Из древесины какого дерева делают нэцкэ. Фигурки нэцкэ и их применение в эзотерике


Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок.

НЭЦКЭ

Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " — "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису — счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай — символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

2. Нэцкэ Дайкоку — один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса — символом богатства и достатка. Крысы — помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

3. Нэцкэ Эбису — бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде — так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

4. Нэцкэ Шоусин —один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.

5. Нэцкэ Дзаошень — Дзао Ван — хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье : волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

6. Нэцкэ Хотей "холщовый мешок" бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности . В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

7. Нэцкэ Дзюродзин — "долголетний старец" — один из семи богов счастья:бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика — символ вечного движения, а рядом с ним черепаха — символ долголетия, мудрости и Вселенной.

Страница 2 из 11

8. Нэцкэ Фукурокудзю — один из семи богов счастья:бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу — глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

9. Нэцкэ Фукурокудзю — иногда изобража-ется в виде перевертыша — огромной небесной черепахи — символа мудрости и Вселенной.

10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ — фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу — "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

11. Нэцкэ Сиванму — царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье иблагополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

12. Нэцкэ Бэндзайтэн — богинясчастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

13.Нэцкэ Гуаньинь — "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой — ведь любой из этих предметов может выручить кого — то из беды.Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

14. Нэцкэ Бисямонтэн — один из семи богов счастья — бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимсябоевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд-рость и справедливость.

15. Нэцкэ Аматэрасу — Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" — означает "небо", "Тэрасу"— "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья — журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств — воплощеннаяМудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.

Оригинал записи и комментарии на

Нэцкэ — миниатюрные вырезанные фигурки, которые, в первую очередь, поражают своим, продуманным до мелочей, исполнением. Термин состоит из двух иероглифов, первый из которых переводится как «корень», а второй — «прикреплять».

История появления фигурок

Данное искусство появилось примерно в XVI-XVII веках, но массовую популярность обрело в 19 столетии - в это время происходят изменения в трактовке образов фигурок. Военным правительством Японии был принят курс на сохранение созданной структуры общества: несколько раз выходят законы, направленные против роскоши. Происходит строгое разграничение сословий. Отражается это буквально на всём: образ жизни, количество этажей в доме, материя, из которой сшита одежда.

В таких условиях возможностей украсить костюм у горожан было не так много: нэцкэ выступали одним из способов продемонстрировать собственный вкус. По ним можно изучать особенности быта японцев, их одежду и природные особенности страны. Изначально нэцкэ служили только в качестве брелоков для прикрепления ключей и прочего - национальная японская одежда не имела карманов.

Позже люди обнаружили, что фигурки наделены магическими способностями. Они приносят любовь, свободу и счастье. Так нэцкэ стали для человека настоящими талисманами, популярность которых с каждым днём только возрастает. Их приобретают как сувениры - для себя и в подарок друзьям.

Постепенно возникли целые школы резчиков нэцкэ; у каждой из них были свой стиль и излюбленные темы. Например, школа Хида выполняла фигурки в стиле иттобори. Для работы использовался всего один нож; мелкие детали не подвергались тщательной обработке.

История развития такого удивительного вида японского искусства широко отражена в музейных коллекциях всего мира. Даже создана Ассоциация, в которую входят как специалисты по изготовлению нэцкэ, так и обычные люди, увлекающиеся японской культурой. На съездах сообщества осуществляется обмен опытом и освоение новых технологий изготовления нэцкэ.

СПРАВКА! Самая большая коллекция нэцкэ была собрана американцем Робертом Кинсей.

Значение нэцкэ

У каждой фигурки своё значение: одни нужны для богатства, другие помогают притягивать любовь. Без знаний о символике нэцкэ невозможно подобрать для себя правильный талисман.

