28 августа день успения пресвятой богородицы. О запретах на праздник успения пресвятой богородицы

Расписание Богослужений

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери. Мчч. Адриана и Наталии.

8:00 – Часы. Божественная Литургия.



Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 1

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви.

Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. – сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице.

Один из них – Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Святой Амвросий, говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает дивные душевные качества Пресвятой Богородицы:

– Она Дева не только по плоти, но и по духу: смиренна сердцем и не тороплива в речи; слова Ее полны Божественной мудрости; Она почти постоянно в чтении святого Писания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, говоря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что ни видела, покрывала Своею любовью; из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства, – благости и незлобия.

Так говорит святой Амвросий. Описание святости душевной и внешнего вида Богоматери встречаем также у Епифания и Никифора:

– Во всяком случае Она сохраняла досточтимую сановитость и постоянство; говорила очень мало, только о необходимом и добром, – слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь. Рост Ее был средний; цвет лица, как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминавшие масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; уста, подобные цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чужда всякого потворства, являя, в то же время, пример высочайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких искусственных украшений, как о том говорит сохранившийся доселе покров Ее главы, – словом, во всем у Ней проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать.

Так повествуют Никифор и Епифаний о душевном и телесном образе Пресвятой Богородицы во время жизни Ее на земле.

Теперь же о Матери Божией, водворившейся в небесных обителях и стоящей одесную престола Божия, могут поведать только небесные духи, да души праведных, предстоящие Богородице и наслаждающиеся лицезрением как Бога, так и Пречистой Девы; они лишь могут сказать нам о Ней, как того требует Ее святость. Мы же, славя Отца, Сына и Святого Духа, Бога единого в Троице, славим по Бозе и Его Пречистую Матерь, и Ей, от всех родов славимой и блажимой во веки, поклоняемся усердно.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Праздник Успения Богородицы - 28 августа (15 августа по старому стилю) относится к двунадесятым непереходящим и отмечается каждый год в один и тот же день.

Одной из особенностей праздника Успения Пресвятой Богородицы является то, что его предваряет пост. Успенский пост не очень продолжительный – с 14 по 27 августа, однако по строгости он уступает только Великому посту . Установлен он в честь Пресвятой Богородицы, Которая на протяжении всей своей жизни усердно постилась и молилась Богу. Основу постного стола составляют овощи и фрукты, растительное масло разрешается только по субботам и воскресеньям. 19 августа – в праздник Преображения Господня – разрешается вкушение рыбы, растительного масла и вина, даже если это среда или пятница.

Вообще на период поста приходится сразу два больших церковных праздника. Так, в самом начале его – 14 августа, в день празднования Происхождения честных древ Креста Господня , – во всех православных храмах освящают мед. Собственно поэтому этот день в народе называют первым, или Медовым Спасом . 19 августа, в день Преображения Господня, в храмах освящают виноград и яблоки, поэтому этот день еще называют Яблочным Спасом .

После Вознесения Христа Матерь Божия жила на земле и, скорее всего, еще достаточно долго. Всё, что мы знаем об этом времени, сохранилось только в Предании Церкви. Сколько Богородица прожила до Своего успения, доподлинно не известно. Некоторые исследователи полагают, что около десяти лет, другие говорят о двадцати двух годах. Свои дни Она проводила в доме святого апостола Иоанна Богослова, который, по обетованию Самого Господа, должен был заботиться о Ней как родной сын. Однако не только для него Богородица была духовной Матерью: все апостолы (а позднее и все верующие вообще) стали почитать Ее как свою Матерь. Вместе с Пречистой апостолы молились Богу, слушали Ее рассказы об Иисусе Христе.

Известно, что когда проповедь о Спасителе распространилась на соседние с Израилем земли, послушать рассказы Божией Матери приходили верующие из других стран. Помимо молитв и бесед с апостолами и другими христианами Она также любила посещать места Иерусалима, связанные с земной жизнью Своего Сына: Голгофу, Гроб Господень, гору Елеон. В этих местах Богородица также усиленно молилась и просила Христа взять Ее поскорее к Себе. В один из таких дней, на Елеонской горе, Богородице явился архангел Гавриил и, как некогда возвестил Ей о рождении Спасителя, теперь принес весть о Ее скором успении.

