"Свидетели Иеговы". Специальный репортаж "Вестей"

Более 10 миллионов брошюр религиозного содержания были задержаны на пропускном пункте "Светогорск" Ленинградской области с начала этого года. Отправитель груза — . Напечатанные в Германии книги адепты готовы передать российским единомышленникам в дар, для бесплатного распространения. Что это за секта, с какой миссией проникает в нашу страну и для чего вербует детей?

На площади Белорусского вокзала посменно несут вахту адепты секты "Свидетели Иеговы". Буклетами заинтересовались студенты православного Свято-Тихоновского университета, но вовремя разобрались. "На нашем курсе читалась лекция сектоведения, поэтому мы в курсе — кто что из себя представляет", — пояснили они.

Виктор — уже не сектант, хотя про "Свидетелей Иеговы" знает больше, чем кто-либо. Знает, откуда появляются женщины-проповедницы на наших лестничных площадках перед квартирой с предложением поговорить о Боге.

"Всем "Свидетелям Иеговы" советуется жертвовать все силы на то, чтобы заниматься самым важным делом на Земле, — рассказывает бывший адепт секты Виктор Корецкий. — Для них это проповедь "от дома к дому", как они приходят по утрам ко всем нам. Они приравнивают это к спасателям тонущего "Титаника". Это для них "дело номер один". И молодежь, молодые женщины говорят — "Я пойду замуж только в Новом Мире", то есть в некоем "раю".

Можно ли поверить, что шестимиллиардное население планеты нечестиво и будет уничтожено? Что останутся лишь те, кто уверовал в Царство Божье, которое вот-вот настанет? И спасти себя можно, только вступив в братство "Свидетелей Иеговы"? Многие верят, вступая в огромную армию, презирающую любой государственный строй, называя этот мир "блудливым и лживым Вавилоном великим". И с этой мыслью они собираются на стадионах, в залах, конгресс-центрах.

Слет на ипподроме в Барнауле. Другие "Свидетели Иеговы" заполонили целый поселок в Ивановской области. Презирая законы, они ищут законные способы набрать к себе новых членов. "Наше мероприятие подпадает под юридический закон "О богослужении", — говорит адепт секты Алексей Царьков. — И эта ежегодная практика подтверждена различными инстанциями".

"Свидетели Иеговы" запрещены в Таганроге. Тысячи экземпляров журналов были арестованы на Северо-Западной таможне. Их международный сайт — неясно почему, но работает, хотя Минюст четко определяет: сайт "Свидетелей Иеговы" экстремистский.

На вологодской акции люди выступили против сектантов, заполонивших город. На асфальте — таблички с именами членов секты или их детей, которые умерли из-за того, что в секте по всему миру стоит запрет на переливание крови. И, наконец, секта вербует детей.

Гигантская международная корпорация "Свидетели Иеговы" разрастается. Миф о "зачистке Земли" ради блага одной секты работает. Обычно это происходит возле квартиры. Брошюры отпечатаны в Германии. Но большая часть, как говорят иеговисты "библейской просветительной деятельности", печатается в США, на родине секты, в Бруклине.

"Есть громадная международная корпорация, которая действует как издательский комплекс, который издает тиражами в десятки миллионов экземпляров всю эту макулатуру, — рассказывает профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сектовед Александр Дворкин. — И все члены обязаны эту макулатуру приобретать".

Семеро американских старцев — руководящий совет "Свидетелей Иеговы" — имеют власть, какой нет даже у Папы римского. Миллионы адептов по всему миру, по сути, фанатично готовы на все. Но пока они просто подходят к вам с безобидным вопросом: "Вы читали Библию?".

В Орле подтвердили законность признания местного отделения - экстремистским. В Карелии Свидетелей Иеговы приговорили к штрафу в 50 000 рублей. В Петербурге арестовали литературу и электронные носители.

Они готовы ставить вопросы и готовы сами отвечать на них. Но не готовы отвечать на поставленные им вопросы. Свидетели Иеговы в Петербурге – организация, закрытая для прессы. О том, что происходит за этими стенами рассказывают только те, кто навсегда покинул их.

"Обычный адепт должен приличное количество часов делать проповеди – то есть хождению по домам, многие из них не могут себе позволить еще работать полный рабочий день. Так же сомнительные практики в плане отказа от переливания крови и привлечение к проповеди несовершеннолетних детей", – рассказывает Виктор Корецкий, который был свидетелем Иеговы 19 лет.

И все же есть в миру люди, перед которыми свидетели не могут закрыть двери. На улице Лужской в организацию постучали оперативники Следственного комитета. За вечерними чтениями они застали 50 человек. Некоторых – задержали.

Оперативники искали материалы экстремистской направленности. Проще говоря, запрещенную литературу. Российские суды за последние годы внесли в федеральный список экстремистских материалов 15 книг иеговистов, несколько номеров журналов "Пробудитесь!" и "Сторожевая башня" и десятка три брошюр.

В Русской же православной церкви предупреждают: внешность обманчива. Иеговистов там называют не иначе, как сектантами. И добавляют: смотреть на проблему надо шире. В том числе предостерегают от увлечения саентологией.

"Руководящие органы этих организаций, как и все тоталитарные секты и деструктивные культы, они преследуют определенные цели. Цели очень просты: власть и деньги", – уверен председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской Епархии протоиерей Георгий Йоффе.

По-своему смотрят и в академической среде на борьбу с сектами. Причем так называть их, подчеркивает профессор Стецкевич, неправильно. В его трактовке – это миноритарные религиозные группы.

"Любая, в том числе и мировые религии, как христианство и ислам, они начинались, если использовать эту терминологию, как секты. Что, собственного говоря, такое община И.Христа? Она начиналась как небольшая религиозная организация, используем этот термин, как секта в рамках иудаизма", – считает доцент СПбГУ Михаил Стецкевич.

