Раритетные фотографии руаля амундсена - первого человека достигшего южного полюса.

Амундсен (Amundsen) Руаль (1872-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-06). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1910-12). Первым достиг Южного полюса (14.12.1911). В 1918-20 прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом м. во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен Руал. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске (1903-1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне "Фрам" (1910-1912). Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен рассказывал, что решил стать полярным путешественником в пятнадцать лет, когда прочитал книгу Д. Франклина об экспедиции 1819-1822 годов, целью которой было найти путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Но только в двадцать два года юнгой Амундсен впервые ступил на борт судна. В двадцать шесть он впервые зимовал в высоких широтах.

Он был участником бельгийской антарктической экспедиции. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок.

Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Нансена, купил небольшую яхту "Йоа" и приступил к подготовке собственной экспедиции. Он хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом. И три года тщательно готовился к этому путешествию. Он приглашал в свои путешествия людей от тридцати лет, и каждый, кто шел с ним, знал и умел многое. На "Йоа" их было семеро, и в 1903 - 1906 годах они осуществили за три года то, о чем человечество мечтало в течение трех столетий.

Через пятьдесят лет после так называемого открытия Северо-Западного прохода Мак-Клуром, Амундсен первым обогнул на яхте Северную Америку. От Западной Гренландии он, следуя указаниям книги Мак-Клинтока, повторил сначала путь несчастной экспедиции Франклина. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Но, учтя гибельную ошибку Франклина, Амундсен обогнул остров не с западной, а с восточной стороны - проливами Джемс-Росс и Рей - и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретил китобойные суда, прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско.

Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама". Нансен одолжил ему свое судно. Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха... я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Горные вершины, возникавшие перед ними в ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена. А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

7 декабря 1911 года они прошли самую южную точку, достигнутую до них: три года тому назад партия англичанина Шеклтона достигла широты 88°23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 километров.

17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику - Скотту. Все путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. Приведем имена первооткрывателей Южного полюса: Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд, Руал Амундсен.

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолете к Северному полюсу от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом он планировал организовать трансарктический перелет. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. Впоследствии Элсуорт не только финансировал воздушные экспедиции знаменитого норвежца, но и сам участвовал в них. Были приобретены два гидроплана типа "Дорнье-Валь". Пилотами были приглашены известные норвежские летчики Рисер-Ларсен и Дитрихсон, механиками - Фойхт и Омдаль. Обязанности штурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участники экспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицбергене.

21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом - Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. Примерно в 1000 километров от Шпицбергена мотор самолета Амундсена стал давать перебои. К счастью, в этом месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось идти на посадку. Сели сравнительно благополучно, но взлететь уже не смогли. Положение казалось безнадежным. Сразу после аварии Амундсен тщательно подсчитал все, что у них было, и установил жесткий паек.

Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило, и они решили взлететь. Летели они, как выразился Амундсен, "имея ближайшим соседом - смерть". В случае вынужденной посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная смерть.

Встреча в Норвегии была торжественной. Их встретили толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он был национальным героем.

В 1925 году Элсуорт купил дирижабль, получивший название "Норге" ("Норвегия"). Руководителями экспедиции на Северный полюс были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был приглашен на должность капитана. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев.

8 мая 1926 года к Северному полюсу стартовали американцы. На борту самолета, получившего название "Жозефина Форд", вероятно, в честь жены Форда , финансировавшего экспедицию, находились только двое: Флойд Беннетт в качестве пилота и Ричард Бэрд в роли штурмана. Через 15 часов они благополучно вернулись, совершив полет до полюса и обратно. Амундсен поздравил американцев со счастливым завершением полета.

В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, "Норге" взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом.

Возвращение путешественников было триумфальным. 12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген.

24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле "Италия" достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня из Бергена на спасение экипажа "Италии" вылетел Амундсен. После 20 июня его самолет пропал без вести.

Он первым достиг Южного полюса и первым совершил перелет из Европы в Америку (Шпицберген - Аляска); он первым на яхте "Йоа" с севера обошел Америку и первым проследовал вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, после того как на судне "Мод" в 1918-1920 годах обогнул с севера Европу и Азию.

«Целые дни и ночи мы находились под давлением страшного пресса. Шум ледяных глыб, бившихся и ломавшихся о борта нашего судна, становился часто так силен, что почти невозможно было разговаривать. И тут… нас спасла изобретательность доктора Кука. Он тщательно сохранял шкурки убитых нами пингвинов, и теперь мы изготовили из них маты, которые вывесили за борта, где они значительно уменьшали и смягчали толчки льда» (Р. Амундсен. Моя жизнь. Глава II).

Не было, пожалуй, в истории более «заколдованного» морского пути, чем Северо-Западный проход. Сотни мореплавателей начиная с Джона Кабота в конце XV в. пытались найти путь в Азию в обход Северной Америки, но безуспешно. Эти попытки нередко заканчивались трагически. Достаточно вспомнить плавание Генри Хадсона (Гудзона) в 1611 г. и экспедицию Джона Франклина в 1845 г. Роберт Макклюр, один из тех, кто искал Франклина, в 1851 г. открыл недостающее западное звено водного пути из Атлантики в Тихий океан, однако преодолеть весь Северо-Западный проход еще долго никому не удавалось.

