуманистической психологии является геш­тальт-психология, изучающая непосредственные и целостные пережива­ния (гештальт- нечто целостное). Человек воспринимает вещь целост­но то есть в ее отношении к другим вещам. Соответственно, мы воспринимаем события как значимые для нас, как непонятные или бес­смысленные. Нецелостное восприятие ситуации не говорит о ее бессмыс­ленности, но формирует незаконченный гештальт, который проявляется в виде непоследовательных реакций и действий. Гештальт-терапия мо­жет использоваться как метод, помогающий осознавать ситуацию здесь-и-сейчас и действовать в ней (Ronnby, 1991:88). Это направление психо­логии изучает то, как мы воспринимаем и интерпретируем для себя окружающий мир.

Гуманистическую психологию иногда именуют «Третьим путем» пси­хологии как реакцию на механистический и манипулирующий бихевио­ризм, с одной стороны, и бездеятельный и ретроспективный психоанализ - с другой. Гуманистическую психологию интересует прежде всего «пе­реживающий человек» (там же: 77), его внутренняя сущность, его воспри­ятие себя и своих отношений с другими.

Интеракциональная психология

Социология и феноменология

Феноменологическая школа в социологии изучает социальный опыт людей, возможности его использования, а также социально значимое по­нимание. Присяжные заседатели в суде выносят решение, исходя из сво­их социальных ролей и из знания, которое они считают «само собой разу­меющимся», весьма методически, используя при этом свое «повседневное понимание» (Cuff og Rune, 1979:163). Присяжные, в свою очередь, сами создают фрагменты социальной ситуации, отражающие их представле-


Ния. Изучив повседневную жизнь присяжных, мы сможем выделять «на­родную методологию» создания значимого миропорядка.

Феноменология предлагает нам взаимодействовать непосредственно с феноменом, с открытым сознанием вынося за скобки весь предшествую­щий опыт. При этом мы ставим под сомнение все, что считали само собой разумеющимся.

Мир, в котором мы живем, является социальным конструктом. Феми­нисты ставят под вопрос следующее положение: «Почему считается есте­ственным, что женщины, несмотря на то, что они кормят грудью, должны воспитывать детей?» Конструируя мир под несколько иным углом зрения, мы обнаружим множество подобных «естественных» убеждений. Люди исходят из того, что социальная реальность является реальностью «фак­тической», которую все воспринимают одинаково, и отрицательно или с непониманием относятся к тем, кто воспринимает мир иначе, чем они. Это направление социологии изучает личность как интерпретирующий субъект; индивидуальность - это социальное понятие, неразрывно свя­занное с контекстом и с тем объемом понимания, исходя из которого мы действуем (Мое, 1994:127).

Центральным представителем данного направления является Гар-финкель, исследовавший то, как люди интерпретируют ситуацию и выводят значения из своих действий и действий других, дефинируя, то есть давая определение ситуации, и используя знание, разделяемое всеми ее участниками, для осуществления практических задач (Album, 1995:241).

Символический шшеракционизм и теория социализации Мида

В символическом интеракционизме внимание фокусируется скорее не на человеке или обществе отдельно, а на их взаимодействии и методичес­ки выясняется понимание людьми сути того взаимодействия, в котором они участвуют. Человек всегда находится в поисках смысла и пытается вывести его из событий.

Классики социологии (ср.: Wallace and Wolf, 1993): Вебер, Симмель и Мид являются представителями символического интеракционизма. Все они по-разному беспокоились о судьбах общества, например, Вебер ви­дел опасность в разрастании бюрократии, и чрезмерном рационализме Запада; Мид принадлежал к Чикагской школе социологии, изучавшей социальные проблемы.

Символический интеракционизм является прагматическим направле­нием, где главную роль играет «полезность» действий. Человек сам ре-


шает, что для него является реальным 7 . Вебер указывал на необходи­мость понять конкретного индивида и его субъективное мнение. Амери­канский социолог Кули ввел в употребление термин «зеркало самореф­лексии». «Я» человека понимается как результат информации, отражаемой им от суждений, которые выносят о нем другие люди. Его интересовало, как другие понимают человека и как это отражается на восприятии им себя к чувстве самоуважения (Wallace and Woif, 1991).