"Государство светское очень плохо приспособлено для регулирования вероучительной религиозной жизни. На мой взгляд, существуют основополагающие документы в виде УК, АК и Конституции. И на мой взгляд их вполне достаточно, если какая-то организация выходит за рамки дозволенного, предъявить к ней какие-то санкции",– уверен ведущий сотрудник Международного центра апологетических исследований Дмитрий Розет.

28-я статья конституции среди прочего гласит: "каждому гарантируется свобода вероисповедания". Впрочем, на практике надо выбирать церковь, у которой есть регистрация в Минюсте. Хотя и этого может быть недостаточно.

Более 10 миллионов брошюр религиозного содержания были задержаны на пропускном пункте «Светогорск» Ленинградской области с начала этого года. Отправитель груза - запрещенное в России религиозное общество «Свидетелей Иеговы». Напечатанные в Германии книги адепты готовы передать российским единомышленникам в дар, для бесплатного распространения. Что это за секта, с какой миссией проникает в нашу страну и для чего вербует детей?

На площади Белорусского вокзала посменно несут вахту адепты секты «Свидетели Иеговы». Буклетами заинтересовались студенты православного Свято-Тихоновского университета, но вовремя разобрались. «На нашем курсе читалась лекция сектоведния, поэтому мы в курсе - кто что из себя представляет», - пояснили они.

Виктор - уже не сектант, хотя про «Свидетелей Иеговы» знает больше, чем кто-либо. Знает, откуда появляются женщины-проповедницы на наших лестничных площадках перед квартирой с предложением поговорить о Боге.

"Всем «Свидетелям Иеговы» советуется жертвовать все силы на то, чтобы заниматься самым важным делом на Земле, - рассказывает бывший адепт секты Виктор Корецкий. - Для них это проповедь «от дома к дому», как они приходят по утрам ко всем нам. Они приравнивают это к спасателям тонущего «Титаника». Это для них «дело номер один». И молодежь, молодые женщины говорят - «Я пойду замуж только в Новом Мире», то есть в некоем «раю».

Можно ли поверить, что шестимиллиардное население планеты нечестиво и будет уничтожено? Что останутся лишь те, кто уверовал в Царство Божье, которое вот-вот настанет? И спасти себя можно, только вступив в братство «Свидетелей Иеговы»? Многие верят, вступая в огромную армию, презирающую любой государственный строй, называя этот мир «блудливым и лживым Вавилоном великим». И с этой мыслью они собираются на стадионах, в залах, конгресс-центрах.

Слет на ипподроме в Барнауле. Другие «Свидетели Иеговы» заполонили целый поселок в Ивановской области. Презирая законы, они ищут законные способы набрать к себе новых членов. «Наше мероприятие подпадает под юридический закон „О богослужении“, - говорит адепт секты Алексей Царьков. - И эта ежегодная практика подтверждена различными инстанциями».

"Свидетели Иеговы" запрещены в Таганроге. Тысячи экземпляров журналов были арестованы на Северо-Западной таможне. Их международный сайт - неясно почему, но работает, хотя Минюст четко определяет: сайт «Свидетелей Иеговы» экстремистский.

На вологодской акции люди выступили против сектантов, заполонивших город. На асфальте - таблички с именами членов секты или их детей, которые умерли из-за того, что в секте по всему миру стоит запрет на переливание крови. И, наконец, секта вербует детей.

Гигантская международная корпорация «Свидетели Иеговы» разрастается. Миф о «зачистке Земли» ради блага одной секты работает. Обычно это происходит возле квартиры. Брошюры отпечатаны в Германии. Но большая часть, как говорят иеговисты «библейской просветительной деятельности», печатается в США, на родине секты, в Бруклине.

"Есть громадная международная корпорация, которая действует как издательский комплекс, который издает тиражами в десятки миллионов экземпляров всю эту макулатуру, - рассказывает профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сектовед Александр Дворкин. - И все члены обязаны эту макулатуру приобретать".

Семеро американских старцев - руководящий совет «Свидетелей Иеговы» - имеют власть, какой нет даже у Папы римского. Миллионы адептов по всему миру, по сути, фанатично готовы на все. Но пока они просто подходят к вам с безобидным вопросом: «Вы читали Библию?».

Впервые о Свидетелях Иеговы я услышал, когда мне было 5 лет.

Я отдыхал в гостях у своих бабушки и прабабушки, живших в Харьковской области на Украине. Меня туда бабушка увезла погостить.

Как раз в это время с моей мамой познакомились Свидетели Иеговы. Об «истине» ей стала рассказывать молодая пионерка Ирина Лёнькина, сидя рядом с ней прямо в вагоне метро.

Вскоре с мамой было начато изучение. На котором моя сестра также стала регулярно присутствовать. Успев изрядно впечатлиться и проникнуться новыми знаниями, они поехали забирать меня. По дороге домой стали рассказывать мне о новоприобретенной вере.

Некоторые мои начальные представления о религии предстояло обновить, а устаревшие забыть. Ведь до этого случая я уже успел пару раз вместе с отцом посетить католический костел!

Впрочем, даже причастие мне там принять не удалось. Священник обходил всех с какой-то позолоченной тарелочкой, и я думал, что все с этой тарелочки что-то берут. Безуспешно повозил я своей рукой в варежке по тарелочке, но она была пуста, и мне ничего не досталось, а священник прошел мимо. Как уже потом мне объяснили, оказывается, надо было открыть рот и терпеливо ждать. А не шарить самому в поисках вкусностей.

По возвращению домой я стал регулярно присутствовать на изучениях Библии, которые проводились по книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле».

Конечно, нас с сестрой увлекала идея оказаться в Новом Мире, где будет много добродушных животных, не причиняющих вреда людям и даже друг другу. Райское будущее стало неотъемлемой частью наших игр и рисунков.