Вестник Божий явился Богородице с финиковой ветвью в руках (символ райского сада) и сказал, что через три дня Она покинет этот мир. Услышав такое, Пречистая обрадовалась, рассказала все Иоанну Богослову и стала готовиться к кончине. Она также пожелала увидеться со всеми апостолами, однако их в тот момент не было в Иерусалиме, так как они проповедовали в разных землях. Произошло чудо – Господь Своей силой перенес всех учеников, кроме апостола Фомы, в Иерусалим.

Далее произошло одно важное событие. Узнав, для чего они оказались все вместе в святом городе, апостолы опечалились, однако Матерь Божия утешила их. Она обещала, что после Своей земной смерти будет всегда предстоять перед Христом и молиться за всех христиан. Именно на этом свидетельстве основана вера Церкви, что Богородица постоянно молится за всех христиан перед Своим Сыном.

По Преданию Церкви, в момент кончины Божией Матери комнату, где находились все собравшиеся, осиял яркий свет. В этом небесном свете, в окружении ангелов, явился Сам Христос, Который и принял душу Своей земной Матери. Когда апостолы несли тело Пречистой Девы ко гробу, за ними шло множество простого народа. Иудейские учителя – первосвященники и книжники – пытались разогнать толпу, однако это никак не удавалось сделать: шествующих Своей невидимой силой оберегал Сам Христос.

Известен эпизод, когда один из иудейских священников по имени Афоний подбежал к одру Божией Матери и попытался его перевернуть. В этот момент невидимый ангел отрубил Афонию обе руки. Пораженный таким происшествием, священник раскаялся в своем намерении, после чего апостол Петр его исцелил. Как заранее попросила Богородица, апостолы похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманском саду – во гробе, где были захоронены Ее родители и Иосиф Обручник.

В момент похорон произошло немало чудесных событий, которые еще раз засвидетельствовали необычность происходящего. Так, предание доносит до нас историю о том, как от прикосновения к ложу Матери Божией прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы, исцелялись другие недуги. Спустя три дня после успения Богородицы в Иерусалим пришел апостол Фома. Узнав, что он не успел ко дню погребения, апостол опечалился. Встретившись с другими апостолами, Фома попросил их показать ему гроб Пречистой. Когда все пришли ко гробу и отвалили камень, оказалось, что тела Божией Матери там нет, а лежит только Ее плащаница.

Апостолы удивились, не увидев тела Богородицы, и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что произошло. Вечером же, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов. Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь. Окруженная ангельскими силами, она была вся в сиянии небесного света.

По Преданию Церкви, Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Таким образом, Она еще раз пообещала молиться за всех христиан. Апостолы обрадовались, увидев Матерь Божию, и ответили: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Как учит Православная Церковь, Христос воскресил Своей силой Пречистую, взял Ее к Себе в Небесное Царство и поставил выше всех ангельских чинов.

Икона Успение Богородицы

Традиционно на иконе Успения Богородицы пишется сразу целый ряд лиц и сюжетов. Центр образа – изображение ложа (одра), на котором лежит усопшая Божия Матерь, перед Ней фронтально пишется фигура Иисуса Христа, Который держит в Своих руках душу Богородицы.

Душа Пречистой изображается в виде ребенка в белых пеленах. По бокам от ложа, справа и слева, расположены плачущие жены и апостолы. На некоторых иконах рядом с ложем Богородицы также пишутся фигуры предстоящих пред Ней ангелов.

Справа от ложа (в ногах у Божией Матери) пишется святой апостол Павел, а слева (у изголовья) – святой Петр. Эти апостолы возглавляют всю группу людей, стоящих у одра Богородицы.

В верхней части образа еще раз изображены фигуры апостолов, которые восседают («путешествуют») на облаках. Также вверху находятся парящие в небесах ангелы. Все это символизирует Царство Небесное.

