Будда Хотей — что символизирует в восточной культуре. Хотей для богатства и здоровья Смеющийся будда что в руках

Является богом счастья, общения, веселья и благополучия. Его часто называют смеющимся Буддой, Буддой Изобилия и «холщовым мешком». Статуэтки с изображением Хотея во всем мире используются в качестве действенного талисмана.

Что дарит людям бог Хотей с мешком за спиной?

Хотей по фен шуй наделяет людей успехом и везением в бизнесе, привлекает удачу, богатство, процветание и счастье к обитателям дома. Он является олицетворением щедрости, счастья, беззаботности и мировой гармонии.

Согласно поверью бог благополучия способен предопределить судьбу человека и исполнить его заветное желание.

Бог богатства по фен шуй является источником положительной . К тому же он способен к уничтожению негативной и смертоносной энергии Ши, а также к предотвращению вредного воздействия летящих звезд, несущих беды и болезни.

Как изображают бога веселья и благополучия

Хотей в фен шуй изображается лысым пузатым мужичком с огромным животом, который никогда не расстается с огромным мешком. Согласно одной версии в мешке бога веселья собрано много денег, золота и драгоценностей. Другая версия утверждает, что в его мешке хранятся человеческие горести, беды и проблемы.

Статуэтки Бога Хотей вырезаются из различных материалов. Для его изготовления используют дерево, камень, глину, гипс, металл и каменную крошку. Размеры фигурки также разнообразны, начиная миниатюрными и заканчивая огромными. Изготавливают Хотея и в виде брелоков.

Согласно фен шуй желательно, чтобы Хотей был окрашен в золотистый или в белый цвет.

Статуэтка Хотея может держать в руках разнообразные атрибуты: жемчуг, четки, вазу, веер, персик, коромысло. Он может сидеть на змее, слоне или черепахе, находиться рядом с Драконом.

Жемчуг свидетельствует о материальном и духовном богатстве, а персик гарантирует долгую жизнь. Четки говорят о поиске духовного пути, а монетки и золотые слитки – о богатстве. Веер в руках бога веселья избавит от всех преград и препятствий, а коромысло принесет неожиданное богатство. Бог Хотей, держащий посох, тыкву и связку древнекитайских монет, наделит успехом, счастливой долгой жизнью, финансовым благополучием и чистотой семейных отношений.

Если Хотей стоит рядом с Драконом, то он поможет привлечь в бизнес финансовые потоки и денежную удачу. Если Бог богатства сидит в пирамиде, а его окружают песок и монеты, то он будет постоянно привлекать в ваш дом денежные поступления и поможет преуспеть в делах. Бог веселья, окруженный детьми, поможет обзавестись потомством.

Выбирая фигурку или статуэтку, следует обратить внимание на один нюанс. Сидящий Бог Хотей является источником женской энергии Инь, а Хотей, который стоит, распространяет мужскую энергию Ян.

Куда поставить талисман Хотея

Прежде чем размещать фигурку Хотея, следует решить, что вы хотите приобрести. Если ваша цель – почет и уважение, то статуэтку поставьте в прихожей рядом с входной дверью. При этом согласно фен шуй Бог Хотей должен смотреть на дверь. Если вы мечтаете о признании, то Хотея следует поместить в южную часть дома. Если вы стремитесь стать удачливым в деньгах, выиграть большие деньги в лотерее, то идеальное место для талисмана Хотея – . Если вы желаете обрести гармонию в семье, то поставьте статуэтку . Бог богатства Хотей, размещенный на рабочем столе, отведет от вас заговоры, стрессы и предательство, привлечет карьерный рост.

Хотея с монетами или золотыми слитками необходимо расположить в зоне, которая отвечает за богатство. Лучшее место для Хотея с тростью – сектор здоровья. Бог богатства, несущий жемчуг, должен размещаться в . Хотея, окруженного детьми, можно поставить в юго-западную или в западную часть дома.

Но в любом случае фигурку можно поставить в наиболее заметном месте дома. Можно приобрести несколько фигурок бога богатства и разместить их в разных частях дома.

Хотей исполнит ваши заветные мечты

Согласно фен шуй, чтобы получить помощь Хотея, следует 300 раз потереть его животик по часовой стрелке, думая о своей мечте. Также рекомендуется гладить его живот перед выходом из дома: вас будет сопровождать удача.

Что говорит легенда о Хотее?

Прообраз Хотея – маленький толстый монах по имени Ци-Цы, который жил в Китае в конце десятого века. Он путешествовал по свету, неся с собой большой холщовый мешок и четки. Монах приносил людям удачу, здоровье и богатство. К тому же он всех заражал беззаботным искренним смехом. На вопрос о том, что хранится в его мешке монах отвечал, что весь мир.