Норвежец Руаль Амундсен в детстве прочел книгу о гибели экспедиции Джона Франклина и уже тогда принял решение стать полярным исследователем. Он шел к своей цели уверенно, зная, чего хочет и как этого добиться. Это и стало секретом его удивительных свершений. Для начала он поступил матросом на парусник, чтобы пройти все ступени на пути к диплому капитана.

В 1897 г. Бельгия организовала экспедицию в Антарктику. Поскольку в самой Бельгии полярников не нашлось, в состав экспедиции вошли ученые из других стран. Амундсен же был в ней первым штурманом. Экспедиция провела некоторое время у Огненной Земли, а затем направилась к Антарктическому полуострову. Но там корабль застрял во льдах, пришлось зимовать, к чему путешественники оказались совершенно не готовы. Быстро кончилось горючее, с холодом и мраком в души людей вползли ужас и отчаяние. А еще этот жуткий треск - лед, подобно удаву, сжимал судно. Двое сошли с ума, все страдали цингой. Начальник экспедиции и капитан тоже были больны и не вставали с постелей. Вполне могла повториться история с экспедицией Франклина.

Всех спасли Амундсен и судовой врач, американец Фредерик Кук. Во-первых, помня о том, что в здоровом теле здоровый дух, они добыли несколько тюленей и начали кормить больных тюленьим мясом. И это помогло: больные поправились, дух их окреп. По свидетельству Амундсена, доктор Кук, храбрый и никогда не унывавший человек, стал главным спасителем экспедиции. Именно он предложил просверлить во льду несколько десятков отверстий - по прямой от носа корабля - и заложить в эти отверстия динамит. Зимний взрыв ничего не дал, но летом лед треснул как раз по этой линии и корабль вышел на чистую воду. После более чем годового пребывания в ледяном плену экспедиция вернулась в Европу.

Через год Амундсен получил шкиперский диплом. Теперь он мог готовиться к самостоятельной экспедиции. Он собирался преодолеть Северо-Западный проход, а заодно определить положение магнитного полюса. Для этого Амундсен купил маленькую одномачтовую яхту «Йоа». Если уж 39-метровый «Фрам» с его 400-тонным водоизмещением считался маловатым для дальнего плавания, что тогда говорить о судне Амундсена длиной 21 м и водоизмещением 48 т? Но Амундсен рассуждал так: основными проблемами для всех, кто пытался покорить Северо-Западный проход, были тяжелые льды, закупоривающие проливы, и малые глубины. У большого корабля шансов прорваться мало, в отличие от яхты с малой осадкой. Впрочем, имелась и еще одна причина для такого выбора: Амундсен не располагал значительной суммой.

Норвежец установил на яхте 13-сильный керосиновый двигатель; кроме того, она была снабжена парусами. Совершив в 1901 г. пробное плавание в Баренцево море, Амундсен остался доволен своим кораблем. В июне 1903 г. «Йоа» вышла на запад. Команда состояла всего из семи человек, включая самого Амундсена. Забавно, но к моменту отплытия он не смог расплатиться с кредиторами, поэтому команда пробралась на борт судна ночью, тайком, и так же скрытно «Йоа» покинула порт.

После того как норвежцы пересекли Атлантику и вошли в море Баффина, они сделали остановку в Годхавне на острове Диско. Здесь на борт погрузили 20 собак, о доставке которых Амундсен договорился с датской торговой компанией. Далее путь лежал на север, к стоянке шотландских китобоев Далримпл-Рок, где были пополнены запасы горючего и продовольствия. «Йоа» обогнула остров Девон и вошла в пролив Ланкастер. Преодолев его, она достигла небольшого острова Бичи. Амундсен провел магнитные наблюдения, чтобы определить направление, в котором находится магнитный полюс. Приборы показали - на западном побережье полуострова Бутия.

На пути к полуострову - вокруг острова Сомерсет через пролив Пил - норвежцев ждали серьезные испытания. Сначала «Йоа», проходя чрезвычайно сложный участок, наткнулась на подводную скалу. И тут внезапно налетел шторм. Казалось, последует еще один удар о скалы, на этот раз смертельный, но огромная волна подхватила суденышко и перенесла через риф. После того столкновения «Йоа» едва не лишилась руля. А однажды вечером, когда яхта остановилась у небольшого острова и все собирались спать, раздался истошный крик: «Пожар!». Горело машинное отделение.

