Бой Джордж: биография, личная жизнь и интересные факты. Биография Бой джордж биография

Бой Джордж (англ. Boy George ; настоящее имя - Джордж Алан О’Дауд (англ. George Alan O’Dowd ), род. 14 июня 1961) - британский певец и композитор, один из пионеров движения новая романтика. В прошлом участник таких групп, как Culture Club и Jesus Loves You.

Биография

Родился 14 июня 1961 в многодетной семье. Бой Джордж с детства любил выделяться, ярко одевался. Бросил школу в 15 лет, после чего несколько лет жил на попечении родителей. В 17 лет окончательно ушёл из дома, подрабатывал в супермаркетах и магазинах. Тогда же произошёл его первый гомосексуальный опыт. Вместе со своим другом, певцом Мэрилином, Джордж стал завсегдатаем гей-клубов Лондона, где его заметил музыкальный продюсер Малькольм Макларен и пригласил в группу Bow Wow Wow. Карьера в этой группе у него не заладилась, и вскоре Бой Джордж её покинул и основал свой собственный проект Praise of Lemmings. В группе также был басист Мики Крейг, впоследствии присоединились барабанщик Джон Мосс (экс-участник The Damned, Adam and the Ants, London) и гитарист Рой Хей. Группа несколько раз меняла название, вначале на Sex Gang Children, окончательным вариантом названия стал Culture Club.

Джордж и Culture Club снялись в роли самих себя в одной из серий популярного американского сериала 80-х Команда «А» (англ. The A-Team).

Дискография

Альбомы

  • 1987 - Sold (UK #29, США #145, Швейцария #15, Норвегия #15, Швеция #18, Италия #22]
  • 1988 - Tense Nervous Headache
  • 1989 - Boyfriend
  • 1989 - High Hat (американский сборник, U.S. #126)
  • 1990 - The Martyr Mantras (в Англии - как Jesus Loves You, UK #60)
  • 1992 - Spin Dazzle (Culture Club & Boy George, сводная компиляция)
  • 1993 - At Worst… The Best of Boy George and Culture Club (UK #24, США #169)
  • 1995 - Cheapness and Beauty (UK #44)
  • 1998 - The Unrecoupable One Man Bandit
  • 1999 - Everything I Own (сборник)
  • 2002 - Taboo Original London Cast (саундтрек мюзикла)
  • 2002 - Classic Masters (сборник)
  • 2002 - U Can Never B2 Straight (UK #147)
  • 2002 - Culture Club Box Set (сборник демо, ремиксов и неиздававшегося материала)
  • 2004 - Taboo (саундтрек бродвейского мюзикла)
  • 2004 - Yum Yum (под псевдонимом The Twin)
  • 2004 - The Annual 1, 2, 3, 4
  • 2004 - Dance Nation 1, 2, 4, 5
  • 2004 - Yum Yum
  • 2010 - Ordinary Alien
  • 2013 - This is what i do

EPs

  • 1994 - The Devil in Sister George EP (1993-1994)
  • 2004 - Made To Measure (The Twin, промо)
  • 2005 - Straight EP
  • 2007 - Boy George & Kinky Roland EP

Синглы

  • 1987 - Everything I Own (UK #1, U.S. Dance #45, Канада #1, Германия #8, Швейцария #8, Италия #1, Ирландия #1, Норвегия #1, ЮАР #1, Голландия #3, Швеция #8)
  • 1987 - Keep Me in Mind (UK #29, Италия #3)
  • 1987 - Sold (UK #24, Италия #4, Ирландия #8)
  • 1987 - To Be Reborn (UK #13, Италия #13, Ирландия #8)
  • 1987 - Live My Life (UK #62, U.S. #40, Канада #9)
  • 1988 - No Clause 28 (UK #57)
  • 1988 - Don’t Cry (UK #60)
  • 1989 - Don’t Take My Mind on a Trip (UK #68)
  • 1989 - You Found Another Guy (U.S. R&B #34)
  • 1989 - After The Love (UK #68)
  • 1990 - Generations Of Love* (UK #80)
  • 1990 - One On One (UK #83)
  • 1991 - Bow Down Mister (UK #27, Франция #29, Австрия #2)
  • 1991 - Generations Of Love (remix)* (UK #35)
  • 1992 - The Crying Game (UK #22, U.S. #15, Канада #1]
  • 1992 - Sweet Toxic Love (UK #65, Австрия #14)
  • 1993 - More Than Likely (PM Dawn feat. Boy George) (UK #40)
  • 1995 - Funtime (UK #45)
  • 1995 - Il Adore (UK #50, Франция #69)
  • 1995 - Same Thing in Reverse
  • 1999 - Innocence Is Lost (с Groove Armada) (12" promo)
  • 2002 - Swallow Me (как The Real Feminem) (12")
  • 2002 - Out of Fashion (with Hi-Gate)
  • 2002 - Run (с Sash!) (Германия #48, Хорватия #1, Швейцария #98)
  • 2002 - Autoerotic (с Dark Globe) (UK #165)
  • 2002 - Psychology of the Dreamer (с Eddie Locke) (UK Dance #5)
  • 2003 - Here Come the Girls (как The Twin) (огр. тираж)
  • 2003 - Electro Hetero (The Twin)
  • 2003 - Sanitised (The Twin)
  • 2004 - Human Racing (The Twin)
  • 2005 - Love Your Brother (Jesus Loves You feat. Boy George) (12" promo)
  • 2006 - You Are My Sister (с Antony and the Johnsons) (UK #39)
  • 2006 - You’re Not the One (с Loverush UK) (promo)
  • 2007 - Time Machine (с Amanda Ghost)
  • 2007 - You’re Not the One (с Loverush UK)
  • 2007 - Atoms (с Dark Globe)
  • 2008 - Generations Of Love (с Phunk Investigation)
  • 2008 - Yes We Can (Словения #1]
  • 2009 - American Heart (с Bliss)
  • В 2010 году вернул Кипрской православной церкви икону, похищенную 37 лет назад. В 1985 году приобрел её, не зная о её происхождении.
  • В 2010 году на экраны вышла телевизионная драма производства канала BBC о жизни Боя Джорджа «Переживая за Боя».

Премьера биографического фильма режиссера Джулиана Джаррольда состоялась 16 мая 2010 года .

Жанр: драма, биография.

Страна: Великобритания

В главных ролях :

Бой Джордж (Дуглас Бут ) – певец и композитор

Кирк Брэндон (Ричард Мэдден ) – певец, любовник Джорджа Боя

Джон Мосс (Мэтью Хорн ) – барабанщик, второй любовник Джорджа Боя

Фильм биографический и повествует нам о ранних годах творческой карьеры английского певца Боя Джорджа , известного миру своим эпатажным андрогинным видом и великолепными песням в стиле новая романтика.

В фильме показываются любовные отношения Джорджа с двумя молодыми людьми в разные годы его жизни – музыкантом и певцом Кирком Брэндоном и барабанщиком созданной Джорджем группы "Culture Club" Джоном Моссом .


Начнем с того, что роль Боя Джорджа исполнил Дуглас Бут . На момент выхода картины на широкие экраны актёру было 18 лет ! Нужно отметить, что Дуглас сыграл очень талантливо. На момент просмотра фильма, я даже не подозревала о существовании Дугласа Бута и ни где ранее его не видела, но от его героя в фильме невозможно оторвать глаз. За чрезмерным макияжем приходится лишь угадывать черты лица Дугласа , но видно, что парень обладает редкостной женоподобной красотой. Плавные движения, томный взгляд, поцелуи с мужчинами – с легкостью получается искреннее верить в то, что происходит на экране.