  • Бегемоты чаще всего изображаются в паре; они плотно прижимаются друг к другу. Фигура не только помогает найти любовь, но и спасти былые отношения.
  • Бисямонтэн - символ привлечения денег. Является одним из семи Богов удачи.
  • Бык сулит счастье и достаток.
  • Бэндзайтэн воплощает в себе женское начало. Обладательницу заветной фигурки ждут счастье и стабильность на личном фронте.
  • Гасису. Статуэтка представляет собой старичка, держащего в руках доску для записей. В ней фиксируются желания человека; старик помогает в их осуществлении.
  • Гуаньинь - женщина со священной книгой, верёвкой или кувшином оберегает от бед; покровительствует беременным и молодым мамам.
  • Дзюродзин - старец науки и долголетия. Он продлевает жизнь человеку и улучшает его память.
  • Дракон обладает мощной защитой: оберегает владельца от колдовства и тёмных сил.
  • Змея - воплощение красоты и мудрости. Фигурка помогает извлечь из любой ситуации урок и не повторять прошлых ошибок.
  • Золотая рыбка нужна для притягивания драгоценностей и денег.
  • Лао-цзы. Статуэтка даёт возможность понять, в чём состоит смысл жизни.
  • Каппа - воплощение японского водяного.
  • Карпы изображаются в паре. Они помогают семейной паре вернуть угасшие чувства.
  • Кит - символ сострадания и силы. Данную нэцкэ нужно брать в морские путешествия.
  • Конфуций - реальный китайский мудрец, живущий в 6 веке до н.э.. Его изображение - это воплощение образованности и мудрости. Часто фигурку преподносят учащимся, чтобы процесс освоения новых знаний проходил легче.
  • Корабль даст правильный ориентир во всех начинаниях.
  • Мудрец Дарун помогает человеку стать мудрым и мужественным.
  • Обезьяна оказывает сопротивление злым силам.
  • Ореол - фигурка необходима для строительства успешной карьеры.
  • Пирамидка притягивает радость.
  • Ползущий малыш с воробьём на спине. Толкование нэцкэ - счастье и одобрение высших сил.
  • Рыба Тай - священный небесный карп. Он помогает наладить отношения между учителем и учеником.
  • Сиванму - царица неба, отгоняющая неудачи.
  • Слон - знак силы и мудрости. Такую фигурку хорошо иметь в спальне семье, которая не может завести детей.
  • С парой собачек владелец обретает надёжную защиту дома: жилище обойдут стороной различные несчастия.
  • Старец Дайкоку оберегает семейный очаг и защищает от ссор и конфликтов с домочадцами. Чаще всего старца изображают с мешком риса, который он держит в руках. С ним дом становится полной чашей.
  • Трехлапая жаба держит во рту монетку и притягивает денежные средства.
  • Фукурокудзю - Бог мудрости. Он нужен человеку для того, чтобы осознать своё предназначение.
  • Футэн - это Бог ветра. Он обличён в счастливого мужичка с мешком за плечами. Фигурку принято брать с собой в путешествие - тогда владелец точно вернётся обратно и не встретит на своём пути никаких опасностей.
  • Хотей представлен образом толстячка с вечной улыбкой. Если погладить его по животу, исполнится самое заветное желание.
  • Человек, слушающий раковину - воплощение поддержки для людей творческих профессий.
  • Черепаха - знак мудрости и долголетия.
  • Шоусин - Бог здоровья. Обычно изображается с женьшенем. Фигурка укрепляет естественные силы человека; помогает быстрее поправиться и встать на ноги. Также у хозяина данного талисмана увеличивается продолжительность жизни.
  • Эбису. Знак воплощает в себе мужчину с золотым карпом. Он должен принести удачу.

Фигурки и их цвет могут отличаться от тех которые представлены на фото выше.


Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.





Если дословно перевести с японского слово «нэцке», то получится «прикрепленное к основному». Как известно, японское платье-кимоно не имело карманов. И если женщины могли положить что-то в зашитую часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства-у мужчин рукава прямые. Нэцке изначально служили для переноски предметов.

Впервые о нэцке упоминается в 1690 году. По форме они сначала напоминали круглую лепешечку рисового печенья и изготовлялись, как правило, из дерева. Чуть позже появились нэцке из лака в виде коробочек, а потом — и знаменитые ныне во всем мире маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости. фарфора -очень выразительные и тщательно отделанные.