С огромным трудом удалось залить все помещение водой. Счастье команды, что не произошел взрыв. Уже у самого полуострова Бутия корабль попал в страшный шторм, продолжавшийся четверо суток. Амундсену удалось маневрировать таким образом, чтобы «Йоа» осталась на плаву и не была выброшена на берег. Между тем уже шел сентябрь, быстро приближалась полярная ночь. Место для зимовки нашли на южном берегу острова Кинг-Уильям, в тихой бухте, со всех сторон окруженной холмами. Амундсен писал, что о такой бухте можно только мечтать. А ведь совсем недалеко отсюда разыгрались финальные сцены трагедии с Джоном Франклином в главной роли. К слову, останки нескольких участников британской экспедиции норвежцам удалось отыскать и захоронить.

Все необходимое, включая научное оборудование, было выгружено на берег. Построив теплый дом, обсерватории и установив приборы, норвежцы сделали также помещения для собак. Теперь следовало обеспечить себя пищей на зиму. Начали охотиться на оленей и вскоре настреляли целую сотню. Амундсен отмечал, что участники последней экспедиции Франклина погибли главным образом от голода - и это в местах с удивительным изобилием зверя и рыбы!

Во время охоты путешественники встретили эскимосов. Между ними быстро установились хорошие отношения. Эскимосы всем племенем перекочевали к зимовью норвежцев и поселились рядом. Всего пришло до 200 человек. Амундсен предвидел подобное развитие событий и захватил с собой множество товаров для меновой торговли. Благодаря этому ему удалось собрать замечательную коллекцию предметов эскимосского быта. Магнитные измерения и другие научные исследования задержали Амундсена на этом месте еще на один год. И все же в августе 1904 г. он на лодке отправился обследовать узкий пролив Симпсон, отделяющий остров Кинг-Уильям от материка.

А в августе следующего года этим проливом двинулась «Йоа». Ни один корабль до тех пор не плавал еще в этих водах. Три недели судно буквально ползло вперед, моряки беспрестанно бросали лот и отыскивали проход среди бесконечных скал и отмелей. Однажды киль корабля от дна отделял всего один дюйм воды! И все-таки прорвались. Когда моряки преодолели узкие извилистые проливы между материком и островами Канадского архипелага и вышли в море Бофорта, далеко впереди они увидели паруса. Это было американское китобойное судно «Чарль Ханссон», пришедшее из Сан-Франциско через Берингов пролив. Выходит, окончание пути совсем рядом, а вместе с ним и победа! Норвежцы не подозревали, что им понадобится еще целый год на преодоление последнего этапа. Лед становился все гуще, затем тверже, наконец 2 сентября «Йоа» застряла севернее Кинг-Пойнта, у канадского берега. Поражает скорость, с которой Амундсен преодолел расстояние от острова Кинг-Уильям до мыса Кинг-Пойнт: за 20 дней «Йоа» прошла почти 2 тыс. км, и по меньшей мере треть этого пути по узким мелководным проливам.

В своих воспоминаниях Амундсен писал, что задолго до экспедиции он старался приобрести всю имевшуюся литературу о Северо-Западном проходе. Благодаря этому он смог хорошо подготовиться к путешествию. При первом взгляде на карту Канадского архипелага кажется, что самый естественный путь из океана в океан - северный, через проливы Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл и Мак-Клур. Однако как раз на этом пути мореплавателей ждут ловушки. В одной из книг, посвященных поискам Джона Франклина, Амундсен нашел предположение, даже пророчество о том, что настоящий проход будет найден тем, кто изберет более южный маршрут. Так и вышло.

Но вернемся к «Йоа», захваченной в ледовый плен. Самое обидное состояло в том, что Северо-Западный проход был уже пройден. И Амундсен принял решение сообщить миру о своем свершении. Для этого требовалось всего-то добраться до какой-нибудь телеграфной станции. Но ближайшая находилась в 750 км, за горным хребтом высотой 2750 м. В путь отправились в конце октября на нартах, запряженных собаками. В жуткий мороз добрались до реки Юкон, а 5 декабря достигли форта Эгберт, конечного пункта линии военного телеграфа. Амундсен написал около тысячи слов, которые немедленно были отправлены. Но именно в те дни провода на линии лопнули от мороза! Потребовалась неделя на устранение неисправности, после чего Амундсен получил подтверждение, что телеграммы дошли до адресатов. В ответ он получил сотни поздравлений.

В феврале 1906 г. путешественник покинул форт Эгберт и на собачьих упряжках двинулся вдоль торговых станций обратно к «Йоа». В июле лед отступил, и норвежцы без приключений достигли мыса Барроу, прошли через Берингов пролив и в октябре прибыли в Сан-Франциско. Незадолго до этого, в апреле 1906 г., город серьезно пострадал в результате знаменитого землетрясения, самого разрушительного в истории Соединенных Штатов. Амундсен подарил городу свою яхту на память о покорении Северо-Западного прохода.