Вознесение Богородицы изображается в центре верхней части иконы Успения. Здесь Матерь Божия пишется в круге (по традиции – в голубом) Славы Божией, который с двух сторон поддерживают летящие ангелы. Этот сюжет иконографии основан на отрывке из толкования праздника Успения святым Андреем Критским: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию»

Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.

"О Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, не рук отворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение! О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе,и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди,благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя о ран и, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания с нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же - Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний. О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплошагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь".

Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы

Глас1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2. В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание. Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Задостойник, глас 1. Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Праздников, посвященных Пресвятой Богородице, в православном христианстве довольно много. Однако есть среди них главный - это Успение. Отмечается оно 28 августа.

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников . Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Тайный смысл праздника Успения

Этот день посвящен уходу из земной жизни Девы Марии. Этот день считается радостным, поскольку Богородица, наконец, смогла встретиться с сыном после его мучительной смерти на кресте. И верующим людям церковь велит разделить эту радость воссоединения, ведь когда мать теряет сына — это худший день в ее жизни. Но Богородица была не простой матерью, а потому знала, что очередная встреча не за горами.

Перед кончиной к ней явился божий посланник — архангел Гавриил. Она жила в Иерусалиме. Во время очередной молитвы ангел рассказал ей о том, что ее земной путь подходит к концу. Он возвестил, что Иисус Христос, и все ангелы, и другие создания божьи примут ее в царствие свое, чтобы она вечно правила Небесами с Сыном своим, Отцом и Святым Духом.

Успение переводится как «смерть», но на самом деле это была не смерть, а переход в тот мир, в котором Деве Марии было уготовлено место давным-давно. Иисус Христос принял ее в лучший мир, где нет ни гонений, ни зла, ни беспорядка.

С этим праздником связано одно интересное событие. В своих молитвах Богородица просила о встрече с апостолами. Они чудесным образом собрались около нее для погребения тела из разных частей мира. Как говорит предание, затем Богородица скончалась, увидев яркий свет и стоящих перед ней ангелов и своего возлюбленного сына. Что самое примечательное, тело так и не было найдено. Считается, что Иисус Христос забрал свою мать, не оставив миру ее тела, сразу вознеся на небеса.

Сам праздник стал отмечаться лишь в 5-6 веках, изначально став днем памяти и печали, однако впоследствии смысл празднества был изменен.

Традиции и приметы Успения Богородицы 28 августа

Из года в год церковные и народные традиции данного праздника неизменны. Отмечается он всегда в один и тот же день, завершая Успенский пост (14-27 августа). Помимо этого, завершается летний период, так то многие традиции связаны с приближением осени:

  • Если на Успение Господне на улице хорошая погода, то нас ждет приятная зима и хороший урожай на будущий год. Плохая погода — это очень негативная примета, говорящая о том, что будущий год будет ненастным в плане погоды.
  • В этот день запрещено вставлять острые предметы в землю, ибо земля — это олицетворение Матушки Заступницы.
  • Люди в этот день не переедают и не злоупотребляют вредными привычками. Они чтят память о Богородице и ведут смиренный образ жизни, избегая всего плохого.
  • Конечно же, все верующие стараются посетить храм Божий для участия в литургии. Многие ставят свечи за упокой и за здравие близких 28 августа каждый год. Принято также исповедоваться в грехах и причащаться.
  • Дома люди читают молитвы перед иконами Богородицы, отдавая таким образом дань памяти самой светлой матери из всех. Женщины стараются стать лучше, прося в молитвах Бога дать им сил и терпения.
  • Этим днем открывается бабье лето — последние нотки тепла будут витать в воздухе примерно пару недель.
  • После Успения обычно собирают оставшийся урожай и начинают подготовку к зимнему периоду.
  • Всем этим традициям уже больше тысячи лет. Успение является одним из самых древних праздников в христианстве наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Люди всегда ждут 28 августа, ибо в этот день расцветает душа и открываются глаза на окружающий нас мир.

