Магические квадраты кхаджурахо, дюрера и золотая пропорция. Правила построения магических квадратов составление магических квадратов Квадрат дюрера решение

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.

учился у своего отца.
Отец,ювелирных дел мастер, хотел привлечь сына к работе в ювелирной мастерской, но Альбрехт не высказывал никакого желания. Он любил и тянулся к живописи.

У нюрнбергского художника Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
Влохновленный работами художника Мартина Шонгауэра, с которым он так и не встретился, Альбрехт много ездил и везде учился, учился, учился...

Но настало время, когда Альбрехту нужно было жениться. И тогда он выбрал себе из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи Агнесу Фрей, дочь отцовского друга. Брак с Агнесссой был бездетным, да и супруги были разными по характеру, что делало семью не очень-то и счастливой.

Но тем не менее он открыл свое дело и в своей мастерской создал значительную часть своих гравюр.
В Венеции курсировали слухи о его любви к обеим полам...Возможно, Дюрер практиковал однополую любовь с сердечным другом, знатоком античной литературы Пиркгеймером.

Длинные, завитые горячим способом, волосы, уроки танцев, страх заболеть сифилисом в Венеции и покупка лекарства против этой болезни в Нидерландах, элегантная одежда, мелкое тщеславие во всем, что касается его красоты и внешнего вида, меланхолия, нарциссизм и эксгибиционизм, комплекс Христа, бездетный брак, подчинение жене, нежная дружба с распутником Пиркгеймером, которого он сам в октябрьском письме 1506-го года шутливо предлагал кастрировать -

все это сочетается в Дюрере с нежной заботой о матери и братьях, с многолетним упорным трудом, частыми жалобами на бедность, болезни, несчастья, якобы его преследовавшие.

Будьте Богу верны!
Обретете здоровье
И вечную жизнь на небесах
Как пречистая дева Мария.
Говорит вам Альбрехт Дюрер -
Покайтесь в грехах
До последнего дня поста,
И заткнете дьяволу пасть,
Одолеете нечистого.
Да поможет вам Господь Иисус Христос
Утвердиться в добре!
Чаще думайте о смерти,
О погребении ваших тел.
Это устрашает душу,
Отвлекает от зла
И греховного мира,
От гнета плоти
И наущений дьявола...

Когда 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис» ,

Дюрер создал 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность.Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника.
В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов "Праздник венков из роз" и затем поступали и другие предложения, картины которые оставили неизгладимое впечатление многогранностью цветов и сюжетов.

Сам император Максимилиан I

благоговел перед искусством Альбрехта Дюрера.
Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев, однако в поздних работах А.Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством.

Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола» , который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни.

Альбрех составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « » (1514).


Есть в работах Альбрехта Дюрера три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом.

В 1494 году публикуется книга Себастиана Бранта под символическим названием "Корабль Дураков" (Das Narrenschiff oder das Schiff von Narragonia).
Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта,

на котором флот пересекает море. Кругом полно дураков. Здесь смеются над дураками- моряками и кораблями Империи.

Считается, что кроме А.Дюрера, над проектом работали одновременно несколько рисовальщиков-резчиков... Картину "Корабль Дураков" - написал и известный художник Иероним Босх.

Рисунок Дюрера "Корабль Дураков"

Наверху справа дураки на телеге, внизу по морю плывет корабль окруженный лодками, и на корабле и в лодках все дураки.
Многие иллюстрации к "Кораблю Дураков", как отмечают комментаторы, МАЛО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ САМОЙ КНИГИ.
Как выясняется, саму книгу Бранта избрали лишь как повод, предлог, для обнародования большого числа гравюр (ста шестнадцати) на тему "Корабля Дураков".

Есть у Альбрехта Дюрера и такая картина как "Праздник всех святых " (Алтарь Ландауэр) 1511 .Музей истории искусств, Вена. Эта картина также принесла огромную славу художнику.




Есть некая гравюра «Меланхолия», принадлежащая немецкому художнику Альбрехту Дюреру, которая больше известна математикам и оккультистам, чем интересующимся живописью.

По крайней мере — вы можете это проверить — на просторах интернета о ней написано крайне мало. А ведь это реально крутая вещь. И единственным более-менее подробным источником является книга Дэна Брауна «Утраченный символ».

Я эту книгу прочитала и в голове не отложился ни сюжет, ни квадрат. И вот случайно вспыло с неожиданной стороны.

Гравюра «Меланхолия» — обратите внимание на квадрат в правом верхнем углу:

Вот он крупнее:

Суть всех «магический квадратов» в общем-то понятна: сумма по столбикам и диагоналям равна какому-нибудь числу. Так и здесь. Это число 34. Но дело в том, что это число появляется при абсолютно ЛЮБОМ раскладе. Сумма левого верхнего квадрата — 34, то же самое верно в отношении правого верхнего, правого нижнего и левого нижнего малых квадратов. А также центрального квадрата — 10+11+6+7=34. А также, если сложить угловые цифры 16,13, 4 и 1, тоже получится 34.