Огромное напряжение и работа на износ не прошли для путешественника даром: в первые недели после окончания плавания все принимали его за 60- или 70-летнего старика, хотя на самом деле ему было только 33 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Руаль Амундсен, великий норвежский полярник

Другие действующие лица

Фредерик Кук, американский полярник, врач

Время действия

Маршрут экпедиции

Из Европы через Атлантику к Канадскому Арктическому архипелагу, затем на запад узкими проливами между материком и островами

Цель

Преодоление Северо-Западного прохода, научные исследования

Значение

Впервые в истории удалось обойти Северную Америку с севера

2814
  • В - учился на медицинском факультете в университете г. .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от к .
  • На судне «Фрам» отправился в ; высадился в Китовой бухте и на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию .
  • Летом экспедиция вышла из на судне «Мод» и в достигла .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: - - .
  • В во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший на гидросамолёте «Латам», погиб в .

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года - ). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования . В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят . Подобно , Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

Северо-западный морской путь

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из в вокруг арктических побережий . Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную «Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с , которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из - Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- путешествие в Игл-Сити на , где находилось ближайшее соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали , и , а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Амундсену 40 лет, он читает доклады в и по всей , его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект - покорение . План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в . Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года - , дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Но планы Амундсена были разрушены, когда приходит известие о том, что два американца - Фредерик Кук в апреле и Роберт Пири в апреле - покорили Северный полюс. Амундсен меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на . В то время всем было известно, что англичанин также готовился к своей второй попытке достигнуть Южного полюса. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако цель предстоящей экспедиции норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Такие условия были продиктованы тем, что была сильно зависима от экономически, а главное - политически.

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

По возвращении из Антарктики Амундсен приступил к организации давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако начавшаяся помешала ему. Всё-таки к лету г. экспедиция была снаряжена и в июле покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне «Мод» («Maud»). Амундсен предполагал пройти вдоль берегов Сибири , который на западе принято называть Северо-Восточным проходом, а затем вморозить корабль в лёд и превратить его в дрейфующую научную станцию. Экспедиция была загруженным инструментами для исследований, изучения земного магнетизма и являлась на тот момент наиболее оснащённой из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 г. были очень тяжёлыми, судно продвигалось медленно, то и дело застревая во льдах. За , который обогнули , льды окончательно остановили судно, и пришлось готовиться к зимовке. Только через год, г., «Мод» смогла продолжить путь на восток, но это плавание длилось всего 11 дней. Вторая зимовка у острова Айон заняла десять месяцев. Летом г. Амундсен привёл судно в посёлок на Аляске.

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к . Когда в г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных , способных взлетать с воды и со льда.

Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом в Бунне- , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после её смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту «Йоа», «Фрама» или «Мод».

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. в году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Сочинения

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем , зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно "Магдалена", совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля "Бельжика" совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Амундсен пересек Атлантический океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, далее - в пролив Ланкастера. Через лабиринт островов канадского побережья судно медленно двигалось к цели сквозь плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье. К концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма вблизи Северного полюса, что позволило произвести точные научные наблюдения. В гавани, названной "Йоа", Амундсен с командой пробыл два года, построив наблюдательные пункты, оборудованные точными измерительными приборами. Результаты изучений дали большую работу многим ученым на 20 лет вперед. В это время Амундсен изучил быт эскимосов и научился управлять собачьими упряжками.

В августе 1905 года научная работа закончилась, и судно "Йоа" продолжило свой путь между Атлантическим и Тихим океанами. Через три месяца следования экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан‑Франциско, - Северо‑Западный проход был впервые пройден.

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года Руаль Амундсен отправился в Антарктику на "Фраме" - знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время подготовки экспедиции стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовится к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть на полюс первым, тщательно скрывая свой замысел и от норвежского правительства, так как он опасался, что из‑за экономической и политической зависимости Норвегии от Великобритании его экспедиция к Южному полюсу будет запрещена. Об экспедиции Амундсена к Южному полюсу, мир узнал, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма об этом настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса . Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне "Мод" Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле "Норье" ("Норвегия").

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая - Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час. Во время перелета на Северный полюс были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Маршрут "Норвегии" был проложен над неизвестными ранее территориями - последние белые пятна на карте мира были заполнены.

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета "Латам" вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле "Италия". Через три часа "Латам" потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом норвежскому путешественнику.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(16 июля 1872 - 18 июня 1928 гг.)
норвежский путешественник, исследователь полярных стран

Прошел впервые северо-западным проходом от Гренландии к Аляске на шхуне "Иоа" (1903-06 гг.). В 1910-12 гг. совершил антарктическую экспедицию на судне "Фрам"; в декабре 1911 г. первым достиг Южного полюса. В 1918-20 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Руаль Амундсен погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Умберто Нобиле.

Его именем названо море Амундсена (Тихий океан, у берегов Антарктиды, между 100 и 123° .з. д.), гора (нунатак в Восточной Антарктиде, в западной части Земли Уилкса, у восточного борта выводного ледника Денмана под 67° 13" ю. ш. и 100° 44" в. д.; высота 1445 м.), американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде (при открытии в 1956 г. станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 г. из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 м. от географического южного полюса.), а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер (расположен на Южном Полюсе Луны, поэтому кратер и назвали именем путешественника Амундсена, который первым достиг Южного Полюса Земли; кратер имеет диаметр 105 км, и его дно недоступно для солнечных лучей, на дне кратера лёд.).