    Если вы не сможете посетить храм, прочтите молитву под названием «Богородице, дево, радуйся » перед любой иконой Богородицы. Очистите свой разум и посвятите пару минут Богу, подарив свое внимание. В конце произнесите величание: «Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

    Лучше всего совершать молитвы перед иконой Казанской Божьей Матери . Естественно, что это не строгое и даже вовсе не правило, но остальные иконы имеют узконаправленный смысл, а Казанская является более привычной и универсальной для православных христиан. Чтите традиции данного праздника. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

И все православные отмечают 28 августа Успение Пресвятой Богородицы - грустный и вместе с тем радостный праздник. Деву Марию забрал Господь на Небо, чтобы Она могла защитить всех обиженных и обездоленных. Она и сейчас внимает всем мольбам, обращённым к Ней и выступает милостивой заступницей грешных людей перед Всевышним. Как же Она умерла? Какое значение имеет Её Успение для всех нас? И как правильно встретить этот торжественный и такой необычный день?

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа: история праздника

После распятия и чудесного Воскресения Христа Дева Мария жила в Иерусалиме. О ней заботился один из учеников Иисуса, апостол Иоанн, как поручил ему его Учитель. Она ходила на Голгофу и ко Гробу Господню, все дни проводя в молитвах. Успение пресвятой Богородицы произошло мирно и тихо.

  • Архангел Гавриил явился к Марии во время Её молитвы и возвестил Ей о том, что через три дня Она упокоится. При этом он вручил Ей ветвь финиковой пальмы, которую при погребении несли перед гробом. Так что Дева смогла приготовиться к концу своего земного пути: она попрощалась с родственниками, оставила распоряжения по имуществу и горячо молилась перед смертью.
  • В момент смерти в той горнице, где была Мария, внезапно просиял яркий свет, и Она скончалась.
  • Все апостолы чудесным образом в этот день собрались в Иерусалиме (об этом просила накануне своей смерти сама Богородица в своих молитвах ко Христу), они и провожали Пресвятую в последний путь Её земного существования.
  • Погребли Богородицу апостолы в гробнице, где уже были упокоены ранее Иоаким и Анна (Её родители) и Иосиф Обручник (Её супруг). Вход в пещеру после погребения завалили камнем.
  • Через три дня в Иерусалим прибыл апостол, который не успел к моменту погребения - это был апостол Фома. Он захотел попрощаться с Богородицей, апостолы проводили его к гробнице, отвалили камень, но тела там не обнаружили: его забрал Господь на Небеса.
  • После этого Богородица явилась к апостолам и возвестила им: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Так закончила свои последние дни земного существования Пречистая Дева Мария. Дату празднования Успения Богородицы установил византийский император Маврикий, правивший в конце VI века.

Значение Успения


О чём рассказывает всем нам этот праздник - Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемый ежегодно 28 августа? Ведь недаром именно ему посвящён двухнедельный Успенский Пост, да и сам он является в череде православных праздников двунадесятым. Действительно, мысли о смерти Девы Марии печальны и светлы одновременно.

Печальны потому, что в этот день покинула грешную землю самая тихая, кроткая, смиренная и добродетельная Дева, какая только могла существовать в этом жестоком мире.

Светлы они оттого, что даже сегодня в минуты скорби и печали мы можем обратиться к Богородице с молитвой, и Она не откажет в помощи - ведь Она Заступница народная, так почитаемая народом.

Таким Успением Господь показал всем людям, насколько важна Пресвятая Богородица, как свято мы должны Её почитать. Поэтому 28 августа задумайся о том, а насколько ты тиха, кротка, добродетельна и как часто ты обращаешься к Деве Марии с молитвами.

Традиции и обычаи на Успение Пресвятой Богородицы


Дева Мария всегда слыла на Руси народной заступницей, а поэтому и праздник Успения Богородицы всегда был чтим и любим. Сегодня возрождаются древние традиции и обычаи, так что 28 августа вспомни, как принято встречать Успение.

  • Богослужение

Богослужение, посвящённое двунадесятому празднику, невероятно трогательно и торжественно. Так что не поленись и сходи с утра в храм. Навряд ли ты выращиваешь хлеб и пожинаешь рожь, но раньше на службу крестьяне несли букеты из пшеничных колосьев для освещения. После Богослужения все молящиеся выходили вместе со священником в поле, где освещалось жнивьё.