СМЕЮЩИЙСЯ БУДДА

Смех - это самая суть религии. Серьезность никогда не бывает религиозна, не может быть религиозной. Серьезность существует из-за эго,- это, собственно, часть болезни. Смех есть отсутствие эго.

Да, есть разница между тем, когда вы смеетесь и когда смеются религиозные люди. Разница в том, что вы всегда смеетесь над другими - религиозный человек смеется сам по себе или из-за смехотворности человеческого бытия в целом.

Вы можете быть сектантом, но не религиозным человеком. Вы можете быть христианином, индуистом, буддистом, джайном, мусульманином, но вы не можете быть религиозным. Вы верите во что-то, но вы ничего не знаете. Вы верите в теории. Человек, не слишком обремененный, не имеющий груза теорий над своим существом, начинает смеяться.

Вся игра существования так прекрасна, что смех может быть единственным ответом на это. Смех может быть единственной молитвой, благодарением.

В Японии одного великого мистика, Хотея, прозвали смеющимся Буддой. Это один из самых любимых мистиков в Японии, и он никогда не произнес ни единого слова. Когда он стал просветленным, он начал смеяться, и когда бы кто-нибудь неспрашивал его: "Почему ты смеешься?"- он смеялся еще больше. И так он передвигался от деревни к деревне, смеясь.

Соберется толпа, и он засмеется. И постепенно - его смех был очень заразителен - кто-то в толпе начинал смеяться, потом кто-нибудь еще, и потом вся толпа начинала смеяться; смеяться потому... Почему они смеются? Все знают: "Это смешно; этот человек странный, но почему мы смеемся?"

Но все смеялись, и каждый был немножко обеспокоен: "Что люди подумают? Нет причины для смеха". Но люди ждали Хотея, потому что за всю жизнь они никогда не смеялись так тотально, с такой интенсивностью, что после этого смеха они обнаруживали, что их чувства стали более ясными. Их глаза могли видеть лучше; все их существо становилось светлым, как если бы исчезла великая тяжесть.

Люди просили Хотея: "Возвращайся снова", и он шел, смеясь, к другой деревне. Всю свою жизнь, что-то около сорока пяти лет после его просветления, он делал только одно: это был смех. Это было его посланием, его евангелием, его писанием.

И надо заметить, что в Японии никого не вспоминают с таким уважением, как Хотея. В каждом доме вы найдете статуэтки Хотея. И он не делал ничего, кроме смеха, и этот смех приходил из таких глубин, что он оставался со всяким, кто слышал его, и "запускал" его существо.

Хотея уникален. Во всем мире нет другого такого человека, который заставил бы смеяться так много людей вовсе без всякой причины. И каждый был насыщен смехом, и каждый был очищен смехом, и почувствовал себя так хорошо, как не чувствовал никогда.

Что-то из неизвестных глубин начинало звенеть колокольчиками в человеческих сердцах.

Этот Хотея имеет громадное значение. Это редкость, чтобы такой человек, как Хотея, ходил по земле. Надо, чтобы больше было таких людей, как Хотея; надо, чтобы больше храмов были полны смехом, танцем, пением. Потеряв серьезность, вы ничего не потеряете на самом деле, фактически станете более здоровым и целостностным. Но смех утрачен, все потеряно. Внезапно вы теряете торжество вашего бытия; вы становитесь бесцветными, однообразными, как бы мертвыми. Тогда ваша энергия больше не струится.

Люди совершенно забыли, что религия должна быть живой. Это - нечто, это должно быть усвоено. Это нечто, что должно циркулировать в вашей крови, стать вашими костями, самой вашей сутью. Невозможно думать об этом. Мысли - это самая поверхностная часть вашего существа. Вы должны проникнуться этим.

Но где бы ни родилась истина, луч света, ученые тут же собираются вместе - интеллектуалы, профессора, философы, теоретики - они прыгают на эту истину, они сокрушают ее; они превращают ее в мертвые теории и писания. То, что было живым, становится просто бумажкой. Реальная роза исчезает. Когда встречается истина - она не вербальна, она безмолвна. Она так глубока, что не может быть выражена словами. Но рано или поздно придут люди, которые облекут сев слова, систематизируют ее. И она будет убита этим самым систематизированием.

Хотея жил совершенно другой жизнью, в отличие от религиозного человека. Вся его жизнь была не чем иным, как постоянным смехом. О Хотея говорят, что иногда даже во сне он мог начать смеяться. У него был большой живот, и этот живот трясся. Люди спрашивали его: "Почему ты смеешься? и даже во сне!" Смех был настолько естественным для него, что вся и все помогало ему смеяться. Тогда вся жизнь - в бодрствовании или во сне - комедия.

Вы же обратили жизнь в трагедию. Вы сделали трагическую путаницу из вашей жизни. Даже когда вы смеетесь, вы не смеетесь. Даже когда вы делаете вид, что смеетесь, этот смех - просто насильственный, деланный, показной. Он приходит не из сердца, и вовсе не из живота. Это не есть нечто, приходящее из вашего центра; это просто внешнее, изображение. Вы смеетесь по причинам, которые ничего общего со смехом не имеют. Я слышал...