"В нем жила какая-то взрывчатая сила. Амундсен не был ученым, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги".

(Фритьоф Нансен)

«То, что до сих пор ещё неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнётом на сознание большинства людей. Это неизвестное является чем-то, чего человек ещё не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия, каким-то неприятным вызовом к господству над природой».

(Руаль Амундсен)

Краткая хронология

1890-92 гг. учился на медицинском факультете в университете г. Христиания

1894-99 гг. плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 г. совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность

1903-06 гг. впервые прошёл на небольшом промысловом судне «Иоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске

1911 г. на судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта

1918 г. летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 г. достигла Берингова пролива

1926 г. Руаль возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска

1928 г. во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

История жизни

Руаль родился в 1872 г. на юго-востоке Норвегии (Борге , недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет, умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 г. - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Еще в 15 лет Руаль решил стать полярным путешественником, прочитав книгу Джона Франклина . Этот англичанин в 1819-22 гг. пытался отыскать Северо-Западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Участникам его экспедиции пришлось голодать, питаться лишайниками, собственной кожаной обувью. "Удивительно, - вспоминал Амундсен, - что... больше всего приковало мое внимание именно описание этих лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания".

Итак, с 21 года Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. В 22 Руаль впервые ступил на борт судна. В 22 он был юнгой, в 24 уже штурманом. В 1897 году молодой человек отправляется в свою первую экспедицию к Южному полюсу под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша , в команду которого он был принят по протекции Фритьофа Нансена.

Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль "Бельжика" вмерз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. И только один человек обладал, казалось, непоколебимой физической и психологической выносливостью: штурман Амундсен. Следующей весной именно он твердой рукой вывел "Бельжику" из льдов и вернулся в Осло, обогащенный новым бесценным опытом.

Теперь Амундсен знал, чего ожидать от полярной ночи, но это только подстегивало его честолюбие. Следующую экспедицию он решил организовать сам. Амундсен купил корабль - легкое рыболовецкое судно "Иоа" и начал подготовку.

"Любой человек не так уж много умеет, - говорил Амундсен, - и каждое новое умение может ему пригодиться".

Руаль изучал метеорологию и океанологию, научился проводить магнитные наблюдения. Он прекрасно ходил на лыжах и управлял собачьей упряжкой. Характерно, уже позже, в 42 года , он научился летать - стал первым гражданским летчиком Норвегии .

Амундсен хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом, предположительно связывающим Атлантику с Тихим океаном. И 3 года тщательно готовился к этому путешествию.

"Ничто так не оправдывает себя, как затраты времени на подбор участников полярной экспедиции", - любил повторять Амундсен. Он не приглашал в свои путешествия людей моложе тридцати лет, и каждый из тех, кто шел с ним, знал и умел многое.

16 июня 1903 г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту “Иоа” в свою первую арктическую экспедицию . Без особых приключений "Иоа" прошла между арктическими островами северной Канады до того места, где Амундсен разбил зимний лагерь. Провианта, инструментов, оружия и боеприпасов он заготовил достаточно и теперь вместе со своими людьми учился выживать в условиях арктической ночи.

Он завязал дружбу с эскимосами, которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать пеммикан (пищу из высушенного и истолченного тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски , без которых в ледяной пустыне человеку не обойтись.

Такая жизнь - предельно удаленная от цивилизации, ставящая европейца в тяжелейшие, непривычные условия - казалась Амундсену возвышенной и достойной. Он называл эскимосов "мужественными детьми природы". Но некоторые обычаи его новых друзей производили на него отталкивающее впечатление. "Они очень дешево предлагали мне множество женщин", - писал Амундсен. Чтобы подобные предложения не деморализовали участников экспедиции, он категорически запретил своим товарищам на них соглашаться. "Я добавил, - вспоминает Амундсен - что, по всей вероятности, в этом племени должен быть очень распространен сифилис". Это предупреждение подействовало на команду.

Более двух лет Амундсен пробыл у эскимосов, а в это время весь мир считал его пропавшим без вести. В августе 1905 г. "Иоа" отправилась дальше, взяв курс на запад, сквозь воды и области, которые еще не были нанесены на старые карты . Вскоре перед ними открылась широкая гладь залива, образуемого морем Бофорта (теперь залив носит имя Амундсена ). А 26 августа "Иоа" встретила шхуну, идущую с запада, из Сан-Франциско. Капитан-американец был удивлен не менее, чем норвежец. Он поднялся на борт "Иоа" и спросил: "Вы капитан Амундсен? В таком случае я вас поздравляю". Оба крепко пожали друг другу руки. Северо-Западный проход был покорен.