Мечтательница

Большим спросом пользовались нэцке, изображавшие ремесленников за работой. Частая тема нэцке — фокуснки, народные сказители, бродячие актеры- лица у них веселы и лукавы. Любили делать нэцке и на темы японских сказок, легенд, где переплеталось реальное и фантастическое, смешное и трогательное, герои легенд, исторические персонажи, божества. Очень популярны были изображения семи богов счастья - Ситифукудзин.

Я ль на свете всех милее...?

Когда в XVIII веке распространился обычай курить табак, то трубки и кисеты подвешивались к поясу исключительно с помощью нэцке. К середине XVIII века появляются профессиональные резчики нэцке, которые ставили на своих работах свою печать и подпись. Расцвет искусства нэцке был связан с подъемом культуры страны. Художники передавали в миниатюрных фигурках подсмотренную жизнь японцев.

Веселый Будда

Как использовались нэцке? К одному концу шнура привязывали необходимый предмет, а другой конец затыкали за пояс и,чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему нэцке — фигурку со специально сделанным в ней отверстием. Так путешественник брал с собой дорожную тушечницу (посуда с тушью), печать, а мастер чайной церемонии — набор принадлежностей для чая, купец — кошелек, ключи и маленькие счеты, самурай имел при себе коробочку с лекарствами, игроки и рыбаки — амулеты, гуляка — сосуд с саке.

К концу XVIII века нэцке уже ценятся за качество работы. Творческая фантазия мастеров была неистощимой, резьба — ажурной, профессиональная культура — высокой. Однако позже о нэцке в Японии почти забыли. И теперь о них помнят во всем мире только как о предмете коллекционирования

Фигурки нэцкэ – популярные сувениры, которые часто приводят из стран Востока. Считается, что это хорошее напоминание о поездке и знак внимания близким людям. Однако такие фигурки имеют более глубокое значение.

Миниатюрки приносят счастье, привлекают богатство и отражают негативное магическое воздействие.

Что это?

Фигурки нэцкэ – маленькие японские скульптуры в виде божеств, животных или людей. Считается, что они обладают магическими свойствами. По этой причине чаще всего их используют в качестве амулетов.

Существует несколько видов статуэток, каждая из которых имеет определенное значение, которое рекомендуется изучить перед покупкой.

История происхождения


История фигурок нэцкэ своими корнями уходит в Японию. Раньше они представляли собой брелки, на которые подвешивали специальные сумочки. В них хранили ключи и другие мелочи.

Такие приспособления крепили на пояс, поскольку национальная одежда не предусматривала карманов. Так пользователи получали полезное приспособление и привлекательный аксессуар.

Позднее наблюдательные японцы обнаружили, что миниатюрные скульптуры обладают магическими свойствами. После этого их уже стали использовать в качестве талисманов.

Разновидности

Выделяют несколько видов нэцкэ, в зависимости от типологии и форм.

Катабори

Это изображения людей и животных. Они пользуются наибольшей популярностью.

Анабори

Это разновидность предыдущего варианта нэцкэ. Их выполняют из раковины, внутри которых расположена какая-либо статуэтка.

Это брусок, в котором выполнено отверстие. Через него продевается веревка, которую потом фиксируют на поясе. Саси используют только как держателей ключей. Магическими свойствами он не обладает.

Маска

Это изображение маски Ноо.

Мандзю

Представляют собой полукруглые и круглые фигурки. Для их изготовления раньше использовали только слоновую кость.

Итараку

Это плетеные фигурки. Для их изготовления используют чаще всего тростник.

Рюса

Это полукруглые и круглые фигурки, но в отличие от мандзю, они полые внутри. Сверху расположена резьба.

Кагамибута

Это сосуд с крышкой, на которую нанесены какие-либо изображения.

Отличия между нэцкэ и окимоно

Зачастую обыватели путают нэцкэ и окимоно. Однако такие статуэтки имеют существенную разницу.

Окимоно – деталь интерьера, которая дополняет его и «оживляет».

Магических свойств у фигурок нет. Нэцкэ – талисман, который способен привлечь удачу, деньги, даровать здоровье и защиту от внешнего негативного воздействия.

Значение

У каждой фигурки нэцкэ имеется определенный смысл. Ниже приведены самые популярные статуэтки и то, что они означают.