А еще мы каждое воскресенье стали ездить «на поляну». Под этим выражением подразумевалась большая еженедельная встреча Свидетелей Иеговы, которые приезжали сначала на станцию метро «Девяткино» (Ленинград), откуда на электричке ехали в Кузьмолово. И там в лесу, на поляне, проходили собрания. Помню, как толпа Свидетелей, человек 100 или даже 150, шла от станции к месту собрания, на глазах у изумленных дачников.

Стиль проведения, регламент и содержание встреч тогда сильно отличались от мирового западного стандарта. Веселой отсебятины, например, полетов фантазии тогдашнего одиозного старейшины, пожилого Николая Петрова, было гораздо больше, нежели пару лет спустя, когда приехали иностранные специальные пионеры из Финляндии и Польши. Он вообще был забавный дед - когда толпа Свидетелей Иеговы шла от станции к месту встречи, он нередко шел поодаль, по кустам и оврагам, и проверял, нет ли слежки. Он часто носил кожаную куртку или плащ, и сам был немного похож на чекиста.

Существенно реже, несколько раз за лето, проводились более крупные встречи, длившиеся целый день, и в другом месте - в районе речки Каменки. Это было что-то типа однодневного районного конгресса. И как на всех конгрессах, там проводилось крещение.

И в начале лета 1990 года, на одном из таких «конгрессов» крестилась моя мама. В тот же день крестился Георгий Поляков, Валера Помогайкин с супругой, и другие легендарные Свидетели Иеговы тех лет. Крестителями были старейшина и помазанник из Эстонии Евдокимов и другой старейшина, Станислав Живель, оттуда же.

Через месяц мы с мамой, сестрой и семьей Помогайкиных отправились на международный конгресс в Польшу. Из-за наличия маленьких детей (мне 5, моей сестре 8, а дочке Помогайкиных вообще 1,5 года) решили лететь на самолете. Нам запомнился один эпизод из этого полета. В середине пути горящий рвением Помогайкин взял в руки Библию, и отправился проповедовать сидящим рядом пассажирам. Тут стало происходить что-то невообразимое! Сидящие вокруг многочисленные грузины повскакивали со своих мест, и стали нас всех обнимать, целовать, и щипать пальцами за щеки! Оказывается, это были грузинские Свидетели, летящие на тот же самый конгресс, куда летели со всего Союза.

Данная бурная встреча (летели-летели спокойно, и вдруг как давай обниматься!) стала шоком для мирно летящих в Варшаву мирских китайцев и японцев.

Я не так много помню о том конгрессе, помню лишь большое скопление Свидетелей Иеговы, пение многотысячного стадиона, получение новой литературы. Еще помню, что мы все жили в школе, и спали на матрасах. Как рассказывали взрослые, школу эту окружили молодые католические фанатики, которые кидались в окна камнями, и обстановка снаружи была неспокойной. Но один неслабый стрессовый момент я запомнил отчетливо, не столько в плане картинок, сколько в плане ощущений.

Дело в том, что я чуть не расстался с жизнью из-за сильного отравления. Добрые сестры угостили нас копченой колбасой, которая проделала долгий путь в Варшаву из Ленинграда на автобусе, и, судя по всему, приобрела неслабый отравляющий эффект, нечто вроде ботулизма. Очевидцы потом говорили, что у меня было отравление вплоть до пены и судорог, частичная потеря сознания. Скорую вызывать не хотели, видимо, боясь огласки. Спасло меня лишь принесенное кем-то из польских братьев некое средство из народной медицины, которое и спасло мне жизнь. На следующий день отголоски этого происшествия вернулись, когда прямо на стадионе меня скрутил сильный спазм и резь в животе, так что я не мог самостоятельно идти. На стадионе уже была квалифицированная медпомощь, где мне могли дать необходимые медикаменты. В палатку медпункта меня отвезли, посадив в детскую коляску Полины Помогайкиной.

После этого мои приключения со здоровьем благополучно закончились. На самом стадионе мы познакомились с польскими Свидетелями, которые пригласили нас жить у них дома оставшиеся дни до отъезда.

Наверно, потому что в марте 1991 года Свидетели Иеговы в России получили официальную регистрацию, тайные собрания на природе прекратились, и пришло время встреч на квартирах и в первых арендованных залах. Иностранные братья и сестры стали приезжать все чаще, черно-белые журналы постепенно уступили место редким, а потом регулярно поступающим цветным. Книга «Ты можешь жить вечно в раю на земле» стала более доступной широкому кругу Свидетелей Иеговы, а еще каких-то полгода назад была только у старейшин и пионеров.

Тогда же стали частым явлением «миссионерские» поездки в отдаленные города, куда доехать можно было только на электричке или автобусе. Термина «неназначенная территория» тогда еще не было, хотя это как раз она и была. Таким местом регулярных проповеднических вылазок для нашего собрания стал город Выборг. Рано утром, часов в 6-7 утра мы с мамой и сестрой доезжали на метро до Финляндского вокзала, чтобы затем провести 3,5 часа в компании молодых и веселых пионеров, которые вместе с нами ехали заниматься самым важным делом на земле - проповедью выборжанам. До сих пор помню дух романтики и приключений, царивший в этих поездках. Было весело и не скучно. Чаще всего меня отправляли третьим в паре двух пионеров, т. к. полноценной боевой единицей я еще не был. Помню, уже под вечер, у меня по каким-то причинам испортилось настроение, и сестры Оля Вергилес и Ира Гуренчик раскачивали меня за руки и за ноги, и опускали в кучу осенних листьев, чтобы как-то развеселить и переключить на позитив. В этот момент мы находились в центральном парке, где еще установлен памятник лося.

