Алексей александрович каренин, подлинный герой романа. Образ Алексея Александровича Каренина (в сравнении с Вронским)

Одним из основных персонажей произведения является супруг главной героини Алексей Александрович Каренин.

Писатель представляет героя в образе высокопоставленного государственного чиновника, влиятельного и уважаемого в аристократическом обществе, постоянно укрепляющего свое преуспевающее положение.

Каренин отличается безукоризненностью, честностью, порядочностью и рассудительностью. Характерными чертами Алексея Александровича являются его сила воли, усердие в делах, выражаемое в целеустремленности и трудолюбии.

В семейных отношениях Каренин характеризуется нарочитой пренебрежительностью к сыну и супруге, скрывая свои подлинные чувства, но в душе искренне любя и дорожа своей семьей.

Доверяя своей жене, будучи в твердой уверенности в домашнем спокойствии, Каренин направляет свою энергию и время на служение государю, занимаясь работой беспрерывно с честолюбивым рвением и тщеславием.

Спокойствие в семье Карениных пропадает в связи с вспыхнувшим романом жены Анны с молодым офицером Вронским, о котором неспособный понять чувства своей супруги Каренин узнает лишь заметив реакцию светского общества.

Каренин проявляется в семейном разладе как слабый, не умеющий проявлять свои чувства человек, не способный к борьбе за любовь жены. Растерявшись и не понимающий, как разрешить сложившуюся ситуацию, Каренин погружается в рабочие будни и становится замкнутым, немногословным, желая оставить все на волю судьбы, лишь переживая о нарушившихся приличиях.

Истинно человеческие качества проявляются в Алексее Александровиче, кажущимся бесстрастным и сухим человеком, лишь в момент тяжелых родов супруги, которая произвела на свет ребенка любовника Вронского. Каренин осознает тягостное состояние Анны, проявляет к ней сочувствие и искреннюю заботу, выражая тем самым чувство прощения и бескорыстную любовь.

Однако, оправившись от родов, Анна снова покидает Каренина, неготового показать силу своего характера и доказать жене свою искреннюю любовь и нежность. Ощущая себя несчастным мужем, Каренин начинает сострадать своему состоянию, проявляя религиозную и нравственную обязанность к падшей супруге.

В финале произведения Каренин полностью, потеряв интерес к государственной службе, попадает под влияние старой графини Лидии Ивановны и начинает посещать тайное религиозное общество, мечтая избавиться от душевных страданий. Однако дочь Анны, рожденную от любовного союза, после смерти супруги Каренин берет к себе на воспитание.

Раскрывая образ Алексея Каренина, писатель повествует о судьбе слабого и безвольного человека, имеющего душевное желание оставаться всегда честным перед самим собой.

Сочинение про Алексея Каренина

Алексей Александрович Каренин - персонаж из романа "Анна Каренина " Л.Н. Толстого.

Каренин родился в небогатой семье. У него также был брат. Родители у них умерли рано: отец умер давно, а мать - через десять лет после рождения Алексея. Воспитывал их дядя. Учился Каренин в университете и окончил учебу с медалями. Дядя его был на хорошем счету чиновник. После выпуска Алексея из университета устроил его на службу. Каренин за счет своего трудолюбия и честолюбия поднялся по карьерной лестнице и стал высокопоставленным чиновником.

Алексей Каренин спокойный и рассудительный человек. Дела свои делает не спеша и без отдыха. Речь у него медлительная и немного несмешливая. Голос у него тонкий, а при крике - писклявый. У Алексея длинные пальцы и у него несильная фигура, имеет высокий лоб и большие глаза.

В обществе не было определенного отношения к нему. Кто-то его считал умным, кто-то глупым, кому-то он нравился, а кому-то нет. Но в целом Каренин пользовался уважением.

