Получение физические и химические свойства оснований. Кислоты и основания

Разделение оснований на группы по различным признакам представлено в таблице 11.

Таблица 11
Классификация оснований

Все основания, кроме раствора аммиака в воде, представляют собой твёрдые вещества, имеющие различную окраску. Например, гидроксид кальция Са(ОН) 2 белого цвета, гидроксид меди (II) Сu(ОН) 2 голубого цвета, гидроксид никеля (II) Ni(OH) 2 зелёного цвета, гидроксид железа (III) Fe(OH) 3 красно-бурого цвета и т. д.

Водный раствор аммиака NH 3 Н 2 O, в отличие от других оснований, содержит не катионы металла, а сложный однозарядный катион аммония NH - 4 и существует только в растворе (этот раствор вам известен под названием нашатырного спирта). Он легко разлагается на аммиак и воду:

Однако, какими бы разными ни были основания, все они состоят из ионов металла и гидроксогрупп, число которых равно степени окисления металла.

Все основания, и в первую очередь щёлочи (сильные электролиты), образуют при диссоциации гидроксид-ионы ОН - , которые и обусловливают ряд общих свойств: мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина), взаимодействие с другими веществами.

Типичные реакции оснований

Первая реакция (универсальная) была рассмотрена в § 38.

Лабораторный опыт № 23
Взаимодействие щелочей с кислотами

    Запишите два молекулярных уравнения реакций, сущность которых выражается следующим ионным уравнением:

    H + + ОН - = Н 2 O.

    Проведите реакции, уравнения которых вы составили. Вспомните, какие вещества (кроме кислоты и щёлочи) необходимы для наблюдения за этими химическими реакциями.

Вторая реакция протекает между щелочами и оксидами неметаллов, которым соответствуют кислоты, например,

Соответствует

и т.д.

При взаимодействии оксидов с основаниями образуются соли соответствующих кислот и вода:


Рис. 141.
Взаимодействие щёлочи с оксидом неметалла

Лабораторный опыт № 24
Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов

Повторите опыт, который вы проделывали раньше. В пробирку налейте 2-3 мл прозрачного раствора известковой воды.

Поместите в неё соломинку для сока, которая выполняет роль газоотводной трубки. Осторожно пропускайте через раствор выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?

Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

Рис. 142.
Взаимодействие щелочей с солями:
а - с образованием осадка; б - с образованием газа

Третья реакция является типичной реакцией ионного обмена и протекает только в том случае, если в результате образуется осадок или выделяется газ, например:

Лабораторный опыт № 25
Взаимодействие щелочей с солями

    В трёх пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ: 1-я пробирка - гидроксида натрия и хлорида аммония; 2-я пробирка - гидроксида калия и сульфата железа (III); 3-я пробирка - гидроксида натрия и хлорида бария.

    Нагрейте содержимое 1-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

    Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия щелочей с солями.

Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду, что нехарактерно для щелочей, например:

Fe(OH) 2 = FeO + Н 2 O.

Лабораторный опыт № 26
Получение и свойства нерастворимых оснований

В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата или хлорида меди (II). В каждую пробирку добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди (II).

Примечание . Оставьте пробирки с полученным гидроксидом меди (II) для проведения следующих опытов.

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции».

Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете?

Используя пипетку, поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и, используя тигельные щипцы, осторожно выпарьте его. Рассмотрите образующиеся кристаллы. Отметьте их цвет.

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведённой реакции. Укажите тип реакции по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «участие катализатора» и «обратимость химической реакции».

Нагрейте одну из пробирок с полученным ранее или выданным учителем гидроксидом меди () (рис. 143). Что наблюдаете?

Рис. 143.
Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Составьте уравнение проведённой реакции, укажите условие её протекания и тип реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «выделение или поглощение теплоты» и «обратимость химической реакции».