Первой любовью Боя Джорджа (на тот момент еще просто Джорджа О"Дауда ) стал Кирк Брэндон в исполнении Ричарда Мэддена – того самого брутального Робба Старка из сериала «Игра Престолов» . История любви этих двоих началась очень романтично. Кирк пришел со своей девушкой в клуб полный трансвеститов, где Джордж работал эпатажным гардеробщиком, улучшив момент Кирк заглянул в гардероб к Джорджу с бутылочкой пивка.

Слово за слово, и вот уже девушка Кирка шагает домой одна, а Кирк в компании симпатичного гардеробщика гуляет по ночному городу. Кирк Брэндон проводил Джорджа до дома, но уже было слишком поздно и транспорта пришлось бы дожидаться до утра, и Кирк принимает предложение нового друга попить у него в квартире чай. Любопытен тот момент, что не найдя дома ни одного пакетика чая, Джордж вынимает использованный пакетик из мусорного ведра в надежде на то, что Кирк не любит крепкий чай. Парни мило беседуют, сидя на матрасе, потом они просто засыпают рядом друг с другом, не предпринимая ни каких решающий действий, хотя им обоим наверняка ох как хотелось придаться страсти настоящей мужской любви, но они просто наслаждались близостью друг друга.

На следующий день Джордж в ожидании Кирка не мог найти себе места, и вот с наступлением ночи появляется его новый возлюбленный. Они просто бросаются в объятия друг друга. Кирк утешает себя мыслям, что раз Джордж выглядит как девушка, то он и есть девушка. После этой ночи влюбленные буквально не могут надышаться друг на друга и ходят повсюду вместе. Джордж перекрашивает волосы Кирка в блонд и дает ему всяческие советы по поводу того как нужно одеваться восходящей звезде. Но счастье парочки недолго длилось. Кирк Брэндон не очень то хотел всю свою жизнь оставаться с парнем, ему нравились и девушки. То есть он был бисексуалом, к тому же жил со своей мамой, которая никак не смогла бы понять увлечение сына. И вот Кирк бросает Джорджа . Сердца эпатажного парня разбито.


Бой и Джордж с Джоном Моссом

Но Джордж не унывает, он ищет себя в творчестве. Сначала он становится участником группы «Bow Wow Wow» , затем основывает свою под названием «Culture Club» , песни которой покорили сердца слушателей всех континентов. Между Боем Джорджем и Джоном Моссом возникают романтические чувства, так в сердце главного героя снова поселяется любовь. Но Джон Мосс тоже, как и Кирк Брэндон , оказался бисексуалом и часто изменяет Бою Джорджу с женщинами и в конце концов их любовный союз распался.

В фильме так же показаны трогательные отношения отца к Бою Джорджу . Джордж был четвертым из шести детей своих родителей. Отец Джорджа с пониманием относился к выбору сына, хотя и советовал ему бросить одеваться как девчонка и заняться делом.

Как мне тебя величать? Просто Бой, господин Джордж, мистер Джордж Алан О’Дауд?

Зови меня «господин Джордж»! Мне больше нравится «мадам Джордж», но это звучит как прозвище содержательницы борделя! (Заливистый смех.)

Ты чаще попадаешь в заголовки не как музыкант, а как нарушитель закона. Всем запомнился один приговор – подметать нью-йоркские улицы. Как тебе понравилось работать дворником?

Больше всего меня удивляло, сколько разного мусора летит из дорогих машин. Люди, которые ездят на обычных машинах, гораздо чистоплотнее. А из кадиллаков и лимузинов постоянно летит фастфуд, женская одежда…

Тебе грозит пожизненное заключение за то, что ты якобы приковал мужика наручниками к стене своей квартиры! Мол, парень пришел подработать фотомоделью, а попал в садомазовертеп. Суд в ноябре. Каковы шансы?

Давай не будем о грустном. Надеюсь, все мои фанаты понимают, что обвинение полностью сфабриковано.

Твое последнее концертное появление в Москве на Bacardi B-Live – феерия сюрреализма. На сцене ты в костюме с принтами и своей фирменной шляпе запеваешь свой хит «Generations of Love», а потом вместо припева почти на неломаном русском переходишь на припев нашей народной песни: «Мне малым-мало спалось, ой!» После чего на сцену выплывают барышни в кокошниках и, вычерчивая пируэты, сливаются с тобой в хоровом экстазе. Ты сам это придумал?

Когда мне предложили выступить на вечеринке Bacardi, я сразу решил, что надо замутить что-то из ряда вон выходящее. Мне очень нравится саунд русского хора, тем более хора имени Пятницкого. Даже когда я делаю электронные треки, стремлюсь всегда использовать максимум живых инструментов. Микс «Generations of Love» и «Мне малым-мало спалось» – чистое безумие, правда? Для меня в этом сочетании есть особый смысл: я пел эту песню почти двадцать лет назад, в 90-м году, в Парке Горького на каком-то фестивале. Это был мой первый приезд в Россию, и именно в этот день у вас открылся первый «Макдоналдс». Я увидел длиннющие очереди на Пушкинской площади и нешуточно испугался. Подумал: вот он, конец света и цивилизации! Мне показалось, что это будет концептуально – спеть «Generations of Love» для следующего поколения россиян.

Тебя вывел в люди Малькольм Макларен. Из интервью Макларена с создателем «Тату» Иваном Шаповаловым становится ясно, что между двумя великими авантюристами много общего. Тебя радовал успех «Тату» в Англии?
Мне понравилась их песня (напевает мелодию «Я сошла с ума»), но, кроме нее, я ничего не слышал. Я ведь смотрю телик только в отелях, дома у меня есть занятия поинтереснее.

Знаем, знаем: наручники, фотосессии… Так о чем мы говорили?

Мы говорили о том, что вся поп-музыка сейчас делается такими людьми, как Шаповалов или, например, Саймон Кауэлл, создатель шоу «Поп-идол». Мы как будто вернулись в 50-е, когда главным человеком в поп-музыке был не артист, а продюсер.

В последние годы ты издаешь свою музыку лимитированными синглами, и вряд ли их услышит кто-то помимо твоих упертых фэнов. Не скучаешь по широкой публике и нормальному музыкальному успеху?

Скучаю. Последние лет десять я выпал из нормального процесса. Мне представлялось, что в современном музыкальном мире для Боя Джорджа нет места. Иногда артисту надо исчезнуть, испариться, забиться в нору на десять лет, чтобы переосмыслить себя. Особенно это касается нас, звезд 80-х. В наше время производство музыки было гораздо более естественным процессом. Моррисси прятался в подполье почти десять лет, а теперь вновь суперзвезда! А ведь еще пять лет назад никто не хотел заключать с ним контракт. Музыкальная индустрия нынче пребывает в уверенности, что владеет формулой по созданию идеальной группы. Просто добавь воды и ставь на плиту! Успех реалити-шоу типа «Поп-идола» – горькое тому подтверждение.

Вопрос на засыпку: услышим ли мы когда-нибудь новую пластинку Culture Club?


Мы никогда больше не будем работать вместе. Наш камбэк конца 90-х был для меня сплошной головной болью. Мне все очень не понравилось. Кроме того, недавно басист и барабанщик попробовали возродить группу без меня. Они думали, что можно взять мужика из подворотни, намазать гримом, заставить открывать рот – и получится новый Бой Джордж! Меня это дико оскорбило. Пошли они на фиг!