В маленьком офисе хозяин рассказывал старый избитый анекдот, рассказывал много раз. И все смеялись - надо смеяться! Они все скучали из-за этого, но хозяин есть хозяин. И когда хозяин рассказывает шутку, вы должны смеяться, это часть ваших обязанностей. Только одна женщина-машинистка не смеялась, она сидела прямо, серьезно. Хозяин сказал: "Что с вами случилось? Почему вы не смеетесь?" Она сказала: "Я ухожу с работы в этом месяце".

У людей на все есть свои причины. Даже смех становится бизнесом; даже смех экономичен, политичен. Даже смех - это не просто смех; потеряна чистота. Вы не можете даже смеяться, просто, как ребенок. А если вы не можете так смеяться, вы утрачиваете девственность, чистоту, вашу невинность.

Понаблюдайте маленького ребенка, понаблюдайте его смех - такой глубокий, он идет из самого центра. Когда ребенок рождается, то первое общественное действие, которому он учится - или, может быть, неправильно говорить "учится", потому что он приносит это с собой - это улыбка, это первое общественное проявление; через улыбку он становится частью общества. Это кажется очень естественным, спонтанным. Другие вещи придут позднее - когда он улыбается, это первый проблеск его бытия в этом мире. Когда мать видит, что ее ребенок улыбается, она становится невероятно счастлива - потому что эта улыбка указывает на здоровье, эта улыбка показывает разумность, эта улыбка показывает, что ребенок не тупой,. не отсталый.

Эта улыбка показывает, что ребенок собирается жить, быть счастливым. Мать просто трепещет. Улыбка - это первое социальное действие, и должна бы оставаться основным общественным действием. Следовало бы продолжать смеяться всю жизнь. Если вы можете смеяться во всевозможных ситуациях, вы станете способным сталкиваться с ними, и эти столкновения принесут вам зрелость. Я не говорю - не плачьте. В действительности, если вы не можете смеяться, вы не можете и плакать. Это происходит вместе; это является частью одного феномена бытия истинного и подлинного.

Есть миллионы людей, чьи слезы высохли; их глаза утратили сияние, глубину; их глаза потеряли влагу. Из-за того, что они не могут плакать, они не могут рыдать; слезы не могут течь естественно. Если смех искалечен, слезы тоже искалечены. Только человек, который смеется истинно, может истинно плакать. А если вы можете плакать и смеяться истинно, вы живы.

Эти настроения вашего внутреннего бытия, эти состояния - обогащают вас. Но вскоре все забывают это. То, что было естественным вначале, становится неестественным. Вам нужен кто-нибудь, чтобы толкать вас в смех, щекотать до смеха - только тогда вы засмеетесь. Вот почему в мире существует так много шуток.

Вы, возможно, заметили, что у евреев лучшие в мире шутки. А причина в том, что они жили в более глубоком несчастье, чем любая другая раса. Они должны были создавать шутки,- иначе они давным-давно бы умерли. Они прошли через столькие беды, их так много мучили в течение столетий, их сокрушали, убивали - они вынуждены были создавать смешное. Это было спасительным средством. Поэтому у них самые прекрасные шутки, самые смешные, самые глубокие.

Я должен рассказывать шутки, потому что я боюсь, что вы все - религиозные люди. Вы имеете тенденцию быть серьезными. Я должен щекотать вас, поэтому вы иногда забываете вашу религиозность, вы забываете все ваши философии, теории, системы, и вы опускаетесь на землю. Я должен приводить вас обратно к земле снова и снова; иначе вы будете стремиться стать серьезными, серьезными. А серьезность - это все более и более раковая опухоль.

Вы можете многому научиться у Хотея. Смех приносит силу. Теперь даже медицинские науки говорят, что смех - это одно из наиболее сильно действующих лекарств, которым природа обеспечила человека. Если вы можете смеяться когда вы больны, то вы скорее вернете ваше здоровье. Если вы не можете смеяться даже когда вы здоровы, то раньше или позже вы потеряете ваше здоровье и станете больным.

Смех приносит некоторую энергию из вашего внутреннего источника к поверхности. Энергия начинает струиться, сопровождая смех как тень. Наблюдали ли вы это? Когда вы действительно смеетесь, вы несколько моментов находитесь в состоянии глубокой медитации. Думанье останавливается. Невозможно смеяться и вместе с тем думать. Это диаметральные противоположности: либо вы смеетесь, либо вы думаете. Если вы действительно смеетесь, думание останавливается. Если же вы все-таки думаете, то смех будет просто так себе, он будет просто кое-как, где-то позади. Это будет искалеченный смех.