Лет в сорок ему предложили жениться на Анне, требуя немедленного ответа. Алексей Александрович был старше своей жены на двадцать лет. К жене он был привязан и любил ее, как умел. Относился к ней всегда насмешливо. Анна никогда не верила, что он ее любит. Она в свою очередь ненавидела супруга, считая его бесчувственным. В браке у них родился сын, к которому Каренина перенесла всю свою любовь. Алексей относился к сыну, как к воображаемому мальчику.

До измены жены Каренин считал свой брак удачным. Сначала он пытался заставить жену остаться в семье, сколько не для сохранения брака, а для мести, чтобы Анна мучилась. Зная, что она беременна не от него, он признает девочку своим ребенком, желая смерти Анны. Видя, что жена может умереть после вторых родов, прощает ее и Вронского, с которым у нее роман. После этого случая в Алексее просыпается сострадание и доброта. Он полностью берет на себя воспитание сына. Но даже после прощения Анна не верит ему и считает его плохим человеком.

Позже Каренин снова становится беспристрастным и хочет всячески навредить Анне. Он запрещает ей видеть сына, зная, что они страдают от этой разлуки. Развод жене он не дает. Ее в обществе все считают "падшей".

После самоубийства супруги он берет дочь Анны и Вронского себе на воспитание.

Несколько интересных сочинений

    Много - много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо, эмоции просто переполнили меня.

  • Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение

    Наташа - сестра жены хозяина ночлежки. Она была крайне честной, доброй и замечательной девушкой. Автор очень хорошо относился к этой героине, наделяя ее самыми замечательными и хорошими качествами

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Василий Сигарев

Алексей Каренин

Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Действующие лица:

Алексей Каренин

Анна

Граф Вронский

Лидия Ивановна

Ландо

Княгиня Беси

Степан Аркадьич

и другие.

Дом Карениных в Петербурге. Ночь. Измученный Алексей Каренин, опустив голову, сидит на краешке стула в своем кабинете. В полумраке у окна светится папироска доктора. Лица доктора не видно. Вдруг раздается страшный крик. Каренин испуганно смотрит на доктора. Доктор оборачивается на крик, склонив голову на бок.

КАРЕНИН. Так надо?

Доктор молча выходит из кабинета. Каренин на цыпочках бежит следом. Вбегает в спальню, где в скомканной постели лежит Анна. Подходит к Анне. Анна хватает его руки.

АННА. Не уходи, не уходи! Я не боюсь, я не боюсь! Возьми сережки. Они мне мешают. Ты не боишься? Скоро, скоро…

Каренин берет сережки, держит их в отставленной руке, вертит головой в поисках помощи от повитухи и доктора.

АННА. Нет, это ужасно! Я умру, умру! Поди, поди! (Страшно кричит).

Каренин умоляюще глядит на доктора, освобождает руку и пятится к стене. Стоит там с раскрытым ртом.

ДОКТОР. Ничего, ничего, все хорошо…

Каренин, как растерянная женщина, прижимает руки ко рту. Анна снова кричит.

КАРЕНИН. Что же это? Что ж это?

ДОКТОР (повитухе). Кончается…

КАРЕНИН. Кончается… Кончается…

Доктор и повитуха что-то делают с Анной. Каренин прячется за штору, затыкает уши. Крик, суетня доктора и повитухи, торопливое дыхание. Наконец все смолкает.

ДОКТОР. Кончено…

Каренин заворачивается в штору. Доктор вынимает его из этого кокона, за талию ведет к постели. Каренин закрывает глаза руками.

ДОКТОР. Кончено уже… Вы чего же не глядите?

КАРЕНИН. Кончено… Кончено…

Каренин пытается вырваться и убежать.

ДОКТОР. Смотрите, как все сделалось…

КАРЕНИН. Я не могу это…

ПОВИТУХА. Да еще мальчик.

КАРЕНИН. Пусть и мальчик… мне же чего?

АННА. Алексей, это мальчик.

Каренин открывает глаза. Видит Анну, что-то живое в руках повитухи.