Как-то раз по дороге из Выборга было какое-то происшествие или авария на путях, из-за которого наша электричка простояла на станции «Кирилловское» целых четыре часа! Чтобы скрасить ожидание, играли и развлекались, как могли. Вернулись в город уже очень поздно, и дежурные на станции метро «Удельная» сами пропустили нас на последнюю электричку без пятаков, чтобы мы только успели добежать по эскалатору вниз и уехать.

В этом же году, когда мне исполнилось 6 лет, я с третьей попытки стал некрещенным возвещателем.

Братья, проводившие со мной собеседования, хоть и делали скидку на мой возраст, и схема их вопросов была упрощенной, но все же хотели услышать от меня более вразумительного понимания некоторых учений, и конкретных ответов, поэтому первые пару раз «зарубили» мои попытки.

Помню один эпизод, когда я сопровождал в служении свою маму и еще какую-то сестру. Были на участке рядом неподалеку от нашего дома, а в качестве слушателя нам попался какой-то умный и образованный дядя, кажется, профессор. Мне, как и большинству детей-СИ, часто давали зачитать библейский стих (в 5-6 лет я уже бегло читал). А тут меня, помимо этого, угораздило еще ввернуть какую-то фразу от себя по обсуждаемой теме.

В конце беседы тот дядя сказал взрослым: «Вы только не давайте ему говорить». В контексте его слов это значило, что «все это, конечно, очень мило, и даже если он говорит что-то в тему, но могут встретиться гордые и образованные люди, которых мое участие в разговоре может раздражать». Услышанное меня, конечно, несколько задело. Вскоре мы вернулись домой, и тут мама вспомнила, что осталась еще парочка повторных посещений. На что я с готовностью ей сказал: «А давай еще пойдем!» И мы вернулись на участок еще на полчаса.

Хотя участие в проповеди от двери к двери всегда, всю жизнь, было для меня стрессом, но именно фактор преодоления страха и неуверенности приносил сразу после служения облегчение и радость. Даже в более взрослом возрасте.

В то время были непростые моменты, когда в стране наблюдался дефицит всего, и особенно еды. Я ясно помню, как на прилавках близлежащего магазина были одни консервы «морская капуста».

Организация тогда активно помогала своим соверующим в Питере. Был период, когда приходила гуманитарная помощь из Швеции, Дании и Финляндии. Было такое, что как-то в нашей квартире устроили временный склад такой гуманитарки для всего собрания. Часа в 2 ночи, чтобы не привлекать внимание, добровольцы-братья таскали 12-киллограммовые картонные коробки к нам на этаж и в квартиру. От света и шума от их ходьбы мы с сестрой проснулись, и сквозь стеклянную дверь в нашей комнате, в 4 глаза наблюдали за этим процессом.

В каждой такой коробке было сухое молоко, мюсли, очень вкусный сыр с большими дырками, консервированная тушенка и ветчина, и эти консервы открывались по кругу ключом, прикрепленным к донышку. Братьев и сестер, кто по спискам получал от ответственных братьев по коробке на семью, настоятельно просили не раздербанивать и не выкидывать коробки и скрепляющую их ленту прямо тут, у нашего дома. Конечно, многие об этой просьбе тут же напрочь забыли, и вскоре на помойке у нашего дома валялись эти пустые коробки и лента. И потому некоторые наши соседи еще долгие годы думали, что родители торговали едой «для избранных» в то непростое время.

Как-то меня попросили принять участие в программе конгресса, проходившего в ДК имени Горького. Первый, кстати, крупный конгресс в арендованном помещении в Питере. Пункт программы был у старейшины Сергея Васильева. У нескольких братьев и сестер он планировал взять небольшое интервью, как это обычно принято в таких случаях.

Я должен был что-то рассказать о своих духовных целях. В частности, фразу: «Я хочу креститься, и носить микрофон в Зале Царства». Но случилось так, что на финальной репетиции, минут за 20 до выхода на сцену, меня невольно смутил и напугал один брат, который взахлеб рассказывал другим взрослым ответственным братьям, о том, что только что в подвале ДК обнаружил некоего известного отступника, который сидит там, «весь опутанный проводами», и явно строит какие-то козни. Эта история, наряду с безусловным волнением перед выходом на сцену, во время самого выступления сделала свое черное дело: я поймал полнейший ступор, и не мог вымолвить ни слова. Только после длинных пауз и наводящих вопросов ведущего я с огромным трудом смог вымолвить пару отрепетированных фраз. Спустя уже много лет я неоднократно слышал, что многие, кто тогда видел мое смятение, сильно за меня переживали и болели.

Летом 1991 мы всей семьей были на областном конгрессе «Чистый Язык», проходившем в Таллинне. На том конгрессе крестились мой отец и моя сестра.

Нас разместили в свидетельской семье. И как годом ранее, в Польше, в этой поездке тоже не обошлось без происшествий. Мы с сестрой и с хозяйской дочкой отправились гулять во дворе вокруг местных пятиэтажек, на детскую площадку. Какая-то девочка там качалась на тяжелых железных качелях. А я на что-то засмотрелся, и не контролировал зону, до куда могут долететь эти качели. В итоге качели прилетели мне в голову, со всей силы стукнули, и рассекли бровь в сантиметре от глаза.

Было много крови, и другие дети повели меня обратно, туда, где мы жили. Забавно, что в этот момент моей маме кто-то из взрослых рассказывал о только что произошедшем по соседству несчастном случае, где некому ребенку «снесло полголовы». И тут меня окровавленного приводят. Совпадение, но пугающее. Конечно, у меня все было не так драматично. Помню, как сестра Ольга Квашнина оттирала мне холодной тряпкой кровь и обрабатывала рану. Через пару часов, чтобы как-то взбодрить, меня одного, без мамы, взяли на экскурсию на «Москвиче» по Таллину и окрестностям. В тот день я попробовал знаменитое таллинское мороженое, а на берегу Балтийского моря впервые в жизни увидел водные мотоциклы.

