Фотография как произведение искусства. Жанры фотографии

Куричьев Андрей

Учебно-исследовательская работа написана в рамках дополнительного изучения современного искусства. Тема очень интересна для данного возраста. Ученик предпринял попытку исследовать на своем уровне историю возникновения такого вида изобразительного искусства, как «фотография». Подросток отвечает на такие вопросы, как «Отражает ли фотография реальность объективно? Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?». Учеником был представлен свой проект, а также интересные результаты исследования подростков по данной теме, сделан анализ.

Работа читается легко и интересно, материал структурирован и изложен логично. Ученик подчеркнул актуальность темы, четко поставил цели и задачи исследования.

Основными положительными моментами работы являются:

  1. Взгляд на фотографию, как вида изобразительного искусства с точки зрения подростка.
  2. Приобретения учениками необходимых знаний по интересующим их вопросам, развития собственного мышления и дальнейшего самосовершенствования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Отделение – гуманитарное

Секция - искусствоведческая

Работу выполнили:

Куричьев Андрей, 15 лет

обучающийся 9 «В» класса

Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,

Учитель мировой художественной культуры

г. Павлово

февраль 2015г.

  1. Ведение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………… .4-12

«Является ли фотография искусством?»

  • Рождение и смысл фотографии………………………………. ….4-6
  • Отражает ли фотография реальность объективно?…………………………………………….. …………7-8
  • Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?.........................................................…….8-9
  • Исследование……………………………………………………10-12
  1. Заключение. Выводы……………………………………………………..12
  2. Литература………………………………………………………………...13
  1. Введение

В наше время все существует ради того,

чтобы окончиться фотографией.

Фотография мумифицирует время.

Анри Базен

Я думаю, что в отличие от традиционных видов искусства фотография имеет практическое применение. Она полезна во многих сферах человеческой жизни деятельности: в науке, в учебном процессе, в криминалистике (фотография мест преступления, оставленных улик и пр.), в рекламном бизнесе, при удостоверении личности, в дизайне и т.д. А если это так, то является ли фотография искусством?

Цель:

Выяснить, является ли фотография видом искусства?

Задачи:

  • Узнать историю рождения и смысл фотографии.
  • Выяснить, отражает ли фотография реальность объективно?
  • Выяснить, почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Моя гипотеза:

Фотография - понятие более широкое, чем фотоискусство: не всё, что снято на фотокамеру (как и кинокамеру), будет искусством.

Методы исследования

2. Основная часть

2.1. Рождение и смысл фотографии

Слово «фотография» с греческого переводится как «светопись». Свет – главный элемент создания образа в фотографии. Истоки техники фотографии лежат в оптическом феномене, известном с древности: если в небольшое отверстие камеры-обскуры (лат. «темная комната») попадает луч света, то на противоположной стенке появится перевернутое изображение освещенных предметов, находящихся под камерой.

Первым, кому удалось зафиксировать реальное изображение, был Нисефор Ньепс. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов Ньепса Луи Жак Дагер получил фотографическое изображение, применив в кассете тонкую медную пластинку, покрытую слоем серебра. Эти пластинки получили название дагерротипов. В 1839 году французская Академия наук признала заслуги Дагера и сделала открытие французского ученого достоянием человечества.

1839 год – официальный год рождения фотографии.

Дагерротипы были единичными экземплярами, т. е с них нельзя было снять копии, а фотографирование, как известно, распадается на две операции, - получение негатива и изготовление позитива. Способ получения негатива открыл Фокс Тэбол в 1840 году.

С тех пор многое изменилось: появилась фотопленка, были разработаны технологии изготовления цветной фотографии, а не так давно возникла цифровая печать, основанная на электронной технике, преобразующей оптическое изображение в электрический сигнал.

Рождение фотографии нельзя объяснить только развитие техники.

30-40 годы 19 века знаменуют собой рождение такого направления в искусстве, как критический реализм. Одним из постулатов реализма можно сформулировать так: любое человеческое начало абсолютно. Наличие у каждого человека своей фотографии (пусть хотя бы в паспорте) доказывает, что каждый из нас по факту жизни равен друг друга. Фотография утверждает нашу причастность в жизни и вечности.