АННА. Дайте мне его. Дайте, и он посмотрит.

ДОКТОР. Постойте, мы прежде уберемся.

АННА. Дайте, дайте!

Анне протягивают ребенка в пеленке. Кладут ей на грудь.

ПОВИТУХА. Ну вот, пускай папа посмотрит.

ДОКТОР. Прекрасный ребенок!

АННА. Это Сережа. (Каренину.) Да, Алексей?

Ребенок лежит на груди Анны. Каренин смотрит на него почти с отвращением. Кладет свою голову рядом, утыкается лицом в грудь Анны. И только сейчас ребенок начинает плакать. А вместе с ним и Каренин.

Поезд медленно ползет вдоль перрона. Изрыгает клубы пара и пыхтит. Каренин смотрит в окна вагонов. Проплывают лица, силуэты. Вот лицо Анны, она разговаривает с попутчицей. Вот в соседнем вагоне знакомое лицо офицера. Каренин останавливается на нем, они встречаются взглядами. Долго смотрят друг на друга, пока офицер не скрывается из виду. Каренин, ворочая всем тазом и тупыми ногами, идет по перрону в сторону вагона Анны. Офицер, что смотрел на Каренина, заметив его, скрывается в вагоне. Каренин пытается разглядеть его, идет дальше. Анна выходит из вагона.

КАРЕНИН (целует ей руку). Хорошо доехала?

АННА. Хорошо.

КАРЕНИН. И как хорошо, что у меня именно было полчаса времени, чтобы встретить тебя, и что я мог показать тебе свою нежность.

АННА. Ты слишком уже подчеркиваешь свою нежность, чтоб я очень ценила.

КАРЕНИН. Что в Москве?

АННА. Степан Аркадьич сильно нашкодил с гувернанткой, и Долли теперь в трауре.

КАРЕНИН. В который это раз?

АННА. Чтобы так - впервые.

КАРЕНИН. Я не полагаю, что впервые…

АННА. Мне так жаль их обоих. Он хочет прощения, она - не может этого дать, но я попыталась сделать все…

КАРЕНИН. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Вот ты вернулась, и мы теперь снова счастливая семья?

АННА. А каждая счастливая что же?

КАРЕНИН. Что есть сей вопрос?

АННА. Вольный дух Москвы.

КАРЕНИН. Вот уж не думал, что в Москве водится вольный дух.

АННА. Поверь, водится.

КАРЕНИН. Надеюсь, он не вскружил тебе голову?

АННА. Еще как вскружил.

КАРЕНИН. И что же теперь с этим духом делать? Как его изгонять?

АННА. Боюсь, он во мне крепко засел.

КАРЕНИН (смеется). Пока я чувствую только дух второго класса. Почему вас прицепили рядом? Весьма неудобное соседство. Пойдем?

АННА. Я и не заметила, что мы рядом.

КАРЕНИН. Полагаю, потому что скучала? Больше причин быть не может.

АННА. Возможно…

Говоря это, Анна глядит куда-то за спину Каренина. Каренин оборачивается. К ним идет офицер, что встретился с Карениным взглядом .

АННА (как будто объясняется за свой взгляд). Это граф Вронский.

Вронский подходит, кланяется .

ВРОНСКИЙ. Хорошо ли вы провели ночь?

КАРЕНИН. Довольно неплохо, невзирая на соседство.

АННА. Благодарю вас, очень хорошо. (Каренину.) Граф Вронский…

КАРЕНИН. А! Мы знакомы, кажется. Туда ехала с матерью, а назад с сыном. Вы, верно, из отпуска?

ВРОНСКИЙ. Да, возвращаюсь в полк.

КАРЕНИН. Что ж удачной службы. (Анне.) Много ли слез было пролито в Москве при разлуке?

ВРОНСКИЙ. Надеюсь иметь честь быть у вас.

КАРЕНИН (не оборачиваясь). Очень рад. По понедельникам мы принимаем.