Когда вы действительно смеетесь, внезапно ум исчезает. Вся методология дзен состоит в том, как войти в не-ум. Смех - это одна из самых красивых дверей, чтобы попасть туда.

Насколько я знаю, танец и смех - это лучшие, наиболее естественные, наиболее легко доступные двери. Если вы действительно танцуете, думание останавливается. Вы продолжаете и продолжаете, вы кружитесь и кружитесь, и вы становитесь водоворотом - все ограничения, все разделения потеряны. Вы даже не знаете, где кончается ваше тело и начинается существование. Вы растворяетесь в существовании, и существование растворяется в вас; происходит перекрывание границ. И если вы действительно танцуете - не управляя, но позволяя танцу вести вас, позволяя ему овладеть вами, если вы одержимы танцем - думание останавливается. То же самое происходит со смехом. Если вы одержимы смехом, думание останавливается. И если вы познаете несколько мгновений состояния не-ума, эти проблески обещают вам гораздо больше того, что происходит. Просто вы должны больше и больше стараться овладеть этим качеством, качеством не-ума. Все больше и больше думания должно быть отброшено. Смех может быть прекрасным введением в состояние недумания.

Говорят, что Хотея не хотел называть себя дзен-мастером или собирать вокруг себя учеников. Вместо этого он ходил по улицам с котомкой за спиной, полной сладостей, фруктов и пирожков - он давал их детям, которые собирались и играли вокруг него.

Иногда эти дети были действительно детьми, а иногда эти дети были молодыми людьми, а иногда эти дети были стариками - не будьте введены в заблуждение словом "дети". Старые люди, гораздо старше, чем сам Хотея, они тоже были детьми с ним. На самом деле, чтобы войти в контакт с Хотея, вы должны были быть невинным ребенком. И он раздавал всякие штучки: игрушки, сладости, конфетки. Он говорил нечто символическое: что религиозный человек приносит вам это послание: не относитесь серьезно к жизни - это не что иное, как игрушка. Не относитесь серьезно к жизни - она не что иное, как сладость. Испробуйте это, но пусть она не овладевает вами. В этом нет питания. В этом нет истины. Вы не можете жить на этом.

Вы слышали слова Иисуса: Не хлебом единым жив человек. Может ли человек жить одними сладостями? Хлеб, по крайней мере, насыщает, сладости - нет. Вкус хороший, но последствия могут быть вредными.

Детям и старикам - он всегда рассматривал всех как детей - он давал игрушки; это очень показательно. Нельзя найти лучший способ сказать, что мир - это просто игрушка. И эта жизнь, про которую вы думаете, что она есть жизнь - совсем не истина - это просто подделка, сон, нечто преходящее. Не привязывайтесь к ней.

Если вы медитативный человек, вы отдаете, вы делитесь - вы не накапливаете, вы не скупец. Вы не владеете ничем. Чем можете обладать вы в этом мире? Вас не было здесь, а этот мир был, однажды вас не будет, а мир останется здесь. Как можете вы владеть? Как можете вы привязываться к тому, что "Я - владелец"? Как можете вы владеть чем-либо? И если вы медитативны, вся ваша жизнь будет отдаванием; вы будете отдавать все, что бы вы ни имели - вашу любовь, ваше понимание, ваше сострадание - все, что вы сможете отдать - вашу энергию, тело, разум, душу - все. И вы будете наслаждаться этим.

Нет большего наслаждения, чем делиться чем-нибудь. Давали ли вы что-нибудь кому-нибудь? Вот почему люди так радуются, когда они делают подарки. Это совершенное удовольствие. Когда вы что-то кому-то отдаете - может быть, ничего не стоящее, может быть, очень ценное - то этот просто способ, просто жест, невероятно удовлетворяет вас. Только подумайте о человеке, вся жизнь которого - подарок! Каждый момент которой - отдача; он живет на небесах.

Это и было учением Хотея: Делитесь! Отдавайте! Что еще может быть сказано, чему еще можно научить?

Дзен полагает, что истина не может быть выражена словами, но она может быть выражена жестами, действиями. Что-то может быть сделано. Вы не можете сказать это, но вы можете показать.

Будьте непривязанными, но будьте здесь - потому что нет другого места, где бы быть. Это единственный мир - нет другого мира. Поэтому ваши монахи, которые сидят в храмах и монастырях, в гималайских пещерах - они просто беглецы. Отрекитесь!- но нет нужды убегать. Отрекитесь - и все же будьте здесь. Будьте в мире, но не будьте вне мира. Оставайтесь в толпе и оставайтесь одинокими. Делайте тысячу и одну вещь, делайте все, что бы ни было нужно, но никогда не будьте делателем. Не накапливайте - вот и все.

Нет ничего плохого в земном бытии. Будьте земным, и все же оставайтесь неземным - в этом собственно и заключается искусство, искусство жить между двумя противоположностями, балансировать между двумя противоположностями. Это очень узкий путь, как лезвие бритвы - но это единственный путь. Если вы потеряете это равновесие, вы потеряете истину.