В произведениях реализма человеческая жизнь рассматривается в историческом контексте (герой всегда дан в соотнесении с эпохой).

Внимание к быту, деталям – все это характеризует и реалистическое произведение, и фотографию.

Фотография является хранительницей прошлого: мы изучаем исторические эпохи, жизнь семьи и т.п. по фотографиям. Р. Арнхейм так сформулировал родовые свойства фотографии: «Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животным и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография наделена привилегией помогать человку изучать себя. Расширить и сохранить свой опыт, обмениваться жизненно необходимыми сообщениями…» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132).

2.2. Отражает ли фотография реальность объективно?

Изучая разные источники, я узнал, что ученые по-разному оценивает реалистический потенциал фотографии. Например, французский ученый А. Базен утверждал, что фотографическое изображение предмета «и есть сам этот предмет». Фотография, по мнению исследователя, объективна, так как «между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета… Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием. Фотография воздействует на нас, как «естественный» феномен, как цветок или снежный кристалл…» (Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44). Эстетические возможности фотографии заключены в раскрытии реального, которое выступает напрямую без вербальных и иных искусственных посредников. Объектив фотокамеры «освобождает предмет от привычных представлений и предрассудков», а кинематограф «предстает перед нами как завершение фотографической объективности во временном измерении… Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени…» (Базен А., с.45).

Есть и противоположная точка зрения. «Все мы знаем, - пишет Ю.М. Лотман, - как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверные, мы, не колеблясь, остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста» (Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – с. 297).

Выводы: Данный опрос даёт нам понять, что большая часть(66.7%) считают, что фотография отражает реальность объективно, а оставшиеся

(33.3%) так не считают.

2.3. Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Многие снимки являются проходными, бытовыми, точнее сказать невыразительными, нехудожественными, то есть они представляют собой простое “копирование реальности”. Конечно, на наших домашних (вполне бытовых) фотографиях нам интереснее всего будет объект изображения: мы сами, наши близкие, любимые, друзья и т.д. Будут ли такие фотографии искусством? Для нас – без сомнения: сколько эмоций, воспоминаний они вызывают. А для других, чужих нам людей, будет ли интересен объект изображенный на нашем фото? Здесь уже сложнее.

Какие же условия необходимы для того, чтобы «копия, снятая с действительности», стала искусством? Видимо, те же, что и для всех остальных искусств. «Искусство… есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла деятельности, реальности» (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237).

Такие выдающиеся мастера XX века, как А.Ренгенер-Патч, А. Картье-Брессон, А. Родченко, Л. Махоли-Надь, Манн Рей и др. сделали фотографию исскуством.

Я провел эксперимент со своим другом: положил перед ним две фотографии.

При взгляде на них мой друг, опираясь на своё интуитивное чувство, определил одну как “художественную”, а другую как “нехудожественную”. На мой вопрос: “Почему он так заключил?” – последовал несколько неопределённый ответ: “Ну, это же видно, тут просто вид, который был перед фотоаппаратом, а здесь что-то добавлено, настроение какое-то, фотограф что-то хотел выразить, сказать от себя, передать, видите ли, какое то чувство…”

Я попробовал выразить эти мысли более определённым образом.

В производстве нехудожественной фотографии другом были названы два участника: пейзаж и фотоаппарат; в производстве художественной фотографии им были названы три участника: пейзаж, аппарат, фотограф.

В первом случае фотография фиксировала автоматически то, что попадало в поле зрения объектива, во втором к реальному пейзажу, что-то добавлялось.

По сути дела, здесь названы те признаки, которые обычно называют выделяя отличительные черты искусства: наличие авторской субъективности, …внесение в изображаемый объект мысли, воссоздание объекта в связи с общим понимаем мира художником”. То есть, “став фактом искусства вещественный мир очеловечивается и одухотворяется, получает значение” (Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.)

