Эмоциональное самочувствие ребенка. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт - это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и , в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Создавать ребенку эмоционально -психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития :

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка ;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви , уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей ;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок » , «ребенок -взрослый » .

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции - «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка . Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка . Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ , его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций , поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека . В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка , особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций , но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка , внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка , к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка , формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку . Этому способствует включение ребенка в праздники , спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :

Понимание - умение увидеть ребенка «изнутри» , смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка , видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие - безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ , а значит его полноценное развитие.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.

Библиотека изображений:

Ребенок уже с первых лет своей жизни встречается с многообразием объектов окружающей среды, событий, отношений, настроений, мыслей. что отражается, конечно же, на эмоциональное состояние ребенка.

Дети и окружающий мир

Контакты с окружающим миром, бесспорно, влияют на малыша положительно, расширяя его кругозор, давая первые уроки общения с природой, сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Однако они могут содержать в себе полную опасность для физического и психического здоровья дошкольника, поскольку у него еще не сформированы механизмы регуляции и критическое отношение к действительности, нет достаточного объема представлений о хорошем и плохом, полезном и вредном, обязательном и желательном, дозволенном и запретном и тому подобное.

Жизнь и детские эмоции

К сожалению, современная жизнь вокруг ребенка насыщена именно негативными проявлениями.

Он может их почувствовать в семье, на детской площадке, в дошкольном учреждении, транспорте, магазине, других общественных местах.

Как следствие, уже в недалеком будущем это может вызвать различные нарушения нервно-психического состояния (тревожность, капризы, плаксивость, расстройства сна и аппетита, чрезмерная возбудимость или заторможенность в поведении, даже — ранние неврозы, депрессивные или агрессивные состояния), а впоследствии наложить негативный ребенка, характер его личности, мировосприятия.

Какими мы хотим видеть наших детей?

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок вырос пессимистом, постоянно недовольным всем и всеми, склонным к критиканству, обвинениям, скуке и неспособным видеть светлое в жизни, вносить в бытие радость, красоту, оптимизм.

Как же научить малыша радоваться жизни и воспитать из него позитивно настроенную личность?

Готовых рецептов не существует. Хотя основное решение этой проблемы лежит в психологической плоскости, и это вовсе не означает необходимости непременно обращаться за консультациями к психологам.

Родители и сами могут ему помочь. Здесь главное — любить своего ребенка, проявлять постоянное внимание и заботу не только о его физическом, но и о психическом состоянии, своевременно замечать положительные и отрицательные изменения этих состояний и реагировать на них адекватными способами.

Эмоциональные потребности детей

Детские психологи утверждают, что в каждом ребенке от рождения заложены определенные эмоциональные потребности, и для того, чтобы ребенок был эмоционально устойчивым, выносливым, жизнерадостным, эти потребности необходимо удовлетворять.

Потребность в любви

Среди них важнейшая — потребность в любви и внимании. Когда ребенок чувствует, что его действительно любят, что он желанный, его развитие будет проходить нормально, в оптимальном темпе, в оптимальные сроки, под защитой и руководством родительской любви.

Без этой любви могут случаться тревожное эмоциональное состояние ребенка, нарушения, задержки социального развития личности, для коррекции которых иногда маловато педагогических усилий, а нужна помощь врача-психиатра, психолога.

Родительская ласка

Конечно, родители считают, что любят своих детей, но понимание родительской любви у разных людей разное. К сожалению, не всегда оно совпадает с эмоциональной потребностью самих детей.

Для них главное — ласковое слово, доверительный разговор, своевременный совет или предостережение, теплый взгляд, родительские объятия, поцелуй, а вовсе не формальное удовлетворение их физических, материальных потребностей.

Осознавая важность решения поставленной проблемы для личностного роста дошкольника, родители должны делать определенные шаги в данном направлении.

Начните с себя!

Какие бы сюрпризы не приготовила Вам жизнь, старайтесь сдерживать свои эмоции, скрывать плохое настроение, контролируйте собственные высказывания и действия в проблемных ситуациях.

Не переносите негатив своего состояния на близких людей, в первую очередь, на детей, но и не устраивайте демонстративной изоляции от мира, когда Вам плохо.

Помните: свидетелями таких сцен чаще всего становятся беззащитные дети, которые не способны адекватно оценить ситуацию, сделать правильные выводы, а тем более — Вам помочь.

Если же Вы чувствуете потребность снять напряжение, сделайте это не в присутствии ребенка и в приемлемом способе (без грубых слов, крика, табака и алкоголя).

Только родители, которые владеют собой, способны к следующему шагу.

Наблюдайте за малышом

Фиксируйте для себя эмоциональное состояние ребенка. его достижения и неудачи, изучайте особенности общения, поведенческих реакций ребенка и их причины: что именно вызывает у него недовольство, грусть, смену настроения, радость, эмоциональный подъем, чем любит заниматься, где бывать, с кем охотнее общается или избегает контактов и тому подобное.

Учитывайте эмоциональное состояние ребенка, врожденные психологические проявления нервной системы, то есть специфику его темперамента, и опирайтесь на наиболее положительные из них в воспитании жизнерадостности дошкольника.

Эмоциональное состояние ребенка — сангвиника

Легче всего с ребенком-сангвиником, которая благодаря природной уравновешенности, силе и подвижности нервных процессов отличается эмоциональной восприимчивостью, открытостью для контактов с миром людей, предметов, природы, несклонностью к длительному безделью, недовольству, веселости и тому подобное.

Поддерживайте его оптимистическую настроенность, скорректируйте детскую активность так, чтобы любая деятельность разворачивалась на мотивированном интересе, доводилась до конца и приносила удовлетворение результатами.

Поскольку такой ребенок легко поддается постороннему влиянию, избегайте чрезмерной регламентации, диктата, дайте ему возможность выразить собственную позицию, взгляд на вещи и ситуации, не лишайте его самодостаточности.

Флегматичный ребенок

Такой малыш через малоподвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе иногда кажется равнодушным, неэмоциональным, замкнутым и печальным. И на самом деле он активно переживает события, впечатления «внутри себя».

Пусть Вас не удивляет отсутствие открытого проявления эмоций, например, на долгожданный подарок, встреча с близким человеком, приятное предложение или оскорбление, неудачу.

Такой ребенок не будет постоянно улыбаться, прыгать от радости, на глазах у всех надрываться плачем, однако изредка способен и на такие бурные реакции.

Как понять ребенка?

Чтобы понять его настроение, душевное состояние, определить характер мировосприятия, важно на основе доверительных отношений чаще разговаривать с ним на разные темы, учить проявлять свое отношение адекватными его натуре способами (словом, рисунками, музыкой, пением и др.).

Сформировать радостную, жизнеутверждающую позицию, уверенность в собственных силах поможет ненавязчивое привлечение такого ребенка к активным видам деятельности (пляскам, подвижным, спортивным играм и упражнениям, развлечениям, труду по хозяйству, в природе и т.д.), в которых он преодолеет нерешительность, замкнутость и настроится на достижение успеха путем публичного проявления своих возможностей.

Дети холерики

Особые хлопоты причиняют дети-холерики, гиперактивные, гиперэмоциональные, «неуправляемые».

Их мировосприятию свойственен резкий перепад отношений, оценок, настроений от восхищения, возвышения до отрицания, протеста, подавленности.

Опираясь на эмоциональное состояние ребенка и врожденную склонность холериков радоваться жизни, взрослые должны удерживать стабильность положительных психических состояний у них и обучать эмоциональной регуляции поведения, деятельности.

А для этого попутно упражнять их в умении быть эмоционально уравновешенными, соответствующими ситуации или событиям, состоянию окружающих людей, сдерживать негативные эмоции.

Дети — лидеры

Помните, что дети-холерики являются лидерами, организаторами от природы и комфортно себя чувствуют, когда находятся в центре внимания и признаны окружением.

Позволяйте им самореализовываться в лидерстве, но держите под контролем взаимоотношения со сверстниками, помогайте в гармонизации этих отношений для избежания конфликтов, используйте присущую им чуткость и неравнодушие к окружающему, корректируйте их инициативы в позитивное русло.

Меланхоличные дети

Наименее жизнерадостными есть дети с меланхолическим типом нервной системы. Они склонны к длительному безделью, тревожности, пессимизму, неуверенные в себе, обидчивые, воспринимают мир как сквозь темные очки, боятся даже незначительных трудностей и неудач, опасностей.

Опираясь на уязвимость, способность таких детей глубоко переживать и понимать чувства как свои, так и других людей, родители должны окружить их особой любовью, атмосферой покоя, уюта, защищенности и наполнять их бытие положительными эмоциями, впечатлениями.

Как исправить настрой ребенка?

Например, во время прогулок обращайте внимание детей на красивые, интересные, необычные вещи, события (на клумбе расцвели оранжевые тюльпаны, а среди них несколько красных — какое красивое сочетание цветов; а вот кот охотится на воробья, но мы не дадим обидеть беззащитную птичку; поздней осенью зацвели каштаны и рябина, а среди зимы — барвинок и др.).

Эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученных и практиков как важный и ответственный период жизни человека, как момент рождения личности. В это период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно отстаивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и соподчинения. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующих в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические нагрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

Реальное взаимодействие родителя с ребенком;

Отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

Отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

    Особенности личности родителей и форм их поведения.

    Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

    Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

    Диапазон средств воспитательного воздействия.

    Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

    Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж.Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребенка являются следующие ситуации:

Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

Когда родители используют в качестве дисциплинированной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья – санаторий» .

Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья – крепость».

Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья – крепость» обычно приводит ребенка к внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний».

В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Наталья Пылаева
Эмоциональное самочувствие ребенка - задача общая педагога и семьи

Что такое эмоция ? Какая она? Как она влияет на ребенка ? Мир эмоций – это особый класс психологических процессов, которые человек (взрослый или ребенок ) выражает по отношению к предметам и окружающей действительности. Если взрослые могут справиться со своими эмоциями , то ребенку (подростку) трудно это сделать. Они беззащитны перед потоком любого рода воздействия со стороны окружающего мира. И это сказывается на развитие личности ребенка .

Из своего опыта работы в воспитании детей и их развитии, я заметила, что в ходе бесед с родителями, доминантными вопросами являются те, которые связаны с питанием : как ест ребенок , что ест ребенок ); дружеским взаимодействием (с кем играет? как играет) . Порой родители даже не знают, что от пробуждения ребенка утром дома , зависит его настроение, его эмоциональное состояние на несколько часов. Если во время пробуждения мама, которая улыбается ребенку , говорит что-то приятное, спокойным голосом, то и ребенку передается их эмоциональное состояние , малыш чувствует себя комфортно.

На своих встречах с родителями, мы, воспитатели, стараемся донести до родителей, чтобы они были более приветливы, отзывчивы к окружающим людям, к своим детям. Всем вместе нам необходимо замечать улыбки детей, не игнорировать детские слезы, разделять с ребенком его радости и печали.

Для того, чтобы люди понимали друг друга необходимо каждому человеку выразить и проявить себя. Поэтому ребенка надо подводить к тому, как адекватно вести себя в обществе. И в таких ситуациях только мы взрослые, родители и педагоги можем помочь нашим детям. Мы должны быть для них образцом, примером, ведь дети, как «губки» все впитывают из окружающей их среды.

На первом месте всегда стоит образец семьи . Какие традиции заложены в семье , какое общение между членами семьи , какие правила поведения, этикета, что видит ребенок , тому он и подражает. Если в семье царит любовь и взаимоуважение, забота друг о друге, то и у малыша это видно. По его счастливой улыбке, по его доброжелательному отношению к сверстникам, к взрослым. И поэтому наша задача помочь родителям понять значимость эмоционального состояния ребенка , его комфорта с окружающим нас социумом.

Публикации по теме:

Влияние педагога на эмоциональное самочувствие ребенка «Эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном».

Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Как вы знаете,.

В дошкольных учреждениях педагоги проводят большую работу по воспитанию личности ребенка: интеллектуально развивают дошкольников, формируют.

Почему происходит эмоциональное выгорание педагога 25.09.2017. авторы Евстафьева С. А. Кушнерева Г. Ю. Проскурникова Е. А. Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального,.

Практикум «Эмоциональное благополучие для ребенка в ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практикуме. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,.

Протокол № 2 родительского собрания в подготовительной группе от 24. 11. 2017года. Присутствовало – 17чел. Отсутствовало – 8 чел. Тема:.

Родительское собрание в подготовительной группе «Эмоциональное благополучие ребенка» Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад№14 «Светлячок» Пермский.

Консультацию подготовила Шеремета Л.Г., воспитатель

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень – низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, со сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления – подергивание головой. Чаще всего эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.

2-й уровень – средний . У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребенка возникает неуверенность в материнской любви. Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.

3-й уровень – высокий . Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.

Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребенка определяется, прежде всего, характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову.

Внимательно прочитайте утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически - 1 балл; если отсутствует - 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызет ногти.

8. Сосет палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встает.

14. Часто моргает.

15. Дергает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов.

28 - 42 балла - невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20 - 27 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

14 - 19 баллов - нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7 - 13 баллов - высокая степень психического напряжения, ребенку необходимо внимание.

Менее 7 баллов - отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании.

В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью);

во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Стили родительского воспитания:

демократический , контролирующий, смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Выделяется три типа неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.

Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.