А еще, если начать прокладывать линию от 1 до 16, то получится вот такая абсолютно симметричная (при чем и в зеркальном отношении!!) фигура:

А еще в самом низу числа 15 и 14 указывают на дату создания гравюры — 1514 год. А цифры в нижних углах — 4 и 1 — цифровые обозначения инициалов художника: D А — Дюрер Альбрехт.

Вся эта математическая «хиромантия» по мнению некоторых указывает на то, что Дюрер создавал свой квадрат не методом тыка или подбора, а с помощью других измерений. В смысле — выйдя за пределы 3-х измерений и …. как-то на семимерном(????) уровне?…. Возможно, с помощью т.н. «конхоиды» или «раковины», как ее называл Дюрер (в своей математической монографии «Руководство по измерению циркулем и линейкой», вышедшее в 1525 г.) и автором которой являлся, он и создавал свой «магический квадрат».

«Конхоида»:

И обратите внимание на камень на гравюре — усеченный с двух углов паралеллепипед, боковыми гранями которого являются 2 правильных треугольника и 6 пятиугольников:

Роберт Лэнгдон, символист-детектив в книге «Утраченный символ» Дэна Брауна, накладывает 16-ти значный шифр из основания масонской пирамиды на квадрат Дюрера и получает расшифровку:

то есть JEOVA SANCTUS UNUS — Единый Истинный Бог.

Дюрер по всей вероятности принадлежал к некому Тайному Обществу. И, возможно, обладал неким тайным сакральным знанием…

А, может, это все мистификация?!..

Давайте начертим 16 клеточек и проставим в них числа от 1 до 16 по порядку. А теперь просто поменяйте местами 1 и 16, 4 и 13 (это углы), 6 и 10 и 7 и 11 (квадрат в середине). И еще стоящие рядом 2 и 3 и 14 и 15.

ВУАЛЯ! Вот он магический квадрат наикрутейшей степени. Просто? Просто! Но ведь еще поди догадайся, что и как менять.. С другой стороны, абсолютная симметрия замены чисел не может не наводить на мысль о простоте и универсальности решения. Или это нам сейчас легко рассуждать, а Дюреру понадобилось воспользоваться своей конхоидой (см. выше), чтобы понять, как и что менять местами?…

Невооруженным глазом видно исправление на гравюре, которое Дюрер НАМЕРЕННО оставил таким очевидным:

При замене чисел в нарисованном нам квадрате с 1 до 16 по порядку неизменными остаются только боковые 5 и 9 слева и 8 и 12 справа. Изначально Дюрер, хотел и их тоже поменять местами, но это оказалось не нужным. Зачем он оставил свою ошибку на всеобщее обозрение? Показать работу своей мысли? Тщеславие? А год 1514, так удачно вписавшийся в квадрат — тоже заслуга или художник для пущего эффекта просто подождал нужной даты, всю математику продумав раньше?))

Может и так. Даже сферы высшей математики возможно объяснить тщеславием художника, считавшего себя красавцем и регулярно писавшего свои автопортреты, чтобы им все могли любоваться.

Возвращаясь к «Меланхолии», магическим квадратам и оккультизму. Гравюра была написана для императора Максимилиана I (для тех, кто знает — мужа Марии Бургундской, зятя Карла Смелого и деда императора Карла V).

Вот его портрет тоже работы Дюрера:

Максимилиан считал себя меланхоликом. В средние века (да и сейчас) считалось, что меланхолики находятся под влиянием планеты Сатурн. Магический квадрат должен был быть неким талисманом, который отгонял бы мрачное влияние Сатурна, одновременно привлекая более положительную энергетику Юпитера.

В общем, писать про эту гравюру можно много. Можно еще все атрибуты рассмотреть — но это в другой раз. Математика показалась в данном случае мне более интересной, чем живопись.

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.

учился у своего отца.
Отец,ювелирных дел мастер, хотел привлечь сына к работе в ювелирной мастерской, но Альбрехт не высказывал никакого желания. Он любил и тянулся к живописи.

У нюрнбергского художника Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
Влохновленный работами художника Мартина Шонгауэра, с которым он так и не встретился, Альбрехт много ездил и везде учился, учился, учился...

Но настало время, когда Альбрехту нужно было жениться. И тогда он выбрал себе из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи Агнесу Фрей, дочь отцовского друга. Брак с Агнесссой был бездетным, да и супруги были разными по характеру, что делало семью не очень-то и счастливой.

Но тем не менее он открыл свое дело и в своей мастерской создал значительную часть своих гравюр.
В Венеции курсировали слухи о его любви к обеим полам...Возможно, Дюрер практиковал однополую любовь с сердечным другом, знатоком античной литературы Пиркгеймером.