Фотографируя, мы вмешиваемся в окружающий ми, мы «вырезаем» из него от «кусок» действительности, который нам чем-то понравился, или просто нужен, или совпал с каким-то нашим переживанием, выразил какую-то мысль.

Разумеется, у фотографии как искусства свои выразительные средства. Когда мы рассматриваем фотографию, то обращаем внимание не только на сюжет, но и на план, ракурс, композицию кадра, свет, цвет. Творчески используя их, применяя ту или иную оптику, черно белую или цветную пленку, а сейчас еще и огромные возможности компьютера, мы можем по-своему интерпретировать объекты мира, создавать сложные художественные образы. Однако знание арсенала выразительных средств еще не гарантирует качественного художественного снимка. Как и в любом искусстве здесь нужно особое чутье, вдохновенье и вкус.

Первый опрос: Почему после возникновение фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Выводы: На основе этого опроса я могу сделать вывод, что 84% опрошенных считает, что фотография стала одним из направлений изобразительного искусства, а 16 процентов считают, что фотография намного моложе изобразительного искусства и возможно вытеснит её в будущем.

Выводы: 32 процента опрошенных считают, что, для того чтобы стать хорошим фотографом нужно иметь самое современное и качественное оборудование, а 64 процента, считают всё же, что главное это не техника, а то кто ей пользуется.

Выводы: Этот вопрос остаётся спорным и для меня. Количество сторонников и противников использования фотошопа в фотографии поделилось на два одинаковых лагеря, и этот вопрос останется для нас не отвеченным.

Выводы: На основе этого опроса мы можем судить, что 80% респондентов считают, что фотография относится к искусству, 4 % ответили отрицательно, а 16% не знают ответа на этот вопрос. А как считаете вы?

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась – фотография не всегда является искусством.

Все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение – для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!! А для тех, кто просто фотографирует для себя, для памяти, фотография – просто польза для жизни, необходимое условие.

Ну а я считаю, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло - эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

Литература

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132
  2. Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.
  5. http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/reshayuschij-moment-546455/
  6. http://pics2.pokazuha.ru/p442/s/w/7897210hws.jpg