Ключевые слова и словосочетания

  1. Классификация оснований.
  2. Типичные свойства оснований: взаимодействие их с кислотами, оксидами неметаллов, солями.
  3. Типичное свойство нерастворимых оснований: разложение при нагревании.
  4. Условия протекания типичных реакций оснований.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания


После прочтения статьи Вы сможете разделять вещества на соли, кислоты и основания. В статье описано, что такое pH раствора, какими общими свойствами обладают кислоты и основания.

Как металлы и неметаллы, кислоты и основания - это разделение веществ по схожим свойствам. Первая теория кислот и оснований принадлежала швецкому учёному Аррениусу. Кислота по Аррениусу - это класс веществ, которые в реакции с водой диссоциируют (распадаются), образовывая катион водорода H + . Основания Аррениуса в водном растворе образуют анионы OH - . Следующая теория в 1923 году была предложена учёными Бренстедом и Лоури. Теория Бренстеда-Лоури определяет кислотами вещества, способные в реакции отдавать протон (протоном в реакциях называют катион водорода). Основания, соответственно, - это вещества, способные принять протон в реакции. Актуальная на данный момент теория - теория Льюиса. Теория Льюиса определяет кислоты как молекулы или ионы, способные принимать электронные пары, тем самым формируя аддукты Льюиса (аддукт - это соединение, образующееся соединением двух реагентов без образования побочных продуктов).

В неорганической химии, как правило, под кислотой имеют ввиду кислоту Бренстеда-Лоури, то есть вещества, способные отдать протон. Если имеют ввиду определение кислоты по Льюису, то в тексте такую кислоту называют кислотой Льюиса. Данные правила справедливы для кислот и оснований.

Диссоциация

Диссоциация – это процесс распада вещества на ионы в растворах или расплавах. Например, диссоциация соляной кислоты - это распад HCl на H + и Cl - .

Свойства кислот и оснований

Основания, как правило, мыльные на ощупь, кислоты, в большинстве своём, имеют кислый вкус.

При реакции основания со многими катионами формируется осадок. При реакции кислоты с анионами, как правило, выделяется газ.

Часто используемые кислоты:
H 2 O, H 3 O + , CH 3 CO 2 H, H 2 SO 4 , HSO 4 − , HCl, CH 3 OH, NH 3
Часто используемые основания:
OH − , H 2 O, CH 3 CO 2 − , HSO 4 − , SO 4 2− , Cl −

Сильные и слабые кислоты и основания

Сильные кислоты

Такие кислоты, которые полностью диссоциируют в воде, производя катионы водорода H + и анионы. Пример сильной кислоты - соляная кислота HCl:

HCl (р-р) + H 2 O (ж) → H 3 O + (р-р) + Cl - (р-р)

Примеры сильных кислот: HCl, HBr, HF, HNO 3 , H 2 SO 4 , HClO 4

Список сильных кислот

  • HCl - соляная кислота
  • HBr - бромоводород
  • HI - йодоводород
  • HNO 3 - азотная кислота
  • HClO 4 - хлорная кислота
  • H 2 SO 4 - серная кислота

Слабые кислоты

Растворяются в воде только частично, например, HF:

HF (р-р) + H2O (ж) → H3O + (р-р) + F - (р-р) - в такой реакции более 90% кислоты не диссоциирует:
= < 0,01M для вещества 0,1М

Сильную и слабую кислоту можно различить измеряя проводимость растворов: проводимость зависит от количества ионов, чем сильнее кислота тем она более диссоциирована, поэтому чем сильнее кислота тем выше проводимость.

Список слабых кислот

  • HF фтороводородная
  • H 3 PO 4 фосфорная
  • H 2 SO 3 сернистая
  • H 2 S сероводородная
  • H 2 CO 3 угольная
  • H 2 SiO 3 кремниевая

Сильные основания

Сильные основания полностью диссоциируют в воде:

NaOH (р-р) + H 2 O ↔ NH 4

К сильным основаниям относятся гидроксиды металлов первой (алкалины, щелочные металы) и второй (алкалинотеррены, щёлочноземельные металлы) группы.