Вронский, поклонившись, отходит. Анна старается не смотреть ему вслед .

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН (почти язвительно). Я вижу, что поездка твоя удалась.

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН. Сережа, а что Сережа… Мериет говорит, что он был мил очень и… я должен тебя огорчить… не скучал о тебе, не так, как твой муж. Какой, однако, дух! Пойдем.

Идут по перрону.

Носильщик катит вещи Анны за ними .

КАРЕНИН. Какие ты еще привезла новости? Где бывала?

АННА. Была у Щербицких на балу.

КАРЕНИН. На балу?! Вот новость! Танцевала?

АННА. Ты же знаешь, я не танцую, когда можно не танцевать.

КАРЕНИН. И было можно?

Анна молчит .

КАРЕНИН. Вижу, было нельзя. И кто же эти счастливцы?

АННА. Я не танцевала…

КАРЕНИН. Ладно, пусть не танцевала. Принимали хорошо? Совсем не помню, как принято принимать в Москве…

АННА. По-московски.

КАРЕНИН. Надеюсь, это - хорошо. Какие еще новости?

АННА. Граф дал двести рублей вдове.

КАРЕНИН. Граф?

АННА. Граф Вронский.

КАРЕНИН. Очень похвально с его стороны. И что за счастливая вдова?

АННА. На станции поездом задавило сторожа…

Каренин затыкает уши .

КАРЕНИН. Только не эти страсти, Анна! Прошу! Ты же знаешь…

АННА. Может он бросился…

КАРЕНИН (еще сильнее затыкает уши). Анна!

АННА. Или пьян был… А я танцевала…

КАРЕНИН. Анна!

АННА. Я танцевала с графом…

КАРЕНИН. Анна, я не могу это слушать! Пожалуйста!

В этот момент трогается поезд. Анна замолкает, подходит близко-близко к составу и смотрит на вращение металлических колес. Каренин тоже смотрит. Снег под колесами закручивается в причудливые вихри. Сцепки поезда стонут, вопят, содрогаются. Каренин, словно представив что-то, отворачивается.

Кабинет Каренина в комитете. На столе кипы бумаг, Алексей Александрович корпит над ними. Что-то быстро записывает. Входит Лакей .

ЛАКЕЙ. Графиня Лидия Ивановна, ваше превосходительство.

Некоторые из которых стали в буквальном смысле мировой классикой. Сегодня его романы экранизируют не только в нашей стране, но и за рубежом, причисляя их к лучшим творениям девятнадцатого века. Одним из таких всемирно-популярных произведений является роман «Анна Каренина», написанию которого автор посвятил около четырех лет. Роман был написан сразу после применения крестьянской реформы и потому охватывает не только семейные, но и бытовые вопросы.

Главная героиня произведения умная, одаренная, утонченная замужняя женщина, образец привлекательности среди петербуржского бомонда - светская львица Анна Каренина . Супруг Анны высокопоставленный чиновник. Пара хорошо известна в широких кругах, поэтому слухи об увлечении Анны представителем «золотой молодежи» Алексеем Вронским не могли пройти бесследно. Муж Карениной, Алексей Александрович , поначалу старается не замечать этой перемены в семейной жизни, но по воле происходящих событий, не может далее закрывать глаза на роман своей жены.

Каренин был человеком уважаемым, так как занимал одно из важнейших мест в министерстве. Женился он в период своего губернаторства после умелых интриг тетушки Анны. Та поставила его в такое положение, якобы он скомпрометировал юную девушку и теперь обязан на ней женится. Поколебавшись, Каренин все-таки сделал ей предложение. В супружестве он старался дарить как можно больше любви и внимания Анне. Она же понимала, что не любит его, и дарила единственное, что могла предложить в ответ - а именно уважение. У них подрастал сын Серёжа. Все изменилось в семье Карениных после встречи Анны с графом Вронским. Алексей в Петербурге считался завидным женихом: и красив, и богат, и образован. Поначалу его сулили в женихи к Китти Щербацкой , но с тех пор, как он познакомился с Анной, ни о какой другой женщине он и думать не мог.