Мой первый грех в качестве некрещенного возвещателя

Моя мама изучала с одной семьей, у которых было две дочери, примерно моего возраста. Мама, как и положено, приглашала кого-то из взрослых братьев, чтобы тот проводил занятие, делая акцент на главу семьи, ну а мама на его жену. Чаще всего я присутствовал в той же комнате и активно участвовал в обсуждении. А иногда, когда велись разборы сложной и замороченной "синей книги" (так называли тогда книгу "Объединены в поклонении единому истинному Богу", которая была обязательна для изучения после "красной книги" - "Жить вечно", и была необходимой, чтобы креститься). Иногда у главы той семьи, не глупого и чуть язвительного мужика, оказывалось слишком много вопросов (кстати, он и их дочки Свидетелями так и не стали, в отличии от их матери). И в такие моменты меня могли отправить играть в комнату к их дочерям.

Одна из них, звали ее Таня, видимо, услышала, что взрослые жарко обсуждали вопрос о переливании крови. И решила провести надо мной эксперимент. Когда мы сидели с ней вдвоем в комнате, - мне 6 лет, а ей 7, - то она предложила мне целый "Гематоген". Я же был твердо научен, что именно эту шоколадку Свидетели Иеговы не едят. Там компоненты крови! На что хитрая девочка сказала: "ну немножечко, маленький кусочек! Я никому не скажу". На что я дрогнул и съел предложенный крошечный кусок шоколадки. Конечно, она не сдержала обещание, и в ту же секунду радостно побежала докладывать взрослым. "А он согласился! А он съел гематоген!" Меня не сильно ругал брат, проходивший занятие, просто мягко укорял. Но у меня от стыда и ощущения предательства горели уши, и я готов был провалиться сквозь землю.

Конгрессы и стройки после 1992 года

В 1992 году в Питере проводился огромный международный конгресс, под названием «Носители света». Туда приехало множество народа со всего бывшего Советского Союза, почти все финские Свидетелей Иеговы, для которых была отведена половина стадиона. Конечно, не обошлось и без членов Руководящего Совета. Для них было предусмотрено посещение Ленинградской публичной библиотеки, где им дали посмотреть, а может даже и подержать в руках, фрагменты «Ленинградского кодекса», древнееврейского свитка части Библии, который здесь хранится.

1992 год, члены Руководящего совета возле публичной библиотеки. Слева направо: жена Ярача, жена Хеншеля, Джон Барр с женой, справа Альберт Шредер с женой

В то же самое время к моему отцу обратился его друг, так и не ставший примерным интересующимся Свидетелем Иеговы, ибо был весьма образованным атеистом. Он сообщил ему о том, что в Курортном районе, в дачном поселке Солнечное, продается участок бывшего пионерского лагеря, и что именно сейчас хороший момент для покупки (все в стране тогда сильно обесценивалось). Мой отец связал этого человека, продавцов участка, и потенциальных покупателей - ответственных братьев. Из немецкого филиала в Зельтерсе приехал координатор Вилли Поль, из Бруклина Сэм (он же Алекс) Йорк, представителем финского филиала был Паули Сивонен. В результате успешных переговоров этот участок был куплен.

Таким образом, непосредственно благодаря участию и содействию моего отца Свидетели Иеговы заполучили это прекрасное место, где и могли успешно жить и находиться на протяжении 26 лет.

Поскольку моя семья плотно общалась со многими строителями, руководством и различными работниками из числа обитателей Солнечного, все мое детство я постоянно там гостил, чаще всего ездил туда с отцом вдвоем, а в период с 1992-го по 1995 год иногда и по нескольку раз в месяц.

Помню, как я проводил время с Майком Полански, который был старше меня на год, он был сыном «серого кардинала» из Бруклина, Альберта Полански. Работникам Вефилей у Свидетелей Иеговы нельзя иметь своих детей, но редчайшим исключением являются те ценные «внештатные» сотрудники, у которых дети уже есть, но родители очень нужны Организации. Жилье им было предоставлено то в отдельно снятом доме в пяти минутах езды от филиала, то прямо на территории филиала.

Вместе с Майком мы могли облазить всю стройку, склады, общались с веселыми и интересными финнами и шведами. Таким образом, это необычное место я знал очень хорошо с момента самого его появления.

1992 год еще запомнился мне тем, что мы с родителями регулярно ездили в Сланцы и в Кингисепп. Цель поездок, была, конечно же, как и всегда - укрепление и внедрение теократии в малочисленных и недавно образованных свидетельских группах. Меня в то время регулярно приглашали на изучения с детьми и молодежью именно как пример «духовного ребенка», который рано решил ставить «духовные цели» и примерно себя вёл. В период 6-10 лет я невольно понимал, что это было потому, что других таких детей вокруг попросту не было, кто являлся бы некрещенным возвещателем, либо был уже крещен. Поэтому за нехваткой других «особо духовных» детей эта роль доставалась мне.

В своем раннем детстве, на основании всего, что я знал из свидетельской литературы, я понимал, что крещение - это очень зрелый и ответственный шаг. На вопрос, хочу ли я креститься, я отвечал, что наверно, лет в 16 или в 20...

К тому же, я никогда не слышал от своих родителей призыв или побуждение к крещению, в духе «не крестишься - не спасешься» или «посмотри на этого, он вот крестился, а ты еще нет». Но несмотря на это, все же пример окружающих не мог на меня не влиять.

Подумал, ну раз основные учения и множество различных деталей поведения в Организации я уже знаю, почему бы не попробовать? Поэтому я изъявил желание креститься. Моих родителей некоторые зрелые Свидетели немного отговаривали от этого, но те считали, что почему бы и нет.