Список сильных оснований

  • NaOH гидроксид натрия (едкий натр)
  • KOH гидроксид калия (едкое кали)
  • LiOH гидроксид лития
  • Ba(OH) 2 гидроксид бария
  • Ca(OH) 2 гидроксид кальция (гашеная известь)

Слабые основания

В обратимой реакции в присутствии воды образует ионы OH - :

NH 3 (р-р) + H 2 O ↔ NH + 4 (р-р) + OH - (р-р)

Большинство слабых оснований - это анионы:

F - (р-р) + H 2 O ↔ HF (р-р) + OH - (р-р)

Список слабых оснований

  • Mg(OH) 2 гидроксид магния
  • Fe(OH) 2 гидроксид железа (II)
  • Zn(OH) 2 гидроксид цинка
  • NH 4 OH гидроксид аммония
  • Fe(OH) 3 гидроксид железа (III)

Реакции кислот и оснований

Сильная кислота и сильное основание

Такая реакция называется нейтрализацией: при количестве реагентов достаточном для полной диссоциации кислоты и основания, результирующий раствор будет нейтральным.

Пример:
H 3 O + + OH - ↔ 2H 2 O

Слабое основание и слабая кислота

Общий вид реакции:
Слабое основание (р-р) + H 2 O ↔ Слабая кислота (р-р) + OH - (р-р)

Сильное основание и слабая кислота

Основание полностью диссоциирует, кислота диссоциирует частично, результирующий раствор имеет слабые свойства основания:

HX (р-р) + OH - (р-р) ↔ H 2 O + X - (р-р)

Сильная кислота и слабое основание

Кислота полностью диссоциирует, основание диссоциирует не полностью:

Диссоциация воды

Диссоциация - это распад вещества на составляющие молекулы. Свойства кислоты или основания зависят от равновесия, которое присутствует в воде:

H 2 O + H 2 O ↔ H 3 O + (р-р) + OH - (р-р)
K c = / 2
Константа равновесия воды при t=25°: K c = 1.83⋅10 -6 , также имеет место следующее равенство: = 10 -14 , что называется константой диссоциации воды. Для чистой воды = = 10 -7 , откуда -lg = 7.0.

Данная величина (-lg) называется pH - потенциал водорода. Если pH < 7, то вещество имеет кислотные свойства, если pH > 7, то вещество имеет основные свойства.

Способы определения pH

Инструментальный метод

Специальный прибор pH-метр - устройство, трансформирующее концентрацию протонов в растворе в электрический сигнал.

Индикаторы

Вещество, которое изменяет цвет в некотором интервале значений pH в зависимости от кислотности раствора, используя несколько индикаторов можно добиться достаточно точного результата.

Соль

Соль - это ионное соединение образованное катионом отличным от H + и анионом отличным от O 2- . В слабом водном растворе соли полностью диссоциируют.

Что бы определить кислотно-щелочные свойства раствора соли , необходимо определить, какие ионы присутствуют в растворе и рассмотреть их свойства: нейтральные ионы, образованные из сильных кислот и оснований не влияют на pH: не отдают ионы ни H + , ни OH - в воде. Например, Cl - , NO - 3 , SO 2- 4 , Li + , Na + , K + .

Анионы, образованные из слабых кислот, проявляют щелочные свойства (F - , CH 3 COO - , CO 2- 3), катионов с щелочными свойствами не существует.

Все катионы кроме металлов первой и второй группы имеют кислотные свойства.

Буфферный раствор

Растворы, которые сохраняют уровень pH при добавлении небольшого количества сильной кислоты или сильного основания, в основном состоят из:

  • Смесь слабой кислоты, соответствующей соли и слабого основания
  • Слабое основание, соответствующая соль и сильная кислота

Для подготовки буфферного раствора определённой кислотности необходимо смешать слабую кислоту или основание с соответствующей солью, при этом необходимо учесть:

  • Интервал pH в котором буфферный раствор будет эффективен
  • Ёмкость раствора - количество сильной кислоты или сильного основания, которые можно добавить не повлияв на pH раствора
  • Не должно происходить нежелаемых реакций, которые могут изменить состав раствор

Тест:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых из отрицательных ионов образуются только ионы OH — :

Fe(OH) 2 ↔ Fe 2+ + 2OH — ;

NH 3 + H 2 O ↔ NH 4 OH ↔ NH 4 + + OH — .