Ты чистокровный ирландец. Небось приходишь домой, смываешь грим, достаешь банку «Гиннесса» и затягиваешь «Danny Boy».

Все точно, за исключением пива. Я почти не пью и вообще стараюсь держаться подальше от вредных привычек. Я слишком много времени по­святил наркотикам, и сейчас у меня совершенно другие интересы. Когда сидишь на чем-то, ни на что больше не остается времени. Платишь драгдилерам, тратишь кучу денег и времени – и в итоге остаешься у разбитого корыта. Умному человеку все это ни к чему.

Еще каких-то два-три года назад казалось, что об этом странноватом парне с перекошенным представлением о моде, сексуальной культуре и месте человека в обществе как будто бы совсем забыли. Джордж спокойно отрабатывал баснословные для его нового амплуа ди-джея гонорары, и с трудом верилось, что это тот самый легендарный "крашеный" и "ряженый" электро-попа, лицо и голос целого десятилетия, который вывел CULTURE CLUB в высшую лигу поп-музыки и не менее сильно и скандально сиял в одиночку. Но Ее Величество музыка вечна и непреодолимо притягивает своих верных слуг. Вот и наш герой не устоял перед ее зовом, и CULTURE CLUB снова записываются и гастролируют, а пресса спит и видит, что музыкант, продюсер, писатель, ди-джей и исполнительный директор своего лейбла Boy George, как в старые добрые времена, выкинет очередной свой трюк.


Англичанин Джордж О"Дауд (George O"Dowd) родился 14 июня 1961 года в Вулвиче (Woolwich), пригороде Лондона, в многодетной семье из восьми человек. Не знаю, какое животное было симпатично его родителям больше всего (предполагаю, что кролик), но детей они заводили с удивительной легкостью и в итоге "настрогали" одну девочку и целых пять мальцов (Жорик был третьим по счету). Отец семейства работал подрядчиком-строителем, а мама, естественно, заведовала детьми и хозяйством, поэтому у них была очень дружная пролетарская семья.

Людей повсюду было много, и молодой Джордж всегда жаждал выделиться. Очень рано его очаровали пестрые цвета экстравагантных одежд, и, само собой, угрюмая школьная форма располагала к отвращению. Когда ему было 6 лет, он стал главной достопримечательностью на свадьбе его тетки Джэн, одевшись, как петух. Каково же было его огорчение, когда после означенных торжеств его оригинальные черные туфли с серебряной пряжкой спереди достались его двоюродному брату Дэнису! Жорик долго и пафосно рыдал и от души желал, чтобы каждый день кто-нибудь из его родственников женился.

К школе у него было не меньшее презрение, чем к ее униформе. Ему казалось абсурдным держать в памяти столько ненужной информации. Он часто пропускал "бесполезные" уроки, обращался к учителям согласно присвоенным прозвищам, выступал против системы и желал поскорее прославиться, чтобы ни от кого не зависеть. Его занимали искусство и поэзия, а не скучная грамматика. Он не любил перегружать себя занятиями спортом (разве что знал пару приемчиков самозащиты).

В 12 лет Джордж заразился образом Зигги Стардаста, рожденным в гениальной голове Дэвида Боуи. Он сделал себе соответствующую прическу, покрасил волосы, но после нескольких дней прогулок по клубам был просто деморализован. Тысячи клонов Зигги шныряли по Лондону, и от этого он стал похож на какой-то инопланетный город. Но все равно Боуи стал для Джорджа заочным учителем, который на своем примере доказал, что человек искусства может измениться под влиянием не только нравоучений и внутренних убеждений, но с помощью макияжа и гардероба. О"Дауду было очень важно понять, что он движется в правильном направлении. К счастью, долго мучиться ему не пришлось. В 15 лет его выгнали из школы за безобразное поведение, и от директора Досона он услышал исторические слова: "О"Дауд, подумай о своих родителях! Подумай о том, каково им! Ты никогда ничего не сделаешь своими руками, О"Дауд. Ты же просто дурак..." (из воспоминаний Джорджа, описанных в его автобиографии "Take It Like A Man").

Когда он пришел домой в тот день, довелось выслушать пару лестных слов и от мамы. "Если ты не будешь ходить в школу, - кричала она, - ты должен работать, ленивый дурачок!" Джордж не хотел работать, но еще больше его тяготило положение иждивенца. Кстати, на одной из своих работ (в супермаркете) как-то раз он стащил прямо с прилавка краску для волос и, не дожидаясь нового дня, стал блондином. На следующее утро мать указала ему на дверь и обязала не возвращаться, пока его волосы не приобретут натуральный цвет. Позже она купила ему черную краску, и Джорджу ничего не оставалось, как вылить и ее на свою буйную голову. Однако он ополоснул волосы слишком рано, и получилось что-то очень похожее на мелирование (на светлом фоне проблесками виднелись черные полосы). Маму это не очень впечатлило, но выглядело терпимо. А Джордж балдел, потому что был теперь похож на саму Пэтти Смит.

С раннего детства у него не было недостатка в прозвищах, и однажды настал такой момент, когда он и сам понял, что его тянет не к тем людям. Первый гомосексуальный опыт он поставил в темном углу одного клуба, и, по его глубокому убеждению, все произошло в порыве взаимных чувств. О"Дауд стал частым гостем ночных заведений для геев, трансвеститов и бисексуалов и одной из самых популярных и экстраординарных личностей клубной тусовки ночного Лондона. В 17 лет он покинул родительский дом и долгое время ютился вместе со своей компанией в заброшенных зданиях, подрабатывая опять же в супермаркетах, в шляпном магазине и на овощном предприятии. Жизнь, пропитанная духом свободной любви, тем не менее ему скоро надоела, и он серьезно задумался о своем будущем. Все, что он умел, сводилось к сочинению стихов и отчасти к их музыкальному озвучиванию, которое, впрочем, никогда бы не стало достоянием народа, если бы не случай. Из группы BOW WOW WOW ушел бэк-вокалист, и на подмогу главной солистке коллектива Аннабелле Лу Уин срочно требовался новый. Джордж сразу же понравился команде. Он взял себе псевдоним Lieutenant Lush и участвовал в нескольких концертах, после чего его выставили за дверь, потому что остальным не понравилось, что экстравагантный молодой человек приковывал к себе слишком много внимания. Менеджер группы Малколм МакЛарен очень лестно отзывался о Джордже в прессе и считал, что при его внешних и вокальных данных ему следует организовать собственную группу. Что О"Дауд вскоре и предпринял.

Мультикультурный клуб

В 1981 году появилась на свет команда под названием SEX GANG CHILDREN. Затем Джордж переименовал ее в PRAISE OF LEMMINGS. Окончательное название CULTURE CLUB (его корни следует искать в богатстве музыкальных стилей, взятых на вооружение группой, и в различных культурных корнях музыкантов) пришло после того, как сформировался постоянный состав: Мики Крэйг (Mikey Craig, р. 15.02.1960 г. в Лондоне, бас-гитара), Рой Хэй (Roy Hay, р. 12.08.1961 г. в Саутенде-Он-Си, гитара и клавишные) и бывший участник LONDON, DAMNED Джон Мосс (Jon Moss, р. 11.09.1957 г. в Лондоне, ударные), работавший также с Adam Ant. О"Дауд долго искал себе новый псевдоним, но ничего другого не придумал, как поставить перед своим настоящим именем приставку "Boy" (Boy George, по его мнению, хорошо ложилось на рэгги-мотив). Группа много репетировала и записала несколько демо, которые вскоре были разосланы по адресам всех крупных звукозаписывающих компаний Британии. Наконец, после повальных отказов ими заинтересовался Virgin Records, и весной 1982 года CULTURE CLUB имели уже постоянный контракт. Но первые два сингла коллектива "White Boy" и "I"m Afraid Of Me" прошли незамеченными, и нужно было что-то делать.

Пофартило их менеджеру. Продюсеры знаменитого телешоу BBC "Top Of The Pops" заказали ему подыскать одну свежую хитовую вещь для исполнения на шоу, в связи с чем Бой Джордж и его товарищи в спешном порядке сочинили "Do You Really Want To Hurt Me?", и после ее блестящего исполнения потребовалось всего месяц, чтобы о CULTURE CLUB говорили по всей Британии. Ни с того ни с сего все вдруг полюбили Джорджа и его группу, а "Do You Really Want To Hurt Me?" разошелся рекордным 7-миллионным тиражом и, разумеется, возглавил британские чарты.

Ребята договорились делить все доходы поровну и стали подписываться общим именем в авторской графе. Несмотря на то, что их дебютный альбом "Kissing To Be Clever" существенно проигрывал в хитовости их синглам, это была качественная поп-музыка, а уникальный голос Джорджа с явным соул-оттенком и его яркий талант интимного поэта превозносил музыку CULTURE CLUB над всем электро-попом.

Интерес к группе и ее импозантному накрашенному феминоподобному солисту с косичками и в замысловатых шляпах нарастал, и Virgin поторопили CULTURE CLUB с выходом их второго диска "Colour By Numbers", который призван был стать их самой успешной записью (6 миллионов проданных копий, 1-е место в Британии и 2-е - после джексоновского "Thriller" - место в Штатах). С такими синглами, как "Church Of Poison Mind" и особенно "Karma Chameleon" (1,2 миллиона продаж), который возглавил хит-парады по обе стороны Атлантики, группа купалась в мировой славе, а Бой Джордж постепенно превратился в ее рупор, визитную карточку, с которой, как часто бывает, начинается и заканчивается знакомство. Наконец-то этот чудаковатый парень получил столько внимания, сколько хотел. В своих интервью он выглядел предельно самокритичным, заявляя, что очень некрасив и макияж позволяет ему чувствовать себя раскованнее, а "вместо секса он предпочитает выпить чашечку чая", но газеты и поклонники группы верили своим глазам, а не словам Джорджа, и остальным участникам CULTURE CLUB такое положение вещей явно было не по душе. Им трудно было что-то изменить, но постепенно эта разновидность ревности стала превалировать в их отношениях с выскочкой. Бою стали меньше доверять как автору текстов, и организация под названием CULTURE CLUB стала похожа на неудачный брак, хотя поначалу романтические отношения между главными авторами текстов и музыки цементировали эмоциональную силу их песен.

Впрочем, им еще предстояло записать два альбома "Waking Up With The House On Fire" и "From The Luxury To Headache" и сочинить такие хиты, как "Victims", "It"s A Miracle", "Miss You Blind" и "The War Song", что продлило их внутриусобные войны на целых три года, пока прогрессирующий наркоман Бой Джордж официально не заявил о своих близких отношениях с ударником Джоном Моссом. Но это уже тема для отдельного разговора.

Любовь и наркотики

Любовный роман Джорджа и Джона начался, как только был создан CULTURE CLUB. Джордж его очень любил и хотел поведать об этом всему свету. Например, в "Time (Clock Of The Heart)" Джордж говорит: "Не клади свою голову на мои плечи, лучше утопи меня в море слез, но ты должен преодолеть свой страх". Мосс же очень стеснялся разглашать эту тайну, потому что всегда заявлял, что он нормальный. Несмотря на постоянные ссоры на этой почве, их связь продолжалась достаточно долго, и Бой называл своего партнера уникальным по своей природе. Ему всегда хотелось считать себя уникальным (бисексуальным) индивидом, но даже в самых пикантных ситуациях он не был до конца феминоподобным (как он любил пошутить, "есть некоторые детали, которые трудно скрыть под макияжем).

Но настал такой момент, когда Джордж не смог больше прощать измены Джона с женщинами, и он замкнулся и стал искать успокоения в наркотиках. Была и другая причина для этого. Все эти годы жизни поп-звезды стоили ему колоссального внутреннего дискомфорта. Он перепробовал практически все известные на то время нюхательные наркотики (колоться он все-таки отказался из-за страха возможной передозировки) и часто неадекватно себя вел перед телекамерами и на концертах. Страшная правда открылась во время съемок телепередачи "Sport Aid Race Against Time", когда накачанный героином Бой Джордж постоянно засыпал, а в конце вдруг заявил, что его зовут Джули Эдрюс. Зрители и тележурналисты негодовали, а семья О"Дауда не могла без слез смотреть на голубой экран. После той передачи брат Джорджа Дэвид обратился к общественности с просьбой помочь убедить Боя как можно скорее пройти курс лечения, но это только разозлило Джорджа, и он клятвенно пообещал порвать все отношения с братом.

Он здорово потерял в весе, с трудом мог нормально поесть, его сердце билось в сумасшедшем ритме, но он все еще думал, что может контролировать себя. Очень скоро на покупку героина не стало хватать даже самой приличной зарплаты известного музыканта, и Джордж со своим приятелем Мэрилином изгалялись как угодно, чтобы только получить очередную порцию. Как-то раз они отдыхали на Ямайке, и у них закончился героин. Там его нигде не продавали, так что они, не раздумывая, отправились в Нью-Йорк, но желание было столь сильным, что на полпути они убедили капитана корабля дать им лодку, чтобы добраться до Гваделупы. После нескольких часов бесполезных скитаний по островам они отправились в ближайший аэропорт, где оказалось, что самолеты на Нью-Йорк летают через Париж. Они позвонили своему нью-йоркскому дилеру и попросили ее встретиться с ними в Париже. Но опять-таки их так ломило, что дожидаться было не в кайф, и ребята рассчитали, что если они доберутся до Аргентины, то на самолете будут в Нью-Йорке раньше, чем оттуда вылетит их дилер. Им это удалось, и через пять минут после того, как они перехватили изумленную девушку с пакетиками белой смерти, весь туалет аэропорта Джона Кеннеди был обрыган продуктами отторжения их желудков (наверное, не пошло или жажда убила желание).

Наступили самые кошмарные дни жизни Боя Джорджа. Пресса начала настоящую охоту за уликами, подтверждающими его наркотическую зависимость. Особенно постарались бульварные издания типа "Sun" и "Daily Mirror", которые стали публиковать заметки с рассказами близких друзей Джорджа о том, какой он есть на самом деле. Многие из них были такими же законченными наркоманами и хронически нуждались в дополнительном финансировании, поэтому суммы от 8000 до 100 000 фунтов, которые предлагали им газетчики, воспринимались как спасательный круг.

Положение Джорджа еще более ухудшилось после передозировок наркотиками двух его друзей (Марка Волтира и Майкла Рудецки, который должен был продюсировать первый сольник Боя Джорджа), в смертях которых никто его не обвинял, кроме его самого. Но все же под давлением агрессивно настроенной прессы полиция арестовала Джорджа за хранение и употребление наркотиков. На судебное слушание по его делу Бой явился накачанным метадоном (аналогом героина) и на всякий случай держал в кармане пакетик гашиша. Огромная толпа его орущих фэнов скопилась под окнами здания суда, а одна девушка даже специально прихватила с собой около 16 000 долларов (она заложила собственный дом, чтобы заплатить за кумира в случае, если его освободят под залог). В итоге Джордж заплатил штраф 250 фунтов за употребление наркотиков, а дилеры, у которых он постоянно отоваривался "зельем", получили по 4 года каждый.

Джордж и его новая любовь Майкл Данн покинули после этого Лондон, и в Монсеррате Бой все-таки приступил к записи своего дебютного диска "Sold". А через три дня после того, как осудили его дилеров, вышел его первый сольный сингл "Everything I Own" (кавер старой песни BREAD), который получился на удивление классным и даже возглавил британский хит-парад. В 1987 году им было записано еще три успешных сингла, столько же вышло и в следующем. Газеты писали о чудесном воскресении Боя Джорджа из мертвых, но до полного выздоровления было еще очень далеко. Он принимал антидепрессивные таблетки, которые прописал ему его знакомый доктор Блюм, но каждый раз, когда оказывался в клубах, не мог устоять перед соблазном нажраться экстази и других доступных легких наркотиков, поэтому все еще выглядел непривычно сонливым. Наконец его личному терапевту удалось убедить его лечиться стационарно. Джордж добровольно прошел курс лечения, занялся йогой и сел на жесткую диету. И уже через месяц он очистил свой организм, поправил нервную систему, у него появились новые друзья и цели в жизни.

Ему незачем теперь было скрывать свою гомосексуальность. Первым делом он решил поставить на свое место Маргарет Тэтчер, которая от имени партии консерваторов развернула массированную антигей-кампанию. "Детям, которых по идее должны были учить уважать традиции и моральные устои общества, - кричала Железная Леди, - объявили, что их неотъемлемым правом может быть гомосексуализм. Где это видано?!". В ответ на это заявление премьер-министра Великобритании Джордж написал песню "No Clause 28", ссылаясь на статью закона, запрещающую пропаганду гомосексуальности.

Несмотря на то, что Бой чувствовал себя гораздо лучше, его следующий альбом "Tense Nervous Headache" полностью раскрывал его физическое и эмоциональное состояние на период 1988 года, но, как и третий "Boyfriend", не выпускался в США. Впрочем, в 1989 году Virgin все-таки отважился выпустить второй американский альбом Джорджа "High Hat" (названный в честь очень любимых музыкантом высоких шляп), но, страхуясь, составил его из лучших треков "Tense Nervous Headache" и "Boyfriend". Музыканту вновь пришлось держать экзамен на зрелость, но он чувствовал: что-то потеряно, хотя и не знал, что именно.

Новой вехой в жизни и творчестве стало открытие его собственного лейбла More Protein Records, который менее чем за год собрал под своим крылом целую армию молодых талантливых танцевальщиков (Eve Gallagher, Lippy Lou, Amos). Сингл команды E-ZEE POSSE (во главе с открытым Боем Джорджем белокожим рэппером MC Kinky) "Everything Starts With An E" стал большим клубным хитом 1989 года, а сам Джордж организовал новую группу JESUS LOVES YOU, хотя это была вовсе не группа, а новая вывеска для музыкальных экспериментов Джорджа О"Дауда, который попросил называть себя Анжелой Даст (Angela Dust). Но все это случилось после знаменитой поездки Джорджа и Майкла Данна в Индию.

Харе Кришна

Спасаясь от негативных впечатлений, накопившихся за последние годы, они уединились на древней земле Кришны. Боя всегда интересовали древние религии, он почувствовал там колоссальное единение с природой и самими собой, а когда Майкл отправился назад в Англию, Бой продолжил свое путешествие, добрался до Непала и увидел убогость западного материализма по сравнению с восточной простотой. Он стал убежденным вегетарианцем и вместе со своим нью-йоркским другом Найаной (Nayana) посетил Radha Kund, священное озеро, которое по приданию питают все реки и моря нашей планеты. Там он написал великолепный гимн Кришне "Bow Down Mister" и по возвращении в Лондон стал совершенно другим человеком, убежденным буддистом и редким философом.

Все композиции, написанные в этот период (в том числе "After The Love" в соавторстве с Джоном Моссом, с которым они помирились, и Мосс публично признал свои близкие отношения с Джорджем), были в первом альбоме JESUS LOVES YOU "The Martyr Mantras". Помимо "Bow Down Mister", в хитах ходили "Generations Of Love" и "Sweet Toxic Love", композиторский талант Боя использовал синтезаторы, гитары, ситары и даже экзотический восточный хор, а самое главное, что слова и мелодии были полны свободы, чего так долго добивался человек-хамелеон по имени Джордж О"Дауд.

Новая жизнь

1992 год принес ему первый успех в Штатах. Заглавный сингл из саундтрека к оскароносному фильму "The Crying Game", спродюсированный PET SHOP BOYS, попал в первую десятку лучших синглов "Биллборда", а дуэт с Prince Be (из PM DAWN) "More Than Likely" еще больше укрепил его позиции в Новом Свете, демонстрируя его профессиональный рост. В 1993 году вышла в свет компиляция "At Worst... The Best Of Boy George And Culture Club", а годом позже JESUS LOVES YOU записали свой второй и менее заметный альбом "Devil In Sister".

Новым увлечением Джорджа стал ди-джеинг. Из тяжелого труда он превратил его в престижную профессию, стал хорошо получать за свою работу, и на всех самых известных сборниках середины 90-х можно было найти его "скрежет". В ночь на 1 июля 1997 года, когда Гонконг переходил под юрисдикцию Китая, грандиозная вечеринка, которую вел DJ Boy George, собрала на одной танцплощадке более 4000 человек, и Джордж был очень горд оказанной ему чести стать главным свидетелем и участником одного из самых громких исторических событий конца XX века.

А в 1995 году появился его последний на данный момент альбом "Cheapness & Beauty", которым он отдал дань трем самым большим кумиром его юности (Дэвиду Боуи, Марку Болану и Игги Попу), выдвинув на первый план панк-глэм-роковое гитарное звучание и проблемные тексты (от "Evil Is So Civilised" об убийствах на гомофобной почве, захлестнувших Америку, до "II Adore", реквиема погибшему в 1992 году от СПИДа другу Стиву Хьюзу), написанные в соавторстве с гитаристом Джоном Темисом (John Themis). По сути этот альбом стал своеобразным саундтреком в автобиографии Джорджа "Take It Like A Man", написанной вместе со Спенсером Брайтом. Эта книга появилась в продаже одновременно с альбомом и стала пользоваться заслуженной популярностью, потому что была написана очень откровенно и с юмором.

Бой Джордж с тех пор стал регулярно появляться на страницах различных изданий со своими заметками касательно самых злободневных проблем и сел за написание своей второй книги. Кирк Брэндон, один из его бывших любовников, проиграл очередной судебный процесс, призванный заставить Джорджа молчать о своих любовных приключениях. Их взаимоотношениям Бой посвятил целую песню "Unfinished Business" на своем альбоме 1995 года (с фотографиями и иронической подписью под их фотоснимком) и отвел специальную главу в автобиографии. Суд поверил Джорджу, и тот день стал большим праздником победы движения в защиту прав геев.

А в феврале 1998 года произошло долгожданное воссоединение CULTURE CLUB. Три месяца они гастролировали по Америке, в то время как основные музыкальные телеканалы мира транслировали специальные передачи, посвященные группе. А в конце лета на Virgin Records был выпущен двойник CULTURE CLUB "Greatest Moments", первая часть которого запечатлела их предыдущие победы (плюс две новые вещи "I Just Want To Be Loved" и "Some Strange Voodoo"), а на второй они отчитались о только что закончившемся турне.

Сейчас их дальнейшая судьба как группы не ясна. Но будем надеяться на то, что еще в этом тысячелетии Бой Джордж и CULTURE CLUB все-таки порадуют нас своими новыми песнями, тем более что сейчас, как видно, героин, прозак и экстази им не понадобятся.

Англичанин Джордж О"Дауд (George O"Dowd) родился 14 июня 1961 года в Вулвиче (Woolwich), пригороде Лондона, в многодетной семье из восьми человек. Не знаю, какое животное было симпатично его родителям больше всего (предполагаю, что кролик), но детей они заводили с удивительной легкостью и в итоге "настрогали" одну девочку и целых пять мальцов (Жорик был третьим по счету). Отец семейства работал подрядчиком-строителем, а мама, естественно, заведовала детьми и хозяйством, поэтому у них была очень дружная пролетарская семья.

Людей повсюду было много, и молодой Джордж всегда жаждал выделиться. Очень рано его очаровали пестрые цвета экстравагантных одежд, и, само собой, угрюмая школьная форма располагала к отвращению. Когда ему было 6 лет, он стал главной достопримечательностью на свадьбе его тетки Джэн, одевшись, как петух. Каково же было его огорчение, когда после означенных торжеств его оригинальные черные туфли с серебряной пряжкой спереди достались его двоюродному брату Дэнису! Жорик долго и пафосно рыдал и от души желал, чтобы каждый день кто-нибудь из его родственников женился.

К школе у него было не меньшее презрение, чем к ее униформе. Ему казалось абсурдным держать в памяти столько ненужной информации. Он часто пропускал "бесполезные" уроки, обращался к учителям согласно присвоенным прозвищам, выступал против системы и желал поскорее прославиться, чтобы ни от кого не зависеть. Его занимали искусство и поэзия, а не скучная грамматика. Он не любил перегружать себя занятиями спортом (разве что знал пару приемчиков самозащиты).

В 12 лет Джордж заразился образом Зигги Стардаста, рожденным в гениальной голове Дэвида Боуи. Он сделал себе соответствующую прическу, покрасил волосы, но после нескольких дней прогулок по клубам был просто деморализован. Тысячи клонов Зигги шныряли по Лондону, и от этого он стал похож на какой-то инопланетный город. Но все равно Боуи стал для Джорджа заочным учителем, который на своем примере доказал, что человек искусства может измениться под влиянием не только нравоучений и внутренних убеждений, но с помощью макияжа и гардероба. О"Дауду было очень важно понять, что он движется в правильном направлении. К счастью, долго мучиться ему не пришлось. В 15 лет его выгнали из школы за безобразное поведение, и от директора Досона он услышал исторические слова: "О"Дауд, подумай о своих родителях! Подумай о том, каково им! Ты никогда ничего не сделаешь своими руками, О"Дауд. Ты же просто дурак..." (из воспоминаний Джорджа, описанных в его автобиографии "Take It Like A Man").

Когда он пришел домой в тот день, довелось выслушать пару лестных слов и от мамы. "Если ты не будешь ходить в школу, - кричала она, - ты должен работать, ленивый дурачок!" Джордж не хотел работать, но еще больше его тяготило положение иждивенца. Кстати, на одной из своих работ (в супермаркете) как-то раз он стащил прямо с прилавка краску для волос и, не дожидаясь нового дня, стал блондином. На следующее утро мать указала ему на дверь и обязала не возвращаться, пока его волосы не приобретут натуральный цвет. Позже она купила ему черную краску, и Джорджу ничего не оставалось, как вылить и ее на свою буйную голову. Однако он ополоснул волосы слишком рано, и получилось что-то очень похожее на мелирование (на светлом фоне проблесками виднелись черные полосы). Маму это не очень впечатлило, но выглядело терпимо. А Джордж балдел, потому что был теперь похож на саму Пэтти Смит.

С раннего детства у него не было недостатка в прозвищах, и однажды настал такой момент, когда он и сам понял, что его тянет не к тем людям. Первый гомосексуальный опыт он поставил в темном углу одного клуба, и, по его глубокому убеждению, все произошло в порыве взаимных чувств. О"Дауд стал частым гостем ночных заведений для геев, трансвеститов и бисексуалов и одной из самых популярных и экстраординарных личностей клубной тусовки ночного Лондона. В 17 лет он покинул родительский дом и долгое время ютился вместе со своей компанией в заброшенных зданиях, подрабатывая опять же в супермаркетах, в шляпном магазине и на овощном предприятии. Жизнь, пропитанная духом свободной любви, тем не менее ему скоро надоела, и он серьезно задумался о своем будущем. Все, что он умел, сводилось к сочинению стихов и отчасти к их музыкальному озвучиванию, которое, впрочем, никогда бы не стало достоянием народа, если бы не случай. Из группы BOW WOW WOW ушел бэк-вокалист, и на подмогу главной солистке коллектива Аннабелле Лу Уин срочно требовался новый. Джордж сразу же понравился команде. Он взял себе псевдоним Lieutenant Lush и участвовал в нескольких концертах, после чего его выставили за дверь, потому что остальным не понравилось, что экстравагантный молодой человек приковывал к себе слишком много внимания. Менеджер группы Малколм МакЛарен очень лестно отзывался о Джордже в прессе и считал, что при его внешних и вокальных данных ему следует организовать собственную группу. Что О"Дауд вскоре и предпринял.

Мультикультурный клуб

В 1981 году появилась на свет команда под названием SEX GANG CHILDREN. Затем Джордж переименовал ее в PRAISE OF LEMMINGS. Окончательное название CULTURE CLUB (его корни следует искать в богатстве музыкальных стилей, взятых на вооружение группой, и в различных культурных корнях музыкантов) пришло после того, как сформировался постоянный состав: Мики Крэйг (Mikey Craig, р. 15.02.1960 г. в Лондоне, бас-гитара), Рой Хэй (Roy Hay, р. 12.08.1961 г. в Саутенде-Он-Си, гитара и клавишные) и бывший участник LONDON, DAMNED Джон Мосс (Jon Moss, р. 11.09.1957 г. в Лондоне, ударные), работавший также с Adam Ant. О"Дауд долго искал себе новый псевдоним, но ничего другого не придумал, как поставить перед своим настоящим именем приставку "Boy" (Boy George, по его мнению, хорошо ложилось на рэгги-мотив). Группа много репетировала и записала несколько демо, которые вскоре были разосланы по адресам всех крупных звукозаписывающих компаний Британии. Наконец, после повальных отказов ими заинтересовался Virgin Records, и весной 1982 года CULTURE CLUB имели уже постоянный контракт. Но первые два сингла коллектива "White Boy" и "I"m Afraid Of Me" прошли незамеченными, и нужно было что-то делать.

Пофартило их менеджеру. Продюсеры знаменитого телешоу BBC "Top Of The Pops" заказали ему подыскать одну свежую хитовую вещь для исполнения на шоу, в связи с чем Бой Джордж и его товарищи в спешном порядке сочинили "Do You Really Want To Hurt Me?", и после ее блестящего исполнения потребовалось всего месяц, чтобы о CULTURE CLUB говорили по всей Британии. Ни с того ни с сего все вдруг полюбили Джорджа и его группу, а "Do You Really Want To Hurt Me?" разошелся рекордным 7-миллионным тиражом и, разумеется, возглавил британские чарты.

Ребята договорились делить все доходы поровну и стали подписываться общим именем в авторской графе. Несмотря на то, что их дебютный альбом "Kissing To Be Clever" существенно проигрывал в хитовости их синглам, это была качественная поп-музыка, а уникальный голос Джорджа с явным соул-оттенком и его яркий талант интимного поэта превозносил музыку CULTURE CLUB над всем электро-попом.

Интерес к группе и ее импозантному накрашенному феминоподобному солисту с косичками и в замысловатых шляпах нарастал, и Virgin поторопили CULTURE CLUB с выходом их второго диска "Colour By Numbers", который призван был стать их самой успешной записью (6 миллионов проданных копий, 1-е место в Британии и 2-е - после джексоновского "Thriller" - место в Штатах). С такими синглами, как "Church Of Poison Mind" и особенно "Karma Chameleon" (1,2 миллиона продаж), который возглавил хит-парады по обе стороны Атлантики, группа купалась в мировой славе, а Бой Джордж постепенно превратился в ее рупор, визитную карточку, с которой, как часто бывает, начинается и заканчивается знакомство. Наконец-то этот чудаковатый парень получил столько внимания, сколько хотел. В своих интервью он выглядел предельно самокритичным, заявляя, что очень некрасив и макияж позволяет ему чувствовать себя раскованнее, а "вместо секса он предпочитает выпить чашечку чая", но газеты и поклонники группы верили своим глазам, а не словам Джорджа, и остальным участникам CULTURE CLUB такое положение вещей явно было не по душе. Им трудно было что-то изменить, но постепенно эта разновидность ревности стала превалировать в их отношениях с выскочкой. Бою стали меньше доверять как автору текстов, и организация под названием CULTURE CLUB стала похожа на неудачный брак, хотя поначалу романтические отношения между главными авторами текстов и музыки цементировали эмоциональную силу их песен.

Впрочем, им еще предстояло записать два альбома "Waking Up With The House On Fire" и "From The Luxury To Headache" и сочинить такие хиты, как "Victims", "It"s A Miracle", "Miss You Blind" и "The War Song", что продлило их внутриусобные войны на целых три года, пока прогрессирующий наркоман Бой Джордж официально не заявил о своих близких отношениях с ударником Джоном Моссом. Но это уже тема для отдельного разговора.

Любовь и наркотики

Любовный роман Джорджа и Джона начался, как только был создан CULTURE CLUB. Джордж его очень любил и хотел поведать об этом всему свету. Например, в "Time (Clock Of The Heart)" Джордж говорит: "Не клади свою голову на мои плечи, лучше утопи меня в море слез, но ты должен преодолеть свой страх". Мосс же очень стеснялся разглашать эту тайну, потому что всегда заявлял, что он нормальный. Несмотря на постоянные ссоры на этой почве, их связь продолжалась достаточно долго, и Бой называл своего партнера уникальным по своей природе. Ему всегда хотелось считать себя уникальным (бисексуальным) индивидом, но даже в самых пикантных ситуациях он не был до конца феминоподобным (как он любил пошутить, "есть некоторые детали, которые трудно скрыть под макияжем).

Но настал такой момент, когда Джордж не смог больше прощать измены Джона с женщинами, и он замкнулся и стал искать успокоения в наркотиках. Была и другая причина для этого. Все эти годы жизни поп-звезды стоили ему колоссального внутреннего дискомфорта. Он перепробовал практически все известные на то время нюхательные наркотики (колоться он все-таки отказался из-за страха возможной передозировки) и часто неадекватно себя вел перед телекамерами и на концертах. Страшная правда открылась во время съемок телепередачи "Sport Aid Race Against Time", когда накачанный героином Бой Джордж постоянно засыпал, а в конце вдруг заявил, что его зовут Джули Эдрюс. Зрители и тележурналисты негодовали, а семья О"Дауда не могла без слез смотреть на голубой экран. После той передачи брат Джорджа Дэвид обратился к общественности с просьбой помочь убедить Боя как можно скорее пройти курс лечения, но это только разозлило Джорджа, и он клятвенно пообещал порвать все отношения с братом.

Он здорово потерял в весе, с трудом мог нормально поесть, его сердце билось в сумасшедшем ритме, но он все еще думал, что может контролировать себя. Очень скоро на покупку героина не стало хватать даже самой приличной зарплаты известного музыканта, и Джордж со своим приятелем Мэрилином изгалялись как угодно, чтобы только получить очередную порцию. Как-то раз они отдыхали на Ямайке, и у них закончился героин. Там его нигде не продавали, так что они, не раздумывая, отправились в Нью-Йорк, но желание было столь сильным, что на полпути они убедили капитана корабля дать им лодку, чтобы добраться до Гваделупы. После нескольких часов бесполезных скитаний по островам они отправились в ближайший аэропорт, где оказалось, что самолеты на Нью-Йорк летают через Париж. Они позвонили своему нью-йоркскому дилеру и попросили ее встретиться с ними в Париже. Но опять-таки их так ломило, что дожидаться было не в кайф, и ребята рассчитали, что если они доберутся до Аргентины, то на самолете будут в Нью-Йорке раньше, чем оттуда вылетит их дилер. Им это удалось, и через пять минут после того, как они перехватили изумленную девушку с пакетиками белой смерти, весь туалет аэропорта Джона Кеннеди был обрыган продуктами отторжения их желудков (наверное, не пошло или жажда убила желание).

Наступили самые кошмарные дни жизни Боя Джорджа. Пресса начала настоящую охоту за уликами, подтверждающими его наркотическую зависимость. Особенно постарались бульварные издания типа "Sun" и "Daily Mirror", которые стали публиковать заметки с рассказами близких друзей Джорджа о том, какой он есть на самом деле. Многие из них были такими же законченными наркоманами и хронически нуждались в дополнительном финансировании, поэтому суммы от 8000 до 100 000 фунтов, которые предлагали им газетчики, воспринимались как спасательный круг.

Положение Джорджа еще более ухудшилось после передозировок наркотиками двух его друзей (Марка Волтира и Майкла Рудецки, который должен был продюсировать первый сольник Боя Джорджа), в смертях которых никто его не обвинял, кроме его самого. Но все же под давлением агрессивно настроенной прессы полиция арестовала Джорджа за хранение и употребление наркотиков. На судебное слушание по его делу Бой явился накачанным метадоном (аналогом героина) и на всякий случай держал в кармане пакетик гашиша. Огромная толпа его орущих фэнов скопилась под окнами здания суда, а одна девушка даже специально прихватила с собой около 16 000 долларов (она заложила собственный дом, чтобы заплатить за кумира в случае, если его освободят под залог). В итоге Джордж заплатил штраф 250 фунтов за употребление наркотиков, а дилеры, у которых он постоянно отоваривался "зельем", получили по 4 года каждый.

Джордж и его новая любовь Майкл Данн покинули после этого Лондон, и в Монсеррате Бой все-таки приступил к записи своего дебютного диска "Sold". А через три дня после того, как осудили его дилеров, вышел его первый сольный сингл "Everything I Own" (кавер старой песни BREAD), который получился на удивление классным и даже возглавил британский хит-парад. В 1987 году им было записано еще три успешных сингла, столько же вышло и в следующем. Газеты писали о чудесном воскресении Боя Джорджа из мертвых, но до полного выздоровления было еще очень далеко. Он принимал антидепрессивные таблетки, которые прописал ему его знакомый доктор Блюм, но каждый раз, когда оказывался в клубах, не мог устоять перед соблазном нажраться экстази и других доступных легких наркотиков, поэтому все еще выглядел непривычно сонливым. Наконец его личному терапевту удалось убедить его лечиться стационарно. Джордж добровольно прошел курс лечения, занялся йогой и сел на жесткую диету. И уже через месяц он очистил свой организм, поправил нервную систему, у него появились новые друзья и цели в жизни.

Ему незачем теперь было скрывать свою гомосексуальность. Первым делом он решил поставить на свое место Маргарет Тэтчер, которая от имени партии консерваторов развернула массированную антигей-кампанию. "Детям, которых по идее должны были учить уважать традиции и моральные устои общества, - кричала Железная Леди, - объявили, что их неотъемлемым правом может быть гомосексуализм. Где это видано?!". В ответ на это заявление премьер-министра Великобритании Джордж написал песню "No Clause 28", ссылаясь на статью закона, запрещающую пропаганду гомосексуальности.

Несмотря на то, что Бой чувствовал себя гораздо лучше, его следующий альбом "Tense Nervous Headache" полностью раскрывал его физическое и эмоциональное состояние на период 1988 года, но, как и третий "Boyfriend", не выпускался в США. Впрочем, в 1989 году Virgin все-таки отважился выпустить второй американский альбом Джорджа "High Hat" (названный в честь очень любимых музыкантом высоких шляп), но, страхуясь, составил его из лучших треков "Tense Nervous Headache" и "Boyfriend". Музыканту вновь пришлось держать экзамен на зрелость, но он чувствовал: что-то потеряно, хотя и не знал, что именно.

Новой вехой в жизни и творчестве стало открытие его собственного лейбла More Protein Records, который менее чем за год собрал под своим крылом целую армию молодых талантливых танцевальщиков (Eve Gallagher, Lippy Lou, Amos). Сингл команды E-ZEE POSSE (во главе с открытым Боем Джорджем белокожим рэппером MC Kinky) "Everything Starts With An E" стал большим клубным хитом 1989 года, а сам Джордж организовал новую группу JESUS LOVES YOU, хотя это была вовсе не группа, а новая вывеска для музыкальных экспериментов Джорджа О"Дауда, который попросил называть себя Анжелой Даст (Angela Dust). Но все это случилось после знаменитой поездки Джорджа и Майкла Данна в Индию.

Харе Кришна

Спасаясь от негативных впечатлений, накопившихся за последние годы, они уединились на древней земле Кришны. Боя всегда интересовали древние религии, он почувствовал там колоссальное единение с природой и самими собой, а когда Майкл отправился назад в Англию, Бой продолжил свое путешествие, добрался до Непала и увидел убогость западного материализма по сравнению с восточной простотой. Он стал убежденным вегетарианцем и вместе со своим нью-йоркским другом Найаной (Nayana) посетил Radha Kund, священное озеро, которое по приданию питают все реки и моря нашей планеты. Там он написал великолепный гимн Кришне "Bow Down Mister" и по возвращении в Лондон стал совершенно другим человеком, убежденным буддистом и редким философом.

Все композиции, написанные в этот период (в том числе "After The Love" в соавторстве с Джоном Моссом, с которым они помирились, и Мосс публично признал свои близкие отношения с Джорджем), были в первом альбоме JESUS LOVES YOU "The Martyr Mantras". Помимо "Bow Down Mister", в хитах ходили "Generations Of Love" и "Sweet Toxic Love", композиторский талант Боя использовал синтезаторы, гитары, ситары и даже экзотический восточный хор, а самое главное, что слова и мелодии были полны свободы, чего так долго добивался человек-хамелеон по имени Джордж О"Дауд.

Новая жизнь

1992 год принес ему первый успех в Штатах. Заглавный сингл из саундтрека к оскароносному фильму "The Crying Game", спродюсированный PET SHOP BOYS, попал в первую десятку лучших синглов "Биллборда", а дуэт с Prince Be (из PM DAWN) "More Than Likely" еще больше укрепил его позиции в Новом Свете, демонстрируя его профессиональный рост. В 1993 году вышла в свет компиляция "At Worst... The Best Of Boy George And Culture Club", а годом позже JESUS LOVES YOU записали свой второй и менее заметный альбом "Devil In Sister".

Новым увлечением Джорджа стал ди-джеинг. Из тяжелого труда он превратил его в престижную профессию, стал хорошо получать за свою работу, и на всех самых известных сборниках середины 90-х можно было найти его "скрежет". В ночь на 1 июля 1997 года, когда Гонконг переходил под юрисдикцию Китая, грандиозная вечеринка, которую вел DJ Boy George, собрала на одной танцплощадке более 4000 человек, и Джордж был очень горд оказанной ему чести стать главным свидетелем и участником одного из самых громких исторических событий конца XX века.

А в 1995 году появился его последний на данный момент альбом "Cheapness & Beauty", которым он отдал дань трем самым большим кумиром его юности (Дэвиду Боуи, Марку Болану и Игги Попу), выдвинув на первый план панк-глэм-роковое гитарное звучание и проблемные тексты (от "Evil Is So Civilised" об убийствах на гомофобной почве, захлестнувших Америку, до "II Adore", реквиема погибшему в 1992 году от СПИДа другу Стиву Хьюзу), написанные в соавторстве с гитаристом Джоном Темисом (John Themis). По сути этот альбом стал своеобразным саундтреком в автобиографии Джорджа "Take It Like A Man", написанной вместе со Спенсером Брайтом. Эта книга появилась в продаже одновременно с альбомом и стала пользоваться заслуженной популярностью, потому что была написана очень откровенно и с юмором.

Бой Джордж с тех пор стал регулярно появляться на страницах различных изданий со своими заметками касательно самых злободневных проблем и сел за написание своей второй книги. Кирк Брэндон, один из его бывших любовников, проиграл очередной судебный процесс, призванный заставить Джорджа молчать о своих любовных приключениях. Их взаимоотношениям Бой посвятил целую песню "Unfinished Business" на своем альбоме 1995 года (с фотографиями и иронической подписью под их фотоснимком) и отвел специальную главу в автобиографии. Суд поверил Джорджу, и тот день стал большим праздником победы движения в защиту прав геев.

А в феврале 1998 года произошло долгожданное воссоединение CULTURE CLUB. Три месяца они гастролировали по Америке, в то время как основные музыкальные телеканалы мира транслировали специальные передачи, посвященные группе. А в конце лета на Virgin Records был выпущен двойник CULTURE CLUB "Greatest Moments", первая часть которого запечатлела их предыдущие победы (плюс две новые вещи "I Just Want To Be Loved" и "Some Strange Voodoo"), а на второй они отчитались о только что закончившемся турне.

Сейчас их дальнейшая судьба как группы не ясна. Но будем надеяться на то, что еще в этом тысячелетии Бой Джордж и CULTURE CLUB все-таки порадуют нас своими новыми песнями, тем более что сейчас, как видно, героин, прозак и экстази им не понадобятся.