В итоге, со мной провели полноценные собеседования, по трем частям вопросов для крещения из книги «Организованы проводить наше служение». Каждую из частей проводил один старейшина - два польских специальных пионера, Кшиштоф Хапуник, Артур Бауэр, и местный старейшина Кирилл Виноградов. По итогам собеседования никаких препятствий к моему крещению не возникло. Поэтому успешно его пройдя, я крестился 27 июля 1993 года на конгрессе «Божье обучение», на стадионе «Локомотив» в Москве (на фото я иду к бассейну).

Специально для этого конгресса был издан сокращенный вариант сборника песен, переведенных на русский язык, светло-зеленого цвета. (В нем публиковалось не более 50 песен из тех 225, которые были в ходу у остального свидетельского сообщества за рубежом). Этот песенник года на полтора стал «знаменитым» - очень странным и смешным сопровождением собраний. Конечно же, из-за «трудностей перевода».

«Люди чтут божков своих, истинный Бог мертв для них»; «Слуги Иеговы беспечно не живут. И миру, властителям угождать не прут» - вот немногие из цитат оттуда.

Ну, к слову сказать, потом он был переиздан, а следующий за ним, коричневый песенник в твердой обложке, «как за границей», был переведен не намного качественнее. Его, по рассказу очевидцев, в немецком филиале в Зельтерсе переводили на русский язык выходцы с Украины. Предварительный результат их трудов увидел знаменитый Анатолий Тимура, и, по его словам, что успел исправить, то исправил.

1993-1995 годы стали очень насыщенными с точки зрения впечатлений для меня и моих близких, во многом потому, что в эти годы в Санкт-Петербург стали приезжать самые первые финские, а затем и польские, специальные пионеры. Вокруг меня тогда плотно создался имидж «серьезного мальчика с книжкой», неулыбчивого и погруженного.

Конечно, в семье я был обычным ребенком. Но в свидетельском социуме я естественным образом входил в тот образ правильного внешнего поведения, к которому был приучен с 5 лет. И поэтому мы с сестрой были признательны и благодарны тем нескольким полякам, которые сумели разглядеть в нас простых детей, и уделяли нам много личного свободного времени, просто гуляя с нами, приглашая нас в гости и всячески «раскрепощая» наш свидетельский внешний зажим.

Мое крещение, я иду из бассейна и типа случайно оказываюсь рядом с Ярачем

Особенно нам запомнилась молодая польская специальная пионерка, Анна Смок, которая несколько лет до того, как стать Свидетелем Иеговы, успела побыть католической монахиней. Большинство специальных пионеров учили в Питере русский язык, а затем холостые братья или супружеские пары уезжали вглубь страны в качестве районных надзирателей, а менее крутые братья и одинокие сестры уезжали просто специальными пионерами. Анна Смок вместе с напарницей Талитой в 1996-м уехала служить в Ульяновск. Оттуда она писала нам много писем. В частности, о том, какой культурный шок у них произошёл от местных Свидетелей, их традиций и привычек в быту. Вплоть до того, что тамошние члены собраний питались практически одной картошкой, жили очень бедно. И не имели особой привычки к чистоплотности, например могли мыться раз в две недели. А от иностранок, имевших обыкновение принимать душ дважды в день, были в шоке, и считали их «принцессами».

Те в свою очередь сообщили о тамошних «заморочках» районному-надзирателю, поляку. И в свой следующий визит в собрания той местности, он в своей речи особое внимание обращал на чистоту в быту, и безапелляционно заявил, что «половые органы надо мыть каждый день!»

В период с 1991 по 1996-й годы нашу семью постоянно привлекали к участию в программах многотысячных конгрессов. То интервью, то участие в обучающей сценке или в библейской костюмированной драме. В 1995 году, в драме про пророка Илию и поклонников Ваала, я сидел на сцене в массовке, в толпе «израильтян». Годом позже я принимал участие в записи озвучивания драмы про судью Гедеона, где играл роль 12-летнего мальчика, пытающегося бросить курить и побороть давление сверстников. Голоса моих «родителей» в этой постановке записывали Анатолий Тимура и Наталья Топоркова. Отца Гедеона, вставшего на защиту сына, озвучивал Юрий Топорков, знаменитый на весь Питер своими театральными докладами. И за нехваткой ресурсов он же озвучивал одного из нескольких злодеев из толпы, желавших Гедеону смерти за то, что тот разрушил жертвенник Ваалу и срубил священное дерево, произнеся измененным голосом: «Дааа, убьем его!»

Поскольку других «особо духовных» крещенных детей, Свидетелей Иеговы, было крайне мало, меня привлекли и к игре на сцене той же самой роли, для которой я записывал озвучку.

Ну а потом была школа пионеров, юношеские размышления, "любовь во время чумы" с сестрой, которая была старше меня на много лет. Но обо всём этом вы узнаете в следующий раз из «Ежегодника 2019».

Раздел сайта: Фильмы о сектах.

Предлагаем смотреть видео расследование 5 канала фильм о секте Свидетели Иеговы.

Время: 13 минут.

5 апреля 2017 г. Верховный суд России рассмотрит иск Минюста о признании религиозной организации Свидетели Иеговы экстремистской и о полной ликвидации ее деятельности на всей территории нашей страны. Скорее всего, в деле Свидетелей Иеговы будет поставлена точка. В нем достаточно свидетельств, чтобы доказать: многолетняя работа сотен ячеек иеговистов принесли вред и несчастья сотням тысяч российских семей.

Для справки: Свидетели Иеговы уже названы одной из самых опасных сект мира и запрещены в 30 странах. Даже в США, где свободно работают проповедники всех мастей, им отказано именовать себя «религиозной организацией». В России они пока запрещены лишь в отдельных городах - решение Верховного суда может стать окончательным приговором.

Такие дела всегда трудно доказывать в суде, потому что молчат или боятся говорить свидетели и потерпевшие. Потому что экстремизм таких учений запрятан в запутанные рассуждения о христианстве и служении. Это опасность, идущая на мягких лапах. И человек не всегда может понять, что его вовлекли сюда не участливым словом, а с помощью особых деструктивных методик. Опасных для психики и здоровья. А ведь попадают не только взрослые - десятки тысяч детей.

Но вот дело дошло до Верховного суда. И на «свидетелей» нашлись свидетели. Но чтобы предостеречь от будущих ошибок, мы хотим вам рассказать, как работали эти люди, зачем им нужны были последователи и почему из таких пут почти невозможно было вырваться - подробности в нашем расследовании. Слово Виктору ЧЕРНОГУЗУ.

Почти всегда это выглядит так. Подчеркнуто вежливые, с обязательными улыбками на лицах, они постучат к вам в дверь, а может, подойдут на улице и спросят: а не хотите ли вы узнать о Боге больше? Ответ «да», уже разрушил жизнь сотен тысяч граждан России.

Игорь Прутовой: «Когда они только начали приходить - это было начало 2000-х годов. К нам приходили какие-то пары, приносили какую-то литературу. Несколько раз я заставлял ее выкидывать, давать мне честное слово, что к этой теме мы никогда не вернемся».

Она - это жена Игоря, Ольга. 23 года брака, трое детей. Когда-то показательно счастливая семья, словно из рекламных роликов. Эти несколько фото в смартфоне все, что осталось от прошлой жизни. Осенью, после 10 лет в Свидетелях Иеговы жена решила: община важнее. Игорь так не присоединился к братьям и сестрам. А значит, стал чужим.

Игорь Прутовой: «Отвергаешь организацию, если отвергаешь организацию, то становишься развращенным, если становишься развращенным, должен быть ненавидим праведными людьми, это значит тебя ненавидит Бог. Финальный пункт в этой цепочки - ты от Сатаны».

Эта бесчеловечная логическая цепочка - не выдумка убитого горем мужа и отца, но безжалостная реальность, с которой столкнулись семьи по всей России. Стоит хотя бы кому-то - мужу, жене, сестре или теще, не важно, - принять крещение у Свидетелей Иеговы, остальные члены семьи оказывают перед выбором: или влиться в ряды братьев и сестер или потерять близкого человека. Порой навсегда.

Эдуард Кузнецов: «Ну что мне с тобой делать, я устал за тебя воевать. Мне остается только развод, она говорит ну и разводись».

Это уже Белгородская область, крошечный поселок Новоалексеевка. Эдуард Сергеевич переехал сюда в надежде спасти. Жену и семью. Но, как и в случае с Игорем Прутовым, брак не выдержал испытания Свидетелями Иеговы. Разные регионы, разные поколения, но одинаковый финал. Бывший летчик точно также оказался не нужен близким. От него отвернулись не только жена, но даже внучки. У иеговистов это называется «лишение общения».

Эдуард Кузнецов: «Они заходят садиться, я спрашиваю внучку: «Аня, ты в секте?» «Да». «Ксюша, ты в секте?» «Да». «Аня, это невестка, ты в секте?» «Да». Но именно в Белгороде возникло движение, работа которого подтолкнула Минюст к решению выйти с инициативой о запрете деятельности иеговистов в России.

«Это судебные повестки мои, сколько раз меня вызывали, это письма с УВД, но больше прокуратора, больше 700 заявлений на меня написали во всевозможные структуры!»

Антон Андросов свой крестовый поход против Свидетелей Иеговы начал еще несколько лет назад. Организовывал акции протеста, обращался в прокуратуру и суды. Во вроде бы таких безобидных иеговистах он увидел силу, которая стремиться построить государство в государстве. Живущее по своим законам.

Антон Андросов, координатор движения «Скорая молодежная помощь»: «Это значит отказаться от армии, от медицины, иеговисты потенциальные смертники, отказаться от государства, потому что не служат, а просто стараются все больше привлекать в свои ряды».

Если таких граждан будет не сотни тысяч как сейчас, а миллионы, последствия могут оказаться катастрофическими. Об этом, в частности, мы планировали поговорить с представителями самих Свидетелей Иеговы. Договорились об интервью, и приехали в неприметный офис на окраине Москвы.

«Интервью у нас не состоится, а мы вас приглашаем на судебное заседание 5-го числа».

Виктор Черногуз, корреспондент: «Мы же заранее договаривались, я из Петербурга приехал специально, может быть, есть возможность вашу точку зрения узнать?»

Встретится с нами должен был представитель общины Ярослав Сивульский. Но отменил интервью в последний момент.

Ярослав Сивульский: «Я с утра планировал, все подготовил, но произошло неожиданное событие, которое все поменяло. Так что вот, такая жизнь».

И действительно, у иеговистов теперь множество хлопот. За последние нескольких лет деятельность организации была запрещена в ряде регионов страны. Свидетели Иеговы упорно сопротивлялись, оперативные службы зафиксировали перемещения гигантских денег. Которые направлялись из-за рубежа на поддержку общества сторожевой башни в России.

Сотрудник правоохранительных органов: «В 2015 году нами было зафиксировано, что данная сумма составила порядка 800 миллионов рублей, даже больше. Можно предполагать, что данные денежные средства используют Свидетелями Иеговыми для сопровождения юридических процессов громких».