Длинные, завитые горячим способом, волосы, уроки танцев, страх заболеть сифилисом в Венеции и покупка лекарства против этой болезни в Нидерландах, элегантная одежда, мелкое тщеславие во всем, что касается его красоты и внешнего вида, меланхолия, нарциссизм и эксгибиционизм, комплекс Христа, бездетный брак, подчинение жене, нежная дружба с распутником Пиркгеймером, которого он сам в октябрьском письме 1506-го года шутливо предлагал кастрировать -

все это сочетается в Дюрере с нежной заботой о матери и братьях, с многолетним упорным трудом, частыми жалобами на бедность, болезни, несчастья, якобы его преследовавшие.

Будьте Богу верны!
Обретете здоровье
И вечную жизнь на небесах
Как пречистая дева Мария.
Говорит вам Альбрехт Дюрер -
Покайтесь в грехах
До последнего дня поста,
И заткнете дьяволу пасть,
Одолеете нечистого.
Да поможет вам Господь Иисус Христос
Утвердиться в добре!
Чаще думайте о смерти,
О погребении ваших тел.
Это устрашает душу,
Отвлекает от зла
И греховного мира,
От гнета плоти
И наущений дьявола...

Когда 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис» ,

Дюрер создал 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность.Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника.
В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов "Праздник венков из роз" и затем поступали и другие предложения, картины которые оставили неизгладимое впечатление многогранностью цветов и сюжетов.

Сам император Максимилиан I

благоговел перед искусством Альбрехта Дюрера.
Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев, однако в поздних работах А.Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством.

Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола» , который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни.

Альбрех составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « » (1514).


Есть в работах Альбрехта Дюрера три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом.

В 1494 году публикуется книга Себастиана Бранта под символическим названием "Корабль Дураков" (Das Narrenschiff oder das Schiff von Narragonia).
Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта,

на котором флот пересекает море. Кругом полно дураков. Здесь смеются над дураками- моряками и кораблями Империи.

Считается, что кроме А.Дюрера, над проектом работали одновременно несколько рисовальщиков-резчиков... Картину "Корабль Дураков" - написал и известный художник Иероним Босх.

Рисунок Дюрера "Корабль Дураков"

Наверху справа дураки на телеге, внизу по морю плывет корабль окруженный лодками, и на корабле и в лодках все дураки.
Многие иллюстрации к "Кораблю Дураков", как отмечают комментаторы, МАЛО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ САМОЙ КНИГИ.
Как выясняется, саму книгу Бранта избрали лишь как повод, предлог, для обнародования большого числа гравюр (ста шестнадцати) на тему "Корабля Дураков".

Есть у Альбрехта Дюрера и такая картина как "Праздник всех святых " (Алтарь Ландауэр) 1511 .Музей истории искусств, Вена. Эта картина также принесла огромную славу художнику.



Морское чудо, 1498 Метрополитен - музей, Нью-Йорк

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ ДЮРЕРА

Магический квадрат, воспроизведённый немецким художником Альбрехтом Дюрером на гравюре “Меланхолия”, известен всем исследователям магических квадратов.

Здесь подробно рассказывается об этом квадрате. Сначала покажу гравюру “Меланхолия” (рис. 1) и магический квадрат, который изображён на ней (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

Теперь покажу этот квадрат в привычном виде (рис. 3):

16

3

2

13

5

10

11

8

9

6

7

12

4

15

14

1

Рис. 3

Интересно, что два средних числа в последней строке квадрата (они выделены) составляют год создания гравюры – 1514.

Считают, что этот квадрат, так очаровавший Альбрехта Дюрера, пришёл в Западную Европу из Индии в начале XVI века. В Индии этот квадрат был известен в I веке нашей эры. Предполагают, что магические квадраты были придуманы китайцами, так как самое раннее упоминание о них встречается в китайской рукописи, написанной за 4000-5000 лет до нашей эры. Вот какой древний возраст у магических квадратов!

Рассмотрим теперь все свойства этого удивительного квадрата. Но делать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадрат Дюрера. Это означает, что квадрат Дюрера получается из того квадрата, который мы будем сейчас рассматривать, одним из семи основных преобразований магических квадратов, а именно поворотом на 180 градусов. Все 8 квадратов, образующих данную группу, обладают свойствами, которые будут сейчас перечислены, только в свойстве 8 для некоторых квадратов слово “строка” заменится на слово “столбец” и наоборот.

Основной квадрат данной группы вы видите на рис. 4.

1

14

15

4

12

7

6

9

8

11

10

5

13

2

3

16

Рис. 4

Теперь перечислим все свойства этого знаменитого квадрата.

Свойство 1 . Этот квадрат ассоциативен, то есть любая пара чисел, симметрично расположенных относительно центра квадрата, даёт в сумме 17=1+ n 2 .

Свойство 2. Сумма чисел, расположенных в угловых ячейках квадрата, равна магической константе квадрата – 34.

Свойство 3. Сумма чисел в каждом угловом квадрате 2х2, а также в центральном квадрате 2х2 равна магической константе квадрата.

Свойство 4. Магической константе квадрата равна сумма чисел на противоположных сторонах двух центральных прямоугольников 2х4, а именно: 14+15+2+3=34, 12+8+9+5=34.