Люди и божества

Люди и божества – самые популярные статуэтки. У каждой из них имеется определенный смысл.

Мудрец Дарун с длинной бородой

Он дарует владельцу мужественность и мудрость. Кроме того, талисман способствует духовному развитию. Статуэтку рекомендуется ставить в изголовье кровати или на тумбочку рядом с ложем.

Старец Дайкоку

Такая миниатюра представляет собой старца с большим животом и мешком за плечами. Считается, что в нем он носит волшебный рис. Такой талисман притягивает богатство, оберегает семейный очаг и приносит счастье. Рекомендуется ставить в гостиной.

Эбису

Это старец, который держит в руках рыбу. Он привлекает в дом удачу. Рекомендуется ставить в гостиной вместе со старцем Дайкоку. Считается, что такое объединение гарантирует процветание и благополучие всей семьи. Эбису рекомендуется также ставить на рабочий стол. Это принесет удачу в делах.

Шоусин

Это лысый старичок с длинной бородой и посохом в руке. Такая статуэтка гарантирует здоровье и долголетие всем домочадцам. Такой талисман можно преподнести в дар больному человеку. Считается, что он поможет избавиться от любого заболевания.

Хотей

Бог богатства, счастья и веселья в Фэн-шуй. Он может исполнить любое желание. Хотей представляет собой веселого лысого мужичка с большим животом и мешком в руках.

Это классический вариант, но есть и другие изображения – с веером и т.д. Если 300 раз погладить его по животу и загадать желание, то оно сбудется.

Футэн

Бог ветра. Он оберегает путешественников в пути и дает возможность благополучно вернуться домой. Талисман рекомендуется брать в дорогу во время длительных или дальних поездок.

Он принесет удачу и сделает так, чтобы путь был спокойным и легким.

Дзюродзин

Это покровитель науки и долголетия. Описание фигурки – долголетний старец со свитком или волшебным музыкальным инструментом. Талисман дарует долголетие, защищает от болезней и помогает лучше учиться и усваивать новую информацию.

Богиня Бэндзайтен

Богиня женского счастья. Она помогает представительницам прекрасного пола, независимо от возраста, обрести любовь. Фигурку ставят в спальной комнате.

Бисямонтен

Покровитель воинов. Он помогает выиграть сражение и вернуться домой живым и невредимым.

В быту статуэтка дарует владельцу уверенность в себе, смелость и силу. Талисман помогает справиться с любой, даже самой сложной проблемой.

Фукурокудзю

Представляет собой старца с длинной бородой и большой головой. Фукурокудзю защищает всех домочадцев от болезней и дарует им счастливую жизнь.

Богиня Амэ-но Удзумэ

Приносит в дом счастье и любовь. Кроме того, она считается создательницей театра, поэтому ее присутствие в доме способствует раскрытию скрытых талантов.

Буддийские монахи Кандзан и Дзиттоку

Такая статуэтка символизирует гармонию и братские взаимоотношения. Она приносит в дом мир, согласие и взаимопонимание.

Гасису

Статуэтка представляет собой старичка, который держит доску для записей. В ней он фиксирует желания человека, а потом помогает их осуществить.

Дарума

Символ мудрости и сострадания. Помогает владельцу принимать правильные решения, избегать ошибок и дарует ясность мысли и человеколюбие.

Конфуций

Это реальный китайский мудрец, который жил в 6 веке до нашей эры. Его изображение символизирует образованность и мудрость. Часто фигурку дарят учащимся, чтобы тем легче давались знания.

Лао-цзы

Основатель учения Дао. Статуэтка дает возможность обрести смысл жизни и дарует мудрость.

Сиванму

Богиня неба, которая владеет напитком, дарующим бессмертие. Ее изображение приносит в дом счастье. Кроме того, она дарует долголетие и крепкое здоровье.

Ползущий малыш

На спине малыша изображают воробья. Толкование такой фигурки такое – счастье и покровительство высших сил.

Ребенок

Это популярная статуэтка в разных вариациях. Это может быть ребенок с рыбой и т.д.