Мид с работой «Сознание «я» и общество» (1934) является глав­ным представителем этого направления". В самости (self) Мид выде­ляет «я» (I) -спонтанную, импульсивную и «субъективную» реак­цию и «меня» (те) - более «объективную», рефлектирующую и отрешенную стороны. «Я» делает нас более осознающими себя людь­ми, в то время как «меня» - сближает с другими. Различие между «я» и «меня» проходит в мыслительном процессе, а динамика и рефлектив­ность их взаимоотношений способствует социализации (Mead, 1934:182). «Я» развивается, принимая точки зрения других, и боль­шое значение для самореализации имеют «значимые другие», напри­мер родители. Ребенок развивается через фазы имитации, игры и при­нятие ролей, что является примером социализации. Постепенно у человека формируется представление об «обобщенных других», кото­рые формируют для него нормы жизни.

Человек активно участвует в создании своей жизни в социуме, а «я» и «меня» дают нам возможность воспринимать новое в жизни, нести ответственность за свои действия и получать новый опыт (там же: 178). Все новое, инициатива и чувство свободы находятся в «я» (там же: 177). Следовательно, мы не являемся ни ячейкой социальной системы, ни про­дуктом воздействия импульсов других людей, поскольку, остановив свое внимание на какой-либо информации, мы не сразу передаем ее далее, а пытаемся интерпретировать и осознать. Этот процесс можно определить как «ведение разговоров с самим собой». Мы также можем иметь не­сколько картин себя, воспринимать их как разные личности и использо­вать их, взаимодействуя с различными социальными группами (Charon, 1992:34).

" Прагматизм, школа философии, к которой принадлежит Мид, исходит из поло­жения о том, что человек сам решает, что является реальным, и оценивает знание и объекту [ю „к полезности ДМ» себя; людей следует воспринимать исходи hi того, что они делают в этом мире (Charon, 1992:34).

Книга была написана не самим Мидом, а его учениками по восстановленным записям его лекций.


Блумер и интерпретация символических форм

Герберт Блумер (1900- i 987) был учеником Мида, он и вывел понятие «символический интеракционизм». Для того чтобы понять что-либо, мы попытаемся дать ему толкование в форме символов. Дверь можно вос­принимать как деталь архитектуры или как путь для отступления, бег­ства. Закрытую или открытую дверь можно интерпретировать как сиг­нал о нашей доступности или общительности. Главным признаком этого направления является анализ символических форм или значимых соци­альных феноменов (Musolf, 1992).

Блумер (Biumer, 1969) называет символической интеракцией истол­кование действий и придание определенного значения тому, что мы ви­дим, в том числе действиям других людей. Взаимодействие людей, таким образом, включает в себя создание и передачу друг другу знаков и их интерпретацию (см. Blumdr, 1969: 20-21).

Люди, тем или иным образом используя вещи в своих действиях, преобразуют последние в объекты. Блумер выделяет три вида объектов: физические (стул, дерево), социальные (роли студента, матери, друга) и абстрактные (моральные принципы, идеи справедливости, угнетения или страдания). Иногда социальный работник и клиент могут по-разному толковать один и тот же объект, и с течением времени представления кли­ента могут меняться.

Блумер утверждает, что интеракция происходит между людьми, а не между ролями (Biumer, 1969:75). В отличие от «рабочего соглашения» (McCall and Simmons, 1966), имеющего место между интерактивными, а не социальными ролями, где первые дают больше возможностей дли имп­ровизации, Блумера интересовал скорее сам процесс, чем структура ин­теракции (Wallace and Wolf, 1991:258). Было введено понятие «ролевой дистанции», устанавливающее связь между определенным восприятием себя и конкретной ролью (там же).

Символический интеракционизм развивался в исследованиях куль­туры, социализации, отклонения от нормы, развития самоидентифика­ции. Для понимания символической интеракции первостепенное значе­ние имеют понятия «тебя» и общества, не существующие вне интеракций (Stryker, 1980:2). Символический интеракционизм, по мнению Ьяумера (1969), занимает промежуточное положение между идеалистическим и реалистическим взглядами на действительность (то есть представлени­ями о том, что мир существует только в человеческом опытен его виде­нии, или что мир является окончательным и строго определенным) (там же: 22-23).


Гоффманн u социальная драма

ЭрвиигаГоффманна(Ооптаапп, 1922) интересовало восприятие людь­ми друг друга и интенциональная основа их действий.

Гоффманн испытал на себе влияние Мида, что особенно четко про­яви юсь в его работе «Представление себя в повседневной жизни» (1959)», где он рассматривает поведение человека в театральной пер­спективе. Он исследовал попытки людей повлиять на восприятие их другими (impression management), используя при этом сценические тер­мины «передний» и «задний» планы (соответственно поведение и фак­торы, определяющие ситуацию, пол, одежда, позиция в обществе, ма­нера речи, язык тела, то есть все, что находится «на виду» у людей, с помощью чего мы и можем манипулировать другими людьми, и «есте­ственное» расслабленное состояние, журналисты называют это «ин­формацией не для записи», то, что нежелательно предавать огласке и что может служить лишь «фоном» общения между журналистом и ин­тервьюируемым, когда последний говорит то, что он действительно думает).

В общении нас интересует сама ситуация, необходимые знания о других и те наши стороны, которые нам следует использовать в этой ситуации. Например, когда после формального собеседования для при­ема на работу интервьюер снимает пиджак, кладет ноги на стол и на­чинает расспрашивать вас о личной жизни, вы задаетесь вопросом: «Что сейчас происходит?». Вам ясно, что вас пригласили на «заднюю сцену», но что это на самом деле - предмет сцены действия или про­должение собеседования? Подобное иногда происходит между клиен­том и социальным работником, когда до конца не ясно, где происходит действие. За излишне театральный подход к человеческим отношени­ям, где не остается места для доверия, Гоффманна нередко обвиняли в цинизме. Позднее Гоффманн отмечал, что такой подход являлся лишь одной из попыток дать адекватное описание социальному взаимодей­ствию (Manning, 1992:55). Его интересовали, прежде всего, ситуации непосредственного взаимодействия и различия между видимым и ре­альным.

Интеракциональные объяснения являются реляционными, то есть поведение объясняется с позиций взаимовлияния участников ситуа­ции (Wadel, 1991:69). Реляционное знание - это такое знание, кото­рое социальный работник разделяет с клиентом. Клиент, обращаясь за помощью, раскрывает важную для него в этой проблеме информа­цию, на основании которой строится представление социального ра-


Ботника о проблеме, ее понимание и возможные решения, Интеракци-j онизм иногда критикуют за пренебрежение к власти, которую струк­тура, власть и общество имеют над человеком, за излишний акцент не личном выборе, за представления о том, что человек может взять ситу­ацию под контроль и изменить ее посредством смены ее восприятия интерпретации.

Символический интеракционизм интерпретирует то, как человек] субъективно интерпретирует мир, а именно социальная сторона челове-! ка, интеркоммуникация, интерсубъективность и язык.

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Интеракционизм: в социальной работе Джейн Аддамс - основатель направления

Джейн Аддамс (1860-1935) целеустремленный американский ученый, I принимала активное участие в общественной жизни страны - боро- I лась за запрещение детского труда и ограничения труда молодежи и I женщин.

В 1919 году она основала Лигу мира и свободы и до своей смерти была ее президентом, получив в 1931 году Нобелевскую премию мира. Она активно участвовала в создании в 1899 году Центра помощи Халл Хаус в Чикаго. По мнению Аддамс, социальный работник должен осоз-1 навать, частью какого общества он является. Аддамс - автор одиннад- j цати книг и сотен статей (Deegan,! 988:6).

Аддамс принадлежала к чикагской школе социологии, представите- 1 лнми которой являлись Дьюи, Мид и Томас и которая впоследствии полу- 1 чила название «символический интеракционизм». Попытка превратить Халл Хаус в университетскую лабораторию была воспринята ею резко отрицательно и была отклонена.

Функциональная школа в традиции кеисворка

Функциональное направление разрабатывали Джесси Тафт и Вир­джиния Робинсон. В периоде 1930 по 1955 года оно развивалось как альтернатива диагностической школе кеисворка, делался упор на личностном росте, творчестве и учете социальных и культурных фак­торов в формировании личности, а не на «болезни» - исходном пункте в диагностическом направлении (Smalley, 1967). Функцио­нальная школа уделяла наибольшее внимание непосредственно ра-78


боте с клиентом (Yelaja, 1986:51). Значительным вкладом функцио­нальной школы в социальную работу считается предложенное выде­ление стадий работы - начала, середины и завершающей части (Payne, 1991). Знаменателен также провозглашенный Тафт принцип активного использования эмоций и эмпатии в социальной работе - «чувствовать, значит жить» (Schuman, 1992:123). Наиболее отличи­тельной чертой этого направления является «описание системы в ее функционировании», так называемые «функции учреждения» (Yelaja, 1986:53).

Социальная работа и символический интеракционизм

Эта гуманистическая по своей сути модель социальной работы (Payne, 1991)является альтернативой излишне психологизированному понима­нию человеческой деятельности, не требующий столь сильного эмоцио­нального вовлечения сторон в работу, как и при традиционном подходе (там же:74). Состояние и способности клиентов являются нормальными и позволяют им научиться адекватно интерпретировать события в процес­се саморефлексии.

Любое утверждение можно истолковать с разных позиций - матери­альной, эмоциональной, системы или ключевых характеристик (Oltedal, 1994В) - в целях более полного эмпирического изучения объекта. В задачу социального работника входит поиск и использование как можно большего числа подходов к ситуации, в том числе любых других.

Например, утверждение «предоставить одинокой матери средства на воспитание ребенка» можно интерпретировать со следующих пози­ций:

Материальной - как покрытие ее расходов по уходу за ребенком;

Эмоциональной - как оказание ей поддержки, доверия для обеспе­
чения ею надлежащего ухода за ребенком;

Ключевых характеристик - как отсутствие у женщины качеств
хорошей матери;

Системы-как принятие социальным учреждением определенных
мер, которые будут зафиксированы в его ежегодном отчете.

Проблемы в социальной работе возникают, как правило, в случае, если социальный работник и клиент по-разному интерпретируют ситуа­цию, не осознавая позиционных различий интерпретации.

Социальную работу можно образно представить в виде цветка, рас­крывающего все новые свои грани (там же: 19):


Эмоциональная, ориентация


Похожая информация.


Социальная психология - наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.

Интеракция - это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин "интеракция" произошел от английского слова "interaction", которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем - "inter" и "activus". Они переводятся как "деятельный".

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция - это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой является способность индивида "принимать" роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция - взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка "на равных", "свысока", "снизу" и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт - столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

в социальной психологии

Кроме интеракции, важнейшими аспектами общения выступают перцепция и коммуникация. Последняя представляет собой смысловой аспект взаимодействия индивидов и подразумевает обмен любыми вербальными и невербальными знаками и символами. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "communico", которое переводится как "делаю общим". Он обозначает процесс коммуникативной деятельности, который обеспечивает обмен информацией между партнерами. Существует несколько в том числе:

  • межличностная - обмен сообщениями и их последующая интерпретация партнерами по общению;
  • массовая - распространение информации посредством СМИ и других средств, при помощи которых важные сведения становятся доступными широкой аудитории;
  • публичная - донесение информации до аудитории посредством устной речи;
  • вещественно-знаковая (общение через интеллектуальные продукты, предметы искусства);
  • речевая (речемыслительная деятельность, в том числе внешняя и внутренняя речь);
  • паралингвистическая (передача информации по невербальному каналу - жесты, мимика, интонация и др.).

Перцептивная сторона общения

Перцепция понимается как смысловой восприятия субъектом своего партнера по взаимодействию, включающий в себя формирование его образа, рефлексию отношения к нему, а также понимание оппонента. В общем смысле под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие, основанное в том числе и на самопознании. Основными перцептивными механизмами являются идентификация и рефлексия.

Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция - важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция - это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция - общения, которая невозможна без коммуникации - обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции - психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.