Свойство 5. Магической константе квадрата равна сумма чисел в ячейках, отмечаемых ходом шахматного коня, а именно: 1+6+16+11=34, 14+9+3+8, 15+5+2+12=34 и 4+10+13+7=34.

Свойство 6. Магической константе квадрата равна сумма чисел в соответствующих диагоналях угловых квадратов 2х2, примыкающих к противоположным вершинам квадрата. Например, в угловых квадратах 2х2, которые выделены на рис. 4, сумма чисел в первой паре соответствующих диагоналей: 1+7+10+16=34 (это и понятно, так как эти числа расположены на главной диагонали самого квадрата). Сумма чисел в другой паре соответствующих диагоналей: 14+12+5+3=34.

Свойство 7. Магической константе квадрата равна сумма чисел в ячейках, отмечаемых ходом, подобным ходу шахматного коня, но с удлинённой буквой Г. Показываю эти числа: 1+9+8+16=34, 4+12+5+13=34, 1+2+15+16=34,4+3+14+13=34.

Свойство 8. В каждой строке квадрата есть пара рядом стоящих чисел, сумма которых равна 15, и ещё пара тоже радом стоящих чисел, сумма которых равна 19. В каждом столбце квадрата есть пара рядом стоящих чисел, сумма которых равна 13, и ещё пара тоже рядом стоящих чисел, сумма которых равна 21.

Свойство 9. Суммы квадратов чисел в двух крайних строках равны между собой. То же можно сказать о суммах квадратов чисел в двух средних строках. Смотрите:

1 2 + 14 2 + 15 2 + 4 2 = 13 2 + 2 2 + 3 2 + 16 2 = 438

12 2 + 7 2 + 6 2 + 9 2 = 8 2 + 11 2 + 10 2 + 5 2 = 310

Аналогичным свойством обладают числа в столбцах квадрата.

Свойство 10. Если в рассматриваемый квадрат вписать квадрат с вершинами в серединах сторон (рис. 5), то:

а) сумма чисел, расположенных вдоль одной пары противоположных сторон вписанного квадрата, равна сумме чисел, расположенных вдоль другой пары противоположных сторон, и каждая из этих сумм равна магической константе квадрата;

б) равны между собой суммы квадратов и суммы кубов указанных чисел:

12 2 + 14 2 + 3 2 + 5 2 = 15 2 + 9 2 + 8 2 + 2 2 = 374

12 3 + 14 3 + 3 3 + 5 3 = 15 3 + 9 3 + 8 3 + 2 3 = 4624

Рис. 5

Вот такими свойствами обладает магический квадрат с рис. 4.

Следует отметить, что в ассоциативном квадрате, каковым является рассматриваемый квадрат, можно выполнять ещё такие преобразования, как перестановка симметричных строк и/или столбцов. Например, на рис. 6 изображён квадрат, полученный из квадрата с рис. 4 перестановкой двух средних столбцов.

1. Неоднозначность прочтения старых дат. «Магический квадрат» Альбрехта Дюрера

Важнейшим формальным результатом НХ, полученным путём применения к материалу скалигеровской версии истории древности и средневековья независимых математико-статистических методов датирования, является обнаружение лежащей в её фундаменте системы хронологических сдвигов. Вследствие одного из таких сдвигов, ярко выраженного в европейской и русской средневековой истории, многие события, документы и произведения искусства эпохи XII-XVII веков были искусственно отброшены примерно на столетие в прошлое. В дополнение к этому, в показано, что удобная (и привычная современному человеку) позиционная десятичная система записи чисел была изобретена впервые отнюдь не в глубочайшей (чуть ли не в III тысячелетии до н.э.) древности, как это утверждает скалигеровская хронология, а лишь где-то в середине XVI века. И практически сразу же, - на основе русской скорописи, использовавшейся в тогдашней более примитивной полупозиционной (не имевшей нуля) славяно-греческой системе счисления, - возникли знакомые всем цифры от 0 до 9, называемые сегодня «арабскими» или «индийскими». Причём, - и сейчас для нас это наиболее важный момент, - первоначально символы, которыми позже стали записываться цифры 5 и 6, имели иное значение: цифра 5 на первых порах обозначала шестёрку, а цифра 6 - наоборот, пятёрку.

В совокупности из всего этого вытекает следующее: «записи, использующие "индо-арабские" цифры в их современном виде, нельзя датировать эпохой ранее конца XVI века. Если нам сегодня говорят, что на некоем документе современником поставлена дата в принятой сегодня форме: 1250 год, или 1460 год, или даже 1520 год, то это подделка. Либо подделан документ, либо подделана дата, то есть проставлена задним числом. А в случае дат якобы шестнадцатого века … вероятно, некоторые из них относятся на самом деле к семнадцатому веку.

Яркое свидетельство последнего, счастливо сохранившееся на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», рис. 1.

Рис. 1. Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия I»

На этой гравюре изображён так называемый «магический квадрат», то есть квадратная таблица, заполненная различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова (и, в данном случае, равняется тридцати четырём). Но, присмотревшись к этим числам, легко увидеть, что стоящая в первом столбце второго ряда цифра пять (которая и должна здесь стоять, чтобы квадрат получился «магическим») была нарисована (точнее, вырезана на гравюрной доске) поверх изначально находившейся здесь шестёрки, рис. 2.

Рис. 2. «Магический квадрат» на гравюре Дюрера (слева) и пятёрка,переделанная из шестёрки (справа). Увеличенные фрагменты рис. 1

2. Написанный Дюрером портрет Иоганна Клебергера и изображённый на нём зодиак

Однако, «магический квадрат» Дюрера, как выясняется, вовсе не единственный в своём роде отголосок, доносящий до нас подлинное первичное значение цифр 5 и 6. Точно такой же эффект их неверного прочтения, - причём, на сей раз, относящийся к записи именно даты! - обнаруживается, при внимательном рассмотрении, ещё на одной работе этого же художника. Речь идёт о сравнительно небольшом (37 на 37 см) портрете нюрнбергского купца и банкира Иоганна Клебергера, жившего якобы в 1485/86-1546 годах, рис. 3.

Рис. 3. Портрет Иоганна Клебергера. Картина Альбрехта Дюрера, датируемая 1526 годом. Музей истории искусств, Вена

Считается, что данный портрет был написан по заказу последнего Альбрехтом Дюрером в 1526 году, о чём вроде бы прямым текстом свидетельствуют имеющаяся в правом верхнем углу соответствующая надпись: «1526» и под ней монограмма Дюрера. Однако, как следует из сказанного выше, надпись эта, в действительности, может указывать не на 1526, а на 1625 год н.э. Но можно ли проверить это предположение? Ответ: да, в данном случае это оказывается возможным, поскольку, помимо заметной каждому цифровой, на этом же портрете присутствует и, по крайней мере, ещё одна - скрытая от беглого взора - дата, записанная астрономически и помещённая в его левом верхнем углу, рис. 4.

Рис. 4. «Астрономическая» (слева) и «цифровая» (справа) даты на портрете Иоганна Клебергера. Увеличенные фрагменты рис. 3

Достаточно одного взгляда на левый фрагмент рис. 4, чтобы понять, что перед нами - совершенно откровенный гороскоп. В самом деле, мы видим здесь шесть звёзд, обозначающих шесть планет, а также Солнце, представленное в виде яркого жёлтого сияния, рис. 5-12.

Рис. 5. Календарь с птолемеевской системой мира. Интересная особенность данной схемы, отличающая её от остальных подобных изображений, состоит в том, что она имеет отчётливо выраженный «магический» характер: каждый из знаков Зодиака сопровождается неким символом, имевшим, по мнению составителя,
«магическую» природу (о том, что это за символы, будет сказано далее). Иллюстрация из средневекового астрологического манускрипта (Баварская государственная библиотека, кодекс BSB Clm 826)

Рис. 6. Солнце, Луна и пять звёзд-планет. В центре изображена направляющаяся к Солнцу комета. Увеличенный фрагмент рис. 5

Рис. 7. Семь свободных искусств и покровительствующие им планеты. Слева изображены: Сатурн (геометрия) и Юпитер (логика). В центре (и на увеличенном фрагменте справа) представлены: Марс (арифметика), Солнце (грамматика) и Венера (музыка). Справа показаны: Меркурий (физика) и Луна (риторика).
В нижней части помещены изображения планет и дней недели, условно обозначенных семью светильниками. Иллюстрация из Тюбингенской Домашней книги - медико-астрологического манускрипта якобы XV века
(библиотека Тюбингенского университета, кодекс Md 2)

Рис. 8. Зодиакальный человек. Схема, иллюстрирующая средневековые представления о влиянии, оказываемом на органы человека знаками Зодиака (слева, вверху и внизу) и планетами (справа). Иллюстрация из часослова середины XVI века

Рис. 9. Солнце и шесть звёзд-планет на титульном листе алхимического трактата: Johann Mylius, Anatomia Auri, sive Tyrocinium medico-chymicum, Frankfurt, 1628
Рис. 10. Жан Жерсон (богослов и канцлер Парижского университета, живший якобы в 1363-1429 годах) в образе пилигрима. Справа показан увеличенный фрагмент со щитом, на котором изображены Солнце, Луна и пять звёзд-планет. Гравюра якобы конца XV века, приписываемая Альбрехту Дюреру

Рис. 11. Всадник-Солнце. Иллюстрация из фестивальной книги конца XVI века (кодекс BSB Cod. icon. 340)
Рис. 12. Солнце на гравюре Ханса Вайдитца. Якобы середина XVI века

Единственная неоднозначность возникает в связи с определением значения изображённого в центре всей композиции символа. На первый взгляд, это общепринятый астрономический знак созвездия Льва, присутствующий в таком качестве на бесчисленном множестве изображений, рис. 13-14, в том числе и на известной звёздной карте того же Дюрера, рис. 15.

Рис. 13. Солнце и Лев. Над спиной льва изображён его условный символ. Гравюра Виргилиуса Солиса. Якобы середина XVI века
Рис. 14. Солнце со Львом (слева) и увеличенный фрагмент с символом последнего (справа). Рисунок Эрхарда Шона. Якобы 1536 год

Рис. 15. Изображение Льва на звёздной карте Дюрера (слева) и его фрагменты с символом данного созвездия (справа). Якобы 1515 год

Как символ Льва он интерпретируется и практически во всех описаниях рассматриваемой картины. Тем не менее, как утверждается в , - и, как станет понятно далее, практически наверняка так оно и есть, - в данном частном случае этот символ имеет более узкое значение и указывает не на созвездие Льва целиком, а лишь на его главную звезду - Регул.

3. Первый вариант гороскопа - «со Львом». Когда, в действительности, был написан портрет Клебергера?

Рассмотрим сначала первую - стандартную - возможность.

В этом случае мы получаем, что на рис. 4 представлен предельно лаконичный гороскоп - все планеты во Льве. Спрашивается, в какие годы все семь известных в средневековой астрономии планет собирались на звёздном небе в созвездии Льва? Программа HOROS даёт на него следующий исчёрпывающий ответ: за последнюю тысячу лет это происходило только дважды - 14-16 августа 1007 года н.э. и 30 августа - 1 сентября старого стиля 1624 года н.э. Первое решение по очевидным причинам заведомо отпадает, зато второе оказывается отстоящим буквально на один год от даты, записанной художником на картине, рис. 4, при условии того, что цифры 5 и 6 имели для него не сегодняшнее, а первоначальное значение.

Налицо прекрасное соответствие. Получается, что в конце августа - начале сентября 1624 года происходит некое важное для Иоганна Клебергера событие, в память о котором он заказывает Дюреру (может быть сразу же, может быть чуть погодя) рассматриваемый портрет, а последний в скором времени исполняет этот заказ.

Однако, это лишь предварительный вывод, следующий из чисто формального результата, относящего указанную выше дату именно к 1624 году и никак не учитывающий того, что в прежние времена начало года не всегда и не везде отсчитывалось, как это привычно нам сегодня, с первого января. В частности, на Руси в интересующую нас сейчас эпоху XVI-XVII веков новый год начинался в сентябре. И если, принимая во внимание данное обстоятельство, допустить, что заказчик портрета следовал, - по крайней мере, в данном конкретном случае, - этой старой (берущей своё начало ещё в «Древнем» Египте) традиции отсчёта нового года с сентября, то картина становится гораздо более интересной.

А именно, возникают два возможных варианта, в зависимости от того, принимал ли он (опять же, по крайней мере, в рассматриваемом случае) проведённую сравнительно недавно - сорока годами ранее - григорианскую реформу календаря и введение «нового стиля». Если да, то к указанной выше дате следует прибавить десять дней, и получится, что в изображённом на портрете гороскопе записана дата 9-11 сентября (нового стиля), попадающая на первый месяц 1625 сентябрьского года. То есть, астрономическая и цифровая записи, рис. 4, окажутся (частично, так как первая более точна) дублирующими друг друга и указывающими на один и тот же 1625 год.

Если же это было не так, и заказчик картины придерживался старого юлианского счёта дней, то результат становится и вовсе поразительным, поскольку в этом случае 31 августа и 1 сентября выпадают в точности на последний день 1624 и первый день 1625 сентябрьского года. И тогда получается, что зодиак на рис. 3 - новогодний, а сам портрет был написан по случаю наступления нового 1625 года, с началом этого года в сентябре.

На рис. 16 показан «снимок» звёздного неба на новогоднее утро 1625 сентябрьского года полученный с помощью программы-планетария StarCalc.

Рис. 16. Положение планет утром (через два часа после восхода Солнца) 1 сентября ст. ст. (11 сентября н. ст.) 1624 года н.э. Место наблюдения - Нюрнберг.

Таким образом, мы имеем три варианта, относящие записанную на картине «зодиакальную» дату, в зависимости от возможных календарных представлений её заказчика, в конец восьмого месяца 1624 январского, конец первой декады первого месяца или же точно на начало 1625 сентябрьского года.

Возникает естественный вопрос: какой из этих вариантов лучше всего соответствует изображению на рис. 3? Как мы сейчас убедимся, последний, поскольку именно с ним идеально согласуется ряд других деталей рассматриваемой картины.

4. «Год Сатурна» и символическое значение «львиного» гороскопа

Прежде всего, взглянем на две фигуры, изображённые в нижнем левом и правом углах портрета, рис. 17, и попытаемся понять, что они означают.

Рис. 17. Фигуры в нижней части портрета Иоганна Клебергера. Увеличенные фрагменты рис. 3

C левой из них - трилистником клевера, растущим на вершине горы, - вопросов не возникает. Это обыкновенный гербовый щит с символикой владельца. Точно такой же символ можно увидеть на ещё одном сохранившемся изображении Иоганна Клебергера (от клевера, кстати, происходит и сама его фамилия), рис. 18.