Оставайтесь здесь-и-сейчас в этом мире, и продолжайте жить по-своему, продолжайте жить с глубоким смехом в вашем существе. Танцуйте по-своему для Бога! Пойте по-своему для Бога!

Из книги Эзотерический буддизм автора Синнетт Альфред Пери

ГЛАВА IX БУДДА Исторический Будда, которого знает эзотерическая доктрина, не есть то лицо, рождение которого было окружено, по народному верованию, любопытными легендами; и его путь к посвящению не был отмечен чудесными сражениями, упоминаемыми в символиче­ской легенде. С

Из книги Двенадцать учителей человечества автора Холл Мэнли Палмер

Из книги Дух воина автора Холин Юрий Евгеньевич

Глава 1. Будда В ночь полной луны, в год 623-й до нашей эры в одном из районов нынешнего Непала в семье кшатриев родился принц по имени Сиддхартха Гаутама, которому суждено было стать величайшим учителем мира. Взрощенный, как и подобает его положению, в роскоши, получивший

Из книги Амулеты на здоровье. Амулеты на оздоровление и исцеление автора Гардин Дмитрий

«Будда Амитаюс» «Будда Амитаюс» (по-тибетски Тсепакме) является талисманом. Изображение Будды Амитаюса относится к символике тибетского буддизма школы Гелуг па. Символ широко распространен в Тибете и близлежащих государств, а также в Японии. Символ представляет собой

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора

Будда Вот изречение из знаменитой Сутры Сердца:Когда бодхисатва Авалокитешвара погружался в глубокую Праджняпарамиту, он понял, что все пять скандх пустые, преодолев, таким образом, пределы всех страданий. О, Шарипутра, форма это нечто иное, как пустота, а пустота – не что

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Будда внутри …Каждый раз, когда вы сможете найти время, – по крайней мере, раз в день вы должны найти время; подойдет любое время, но хорошо это делать на пустой желудок. Когда желудок пустой, доступно больше энергии. Нужно быть не голодным – просто желудок не должен быть

Из книги Жизнь без границ. Нравственный закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

XI. Кем был Будда? Вы часто говорите о Будде, но кем был Будда?Какая разница?Может, и никакой, но для некоторых людей это важно, как и для меня.Откуда мне знать, кем был Будда?Неужели никто не знает?Многие воображают, что знают, но обычно это просто традиция, которой их

Из книги Антикризиская программа автора Раджниш Бхагван Шри

ЗОРБА-БУДДА - Ошо, Так много современников и просветленных Мастеров, таких как Рамана Махариши, Мехер Баба, Георгий Гурджиев и Кришнамурти - работали с людьми, но люди больше обижаются на Вас, чем кого-либо еще. Ошо, в чем заключается ваша методика, и чем она отличается от

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Будда Два с половиной тысячелетия назад Господь Вишну послал на землю могущественного дживу, известного миру как Будда (Просветленный). Он родился в городе Капилавасту (нынешний Непал) в облике сына царя Шуддходана Сиддхартхи Гаутамы. В 29 лет он удалился от мира и начал

Из книги Магия и тайна Тибета автора Давид-Неэль Александра

Живой Будда Кроме различных должностных лиц, в гомпа есть особый класс людей, которые, как правило, не принимают прямого участия в бизнесе монастыря и живут более или менее отстраненно в своих роскошных особняках; это ламы, которых называют тулку.Тулку занимают в ламаизме

автора Карус Пол

Будда Вездесущий Благословенный обратился к братьям: /1/ «Только те, кто не верит, называют меня Готамой, но вы называйте меня Буддой, Благословенным, Учителем. Это будет правильным, так как в этой жизни я вступил в Нирвану, тогда как жизнь Готамы погасла. /2/ «Я» исчезло, а

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Будда отвечает Дэве Однажды, когда Будда жил в Джетаване, саду Анатхапиндики, небесный дэва пришел к нему в образе брахмана, лицо его сияло, а одежды были подобны снегу. Дэва задавал вопросы, а Благословенный отвечал. /1/ Дэва спросил: «Какой меч самый острый? Какой яд самый

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Сегодня мы познакомимся с добродушным буддой, которого многие наверняка видели в виде статуэток, привезенных с Востока. Его зовут Будда Хотей, и он обещает принести счастье в любой дом, где его любят.

Статья ниже расскажет много интересных вещей про этого будду: какое он имеет значение в восточной культуре, где его особенно почитают, с какими атрибутами его можно встретить и что они означают.

Также вы узнаете интересную историю, которая рассказывает, почему у Хотея такой большой живот. А в конце мы поделимся с вами советами, как загадать желание Хотею, куда его поставить в доме и в какую сторону гладить по животу, чтобы мечта непременно сбылась.