Кораблю пришлось перезимовать еще один раз. За это время Амундсен вместе с эскимосскими китобоями преодолел на лыжах и нартах 800 км и добрался до Игл-Сити , расположенного в глубине Аляски, где был телеграф. Отсюда Амундсен телеграфировал на родину: "Северо-Западный проход преодолен ". К несчастью для путешественника, расторопный телеграфист передал в американскую прессу эту новость раньше, чем о ней узнали в Норвегии. В результате партнеры Амундсена, с которыми был заключен контракт о правах на первую публикацию сенсационного сообщения, отказались заплатить оговоренный гонорар. Так первооткрыватель, переживший неописуемые тяготы в ледяной пустыне, оказался перед полным финансовым крахом, стал героем без гроша в кармане.

В ноябре 1906 г., больше чем через 3 года после отплытия, он вернулся в Осло , чествуемый так же, как когда-то Фритьоф Нансен. Норвегия, год назад провозгласившая независимость от Швеции, видела в Руале Амундсене национального героя. Правительство пожаловало ему 40 тысяч крон. Благодаря этому он смог, по крайней мере, оплатить свои долги.

Отныне первооткрыватель Северо-Западного прохода мог купаться в лучах своей всемирной славы. Его путевые заметки стали бестселлером. Он читает доклады в США и по всей Европе (в Берлине среди его слушателей был даже император Вильгельм II). Но Амундсен не может спокойно почивать на лаврах. Ему еще нет 40, и жизненное предназначение влечет его дальше. Новая цель - Северный полюс .

Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама" . Однако Амундсен не торопился открыто сообщать о своем намерении: правительство могло отказать ему в деньгах на осуществление столь опасного замысла. Амундсен объявил, что планирует экспедицию в Арктику, которая станет исключительно научным предприятием, и ему удалось получить государственную поддержку. Король Хокон пожертвовал 30000 крон из своих личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно "Фрам". Пока шла подготовка экспедиции, американцы Фредерик Кук и Роберт Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

Отныне эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Однако оставался Южный полюс - и он должен был без промедления отправиться туда.

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Руал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг... Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимо мыса Горн , но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру . Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."

Все штурмы Южного полюса до этого терпели неудачу. Дальше других продвинулись англичане Эрнест Шеклтон и капитан королевского флота Роберт Скотт . В январе 1909 г., когда Амундсен готовил свою экспедицию к Северному полюсу, Шеклтон не дошел 155 км до самой южной точки земли, а Скотт объявил о запланированной на 1910 г. новой экспедиции. Если Амундсен хотел победить, он не должен был терять ни минуты.

Но чтобы осуществить свой план, ему приходится снова ввести в заблуждение своих покровителей. Опасаясь, что Нансен и правительство не одобрят план поспешной и опасной экспедиции к Южному полюсу, Амундсен оставил их в уверенности, что продолжает готовить арктическую операцию. Только Леон, брат и доверенное лицо Амундсена, был посвящен в новый план.

9 августа 1910 г. "Фрам" вышел в море. Официальная цель: Арктика, через мыс Горн и западный берег Америки. На Мадейре, где "Фрам" пришвартовался в последний раз, Амундсен впервые сообщил команде, что его цель - не Северный полюс, а Южный. Кто хотел, мог высадиться, однако желающих не нашлось. Своему брату Леону Амундсен дал письма к королю Хокону и Нансену, в которых он приносил извинения за смену курса. Своему сопернику Скотту, который в полной готовности стоял на якоре в Австралии, он лаконично телеграфировал: ""Фрам" на пути к Антарктиде ". Это послужило сигналом к началу самого драматичного соперничества в истории географических открытий.

13 января 1911 г., в разгар антарктического лета, "Фрам" отдал якоря в Китовой бухте на ледяном барьере Росса. В то же самое время Скотт достиг Антарктиды и разбил лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 км от Амундсена. Пока соперники отстраивали базовые лагеря, Скотт послал свой исследовательский корабль "Терра Нова" к Амундсену в Китовую бухту. Англичане были дружественно приняты на "Фраме". Все внимательно присматривались друг к другу, соблюдая внешнюю доброжелательность и корректность, однако и те, и другие предпочитали молчать о своих ближайших планах. Тем не менее Роберт Скотт полон тревожных предчувствий: "Я никак не могу заставить себя не думать о норвежцах в той далекой бухте", - записывает он в своем дневнике.

Прежде чем штурмовать полюс , обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой (у него в арсенале имелись даже мотосани), зато Амундсен стремился учесть каждую мелочь. Он велел через равные промежутки по пути следования к полюсу расположить склады с запасами продовольствия. Опробовав собак, от которых теперь во многом зависела жизнь людей, он был восхищен их выносливостью. Они пробегали до 60 км в день.

Амундсен безжалостно тренировал, своих людей. Когда один из них, Ялмар Йохансен, стал жаловаться на резкость начальника, он был исключен из группы, которая должна была отправиться к полюсу, и в качестве наказания оставлен на корабле. Амундсен писал в своем дневнике: "Быка надо брать за рога: его пример непременно должен послужить уроком для остальных". Возможно, это унижение не прошло для Иохансена даром: несколькими годами позднее он покончил с собой.

В весенний день 19 октября 1911 г. с восходом антарктического солнца 5 человек во главе с Амундсеном устремились на штурм полюса . Они отправились в путь на четырех санях, запряженных 52 собаками. Команда легко нашла прежние склады и дальше на каждом градусе широты оставляла склады продовольствия. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. Но и здесь путешественники нередко попадали в лабиринт ледниковых трещин.

На юге в ясную погоду перед взором норвежцев стала вырисовываться неведомая горная страна с темными конусообразными вершинами, с пятнами снега на крутых склонах и сверкающими ледниками между ними. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней . За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

В поисках проходов сквозь лабиринт горных вершин и хребтов путешественникам приходилось неоднократно подниматься и спускаться обратно, чтобы затем подняться вновь. Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Ледник был испещрен трещинами. На стоянках, пока собаки отдыхали, путешественники, связавшись друг с другом веревками, на лыжах разведывали путь.

На высоте около 3 000 м. над уровнем моря были убиты 24 собаки. Это не было актом вандализма, в котором нередко упрекали Амундсена, это была печальная необходимость, запланированная заранее. Мясо этих собак должно было служить пищей их сородичам и людям. Это место было названо "Бойней". Здесь были оставлены 16 собачьих туш и одни сани.

"24 наших достойных спутника и верных помощника были обречены на смерть! Это было жестоко, но так должно было быть. Мы все единодушно решили не смущаться ничем для достижения своей цели".

Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Порой они карабкались в снежной мгле и тумане, различая путь только под ногами. Горные вершины, возникавшие перед их взором в редкие ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена . А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

"Это было странное путешествие. Мы проходили по совершенно неизведанным местам, новым горам, ледникам и хребтам, но ничего не видели". А путь было опасен. Недаром отдельные места получили столь мрачные названия: "Врата ада", "Чертов глетчер", "Танцевальный зал дьявола". Наконец горы кончились, и путешественники вышли на высокогорное плато. Дальше простирались застывшие белые волны снежных застругов.

7 декабря 1911 г. установилась солнечная погода. Двумя секстантами определили полуденную высоту солнца. Определения показали, что путешественники находились на 88° 16" ю. ш. . До полюса оставалось 193 км . Между астрономическими определениями своего места они выдерживали направление на юг по компасу, а расстояние определяли по счетчику велосипедного колеса окружностью в метр. В тот же день они прошли самую южную точку, достигнутую до них: 3 года тому назад партия англичанина Эрнеста Шеклтона достигла широты 88° 23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 км.

Норвежцы легко скользили на лыжах вперед, к полюсу, а нарты с продовольствием и снаряжением везли еще достаточно сильные собаки, по четыре в упряжке.

16 декабря 1911 г. , взяв полуночную высоту солнца, Амундсен определил, что они находятся примерно на 89° 56" ю. ш., то есть в 7– 10 км от полюса . Тогда, разбившись на две группы, норвежцы разошлись по всем четырем сторонам света, в радиусе 10 километров, чтобы точнее обследовать приполюсный район. 17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс . Здесь они установили палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.

Инструменты говорили о том, что они находятся непосредственно в точке полюса. Но чтобы их не обвинили в том, что они не дошли до самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь км дальше. На Южном полюсе они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и лаконичное послание своему сопернику – Скотту.

18 декабря норвежцы по старым следам пустились в обратный путь и через 39 дней благополучно вернулись во Фрамхейм. Несмотря на плохую видимость, склады продовольствия они находили легко: устраивая их, они предусмотрительно складывали из снежных кирпичей гурии перпендикулярно пути по обе стороны от складов и отмечали их бамбуковыми шестами. Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. (!)

Приведем имена первооткрывателей Южного полюса : Оскар Вистинг, Хелмер Хансен , Сверре Хас-сель , Олаф Бьяланд , Руал Амундсен .

Через месяц, 18 января 1912 г. , к норвежской палатке на Южном полюсе подошла полюсная партия Роберта Скотта . На обратном пути Скотт и четыре его товарища погибли в ледяной пустыне от истощения и холода. Впоследствии Амундсен писал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня!"

Когда Скотт достиг Южного полюса, Амундсен уже завершал обратный маршрут. Резким контрастом звучит его запись; кажется, речь идет о пикнике, о воскресной прогулке: "17 января мы добрались до продовольственного склада под 82-й параллелью... Шоколадное пирожное, поданное Вистингом, до сих пор свежо в нашей памяти... Я могу привести рецепт..."

Фритьоф Нансен: "Когда приходит настоящий человек, все трудности исчезают, так как каждая в отдельности предусмотрена и умственно пережита заранее. И пусть никто не является с разговорами о счастье, о благоприятных стечениях обстоятельств. Счастье Амундсена - это счастье сильного, счастье мудрой предусмотрительности".

Амундсен построил свою базу на шельфовом леднике Росса . Сама возможность зимовки на леднике считалась очень опасной, так как всякий ледник находится в постоянном движении и огромные его куски обламываются и уплывают в океан. Однако норвежец, читая отчеты антарктических мореплавателей, убедился, что в районе бухты Китовой конфигурация ледника за 70 лет практически не изменилась. Объяснение этому могло быть одно: ледник покоится на неподвижном основании какого-то "подледного" острова. Значит, можно зимовать и на леднике.

Готовя полюсный поход, Амундсен еще осенью заложил несколько продовольственных складов. Он писал: "...От этой работы... зависел успех всей нашей битвы за полюс". Амундсен забросил к 80-му градусу более 700 килограммов, к 81-му - 560, к 82-му - 620.

Амундсен использовал эскимосских собак. И не только как тягловую силу. Он был лишен "сентиментальности", да и уместны ли разговоры о ней, когда в борьбе с полярной природой на карту ставится неизмеримо более ценное - жизнь человека.

План его может поразить и холодной жестокостью, и мудрой предусмотрительностью.

"Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на Юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. В расчете, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, т. е. момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием… "
Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, более легкое, более надежное, чем у Скотта, снаряжение - все сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев.

Сам Амундсен называл свои полярные путешествия "работой". Но годы спустя одна из статей, посвященных его памяти, будет озаглавлена совершенно неожиданно: "Искусство полярных исследований".

К моменту возвращения норвежцев на береговую базу "Фрам" уже пришел в Китовую бухту и забрал всю зимовочную партию. 7 марта 1912 г. из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Еще почти два десятка лет после экспедиции Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса.

Итак, Амундсен вновь победил, и его слава облетела весь мир. Но трагедия побежденных оставила больший след в душах людей, чем триумф победителя. Смерть соперника навсегда омрачила жизнь Амундсена. Ему было 40 лет, и он достиг всего, чего хотел. Что ему еще оставалось делать? Но он по-прежнему бредил полярными областями. Жизни без льдов для него не существовало. В 1918 г., когда еще бушевала мировая война, Амундсен отправился на новом корабле "Мод" в дорогостоящую экспедицию в Северный Ледовитый океан . Он собирался разведать северное побережье Сибири до Берингова пролива. Предприятие, длившееся 3 года и не раз грозившее людям гибелью, мало обогатило науку и не вызвало интереса публики. Мир был занят другими заботами и другими сенсациями: начиналась эра воздухоплавания.

Чтобы не отстать от времени, Амундсен должен был пересесть из собачьих упряжек за штурвал самолета. Еще в 1914 г. он, раньше всех в Норвегии, получает летные права. Затем при финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта покупает два крупных гидросамолета: теперь Руаль Амундсен хочет первым долететь до Северного полюса !

Предприятие закончилось в 1925 г. полным фиаско . Одному из самолетов пришлось совершить вынужденную посадку среди дрейфующих льдов, где его и оставили. У второго самолета вскоре тоже обнаружилась неисправность, и лишь через 3 недели команде удалось ее устранить. На последних каплях горючего Амундсен достиг спасительного Шпицбергена.

Но капитуляция была не для него. Не самолет - так дирижабль ! Покровитель Амундсена Эллсворт купил воздушный корабль итальянского аэронавта Умберто Нобиле , которого нанял на должность главного механика и капитана. Дирижабль переименовали в "Норвегию" и доставили на Шпицберген. И вновь неудача: еще во время подготовки к полету пальму первенства забрал у Амундсена американец Ричард Берд : на двухмоторном "фоккере" он пролетел, стартовав со Шпицбергена, над Северным полюсом и в качестве доказательства сбросил там звездно-полосатый флаг.

"Норвегия" теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 г. дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После 72-часового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания . Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

Пик жизни Амундсена был позади. Больше он не видел ни одной области, где бы он хотел быть первым. Вернувшись в свой дом в Бунне-фьорде , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту "Иоа", "Фрама" или "Мод".

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почетные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. "У меня складывается впечатление, - писал Фритьоф Нансен в 1927 г. одному из своих друзей, - что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки". Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл "заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой", "нелепым офицером", "человеком дикой, полутропической расы". Но именно благодаря Умберто Нобиле Амундсену суждено было в последний раз выйти из тени.

У. Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 г. задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне.

Международная поисковая операция уже через несколько часов шла полным ходом. Амундсен покинул дом в Бунне-фьорде, чтобы принять в участие в спасении своего соперника, человека, который похитил самое ценное, что у него было, - славу. Он надеялся взять реванш, стать первым, кто найдет Умберто Нобиле. Весь мир сможет оценить этот жест!

При поддержке некоего норвежского мецената Амундсену всего за одну ночь удалось нанять двухмоторный гидроплан с командой, к которой сам он присоединился в порту Бергена. Утром 18 июня самолет достиг Тромсё , а во второй половине дня вылетел в направлении Шпицбергена. С этой минуты его никто никогда не видел . Неделю спустя рыбаки обнаружили поплавок и бензобак от разбившегося самолета. А всего через 5 дней после гибели Руаля Амундсена обнаружили Умберто Нобиле и еще семерых уцелевших его спутников.

Жизнь великого искателя приключений закончилась там, куда влекло его жизненное предназначение. Он не мог найти себе лучшей могилы. Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть".