Православная молитва «Царю небесному. Молитва царю небесный утешителю душе истины на русском

Молитва Царю Небесный – это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух – третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.

Молитва Царю Небесный – стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII-IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.

Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный – очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:

  • Просит о помощи в любом деле.
  • Не может освободиться от власти греха.
  • Испытывает кризис веры.

Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой “особенной” силы.

Царю Небесный текст молитвы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Объяснение:

Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.

На русском:

Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

Толкование молитвы «Царю Небесный»

Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.

О Святом Духе в Писании

Нетленный Твой дух пребывает во всём. Прем.12,1

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14

Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1,8

Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин.4,23

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк. 13:11

Ибо не мерою даёт Бог Духа. Ин.3,34

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. Рим.8,14–16

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф. 4,30

Устар. Экспрес. Выражение испуга, сожаления, изумления. Я? писал на тебя доносы? отвечал Савельич со слезами. Господи царю небесный! Так изволь ка прочитать, что пишет ко мне барин: увидишь, как я доносил на тебя (Пушкин. Капитанская дочка) … Фразеологический словарь русского литературного языка

В православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия

Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия

ИМЯ БОЖИЕ - [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

В Русской Православной церкви выражение молитвенное правило употребляется в следующих значениях. Молитвенное правило обозначает молитвы, читаемые православным христианином по определенному случаю, в том числе перед причастием (читается правило ко … Википедия

Кнайфель, Александр Аронович Александр Аронович Кнайфель Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова … Википедия

Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова Александр Аронович Кнайфель (род. 28 ноября 1943) российский композитор. Александр Кнайфель в семье музыкантов. Отец, Арон Иосифович Кнайфель, скрипач, солист, ансамблист.… … Википедия

Александр Кнайфель, Август 1982, Сортавала (Карелия) Фото © Д. Смирнова Александр Аронович Кнайфель (род. 28 ноября 1943) российский композитор. Александр Кнайфель в семье музыкантов. Отец, Арон Иосифович Кнайфель, скрипач, солист, ансамблист.… … Википедия

Книги

  • Император Николай II: венец земной и небесный , . Император Николай II был последним представителем идеала законной богоданной власти. Личное благочестие и христианский нрав, непосредственное участие в делах Церкви ставят его в ряд…

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша ».

ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

о. Феодор Людоговский

“Величайший дар для человека - это как раз и есть дар Духа Святого”.

(Из программы “ ЕДИНЕНИЕ ”)

“Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша”.

Впервые с молитвой Святому Духу я познакомился, читая книгу “Эзоосмос” Анастасии Новых. Возможно, я не столь многое понял в ней умом, но внутри она проникла до самой глубины. Я почувствовал необычайный душевный трепет, огромную благодарность за всё, всё, чем одарил нас Бог, за всю Его Любовь к нам, чадам Его. Затем я не раз возвращался к этому месту в книге, каждый раз переживая данный эпизод словно вживую. Глубоко под землёй, в пещере, на фоне усталости после длинного, тяжёлого пути по лабиринтам подземных лазов - и вдруг такой торжественный, такой проникновенный момент, наполненный некой живительной силой, исходящей из самых недр, из глубины, из самого источника. Как и молитва.

“- Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. А-ми-и-инь…

Его голос разлился по залу, заполняя пространство своим торжественным звучанием. Батюшка помолчал, очевидно, прислушиваясь к эху, и, явно оставшись им вполне довольным, стал читать молитву Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Звук, расходившийся по залу, действительно производил потрясающий эффект. Даже мурашки по коже бегали от столь мощных вибраций голоса отца Иоанна, раздающегося из темноты. Этот звук порождал какое-то внутреннее вдохновение, пробирал до глубины души, как будто заставлял каждую клеточку тела вибрировать ему в унисон. Когда отец Иоанн закончил читать молитву, наступила абсолютная тишина, благодаря которой последние слова, как эхо, повторялись в собственном сознании, до мелочей точно воспроизводя тембр голоса батюшки. Словно завороженные, мы сидели, не шелохнувшись, наслаждаясь этим изумительным звуковым эффектом. Батюшка так разошёлся, что стал проводить целую церковную службу. Он менял интонацию и постепенно перешёл на тихое, однотонное пение молитв. Его голос стал бархатистым, мягким, убаюкивающим. Я прикрыла глаза. Лёгкая дремота охватила моё сознание”.

(Анастасия Новых, “Эзоосмос”)

Проповеди архиепископа Луки записывали из первых уст сами люди, перепечатывали, передавали из рук в руки. В советские времена, конечно же, всё это делалось тайно, с огромным риском для жизни. Но таковой была вера прихожан в живое слово, наполненное силой Божьей. Хочется нести это слово дальше...

Без чтения домашних молитв не может быть успешной христианская жизнь, ибо именно воззвания к Великому Богу, явленному в Святой Троице, и святым являются путеводителем человеческих судеб. Молитва «Царю Небесный» - неотъемлемая часть молитвенной жизни, воззвание к Духу Святому, третьей Ипостаси Святой Троицы.