Анна долго сопротивлялась этой страсти и всячески избегала Алексея, но чувства оказались сильнее и через год они уже были любовниками. Об этом судачили в высшем свете Петербурга, что конечно не укрылось от глаз Каренина. Переломным моментом стал эпизод со скачками, где граф Вронский упал со своей лошади и сильно ушибся. Анна настолько неприкрыто выразила свое отчаяние, что ее мужу ничего другого не оставалось, как немедленно увезти ее домой. После этого события она открыто попросила у Алексея Александровича развода, в чем он ей отказал. Он предпочел наказать супругу за измену и приговорить ее к соблюдению лживой видимости семейной жизни. К этому он еще добавил угрозу разлуки с сыном, после чего Анна оказалась в двусмысленном и весьма нелегком положении.

Отношения с мужем не наладились у нее и потом после многих перемен в их жизни. Анна все же стала жить с графом Вронским, осуждаемая всеми своими знакомыми. Когда она была беременна, и чуть было не умерла в родовой горячке, Каренин искренне жалел ее и даже испытывал радость оттого, что удалось спасти ее и ребенка. Со временем он даже был готов дать развод, понимая и принимая связь Анны с Вронским. Но в дело вмешалась известная спиритка - княгиня Мягкова. Она­ убедила Алексея Александровича из религиозных соображений не давать развода распущенной жене. Возможно, именно этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу страданий Анны.

Незадолго до смерти ей удалось повидаться с сыном. В его день рождения она тайно приехала с визитом. Её удручала разлука с сыном, утрата честного имени, несчастье, которое она доставила мужу, косые взгляды знакомых. Все эти тяготы толкнули Анну под колесо поезда. Она просто не справилась с навалившимися на нее страданиями. Одной из причин такого финала стал, конечно же, отказ Алексея Александровича понять и простить ее. И в этом смысле окончательно разладившиеся отношения с мужем сыграли ключевую роль. Героиня Толстого, несомненно, была человеком нравственным. Она так и не смогла быть счастливой, сделав несчастными других.

Что княгиня Мягкая из "Карениной", которой все так восхищаются, в сущности, низкая тварь. Она считает, что Алексей Алексадрович глуп, потому что, отправляясь в служебную командировку, он вернул в казну деньги на прогон 12 лошадей, полагающиеся ему по чину и должности - он ехал к месту назначения поездом. Княгиня же Мягкая со своим мужем воруют эти деньги: "а у меня уж так заведено, что на эти деньги у меня экипаж и извозчик содержатся".

Что тут началось!

"Конечно, Каренин, глуп, - написала мне free2xpress . - А как иначе его можно охарактеризовать? Женился на молодой женщине, которая на 20 лет моложе его. Без любви. Жил не своим умом и сердцем, а по нормам, установленным государством и церковью. Методичный, систематичный, безжизненный... Одним словом - бюрократ".

Пришлось ответить так:

Вы взяли Вашу характеристику либо из слов Анны Аркадьевны, которая раздражена на мужа, либо из советского фильма, где Гриценко действительно изображает что-то в этом роде. Автор описывает его совсем иначе. Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа. Не говоря уже о том, что он единственный, кроме Левина, кто трудится в романе. И Толстой много раз подчеркивает, что чиновник он дельный.

Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка. Конечно, он мог бы поступить так же, как поступил Вронский с Кити, но это противоречило его принципам.

В ответ я прочел:

//Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа.//

Довольно спорный тезис, я считаю. Несомненно, нужно изначально запастиcь симпатией ко всем обманутым мужьям, чтобы затем распространить ее и на Каренина. Назвать Каренина самой страдающей фигурой романа можно с большими оговорками. Несомненно, он страдает, но уж слишком своеобразно: он только хочет "отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни".

Нарциссизм, незрелость, эгоизм - вот что питает эти т.н. страдания. Человек, послушный церкви, но в душе не христианин. Футляр от христианина. А шантаж ребенком - вообще низость. Но что можно ожидать от футляра?

//Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка //

NB. Дело в том, что мадам, убедившись в моей непреклонности, в итоге постирала свои комменты, поэтому мне приходится их выуживать из почтовых извещений.

Мой ответ:

Именно так прикрываются статусные браки. Какая там честь может быть? Женился на молодой провинциальной красотке, которую не стыдно показать в свете (приложение к его статусу), потому что был уверен, что сможет полностью ее контролировать.

Откуда Вы это взяли? Где это написано? Давайте придерживаться текста романа и позиции автора. Ведь сюжет этот можно рассказать и с точки зрения гвардейского офицера, и с точки зрения Бетси Тверской, и с точки зрения Долли. И это все будут разные истории.

Алексей Александрович - сирота, как и Анна, человек небогатый, всего достигший упорным трудом и исключительными способностями и страшно одинокий. Перед тем, как сделать предложение, он долго колебался, и в этих его размышлениях нет совершенно ничего о "статусном браке". Он абсолютно ничем не заслужил такого горя, какое обрушилось на него.

Анна Аркадьевна пользуется в доме Каренина полнейшей свободой, никто ее не контролирует. Соблюдение внешних приличий - минимальная цена за эту свободу.

Где Вы вычитали "шантаж ребенком"? Шантаж - это когда чего-то требуют взамен. А он чего требует? Он просто прекрасно видит, что Анне Сережа не нужен, как не нужна ей ее дочь от Вронского, как ей вообще не нужны дети, что при своей беспорядочной жизни она не сможет толком воспитать его, сам же он относится к воспитанию сына весьма серьезно и основательно.

Как же Вы не видите, что Каренин, помимо Левина, - единственный герой романа, способный на нравственные мучения? Да, ситуация безвыходная, мучаются все трое, но Анна и Вронский мучаются неудобством своего положения, и только Каренин решает экзистенциальные вопросы бытия.

Л.Н. Толстой написал роман в 1873-1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни России происходили существенные изменения, ко­торые распространялись и на бытовые, семейные отноше­ния, религиозные верования. Основное внимание в рома­не уделено повседневной жизни персонажей из различных слоев: дворян и чиновников.

Алексей Александрович Каренин - один из главных ге­роев книги. Роман базируется на любовной истории, и Толстой подробно описывает внешность героев. У Каренина было петербургски свежее лицо, самоуверенная фигура, не­много выдающаяся спина. При ходьбе он ворочал всем тазом и тупыми ногами. Круглая большая шляпа опира­лась на уши. Зябкие и костлявые ноги он завертывал пушистым одеялом. При улыбке открывались «неувядаю­щие белые зубы». Голос тонкий.
Алексей Александрович и его брат росли сиротами. Отца они не помнили, а мама умерла, когда Алеше было десять лет. Состояние было маленькое. Их воспитал дядя, важный чиновник.

Гимназию и университет Алексей окон­чил с медалями и «с помощью дяди тотчас стал на вид­ную служебную дорогу». Брат умер.

Во время его губернаторства тетка Анны интригами по­ставила его в такое положение, что он якобы скомпроме­тировал девушку и должен на ней жениться. Каренин после долгих колебаний сделал предложение и «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Над креслом в его кабинете висел овальный портрет Анны, прекрасно сделанный знаменитым художником.

В Петербурге Каренин «занимал одно из важнейших мест в министерстве». Работал Каренин очень много. «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». «Он держался строжайшей акку­ратности». Работал «без поспешности и без отдыха». Ка­ренин отличался упорным честолюбием, сдержанностью, честностью, самоуверенностью. В работе стремился к со­кращению переписки, экономности. Анна отметила, что «...соображения родства не могут остановить его в выс­казывании своего искреннего мнения». Л.Н. Толстой с юмором пишет: «В голове его нарождалась капитальная мысль, долженствующая распутать все это дело, возвысить его в служебной карьере, уронить его врагов и потому принести величайшую пользу государству».