Все неорганические основания классифицируют на растворимые в воде (щелочи) – NaOH, KOH и нерастворимые в воде (Ba(OH) 2 , Ca(OH) 2). В зависимости от проявляемых химических свойств среди оснований выделяют амфотерные гидроксиды.

Химические свойства оснований

При действии индикаторов на растворы неорганических оснований происходит изменение их окраски, так, при попадании в раствор основания лакмус приобретает синюю окраску, метилоранж – жёлтую, а фенолфталеин – малиновую.

Неорганические основания способны реагировать с кислотами с образованием соли и воды, причем, нерастворимые в воде основания взаимодействуют только с растворимыми в воде кислотами:

Cu(OH) 2 ↓ + H 2 SO 4 = CuSO 4 +2H 2 O;

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O.

Нерастворимые в воде основания термически неустойчивы, т.е. при нагревании они подвергаются разложению с образованием оксидов:

2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3 H 2 O;

Mg(OH) 2 = MgO + H 2 O.

Щелочи (растворимые в воде основания) взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием солей:

NaOH + CO 2 = NaHCO 3 .

Щелочей также способны вступать в реакции взаимодействия (ОВР) с некоторыми неметаллами:

2NaOH + Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 +H 2 .

Некоторые основания вступают в реакции обмена с солями:

Ba(OH) 2 + Na 2 SO 4 = 2NaOH + BaSO 4 ↓.

Амфотерные гидроксиды (основания) проявляют также свойства слабых кислот и реагируют с щелочами:

Al(OH) 3 + NaOH = Na.

К амфотерным основаниям относятся гидроксиды алюминия, цинка. хрома (III) и др.

Физические свойства оснований

Большинство оснований – твердые вещества, которые характеризуются различной растворимостью в воде. Щелочи – растворимые в воде основания – чаще всего твердые вещества белого цвета. Нерастворимые в воде основания могут иметь различную окраску, например, гидроксид железа (III)- твердое вещество бурого цвета, гидроксид алюминия – твердое вещество белого цвета, а гидроксид меди (II) – твердое вещество голубого цвета.

Получение оснований

Основания получают разными способами, например, по реакции:

— обмена

CuSO 4 + 2KOH → Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 ;

K 2 CO 3 + Ba(OH) 2 → 2KOH + BaCO 3 ↓;

— взаимодействия активных металлов или их оксидов с водой

2Li + 2H 2 O→ 2LiOH +H 2 ;

BaO + H 2 O→ Ba(OH) 2 ↓;

— электролиза водных растворов солей

2NaCl + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 + Cl 2 .

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Вычислите практическую массу оксида алюминия (выход целевого продукта составляет 92%) по реакции разложения гидроксида алюминия массой 23,4 г.
Решение Запишем уравнение реакции:

2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3H 2 O.

Молярная масса гидроксида алюминия, рассчитанная с использованием таблицы химических элементов Д.И. Менделеева – 78 г/моль. Найдем количество вещества гидроксида алюминия:

v(Al(OH) 3) = m(Al(OH) 3)/M(Al(OH) 3);

v(Al(OH) 3) = 23,4/78 = 0,3 моль.

Согласно уравнению реакции v(Al(OH) 3): v(Al 2 O 3) = 2:1, следовательно, количество вещества оксида алюминия составит:

v(Al 2 O 3) = 0,5 × v(Al(OH) 3);

v(Al 2 O 3) = 0,5 ×0,3 = 0,15 моль.

Молярная масса оксида алюминия, рассчитанная с использованием таблицы химических элементов Д.И. Менделеева – 102 г/моль. Найдем теоретическую массу оксида алюминия:

m(Al 2 O 3) th = 0,15×102 = 15,3 г.