Божественная Троичность

Православные христиане в молитвенной жизни чаще всего обращаются к Богу Отцу и Сыну, Иисусу Христу, уделяя мало внимания Святому Духу, неотъемлемой Ипостаси Троицы.

Святая Троица

Для тех, кому трудно представить Троичность Бога, следует посмотреть на мужчину, который одновременно приходится сыном, мужем и отцом.

Дух Святой изначально существовал, о Нем пишет пророк Моисей в книге «Бытие» Старого Завета (Быт.1:2). Еще до появления света Господний Дух окутывал землю.

  • Духом Святым, явленным в облаке, еврейский народ был выведен из Египта, им же через архангела Гавриила было передано послание Деве Марии.
  • Апостол Павел передает слова Иисуса о том, что тело каждого христианина является храмом Божьим, если в нем живет Дух Святой.
  • Третья Божья Ипостась не один раз проявила Себя в Новом Завете, явившись впервые в виде голубя, севшего на плечо Иисуса во время водного Крещения в Иордане.

Крещение Иисуса Христа и схождение Святого Духа в виде голубя

Иисус, уходя к Отцу, оставил обетование, чтобы христиане собрались на праздник и ожидали Путеводителя, Утешителя, и сошел Дух Святой во время Пятидесятницы, явив полноту Святой Троицы.

Проследить действия Утешителя во время служения апостола Павла можно, исследуя его послание «Деяния апостолов». Некогда гонитель христиан, Павел, ученик Христа, Которого он видел только в Ярком Свете, во всех своих посланиях подчеркивает, что все чудеса, сотворенный через него, совершал Дух Святой, посылаемый Иисусом, творящим милость и суд людям по воле Отца.

Божий Путеводитель, живущий в душе православного верующего, является его совестью и чистотой, помогает жить, исполняя Божьи заповеди, идя по пути к вечной жизни.

Толкование молитвенного воззвания к духу Святому

Молитва «Царю Небесный», текст которой написан на русском языке, является обращением к Ипостаси Святой Троицы.

  • В молитвенном воззвании подчеркивается вездесущность Творца, никто, и ничто не может скрыться от Его Лица.
  • Вездесущий Бог приходит по молитвам святым, чтобы спасти от смерти и греховного падения.
  • Утешитель способен утереть слезы и наполнить души покоем в период беды и скорби.
  • Дух Истины направляет христиан по их молитве «Царю Небесный» на путь праведный, будучи Источником жизни и милосердного помилования.
  • Живущий в нас Дух Святой очищает от скверных, греховных мыслей и помыслов, даруя спасение через святую Кровь Спасителя Иисуса Христа, пославшего нам Утешителя.
  • Обращение «Царю Небесный» - объединяющее воззвание, подчеркивающее триединство Творца, равенство каждой из Ипостасей.
  • Именно Дух Святой называется сокровищем жизни, ибо без Него не может совершаться ни одно христианское Таинство.
  • Податель жизнь - Тот, Кто дарит истинную жизнь, ибо, живя в грехах и зависимостях, человек мертв, Он проведет через все жизненные неурядицы и беды и выведет на дорогу правды и истины.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Общие правила чтения молитвы

Молитва Царю Небесному Утешителю написана неизвестным монахом в начале X столетия. Текст на русском языке легко читается, ее читают не только в храмовых богослужениях, но и во время домашних молитв. Этой молитвой мы приглашаем Духа Святого в новый день своей жизни, провести нас через суету мира сего, и при завершении рабочего дня показать нам все грехи наши, чтобы мы перед сном успели покаяться.

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде Сый и вся Исполняяй, Сокровище благих и Жизни Подателю, Прииди и Вселися в ны, и Очисти ны от всякия скверны, и Спаси, Блаже, души наша.
Совет! Воззвание «Царю Небесному» рекомендуется начинать не только молитвенное домашнее правило, но и любое новое дело.

Взывая к Тому, Кто действует везде и всякий час, христиане открываю двери для Божьего ведения и Его благодати, способной:

  • удержать от неправедных действий;
  • благословить исцелением;
  • освободить от зависимостей;
  • восстановить лад в семье и на работе;
  • разрешить от финансовых зависимостей.

Во время моления христиане свои храмы представляют во власть Утешителя, давая Ему право очищать души от скверны для святости и наполнения Божьей любовью.

Важно знать, что на протяжении 50 дней, со дня Воскрешения Господнего и до Троицы, времени прихода Утешителя, молитва «Царю Небесный» не читается.

В это время читается «Христос Воскрес из мертвых…».

После прочтения молитвы «Царю Небесному» переходят к ежедневному молитвенному правилу.

Только регулярное чтение молитвенного правила принесет изменения в православную жизнь христианина, но нельзя превращать его в формальность, читая для проформы, а не желанию сердца с покаянием и благоговением.

Молитва Святому Духу