Теоретические аспекты фотографии как вида изобразительного искусства. История развития фотографии классификация её видов средства выразительности в фотографии. Одна из целей фотографии - передача внутренней сути объекта фотографии. Фотографии являются хранилищем визуально запечатленных моментов жизни выступают связующим звеном между поколениями.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19046. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА 4.31 MB
Из всего вышесказанного можно предположить что приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества накопленному в искусстве можно воспитать высоконравственного образованного разносторонне развитого современного человека. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в том что общение с искусством помогает ему очиститься от наслоившихся негативных переживаний отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку...
18073. Уровень развития речевых умений на уроках при обучении детей посредством интеграции уроков русского языка, изобразительного искусства 203.77 KB
Большой поток учебной информации ее объем так велик что учащемуся становится порой сложно вовремя а главное качественно находить необходимую информацию в любом из направлений научного познания. Что в свою очередь позволит обучаемым без помощи постороннего использовать необходимые в жизни знания и использовать содержание учебного материала в виде некоего целого для решения той или иной проблемной ситуации. Возможно что ранее у человека не было столько возможностей к её удовлетворению. Следует особо отметить что последние - это формы...
19526. Теоретические аспекты муниципального управления 18.15 KB
Теоретические аспекты муниципального управления. Органы местного самоуправления действуют в русле общегосударственной политики - экономической социальной экологической в области культуры и т. Большинство исследователей придерживаются точки зрения что органы самоуправления есть власть которая вместе с государственной властью составляет публичную власть. Ученые подчеркивают что хотя муниципальная власть и имеет право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование эта самостоятельность не должна приводить к...
1092. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 30.49 KB
Сущность и основные характеристики осознанной саморегуляции Семантический анализ термина саморегуляция позволяет выделить в нем две части – регуляция от латинского regulre приводить в порядок налаживать и само указывающая что источник регуляции находится в самой системе. В данном параграфе будут описаны следующие точки зрения на проблему саморегуляции: подход к саморегуляции с позиции физиологии теория саморегуляции О. Таким образом применительно к человеку носителю высших форм психики который сам принимает цели своих...
19536. Управление конфликтами. Теоретические аспекты возникновения конфликтов 35.48 KB
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме.
20941. Теоретические аспекты управления качеством продукции на предприятии 194.09 KB
Понятие и содержание качества продукции. Стандарты качества. Актуальность данной темы обусловлена тем что стандарты качества необходимые для правильного управления качеством постоянно изменяются. Это ещё раз доказывает огромную роль качества продукции в развитии предприятия.
11497. Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия 349.62 KB
Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам достаточность собственных средств для исключения высокого риска хорошие перспективы получения прибыли и др. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платежной готовности в низкой эффективности использования ресурсов в неэффективном размещении средств их иммобилизации. Результат равновесия выделяет ориентировочную оценку суммы средств окружающих в управлении компании....
7591. . Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога5 1. 39.36 KB
Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога. Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
1253. Теоретические аспекты использования процедур и функций в языке Паскаль 95.55 KB
Использование подпрограмм позволяет значительно оптимизировать работу программиста, сократить объем памяти, занимаемый программой, сделать программный код более понятным. Создание пользовательских меню является одной из наиболее важных проблем при разработке пользовательского интерфейса.
18411. Односторонний отказ от исполнения обязательств: теоретические аспекты и проблемы правоприменения 126.06 KB
Односторонний отказ от исполнения обязательства обусловленный нарушением договора. Односторонний отказ от исполнения договора не связанный с нарушением договора его последствия. В таком случае особо важно использование способов расторжения договора предусмотренных гражданским законодательством и как одного из таких способов одностороннего отказа от исполнения договора. То есть исполнение авторского договора включает в себя пункт о воздержании от действий по передаче рукописи иным печатным издательствам.

Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний. Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони. Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных. Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий - человека на улице.

Главное - освещение

Самое главное - освещение. Классический вариант при съёмке человека - солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека. При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света. Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей - это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца. Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой. Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Самым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму. Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

Перед портретной съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой. В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“. Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой. Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки. В противном случае снимок получится не профессиональным.

Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части. При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра. Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть - следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Неопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие. Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними. В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“. Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более. То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

При съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека. Позирование перед камерой фотоаппарата - дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке. Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Кажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно. Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью. Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало. Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи. Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время. Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться. При съёмке пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

Опытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив. Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива. Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку. Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики. Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Нередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях. Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки или положить в нагрудный карман. И достать его можно быстро и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.

Фотография сегодня - это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок - это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Попытки получения снимков были зафиксированы еще в XVII веке. Но назвать их успешными нельзя. Художественная фотография берет свое начало с 1839 года. Французскому ученому Луи Дагеру впервые удалось получить отчетливое изображение человека. При этом время экспозиции не превышало и минуты. С тех пор фотография совершенствовалась множество раз. Сегодня мы имеем возможность создавать настоящие шедевры при минимальных затратах времени.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым "Зенитом" или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет - это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост - это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Отдельно стоит отметить студийную съемку. Этот вид портретной фотографии является относительно молодым. Ранее таким образом снимали звезд для модных журналов. Сегодня же фотосессией в студии может порадовать себя каждый. Художественная фотография при этом заключается в правильном подборе фона и организации освещения.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия - это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Новичку сложно освоить с первых же дней пейзаж. Фотографии ландшафта сможет сделать каждый. Но суть не в том, чтобы запечатлеть момент. Через изображение должно передаваться состояние души фотографа. Усложняться процесс поиска удачного кадра может различными природными явлениями. В отличие от студии, на улице работе могут мешать яркое солнце, осадки или сильный ветер. Иногда фотографу приходится работать неделями, чтобы получить действительно стоящий снимок.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Архитектура является одним из наиболее сложных жанров. Поиск нужной позиции часто усложняется уличным движением и погодным условиями. Кроме того, через объектив фотокамеры не всегда удается передать детали. Для съемки архитектуры нужна дорогостоящая техника.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников - это и есть репортаж.