Бог счастья

Хотей очень почитается в Китае, в практике фен-шуй, но особенно – в Японии. Согласно здешним мифам, его причисляют к семи богам счастья. Его очень любят на Востоке, ведь он дарит богатую, благополучную, счастливую, веселую жизнь, наполненную общением с интересными людьми.

Будда Хотей

Его называют по-разному:

  • Хотей – по-японски;
  • Будай – по-китайски.

Главный спутник смеющегося Будды – мешочек из холста, который на японский переводится как «хо тэй ». Именно отсюда берет начало его имя.

Хотея часто называют Буддой за некоторое внешнее сходство с и его статуями. Но с точки зрения буддийской философии они не имеют ничего общего – Хотей происходит из другой культуры.

Фигурки Хотея – известные персонажи японского декоративно-прикладного искусства нэцке . Они могут быть разных размеров: от довольно больших статуй, например, у входа в магазин, до маленьких брелков, которые помещаются в кармане. Но сила Хотея не зависит от размеров – он всегда готов подарить достаток и финансовый успех своим обладателям.

В любой восточной сувенирной лавке можно встретить этого доброго толстячка. Владельцы магазинов покупают их, чтобы привлечь большую прибыль, а обычные семейные люди ставят их в доме, чтобы обрести счастье, гармонию и благополучие. От того, в какую зону квартиры поставишь статуэтку, зависит сфера деятельности Будды Изобилия.

На Чукотке есть аналог бога Хотея – его называют «пеликен». Он тоже принимает облик человека с доброй улыбкой и огромным животом, а его появление в доме сулит хозяевам счастье и удачу.


Пеликен — чукотский талисман

История

С богом Хотеем связано несколько забавных легенд. Его прототипом был настоящий монах из Китая, который жил в 10-м столетии. Его звали Ци-Цы.

Но, в отличие от других монахов, он не любил жизнь затворника. Ци-Цы много путешествовал, скитался по стране, постоянно приходя на ярмарки, базары – туда, где много людей. Зарабатывал он, предсказывая погоду или получая подаяния.

У него с собой были только четки из дерева, посох и холщовый мешок. Другим мешком был его огромный живот, который нельзя было спрятать ни под каким одеянием. Но китайцы очень любили его за это – считалось, что именно там сосредоточена жизненная энергия ци, а у Ци-Цы ее было так много.

Любили его еще за добрый нрав, широкую искреннюю улыбку. Где бы ни появился добродушный монах, там начиналось веселье, а людей, его окружавших, постигала удача, везение и богатство. При вопросе, что он прячет в мешочке, толстячок говорил, будто в нем таится целый мир.


Смеющийся Будда

С тех пор в миру его стали называть Хотеем. Он был запечатлен в статуэтках, статуях, которые приносили удачу своим обладателям. Пика популярности он достиг в Стране восходящего солнца в 15 веке, но даже сегодня без его изображения редко обходится обстановка любого японского дома.

Другая версия происхождения бога счастья восходит к фен-шуй, который связывает его с Буддой Майтрейей. Хотей, или как его называют в Китае, Будай, был богом, очень красивым и добродушным. Он сводил с ума тысячи женщиной, но не мог быть ни с одной из них и, сам того не желая, оставлял их несчастными.

Чтобы прекратить страдания женщин, он принял облик толстого лысого божества. А чтобы утолить их печаль, каждой женщине он даровал счастье, богатство и удачу.

Разновидности

Хотея на фигурках изображают старичком с лысиной, широкой улыбкой, бездонным животом и обязательно – с бездонным мешком. Одни говорят, что там у него хранится счастье, а другие – будто туда он собирает огорчения и печали людей.


Хотей на черепахе-драконе

Статуэтки встречаются разных размеров, но обычно имеют белый, зеленый или золотистый.Глиняные, деревянные, гипсовые, металлические, каменные – материал особой роли не играет.

Другое дело – атрибуты и спутники Хотея. От них зависит, что именно подарит вам бог счастья. Он может изображаться по-разному:

  • на жабе с тремя лапами – сулит обладателю быстрое обретение богатства без особых усилий;
  • на животном – смеси дракона с черепахой – помогает бизнесменам выстраивать хорошие отношения с партнерами, заключать доходные контракты, удачно вкладывать деньги и дружить с успешными людьми;
  • с жемчужиной – также приносит богатство, но еще стимулирует к духовному росту;
  • с – дарит благополучиеи отворяет дверь к получению знаний;


Хотей с четками

  • с веером – создает ветер перемен, которые меняют жизнь самым лучшим образом;
  • с посохом из женьшеня, бамбуком или тыквенной чашей – привлекает богатство, здоровье и долгие годы жизни;
  • с коромыслом – влечет за собой несметные богатства, счастье в семье, ведь коромысло держит корзину с золотом, цельными слитками и монетами;
  • с горой песка из золота и монет – способствует сосредоточению на важном деле, без отвлечения на пустяки, и вскоре – взлету по карьерной лестнице;
  • с мешком за спиной – дарит везение, благосостояние, которое будет достигаться с легкостью: работа будет приносить удовольствие и даваться без труда;
  • с короной – покровительствует знаменитостям;
  • с детьми – помогает семейной паре поскорее зачать долгожданных детей и приносит деньги на их воспитание.


Хотей с детьми

Хотей в интерьере

Сила бога счастья зависит еще и от того, куда его поставить в доме:

  • в прихожей, лицом к входной двери – дарит уважительное отношение окружающих, славу, почет;
  • на юге квартиры – влечет признание талантов и способностей главы семьи;
  • сектор юго-востока – привлекает богатство, например, находит новую, более прибыльную работу или выигрыш в лотерею;
  • сектор востока – дарит тепло семейного очага, гармонию;
  • зона запада или юго-запада – помогает завести детей, воспитать из них хороших людей;
  • рабочий стол – способствует удачной карьере, легкости в работе, желанию творить и созидать, спасает от сплетников и недоброжелателей.

Фигурок Хотея в интерьере может быть несколько. Они умеют творить чудеса и исполнять конкретные пожелания. Для этого нужно триста раз погладить толстячка по животу по часовой стрелке, непрерывно размышляя о предмете своих желаний.

Хотей с короной

Можно поглаживать животик каждый раз перед тем, как выйти из дома – тогда Хотей подарит удачу и везение на весь день. Но важно помнить, что он любит чистоту и внимание – фигурка должна стоять на видном месте, чтобы все гости могли любоваться им, а пространство вокруг него следует постоянно прибирать. Тогда Хотей непременно будет делать каждый ваш день счастливым, богатым и удачным.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть богатство, удача и семейное благополучие всегда присутствуют в вашей жизни.

И присоединяйтесь к нам — будем искать истину вместе. До встречи!

0 5362

Статуетку Хотея по-другому называют Смеющийся Будда. Это наверное единственный из символов фэн-шуй, окруженный многими значениями и толкованиями и имеющий такое огромное количество разновидностей.

Первая легенда для статуэтки под названием Смеющийся Будда гласит: Будда был очень красив, за что его любили женщины. Ты же знаешь, дорогой читатель, что привлекательность зачастую может стать наказанием, а не благословлением. Из-за огромного количества проблем и разбитых сердец, которые вызвал Будда своей красотой, он решил изменить свой облик и стал улыбающимся толстяком — весельчаком.

Вторая Легенда о Хотее — так тоже называют эту статуэтку. История поведала нам о странствующие монахе, за плечами которого был тяжёлый мешок. В него он собирал все людские проблемы и несчастья, о которых рассказывали ему. Взамен же одаривал человека многими благами: легкостью, изобилием, достатком, весельем и хорошим настроением, как-будто снимал огромный груз проблем с плеч.

Как определить кто перед вами — статуэтка бога Хотей или Будда?

После того, как вы узнали о преданиях сопровождающих эти статуэтки, различить их не для кого не составит труда. Если перед вами смеющийся толстяк, монах с мешком — это Хотей. Во всех остальных случаях, а их немало — .

Виды статуэтки смеющегося Будды?

Так как многие путают названия по факту одной и той же статуэтки и это не имеет принципиального значения, далее понятия смеющегося Будды и монаха Хотея обьединяем. Часто можно встретить название Бог Хотей.

  • Будда с монетой,
  • Будда с веером,
  • с чашей из тыквы,
  • с жемчужиной,
  • с драконом на плече,
  • с четками или свитком в руках,
  • Будда с китайской короной на голове,
  • с детьми,
  • с коромыслом.

Какого смеющегося Будду или Хотея выбрать? Хотей значение

Что означает статуэтка Хотея? Смеющийся Будда значение?

Общее значение статуэтки Хотея или смеющегося Будды — веселье, крепкое здоровье, легкости жизни и ненавязчивые решения жизненных проблем. Своей улыбкой Хотей как бы говорит нам: если посмотреть на огромную проблему или свой страх сквозь улыбающиеся глаза, она обесценивается и становится не такой уж и страшной.

Как загадать желание статуэтке бога Хотея, чтобы оно 100% сбылось?

Перед тем, как обдумать и загадать желание перед статуэткой бога Хотей, следует подготовится и произвести ритуал без ошибок. Для начала познакомьтесь с ним. Не берите загадывать желание сразу же после того, как статуэтка появилась у вас в доме. Представьтесь, разместите статуэтку в секторе богатства, или здоровья, духовного развития. Это зависит от того, какого вида ваша статуэка Хотея. Чаще поглаживайте статуэтку по животику.

  1. Приготовьте подношение Хотею. В мешочек насыпьте 3 рисинки, 3 монетки, сладость. Перевяжите желтой ниточкой.
  2. Напишите свое желание на листе бумаги. Чем шутливей и веселей будет записка, тем лучше.
  3. Зажгите свечи и посидите некоторое время с Хотеем. Всматривайтесь в его веселое лицо. Такая мини медитация освободит ваш разум и привлечет энергию на исполнение желаемого.
  4. Положите мешочек под статуэтку. Погладьте животик 9 раз.
  5. Поглаживайте животик ежедневно. Так вы формируете ситуацию, что желаемое придет к вам. Нужно будет сделать лишь маленькие шаги навстречу.

Где ставить статуэтку хотея или смеющегося Будды?

Этот символ фен-шуй настроения можно располагать в любом секторе квартиры. Если поставить статуэтку с веером в прихожей, получится сильный защитный талисман, который будет влиять на всех чужих людей входящих в помещение.


Смеющийся Будда (Хотей) стирает культурные различия между китайцами, японцами, индийцами, а теперь и западным миром, поскольку миллионы поклонников фэншуя на западе уже успели полюбить этот веселый символ удачи.

В любой индийской тканной лавке его знают как «счастливого человечка» - на протяжении долгих лет носил он это имя, а в настоящее время даже полуграмотный уличный торговец скажет вам, что упитанный весельчак - это не кто иной, как Смеющийся Будда (на китайском 笑佛 xiào fú ). Китайцы, зовущие его «Хотей» или «Будай», верят, что весельчак на самом деле жил в Китае более тысячи лет назад и являлся реальным буддийским монахом.

Весёлый, вечно смеющийся монах Хотей стал своеобразным символом хорошего настроения: любой унылый серый день становится светлей от одного только взгляда на блестящее шарообразное пузо, лысину и веселое пухлое лицо, всеми своими морщинками излучающее искреннее веселье.

Считается, что происхождением Смеющийся Будда, или Хотей, обязан буддийским и синтоистским религиозным верованиям, истоки его появления можно проследить еще со времен китайской династии Поздняя Лян. Давным-давно жил буддийский монах, известный под именем Цицы (契此 qiècǐ ), он и послужил прототипом для всем известного Хотея, Смеющегося Будды, «счастливого человечка» или Майтрейи.

Цицы рассматривался в качестве Будды Грядущего (Майтрейя), но из-за своего большого выступающего живота, он был карикатурно изображен как «Смеющийся Будда».

С 15 века Хотей также является одним из семи японских синтоистских богов удачи.

В древности буддийские монахи проповедовали свою религию в Японии, пытаясь найти верный путь к сердцам местного синтоистского населения. Декларируя буддистские принципы на примере синтоистских ками, монахи преуспели в представлении буддизма, как такой же безусловной истины. Ками рассматривались синтоистами как боги и объекты поклонения. Буддийские монахи использовали это верование для демонстрации общей буддийской практики, таким образом возымев большое влияние на местное население. Впоследствии, буддизм стал широко распространён в Японии. Однако ей одной дело не ограничилось – буддизм стал частью еще и китайской культуры. У входа в любой китайский буддийский храм обычно находится статуя Смеющегося Будды, которому поклоняются, как богу удачи и процветания.

О Хотее так же известно, что он постоянно ходит с мешком, доверху наполненным сокровищами, конфетами для детей, едой и подарками для бедных. Иногда его изображают сидящим на повозке, запряженной юношами, а иногда - размахивающим веером, исполняющим желания. Огромный толстый живот Хотея - это символ счастья, удачи и щедрости.

Другой предмет, который часто можно видеть вместе со Смеющемся Буддой - это миска для подаяния, символ, отсылающий к буддийской философии.

Интересно, что на китайском и на японском языках название весельчака пишется одинаково и переводится схоже: 布袋 - «холщовый мешок», а в японском еще и «обжора», однако на японском эти иероглифы звучат как «Хотей», китайцы же произносят их как «Будай» bùdài .

Считается, что если потереть живот Хотея, то удача и богатство неизбежны. Хотей украшает множество домов, храмов и ресторанов. В качестве одного из семи счастливых богов он стал символом довольства и процветания.

Одним из главных заблуждений западного человека относительно Хотея является отождествление Смеющегося Будды с Буддой Гаутамой, основателем буддизма. Будда Гаутама (настоящее имя Сиддхартха) родился в Лумбини (Непал) около 2500 лет назад. Смеющийся Будда является одним из буддийских монахов, последователем религии, основанной за 1500 лет до его рождения.

«Будда», что значит «просвещённый», не единственный в своём роде - считается, что существовало 7 будд. Шесть предшественников Гаутамы были затворниками, уединённо медитировали и ушли из мира так и оставшись неизвестными. Гаутама Будда был седьмым, он же привлек внимание общественности, основал буддизм и широко проповедовал своё учение.