Рис. 18. Иоганн Клебергер на медали неизвестного нюрнбергского мастера, относимой, так же как и портрет Дюрера, к 1526 году. На оборотной стороне виден шлем, над которым изображена гора с растущим на её вершине трилистником

Но что конкретно означает правая? Конечно, вполне можно сказать, что это «просто красивая картинка, парная к щиту», и тем удовлетвориться. Однако, учитывая изложенное выше, в этой картинке несложно распознать слегка завуалированный под геральдическую стилистику астрономический сюжет. В самом деле, мы видим здесь длиннобородого старца, держащего в руках два трилистника. Подоплёка этой композиции напрашивается сама собой: шесть одинаковых листочков (так же как шесть одинаковых звёзд в противоположном углу того же портрета, рис. 4), скорее всего, обозначают шесть планет, рис. 19-21, а старец - какую-то седьмую планету.

Рис. 19. Планетное дерево. Титульный лист алхимического трактата: Basilius Valentinus, Occulta Philosophia, Frankfurt am Mayn, 1613

Рис. 20. Планеты (они же алхимические элементы),изображённые в виде листочков на ветвях дерева.
Увеличенный фрагмент рис. 19
Рис. 21. Солнце, Луна и планеты на ветвях алхимического дерева. Иллюстрация из трактата: Johann Mylius, Philosophia Reformata, Frankfurt, 1622

Спрашивается, какую конкретно? Очевидно, это либо Юпитер, либо Сатурн, так как именно эти две планеты чаще всего (а последний - практически всегда) изображались в таком виде, рис. 22.

Рис. 22. Юпитер (слева) и Сатурн (справа) на гравюрах Ханса Бургкмайра. Якобы конец XV - начало XVI века

Строго говоря, более или менее похожие изображения встречаются иногда и для Марса, Меркурия и Солнца, однако на них всегда имеются подписи или характерные атрибуты (меч Марса, крылатый жезл Меркурия и т.п.), позволяющие понять, какая именно планета имеется в виду, рис. 13. При отсутствии же таких атрибутов остаются именно Юпитер с Сатурном, так как единственным признаком для идентификации, в таком случае, оказывается собственно возраст, а последние - старшие среди «планетных» богов.

Итак, рассмотрим первый вариант. В этом случае получается, что шесть планет поделены на две тройки, изображённые в виде трилистников в руках старца-Юпитера. С астрономической точки зрения, это означает, что три планеты должны находиться по одну сторону от Юпитера, а три - по другую. Но именно так и обстояло дело в полученном выше «новогоднем» решении 1624/25 года: слева от Юпитера, со стороны Девы, находились Меркурий, Солнце и Венера, справа - Марс, Луна и Сатурн, рис. 16. То есть, при отождествлении старца на рис. 17 с Юпитером вся композиция приобретает значение дополнительного астрономического указания к основному гороскопу.

Во втором случае столь прозрачного соответствия, разумеется, уже не наблюдается, однако и он, как оказывается, ничуть не противоречит «новогоднему» варианту полученной выше датировки. И даже более того, не только дополнительно подтверждает её, но и позволяет глубже понять логику и образ мысли, которыми руководствовались автор и/или заказчик рассматриваемого портрета.

А именно, зададимся вопросом: что ещё, помимо разделения планет на две группы, может означать то обстоятельство, что все они изображены одинаковыми, маленькими и притом находящимися в руках старца, олицетворяющего (на сей раз) Сатурн? Очевидно, то, что последний держит их всех в некоем подчинении (буквально, «в руках»). Спрашивается, о каком «подчинении» может идти речь? Ответ вновь даёт рис. 16. Дело в том, что наблюдатель, смотревший на звёздное небо в новогоднюю ночь 1625 сентябрьского года, видел, как примерно за два часа перед рассветом восходил Сатурн, получасом позже Луна (в виде едва заметного или даже вовсе неразличимого серпика), а ещё через час - все остальные планеты. То есть, говоря образно, в эти предрассветные часы на небе безраздельно «царил» Сатурн, возвещая тем самым, что грядущие месяцы пройдут под его «управлением» (как всеми остальными, равно «подчинёнными» ему, планетами, судьба которых, на ближайшее время, оказалась «в его руках», так и, конечно же, делами земными).

И, как хорошо известно, такого рода соотнесение года с «управляющей» им планетой действительно было в эпоху Клебергера-Дюрера распространённой практикой, рис. 23-24.

Рис. 23. Сатурн - владыка годового круга. Иллюстрация из средневекового астрологического альманаха. Якобы 1491 год

Медаль, выпущенная в Нюрнберге примерно в 1810 году Сохранилась эта традиция и по сей день, рис. 25-29.