Тогда, практическая масса оксида алюминия составляет:

m(Al 2 O 3) pr = m(Al 2 O 3) th × 92/100;

m(Al 2 O 3) pr = 15,3×0,92 = 14 г.

Ответ Масса оксида алюминия — 14 г.

ПРИМЕР 2

Задание Осуществите ряд превращений:

Fe→ FeCl 2 → Fe(OH) 2 →Fe(OH) 3 →Fe(NO 3) 3

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательная : изучить основания, их классификацию, способы получения и свойства.
  • Развивающая : способствовать закреплению знаний о классах неорганических соединений, развить и углубить представление о гидроксидах.
  • Воспитательная: привить интерес к предмету химии, соблюдать правила ТБ при обращении. с основаниями (щелочами).

Оборудование: мультимедиа, компьютер,задания, ПСХЭ, таблица растворимости, щелочи, хлорид меди, индикаторы.

Ход урока

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

I. Мотивация урока.

Учитель: Чем можно заменить шампунь, мыло?

Щелок - это консистенция из золы, настоянной на воде. Щелок в экопоселении используется для купания и стирки. В отличие от различных продающихся в магазинах моющих средств, это полностью природное вещество! Мытье волос золой - одно из старинных средств, применявшихся нашими прабабушками. Берёзовая зола - обладает щелочными свойствами вследствие содержания поташа.

II. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель.Тема урока: "Основания, их классификация и свойства".

III. Актуализация знаний.

Гидроксиды - соединения, состоящие из атомов металлов и гидроксид-ионов.

Основания с точки зрения ТЭД - это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металла и гидроксид - анионы.

NaOH <-> Na + + OH -

Ba(OH) 2 <-> Ba +2 + 2OH -

IV. Изучение нового материала. Осознание и осмысление.

Учитель. Изучим классификацию оснований:

а) По растворимости в воде: растворимые и нерастворимые

б) По кислотности: однокислотные и двухкислотные

в) По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые

Если в соль добавить щёлочь,
На пробирку посмотреть -
Синий выпадет осадок -
Основания- гидроксида меди II.

  • Fe(OH) 3 красно-бурый,
  • Сr(OH) 3 - cеро-зеленый,
  • Co(OH) 2 - темно-фиолетовый,
  • Ni(OH) 2 - светло-зеленый.

Учитель. Посмотрите на физические свойства хозяйственного мыло. Щелочи так же мягкие и мылкие на ощупь, изменяют окраску индикаторов. Проведём эксперимент:

Фенолфталеин (бесцв.) + щёлочь -> малиновая окраска

Лакмус (фиолет.) + щёлочь -> синяя окраска

NaOH и КОН - сильные щелочи, при обращении с которыми необходимо соблюдать ТБ.

3. Способы получения оснований

А) Активный металл и вода

Б) основной оксид и вода

(Самостоятельно написать уравнения химических реакций)

4. Рассмотрим химические свойства оснований

А) с кислотами

Б) с кислотными оксидами

В) с амфотерными оксидами

Г) с растворимыми солями

Д) изменяют цвет индикаторов. (Дем. опыт)

А). Основание + кислота > соль + вода

(реакция обмена)

2NaOH + H 2 SO 4 -> Na 2 SO4 + 2H 2 O

OH - + H + -> H 2 O

Cu(OH) 2 + 2HCl -> CuCl 2 + 2H 2 O

Cu(OH) 2 + 2H + -> Cu +2 + 2H 2 O

Б) Основание + кислотный оксид -> соль + вода (реакция обмена)

Р 2 О 5 + 6КОН -> 2К 3 РО 4 + 3Н 2 О

Р 2 О 5 + 6OH - -> 2РО 4 3- + 3Н 2 О

2NaOH + N 2 O 5 -> 2NaNO 3 + Н 2 О

2OH - + N 2 O 5 -> 2NO 3 - + Н 2 О

Учитель. Взаимодействие щелочей с солями сопровождается образованием новой соли и нового основания и подчиняется закону Бертолле. Закон Бертолле основной закон направления обратимых хим. взаимодействий, который можно формулировать так: всякий химический процесс протекает в сторону максимального образования тех продуктов, которые во время реакции выходят из сферы взаимодействия.

В). Щёлочь + соль > новое основание + новая соль (реакция обмена)

Г). Нерастворимое основание -> оксид металла + вода (при t°С)

(реакция разложения)

Fe(OH) 2 -> FeO + H 2 O

Cu(OH) 2 -> CuO + H 2 O

Д) Изменяют цвет индикатор

5. ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ

1. Качественная реакция на Са(ОН) 2 - помутнение известковой воды:

Качественные реакции на ион Ва +2:

V. Закрепление изученного материала

Учитель. Для закрепления материала выполним задания.

1. По таблице растворимости солей, кислот и оснований в воде, найдите растворимые,труднорастворимые и малорастворимые основания.

2. Составьте молекулярные уравнения реакций:

3. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства гидроксида калия.

Учитель.Выполните тестовые задания:

1-вариант:
1. Формулы только оснований приведены в ряду
а) Na 2 CO 3 , NaOH, NaCl
б) KNO 3 , HNO 3 , KОН
в) KОН, Mg(OH) 2 , Cu(OH) 2
г) HCl, BaCl 2 , Ba(OH) 2
2. Формулы только щелочей приведены в ряду
а) Fe(OH) 3 , NaOH, Ca(OH) 2
б) KOH, LiOH, NaOH
в) KOH, Mg(OH) 2 , Cu(OH) 2
г) Al(OH) 3 , Fe(OH) 2 , Ba(OH) 2
3. Из указанных соединений нерастворимым в воде основанием является
а) NaOH
б) Ва(ОН) 2
в) Fe(OH) 2
г) KOH
4. Из указанных соединений щелочью является
а) Fe(OH) 2
б) LiOH
в) Mg(OH) 2
г) Cu(OH) 2

2-Вариант:
1. Металл, который, реагируя с водой, образует щелочь, - это
а) железо
б) медь
в) калий
г) алюминий
2. Оксид, который при взаимодействии с водой образует щелочь, - это
а) оксид алюминия
б) оксид лития
в) оксид свинца(II)
г) оксид марганца(II)
3. При взаимодействии основного оксида с водой образуется основание
а) Аl(ОН) 3
б) Ва(ОН) 2
в) Cu(ОН) 2
г) Fe(OH) 3
4. Из перечисленных уравнений химических реакций выберите уравнение реакции обмена.
а) 2H 2 O = 2H 2 + O 2
б) HgCl 2 + Fe = FeCl 2 + Hg
в) ZnCl 2 + 2KOH = Zn(OH) 2 + 2KCl
г) CaO + CO 2 = CaCO 3
Ответы: 1-вариант: 1-В, 2-Б, 3-В, 4-Б.; 2-вариант: 1-В,2-Б,3-Б,4-В.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель. Какой общий вывод можно сделать, изучив состав и свойства оснований?

Учащиеся делают вывод, что свойства оснований зависят от их строения, и записывают его в тетрадь.

Выставление оценок.

Домашнее задание .с.217-218 №1-5

Один из классов сложных неорганических веществ - основания. Это соединения, включающие атомы металла и гидроксильную группу, которая может отщепляться при взаимодействии с другими веществами.

Строение

Основания могут содержать одну или несколько гидроксо-групп. Общая формула оснований - Ме(ОН) х. Атом металла всегда один, а количество гидроксильных групп зависит от валентности металла. При этом валентность группы ОН всегда I. Например, в соединении NaOH валентность натрия равна I, следовательно, присутствует одна гидроксильная группа. В основании Mg(OH) 2 валентность магния - II, Al(OH) 3 валентность алюминия - III.

Количество гидроксильных групп может меняться в соединениях с металлами с переменной валентностью. Например, Fe(OH) 2 и Fe(OH) 3 . В таких случаях валентность указывается в скобках после названия - гидроксид железа (II), гидроксид железа (III).

Физические свойства

Характеристика и активность основания зависит от металла. Большинство оснований - твёрдые вещества белого цвета без запаха. Однако некоторые металлы придают веществу характерную окраску. Например, CuOH имеет жёлтый цвет, Ni(OH) 2 - светло-зелёный, Fe(OH) 3 - красно-коричневый.

Рис. 1. Щёлочи в твёрдом состоянии.

Виды

Основания классифицируются по двум признакам:

  • по количеству групп ОН - однокислотные и многокислотные;
  • по растворимости в воде - щёлочи (растворимые) и нерастворимые.

Щёлочи образуются щелочными металлами - литием (Li), натрием (Na), калием (K), рубидием (Rb) и цезием (Cs). Кроме того, к активным металлам, образующим щёлочи, относят щелочноземельные металлы - кальций (Ca), стронций (Sr) и барий (Ba).

Эти элементы образуют следующие основания:

  • LiOH;
  • NaOH;
  • RbOH;
  • CsOH;
  • Ca(OH) 2 ;
  • Sr(OH) 2 ;
  • Ba(OH) 2 .

Все остальные основания, например, Mg(OH) 2 , Cu(OH) 2 , Al(OH) 3 , относятся к нерастворимым.

По-другому щёлочи называются сильными основаниями, а нерастворимые - слабыми основаниями. При электролитической диссоциации щёлочи быстро отдают гидроксильную группу и быстрее вступают в реакцию с другими веществами. Нерастворимые или слабые основания менее активные, т.к. не отдают гидроксильную группу.

Рис. 2. Классификация оснований.

Особое место в систематизации неорганических веществ занимают амфотерные гидроксиды. Они взаимодействуют и с кислотами, и с основаниями, т.е. в зависимости от условий ведут себя как щёлочь или как кислота. К ним относятся Zn(OH) 2 , Al(OH) 3 , Pb(OH) 2 , Cr(OH) 3 , Be(OH) 2 и другие основания.

Получение

Основания получают различными способами. Самый простой - взаимодействие металла с водой:

Ba + 2H 2 O → Ba(OH) 2 + H 2 .

Щёлочи получают в результате взаимодействия оксида с водой:

Na 2 O + H 2 O → 2NaOH.

Нерастворимые основания получаются в результате взаимодействия щелочей с солями:

CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓+ Na 2 SO 4 .

Химические свойства

Основные химические свойства оснований описаны в таблице.

Реакции

Что образуется

Примеры

С кислотами

Соль и вода. Нерастворимые основания взаимодействуют только с растворимыми кислотами

Cu(OH) 2 ↓ + H 2 SO 4 → CuSO 4 +2H 2 O

Разложение при высокой температуре

Оксид металла и вода

2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O

С кислотными оксидами (реагируют щёлочи)

NaOH + CO 2 → NaHCO 3

С неметаллами (вступают щёлочи)

Соль и водород

2NaOH + Si + H 2 O → Na 2 SiO 3 +H 2

Обмена с солями

Гидроксид и соль

Ba(OH) 2 + Na 2 SO 4 → 2NaOH + BaSO 4 ↓

Щелочей с некоторыми металлами

Сложная соль и водород

2Al + 2NaOH + 6H 2 O → 2Na + 3H 2

С помощью индикатора проводится тест на определение класса основания. При взаимодействии с основанием лакмус становится синим, фенолфталеин - малиновым, метилоранж - жёлтым.

Рис. 3. Реакция индикаторов на основания.

Что мы узнали?

Из урока 8 класса химии узнали об особенностях, классификации и взаимодействии оснований с другими веществами. Основания - сложные вещества, состоящие из металла и гидроксильной группы ОН. Они делятся на растворимые или щёлочи и нерастворимые. Щёлочи - более агрессивные основания, быстро реагирующие с другими веществами. Основания получают при взаимодействии металла или оксида металла с водой, а также в результате реакции соли и щёлочи. Основания реагируют с кислотами, оксидами, солями, металлами и неметаллами, а также разлагаются при высокой температуре.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 259.