Презентация на тему десять рек. Презентация к уроку на тему: Реки России

Реки и окружающий мир

Определение реки

Река - это водный поток с определенным течением по руслу. Река питается подземными стоками от русла. Течение реки определяется расположением устья и истока. Вода в реке набирается несколькими способами:

За счет атмосферных осадков(дождя, снега)

За счет запасов подземных вод.

Происхождение рек

Реки в основном текут там, где сопротивление наименьшее. Это обычно в тектонических разломах.

Изучение рек

Изучению рек посвящен определенный раздел в гидрологии (науке о воде)- потамология. Именно здесь ученые изучают строение рек и их сетей, стока и т.д.

Исток и устье реки

Истоком реки называется начало, откуда зарождается водоем. Устье же, наоборот, то место, куда река впадает. Реки могут впадать в озера, другие реки или моря. Те реки, которые впадают в моря или озера, называются главными, а те, которые соединяются в устье с другой рекой – притоками. Река с притоками называется речной системой.

Прилив и отливы рек

Все реки ограничены берегами. Во время таяния снегов или чрезмерных осадков уровень воды поднимается вверх и иногда выходит за береговую линию. Явление, когда вода выходит из берегов, называется наводнением

Классификация рек

Реки классифицируются по разным признакам.

По величине они бывают:

Крупные или большие. К таким рекам в основном относят равнинные реки. Их бассейн должен быть площадью не менее 50 тыс. квадратных км.

Средние.Для таких рек минимум установлен на планке в 2 тыс. кв. км.

Малые. Мелкими реками называются все те, у кого бассейн не достигает площади в 2000 км.

По топографическому признаку:

Горные. Такие реки в большинстве случаев текут с быстрым течением и большими уклонами. Некоторые из них могут размываться.

Равнинные. Равнинные реки иногда достигают огромных размеров. Они характеризуются наличием извилин русла. Часто именно равнинные реки являются частью речной системы, впадая в другую, главную, реку.

Иные классификации рек

Классификаций рек существует огромное множество. Например, реки могут классифицироваться по возможности водного спорта или по сетям притоков и т.д.

Роль реки в жизни человека

Река издревле являлась одним из источников жизни человека. Реки являются источником пресной воды, а также пропитания. Ловля речной рыбы спасала человека от голодной смерти. И сегодня, роль рек нельзя преуменьшать. Они имеют большое экономическое и политическое значение.

Крупнейшие реки мира

Самыми крупными реками в мире считаются реки Амазонка и Нил. В нашей стране же самой крупной рекой является Енисей.

Слайд 12 подземные реки

Большинство рек текут по поверхности суши. Однако существуют на планете подземные реки, те которые текут в подземных пещерах. Наиболее известные подземные реки Хамза и Пуэрто-Принсеса. Они являются самыми крупными.

6 класс

Тема урока – «Реки»

Цель урока: Сформировать представление о реке и ее частях
Тип урока – изучение нового материала

Задачи :

Образовательные: сформировать у учащихся представление о реке и ее частях; познакомить с понятиями: исток, устье, притоки, речной бассейн, водораздел; научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие: развивать умение работать с текстом; сформировать умение работать в группах; формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока : исток, устье, притоки, речной бассейн, водораздел.

Оборудование : Проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, атлас 6 класса.

Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

Организационный момент, 1-3 мин

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку (к уроку приготовлены, тетради, пеналы)

Добрый день ребята!

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, 3-8

Изучение нового материала, 8-38 мин

Темой нашего сегодняшнего урока будет географический объект, о котором сложено немало песен, стихотворений и загадок.
Вот одна из них:

«Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
Змея разлеглась у меня на пути,
Ползёт, а меня не пускает пройти,
Ползёт, оставаясь на месте своём.
Ты знаешь, о чём говорю я?»

«Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.»

О чем говорится?

Правильно! Сегодня на уроке мы будем говорить о реках!
-А что вы знаете о реках?

А что бы вы хотели узнать?

Думаю, что в течении урока мы найдем с вами ответы на все интересующие вас вопросы.

Целью нашего урока будет сформировать представление о реке и ее частях.

А теперь давайте откроем тетради и запишем тему нашего сегодняшнего урока «Реки»

Давайте посмотрим на карту. Вы видите множество нитей голубого цвета. Все это реки.

На земле почти 20 млн. рек, но только 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Что же такое река?

Давайте обобщим ваши ответы и сделаем вывод, что «Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении», на картах обычно направление течения реки показывают стрелкой.

А участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку

На слайде речной бассейн показан желтым цветом.