Любую фигурку преподносят в дар с пожеланием рождения ребенка, который должен появиться на свет здоровым и расти мудрым и счастливым.

Животные и неодушевленные предметы

В Японии в качестве нэцкэ принято также резать неодушевленные предметы и животных. Каждая статуэтка имеет определенный смысл.

Жаба с монеткой во рту

Такой талисман притягивает богатство и процветание. Рекомендуется поставить статуэтку на рабочем месте. Она принесет удачу и поможет заключать выгодные контракты.

Кит

Он символизирует добро, счастье и сострадание. Нэцкэ рекомендуется брать с собой в поездку, если она связана с путешествием по воде. Она поможет хорошо перенести дорогу и благополучно вернуться домой.

Монетка с отверстием посередине

Еще один денежный талисман. Согласно учению Фэн-шуй, ее размещают в зоне богатства.

Две собачки

Фигурки даруют надежную защиту всем обитателям дома. Помимо этого, они помогают близким людям найти взаимопонимание. Для этого их нужно поставить в зоне богатства.

Обезьяна

Она защищает от злых сил. Кроме того, она оберегает людей от любого негативного воздействия.

Бык

Дарует благополучие. Талисман притягивает богатство.

Золотая рыбка

Статуэтка избавляет от материальных проблем. Кроме того, она способствует исполнению желаний.

Змея

Фигурка символизирует красоту и мудрость. Она помогает владельцу преодолевать любые жизненные трудности и выносить из любой ситуации урок, который помогает в будущем избежать ошибок.

Слон

Фигурка символизирует мудрость и силу. Такую нэцкэ рекомендуется ставить в спальне супругов. Считается, что статуэтка поможет им зачать здоровых детей.

Кораблик

Притягивает удачу. Кораблик также улучшает материальное благополучие.

Два карпа

Такая миниатюра помогает домочадцев обрести взаимопонимание. Кроме того, она дарует счастье и любовь.

Бегемотики

Их изображают парами. Такие фигурки даруют любовь. Помимо этого, они возрождают прежние чувства между мужем и женой.

Орел

Черепахи

Черепаха символизирует долголетие и мудрость. Существует несколько вариантов такой статуэтки, но любая из них поможет решить самые сложные вопросы и дарует крепкое здоровье.

Сказочные и мифические существа

Часто в качестве изображений для нэцкэ выбирают сказочных и мифических существ. Они также имеют определенное значение.

Тэнгу

Перевод названия нэцкэ – небесная собака. Однако внешний вид статуэтки не соответствует наименованию. Миниатюра представляет собой пернатое существо с клювом, которое сидит в чаше, высунув из нее лапы. Это лесной дух, который обладает способностью принимать образ любого живого существа.

Дракон

Это небесный лев, который находится на службе у самого Будды. Фигурка дарует благополучие и защищает от любого негатива. Если небесный лев изображен с пионом или шаром в лапах, то он притянет деньги и поможет владельцу прославиться.

Фигурка кота, лежащего на спине сома Намадзу

Такая нэцкэ помогает владельцу обрести гармонию с собой и окружающим миром. Кроме того, фигурка защищает от стихийных несчастий.

Гамма-Сэннин

Это изображение святого, на спине которого сидит жаба. Он олицетворяет долгую жизнь и крепкое здоровье.

Каппа

Цена

Настоящие нэцкэ, сделанные у мастеров, имеют высокую стоимость. Самая дорогая фигурка – рисующий мальчик. Оригинал выставлен на аукционе. Он стоит 42000 рублей.

Простые статуэтки, которые продают в качестве сувениров, имеют более приемлемую цену. Стоимость зависит от материала, из которого изготовлены фигурки, какие эскизы взяты за образец, а также от габаритов. Цена может составлять как 100, так и 5000 рублей.

Из чего делают?

Чаще всего для изготовления статуэток используют кость или дерево. Реже фигурки делают из глины или керамики. Однако сейчас для производства миниатюрных скульптур стали применять и другие материалы.

Фигурки Нэцкэ могут стать не только хорошим подарком, но и талисманом, который поможет изменить жизнь в лучшую сторону. Для этого нужно изучить значение каждой статуэтки и выбрать подходящий вариант.