Рис. 24. Сатурн. На оборотной стороне - весталка у алтаря и надпись «Удачи в новом году» (SPENDE NEUES GLUCK IM WECHSEL DES JAHRES).
Рис. 25. «Сатурн - правитель года» (JAHRES REGENT SATURN). Медаль из «календарной» серии, выпускающейся в Австрии с 1933 года по настоящее время

Рис. 26. Лицевые стороны ещё двух австрийских календарных медалей (за 1937 и 1972 годы), посвящённых Сатурну
Рис. 27. Юпитер и Марс на австрийских календарных медалях

Рис. 28. Венера и Меркурий на австрийских календарных медалях
Рис. 29. Солнце и Луна на австрийских календарных медалях

Таким образом, отождествление старца на рис. 17 с Сатурном также прекрасно соответствует найденному выше решению. Разве что прочтение композиции оказывается чуть более замысловатым, а получающийся смысл смещается из сугубо астрономической в аллегорическую плоскость.

На последнее, правда, можно возразить тем, что Сатурн, по средневековым представлениям, считался зловещей, крайне неблагоприятной планетой, связанной со смертью и разного рода дурными влияниями. Издание [Саплин] суммирует эти взгляды следующим образом: «Сатурн - пятая по астрономическому счёту планета … В индивидуальной астрологии Сатурну подчинены следующие понятия: расставания, препятствия, трудности, потери, противостояния, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод, возраст, трудность, жестокость, непоколебимость, постоянство, зависть и алчность. В мировой астрологии … Сатурн отвечает за национальные бедствия, эпидемии, голод и т.п. …». А также: «Большое несчастье (лат. Infortuna major) - часто употреблявшийся в средневековой астрологии эпитет планеты Сатурн, считающейся самой неблагоприятной планетой».

В общем, на первый взгляд, сложно представить причину, которая могла бы побудить кого-либо заказать свой портрет на подобном фоне. И в большинстве случаев этого было бы вполне достаточно, чтобы отвергнуть вариант отождествления старца на рис. 17 именно с Сатурном (оставив для него, тем самым, Юпитера как единственную кандидатуру). Однако, в данном конкретном случае такое соседство может быть очень легко объяснено. Дело в том, что описанная выше картина того, как в новогоднюю ночь 1625 сентябрьского года первым восходил «зловещий» Сатурн, была не совсем полной. Если же быть до конца точным, то, как опять-таки хорошо видно на рис. 16, «самым первым» - согласно расчётным данным, тремя минутами ранее Сатурна - на горизонте появлялась одна из ярчайших звёзд неба - Регул. А уже вслед за Регулом наступал черёд «царствующего» Сатурна (кстати, название указанной звезды также связано с царской властью и означает, в переводе с латыни, «маленький царь»).

Относительно же Регула в издании [Саплин] говорится так: «Регул (Regulus), Сердце Льва … - звезда α Льва, … указывает на счастье». То есть, с точки зрения тех же средневековых представлений, к моменту восхода «Большого несчастья» = Сатурна его злотворная ипостась была нейтрализована «счастливым» Регулом, и, следовательно, на первый план вышли положительные черты - «выдержка, терпение, настойчивость, основательность, … непоколебимость, постоянство». Усиленные вдобавок «царской» сущностью Регула. Кто бы отказался от такого набора?

Между прочим, тут же становится понятным и то, почему Сатурн мог быть изображён на рис. 17 в виде добродушного старичка, без своих привычных атрибутов в виде косы и пожираемого младенца, рис. 22. В данном случае, они, очевидно, уже были не нужны. С другой стороны, ход мысли автора мог быть и более изощрённым и заключаться в том, что, изобразив названного старца без каких-либо характерных атрибутов, которые бы однозначно указали на Сатурна или Юпитера, он предоставил тем самым достаточно искушённому в такого рода тонкостях зрителю возможность соотнести его с каждым из них, и в том и в другом случае приоткрывая важную часть общего заложенного в картину смысла.

Кстати, у Сатурна есть и ещё один аспект, который тоже мог рассматриваться в качестве одного из фрагментов многоплановой символики картины. А именно, Сатурн-Кронос ассоциировался также и с нестареющим Хроносом, то есть Временем. И, следовательно, помещение его фигуры на портрете, при взгляде на неё под таким углом, могло сулить изображённому долгую жизнь, рис. 30-31.

Рис. 30. Сатурн-Хронос, желающий удачи в новом году (VERTENTE ANNO - буквально: «в течение всего года»). Медаль, выпущенная в Аугсбурге и датируемая 1635 годом
Рис. 31. Леопольд Габсбург с сыном Иосифом у алтаря Вечности, напротив них - Хронос-Сатурн со сломанной косой и брошенными оземь песочными часами и Фортуна с рогом изобилия. На оборотной стороне изображён сидящий в облаках Хронос, держащий в руке обвившегося вокруг числа XVII змея, кусающего себя
за хвост (символ цикличности, перерождения и т.п.). Аугсбургская медаль, выпущенная в 1700 году, в ознаменование грядущего наступления нового века

Таким образом, мы видим, что даже стандартная интерпретация символа на рис. 4 как обозначающего созвездие Льва, приводит нас к очень интересному и символически насыщенному результату. Однако, как было сказано выше, имеется и другой вариант прочтения, согласно которому данный символ указывает на конкретную звезду неба - Регул. Рассмотрим теперь и эту возможность.

Продолжение следует...