Граница, разделяющая соседние речные бассейны, называется водоразделом - например, горы.

Водораздел – граница, разделяющая речные бассейны.

Действительно, по одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую - в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах - по наиболее возвышенной их части, на слайде водораздел показан пунктирной линией.

А теперь ребята, мы с вами будем изучать строение реки.

На прошлом уроке мы с вами, в тетрадях, начертили таблицу, которую будем сегодня заполнять все вместе.

Так же, на прошлом уроке вы поделились на группы и выбрали капитанов. Каждая группа отвечает за свою часть реки 1 гр.- Исток, 2 гр.- Устье и 3 гр.- Притоки.

У каждой группы на столе лежат следующие предметы:
1) Атласы 6 класса

2) Лист с номером и названием группы, а так же заданием, которое нужно выполнить, строго следуя плану написанному на этом листе. (Таблица заполняется капитаном, и используется им при ответе у доски.)

3) Текст «Реки» которым вы будете пользоваться для выполнения заданий и подготовки ответа.

4)Свое выступление вы будете сопровождать примерами, которые изображены как у вас на карточках, которые лежат на столе, так и на слайде презентации.

5)Так же у вас на столах лежит «Схема реки», с ней вы будете работать в конце урока, так что прошу вас отложить ее в сторону

Каждая группа заполняет только свой столбик в таблице, остальные столбики вы будете заполнять по ходу ответа другой группы.

После выступления капитана 3й группы у каждого из вас должна получиться полностью заполненная таблица.

На подготовку к ответу вам дается 5 минут, а ответ не должен превышать 3х минут.

За работу на уроке вам будут выставлены оценки, которые будут зависеть от качества выступления и активности на уроке. За нарушение дисциплины на уроке оценка будет снижена.

Приступайте.

Время подготовки закончилось, прошу капитана группы «Исток» выступить с сообщением.

Исток

Устье

Притоки

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Спасибо, теперь капитан группы «Устье».

Исток

Устье

Притоки

Исток – место, где река берет начало

Откуда река может начинаться?

(из родника, из болота, из озера, в горах)

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

(в море, озеро, или в другую реку)

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Приток – река, впадающая в более крупную реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Как же определить, какой приток – правый или левый?

(Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Капитан группы «Притоки»

Исток

Устье

Притоки

Исток – место, где река берет начало

Откуда река может начинаться?

(из родника, из болота, из озера, в горах)

Примеры:

р.Ока-родник
р.Москва-болото
р.Ангара – озеро
р.Терек – из гор

Устье – место впадения реки

Куда река может впадать?

(в море, озеро, или в другую реку)

Примеры:
р.Волга-в море
р.Селенга-в озеро
р.Иртыш-в реку

Приток – река, впадающая в более крупную реку

Какие притоки есть у реки?

(правые и левые)

Как же определить, какой приток – правый или левый?

(Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Спасибо капитанам за выступление! У вас должна получиться вот такая заполненная таблица.

Слушают учителя

О реках!

Они бывают разные, глубокие и мелкие, большие и маленькие, горные и равнинные.

Что такое река, какие еще они бывают.

Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.

Смотрят на карту

Слушают учителя

Разные варианты ответов

Записывают определение в тетрадь

Слушают учителя, записывают определение в тетрадь.

Слушают учителя

Учащиеся знакомятся с текстом и формулируют ответы на поставленные вопросы.

Отвечают сообщения

Отвечают сообщения

Записывают определения в тетрадь

Отвечают сообщения

Записывают определения в тетрадь

Закрепление,38-43 мин

А теперь давайте закрепим полученные сегодня знания и выполним задание на карточках со схемой реки. Ваша задача указать стрелками соответствие цифры на карте и названием части реки.

Давайте проверим что получилось. Для ответа поднимаем руку.

А сейчас передайте свою карточку соседу справа и проведем взаимоконтроль:

5 правильных ответов и нет исправлений – отлично

4 правильных ответа или есть одно исправление – очень хорошо

3 правильных ответа или 2 исправления – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Каждый участник выполняет задание в карточке.

Отвечают задание

Организационный момент, 43-45 мин

Итак, что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Выставление отметок

Спасибо за урок!

Мы узнали, что такое река, познакомились с понятиями исток, устье, притоки, бассейн реки и водораздел, а так же научились определять левые и правые притоки.

Подходят с дневниками на подпись, прощаются с учителем

Если осталось время, то можно провести с учениками работу с картой.

А теперь, используя карту России, давайте назовем крупнейшие реки России!