  • Что делали на Успение?

На Успение отмечали конец жатвы, поэтому праздник в народе называли Дожинки (Обжинки), то есть дожинали оставшийся хлеб. Вечером выходили всем селом на народные гуляния, пели песни, водили хороводы, провожали лето. Начиная с этого дня, к невестам засылали сватов, потому что осень на Руси была порой свадеб. Особенным на Успение был стол.

  • Что приготовить на Успение Пресвятой Богородицы?

Если соблюдать старые русские традиции, на Успение нужно позвать много гостей и обязательно подать каждому гостю (непременно!) четвертушку водки, а к столу - запечённого петуха, обязательно - яичницу, рыбу в любом виде и даже поросёнка. Вот так отмечают русские люди окончание Успенского Поста.

Смерть лишь в понимании обычных людей означает конец, тьму, остановку… Дева Мария не умерла. Не звучит это слово рядом с её именем. 28 августа ежегодно отмечается один из самых важных и торжественных, входящих в разряд двунадесятых, праздников Русской Православной Церкви - Успение Пресвятой Богородицы. Вся её жизнь - один большой подвиг смирения, терпения и кротости. И даже сейчас она выступает «тёплой заступницей мира холодного», как очень удачно высказался М. Ю. Лермонтов. Недаром она пообещала апостолам: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни…»

28 августа (15 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 11-й седмицы по Пятидесятнице (одиннадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы . Завершение Успенского поста (однако, поскольку сегодня Успенский праздник приходится на среду, день остаётся постным, на трапезе благословляется рыба ). В этот высокоторжественный день не совершается память святых, но празднуется день целого ряда чудотворных образов — икон Божией Матери.

Успение Пресвятой Богородицы . Один из главных православных праздников, на Руси издревле именующийся Богородичной Пасхой. В этот день мы ежегодно вспоминаем блаженную кончину единственной из дев, почитающейся выше всех Небесных сил бесплотных. «Честнейшую херувим» и «славнейшую серафим». Пресвятой Владычицы, которая, по церковному преданию, после погребения была телесно вознесена на Небеса.

На иконах, изображающих Успение Божией Матери, всегда возвышается Христос, держащий на руках младенческую фигурку в пеленах, символизирующую душу Богородицы. Эта детская фигурка являет образ духовного «рождения в смерти».

Как говорит о смысле этого события преподобный Иоанн Дамаскин , «не смертью назову священное Твоё Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь, выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив её от уныния и наполнив её радостью».

Успение Пресвятой Богородицы. Фото: www.pravoslavie.ru

Как особо отметил в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл :

Совершенно не случайно в нашей Церкви все самые главные соборы и обители названы в честь Успения Пресвятой Богородицы. И Киево-Печерская Лавра, и Почаевская Лавра, и главный храм Троице-Сергиевой Лавры — Успенский собор, и Успенский собор в центре Святой Руси, в Кремле, и кафедральные соборы во многих и многих городах наименованы в честь этого таинственного и священного события, стоящего как бы на грани миров видимого и невидимого. Царица Небесная, перешедшая из этой жизни в ту жизнь, всех нас укрепляет в надежде: мы не исчезнем с физической смертью, мы будем жить...

Этот великий двунадесятый праздник завершает не только Успенский пост, но и весь богослужебный год. А потому именно в день Успения все православные христиане с особым благоговением восклицают апостольские слова: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — испрашивая поддержки в новом церковном году.

Также 28 августа празднуется день чудотворного образа Софии, Премудрости Божией (Новгородской) , и чтимых икон Успения Божией Матери: Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI) . Также сегодня празднуется день следующих икон Пресвятой Богородицы, явленных в разные годы: Ацкурской (I), Цилканской (IV), Владимирской-Ростовской (XII), Моздокской (XIII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII), Влахернской и Бахчисарайской .

Поздравляем всех православных христиан с высокоторжественным праздником Успения Божией Матери! Пресвятая Богородица, помогай нам!