Считается, что фотограф просто снимает то или иное событие. На самом деле репортаж - это возможность передать не только суть тех или иных действий, но и отношение к ним. Если рассматривать различные жанры фотографии, то репортаж наиболее точно передает характер фотографа, его эмоциональное состояние и профессионализм. Если проводится съемка протеста, к примеру, в силах фотографа показать в положительном свете как одну, так и другую сторону. Объективный взгляд на вещи - одно из важнейших черт характера, которой должен обладать настоящий фоторепортер.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Ракурс имеет огромное значение в портретной съемке. От правильно выбранной точки зависит, как будет выглядеть комната на снимке. Кроме того, один элемент позволяет украсить все пространство. Поэтому наиболее выгодным деталям интерьера фотограф должен уделять особое внимание.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография - это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм - это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Авангард не имеет каких-то определенных черт, как другие жанры фотографии. Поэтому профессионализм снимка часто отследить достаточно сложно. Фотографом может изображаться «вторая действительность», которая никак не связана с настоящим миром. Объектом съемки при этом могут быть люди, животные, предметы быта и растения. А изображены они будут в непривычном для окружающих виде.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.

Сегодня все понимают, что фотография, которая отражает творческий взгляд фотографа, является предметом искусства. Однако когда зарождалась фотография, считалось что к искусству можно относить только рукотворные произведения.

Поэтому фотографические отпечатки, которые были созданы при помощи физико-химических методов, общественность не могла принять как предмет искусства.

В систему общественных ценностей и взглядов, фотография как искусство не вписывалась многие десятилетия, и это, притом, что уже первые фотографы для получения художественного значения изменяли композицию снимка. Велось очень много споров о том, можно ли сравнивать живопись и фотографию? А может, фотография и есть вид исчезающей живописи, в котором техника заменяет труд художника? Однако эти два вида искусства не стоит сравнивать, так как они взаимодействовали друг с другом.

Появление фотографии освободило живопись от функции фиксации реального изображения. И этим способствовала развитию живописи в новых направлениях с её неповторимыми особенностями. Живопись же дала фотографии такие понятия как колорит, композиция, цвет, ракурс, перспектива и даже видение объектов «в кадре» пришло из искусства живописи.

Чтобы получить реалистичное изображение больше не требуется затрат человеческого труда благодаря появлению техники фотографии. Фотография служит не только для того, чтобы запечатлеть действительность, человек при съёмке может выразить своё отношение к объекту или ситуации, пользуясь техническими приёмами постановки света, выбора ракурса, умению выбрать подходящий момент.

Именно отношение фотографов к снимаемым ситуациям влияет на то каким будет эффект от просмотра снимка.Фотография как вид искусства проявляется и в таких моментах как, выбор художественного стиля будующей фотографии, жанра, цвета и т.п. Именно желание придать большую реалистичность снимкам, дало стимул к созданию цветной фотографии. И тут наблюдается влияние живописи, выбор цветов влиял на смысл написанных картин.

Из этого выливаются правила применения цвета в фотографиях:

  1. Делать цветные снимки лишь тогда, когда без цвета пропадает смысл получаемого снимка.
  2. Цвета имеет символические значения, накопленные культурой, и это с успехом можно использовать в фотоискусстве.
  3. Контрастные цвета можно использовать для большего контраста смысла фотографии.

Стиль в фотопроизведении зависит от характера и силы отклонения от натуралистической, «отражательной» фотографии.Естественно, художественная фотография, не может существовать без фотографа. Фотограф должен иметь особое «видение» мира. Не все кадры могут быть удачными художественными произведениями. Поэтому фотограф должен тренировать технику, а также иметь чёткие представления о своём отношении к различным объектам его съёмок.

Для того чтобы снять , фотограф должен научиться улавливать суть, характер отличительные черты модели, которые позволят раскрыть его внутренний мир на снимке.