Служебную деятельность Каренина автор иллюстриру­ет делами об орошении Зарайской губернии и об инород­цах. Оба дела навлекли на Каренина неприятности по службе. Хотя Каренин и получил Александра Невского, восходящее служебное движение прекратилось. Но Каре­нин, желая приносить пользу, готовит один за другим про­екты: о причинах дурного состояния русских финансов; «по всем отраслям управления, указывая на средства к ис. правлению ошибок*.

Основательно Каренин отнесся и к воспитанию сына: прочел несколько книг по антропологии, педагогике, дидактике, составил план воспитания, пригласил лучшего педагога. Но искренности и доверия в отношениях с сы­ном так и не достиг. Ежегодно он с открытием весны и до июля выезжал на воды за границу поправлять свое здоровье. Каренин следил за всем «замечательным... в ум­ственной сфере». Его интересовали книги политические, философские, богословские, но он считал своим долгом зна­комиться и с поэзией, искусством. В театре у Карениных была ложа.

Алексей Александрович делал карьеру не без помощи кружка Лидии Ивановны. Жена посланника говорила о Каренине, что таких государственных людей мало в Ев­ропе. Княгиня Бетси удивлялась ясности и точности мыш­ления Каренина. В беседе со знаменитым путешественни­ком он поразил глубиною знания предмета. Адвокат при­знается Каренину: «Знаю вас и вашу полезную деятельность, как и всякий русский».

Оправдывая свою любовь к Вронскому, Анна обвиняет мужа, что он восемь лет душил ее жизнь, называет его министерской машиной и бесчувственным. Это обвинение, во-первых, странно слышать от женщины, которая сама упорно добивалась замужества с гораздо более старшим по возрасту Карениным. Во-вторых, эмоции Каренина силь­ны, но он сдерживает их проявление. Вспомним только один характерный в этом смысле эпизод, когда Анна объявила ему о своих отношениях с Вронским и заплакала. Алексей Александрович сдержался и «с привычной учти­востью простился с ней».

Каренин полюбил дочь Вронского и Анны и после смер­ти жены забрал ее у Вронского. После рождения девочки Каренину «досадно было на жену за то, что она не забо­тилась об этом прелестном ребенке». Он даже сначала со­гласился полностью на все условия Анны, которые дадут ей счастье. Но Анна не потребовала развода и уехала с Вронским за границу. Каренин был готов поступиться своими принципами. «Чувство собственного достоинства и уважение к религии не позволяли ему принять на себя об­винение в фиктивном прелюбодеянии и еще менее допус­тить, чтобы жена, прощенная и любимая им, была ули­чена и опозорена». Жене, по смыслу закона церкви, «не может быть брака, пока муж жив».

Каренин постоянно заботился, чтобы к пятнадцатому числу передавались деньги жене на расходы.

После измены Анны Каренин утратил любовь к сыну. Ему так казалось. Но он заботился о нем, о его воспита­нии. Каренин стал уделять больше внимания религии, христианству. Он всегда верен своему слову. Когда напо­ристый Облонский уговорил-таки его приехать в гости, Каренин уныло ответил: «Я обещал и приеду».

У внимательного читателя складывается сочувственное отношение к Каренину. Его ум, образованность, честное отношение к работе, административный опыт, тактич­ность, чувство долга вызывают у нас уважение. Идеаль­ных людей нет. Не стоит акцентировать внимание на мел­ких недостатках Каренина.

    После окончания работы над “Войной и миром” Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно. Толстой все больше и больше ощущал...

  1. Новое!

    В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна...

  2. "Анна Каренина" - одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней,...

    Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. «Анна...