Запрет на деятельность в масштабах всей страны ударит по самому больному. Если Верховный суд примет решение о ликвидации организации, ее имущество отойдет государству. А иеговистам есть, что терять. Вот она штаб-квартира Свидетелей Иеговы. Официально этот огромный комплекс зданий именуется управленческим центром, но свои зовут его Вефиль, то есть, дом Бога. Попасть сюда - мечта каждого российского адепта учения, но посторонним здесь, конечно, не рады. Поспасть на территорию Вефиля могут только обличенные особым доверием члены общины и то только после тщательной проверки. Поэтому оценить размах деятельности иеговистов можно разве что с высоты птичьего полета. Аккуратные ряды трехэтажных домов, залы для собраний, административные помещения. Есть своя спортивная площадки, зона барбекю, даже сауна. Внешне все выглядит по-европейски опрятно. Атмосферу внутри очевидцы описывают как нечто среднее между пионерлагерем и тюрьмой. Побудка по звонку, питание по расписание и главное обязательные работы на благо общины. Причем все адепты следуют так называемому «обету нищеты», проще говоря, трудятся бесплатно. Идеальный бизнес. И это только верхушка айсберга: к общественным активистам из Белгорода уже давно попали некоторые внутренние документы общины иеговистов, в одним из них предписывается тщательно следить за своевременным поступление пожертвований от прихожан. Не забывая о конспирации, конечно.

«Важно, чтобы для перечисления из одного и того же собрания не использовался каждый месяц один и тот же счет, чтобы систематические перечисления не привлекали внимания службы безопасности банка».

Теперь эти огромные финансовые потоки могут оказаться вне закона. Но главное, под угрозой самое ценное: недвижимое имущество. Сами по себе 7 гектаров на петербургской Рублевке - в Курортном районе - настоящее сокровище. В целом же по сведениям из открытых источников, в одном только Петербурге и области Управленческому центру Свидетелей Иеговы принадлежит более 50 объектов недвижимости. Они расположены едва ли не в каждом районе мегаполиса. Плюс здания в Ленинградской области. Общую стоимость этих активов эксперты оценивают в фантастическую сумму.

Алексей Силантьев, специалист по недвижимости: «Получается больше миллиарда. Миллиард 200, миллиард 300. Это практически объем, равный немаленькой строительной кампании».

И это имущество, находящееся лишь в двух регионах, в то время как иеговисты сплели сеть по всей стране.

«Свидетели Иеговы очень переживает за свое имущество, и они никогда не продешевят, насколько мне известно, они стараются оформлять имущество на иностранных членов, чтобы в дальнейшем его перепродать».

О теневой стороне бизнеса на вере Виктор Корецкий осведомлен досконально. Его отец когда-то был близок к руководству организации, работал в том самом Вефиле. Так что Корецкий стал Свидетелем Иеговы еще во младенчестве.

Виктор Корецкий, руководитель общественного движения в защиту пострадавших от «Свидетелей Иеговы»: «Это все мне казалось обычным, органичным. Мир казался чем-то страшным и непонятном. Молодежь Свидетелей Иеговых хоть и учится в обычных школах, они оторваны от мирской действительности».

Искалеченные судьбы тех, кто еще слишком мал, чтобы принимать самостоятельные решения. Одно из самых страшных возможных последствий деятельности общества Сторожевой башни. Сам Виктор Корецкий смог покинуть общину лишь после того, как ему исполнилось 20. Еще 7 лет ушло на то, чтобы приспособиться жить в мире вне Свидетелей Иеговы.

Виктор Корецкий, руководитель общественного движения в защиту пострадавших от «Свидетелей Иеговы»: «Учиться заново коммуникации с людьми, понимать, что внешний мир не является задемонизированным, не является миром Сатаны».

Дети Свидетелей Иеговы очень часто оказываются перед фактом: покинуть общину - значит потерять родителей. А значит, дети оказываются в полной власти взрослых. Причем государство не может защитить их права: выносить внутренние дела общины на суд непосвященных у иеговистов считается большим грехом.

«Свидетели Иеговы, у них существуют, так называемые правовые комитеты, где судят за все, что считается прегрешением перед властью. И эти судебные вердикты никак не связаны с государством естественно».

Зачастую этот обет молчания заканчивается трагедиями. В 2012 жюри присяжных графства Окленд в Калифорнии признала виновным в педофилии свидетеля Иеговы Джонатана Кендрика. Он годами насиловал 9-летнюю дочь своих духовных братьев. В общине знали, но закрывали глаза. Еще один пример: дело американки Анджелы Монтгомери. Она развращала собственных сыновей на протяжении целых 10 лет. При молчаливом покровительстве остальных членов организации.

Станислав Ковтун, бывший Свидетель Иеговы: «Лидеры организации практикуют такую политику: если жертва педофилии не имеет двух свидетелей преступления, то это дело не рассматривается, преступник не наказывается. Ну вот если просто вдуматься вот в это: может ли ребенок, которого насилуют, иметь двух свидетелей? Это невероятно просто».

И это только те жуткие тайны общества, которые выплыли на поверхность. Можно предположить, что подобных фактов на деле было гораздо больше. Отец троих детей - младшей дочери всего 6 - Игорь Прутовой, конечно, знает о таких особенностях жизни духовного братства, но думать на эту тему слишком страшно. Сейчас для него главное: добиться хотя бы возможности влиять на жизнь своих детей.

Игорь Прутовой: «Я думаю, признание организации экстремистской поможет приостановить рост, дело в том, что действие учения, психологическое подавление свидетелей оно настолько сильно. Они же все видят задом наперед».

3 апреля он начинает бракоразводный процесс. 5 числа Верховный суд рассмотрит иск о запрете Свидетелей Иеговы на территории России. От решения по этому делу зависит и судьба детей Игоря Прутового. Если общество Сторожевой башни будет признано экстремистским, у него, как и у всех других родителей, появиться реальная возможность запретить вовлекать детей в жизнь общины. Да и сами собрания иеговистов окажутся вне закона. Это может спасти сотни тысяч судеб, тех, кто уже находится в объятьях братства и тех, к кому всего лишь вчера постучали в дверь. И предложили узнать о Боге чуть больше.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм